Скачать 376.56 Kb.
|
Коррекция и развитие творческих способностей младших школьников в специальной школе Программа Автор: Нина Николаевна Комарова, психолог КГУ «Рудненская специальная школа- интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с особыми образовательными потребностями» Актуальность составленной данной программы продиктована тем, что существующие подобные программы неадаптированы к особенностям детей с ЗПР. Данная программа носит развивающий характер и построена с учетом принципов личностно-ориентированного подхода, а также на развитие воображения, творческого потенциала, чувственно-эмоционального и целостно-оценочного отношения к действительности. Целью программы является творческих способностей младших школьников с ЗПР, обучающихся в школе-интернате на основе современных психологических представлений о природе человека. Основное условие реализации данной программы в осознании и проявлении ребенком своей индивидуальности. Задача психолога- принятие и развитие его творческих способностей. Данная работа будет полезна родителям, психологам, педагогам и логопедам. Содержание Пояснительная записка …………………………………………………………..4Занятие 1 Понятие о мире фантазии ………………………………………….....9 Занятие 2. Понятие о психологической инерции…………………………...…12 Занятие 3. Развитие ассоциативности. Критерии новизны……………...……16 Занятие 4. Метафоры…………………………………………………………….19 Занятие 5. Словотворчество……………………………………………...……..21Занятие 6. Каламбуризация……………………………………………...……..23 Занятие 7. Придумывание сказок………………………………………………25 Занятие 8. Придумывание сказок. Придумываем продолжение сказки……...29 Занятие 9. Придумывание сказок. Придумываем начало сказки……………..31 Список литературы……………………………………………………………....35ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………….36 ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………….…39 ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………….…43 Пояснительная записка Казахстан идет по пути строительства демократического, правового государства. Духовно- нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни, их гибкая социализация есть важнейшая составляющая развития общества и государства. Основные положения государства в области образования и воспитания сформулированы в Законе РК, в Послании Президента к народу, где четко определены цели и задачи воспитания, моделирования воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создания условий для ее самореализации. Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в своем Послании народу Казахстана сказал: «Каким я представляю себе Казахстан через 33 года? Наше молодое государство вырастет и возмужает, наши дети, внуки вырастут с ним. Они будут ответственными и энергичными представителями своего поколения, хорошо образованными, обладающими прекрасным здоровьем» [1, стр.102]. Теперь Президент Нурсултан Назарбаев поставил перед обществом, а значит и перед каждым гражданином Республики Казахстан задачу - в ближайшие 10 лет войти в число 50-ти конкурентоспособных стран мира, что подтверждает необходимость в творчески развитой личности[2, стр.1]. Также в «Комплексной программе воспитания в организациях образования республики Казахстан» обращается внимание на то, что в условиях перехода республики к рыночным отношениям в центр внимания выдвигается вопрос о воспитании конкурентоспособной, с развитым экономическим мышлением, социально адаптированной, всесторонне культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, склонной к овладению различными профессиями, с быстрой и гибкой ориентацией в решении сложных жизненных проблем[11, стр.2]. Следует отметить, что своевременность вариативной части упражнений и заданий на казахском языке в контексте внедрения и развития государственного языка как элемента, объединяющего нацию, находит свое подтверждение в поручениях Президента, данных на 12 сессии Ассамблеи народов Казахстана[4, стр.1]. Для выполнения поставленных задач необходимы специальные развивающие программы, целью которых было бы развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста. Актуальность продиктована и тем, что существующие подобные программы неадаптированы к особенностям детей с задержкой психического развития. Данная программа носит развивающий характер и построена с учетом принципов личностно- ориентированного подхода, а также на развитие воображения, творческого потенциала, чувственно- эмоционального и целостно- оценочного отношения к действительности, способов генерирования идей. Целью программы является развитие творческих способностей младших школьников с ЗПР, обучающихся в школе- интернате на основе современных психологических представлений о природе человека. Задачи программы: - развитие творческого потенциала личности младшего школьника; - коррекция и развитие у младших школьников чувственно- эмоционального и целостно- оценочного отношения к действительности; - создание условий, обеспечивающих младшим школьникам свободное выражение творческого потенциала; - обучение способам генерирования творческих идей; - коррекция и развитие навыков использования имеющихся знаний в новых условиях. Программа характеризуется рядом особенностей, связанных с психологическими характеристиками младшего школьного возраста, а также включение в нее упражнений и заданий для развития творческих способностей различных форм, методов и техник; использование упражнений, разработанных составителем данной программы (упражнения с использованием арт- техники монотипии), вариативную часть упражнений на казахском языке. Основное условие реализации данной программы в осознании и проявлении ребенком своей индивидуальности. Тем самым создаются условия развития его творческого потенциала. Задача психолога- принятие и развитие его творческих способностей. Поэтому в качестве основного принципа развития выдвигается принцип трансформации когнитивного содержания в творческое. В соответствии с этим принципом когнитивное содержание (выполняемое ребенком задание) должно быть трансформировано в творческое (необычность выполнения). Суть работы - необходимость создания необычных идей. В программе также использованы принципы развивающего подхода к обучению и воспитанию: проблемность, диалогичность, индивидуализация. Для реализации этих условий нужно: - восхищаться каждой идеей ребенка так же, как восхищаются родители его первыми шагами; - позитивно подкреплять все идеи и ответы ребенка; -использовать ошибку как возможность нового, необычного, неожиданного взгляда на что- то привычное; -максимально адаптироваться ко всем высказываниям и действиям детей; -создать климат взаимного доверия; -обеспечить независимость в выборе и принятии решений с возможностью самостоятельно контролировать собственное продвижение. Обязательным условием при проведении занятий по данной программе является соблюдение условий безоценочности, принятия, безопасности и поддержки. Такой подход ориентирован на индивидуальную личностную траекторию развития личности ребенка. Данная программа способствует гибкой социализации детей с ЗПР, обучающихся в школе- интернате. Следует отметить методы и формы работы, используемые в данной программе. Наиболее эффективными являются: -создание творческой ситуации, ориентированной на поиск необычных вариантов, нестандартных взаимосвязей; -поиск необходимых вариативных способов воплощения идей средствами арт- техники (монотипии). При подготовке программы были использованы научные исследования и методические рекомендации Л.С.Выготского, Н.С. Лейтеса, А.М.Матюшкина, Б.М.Теплова, Дж. Гилфорда, Жд. Галаира, П. Торренса и методические рекомендации Т.Д.Зинкевич- Евстигнеевой, Т.М.Грабенко, Л.А.Григорович, О.С.Ликуновой,а также результаты практического опыта автора программы Комаровой Н.Н. Данная программа состоит из десяти занятий. К ней прилагается тетрадь творческих работ, разработанная составителем программы, альбом монотипий. Методические рекомендации: - количество детей в группе предусматривается не более 15 человек; - занятия проводятся один раз в неделю; - продолжительность одного занятия – 40 минут; - задания в рабочей тетради составлены в соответствии с календарно- тематическим планированием занятий Календарно- тематический план
Занятие 1 Понятие о мире фантазии. Цель: научить детей фантазировать. Оборудование: бумага, краски, листы ватмана, кисть, баночка для воды, пастель, цветные мелки.
Психолог. -Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас в сказочное путешествие по волшебной стране. Вы будете не только слушать сказку, но и участвовать в ней, с вами будут происходить самые неожиданные приключения, а чуть позже, когда сказка станет вашим другом, вы сами сможете придумать ее продолжение. А теперь давайте почувствуем, что мы - одна команда, ведь идти нам придется вместе. -Закройте глаза, посидите немного в тишине, послушайте эту тишину. Даже сейчас, когда вокруг тихо, сюда проникают какие-то звуки (перечисление). И по мере того, как вы слушаете эти звуки, ваше дыхание как- то изменяется. И пока оно становится иным, вы понимаете, что вы сейчас здесь в полной безопасности и можете расслабиться и пофантазировать. Сейчас вы представляете себе все, о чем я говорю. Вы легко представите себе, что перед вами лежит ковер. Рассмотрите его, какого он цвета, какие на нем узоры. Насколько он пушистый, есть ли по краям бахрома. Чтобы лучше его исследовать, представьте себе, что вы ложитесь на него. Почувствуйте, какой он – мягкий или не очень? Вы устраиваетесь поудобнее, полностью спокойные и расслабленные… И ковер плавно начинает подниматься вверх. Это не простой ковер, а самый настоящий ковер – самолет. И он может отнести вас в то место, где вы будете чувствовать себя спокойно и приятно. В то место, где вы отдыхаете, в то место, где вам интересно. Вы поднимаетесь все выше, видите над собой небо, облака… И пока вы так спокойно лежите, вы рассматриваете, какой формы эти облака, какого они цвета, как они двигаются. Плавно двигаясь вместе с этими облаками, вы ощущаете покачивание ковра и можете увидеть, как проплывают внизу прекрасные пейзажи. И вы выбираете из этого всего многообразия то место, в котором вы хотели бы оказаться. Вы выбираете то место, необыкновенно прекрасное для вас, где можно просто быть радостным и спокойным, где вам интересно, где вы наслаждаетесь и отдыхаете. Это может быть лесная поляна или вершина горы, берег моря или лужайка у реки, а может быть, ковер принесет вас куда – то еще… Найдите это место и прикажите ковру так: «Вниз!» И вот вы плавно опускаетесь вниз, туда, в это волшебное место, оглядываетесь вокруг, обращаете внимание на все детали: какой здесь ландшафт, какие вокруг краски… Это яркие краски или нежные? Есть ли здесь растения, камни, животные, люди? Посмотрите в небо, каких птиц вы видите? Вы все запоминаете, все впитываете. Какие у вас чувства сейчас? Побудьте в этом прекрасном месте столько, сколько вам захочется… А теперь сожмите крепко кулаки и на вдохе откройте глаза. Запомните хорошенько, что вы себе представляли, какие у вас были чувства… Нам это еще понадобится. Психолог. Давайте сейчас мы создадим каждый по птице из бумаги и оставим их здесь, в сказочном пространстве, до конца нашего сказочного путешествия. Дети делают бумажного голубка, по желанию пользуясь готовым образцом. Сказка. Психолог. И вот полетели наши птицы, наши добры молодцы да красны девицы по белу свету. День летят, другой летят, а на третий видят - вдали город показался с церквами высокими, домами богатыми, куполами позолоченными. Решили здесь осмотреться, счастья попытать. Ударились оземь и превратились снова в людей. Вышли на улицы городские – ничего понять не могут. Город богатый, стольный. Добра всякого видимо – невидимо, а народ ходит на улицах мрачный да понурый. Обратился тут Иван меньшой к прохожему:
Отвечает прохожий:
Подумал Ваня, подумал и говорит:
Ведущий. Вот вам задание: придумать и нарисовать место, где есть такие целебные силы. Творческая игра «Волшебный мир». Дети работают в группах. 1 этап – все рассказывают друг другу, какое место им представилось, объясняют, почему именно это место самое лучшее для исцеления. Обсуждение в группах. 2 этап - Совместное создание мира, в котором люди обретут радость. Дети работают на больших ватманских листах, используют для рисования пастель, краски, цветные мелки. На этом этапе все - творцы, по очереди рисуют на листе какую – то незаконченную линию, а следующий должен превратить эту линию в объект и нарисовать свою незаконченную линию (говорить, какая фигура имелась в виду, нельзя). Обсуждение в группе: что чувствовали участники, когда их не понимали и дорисовывали что – то другое, а что - когда их понимали. 3 этап - поменявшись рисунками, команды раскрашивают картину, придают ей законченный вид. 4 этап. Представление проекта. Выбранный группой ученик, выслушав предложения членов группы, готовит небольшое сообщение, в котором доказывает, почему именно это место станет целебным для жителей города. Подведение итогов: Можно обратить внимание детей на то, что люди стремятся изменять свою жизнь, делать ее лучше и интереснее. Но для того чтобы появилось что – то новое, его вначале нужно придумать. |
Учебно-методическое пособие «Программирование в объектно-ориентированной... Автор: Солдатенко Мария Николаевна, преподаватель специальных дисциплин огаоу спо «Белгородский индустриальный колледж» |
Пояснительная записка автор программы: старший преподаватель кафедры... Автор программы: старший преподаватель кафедры стратегического менеджмента Калявина Ирина Николаевна |
||
Программа вуд «Сова» Автор составитель: Петина Лидия Николаевна, учитель английского языка мкоу «Большекерлегешская оош», Прокопьевский муниципальный... |
Мониторинг введения фгос в оу района на 01. 09. 2012г Вахтер Светлана Николаевна, Дубакова Нина Серафимовна, Аугервальд Ирина Валентиновна(1В и 2А), Межакова Марина Владимировна, Шергина... |
||
Клинические рекомендации состав экспертного совета арефьева Нина Алексеевна Арефьева Нина Алексеевна д м н., профессор, зав кафедрой оториноларингологии Башкирского государственного медицинского университета,... |
Рекомендации для педагога Автор материала Алексеева Ольга Николаевна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» |
||
Опыта Автор опыта: Шубина Татьяна Борисовна, педагог – психолог мб доу «Детский сад комбинированного вида №3 г. Нарьян-Мара» |
Тема опыта Автор опыта: Сидорова Наталья Николаевна, преподаватель гбпоу нао «Ненецкий аграрно-экономический техникум» |
||
Методическая разработка Разработка и создание электронных курсов в программе CourseLab Автор: Березина Ольга Николаевна, учитель информатики и икт высшей квалификационной категории |
Основная образовательная программа Клиническая психология специализация:... ... |
||
Отчёт о работе родительского комитета за 2015-2016г. Мбдоу «Детский сад «Росинка» г. Бирюча» Москальченко Марина Николаевна. Она же выполняет функции члена родительского комитета второй младшей группы детского сада. Секретарем... |
Традиционные методы получения моноклональных антител Главы из книги «Введение в молекулярную иммунологию и гибридомную технологию», автор: ведущий сотрудник лаборатории биотехнологии... |
||
Автор работы : педагог-психолог шцдиК В отечественной науке и практике накоплен материал, отражающий специфику педагогической работы с детьми той или иной группы – с дошкольниками,... |
Примерная должностная инструкция педагога-психолога образовательного... Педагог-психолог назначается и освобождается от должности директором образовательного учреждения |
||
Рабочая программа составлена с учетом следующих Данная рабочая программа по английскому языку для 2 класса создана на основе примерной основной образовательной программы основного... |
Лил Групповое и индивидуальное обучение, Индивидуальные консультации... Олег Анатольевич Синько — практический психолог, эзотерик, эриль (мастер рунной магии). Имеет два высших образования преподаватель... |
Поиск |