Б. Инструкция: "Здесь написаны слова. Одно слово по смыслу не подходит. Скажи, какое это слово"


Скачать 251.8 Kb.
Название Б. Инструкция: "Здесь написаны слова. Одно слово по смыслу не подходит. Скажи, какое это слово"
страница 1/2
Тип Инструкция
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Инструкция
  1   2
Задания на развитие мышления

Задание Б.

При работе с исключением слов-понятий, чтобы плохая техника чтения детей не повлияла на выполнение главной цели задания, целесообразно читать детям предлагаемые наборы слов-понятий.

Б. Инструкция: "Здесь написаны слова. Одно слово по смыслу не подходит. Скажи, какое это слово".

Река, озеро, море, мост

Кукла, песок, мяч, юла

Синица, голубь, птица, воробей

Деревянный, легкий, железный, пластмассовый

Анализ результатов выполнения:

4 балла - выполняет 8 заданий (задания А и Б) самостоятельно, требуется только стимулирующая помощь

3 балла - выполняет 6 заданий, требуется обучение и помощь не более, чем в двух случаях

2 балла - выполняет 4 и менее заданий, обучение и помощь требуется в 3 случаях (логический перенос затруднен)

1 балл - ребенок не принимает задания. Помощь оказывается неэффективной.

Методика " Исключи слова" ( варианты для детей от 7 лет) .

Методика предназначена для исследования аналитико-синтетической деятельности сферы мышления у детей и подростков, их умения выделять и строить обобщения понятий.

Инструкция: "Какое понятие в каждом из перечней является лишним? Почему? "Время - 5 минут, предлагается 10 заданий

Для детей 7-10 лет

Роза, фиалка, ромашка, горох, лилия

Река, озеро, мост, пруд, море

Кукла, скакалка, песок, мяч, юла

Стол, ковер, кресло, кровать, табурет

Тополь, береза, орешник, липа, осина

Курица, петух, орел, индюк, гусь

Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат

Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля

Число, деление, сложение, вычитание, умножение

Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

Ключ: 1) горох, 2) мост, 3)скакалка, 4) ковер, 5) орешник, 6) орел, 7) указка, 8) Петров, 9) число, 10) грустный.

Для детей 10-12 лет

дуб, дерево, ольха, тополь, ясень.

Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён

молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша

секунда, час, год, вечер, неделя

горький, горячий, кислый, соленый, сладкий

футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол

темный, светлый, голубой, яркий, тусклый

самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль

смелый, храбрый, решительный, злой, отважный

треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг

приставка, предлог, суффикс, окончание, корень

дождь, снег, осадки, иней, град

запятая, точка, двоеточие, тире, союз

сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание

круг, квадрат, треугольник, трапеция, прямоугольник

Ключ: 1) дерево, 2) Петров, 3) мясо, 4) вечер, 5) горячий, 6) плавание, 7) голубой, 8) техника, 9) злой, 10) длина, 11) предлог, 12) осадки, 13) союз, 14) слагаемое, 15) круг.

Для детей старше 12 лет

дряхлый, старый изношенный, маленький, ветхий

смелый храбрый, отважный, злой, решительный

Василий, Фёдор, Семен, Иванов, Порфирий

молоко сливки, сыр, сало, сметана

скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо

глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий

лист, почка, кора, дерево, сук

дом, сарай, изба, хижина, здание

берёза, сосна, дерево, дуб, ель

ненавидеть, презирать, негодовать, возмущать, наказывать

темный, светлый, голубой, ясный, тусклый

гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога

неудача, крах, провал, поражение, волнение,

молоток, гвоздь, клещи, топор, долото

минута, секунда, час, вечер, сутки

Задание 1. Прочитайте слова в скобках. Подчеркните те слова, которые являются наиболее существенными для данного предмета.

А) БОЛЬНИЦА (сад, врач, помещение, радио, больные)

Б) ШКОЛА (здание, ученики, мел, доска, буквы)

В) РЕКА (вода, берег, рыба, рыболов, тина)

Г) КНИГА (картинка, слово, бумага, читатель, библиотека)

Д) СПОРТ (медаль, стадион, победа, соревнование, музыка)

Е) КОМПЬЮТЕР (экран, клавиатура, считает, выполняет команды)

Ж) ПРИНТЕР (печатает, белый, бесшумный, подключён к компьютеру)

Задание 2. Укажите предмет, характерным признаком которого является:

А) Шкала с делениями.

Б) Выставление оценок и запись замечаний.

В) Прослушивание музыки.

Г) Просмотр фильмов.

Задание 3. Нарисуйте предметы, существенными признаками которых являются следующие: круглый и съедобный; круглый и несъедобный.

Задание 4. Чем отличается:

А) Окно от двери.

Б) Указка от карандаша.

В) Круг от овала.

Г) Лист берёзы от листа клёна.

Задание 5. Чем похожи слова каждой группы? Как можно одним словом назвать каждую из предложенных групп?

А) Шоссе, дорога, тропинка.

Б) Город, деревня, посёлок.

В) Сложение, деление, вычитание.

Задания, направленные на формирование умений производить основные логические операции над понятиями: обобщение, ограничение, деление и определение

А) Задания на установление закономерностей.

Задание 1. Вставьте пропущенные числа:

А) 5, 15, ____, 35, ____, 55;

Б) 14, 24, ____, ______, 54;

В) 2, 12, 22, _____, _____, ______;

Г) 1,3, _____, _____, 9, _____;

Д) 2, 4, 6, ______, ______, ______;

Задание 2. определите закономерность повторения фигур и дорисуйте последовательности.



Задание 3. Какая из фигур должна стоять в пустой клетке таблицы?





Задание 4. определите закономерность повторения последовательности и нарисуйте эту последовательность: дерево, куст, цветок, дерево, куст, цветок…

Б) Задания на объединение и разделение объектов по каким-либо признакам.

Задание 1. Назовите одним словом следующие группы чисел:

А) 2, 4, 6, 8, …

Б) 1, 3, 5, 7, …

В) 2, 4, 7, 9, 5, 6, …

Г) 18, 25, 33, 48, 56, …

Задание 2. Перечислено несколько предметов. Как их можно назвать одним словом?

А) Суп, гуляш, каша, кисель.

Б) Курица, гусь, утка, индейка.

В) Лошадь, корова, овца, свинья.

Г) Волк, лиса, медведь, заяц.

Д) Картофель, свекла, лук, капуста.

Е) Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки.

Задание 3. Какое слово лишнее в каждой группе? Вычеркните его. Назовите существенный признак полученной группы. Дайте название каждой группе слов.

А) Ель, сосна, кедр, берёза.

Б) Лук, огурец, яблоко, морковь.

В) Гриб, ландыш, ромашка, василёк.

Задание 4. Разделите следующие числа на две группы: чётные, нечётные, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Задание 5. Разделите данные слова на группы по количеству слогов: пенал, ваза, лампа, абажур, перо, карандаш, тыква, парта, линейка, тетрадь, стол, пол, ручка, молоток, корень. Сколько групп получилось?

Задание 6. Впишите данные слова в соответствующие столбцы таблицы: кукла, ботинки, пенал, валенки, мяч, портфель, ручка, тапочки, мишка, туфли, тетрадь, волчок, карандаш, кроссовки, пистолет.

Обувь

Игрушки

Школьные вещи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 7. числа 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 24, 35, 48 распределите на две группы: однозначные и двузначные. В какой строке таблицы распределены на группы правильно?

1

1,2,3,5,12

8,16,24,35,48

2

1,2,3,5,8,16

12,24,35,48

3

1,2,3,5,8

12,16,24,35,48

4

2,3,5,8

12,6,16,24,35,48

Игровые развивающие задания и упражнения для развития понятийного мышления.

Задание 1. Обобщение рядов конкретных понятий при помощи родовых определений. Детям предлагается обобщить несколько групп конкретных понятий и назвать одним словом следующие группы:

тарелка, стакан, кружка, блюдце;

стол, стул, диван, кресло, шкаф;

рубашка, платье, юбка, брюки;

тапки, валенки, сапоги, сандалии, туфли;

суп, каша, котлета, пюре;

берёза, липа, ель, сосна, осина;

воробей, голубь, ворона, синица, гусь, утка;

карась, щука, окунь, лещ.

Задание 2. Конкретизация понятий. Нужно назвать предметы и явления, которые входят в более широкие понятия. Можно спросить детей о следующих категориях: деревья, животные, игрушки, имена, мебель, обувь, овощи, одежда, посуда, птицы, рыбы, фрукты, цвета, ягоды и т.д.

Задание 3. Обобщение рядов понятий более широкого объёма. Ученикам даются для обобщения 5 групп понятий, и они должны рассказать, что общего между названными категориями, чем схожи те понятия, которые вошли в одну группу:

птицы, звери, рыбы;

деревья, травы, цветы, кустарники;

мебель, посуда, одежда;

часы, весы, градусники;

пожар, наводнение, ураган.

Задание 4. Классификация. Детям раздают 16 карточек с изображение птиц, рыб, посуды, мебели – по 4 для каждой группы и просят разделить все карточки на группы, чтобы в каждой были рисунки, которые можно назвать одним словом. Затем учащихся просят объединить получившиеся группы в две, максимально похожие, и объяснить, почему они так сделали.

Задание 5. Нужно сравнить пары объектов по представлению, найти признаки различия и сходства: одуванчик и ромашка; клубника и земляника; ель и берёза; яблоня и клён; роза и колокольчик; кошка и собака; курица и утка; самолёт и чайка; животные и растения.

Задание 6. Ученики должны отгадать, какой предмет спрятан, по его описанию. Для этого необходимо подобрать какой-либо предмет или его изображение. Не показывая детям, нужно описать этот предмет: его форму, цвет, фактуру.

Задание 7. Игра “Что лишнее?”

Даётся группа понятий, из которых дети должны выбрать лишнее и дать общее название остальным. Игра возможна в двух вариантах: словесном и наглядном.

В словесном варианте предлагаются группы по четыре слова, необходимо выделить, какое слово лишнее и не подходит к остальным, и как назвать одним словом (или объяснить сходство) оставшиеся:

капуста, картошка, помидор, яблоко;

синий, красный, красивый, зелёный;

мама, человек, папа, сестра;

старый, дряхлый, маленький, ветхий;

берёза, сосна, клён, осина;

ботинок, нога, сапог, туфля;

зима, весна, лето, октябрь;

кисель, компот, лимонад, мороженое и т.д.

Задание 8. Игра “Спорщики”. Ученикам предлагается поспорить с учителем. Какое бы слово он ни произнёс, дети должны говорить ровно наоборот и чем быстрее, тем лучше: белый-чёрный; большой-маленький; быстрый-медленный; весёлый-грустный; грязный-чистый; открытый-закрытый; старый-новый; кричать-шептать; ломать-чинить и т.д.

Задание 9. Игра “Плохо или хорошо?” Детям предлагается некий объект(ситуация), и они должны объяснить, в чём его положительная и отрицательная сторона. Например, мороженое – хорошо, потому что вкусно, плохо – потому, что может горло заболеть.

Даются такие слова: дождь, телевизор, конфета, собака, цветы, комары, бегать, заболеть, лук, ветер, кошка, компьютер, музыка, нож, огонь, солнце и др.

Задание 10. Игра “Слова – накладки”.

Ученики придумывают слова – накладки, затем выбирают самое смешное или оригинальное слово, объясняя, почему они так думают.

Можно предложить такие задания:

комар + марка = комарка;

зебра + ракушка = зебракушка;

дерево + ворона = дереворона и т.д.

Упражнения для развития мыслительных операций анализа и синтеза

Задание 1. “Анаграмма”

Составить слова, переставив буквы:

АЛИГ -

ЕОСЛ -

ОТЛЕ -

Задание 2. “Зашифрованное слово”

Составить слово из первых слогов, данных слов:

КАША
РЕКА
ТАРЕЛКА

Задание 3. “Эхо”

Составить слова, отделив первые буквы от данных слов:

ШМЕЛЬ –

МУХА –

РОСА –

Задание 4. “Зашифрованное слово”

Составить слово из первых слогов, данных слов:

МОЛОКО
НЕВОД
ТАРАКАН

Задание 5. “Анаграмма” (спрятанное слово)

Составить слова, переставив буквы:

ОГОЛАВ –

АБАРН –
ОСОКЛ –

Задание 6.

Составить новые слова, исключив одну букву из данных слов:

ПЛУГ –
ШАРФ –
КОРМ –

Задание 7.

Составить слово из вторых слогов, данных слов:

ЗМЕЯ

РАМА


Задание 8. “Занимательная лесенка”

Составить слова по данной модели.



Задание 9. “Змейка”

Составить слова по данной модели.

А _ _ _ _ _
_ А _ _ _ _
_ _ А _ _ _
_ _ _ А _ _
_ _ _ _ А _
_ _ _ _ _ А
_ _ _ _ А _
_ _ _ А _ _
_ _ А _ _ _
_ А _ _ _ _
А _ _ _ _ _

Упражнения на нахождение существенных признаков предметов

Задание 1. Выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками:

Лес (лист, деревья, яблоня, охотник, кустарник)

Река (берег, рыба, тина, вода, рыболов)

Задание 2. Спорт (стадион, оркестр, награда, состязание, зрители)

Больница (сад, врач, радио, больные, помещение)

Задание 3.Пение (звон, голос, искусство, мелодия, зрители)

Война (пушки, солдаты, сражения, аэроплан, ружья)

Упражнения – логические задачи

Задача 1. Иван Фёдорович – отец Марины Ивановны, Коля – сын Марины Ивановны. Кем Коля приходится Ивану Фёдоровичу?

Задача 2. Мама, папа и я сидели на скамейке. В каком порядке мы сидели, если известно, что я сидел слева от папы, а мама – слева от меня?

Задача 3. Толя поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какую рыбу Толя поймал раньше других?

Можно ли сказать, какая рыба поймана последней?

Задача 4. Шли два отца и два сына, несли три апельсина. Сколько апельсинов нёс каждый?

Задача 5. Меня зовут Толя. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры?

Задача 6. Коля выше Васи, но ниже Серёжи. Кто выше: Вася или Серёжа?

Задача 7. К празднику ученики украшают здание школы с четырех сторон 12 флажками. Их надо расставить так, чтобы было по 4 флажка с каждой стороны. Нарисовать ответ.

Задача 8. Термометр показывает три градуса мороза. Сколько градусов покажут два таких термометра.

Задача 9. Верёвку разрезали в шести местах. Сколько частей получилось?

Задача 10. Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 3 кг. Сколько будет весить гусь, если он встанет на две ноги?

Игры для развития функций мышления

Игра 1. Составление предложений.

Детям предлагается три слова, не связанные по смыслу, например, “озеро”, “карандаш”, “медведь”. Детям надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными (“Медведь упустил в озеро карандаш”), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов (“Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере”), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи (“Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь”).

Игра 2. Исключение лишнего.

Предлагается любые три слова, например, “собака”, “помидор”, “солнце”. Детям надо оставить только те слова, которые обозначают в чём – то сходные предметы, а одно слово “лишнее”, не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключённому, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить “собаку”, а “помидор” и “солнце” оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

Игра 3. Поиск аналогов.

Называется какой – либо предмет или явление, например, “вертолёт”.

Детям необходимо выписать как можно больше аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учётом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы “птица”, “бабочка” (летают и садятся); “автобус”, “поезд” (транспортные средства); “ штопор” (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот , кто назвал наибольшее число групп аналогов.

Игра 4. Способы применения предмета.

Называется какой – либо хорошо известный предмет , например, “книга”. Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предметов. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предметов.

Игра 5. “Ну-ка, отгадай!”

Класс делится на две группы. Первая группа задумывает какой-либо предмет. Вторая группа должна отгадать, задавая вопросы. На эти вопросы первая группа имеет право отвечать только “да” или “нет”. Дети из двух групп встают в две линии напротив друг друга. Сначала задаёт вопрос первый ребёнок из второй группы : “Оно живое?”. Первый ребёнок из первой группы отвечает: “Да”. Затем задаёт вопрос второй ребёнок из второй группы: “Я его видел?”. Второй ребёнок из первой группы отвечает: “Да”. И т.д. после угадывания предмета группы меняются ролями.

Игра 6. “Определим игрушку”.

Дети приносят на игру какую-либо игрушку. Выбирается водящий. Он выходит за дверь. Учитель с ребятами придумывают какую-нибудь историю, в которой главным персонажем является одна из игрушек. Приглашается водящий. Ребята рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а заменяя его местоимениями “он” или “она”. Ведущий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории. Если водящий угадал правильно, выбирается другой ведущий и игра повторяется.
  1   2

Похожие:

Б. Инструкция: \"Здесь написаны слова. Одно слово по смыслу не подходит. Скажи, какое это слово\" icon Магические слова. К. Бессер-Зигмунд
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Евангелие от Иоанна, 1: 1)
Б. Инструкция: \"Здесь написаны слова. Одно слово по смыслу не подходит. Скажи, какое это слово\" icon Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы?
Методика Э. Ф. Замбацявичене «Исследования словесно-логического мышления младших школьников»
Б. Инструкция: \"Здесь написаны слова. Одно слово по смыслу не подходит. Скажи, какое это слово\" icon Исследование словесно-логического мышления. 1-й субтест. Осведомленность....

Б. Инструкция: \"Здесь написаны слова. Одно слово по смыслу не подходит. Скажи, какое это слово\" icon Инструкция для испытуемого: "Какое слово из всех, что я назову, подходит больше всего?"
Стандартизованная методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене
Б. Инструкция: \"Здесь написаны слова. Одно слово по смыслу не подходит. Скажи, какое это слово\" icon Dull a not clever b not interesting c not bright Выбери и вставь...

Б. Инструкция: \"Здесь написаны слова. Одно слово по смыслу не подходит. Скажи, какое это слово\" icon Инструкция для участника егэ, зачитываемая организатором в аудитории перед началом экзамена
Текст, который выделен жирным шрифтом должен быть прочитан участникам егэ слово в слово. Это делается для стандартизации процедуры...
Б. Инструкция: \"Здесь написаны слова. Одно слово по смыслу не подходит. Скажи, какое это слово\" icon Краткая инструкция для участников гвэ, зачитываемая организаторами в аудитории
Текст, который выделен жирным шрифтом и приводится в рамке, должен быть прочитан участникам гвэ слово в слово. Это делается для стандартизации...
Б. Инструкция: \"Здесь написаны слова. Одно слово по смыслу не подходит. Скажи, какое это слово\" icon Инструкция для участника государственного выпускного экзамена, зачитываемая...
Текст, который выделен жирным шрифтом, должен быть прочитан участникам гвэ слово в слово. Это делается для стандартизации процедуры...
Б. Инструкция: \"Здесь написаны слова. Одно слово по смыслу не подходит. Скажи, какое это слово\" icon Инструкция для участника егэ, зачитываемая организатором в аудитории перед началом экзамена Н
Текст, который выделен жирным шрифтом и приводится в рамке, должен быть прочитан участникам егэ слово в слово. Это делается для стандартизации...
Б. Инструкция: \"Здесь написаны слова. Одно слово по смыслу не подходит. Скажи, какое это слово\" icon Инструкция для участника государственного выпускного экзамена по...
Текст, который выделен жирным шрифтом, должен быть прочитан участникам гвэ слово в слово. Это делается для стандартизации процедуры...
Б. Инструкция: \"Здесь написаны слова. Одно слово по смыслу не подходит. Скажи, какое это слово\" icon Инструкция для каждой группы участников огэ по иностранным языкам...
Огэ слово в слово. Это делается для стандартизации процедуры проведения огэ. Комментарии, отмеченные курсивом, не читаются участникам....
Б. Инструкция: \"Здесь написаны слова. Одно слово по смыслу не подходит. Скажи, какое это слово\" icon Иммобилайзер дополнительная эффективная защита от угона
В общем случае точный перевод слова "иммобилайзер" это "обездвиживатель". Чаще это слово употребляется для описания устройства, при...
Б. Инструкция: \"Здесь написаны слова. Одно слово по смыслу не подходит. Скажи, какое это слово\" icon В свое время (а это случилось еще в 2006 году) я тоже начинал оттуда)...
Все это я решил написать для тех, кого заинтересовало слово «нанотехнология», ну и впоследствии слово «металлокерамика». Ну, а практическое...
Б. Инструкция: \"Здесь написаны слова. Одно слово по смыслу не подходит. Скажи, какое это слово\" icon Краткая инструкция для участников государственного выпускного экзамена...
Текст, который выделен жирным шрифтом и приводится в рамке, должен быть прочитан участникам гвэ слово в слово. Это делается для стандартизации...
Б. Инструкция: \"Здесь написаны слова. Одно слово по смыслу не подходит. Скажи, какое это слово\" icon Ерёмина Е. С. Гиперактивное поведение у детей школьного возраста
Если разобрать слово более подробно, то это будет выглядеть следующим образом: «Гипер…» (от греческого Hyper – над, сверху) – составная...
Б. Инструкция: \"Здесь написаны слова. Одно слово по смыслу не подходит. Скажи, какое это слово\" icon Содержание программы 1 класс Обучение грамоте 64 ч. Слово и предложение (2 ч)
Выделение предложений из речевого потока. Слова как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различие слова и предложения....

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск