Скачать 3.28 Mb.
|
СОДЕРЖАНИЕ
1.ЧАСТЬ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная предпрофессиональная программа по прыжкам на батуте (далее – Программа) составлена на основе нормативных документов Министерства спорта Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации:
Дополнительная предпрофессиональная программа по прыжкам на батуте, предназначена для организации тренировочного процесса по виду спорта прыжкам на батуте, включающем три дисциплины: прыжки на батуте, акробатической дорожке и двойном минитрампе, в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва №2 города Новочеркасска. 1.1. Цель программы создать условия для прохождения спортивной подготовки, направленной на: - отбор одаренных детей; - создание условий для физического образования, воспитания и развития детей; - формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в избранном виде спорта; - подготовку к освоению этапов спортивной подготовки, в том числе в дальнейшем по программам спортивной подготовки; - подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта; - организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни. 1.2.Задачи программы: - формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании; - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; - формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации; - выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте. 1.3.Характеристика избранного вида спорта, его отличительные особенности и специфика организации обучения. Программа подготовки по прыжкам на батуте – это многолетний, круглогодичный, специально организованный процесс всестороннего развития, обучения, и воспитания обучающихся. Вид спорта прыжки на батуте – олимпийский вид спорта, предусматривающий подготовку и участие в индивидуальных и командных соревнованиях с выявлением сильнейших спортсменов на специальных снарядах посредством использования упругой деформации опоры и выполнения серий высоких сложно-координационных прыжков с многократными вращениями вокруг поперечной и продольной осей тела. Прыжки на батуте — вид спорта, направленный на гармоничное развитие обучающихся, всестороннее совершенствование их двигательных способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия. В процессе тренировочных занятий формируются жизненно важные двигательные умения и навыки (прикладные и спортивные), приобретаются специальные знания, воспитываются моральные и волевые качества, формируются правила эстетического поведения, понятия о чистоте линий и красоте тела, воспитывается вкус и музыкальность. Одним из ведущих факторов достижения спортивных результатов являются техническая и физическая подготовленность учащихся, которые основываются в том числе и на современных тенденциях развития вида спорта- прыжки на батуте, основных закономерностях роста спортивного мастерства и индивидуального развития занимающихся. По группам видов спорта – прыжки на батуте относятся к ациклическим, сложно-координационным, признанным в Российской Федерации видам спорта и спортивным дисциплинам и включены во Всероссийский реестр видов спорта и включает в себя следующие спортивные дисциплины: - Индивидуальные прыжки - Синхронные прыжки - Акробатическая дорожка - Двойной минитрамп 1.4. Специфические принципы сложно-координационной спортивной деятельности. Кроме общих системных принципов и закономерностей теории спорта, подготовка высококвалифицированных прыгунов на батуте, как система, обладает и специфическими принципами, которые характерны ей как сложно-координационной спортивной деятельности. 1. Принцип направленности на достижение максимально возможного индивидуального результата выражает сущность спорта, потребность человека в состязательности, соперничестве. Соревновательные отношения, составляющие объективное содержание любой спортивной деятельности, а прыжки на батуте являются уникальной моделью сверхнапряжённой деятельности, содействуют развитию и максимальному проявлению физических и психофункциональных качеств личности. 2. Принцип динамичности отражается в таких понятиях, как непрерывность, изменчивость и вариативность. Непрерывность спортивной подготовки и соревновательной деятельности заключается, во-первых, в исторически сложившейся системе соревнований и, во-вторых, в циклическом развитии спортивной формы прыгунов на батуте. Участвуя в 10-12-15 соревнованиях в годичном цикле тренировки, спортсмен постоянно совершенствует соревновательную программу, решая перманентные задачи на каждом соревновании (опробование новых элементов, целостных упражнений, стабильность выполнения упражнений, совершенствование технического мастерства), обеспечивает пик спортивной формы на главных для себя соревнованиях, на которых решает доминирующую цель деятельности и всей системы подготовки. Вариативность соревновательной деятельности батутистов заключается в частичной перестройке структурных и функциональных взаимосвязей, когда результат на главных соревнованиях может достигаться различным сочетанием отношений между элементами системы. При этом может изменяться или сама соревновательная программа (без изменения целей деятельности), или уточняется основная цель, когда стабилизируется программа, посредством которой спортсмен достигает максимального спортивного результата, или совершенствуется готовность к выполнению соревновательных действий, т.