Скачать 390.14 Kb.
|
государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» министерства здравоохранения российской федерации (ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России) Кафедра терапевтической стоматологии Учебно-методическое пособие для студентов Стоматологического факультета 5 курса «Клиническая стоматология» Краснодар 2015 УДК 616.314-002-08 ББК 56.6 М
«Клиническая стоматология». Учебно-методическое пособие для студентов стоматологического факультета IX семестра: учебно-методическое пособие. Краснодар, КубГМУ, 2015. – 33 с. Учебно-методическое пособие посвящено одному из важнейших разделов терапевтической стоматологии «Клиническая стоматология». Составлено в соответствии с примерной программой по стоматологии (2011) и в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 060201 Стоматология (2011). Предназначено для студентов 5 курса стоматологического факультета. Сведения, изложенные в пособии, необходимы для дальнейшего успешного освоения предмета терапевтическая стоматология. Настоящее пособие может быть использовано для изучения раздела «Клиническая стоматология» студентами стоматологических факультетов медицинских ВУЗов, интернами, клиническими ординаторами, а так же врачами-стоматологами. Рекомендовано к изданию ЦМС КубГМУ, протокол № 6 от 06.02. 2014 года ПРЕДИСЛОВИЕ В учебно – методическом пособии на основе анализа данных литературы изложены современные представления об основах общения с пациентами, деонтологии, юридических нормах. Описаны особенности психодиагностики и психокорекции эмоционального состояния пациента. Принципы неотложной помощи при различных неотложных состояниях. Рассмотрены алгоритмы реанимационных мероприятий. Даны представления о юридических и социальных аспектах оказания неотложной помощи Использование данного учебно-методического пособия позволит лучше ориентироваться в юридических и социальных аспектах медицинской помощи.. Настоящее пособие может быть использовано для изучения раздела терапевтической стоматологии «Клиническая стоматология» студентами стоматологических факультетов медицинских ВУЗов, интернами, клиническими ординаторами, а так же врачами-стоматологами. ВВЕДЕНИЕ Число пациентов с различными стоматологическими патологиями не снижается от года к году. Следует отметить достаточное количество пациентов со стоматофобией. Немаловажной частью стоматологического приема является ведение документации. Врачу – стоматологу сегодня трудно разобраться в юридических аспектах стоматологической помощи. Занятие №1 ТЕМА: ОБЩЕНИЕ С ПАЦИЕНТАМИ. ПСИХОДИАГНОСТИКА И ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПАЦИЕНТА НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ПРИЕМЕ. МОТИВАЦИЯ ПАЦИЕНТА НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ. ДЕОНТОЛОГИЯ. Продолжительность занятия 255 мин. 1. Научно-методическое обоснование темы: Взаимоотношения врача-стоматолога и больного строятся по общим принципам медицинской деонтологии, и в то же время имеют специфические особенности Это объясняется тем, что врач-стоматолог, как узкий специалист имеет свой объект исследования, использует свои методы анализа клинических проявлений и терапевтического воздействия. Процесс дифференциации медицины в определенной степени приводит у абсолютизации местного, частного над целым, т.е. недооценка целостности организма, что в сою очередь может заслонить перед врачом организм и личность больного. Надо помнить, что мы лечим не зуб, а самого больного. Подход к каждому больному должен быть индивидуальным. Ответственность за больного и его здоровье- главные черты нравственного долга врача. Доверие к врачу - одна из гарантий успешного лечения. 2. Цель занятия: Изучить деонтологические аспекты на стоматологическом приеме, овладеть навыками общения с пациентами на стоматологическом приеме. В результате освоения темы занятия студент должен: Знать: приемы психодиагностики и психокоррекции. Уметь: определять эмоциональное состояние пациента на стоматологическом приеме. Владеть: методиками мотивации пациента на стоматологическое лечение. 3. Контрольные вопросы: 1. Общение с пациентами. 2. Психодиагностика и психокоррекция эмоционального состояния пациента на стоматологическом приеме. 3. Мотивация пациента на стоматологическое лечение. 4. Деонтология. 4. Аннотация: Для исхода лечения исключительно важным является характер отношений, который устанавливается при первом контакте пациента с врачом. Только тот специалист может рассчитывать на успех лечения, который учитывает индивидуальные и личностные особенности больного. Пациент чутко прислушивается к каждому слову врача. Он должен постоянно ощущать оптимизм врача, особенно в критические минуты, это помогает ему уверовать в положительный результат проводимого лечения и преодолевать трудности на пути к выздоровлению. Перед врачом постоянно стоят вопросы: «Как это сделать?», «Каким образом вселить в пациента уверенность в собственных силах, заслужить его расположение и доверие?». Врач обязан входить в непосредственный контакт с больным, научиться пытливым взором смотреть на него, замечать и выявлять такие изменения в его состоянии, которые подчас недоступны самым утонченным и совершенным методам объективного исследования. При этом важно широко использовать все достижения медицинской науки и техники для максимально точной постановки диагноза, коррекции лечебно-профилактических мероприятий, оценки их эффективности, но относясь к ним как к вспомогательным и не в коем случае не подменяющим самого общения с пациентом. Согласно О.М. Лесняку (2003), существует пять моделей построения взаимоотношений врача и пациента (см. табл.). Основные модели построения взаимоотношений врача и больного
Первые две модели взаимоотношений врача и пациента наиболее часто используются в течение длительного периода времени. Как и другие модели, они предполагают практическое применение врачом всех своих умений для того, чтобы поставить диагноз и определить стадию заболевания, а затем идентифицировать дальнейшую тактику с целью облегчения страдания или восстановления здоровья. Вслед за этим, согласно первой из них (активно-пассивной), следует лишь объявление больному, как в дальнейшем предполагается с ним поступить (когда прооперировать или какой лекарственный препарат назначить), согласно же второй (покровительственной), врач доносит до пациента избранную информацию, которая позволяет больному лишь согласиться с той тактикой лечения, которую избрал доктор. Обе указанные модели до сих пор преобладают в общении медицинского персонала в большинстве медицинских учреждений СНГ и некоторых стран Европейского Союза. Однако единственно возможное безапелляционное применение таких моделей общения может иметь место лишь в случае необходимости неотложных вмешательств (срочная операция или бессознательное состояние больного). Информативная модель никогда не использовалась в нашей практике и, вероятно, никогда не будет применена. Она представляет собой вариант отношения к врачу как к обслуживающему персоналу. От него ожидается лишь грамотное выполнение своих обязанностей по постановке диагноза и сообщению больному возможностей лечения. Другими словами, врач является продавцом услуг, а пациент — покупателем. При этом право выбора сохраняется полностью за покупателем. Интерпретивная модель мало отличается от информативной. Она основана на том, что общение врача с больным — это не простой обмен информацией, а помощь со стороны врача в принятии решения. Однако, как и при информативной модели, решение о выборе тактики лечения остается только за самим пациентом. В этом случае совершенно необоснованно предполагается, что больной сам очень хорошо знает, что ему необходимо. Самая разумная модель — совещательная, которая предполагает равенство всех сторон, в том числе одинаковую ответственность. Она основана на том, что обычный взрослый человек в состоянии синтезировать информацию и выделить для себя приоритеты, а врач обладает достаточными коммуникационными навыками для того, чтобы помочь пациенту в этом. Данная модель также предполагает, что врач в состоянии видеть разницу между предпочтениями самого пациента и теми рекомендациями, которые должен дать профессионал. Подобный вариант общения способствует пониманию больным таких важных для него факторов, как профилактика, здоровый образ жизни, правильное лечение. Совещательная модель изменяет роль больного в самом процессе диагностики и лечения. Из пассивного объекта вмешательств он становится активным соавтором, но также и лицом, несущим определенную ответственность за свое здоровье. В этой связи модель получила свое развитие и в отношении информированного согласия пациента на проведение ему диагностической или лечебной манипуляции, а также на его участие в проведении научного исследования. В последние десятилетия задача по повышению эффективности профилактики и лечения зубочелюстной патологии приобретает большую значимость. Несмотря на большую функциональную роль зубов и проводимую сан-просвет-работу, приходится стимулировать волю к самодисциплине и простым мерам профилактики для сохранения здоровья полости рта у большинства больных. Как показывает практика, стандартный аргументированный подход к мотивации на лечение имеет, как правило, низкую эффективность. В связи с этим на рядового стоматолога ложится серьезная проблема, связанная с правильным подбором коммуникативных приемов для мотивации пациентов к профилактике и лечению заболеваний пародонта. В этих условиях на первое место среди информационных каналов ее формирования выходит личность врача и его умение при общении с пациентом сформировать потребность в стоматологической помощи. Задачей пациента на этом пути является не только выполнение намеченного плана лечения, но и изменение ценностного отношения к своему здоровью. При проведении консультации для лучшего восприятия пациентом имеющихся у него проблем, а также для документирования состояния незаменимы внутриротовая видео- и фотокамеры со специальными зеркалами, позволяющие проводить внутриротовое фотографирование. Фотоальбом со снимками разных клинических случаев с конечным результатом лечения поможет врачу мотивировать пациента к проведению той или иной манипуляции. Посетитель клиники видит результат лечения реального пациента, проведенного конкретным доктором; в то же время врач может показать потенциальному пациенту на примере похожего случая возможные варианты и пути решения имеющейся проблемы, а также реальный его результат. При использовании цифровой фотокамеры выполненные снимки можно просмотреть сразу после съемки уже в камере или на экране компьютера, не теряя времени на проявку пленки и печать фото. Внутриротовая видеокамера позволяет наглядно продемонстрировать пациенту на экране компьютера состояние его полости рта, в том числе поверхностей, недоступных для самостоятельного осмотра. На экране монитора можно разместить изображение зуба до, во время и после лечения. Пациент видит и анализирует произошедшие с ним изменения и может дать им оценку. К тому же изображение можно заархивировать и использовать через длительный промежуток времени. Вот картина до лечения, вот после лечения, а через год это выглядит так... скажет доктор пациенту, предъявляющему необоснованные претензии, и, скорее всего, на этом конфликт будет исчерпан. Кроме того, чтобы подробно объяснить пациенту на этапе планирования, почему вы предлагаете тот или иной способ лечения, можно использовать изображение, полученное с помощью фото- или видеокамеры для информации и обучения. Пациент может поинтересоваться причинами возникновения кариеса или возможными профилактическими мерами. В этом случае удобно пользоваться кариограммой картиной, иллюстрирующей в интерактивном режиме риск прогрессирования в будущем кариозного процесса у того или иного пациента. Кариограмма, кроме того, показывает, в какой степени различные этиологические факторы кариеса влияют на риск его развития у пациента. Она иллюстрирует возможный общий сценарий риска, взаимодействие факторов, имеющих отношение к развитию кариеса, конкретные рекомендации по профилактике. Пациентам необходимо просто и доступно объяснять причины возникновения кариеса, и нередко в условиях нехватки времени у стоматолога. Кариограмма, представляющая собой круговую диаграмму, делится на пять секторов, окрашенных в разные цвета, которые показывают различные группы факторов риска. Зеленый сектор оценивает "Возможность избежать появления новых полостей". Синий сектор "Рацион питания характеризует сочетание состава рациона питания и частоты питания", красный "Бактерии количество зубного налета и Str. Mutans", голубой "Восприимчивость программы фторирования, секрецию и буферные свойства слюны", желтый "Обстоятельства кариозный анамнез и сопутствующие заболевания". Чем больше зеленый сектор и чем меньше остальные сектора, тем вероятнее прогноз редукции кариеса для конкретного пациента. В последнее время большую популярность среди врачей приобрел термин «деонтология». Слово происходит от греческого deon — долг. Причем одни переводят его как «учение о долге», другие — как «учение о должном» или «наука о должном». Так или иначе, несомненно одно: в профессиональном мышлении медиков любых специальностей, в том числе и стоматологов, понятие долга или должного является исключительно важным, а основным принципом деонтологии выступает сознательное подчинение личных интересов интересам общества. Обилие литературы, посвященной вопросам морально-этического и правового регулирования деятельности медицинских работников, свидетельствует о том, что эти вопросы не утратили своей актуальности и в последние годы им уделяется все больше внимания, хотя медицинская этика — «душа медицины, мудрость врачевания» — зародилась на заре развития медицины и развивалась параллельно с ней и с совершенствованием здравоохранения. Так, в Индии уже более 3000 лет назад, в ведийскую эпоху, древнему врачу надлежало придерживаться следующего кодекса: «Всегда будь терпелив, внимателен и учтив, Будь скромен, подчини дела железной логике ума, Старайся исцеленье дать больному, Не требуя ни жертв, ни блага для себя». Многолетняя история медицины указывает на то, что большое число коллег своим бескорыстным и самоотверженным трудом и служением долгу снискали заслуженные любовь и уважение своих пациентов. Это подтверждают и слова Гомера: «Стоит многих бойцов один врачеватель искусный. Вырежет он и стрелу, и рану присыплет лекарством». (Г.В. Морозова, Г.И. Царегородцева, 1983). И в наши дни большинство стоматологов в своей повседневной деятельности руководствуются гуманными целями оздоровления населения, избавления пациентов от страданий, бескорыстной лечебной помощи людям, нуждающимся в ней. Однако некоторые врачи видят пациента в качестве прямого или опосредованного источника своего заработка и существования. В этом случае в стоматологическом кабинете между врачом и пациентом могут возникать нестандартные морально-этические взаимоотношения, в основе которых лежит так называемый человеческий фактор. Таким образом, медицинская деонтология — это совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении своих профессиональных обязанностей (П.А.Леус, 1997). 5. Домашнее задание: 1. Выписать основные положения правильного общения с пациентом на стоматологическом приеме. 2. Выписать основные принципы деонтологии на стоматологическом приеме. 6. Литература:
7. УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ: 1. На терапевтическом приеме пациенту К. был поставлен диагноз: пародонтоз тяжелой степени тяжести. Врач объяснил пациенту, что болезнь не лечится, причины заболевания не известны, не стал находить связь с общесоматической патологией и направлять на дополнительные консультации и обследование. Расскажите о всех видах нарушения деонтологических принципов. Занятие №2 |
Учебно-методическое пособие Кемерово 2015 г. Согласовано: кроо «памск» Учебно-методическое пособие предназначено для студентов стоматологического факультета, гигиенистов стоматологических со средним медицинским... |
Учебно-методическое пособие для студентов Стоматологического факультета 5 курса «Пародонтология» |
||
Учебно-методическое пособие для студентов Стоматологического факультета 4 курса «Пародонтология» |
Учебно-методическое пособие по терапевтической стоматологии Пломбировочные... Ракова Т. В., Тишков Д. С., Карлаш А. Е., Журбенко В. А., Саакян Э. С. Учебно-методическое пособие по терапевтической стоматологии... |
||
Учебно-методическое пособие для студентов Стоматологического факультета... |
Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по акушерству... Учебно-методическое пособие представлено кафедрой акушерства и гинекологии сгма в помощь студентам 6 курса лечебного факультета при... |
||
Стоматология Методическое пособие предназначено для студентов стоматологического факультета в период производственной практики по хирургической... |
Стоматология Методическое пособие предназначено для студентов стоматологического факультета в период производственной практики по стоматологии... |
||
Учебно-методическое пособие для бакалавров учетно-финансового факультета Краснодар Учебно-методическое пособие предназначено для работы в группах студентов 1 курса учетно-финансового факультета |
Учебно-методическое пособие для студентов Стоматологического факультета... |
||
Детская офтальмология учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета Учебно-методическое пособие по офтальмологии. (Для студентов педиатрического факультета). Ставрополь, Изд.: Стгму |
Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета 030900. 68 «Юриспруденция» Громов В. П. Прокурорский надзор за исполнением наказания в исправительных учреждениях: Учебно-методическое пособие для студентов... |
||
Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией... Методы молекулярной диагностики: Учебно-методическое пособие. Авторы: А. Д. Перенков, Д. В. Новиков, С. Г. Фомина, Л. Б. Луковникова,... |
Омская Государственная Медицинская Академия Городская клиническая... Учебно-методическое пособие обсуждено на методическом совете стоматологического факультета Омской государственной медицинской академии;... |
||
Методические рекомендации по производственной практике «помощник... Программа производственной практики студентов III курса стоматологического факультета |
Учебно-методическое пособие Елабуга 2016 ббк 74. 58 Учебно-методическое... Методическое пособие предназначено для студентов 1 курса высших учебных заведений неязыковых специальностей |
Поиск |