Скачать 3.05 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мининская средняя общеобразовательная школа Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Мининской средней общеобразовательной школы на 2011 – 20 15 годы Разработчики: администрация и педагогический коллектив МБОУ Мининская СОШ 2011 год Оглавление № п/п Содержание Страница 1. Пояснительная записка 3 2. Планируемые результаты освоения обучающимися 9 основной образовательной программы начального общего образования 3. Учебный план начального общего образования 39 4. Программа формирования универсальных учебных 42 действий у обучающихся на ступени начального общего образования 5. Рабочие программы отдельных учебных предметов, 70 курсов 6. Программа духовно-нравственного развития, 70 воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 7. Программа формирования культуры здорового и 111 безопасного образа жизни 8. Программа коррекционной работы 128 9. Система оценки достижения планируемых 138 результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Сегодня образование рассматривается не только как важнейший социальный институт, но и как важнейшая социальная деятельность общества. Это означает, что новая школа, образовательная система требуют применения иных способов управления, что предполагает переосмысления базовых условий организации школьной жизни. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мининская средняя общеобразовательная школа является некоммерческой организацией и осуществляет свою деятельность в соответствии с международным законодательством в области защиты прав и законных интересов ребенка, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, решениями соответствующих органов управления образованием администрации Емельяновского района, договором между Учреждением и Учредителем. нормативными правовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления, Уставом и своими локальными актами. Место нахождения Учреждения: 663029, Красноярский край, Емельяновский район, поселок Минино, ул.Зеленая 23. Основными целями Учреждения являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. В МБОУ Мининской СОШ с учетом интересов родителей (законных представителей) и по согласованию с Департаментом образования могут открываться классы компенсирующего обучения. По решению Департамента образования в Учреждении могут открываться специальные (коррекционные) классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Деятельность данных классов (в том числе их наполняемость) регламентируется соответствующими нормативными актами Учебный год в Учреждении начинается, как правило, первого сентября. Продолжительность учебного года устанавливается:
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в первом классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы в третьей учебной четверти. Режим работы Учреждения определяется исходя из максимальной учебной нагрузки обучающихся на каждой ступени образования в соответствии с учебным планом Учреждения и санитарно-гигиеническими требованиями Для обучающихся первой ступени продолжительность учебной недели - 5 дней. Продолжительность академического часа в первом классе составляет не более 35 минут, в последующих классах – не должна превышать 45 минут Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мининская средняя общеобразовательная школа играет заметную роль в развитии муниципальной и региональной системы образования. Достигается это благодаря созданной в школе системе научно -методической работы, одним из направлений которой является инновационная деятельность, а также работа по реализации Программы развития школы. Основное направление образования в нашей школе – адаптация обучающихся к жизни в современном обществе на основе общего основного и полного образования в рамках государственных стандартов, обеспечивающих, прежде всего, становление личности ребенка в учебной и вне учебной деятельности. Главный акцент в своей деятельности наша школа, исходя из неоднородности контингента ее учеников, делает на учете индивидуальных особенностей каждого ребенка. Иными словами, образовательный процесс строится, технологии обучения подбираются таким образом, чтобы каждый ученик (по своим возможностям) был вовлечен в активную учебную деятельность в зоне его ближайшего развития, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно. Стратегическая цель Программы развития - создание образовательного пространства, способствующего саморазвитию и самореализации личности каждого обучающегося с учетом его индивидуальных способностей, что соответствует Концепции модернизации российского образования. Достижение стратегической цели осуществляется поэтапно через основные программные мероприятия, обеспечивающие кадровые, научно-методические, материально-технические и другие условия реализации стратегических задач. Управление (руководство) школой осуществляют директор, администрация школы (заместители директора). Формами самоуправления в школе являются: - Управляющий совет; - Общее собрание трудового коллектива; - Педагогический совет; - Родительские комитеты. Деятельность всех органов самоуправления школы регламентируется локальными актами и зафиксирована в Уставе школы Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ, ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных целях школы. Эта стратегия модернизации задает новые требования к ступеням школьного образования в целом: - переход на новые стандарты образования; - относительная завершенность общего образования в основной школе; - возможность индивидуального выбора профиля обучающимися на старшей ступени школы. Существующие сегодня традиционные для массовой школы модели организации образовательного процесса на различных ступенях общего образования нуждаются в существенной модернизации, поскольку от них в огромной степени зависит целостное обновление содержания образования, получение школьниками нового опыта, адекватного современным требованиям опыта жизни. Смена парадигмы образования от традиционной к личностно ориентированной, переход образования на новые государственные стандарты требуют от школы совершенствования, изменения; от каждого педагога - становление его как профессионала, глубоко знающего свой предмет и легко ориентирующегося в инновациях, психологических процессах, владеющего разными технологиями преподавания своего предмета. Исходя из анализа данных факторов, считаем необходимым: . выработку и реализацию качественно нового, личностного и развивающее - ориентированного образования на основе сохранения и поддержки индивидуальности ребенка; · создание условий для предметно – нравственной среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, организованную в зависимости от возрастной специфики его развития; · интенсивное включение в образовательный процесс школы возможностей дополнительного образования (кружки, секции, студии); · создание условий и механизмов внутри школы для возникновения детских, общественных организаций, ученического самоуправления; · формирование устойчивости к асоциальным влияниям, к возникновению вредных привычек и неадекватных способов поведения; · создание условий для осознанного выбора каждым обучающимся своей образовательной траектории. Начальная школа - особый этап в жизни ребёнка, связанный: - с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка - с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию; - с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании социальном признании и самовыражении; - с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития; - с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе; - с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексии; - с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества с взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения. Учитываются следующие характерные для младшего школьного возраста (от 6,6 до 11 лет): - центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково- символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; - развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены: - личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно- смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально- личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; - метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); - предметные результаты - освоенные обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Содержание основной образовательной программы начального общего образования сформировано с учётом социокультурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс. В ходе освоения образовательных программ при реализации учебного плана на первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе: - закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка - система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат; - формируются универсальные учебные действия; - развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Содержание образования на этой ступени реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому учебному предмету. Специфика и технологии обучения Основная образовательная программа предусматривает: • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья; • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей; • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно- технического творчества и проектно-исследовательской деятельности; • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды; • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; • возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке классных руководителей и других педагогических работников; • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района, города) для приобретения опыта реального управления и действия. В школе применяются следующие технологии деятельностного типа: 1. РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо); 2. Информационные технологии; 3. Развивающего и проблемного обучения; 4. Проектно-исследовательские. Цели Основной образовательной программы начального общего образования:
Для достижения целей Основной образовательной программы начального общего образования необходимо воплотить следующие принципы: -расширение прав ребенка и родителей -уважение к личности ребенка -учет образовательных интересов каждого ученика -соответствие образовательного стандарта возрасту -обеспечение полноценного психического и физического развития -охрана здоровья детей Содержание Основной образовательной программы начального общего образования определяется нормативно – правовыми документами: - Конвенция о правах ребенка - Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» - Закон РФ «Об образовании» - Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» - Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - Закон Красноярского края «Об образовании» - Стратегия развития системы общего образования Красноярского края - Устав школы - Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Основная образовательная программа начального общего образования основана на системно-деятельностном подходе, который предполагает:
Планируемые результаты (цели) освоения обучающимися Основной образовательной программы начального общего образования. Основная образовательная программа начального общего образования учитывает характерные особенности младшего школьного возраста (от 6,6 до 11 лет):
a) готовность и способность обучающихся к саморазвитию; b) сформированность мотивации к учению и познанию; c) ценностно-смысловые установки выпускников, отражающи их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; d) сформированность основ российской, гражданской идентичности.
a) освоенные универсальные учебные действия (познавательные регулятивные и коммуникативные).
a) освоенный опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению; b) система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Внедрение Основной образовательной программы начального общего образования предусматривает достижение следующих целей:
Портрет выпускника. В результате изучения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных универсальных учебных действий - внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. Содержание обучения должно содействовать развитию любознательности и заинтересованности, осознанию необходимости изучаемого материала, интеллектуальной удовлетворенности, получаемой от процесса обучения. В сфере регулятивных универсальных учебных действий - владение учебными действиями, направленными на организацию работы в школе и вне ее, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий - воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач. Учитель вводит обучающихся в сферу учебного предмета, создает атмосферу эмоциональной включенности, возбуждения интереса к предмету, закладывает основы системных знаний, отрабатывает технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач (т.е. научить учиться, обеспечить в будущем успешность его школьной карьеры до самого выпуска). Создание прочной базы знаний, умений и навыков, необходимых для перехода в основную школу. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий - приобретение умения учитывать позицию собеседника организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты. 2.1.1. Личностные универсальные учебные действия. У выпускника будут сформированы:
Выпускник получит возможность для формирования:
2.1.2. Регулятивные универсальные учебные действия. Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
2.1.3. Познавательные универсальные учебные действия. Выпускник научится:
признаков;
Выпускник получит возможность научиться:
2.1.4. Коммуникативные универсальные учебные действия. Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
2.2. Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты). В результате изучения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускник научится осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускник овладеет элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. У выпускника будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Выпускник сможет использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях. Выпускник получит возможность научиться самостоятельно, организовывать поиск информации, приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. 2.2.1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного. Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
2.2.2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации. Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
2.2.3. Работа с текстом: оценка информации. Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
2.3. Русский язык. В результате изучения курса русского языка научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, сформируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. В процессе изучения русского языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий. У выпускника будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Он получит начальные представления о нормах русского языка (орфоэпических лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научится ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. Будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы. Выпускник на ступени начального общего образования:
2.3.1. Содержательная линия «Система языка» |
Основная образовательная программа начального общего образования... Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования — обеспечение выполнения требований фгос ноо |
Приказ от 01. 09. 2014 №188 Основная образовательная программа начального... Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №9 |
||
Бразовательная программа основного общего образования Муниципального... Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №27 им. Н. С. Лескова с углубленным изучением... |
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального... Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования – 35 |
||
Пояснительная записка Основная образовательная программа среднего... Основная образовательная программа среднего общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной... |
Образовательная программа начальной школы муниципального общеобразовательного... Стандарт к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени... |
||
Образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Новобытовской средней общеобразовательной школы с углубленным изучением... |
Основная образовательная программа начального общего образования Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Новосельской... |
||
Отчет о результатах самообследования муниципального бюджетного общеобразовательного... Самообследование муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Бриакан проводилось... |
Образовательная программа начального общего образования муниципального... Информационная справка о муниципальном общеобразовательном учреждении «Средней школы №52» |
||
Образовательная программа основного общего образования Муниципального... Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 5 |
Администрация серовского городского округа О переименовании Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №14 им. В. Ф. Фуфачева и утверждении... |
||
Положение о педагогическом совете муниципального бюджетного общеобразовательного... Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. №273-фз, нормативного акта моин РФ «Порядок организации и осуществления образовательной... |
Доклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... Ежегодный публичный доклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной |
||
Доклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... Ежегодный публичный доклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной |
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 11 |
Поиск |