Скачать 3.3 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
Кафедра: «Техносферная безопасность» (название кафедры) Авторы: Бекасов В.И., к.тех.н, доц.; Кириллова Г.В., к.тех.н, доц.; Мартынюк И.А., к.биол.н., - (ф.и.о., ученая степень, ученое звание) ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ «Безопасность жизнедеятельности» (название дисциплины) Направление/специальность: 23.05.04 (190401.65) Эксплуатация железных дорог (код, наименование специальности /направления) Профиль/специализация: «Магистральный транспорт» Квалификация (степень) выпускника: инженер путей сообщения Форма обучения: заочная Москва 20 ___ г. ВВЕДЕНИЕ В процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» на втором курсе студенты выполняют одну контрольную работу. Основная цель - является выработка приемов и навыков решения контрольных задач из разных областей безопасности жизнедеятельности, позволяющих проверить степень усвоения основных разделов теоретического курса, помогающих в дальнейшем студентам решать инженерные задачи. При разработке пособия использован многолетний опыт преподавания дисциплины «БЖД» кафедрой «Техносферная безопасность», а также материалы кафедр: «Безопасность жизнедеятельности», «Охрана труда» и «Практическая техника безопасности» Дальневосточного государственного университета путей сообщения. В задании приведены примеры решения типовых задач, непосредственно связанных с безопасностью производимых работ на предприятиях железнодорожного транспорта. При этом в пособии отражены практически все основные разделы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в соответствии с типовой программой курса.
При оформлении контрольных работ условия задач в контрольных работах переписываются полностью, без сокращений. Решения задач должны сопровождаться краткими, но исчерпывающими пояснениями с обязательным использованием рисунков, выполненных чертежными инструментами. Для замечаний преподавателя на страницах тетради оставляются поля и интервалы между задачами (не менее 5 см). В конце каждой контрольной работы необходимо указать, каким учебным пособием пользовался студент (название учебного пособия, автор, год издания). Решение задач рекомендуется выполнять в следующей последовательности: 1. Ввести буквенные обозначения всех используемых физических величин. 2. Под рубрикой «Дано» кратко записать условие задачи с переводом значений всех величин в систему единиц СИ. 3. Сделать (если это необходимо) чертеж, поясняющий содержание задачи и ход решения. 4. Сформулировать законы, на которых базируется решение задачи, и обосновать возможность их использования. 5. На основе сформулированных законов и различных нормативов составить уравнение или систему уравнений, решая которую можно найти искомые величины. 6. Решить уравнение и получить в общем виде расчетную формулу, в левой части которой стоит искомая величина, а в правой - величины, данные в условии задачи. 7. Проверить единицы измерения полученных величин по расчетной формуле и тем самым подтвердить ее правильность. 8. Произвести вычисления. Для этого необходимо все значения величин в единицах СИ подставить в расчетную формулу и выполнить вычисления (с точностью не более 2-3 значащих цифр). 9. При подстановке в расчетную формулу, а также при записи ответа числовые значения величин следует записывать как произведение десятичной дроби с одной значащей цифрой перед запятой на соответствующую степень десяти. Выполненные контрольные работы сдаются на рецензию преподавателю не позднее, чем за одну неделю до экзамена. После рецензирования вносятся исправления в решение задач в соответствии с замечаниями преподавателя. Исправленные решения помещаются в конце тетради с контрольными работами, которые сдаются на повторную рецензию. Зачет по каждой контрольной работе принимается преподавателем в процессе собеседования по правильно решенной и прорецензированной контрольной работе. Контрольные работы выполняются в тетради, на обложке которой приводятся сведения о студенте (фамилия, имя, отчество, факультет, шифр, номер специальности), а также номер контрольной работы, номер варианта и номера всех задач контрольной работы. Номер темы выбирается по таблице 1 по пересечению строчки, определяемой последней цифрой шифра студента, и столбца, определяемого предпоследней цифрой шифра Например: шифр студента 314 -ЭК-3683, строчка -3, столбец - 8, номер контрольной работы - 8. ЗАДАЧИ РЕШАЮТСЯ БЛОКАМИ. В КАЖДОМ БЛОКЕ СТУДЕНТ РЕШАЕТ ПО 1-й ЗАДАЧЕ СВОЕГО ВАРИАНТА Таблица 1
ЗАДАНИЯ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ Методические указания к выполнению контрольной работы В контрольную работу включены задачи по темам: «Электробезопасность», «Защита атмосферного воздуха», «Защита от вибрации», «Защита от шума», «Вентиляция и отопление», «Безопасность в строительстве», «Пожарная безопасность», «Защита в ЧС», «Радиационная безопасность», «Освещение». Тема «Электробезопасность» представлена 10 примерами задач на темы: расчет защитного заземления, расчет зануления на отключающую способность, расчет величины тока, проходящего через тело человека, при различных сопротивлениях изоляции, расчет устройств защитного отключения, технические способы защиты в самоходных грузоподъемных кранах, расчет величины тока, проходящего через тело человека, при различных сопротивлениях изоляции. Тема «Защита атмосферного воздуха» рассматривает: валовый выброс загрязняющих веществ (ЗВ) и представлена 10 примерами задач. В теме «Защита от вибрации» представлены задачи, позволяющие рассчитать виброизоляцию виброплощадки и виброгасящее основание. В блоке приведены 10 примеров решений задач. Тема «Защита от шума». Уменьшение воздействия шума на работающего, до допустимых величин является одним из непременных условий оздоровления условий труда и повышения его производительности. Будущие специалисты по безопасности жизнедеятельности, должны уметь рассчитывать уровни шумового воздействия на работников. В теме приведены 10 примеров решений задач. Тема «Отопление» предназначено для изучения обеспечения нормируемых температурных условий в рабочих зонах производственных помещений. Тема представлена примерами решений 15 задач. Тема «Строительная безопасность» рассматривает задачи строительства, которое является одной из самых травмоопасных отраслей производства. Тема «Пожарная безопасность» предназначена для изучения разных видов пожарной опасности. В ней приводятся примеры решения задач по темам: молниезащита, пожарная безопасность на подвижном составе, защита от статического электричества, электропожаробезопасность. Тема «Защита в чрезвычайных ситуациях» рассматривает актуальные вопросы перевозки грузов. Ежедневно по железным дорогам России перевозятся тысячи тонн опасных грузов. Это сильнодействующие ядовитые, взрывчатые и пожаро- и взрывоопасные вещества. Тема «Радиационная безопасность» позволяет будущим специалистам научиться исключить вредное воздействие ионизирующего излучения на организм человека. В задании на выполнение контрольных работ даны краткие сведения из теории по разделам «Электробезопасность», «Защита атмосферного воздуха», «Защита от вибрации, «Защита от шума», «Отопление и вентиляция» курса «Безопасность жизнедеятельности», примеры решения задач, приведен необходимый справочный материал. Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов всех специальностей и форм обучения, изучающих дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», «Охрана труда» и «Инженерная защита окружающей среды», выполняющих контрольные, индивидуальные работы и раздел дипломного проекта, а также может быть полезно для инженерно-технических работников и слушателей центра переподготовки и повышения квалификации. 1. ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ Широкое использование электрооборудования во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и на железнодорожном транспорте, привело к значительному увеличению количества лиц, связанных с его эксплуатацией. В связи с этим вопросы безопасности труда при эксплуатации электрооборудования приобретают особое значение. Обеспечению безопасных условий труда на производстве уделяется большое внимание. Проблемы повышения электробезопасности решаются повседневным улучшением условий труда, совершенствованием мер защиты персонала и других лиц, занимающихся эксплуатацией электроустановок, от поражения электрическим током, созданием новых средств защиты с учетом достижений в области электробезопасности [1–11]. Анализ несчастных случаев, сопровождающихся временной утратой трудоспособности пострадавшими, показывает, что количество травм, вызванных электрическим током, сравнительно невелико и составляет 0,5…1,0 % от общего количества несчастных случаев на производстве. В электроэнергетике, где большая часть работающих связана с эксплуатацией электрооборудования, удельный вес электротравм в общем количестве несчастных случаев несколько выше 3,0…3,5 %, но также невелик. Если же рассматривать только несчастные случаи со смертельным исходом, то из общего их количества на производстве 20…40 % (а в энергетике до 60 %) происходит в результате поражения электрическим током, что значительно больше, чем по какой-либо иной причине, причем 75…80 % смертельных поражений током происходит при работе с электроустановками напряжением до 1000 В. Последнее обстоятельство объясняется широким распространением таких электроустановок и тем, что с ними имеют дело практически все лица, работающие на производстве, в то время как электроустановки напряжением выше 1000 В обслуживает сравнительно малочисленный высококвалифицированный персонал [12, 13]. Не меньшую опасность представляют и бытовые электроустановки [14, 17]. 1.1. Расчет защитного заземления Исходные данные для расчета:
Сопротивление растеканию тока естественных заземлителей Rе определяют расчетом по формулам, полученным для искусственных заземлителей аналогичной формы, или непосредственным измерением, а если естественные заземлители находятся на глубине промерзания, то результат измерения или вычисления умножают на коэффициент безопасности. Требуемое значение сопротивления заземляющего устройства определяют исходя из нормированного значения. Расчет требуемого значения сопротивления искусственного заземлителя выполняется в следующей последовательности.
(1.1) или (1.2) где – расчетное значение удельного сопротивления однородного грунта, = , Омсм; – глубина забивки заземляющего устройства, см; – удельное сопротивление грунта (определяется по табл. 1.1); – коэффициент безопасности, зависящий от климатической зоны (табл. 1.2); и d – соответственно длина и диаметр заземлителя, см. Таблица 1.1Удельное сопротивление однородного грунта
2. Определяем число заземлителей, шт. (1.3) где Rдоп – допустимое сопротивление заземляющего устройства, Ом. 3. Уточняем число заземлителей, шт., с учетом коэффициента использования заземления nз, (1.4) где h и – коэффициент использования заземлителя, определяется по табл. 1.3. Таблица 1.3 Коэффициент использования h и для вертикальных заземлителей
4. Определяем общее сопротивление вертикальных заземлителей , Ом, . (1.5) 5. Определяем длину полосы L, см, соединяющей трубы:
; (1.6)
. (1.6а) 6. Определяем сопротивление полосы Rп, Ом, уложенной на глубину hп , (1.7) или , (1.8) где В – ширина полосы, см, принимаем равной диаметру заземляющих труб, т.е. В = d. 7. Определяем сопротивление полосы Rп, Ом, с учетом экранирования (1.9) где h п – коэффициент использования полосы, определяем по табл. 1.4. Таблица 1.4 Коэффициент использования заземлителя для полосы
8. Определяем сопротивление растеканию сложного заземления, Ом, (1.10) |
Минтранс россии) федеральное агентство воздушного транспорта (росавиация)... Безопасность жизнедеятельности: Программа, методические указания по изучению дисциплины и задания на контрольную работу / Университета... |
Контрольная работа включает в себя Изучив дисциплину «Техническая эксплуатация железнодорожного транспорта и безопасность движения» студенты четвертого курса специальности... |
||
Контрольная работа по дисциплине «русский язык и культура речи» Течение семестра индивидуальную контрольную работу, предусмотренную программой изучаемой дисциплины «Русский язык и культура речи».... |
Безопасность жизнедеятельности учебное пособие В настоящем учебном пособии впервые рассматривается прикладная направленность дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в сфере... |
||
Безопасность жизнедеятельности часть 2 Безопасность технологического оборудования Безопасность жизнедеятельности. Ч. Безопасность технологического оборудования: Учебное пособие / Гимранов Ф. М., Гаврилов Е. Б |
Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖ) изучается студентами на третьем курсе. Студенты по окончанию курса сдают... |
||
Общие методические указания к изучению дисциплины “Безопасность жизнедеятельности”... Курс “Безопасность жизнедеятельности” относится к общепрофессиональным (базовым) |
Учебно-методический комплекс дисциплины «безопасность жизнедеятельности» Умкд «Безопасность жизнедеятельности» часть 1 составлен на основании типовой программы гос впо, гос №215 тех/бак от 23. 03. 2000... |
||
Электрозащитные средства. Их применение и конструкция Методические... Предназначены для выполнения лабораторной работы по курсу «Безопасность жизнедеятельности» |
Учебное пособие бжд безопасность жизнедеятельности Безопасность жизнедеятельности /Под редакцией д-ра экон наук, проф. С. Г. Плещица. Часть 2: Учебное пособие.– Спб.: Изд-во Спбгэу,... |
||
Курс лекций и материалы к занятиям на семинарах по дисциплине «безопасность... Введение (Глава 01) из учебника: «Безопасность жизнедеятельности»: учебник для вузов под ред. Белова С. В. М.: Высшая шк., 2004 –... |
Конспект лекций лаконично раскрывает содержание и структуру учебной... Безопасность жизнедеятельности : конспект лекций для студентов очной и заочной форм обучения / сост. В. М. Домашко; Южный федеральный... |
||
Рабочая программа дисциплины «безопасность жизнедеятельности» Направление подготовки «Безопасность жизнедеятельности»: Рабочая программа дисциплины / О. Г. Турлыбекова. – Челябинск: оу во «Южно-Уральский институт управления... |
Рабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности квалификация (степень) выпускника Значение безопасности в современном мире. Безопасность и демография. Причины проявления опасности. Источники опасности, детерминизм... |
||
Российской федерации фгбоу впо «новгородский государственный университет... Безопасность жизнедеятельности. Методические рекомендации к практическим занятиям. Часть 2 /сост. Н. И. Николаева, Е. С. Минина,... |
Кафедра «охрана труда» положение о лаборатории «Экологическая безопасность и безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях» |
Поиск |