Кафедра педиатрии и пропедевтики детских болезней


Скачать 0.6 Mb.
Название Кафедра педиатрии и пропедевтики детских болезней
страница 1/5
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5

Оказание экстренной помощи детям на догоспитальном этапе


В помощь практикующему врачу


Серия педиатрия



Выпуск 20

Оказание экстренной помощи детям

на догоспитальном этапе





2003



Северный государственный медицинский университет
Кафедра педиатрии и пропедевтики детских болезней

В помощь практикующему врачу


Выпуск 20
Серия – педиатрия


Оказание экстренной помощи детям

на догоспитальном этапе


Архангельск – 2003


Куратор серии «В помощь практикующему врачу»

1997-2003 гг. доктор медицинских наук, профессор,

заслуженный врач России В.И.Макарова.

Коллектив авторов: проф. В.И.Макарова, проф. Л.В.Титова

доц. Л.И.Меньшикова, доц. И.В.Бабикова, доц. Н.Л.Избенко, доц. Е.А.Рябова, к.м.н. Н.А.Куклина, к.м.н. В.А.Плаксин

Рецензент: доцент кафедры педиатрии ФПК и ППС СГМУ Л.А.Зубов

Предназначены для практической работы врачей-педиатров участковой и стационарной служб, семейных врачей, фельдшеров ФАП. Методические рекомендации могут быть полезны студентам медицинских учебных заведений, врачам – интернам и курсантам ФУВ.

Утверждено на заседании ЦКМС СГМУ,

председатель – проф. А. М. Вязьмин


Северный государственный медицинский университет, 2003

Кафедра педиатрии и ПДБ,

оформление, серия, 1997-2003
С О Д Е Р Ж А Н И Е


Неотложная помощь у детей на догоспитальном этапе

при соматических заболеваниях

Введение


4

1. Анафилактический шок

5

2. Гипертермический синдром

7

3. Неотложные состояния при заболеваниях дыхательной системы

10

3.1 Синдром крупа при ОРВИ

10

3.2 Бронхообструктивный синдром

15

3.3 Бронхиальная астма

18

4. Судорожный синдром

23

5. Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы

26

5.1. Острая сердечная недостаточность

26

5.2. Одышечно-цианотический приступ

29

5.3. Острая сосудистая недостаточность (обморок, коллапс, шок)

31

5.4. Нарушения сердечного ритма (М. А. Школьникова, Москва,1998.)

36

6. Синкопальные состояния у детей с нарушением ритма сердца

41

6.1. Синдром удлиненного интервала QT (синдром Романо-Уорда)

41

6.2. Синдром слабости синусового узла

44

6.3 Полная атриовентрикулярная блокада

47

Тактика оказания экстренной помощи

при основных инфекционных синдромах у детей

Лечение инфекционно-токсического шока при менингококковой инфекции.

49

Лечение токсикоза с эксикозом I – II – III cтепени.

51

Список использованной литературы

53


ВВЕДЕНИЕ.

Каждый день врач педиатр видит много больных детей. Для того чтобы заподозрить скорое ухудшение, выявить настораживающие признаки, вовремя госпитализировать, нужны большой опыт и внимание. Неотложные состояния - это быстро развивающиеся синдромы, при которых существует угроза декомпенсации жизненно важных функций организма. Известно, чем тяжелее состояние больного, тем быстрее должна быть оказана помощь.

Перед врачом педиатром стоят три важные задачи: во-первых, диагностировать неотложное состояние, во-вторых - провести адекватную терапевтическую коррекцию, в третьих - определить тактику ведения больного, при необходимости госпитализировать больного ребенка.

Врача педиатра должны насторожить следующие симптомы: снижение аппетита (количество съеденной ребенком пищи вдвое меньше обычного), снижение двигательной активности ребенка (предпочитает полежать), вялость, нарушения сознания, изменение цвета кожных покровов (бледность, цианоз), одышка, тахикардия, редкое мочеиспускание.

Для детей разных возрастных групп характерны разные неотложные состояния. Так, у детей до 6 лет чаще встречаются отравления, несчастные случаи и травмы, одышка, лихорадка, судороги, боль в животе, боль в ухе, рвота, стеноз гортани, менингококковая инфекция, обезвоживание при кишечных инфекциях. У детей 6 – 12 лет – несчастные случаи и травмы, бронхообструктивный синдром, боль в животе, рвота, аллергические реакции, нарушения сердечного ритма, укусы и ужаления, а у подростков (13-17 лет) – несчастные случаи и последствия жестокого обращения, боль в животе, психические нарушения, сердечно-сосудистые заболевания, эндокринопатии, аллергические реакции, укусы и ужаления, носовые кровотечения.

В каждой конкретной ситуации врач педиатр должен ответить на ряд вопросов. Показана ли больному экстренная госпитализация, в какое отделение, необходимы ли предварительные мероприятия перед транспортировкой? Показаниями к экстренной госпитализации являются нарушения витальных функций. Необходимо помнить, что для детского возраста типична склонность к быстрому прогрессированию процесса, поэтому даже отдельные симптомы декомпенсации жизненно важных функций должны свидетельствовать в пользу госпитализации.

Следует отметить, что мероприятия при неотложных состояниях у детей слишком многообразны, чтобы поместиться в рамках каких-либо алгоритмов, схем и стандартов. Однако осмысленное использование предложенных алгоритмов врачом педиатром, оказавшимся в экстренной ситуации, в условиях недостатка времени, объективной информации о состоянии показателей гомеостаза больного, принесет несомненную пользу.
1.АНАФИЛАКТИЧЕСКИЙ ШОК

Анафилактический шок – это системная реакция организма, обусловленная аллергическими (опосредованными IgЕ) и псевдоаллергическими реакциями.

Этиология и патогенез. В возникновении анафилактического шока играют роль лекарственные препараты (антибиотики, особенно пенициллинового ряда, сульфаниламиды, анальгетики, диагностические рентгенконтрастные препараты, лечебные и диагностические аллергены, вакцины, препараты плазмы крови, пищевые продукты, укусы насекомых. Способ проникновения аллергенов и доза не влияют на скорость развития анафилактического шока.

Клиника. Наиболее постоянными признаками анафилактического шока являются острая сосудистая недостаточность с резким падением артериального давления, нарастающая дыхательная недостаточность, обусловленная бронхоспазмом или ангионевротическим отеком языка и гортани.

Клиническая симптоматика анафилактического шока развивается через 5-30 минут после воздействия аллергена и проявляется внезапным ухудшением состояния ребенка, симптомами возбуждения центральной нервной системы, которые сменяются угнетением вплоть до потери сознания. Артериальное давление резко снижается, отмечается бледность кожных покровов, холодный липкий пот, головокружение, частый слабый пульс. Анафилактический шок сопровождается одышкой, кашлем, затрудненным дыханием, что обусловлено бронхоспазмом. Отмечается кожный зуд, крапивница, отек Квинке, приступообразные боли в животе, тошнота, рвота. Смерть может наступить от асфиксии и резкого падения артериального давления.

Диагностика и дифференциальная диагностика. Прежде всего анафилактический шок следует дифференцировать от шока другой этиологии: ожогового, травматического, гемотрансфузионного при переливании несовместимой крови. Сходная симптоматика развивается при диабетической коме, острой почечной и печеночной недостаточности.

Правильной диагностике анафилактического шока способствует установление четкой связи заболевания с поступлением в организм аллергена, наличием аллергии в анамнезе при отсутствии травм, ожогов, почечной и печеночной патологии у ребенка.

Тактика врача.

Для оказания неотложной помощи необходимо:

1. Прекратить контакт с аллергеном.

2. Уложить ребенка на бок, тепло укрыть, обложить грелками, произвести эвакуацию содержимого желудка.

3. Обеспечить доступ свежего воздуха, дать увлажненный кислород.

4. Место введения аллергена (ужаления) можно обколоть 0,1% раствором адреналина в дозе 0,1 мл/год жизни с 0,9% изотоническим раствором 2-5 мл. При введении аллергена в нос, в глаза необходимо промыть их водой и закапать 0,1% раствор адреналина и 1% раствор гидрокортизона.

5. Обеспечить доступ к вене и ввести 0,1% раствор адреналина 0,05-0,1 мл/год жизни в 10 мл 0,9% изотонического раствора струйно, или указанную возрастную дозу ввести в мышцы дна полости рта или п/к.

6. В/в струйно ввести растворы небелковых кровезаменителей (полиглюкин, реополигликин) 10 мл/кг массы или кристаллоидов 20 мл/кг массы в течение 20-30 мин.

7. В/в или в/м преднизолон (2-5 мг/кг) или гидрокортизон (5-10 мг/кг), при необходимости дозу повторить.

8. Можно ввести в/м антигистаминные препараты (2,5% раствор тавегила или 2% раствор супрастина) из расчета детям до 1 года 0,01 мл/кг массы, после 1 года 0,1 мл/год жизни, но не более 2 мл. Противопоказано введение пипольфена - выраженный гипотензивный эффект.

9. При сохраняющейся артериальной гипотензии вводить α-адреномиметики внутривенно каждые 15 мин.: 0,1% раствор адреналина 0,05-0,1 мл/год, 0,2% раствор норадреналина 0,1 мл/год или 1% раствор мезатона 0,1 мл/год (не более 1 мл для всех α-адреномиметиков.

10. При отсутствии эффекта в/в титрованное введение допамина 0,02 мл/кг/мин (8-10 мкг/кг/мин) под контролем АД и ЧСС.

8. Лечение бронхоспазма, сердечной недостаточности смотри в соответствующем разделе.

Госпитализация обязательна даже в случае исчезновения жизнеугрожающих симптомов в связи с возможностью развития вторичного шока. В стационаре продолжают мероприятия, указанные выше, проводят инфузионную терапию с целью восполнения ОЦК, при сохраняющейся артериальной гипотензии вводят растворы допмина, солукортефа, при необходимости проводится ИВЛ.
2. ГИПЕРТЕРМИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

Гипертермический синдром - это повышение температуры выше 38,5ºС, приводящее к резкому изменению гомеостаза и снижению приспособительных реакций организма.

Этиология и патогенез. Наиболее частыми причинами гипертермии являются: инфекционно-токсические состояния, тяжелые метаболические расстройства, перегревание, заболевания нервной и эндокринной систем, аллергические реакции, посттрансфузионные состояния, применение миорелаксантов у определенной части детей.

Клиника. Симптомы гипертермического синдрома зависят от его клинического варианта. Различают “красную” и “белую” гипертермию. “Красная” гипертермия характеризуется гиперемией кожи, теплыми или горячими на ощупь конечностями, адекватными температурной реакции тахикардией и частотой дыхания, хорошей реакций на введение жаропонижающих препаратов. “Белая” гипертермия проявляется бледностью, мраморностью кожи, цианозом слизистых оболочек, положительным симптомом “белого пятна”, холодными руками и ногами, неадекватным температурной реакции учащением пульса и дыхания. У детей раннего возраста “белая” гипертермия может быть проявлением нейротоксикоза, характеризующегося поражением центральной нервной системы, судорогами. Главным отличием “красной“ и “белой“ гипертермии является централизация кровообращения и расстройства микроциркуляции при развитии “белой” лихорадки.

Диагностика и дифференциальная диагностика. При диагностике гипертермического синдрома важно определить тип гипертермии, признаки начальной стадии нейротоксикоза. Правильной диагностике способствует установление связи гипертермии с вышеперечисленными этиологическими факторами, адекватная оценка данных состояния нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Тактика врача.

Показаниями к началу терапии являются:

- температура тела выше 39,0ºС;

- повышение температуры выше 38ºС у детей с фебрильными судорогами в анамнезе, врожденными пороками сердца, перинатальными поражениями нервной системы, эпилепсией, наследственными метаболическими заболеваниями, тимомегалией, симптомами дегидратации, дыхательной или сердечной недостаточности 2 степени, у детей первых 3 месяцев жизни, а также при наличиии озноба, миалгий, головной боли, нарушенного самочувствия.

При оказании неотложной помощи необходимо добиться постепенного снижения температуры (не более 1ºС в час) во избежание негативных сосудистых и неврологических реакций.

Для лечения “красной” гипертермии необходимо:

1. Раскрыть ребенка, устранить все препятствия для эффективной теплоотдачи. Использовать физические методы охлаждения:

- полотенце, смоченное холодной водой на лоб;

- обтирание тела губкой, смоченной 40% спиртом, водкой, уксусом (9% столовый уксус и вода смешиваются в объемах 1:1, после обтирания дают обсохнуть);

- обдувание вентилятором.

2. Назначить обильное питье (на 0,5-1 л больше возрастной нормы).

3. Дать внутрь парацетамол (панадол, эффералган, калпол, тайленол) в разовой дозе 10-15 мг/кг или ибупрофен (нурофен) 5-10 мг/кг, при необходимости дозу можно повторить не более 4 раз в сутки с интервалом не менее 4 часа. Можно ввести жаропонижающие свечи, содержащие парацетамола 15-20 мг/кг массы.

4. Если температура не снижается, ввести литическую смесь: анальгин 50% 0,1 мл/год жизни (детям до 1 года 0,01 мл/кг) + димедрол 1% 0,1-0,2 мл/год жизни или пипольфен 2,5% 0,1-0,15 мл/год жизни (детям до 1 года 0,01 мл/кг). Также можно применить следующие литические смеси:

- анальгин 50% -1,0 мл + димедрол 1% -1,0 (2,5% пипольфен) + новокаин 0,25%- 4,0. Этой смеси из расчета 0,1 мл/кг массы.

- анальгин 50% 0,1 мл/год жизни + аминазин 2,5% 0,1 мл/год жизни.

Для лечения “белой” гипертермии необходимо:

1. Согреть ребенка (грелки к ногам, рукам, растереть кожу водой или спиртом до покраснения)

2. Дать внутрь обильное теплое питье.

3. Ввести литическую смесь в/м: анальгин 50% 0,1 мл/год жизни + димедрол 1% 0,1-0,2 мл/год жизни + новокаин 0,25% 0,5 мл/год жизни.

4. Одновременно с литической смесью ввести в/м сосудорасширяющий препарат: но-шпа 0,1-0,2 мл/год жизни, папаверина гидрохлорид 2% раствор (до 6 мес. - не назначается, 7-12 мес. - 0,1мл, старше 1 года - 0,1-0,15 мл/год жизни), 1% раствор дибазола 0,1-0,2 мл/год жизни, 1% раствор никотиновой кислоты 0,1-0,15 мл/год жизни.

5. При отсутствии эффекта ввести в/в струйно медленно 0,25% раствор дроперидола в дозе 0,05 - 0,1 мл/кг (0,1 мг/кг).

Госпитализация обязательна при неэффективности проводимой терапии, в случае развития “белой” гипертермии, особенно у детей до 3-х лет при наличии судорог в анамнезе, детей с заболеваниями сердца, нервной системы. В стационаре продолжают мероприятия, указанные выше, проводят инфузионную терапию, лечение основного заболевания.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Кафедра педиатрии и пропедевтики детских болезней icon Курс терапевтический модуль медицинский факультет гбоу впо петргу...
Фгос 03). Согласно учебному плану учебная практика «Уход за больными терапевтического профиля» проводится в рамках учебной практики...
Кафедра педиатрии и пропедевтики детских болезней icon Кафедра детских инфекционных болезней
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный медицинский...
Кафедра педиатрии и пропедевтики детских болезней icon Посвящается моей любимой жене Ирине Ефимовне Головенченко
Г. Ф. Кривда, доктор мед наук, доцент кафедры семейной медицины и общей практики огму а. А. Свирский; канд мед наук, доцент кафедры...
Кафедра педиатрии и пропедевтики детских болезней icon Итоги анкетирования родителей в девяти городах россии с. О. Ключников...
...
Кафедра педиатрии и пропедевтики детских болезней icon Неделя науки Томской области программа мероприятий
...
Кафедра педиатрии и пропедевтики детских болезней icon Медицинская академия имени с. И. Георгиевского
Итш в клинике инфекционных болезней. Проблемы «детских» инфекционных болезней, которые протекают с сыпью, у взрослых. Инфекционные...
Кафедра педиатрии и пропедевтики детских болезней icon Методическое пособие для студентов 2-го курса, обучающихся по специальности...
Под редакцией зав кафедрой пропедевтики внутренних болезней профессора В. В. Аникина
Кафедра педиатрии и пропедевтики детских болезней icon Волгоградский государственный медицинский университет кафедра педиатрии и неонатологии фув

Кафедра педиатрии и пропедевтики детских болезней icon 1. История отечественной педиатрии Начало становления отечественной...
Домбровская, Исаева. После 1917г. – создан народный комиссариат здрав-ия ссср, с 1920 г руководил Семашко, был создан отдел для организации...
Кафедра педиатрии и пропедевтики детских болезней icon Кафедра нервных болезней л/ф

Кафедра педиатрии и пропедевтики детских болезней icon Заболеваемость холелитиазом в удмуртской республике и клинико-патогенетическое...
Работа выполнена на кафедре пропедевтики внутренних болезней с курсом сестринского дела Государственного бюджетного образовательного...
Кафедра педиатрии и пропедевтики детских болезней icon Учебное пособие Часть II
РФ, заведующая кафедрой детских болезней лечебного факультета I московского Государственного Медицинского университета им. И. М....
Кафедра педиатрии и пропедевтики детских болезней icon «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства...
Тема №22 «Проблемы орз в патологии детей раннего возраста. Профилактика, лечение и организационные принципы оздоровления чбд»
Кафедра педиатрии и пропедевтики детских болезней icon Кафедра педиатрии педиатрического факультета гбоу впо тверская гма минздрава России
Отделение патоморфологии, фгбу государственный научный центр дерматовенерологии и косметологии Минздрава России
Кафедра педиатрии и пропедевтики детских болезней icon Отчет о самообследовании кафедры «Детские инфекционные болезни»
Организационно-правовое обеспечение деятельности кафедры детских инфекционных болезней
Кафедра педиатрии и пропедевтики детских болезней icon Ивановская государственная медицинская академия кафедра хирургических болезней
Жалобы те же, за исключением отеков, которые купированы в результате консервативного лечения

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск