Учебно-методическое пособие для студентов Стоматологического факультета 5 курса «Геронтостоматология и заболевания слизистой оболочки рта»


Скачать 0.84 Mb.
Название Учебно-методическое пособие для студентов Стоматологического факультета 5 курса «Геронтостоматология и заболевания слизистой оболочки рта»
страница 1/6
Тип Учебно-методическое пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6
государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

министерства здравоохранения российской федерации

(ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России)


Кафедра терапевтической стоматологии


Учебно-методическое пособие для студентов

Стоматологического факультета

5 курса

«Геронтостоматология и заболевания слизистой оболочки рта»

Краснодар 2015

УДК 616.314-002-08

ББК 56.6

М

Составители:

Зав. кафедрой терапевтической стоматологии ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России, к.м.н, доцент А.А.Адамчик, к.м.н, доцент И.О.Камышникова, к.м.н., ассистент Вас.В.Таиров, к.м.н., ассистент В.В.Таиров, к.м.н, ассистент Т.В.Северина ассистент Ж.В.Соловьёва, ассистент И.В.Петренко.

Рецензенты:

1.Зав. кафедрой хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ГБОУ ВПО КубГМУ, д.м.н., профессор Т.В. Гайворонская

2. Заведующий кафедрой ортопедической стоматологии

ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России, профессор В.В.Еричев

«Геронтостоматология и заболевания слизистой оболочки рта». Учебно-методическое пособие для студентов стоматологического факультета IX семестра: учебно-методическое пособие. Краснодар, КубГМУ, 2015. – 71 с.

Учебно-методическое пособие посвящено одному из важнейших разделов терапевтической стоматологии «Геронтостоматология и заболевания слизистой оболочки рта». Составлено в соответствии с примерной программой по стоматологии (2011) и в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 060201 Стоматология (2011).

Предназначено для студентов 5 курса стоматологического факультета. Сведения, изложенные в пособии, необходимы для дальнейшего успешного освоения предмета терапевтическая стоматология.

Настоящее пособие может быть использовано для изучения раздела «Геронтостоматология и заболевания слизистой оболочки рта» студентами стоматологических факультетов медицинских ВУЗов, интернами, клиническими ординаторами, а так же врачами-стоматологами.
Рекомендовано к изданию ЦМС КубГМУ,

протокол № 6 от 06.02. 2014 года

ПРЕДИСЛОВИЕ
В учебно – методическом пособии на основе анализа данных литературы изложены современные представления о слизистой оболочке рта (СОР) и ее изменениях, связанных с возрастными аспектами.

Описаны особенности обследования пациентов с заболеваниями СОР. Рассмотрены заболевания слизистой оболочки рта различной этиологии. Определены показания и противопоказания к лечению различных патологий СОР. Проанализированы основные ошибки, возникающие при лечении СОР, даны рекомендации по предотвращению этих ошибок и нивелированию побочных действий лекарственных препаратов.

Использование данного учебно-методического пособия позволит лучше ориентироваться в различных видах поражений СОР, показаниях к методам лечения, в зависимости от клинической ситуации.

Настоящее пособие может быть использовано для изучения раздела терапевтической стоматологии «Геронтостоматология и заболевания слизистой оболочки рта» студентами стоматологических факультетов медицинских ВУЗов, интернами, клиническими ординаторами, а так же врачами-стоматологами.

ВВЕДЕНИЕ
Число пациентов с патологией слизистой оболочки рта не снижается от года к году. Следует отметить увеличение количества пациентов с аллергическими и аутоимунными проявлениями на слизистой оболочке рта.

Врачи мало уделяют внимания таким пациентам. Однако пациенты с такой патологией заслуживают особого подхода.

Занятие №1

ТЕМА: особенности обследования больного с заболеваниями слизистой оболочки рта на стоматологическом приеме.

Продолжительность занятия __ мин.

1. Научно-методическое обоснование темы:

Патология слизистой оболочки полости рта занимает определенный вес в практике работы врача-стоматолога, а многообразие причин, ее вызывающих, и клинических проявлений крайне затрудняют диагностику и проведение лечебно-профилактических мероприятий. В связи с этим, знание методов обследования таких больных приобретает важное практическое значение.

2. Цель занятия:

Овладеть методами комплексного обследования больных с заболеваниями слизистой оболочки полости рта.

В результате освоения темы занятия студент должен:

Знать: приемы обследования.

Уметь: определять показания к каждому методу обследования.

Владеть: методиками основных и дополнительных методов обследования.

3. Контрольные вопросы:

  1. Основные методы обследования пациентов с патологией слизистой оболочки полости рта.

  2. Патогистология поражений слизистой оболочки полости рта.

  3. Характеристика элементов поражения.

  4. Дополнительные методы исследования :

  5. Показания к применению цитологических методов. Методики проведения.

  6. Иммунологические методы исследования в диагностике поражений слизистой оболочки полости рта.

  7. Специальные (инструментальные) методы исследования слизистой полости рта.

4. Аннотация:

Обследование больного с заболеваниями слизистой оболочки полости рта складываются из основных (субъективных и объективных) и вспомогательных методов исследования.

Субъективные методы обследования (опрос) включают в себя жалобы, анамнез заболевания и анамнез жизни.

Опрос является первым и очень важным этапом обследования больного. Он начинается с уточнения паспортных данных и выявления жалоб. Важно определить характер болей, причину их возникновения, длительность, локализацию, распространенность и т. д.

Подробно выясняют динамику возникновения и развития элементов поражения на слизистой и коже учитывая при этом общее состояние здоровья пациента. Далее выясняют объем, последовательность и эффективность проводимых ранее врачебных манипуляций, лекарственных и пр. назначений. Необходимо подробно собрать не только анамнез заболевания, но и анамнез жизни больного.

Следует подчеркнуть, что история жизни больного с патологией слизистой оболочки полости рта имеет гораздо большее удельное значение для выяснения этиологии и патогенеза заболевания в сравнении со всеми ранее изученными нозологиями стоматологических заболеваний (одонтология, пародонтология и пр.) Опрос должен протекать активно. Своими вопросами врач направляет рассказ больного таким образом, чтобы выяснить главное за короткое время. Но вместе с тем врач должен соблюдать деонтологические принципы. Необходимо учитывать состояние психики больного, не следует акцентировать внимание пациента на данных анамнеза, которые могут насторожить его и, способствовать развитию канцерофобии. Совершенно недопустимо отрицательно отзываться о лечившем его враче и предыдущем лечении.

Объективные методы обследования включают осмотр, пальпацию (зондирование), перкуссию, аускультацию (в отдельных клинических ситуациях) и пр.

Осмотр складывается из внешнего осмотра и исследования полости рта. При осмотре больного усаживают лицом к свету. Освещение должно быть естественным, а при его недостаточности необходимо пользоваться лампами дневного света. Исследование проводится при слегка откинутом положении головы.

При внешнем осмотре обращают внимание на общий вид больного, наличие припухлости, асимметрии, образований на губах. Конфигурация лица может меняться при воспалительных и некоторых эндокринных заболеваниях (микседема, акромегалия и пр.). Например, при базедовой болезни отмечается экзофтальм и увеличение щитовидной железы. При общесоматических заболеваниях конфигурация лица может меняться за счет отечности при нефрите, заболеваниях ССС. Характерен отек мягких тканей лица при аллергических состояниях (отек Квинке). Для подтверждения диагноза , как правило при дерматозах, необходимо дополнительно внимательно осмотреть кожный покров.

Необходимо обратить внимание на цвет, рельеф, степень увлажненности слизистой. При обнаружении элементов поражения проводится их оценка: определение первичных и вторичных элементов, их локализация, характер роста, группировка, стадия развития, размер, форма, окраска, плотность, болезненность и т.д.

Пальпация позволяет определить степень плотности лимфатических узлов, слюнных желез и очагов поражения, подвижность, наличие воспалительного инфильтрата в самом очаге или в окружающих тканях, болезненность очага, кровоточивость, наличие жидкости, флюктуации, характер экссудата. При этом всегда руководствуются сравнительным принципом – от неизмененных тканей к измененным, от непораженной стороны к пораженной и т.д.

Диаскопия — метод исследования эритематозных пятен, позволяющих уточнить характер эритемы, наличие бугорков и т.д. Диаскопия проводится путем надавливания стеклом на эритематозное пятно. Если при этом пятно бледнеет, то можно говорить о воспалительной гиперемии. Геморрагические пятна при диаскопии не бледнеют. Если при надавливании стеклом сохраняется желтоватая окраска пятна, то это свидетельствует о наличии экссудата. При наличии элементов, маскированных эритемой (например, бугорков при туберкулезе) последние при надавливании выявляются.

К аускультации прибегают в отдельных случаях для диагностики полостных элементов, патологии воздухоносных полостей и пр.

Патологические процессы принципиально можно разделить на три группы: воспалительные, дистрофические поражения и опухоли. Указанные разновидности в клинике в чистом виде встречаются редко.

Воспаление — защитная сосудисто-тканевая реакция организма на действие раздражителя. По морфологии различают три формы воспаления: альтеративную, экссудативную и пролиферативную. По течению воспаление бывает острое, подострое и хроническое. При остром течении преобладают альтеративные и экссудативные изменения, а при хроническом — пролиферативные.

Альтеративное воспаление характеризуется преобладанием дистрофических и некротических процессов в клетках, волокнистых структурах и в межуточном веществе слизистой.

Экссудативное воспаление характеризуется преобладанием гиперемии, отека и инфильтрации. Вслед за кратковременным рефлекторным сужением просвета капилляров наступает их стойкое расширение. Замедление тока крови ведет к стазу и тромбозу сосудов слизистой. Тонус сосудов снижается и нарушается проницаемость их стенок. За пределы сосудов выходят плазма крови (экссудация) и форменные элементы крови (эмиграция).

Нарушение проницаемости сосудов обусловливается выделением большого количества биологически активных веществ (ацетилхолина, гистамина, серотонина, кининов) в результате лизиса, клеток. При этом наблюдается отек и инфильтрация стенок сосудов и соединительной ткани слизистой оболочки полости рта. Инфильтрат может быть лейкоцитарный, лимфоидный, из плазматических клеток и с преобладанием эритроцитов.

Пролиферативное воспаление характеризуется процессами размножения и трансформации клеток. Размножение соединительнотканных клеток лежит в основе образования грануляционной ткани. В процессе фибробластической пролиферации происходит новообразование соединительных волокон. Это исход острого процесса.

Хроническое воспаление слизистой оболочки характеризуется размножением соединительнотканных клеток (лимфоцитов, плазматических клеток, фибробластов и др.). Затем образуется молодая, богатая клетками грануляционная ткань. Исходом продуктивного воспаления является формирование зрелой соединительной ткани, т.е. развитие склероза и фиброза.

В результате нервно-сосудистых расстройств в соединительнотканных структурах слизистой часто появляются очаговые некрозы. Поверхностные дефекты - эрозии - образуются при нарушении целостности только поверхностных слоев эпителия. Если повреждается соединительнотканный слой, то в результате заживления образуется рубец. При обострении хронического процесса присоединяется острое нарушение проницаемости сосудов с выходом полиморфноядерных лейкоцитов и эритроцитов в соединительнотканный слой слизистой оболочки.
Патологические процессы дистрофического порядка приводят к изменениям слизистой оболочки полости рта, в частности к нарушениям процессов ороговения в эпителии.

Акантоз— утолщение эпителиального слоя слизистой оболочки за счет пролиферации базальных и шиповатых клеток. Результатом акантоза является появление узелка, узла, лихенизации.

Заболевания, которым сопутствует данный патологический процесс: красный плоский лишай, лейкоплакия, мягкая лейкоплакия; гипо- и авитаминозы; красная волчанка; преканцерозный хейлит Манганотти; сухая форма эксфолиативного хейлита; атопический хейлит; актиномикоз; изменения слизистой при эндокринных нарушениях.

Паракератоз — неполное ороговение поверхностных клеток шиповидного слоя при сохранении в них уплощенных вытянутых ядер. При этом процессе выпадает фаза образования кератогиалина и элеидина, поэтому зернистый и блестящий слои отсутствуют. Из клеток рогового слоя исчезает клейкое вещество — кератин, вследствие чего обнаруживается выраженное шелушение эпидермиса. Образующиеся чешуйки легко отторгаются. Заболевания, которым сопутствует данный патологический процесс: лейкоплакия; гипо- и авитаминозы А, С, В; красный плоский лишай; сухая форма эксфолиативного хейлита; атопический хейлит; красная волчанка.

Дискератоз — форма неправильного ороговения, характеризующаяся патологической кератинизацией отдельных эпителиальных клеток.

Клетки становятся более крупными, округлыми, с зернистостью в цито-плазме — «тельца Дарье», затем превращаются в гомогенные ацидофильные образования с мелкими пикнотическими ядрами, называемыми зернами и располагающимися в роговом слое. Дискератоз наблюдается при старении. Злокачественный дискератоз характерен для болезни Боуэна, плоскоклеточного рака.

Гиперкератоз — чрезмерное утолщение рогового слоя эпителия. Он может развиваться в результате избыточного образования кератина или вследствие задержки слущивания эпителия. В основе гиперкератоза лежит интенсивный синтез кератина в результате повышения функциональной активности клеток эпителия (хроническое раздражение или нарушения обменного характера). Этот процесс сопровождает следующие заболевания: сухую форму эксфолиативного хейлита; лейкоплакию; красный плоский лишай; интоксикацию ртутью, свинцом, висмутом, алюминием, цинком и др.; красную волчанку; актиномикоз.

Папилломатоз — разрастание сосочкового слоя собственной пластинки слизистой оболочки и врастание его в эпителий. Этот процесс наблюдается при хронической травме слизистой оболочки нёба пластиночным протезом и других хронических травмах.

Вакуольная дистрофия - внутриклеточный отек эпителиальных клеток с появлением в цитоплазме вакуолей, разрушающих клетки. Иногда вакуоль занимает почти всю клетку, оттесняя ядро к периферии. При этом ядро принимает седловидную форму.

Причиной вакуольной дистрофии принято считать дегенеративные изменения в цитоплазме эпителиальных клеток. Заболевания, которые сопровождаются этим процессом: вульгарная пузырчатка; простой герпес; красная волчанка; изменения слизистой при эндокринных заболеваниях (гингивит беременных, синдром Иценко—Кушинга и др.).

Спонгиоз — скопление жидкости между клетками шиповидного слоя. Результатом этого процесса может быть волдырь, пузырек, пузырь. Спонгиоз сопровождает следующие заболевания: простой герпес; вульгарную пузырчатку; красный плоский лишай (буллезная форма); многоформную экссудативную эритему; хронический рецидивирующий афтозный стоматит; экзему.

Баллонирующая дистрофия — нарушение связей между клетками шило-видного слоя, что приводит к свободному расположению отдельных клеток или их групп в экссудате образующихся пузырьков в виде шаров-баллонов. Этому предшествует некоторое утолщение эпителия, появление гигантских эпителиальных клеток, образующихся в результате амитотического деления ядер, однако сама клетка не делится. Клетка увеличивается в размере (шар, баллон) и плавает в жидкости. Этот патологический процесс проявляется при простом герпесе, экземе, многоформной экссудативной эритеме, красном плоском лишае.

Акантолиз (акантолизис) — расплавление межклеточных мостиков на уровне десмосом в шиповидном слое, что ведет к потере связей между эпителиальными клетками. В эпителии образуются щели и внутри-эпителиальные пузыри, пузырьки. В основе этого процесса лежат иммунные механизмы. При этом шиповидные клетки округляются, немного уменьшаются в размере, ядро становится более крупным. Клетки свободно плавают в содержимом пузыря, а также выстилают его дно. Этот процесс встречается при вульгарной пузырчатке, простом герпесе.

Опухоли (бластомы) — патологическое разрастание тканей в результате потенциально беспредельного деления клеток. Бластомы делят на доброкачественные (зрелые) и злокачественные (незрелые). По происхождению их классифицируют следующим образом: опухоли из эпителиальной, соединительной, сосудистой, железистой, мышечной и нервной тканей, а также смешанные опухоли.

Доброкачественные опухоли слизистой оболочки рта состоят из дифференцированных клеток, сходных по строению с исходной тканью. Наблюдается тканевой атипизм. Эти опухоли растут медленно, четко ограничены, никогда не врастают в окружающие ткани, не метастазируют.

Злокачественные опухоли — построены из мало- и недифференцированных клеток и мало похожи на материнскую ткань. Характерен не только тканевой, но и клеточный атипизм: изменение формы клеток, укрупнение ядра, полиморфизм, появление гигантских клеток. Злокачественные опухоли быстро растут, склонны к метастазированию и рецидивам. Критерием малигнизации служит классическая триада: атипия, полиморфизм, инвазивный рост.
Элементы поражения слизистой оболочки полости рта
Правильное определение элемента поражения помогает в постановке диагноза. Различают первичные элементы поражения и вторичные, динамически развивающиеся из первичных. К первичным относятся пятно, узелок (папула), узел, бугорок, пузырек, пузырь, гнойничок, киста, волдырь, абсцесс. Вторичными элементами являются эрозия, афта, язва, трещина, рубец, налет, чешуйка, корка.

Пятно — изменение цвета слизистой оболочки на ограниченном участке. Различают воспалительные и невоспалительные пятна. Розеола — ограниченная гиперемия до 1,5 см в диаметре. Эритема — разлитое покраснение слизистой оболочки. К невоспалительным пятнам относят геморрагические пятна: петехии (точечные геморрагии) и экхимозы (более обширные геморрагии округлой или овальной формы). Пигментные пятна — образования, возникающие в результате отложения красящих веществ экзогенного и эндогенного происхождений (отложения меланина, прием лекарственных препаратов, содержащих висмут или свинец).

Узелок (папула) — бесполостное образование воспалительного происхождения размером до 5 мм, выступающее над уровнем слизистой оболочки и захватывающее эпителий и поверхностный слой собственно слизистой оболочки. Морфологически определяются мелкоклеточная инфильтрация, гиперкератоз и акантоз. Красный плоский лишай— типичный пример проявления папул на слизистой оболочке рта. При обратном развитии папулы следа не остается. Бляшка образуется при слиянии папул.

Узел — плотный, малоболезненный округлый инфильтрат, берущий начало в подслизистой основе. По размерам гораздо больше узелка. При актиномикозе возможно его нагноение с образованием свища. При сифилитической гумме узел может изъязвляться.

Бугорок — инфильтративное бесполостное образование 5—7 мм, захватывает все слои слизистой оболочки рта и возвышается над ее поверхностью. Бугорки образуются при туберкулезе. Они быстро подвергаются распаду с образованием язв. После их заживления образуются рубцы.

Пузырек — это полостной элемент до 5 мм в диаметре, возникающий в результате ограниченного скопления жидкости (экссудата, крови). Он располагается в шиповатом слое (внутриэпителиально), быстро вскрывается, образуя эрозию. Пузырьки возникают при вирусных поражениях.

Пузырь — образование, отличающееся от пузырька более крупными размерами (более 5 мм), с серозным или геморрагическим экссудатом. Он может располагаться внутриэпителиально (при акантолитической пузырчатке в результате акантолиза) и подэпителиально (при многоформной экссудативной эритеме, аллергии и др.).

Гнойничок — полостное образование с гнойным экссудатом; встречается на коже и красной кайме губ.

Киста — полостное образование, имеющее соединительнотканную капсулу с эпителиальной выстилкой.

Волдырь — бесполостное образование до 2 см вследствие острого ограниченного отека сосочкового слоя. Примером является отек Квинке.

Абсцесс — ограниченное полостное образование, заполненное гноем; возникает вследствие разложения патологически измененной ткани или слияния гнойничков.

Эрозия — нарушение целостности эпителия, возникающее на месте папулы, после вскрытия пузырька, в результате травмы. Заживает без рубца. Экскориация — эрозия травматического происхождения.

Афта — поверхностный дефект эпителия округлой формы 3—5 мм, рас-положенный на гиперемированном участке слизистой оболочки, покрытый фиброзным налетом и окруженный ярко-красным ободком. Заживает без рубца. Примером служит хронический рецидивирующий афтозный стоматит.

Язва — дефект, захватывающий все слои слизистой оболочки. В язве различают дно и края. Заживление происходит с образованием рубца. Язвы возникают при травме, туберкулезе, сифилисе, при распаде опухоли.

Трещина — это линейный дефект, возникающий в результате потери эластичности ткани. Поверхностные трещины локализуются в пределах эпителия, глубокие — проникают в собственную пластинку.

Рубец — замещение дефекта соединительной тканью с повышенным со-держанием волокнистых структур. Гипертрофические (келоидные) рубцы возникают после травмы, хирургических вмешательств. Атрофические рубцы образуются после заживления элементов туберкулеза, сифилиса, красной волчанки. Для них характерна неправильная форма и большая глубина.

Налет — образование, состоящее из микроорганизмов, фибринозной пленки и слоев отторгшегося эпителия.

Чешуйка — отпадающая тонкая пластинка из ороговевших клеток эпителия, возникшая в результате патологического ороговения.

Корка — ссохшийся экссудат на месте пузырька, трещины, эрозии. Цвет корки зависит от характера экссудата (серозный, гнойный, геморрагический).
К дополнительным относятся лабораторные, инструментальные, функциональные и пр. методы обследования.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В зависимости от характера поражения прибегают к тому или иному виду лабораторного исследования: анализу крови и мочи, цитологическому, бактериологическому и бактериоскопическому методам, исследованию выделительной функции больших слюнных желез и т. д.

ЦИТОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - позволяет по характеру обнаруженных клеток определить сущность патологического процесса. Наличие определенных клеток позволяет быстро уточнить диагноз. Цитологический метод нередко является решающим методом исследования, например, для диагностики пузырчатки (обнаружение специфических клеток ТЦАНКА). Цитологическое исследование слизистой оболочки проводится в день осмотра больного, который должен прополоскать рот водой, после чего у него берут материал для исследования. Взятие материала осуществляется несколькими способами.

Первый способ: Обезжиренное и высушенное предметное стекло прикладывают к исследуемому участку слизистой оболочки. Отпечатки берут как с пораженного участка, так и с других отделов полости рта. Этот способ удобен для забора материала с доступной широкой поверхности, например щеки или языка.

Второй способ (мазок-отпечаток): Для получения материала пользуются стерильной ученической резинкой, вырезанной в виде столбика, который прикладывают к очагу поражения. Взятый материал затем переносят на предметное стекло. При помощи этого способа возможен забор материала из труднодоступных участков полости рта.

Третий способ: Взятие материала путем соскоба. Такой способ применим при наличии чешуек, корок, глубоких язв или пародонтальных карманов, когда бывает трудно получить мазок.

Перенесенный на предметное стекло материал высушивают на воздухе, фиксируют химическим (в чистом спирте) или термическим методом, окрашивают и микроскопируют.

Изучение клеточного состава мазков дает представление о патологическом процессе в очаге поражения, о состоянии защитных реакций организма, характеризующихся различной степенью фагоцитоза (наличие или отсутствие фагоцитоза, незавершенный фагоцитоз). Состояние нейтрофилов определяет результат лечения. Следует обратить внимание на количество эпителиальных клеток, их характер и т. д., число микробных клеток, их форму, расположение и прочее, наличие дрожжевых клеток, мицелия и псевдомицелия и т. д.

ПАТОГИСТОЛОГИЧЕСКОЕ И ЦИТОХИМИЧЕСКОЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ

Эти исследования проводятся с целью более глубокого изучения патологических процессов, происходящих в тканях при заболевании слизистой оболочки полости рта (рак, туберкулез, сифилис и др.)

Для гистологического исследования используется биопсийный материал, из которого изготавливают срезы. Затем на них ставят нужные реакции. Реакции можно ставить также на отпечатках, полученных со слизистой оболочки полости рта (цитохимия).

АЛЛЕРГОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЫ

Многие заболевания слизистой оболочки полости рта могут развиваться и протекать на фоне общей и местной тканевой сенсибилизации организма. С этой точки зрения обязательным является изучение аллергологического статуса больного. Диагностика строится на клинических данных (аллергологический анамнез, данные объективного обследования больного). Для выявления сенсибилизации организма применяют ряд тестов.

К неспецифическим тестам относят: эозинофилоцитоз в секрете очага воспаления и в периферической крови; повышение содержания глобулинов в сыворотке крови, особенно альфа — и гаммаглобулинов. Эти тесты достоверны в 30—40% случаев, но они неспецифичны.

К специфическим тестам, позволяющим выявить сенсибилизацию организма к определенному медикаментозному аллергену в амбулаторных условиях относятся: мукозная и кожная пробы, клеточные тесты (реакция агломерации лейкоцитов- РАЛ, индекс агглютинации тромбоцитов, реакция дегрануляции базофильных лейкоцитов и др.)

При постановке мукозных и кожных проб возможно развитие осложнений (вплоть до анафилаксии) у больного, поэтому их следует проводить в аллергологическом центре. Клеточные тесты, применяемые для определения аллергии как латентной, так и клинически выраженной, не вызывают каких-либо осложнений у больного.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЫ

Для определения реакций тканей в полости рта (при различных заболеваниях) применяют биологические пробы, которые помогают уточнить степень развития патологического процесса, реактивное состояние тканей и всего организма в целом.

Для определения фагоцитарной активности слизистой оболочки применяют пробу с трипановым синим по Р.Е.Кавецкому в модификации С.М. Базарновой. Трипановый синий (0,1 мл. 0,25% раствора) вводят в слизистую оболочку нижней губы. Коэффициент пробы вычисляется по отношению квадрата радиуса пятна через 3 часа к квадрату первоначальному радиуса. Как правило, он равен 5—7. Если это значение будет ниже 5, то имеется угнетение функции соединительной ткани, если выше 7 — функция повышена.

Проба Роттера. Применяется для определения степени насыщенности тканей организма аскорбиновой кислотой. 0,1 мл. 0,1% нормального раствора краски Тильманса вводят внутрикожно в область предплечья. Время обесцвечивания пятна, превышающее 10 мин. говорит о недостатке витамина в организме. Более простой и доступной является языковая проба: на высушенную спинку языка наносится капля краски Тильманса. В норме обесцвечивание наступает через 16-20 с.

Волдырная проба (проба ОЛДРИЧА). Определяются скрытые отеки слизистой оболочки полости рта. В слизистую вводят 0,2 мл. стерильного физиологического раствора, отмечают время исчезновения инфильтрата. В норме волдыри исчезают через 40 мин, при наличии скрытых отеков — через 20.30 мин., что свидетельствует о повышении гидрофильности тканей.

Гистаминовая проба. Применяется для определения чувствительности больных к гистамину. Внутрикожно тонкой иглой вводят 0,2 мл. гистамина в разведении 1:100000. Образовавшуюся папулу через 10 мин измеряют в двух направлениях и выводят среднюю величину. В норме диаметр папулы равен 12 мм. Результаты этой пробы позволяют судить о проницаемости капилляров, состоянии вегетативной нервной системы, аллергическом состоянии организма. Увеличение размеров папулы наблюдается при заболеваниях ЖКТ, при хроническом рецидивирующем афтозном стоматите, при МЭЭ и др.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ
ЛЮМИНЕСЦЕНТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ позволяет поставить более правильный диагноз, особенно при различных кератозах слизистой полости рта. Для исследования используют прибор фотодиаскоп люминесцентный. Метод заключается в наблюдении вторичного свечения тканей при ультрафиолетовом облучении с длиной волны 365 мк (лучи Вуда). Исследование проводится в полной темноте с экспозицией 10—15 мин.

Здоровая слизистая отсвечивает бледным синевато-фиолетовым цветом, кератоз дает средней интенсивности свечение с тусклым желтым оттенком, гиперкератоз — с голубовато-фиолетовым, эрозии и изъязвления выявляются в виде темно-коричневых или черных пятен. Гиперкератоз при красной волчанке характеризуется белоснежно-голубоватым или снежно-белым свечением. Флуоресцентный анализ представляет особую ценность в диагностике рака. Дно раковой язвы светится коричнево-оранжевым светом, оно окружено ободком распавшихся тканей, туберкулезные и сифилические язвы имеют темно-фиолетовый оттенок.

Капилляроскопия — метод оценки состояния капиллярной сети. На основании капилляроскопии уточняют величину, форму капилляров, количество и размер капиллярных петель, степень кровенаполнения, характер кровотока. Полученные данные позволяют судить о патологических процессах в пародонте, губе, языке и других участках полости рта.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭДС производится с помощью микроамперметра и микровольтметра. При наличии в полости рта протезов из разных металлов с различными электропотенциалами могут возникнуть микротоки, которые в ряде случаев могут вызвать целый комплекс клинических симптомов. Микроэлектротоки могут возникнуть при одновременном присутствии в полости рта протезов и пломб из различных металлов (медь, серебро, золото, сталь и пр.), особенно при их расположении в условиях непосредственного контакта, и привести к нарушению вкусовой чувствительности и развитию лейкоплакии, к возникновению гингивитов и т.д. При электрометрии исследуют напряжение или силу гальванических токов. Платиновые (серебряные, золотые, графитные) электроды прибора прикладывают поочередно к деталям протезов из различных металлов. При определении микротоков полости рта следует определить рН слюны, поскольку она является электролитом и сдвиг в кислую сторону может способствовать возникновению микротоков. Концентрация водородных ионов (рН) слюны определяется при помощи рН-метра или специальных лакмусовых бумажек.

5. Домашнее задание:

1. Составить план комплексного обследования больного с заболеваниями слизистой оболочки рта.

2. Нарисовать схемы элементов поражения.

6. Литература:

  1. Боровский Е.В., Данилевский Н. Ф. Атлас заболеваний слизистой оболочки полости рта.- М:Медицина, 1991, С. 24—61.

  2. Николаев А., Цепов Л. Практическая терапевтическая стоматология. Учебное пособие. 2010 г. - 928 с.


7. УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ:

Больная С., 42 лет обратилась с жалобами на появление в полости рта множественных очагов кровоизлияния, резко выраженную кровоточивость десен. Из анамнеза установлено, что в течение полутора месяца больная проходила курс лечения заболевания органов кроветворения. Объективно: в полости рта определяются множественные очаги кровоизлияний, десневой край изъязвлен, кровоточит при незначительном прикосновении.

1. Можно ли предположить связь между описанными жалобами и имеющейся у больной патологией кроветворения?

2. Какими методами исследования можно подтвердить данное предположение?

3. Какие именно анализы подтвердят взаимосвязь этих процессов?
Больной Ш., 55 лет обратился с жалобами на жжение губ и привкус металла во рту. Указанные симптомы появились вскоре после очередного протезирования. Об-но: слизистая оболочка верхней и нижней губы, находящаяся в контакте с металлическими конструкциями, резко гиперемирована, отечна. На зубах верхней фронтальной группы - одиночные коронки с нитридтитановым покрытием.

1. Какую патологию в конкретном случае можно предположить?

2. Какими дополнительными методами можно подтвердить диагноз?

3. На каком принципе основан предполагаемый диагностический тест. Каковы критерии нормы и патологии (по показаниям данного метода исследования)?

Занятие №2

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Учебно-методическое пособие для студентов Стоматологического факультета 5 курса «Геронтостоматология и заболевания слизистой оболочки рта» icon Учебно-методический комплекс по дисциплине «геронтостоматология и...
Цели и задачи изучения дисциплины «геронтостоматология и заболевания слизистой оболочки рта»
Учебно-методическое пособие для студентов Стоматологического факультета 5 курса «Геронтостоматология и заболевания слизистой оболочки рта» icon Примерная программа модуля дисциплины «стоматология»
Цели и задачи изучения модуля «заболевания слизистой оболочки рта и геронтостоматология»
Учебно-методическое пособие для студентов Стоматологического факультета 5 курса «Геронтостоматология и заболевания слизистой оболочки рта» icon Учебно-методическое пособие для студентов Стоматологического факультета...

Учебно-методическое пособие для студентов Стоматологического факультета 5 курса «Геронтостоматология и заболевания слизистой оболочки рта» icon Учебно-методическое пособие для студентов Стоматологического факультета 4 курса «Пародонтология»

Учебно-методическое пособие для студентов Стоматологического факультета 5 курса «Геронтостоматология и заболевания слизистой оболочки рта» icon Учебно-методическое пособие для студентов Стоматологического факультета 5 курса «Пародонтология»

Учебно-методическое пособие для студентов Стоматологического факультета 5 курса «Геронтостоматология и заболевания слизистой оболочки рта» icon Учебно-методическое пособие по терапевтической стоматологии Пломбировочные...
Ракова Т. В., Тишков Д. С., Карлаш А. Е., Журбенко В. А., Саакян Э. С. Учебно-методическое пособие по терапевтической стоматологии...
Учебно-методическое пособие для студентов Стоматологического факультета 5 курса «Геронтостоматология и заболевания слизистой оболочки рта» icon Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по акушерству...
Учебно-методическое пособие представлено кафедрой акушерства и гинекологии сгма в помощь студентам 6 курса лечебного факультета при...
Учебно-методическое пособие для студентов Стоматологического факультета 5 курса «Геронтостоматология и заболевания слизистой оболочки рта» icon Учебно-методическое пособие Кемерово 2015 г. Согласовано: кроо «памск»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов стоматологического факультета, гигиенистов стоматологических со средним медицинским...
Учебно-методическое пособие для студентов Стоматологического факультета 5 курса «Геронтостоматология и заболевания слизистой оболочки рта» icon Учебно-методическое пособие для бакалавров учетно-финансового факультета Краснодар
Учебно-методическое пособие предназначено для работы в группах студентов 1 курса учетно-финансового факультета
Учебно-методическое пособие для студентов Стоматологического факультета 5 курса «Геронтостоматология и заболевания слизистой оболочки рта» icon Учебно-методическое пособие для студентов Стоматологического факультета...
Зав кафедрой терапевтической стоматологии гбоу впо кубгму минздрава России, к м н, доцент А. А. Адамчик, к м н., ассистент В. В....
Учебно-методическое пособие для студентов Стоматологического факультета 5 курса «Геронтостоматология и заболевания слизистой оболочки рта» icon Детская офтальмология учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета
Учебно-методическое пособие по офтальмологии. (Для студентов педиатрического факультета). Ставрополь, Изд.: Стгму
Учебно-методическое пособие для студентов Стоматологического факультета 5 курса «Геронтостоматология и заболевания слизистой оболочки рта» icon Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета 030900. 68 «Юриспруденция»
Громов В. П. Прокурорский надзор за исполнением наказания в исправительных учреждениях: Учебно-методическое пособие для студентов...
Учебно-методическое пособие для студентов Стоматологического факультета 5 курса «Геронтостоматология и заболевания слизистой оболочки рта» icon Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией...
Методы молекулярной диагностики: Учебно-методическое пособие. Авторы: А. Д. Перенков, Д. В. Новиков, С. Г. Фомина, Л. Б. Луковникова,...
Учебно-методическое пособие для студентов Стоматологического факультета 5 курса «Геронтостоматология и заболевания слизистой оболочки рта» icon Методические рекомендации по производственной практике «помощник...
Программа производственной практики студентов III курса стоматологического факультета
Учебно-методическое пособие для студентов Стоматологического факультета 5 курса «Геронтостоматология и заболевания слизистой оболочки рта» icon Учебно-методическое пособие Елабуга 2016 ббк 74. 58 Учебно-методическое...
Методическое пособие предназначено для студентов 1 курса высших учебных заведений неязыковых специальностей
Учебно-методическое пособие для студентов Стоматологического факультета 5 курса «Геронтостоматология и заболевания слизистой оболочки рта» icon Безопасность жизнедеятельности с основами экологии
...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск