Скачать 472.65 Kb.
|
«Дитя не только готовится к жизни, но уже живёт» К. Д. Ушинский CТУПЕНЬКИ ДЕТСТВА ПРОГРАММА для педагогов и родителей по организации развивающего и воспитывающего обучения детей старшего дошкольного возраста Авторы: д. п. н., проф. Н. М. Конышева; к.п.н., доц. О. И. Бадулина; к.п.н., доц. М. В. Зверева Под ред. Н. М. Конышевой Рекомендована Ученым советом Института педагогики и психологии ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Москва, 2009 Программа «Ступеньки детства» предназначена для подготовки детей к школьному обучению и рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5,5 – 6,5 лет). Она может использоваться как в групповой, так и в индивидуальной работе с ними: в ДОУ, группах кратковременного пребывания детей, не посещающих детский сад (создаваемых на базе школ, внешкольных учреждений и пр.), а также в условиях домашнего воспитания; для каждой формы организации работы в программе приводятся варианты недельного планирования. Основу программы составляют прогрессивные концепции развивающего обучения, а ведущая идея состоит в гармоничном развитии ребенка: без искусственного ускорения, с максимальным учётом природных законов развития. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом для практической организации работы с дошкольниками. Все материалы прошли многолетнюю опытную проверку в различных регионах России, которая подтверждает их эффективность. Содержание Концептуальные основы программы ……………….. …………………… 3 Принципы программы «Ступеньки детства» .. …………………………….8 Основные задачи программы «Ступеньки детства» .. ……………………. 9 Основные линии развития ребёнка в плане осуществления преемственности дошкольного образования и школы. ……….……………………………… 9 Организация учебно-воспитательного процесса …………………………. 11 Особенности методов, средств и форм организации деятельности дошкольников ……………………………………………………………… 14 Особенности содержания занятий с дошкольниками ……………………. 16 Краткая характеристика основных предметных областей программы … 22
Литература ………………………………………………………………….. 38 Об авторах учебно-дидактических и методических пособий, издаваемых по программе «Ступеньки детства» …………………………………………. 41 Концептуальные основы программы Программа «Ступеньки детства» предназначена для подготовки детей к школьному обучению и рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5,5 – 6,5 лет). Она может использоваться как в групповой, так и в индивидуальной работе с ними. При создании учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию данной программы, авторы делали основную установку на группы кратковременного пребывания детей, не посещающих детский сад. Эта форма работы с детьми дошкольного возраста получает всё более широкое распространение и нуждается в соответствующей организационно-методической поддержке. Помимо таких групп программа и учебно-методические материалы, обеспечивающие её реализацию, могут быть использованы в любых образовательных учреждениях для детей дошкольного возраста и в условиях домашнего воспитания. Основные концептуальные идеи программы выдвинуты и разработаны коллективом преподавателей кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Московского городского педагогического университета. Они являются результатом теоретического исследования, начатого в 1998 г., и последующей опытно-экспериментальной работы. Прежде всего выдвинутые теоретические и методические идеи проверялись разработчиками программы и учебно-методических материалов в опытной работе с детьми в условиях специально созданного при университете психолого-педагогического Центра «Развитие» (с 2000г.). Одновременно (с 2002г.) программа и УМК проходили широкую опытную проверку в дошкольных образовательных учреждениях России и получили положительную оценку со стороны педагогов и родителей. Программа «Ступеньки детства» является комплексной и включает в себя такие важнейшие линии развития ребенка-дошкольника, как: психофизиологическое развитие и охрана здоровья, социально-личностное, эмоционально-эстетическое, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие. В основу данной программы положена идея о необходимости более строгого соблюдения природных законов развития ребенка в рамках развивающего обучения и связанная с ней идея преемственности в разных звеньях образовательного процесса в детских учреждениях. К настоящему времени накопилось достаточное количество научно-педагогического материала, а также реально существует обширная практика развивающего обучения, в том числе связанная с решением вопросов преемственности в работе образовательных учреждений. В результате весьма явственно обозначились общие тенденции в реализации этих социально и педагогически значимых проблем, многие из которых, к сожалению, неутешительны. Старшие дошкольники, в соответствии с различными действующими программами, довольно много времени уделяют систематическим занятиям, что, однако, в подавляющем большинстве случаев не обеспечивает ни реального развития, ни полноценной готовности к школьному обучению. Психологами, педагогами и медиками отмечается опасная тенденция снижения физического и психического здоровья дошкольников в силу откровенного форсирования учебной деятельности, организуемой без достаточного учёта природных законов развития ребенка. В результате фактически вместо полноценного развития и подготовки к школьному обучению многие дети на момент поступления в школу не только заметно снижают учебную мотивацию, но и в значительной степени истрачивают свои физические и психические ресурсы. Зачастую практика такой форсированной подготовки к школе связывается с якобы постоянно усложняющимся содержанием школьного образования. Однако этот аргумент является ложным. Современное содержание начального образования (в рамках любой из действующих сегодня программ!) не требует от ребенка, поступающего в школу, и половины тех преждевременных знаний, которыми его зачастую «нагружают» в дошкольном возрасте. Основные трудности в усвоении ребёнком программного содержания школьных предметов связаны отнюдь не с их объективной сложностью (она невелика), а именно с бедностью базового чувственного опыта, недостаточной развитостью психических процессов и способов учебной деятельности. Таким образом, анализ опыта «развивающего обучения» как обучения «многознанию» и форсирования интеллектуального развития детей за счет преждевременного включения абстрактных форм познания подводит к выводу о несостоятельности такого подхода. Необходимо формирование принципиально нового общественного сознания в отношении к данной проблеме. В целом наша программа не предполагает революционной перестройки сложившихся подходов к дошкольному образованию, основные изменения связаны с преодолением опасных тенденций именно последних десятилетий, но с учетом и с опорой на положительный опыт отечественной и зарубежной педагогики. Соответственно этому предлагаемая нами система работы с дошкольниками по подготовке их к школьному обучению включает: - мотивационную готовность (т.е. внутреннее стремление к приобретению знаний); - интеллектуально-познавательную готовность (развитость основных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и пр.); - деятельностную готовность и развитость практических процессов и действий (ориентировка в задании, действия по его выполнению, самоконтроль); - социально-личностную готовность (определенный уровень воспитанности личностных качеств, предполагающий умение общаться и взаимодействовать с людьми, а также работоспособность). Именно это и должно быть сформировано у малыша в дошкольный период, чтобы обеспечить ему успешное обучение в школе. Есть и еще одна сторона в проблеме дошкольного воспитания – это развитие духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой его психического здоровья. В современных условиях данный вопрос имеет глобальное значение, и во многом именно его правильное решение определяет сохранение человека не только как духовного существа, но и как вида. Сегодня мы вынуждены вспомнить, что психическое здоровье нации зависит от психического здоровья каждого отдельного человека. А последнее, в свою очередь, представляет собой твердую систему высших нравственных ценностей (идей): идеи совести, долга, чести, жизни. В дошкольный период закладываются основы не только интеллекта, но в первую очередь именно нравственности, что мы предлагаем осуществлять без лозунгов, назиданий и каких-либо специальных занятий или тренингов, а исключительно через организацию жизни и деятельности детей и за счет определённой расстановки акцентов в содержании занятий. Подобный подход делает работу по духовно-нравственному развитию детей естественной, лишённой нарочитости и, главное, не утомительной для дошкольников. Соответственно всему изложенному выше все компоненты программы «Ступеньки детства» приобретают специфическую окраску и иерархию приоритетов. Принципы программы «Ступеньки детства»
Основные задачи программы «Ступеньки детства» 1. Укрепление психофизиологического здоровья детей, создание предпосылок к духовно-нравственному саморазвитию личности. 2. Развитие любознательности, стремления к расширению знаний. 3. Развитие инициативности, самостоятельности, активности. 4. Формирование и развитие основных познавательных процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи) и умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и пр.). 5. Формирование приемов учебно-познавательной деятельности (ориентировка в задании; действия, необходимые для его выполнения; самоконтроль). 6. Формирование коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать с педагогом и со сверстниками. 7. Методическая поддержка педагогов дошкольных образовательных учреждений, позволяющая осуществлять полноценное развитие ребенка с сохранением его физического и психического здоровья, в тесной взаимосвязи с естественными потребностями и законами. Основные линии развития ребёнка в плане осуществления преемственности дошкольного образования и школы 1. Психофизиологическое развитие (забота о сохранении здоровья, развитие функциональных возможностей организма, формирование представлений о здоровом образе жизни, привитие необходимых навыков и привычек, поддерживающих психофизиологическое развитие). 2. Духовно-нравственное развитие (формирование представлений о моральных ценностях, овладение морально-нравственными эталонами, воспитание нравственных чувств, воспитание внимательного и участливого отношения к окружающим). 3. Эмоционально-эстетическое развитие (воспитание эмоциональной отзывчивости, формирование эстетических эталонов, развитие ассоциативно-образного мышления, интереса к творческой деятельности; овладение средствами выражения эмоционально-оценочного отношения к окружающему). 4. Социально-личностное развитие (воспитание культуры взаимодействия с окружающим миром, осознания себя как личности и индивидуальности). 5. Интеллектуально-познавательное развитие (развитие познавательного интереса, активности, эрудиции, психических процессов и умственных действий; формирование структуры учебной деятельности). Все обозначенные линии или направления работы реализуются комплексно: во всех конкретных видах деятельности они проходят во взаимосвязи друг с другом. В первую очередь это обеспечивается специально разработанной системой учебных занятий, которые по своему содержанию соответствуют интересам, запросам и возможностям детей на каждой возрастной ступени. Помимо этого большое значение мы придаём организации повседневного общения, а также соответствующих видов свободной деятельности при проведении досуга. Это означает, что мы не предполагаем каких-либо узконаправленных занятий с детьми по отдельным, локальным сферам их развития, какими бы важными эти сферы ни представлялись сами по себе. Например, в настоящее время появилось много специальных разработок, даже учебников по организации своеобразных практикумов, тренингов и т.п., нацеленных на развитие важнейших психических процессов (памяти, мышления, воображения и пр.) или ценных социально-личностных качеств (лидерства, коммуникативных умений и т.д.). Подобные практикумы и тренинги подчас включаются в качестве самостоятельных «развивающих» занятий (наряду с обычными, «традиционными») в планы работы начальных школ и даже ДОУ. Всё это многократно увеличивает риск психических и физических перегрузок для детей и приводит не к интенсивному развитию, а чаще всего к прямо противоположным результатам. Дело в том, что новые виды занятий неоправданно увеличивают нагрузки на ребёнка и чаще всего приводят к перегрузкам. Перегрузки же автоматически ведут к блокированию и эмоциональных, и мыслительных процессов – и в результате к торможению процесса общего развития. Наиболее целесообразно опираться на классические положения педагогики и психологии, провозглашающие, с одной стороны, единство личности в процессе развития (личность не может развиваться по частям, а существует исключительно как целостное образование) и, с другой стороны, воспитательные и развивающие возможности целенаправленного обучения. Развивать ребёнка, так же как и воспитывать его, невозможно «на пустом месте». Эти процессы в любом случае строятся на каком-то содержательном материале (на новых знаниях или действиях или на переосмыслении уже имеющихся) и на том, как именно организуется деятельность по его усвоению. Нет никакого сомнения, что правильно организованные обычные для детей виды деятельности (игры, общение и посильные занятия с педагогом) и являются оптимальным полем для их развития и воспитания. В этом смысле надо заметить: следует стремиться не к расширению списка разных по содержанию и форме занятий, а к тому, чтобы их небольшое число было использовано наилучшим образом. Организация учебно-воспитательного процесса Программа «Ступеньки детства» и учебно-дидактические материалы, созданные на ее основе, рассчитаны на определенную систему работы с детьми в течение года, которая была многократно проверена на практике. Мы рекомендуем щадящий режим занятий, который, тем не менее, обеспечивает достижение желаемого результата. В первоначально организованной опытной работе мы придерживались графика, который наблюдали в большинстве учреждений подобного профиля: занятия с детьми проводились в течение 5-ти дней в неделю, по 3 занятия ежедневно с перерывами между занятиями в 10-15 минут. Наблюдения и психологический мониторинг позволили нам сделать выводы, что подобный режим вызывает у детей повышенное утомление, и постепенно опытным путем мы определили иную организацию работы, которая себя вполне оправдала как с точки зрения общих результатов развития, так и в плане учебной мотивации у детей. Примерная рекомендуемая продолжительность занятий - 7 месяцев (с октября по апрель включительно) с каникулами в январе и марте; всего 28 недель. Занятия в течение недели целесообразно распределить на 4 дня (с внутренним выходным днем в середине недели): понедельник, вторник, четверг, пятница. В каждый из этих дней имеет смысл проводить с детьми по два занятия продолжительностью не более 30 минут с внутренним перерывом 5 – 10 минут. Между занятиями рекомендуется получасовой перерыв, предназначенный для свободных игр, общения или занятий по интересам, которые совершенно необходимы для развития личности ребенка. Таким образом, примерное число специальных занятий в неделю для групп кратковременного пребывания детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, 8 часов (в году 224 часа), которые распределяются следующим образом: - подготовка к чтению и письму – 2 часа (56 час. в год), - математическая подготовка – 2 часа (56 час. в год), - художественно-конструкторская деятельность – 2 часа (56 час. в год), - знакомство с окружающим миром (включая валеологическое образование) – 2 часа (56 час. в год). Знакомство с детской книгой и художественной литературой осуществляется вне рамок специальных занятий, в процессе чтения вслух, а также включается в другие виды занятий. Очень важная для дошкольников изобразительная деятельность включена в содержание всех обозначенных видов занятий, прежде всего в художественно-конструкторскую деятельность, а также в свободную деятельность по интересам детей – что наиболее отвечает природе изобразительной деятельности в дошкольный период. Подобный режим занятий, по нашему мнению, является оптимальным, исключающим перегрузки и не нарушающим законов психофизиологического развития ребенка. Что касается таких видов деятельности, как музыкальная деятельность, физическая культура и спорт, то, при их безусловной важности и необходимости для развития ребенка, в группах кратковременного пребывания по предшкольному образованию они в нашей программе не представлены. Для их организации (как и для дополнительных специальных занятий изобразительной деятельностью) в условиях подготовительных групп дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования могут быть использованы любые существующие программы и пособия. Предлагаемый нашей программой режим специальных занятий по подготовке детей к школе оставляет для этого самые широкие возможности, что можно видеть в помещенных ниже таблицах примерных недельных планов. Примерный недельный план занятий по программе «Ступеньки детства» в группе кратковременного пребывания детей
Примерный недельный план занятий в подготовительной группе ДОУ с использованием программы и УМК «Ступеньки детства»
Примерный недельный план занятий по программе «Ступеньки детства» в группе по подготовке детей к школе (с посещением1-2 раза в неделю)
Возможность вариативного использования программы для различных образовательных систем обеспечивается вариативным содержанием изучаемого материала, что отражено в учебно-дидактических пособиях и методических материалах для педагогов. |
К практикуму по биологической химии Авторы: проф. А. Д. Таганович, проф. В. К. Кухта, проф. Т. С. Морозкина, доц. Е. В. Богатырева, доц. Э. И. Олецкий, доц. А. В. Колб,... |
Рабочая программа учебной дисциплины «Транспортная безопасность» Авторы: Васин В. К., к тех н, доц.; Рассказов С. В., к тех н, доц.; Кочегарова Н. Л., д с-х н., проф |
||
Программа региональной конференции «мой выбор наука» Бюро секции: Мацюра А. В., д б н., проф.; Нефедьев П. С., к б н, доц., Петров В. Ю., к б н., доц |
Программа социально педагогической направленности дошкольного образования... Программа предназначена для подготовки детей к школьному обучению, рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5 7 лет) и... |
||
Программа государственной итоговой аттестации по направлению подготовки 38. 04. 02 “менеджмент” Е. Г., д-р экон наук, доц. Максимов Ю. Н, канд экон наук, доц. Писаренков А. Г., канд экон наук, доц. Скосарев С. А., канд социол... |
Программа V региональной молодёжной конференции «Мой выбор наука!» Бюро секции: Бородулина И. Д., к с. Х н., доц.; Шарлаева Е. А., к б н., доц.; Смирнов С. В., к б н., доц.; Балабова Д. В., асс |
||
Ационного развития материалы VII международной научно-практической... Российской Федерации, д-ра экон наук, проф. В. В. М а с л е н н и к о в а, канд психол наук, доц. В. О. М и д о в о й, д-ра экон... |
Программа по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста «Один дома» Методическое сопровождение к сюжетно-ролевой игре для детей старшего дошкольного возраста «Спасатели» |
||
Кафедра педиатрии и пропедевтики детских болезней Л. И. Меньшикова, доц. И. В. Бабикова, доц. Н. Л. Избенко, доц. Е. А. Рябова, к м н. Н. А. Куклина, к м н. В. А. Плаксин |
Программа государственной итоговой аттестации по направлению подготовки... Гребенюк А. А, д-р экон наук, проф. Ионцев В. А., канд социол наук Корнеева И. И., канд филос наук, доц. Масленников Е. В., д р филос... |
||
Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для... «Юный конструктор»: Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для детей старшего дошкольного возраста. – Анжеро-Судженский... |
Задание на контрольную работу «Безопасность жизнедеятельности» Авторы: Бекасов В. И., к тех н, доц.; Кириллова Г. В., к тех н, доц.; Мартынюк И. А., к биол н |
||
Методические указания и лабораторные работы Составители: д т. н.,... Составители: д т н., проф., Щинников П. А., к т н., доц., Дворцевой А. И., асс. Галанова А. И., асс Сафронов А. В |
Пояснительная записка 6 Требования к уровню подготовки врача-специалиста... Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «Терапия» (интернатура)... |
||
Секция "Перевод и межкультурная коммуникация" Р е д а к ц и о н н а я к о л л е г и я: канд филол наук, доц. В. В. Сдобников (отв редактор), кнд филол наук, доц. Л. А. Аверкина,... |
Пояснительная записка. Цель программы. Основные задачи коррекционного... Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с онр |
Поиск |