е. достигается более высокий уровень развития спортивной формы. Изменчивость подготовки и соревновательной деятельности будет зависеть от внешних факторов (складывающейся соревновательной борьбы, изменяющихся условий функционирования деятельности, действий и поведения соперников, зрителей и тренера) или собственного психофункционального состояния, напряжённости и конфликтности соревновательной борьбы. 3. Принцип индивидуализации, т.е. максимального учёта индивидуальных способностей при разработке программ подготовки и соревновательной программы, техники, тактики, уровня готовности и непременно мотивации, психофункциональных особенностей, свойств темперамента и поведения. И чем выше квалификация спортсмена, тем полнее должен соблюдаться данный принцип. Концепция индивидуализации в процессе подготовки прыгунов на батуте должна основываться на использовании тех элементов и «связок», которые технически грамотно и с высокой надёжностью выполняются спортсменом на достаточной высоте на каждой тренировке. Кроме того, для каждого батутиста существует «своя» комфортная высота выполнения комбинации, что выражается в его индивидуальном стиле соревновательной деятельности. 4. Принцип оптимальности тесно взаимосвязан с предыдущим и обуславливается прежде всего особенностями многолетней тренировки. Хотя и сохраняется направленность каждого спортсмена на максимальный индивидуально возможный результат, но должен обеспечиваться не только высокий уровень развития каждого вида подготовленности, но и тот, который необходим и возможен для конкретного спортсмена, исходя из его морфофункциональных и психических возможностей. Так, батутист может уметь выполнять большое количество отдельных элементов, но, исходя из конкретных целей на данном этапе подготовки, он может подготовить и успешно реализовать «ограниченную» программу соревновательных действий, ту, которая принесёт успех. При этом следует обязательно учитывать напряженность соревновательной борьбы и подбирать такие движения, действия, комбинации, которые обеспечат надёжность выполнения соревновательных упражнений. В то же время в общей стратегии подготовки спортсмена должен реализовываться принцип опережающей сложности, с выведением систем организма на новый максимальный уровень функционирования. 5. Принцип соответствия структур подготовленности и соревновательной деятельности. Это основополагающий принцип спортивной тренировки, отражающий закономерности единства, взаимосвязи, взаимообусловленности структур соревновательной и тренировочной деятельности. Особое значение он приобретает для прыгунов на батуте высокой квалификации в современных условиях острейшей соревновательной борьбы примерно равных по силе соперников, для рационального построения тренировки в условиях лимита времени и больших объёмах подготовительной работы, направленной на формирование оптимальной структуры соревновательной деятельности. Интегральная предсоревновательная подготовка является приоритетной для реализации этого принципа, который в системе соревновательной деятельности батутистов обеспечивается прежде всего элементами мотивации, готовности и соревновательных действий, и нагрузок, формирующих соответствующую структуру. 6. Принцип педагогической управляемости заключается в том, что процессы формирования и протекания тренировочной и соревновательной деятельности происходят не спонтанно, а под руководством преподавателя-тренера, вооружённого как знаниями теории и методики спортивной тренировки, так и индивидуальными особенностями личности спортсмена. Кропотливая, целенаправленная работа наставника уже с первых лет подготовки спортсмена способствует формированию основных элементов подготовленности и соревновательной деятельности и прежде всего направленности мотивации на результативную деятельность, потребность в соревновательных отношениях и самосовершенствовании. Желание соревноваться, бороться и побеждать позволяет преодолеть многие негативные факторы, возникающие в процессе соревнований, а также полнее раскрыть потенциальные способности ученика. При этом тренер должен понимать, что: • прежде чем хорошо выполнять соревновательное упражнение, следует освоить отдельные элементы, научиться выполнять их чисто и качественно, а уже потом соединять их в «связки» и комбинации. И наконец, нужно рассматривать соревновательное упражнение не как набор элементов, а как целостный навык, который надо отдельно тренировать в соответствии с общей стратегией этапа многолетней подготовки, и с большим количеством повторений для выработки этого навыка; • нужно также учитывать, что мальчик или девочка - это не уменьшенные копии мужчины и женщины. У детей и юношей есть своя специфическая психология, особый род взаимоотношений с товарищами и подругами, особенности протекания физиологических и биохимических процессов и т.д. Юный спортсмен - это не машина для завоевания спортивных наград, а развивающаяся личность со своими интересами, способностями, желаниями и потребностями. Поэтому тренировки юных спортсменов и спортсменок не должны быть уменьшенными копиями (пусть даже и хорошими) тренировок взрослых спортсменов и не носить характер «натаскивания» на результат. Основными методическими положениями, обеспечивающими данный принцип, являются: 1) правильное составление соревновательных упражнений, в соответствии с уровнем развития спортивной формы и степенью сформированности навыков выполняемых элементов, что способствует надежности соревновательных действий; 2) формирование активной, творческой личности спортсмена, способного к самостоятельному принятию единственно правильного решения; 3) направленность взаимоотношений тренера и спортсмена на сотрудничество в процессе спортивной подготовки, их взаимное доверие, самоотдача и самоотверженность способствуют достижению высокого спортивного результата; 4) основной задачей подготовки на начальных этапах является не соревновательный результат, а создание полноценного фундамента технической, физической, функциональной и психологической подготовленности для последующей реализации достигнутого уровня тренированности на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. Представленные выше общие основные закономерности отражают подготовку прыгунов на батуте как целостную систему, позволяют анализировать и управлять развитием как отдельных сторон подготовленности, так и всем целостным процессом, обосновывать стратегию и тактику тренировки и выступления, прогнозировать соревновательные ситуации и итоговый результат. Несмотря на важность и приоритетность в каждом конкретном случае отдельных принципов, они проявляются и формируются только в неразрывном единстве и взаимосвязи, так как отражают спортсмена как личность, целостный организм не только в процессе соревновательной деятельности, но и в диалектическом взаимодействии с окружающей средой. Рассмотренные выше основные принципы и анализ системы подготовки батутистов позволяют определить свойства, характеризующие систему подготовки спортсменов в прыжках на батуте: эффективность, надёжность, оптимальная достаточность, вариативность, индивидуальность стиля деятельности, эмоциональная насыщенность. 1.5. Результаты освоения программы: Данная Программа подготовки охватывает комплекс основных параметров подготовки обучающихся, в которой предусматривается последовательность и непрерывность процесса становления спортивного мастерства занимающихся, преемственность в решении задач обучения базовым упражнениям и укрепления здоровья учащихся, гармоничного воспитания личности, интереса к занятиям спортом и профилактики основных социальных недугов, создания предпосылок для достижения спортивных результатов и подготовки к активной трудовой деятельности. Образовательная деятельность по данной Программе направлена на отбор одаренных детей, создание условий для физического воспитания и физического развития, воспитания и развития детей, формирование знаний, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в избранном виде спорта, подготовку к освоению этапов спортивной подготовки, в том числе в дальнейшем по программам спортивной подготовки, подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта, организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни. Программа содержит следующие предметные области такие как - теория и методика физической культуры и спорта, общая и специальная физическая подготовка, избранный вид спорта, хореография и акробатика. В Программе учитываются особенности подготовки обучающихся по избранному виду спорта, в том числе: необходимость доведения исполнительского мастерства обучающихся до виртуозности и достижением на этой основе высокой надежности технических действий, овладение новыми, сверхсложными оригинальными упражнениями, обеспечение стабильного результата на основных спортивных соревнованиях с учетом соответствия соревновательных программ и (или) композиций требованиям, предусмотренным правилами по видам спорта, применение методов сопряженных воздействий, высоких по объему и интенсивности тренировочных нагрузок с целью формирования такого уровня специальной выносливости, который значительно превышает потребность в соревновательной деятельности, многократное моделирование усложненных условий соревновательной деятельности в системе модельных микроциклов, при этом в ударных модельных микроциклах объем тренировочной нагрузки может превышать соревновательный, но не более чем в два раза и постоянную готовность к соревновательной деятельности в течение всего годичного цикла. Результатом освоения Программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях: 1.5.1. В области теории и методики физической культуры и спорта:
1.5.2. В области общей и специальной физической подготовки:
1.5.3. В области избранного вида спорта:
1.5.4. В области хореографии и акробатики:
Результатом освоения Программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков по этапам подготовки является: 1.5.5. На этапе начальной подготовки:
1.5.6.На тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
1.5.7.На этапе совершенствования спортивного мастерства:
1.6. Условия реализации Программы. 1.6.1. Прием на обучение и срок освоения Программы. Прием на обучение по Программе осуществляется на основании результатов индивидуального отбора лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей Программы способности в области физической культуры и спорта. Порядок и сроки проведения отбора устанавливаются Учреждением самостоятельно (локальным актом). Минимальный возраст детей, допускаемых к освоению Программы- 7 лет. Максимальный возраст обучающихся по Программе составляет 18 лет. Зачисление обучающихся по годам обучения проводится на основании сдачи нормативов по общей и специальной физической подготовке. 1.6.2. Организация тренировочных занятий по Программе осуществляется по следующим этапам (периодам) подготовки:
На этап совершенствования спортивного мастерства прием на обучение не проводится. На данном этапе продолжают обучение дети, зачисленные в спортивную школу и прошедшие обучение на тренировочном этапе (спортивной специализации). Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков имеют право на освоение Программы индивидуальному учебному плану. Срок обучения по данной Программе – 10 лет. Для детей, планирующих поступление в образовательные организации профессионального образования, реализующих основные профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта, срок освоения Программы может быть увеличен на 1 год. Образовательная организация имеет право реализовывать Программу в сокращенные сроки с учетом федеральных государственных требований и федеральных стандартов спортивной подготовки. Требования к минимальному возрасту и годовой объем тренировочной нагрузки обучающихся, предусмотренные Программой, представлены в Таблице 1. Таблица 1. Продолжительность этапов подготовки, минимальный возраст зачисления на этапы подготовки и нормативы максимального объема тренировочной нагрузки для каждого этапа подготовки.
1.6.3. Кадровое и материально- техническое обеспечение учебно-тренировочного процесса. Реализация Программы обеспечивается педагогическими работниками и другими специалистами, имеющими соответствующее среднее профессиональное образование или высшее образование. Доля специалистов, имеющих высшее образование, должна составлять не менее 25% от общего числа специалистов, обеспечивающих образовательный процесс по Программе. На всех этапах подготовки могут привлекаться дополнительно к основному тренеру-преподавателю другие тренеры-преподаватели и специалисты, непосредственно обеспечивающие образовательный (в том числе тренировочный) процесс, при условии их одновременной с основным тренером-преподавателем работы с обучающимися. Учреждение осуществляет обеспечение спортивной экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием, проездом к месту проведения физкультурных и спортивных мероприятий и обратно, питанием и проживанием в период проведения физкультурных и спортивных мероприятий, а также осуществляет медицинское обеспечение обучающихся в порядке и объемах, установленных учредителем образовательной организации. 2.УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2.1. Дополнительная предпрофессиональная программа по прыжкам на батуте, утвержденная приказом Учреждения, включает в себя учебный план сроком освоения 10 лет, который является еѐ неотъемлемой частью. График и объемы нагрузки в рамках образовательного процесса по годам по Программе представлен в Таблице 2. Таблица №2
Учебный план Программы: -определяет содержание и организацию образовательного процесса в Учреждении; -разработан с учетом преемственности образовательных программ в области физической культуры и спорта среднего профессионального и высшего профессионального образования, сохранения единого образовательного пространства, индивидуального развития физических способностей и спортивных качеств обучающихся. Учебный план Программы предусматривает максимальную нагрузку обучающихся. Учебный план разрабатывается на основании федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам, с учетом федеральных стандартов спортивной подготовки по избранному виду спорта, в соответствии с графиками образовательного процесса в Учреждении и сроков обучения по Программе, а также отражает структуру Программы, установленную федеральными государственными требованиями, в части: -наименования предметных областей; -учета особенностей подготовки обучающихся по избранному виду спорта, а именно: построения процесса подготовки в соответствии со спецификой соревновательной деятельности; преемственности технической, тактической, физической, психологической подготовки; повышения уровня специальных скоростно-силовых качеств и совершенствование специальной выносливости; использования оптимальных объемов специальной подготовки, моделирующей соревновательную деятельность; - ориентации на достижение результатов освоения Программы в виде приобретения обучающимися конкретных знаний, умений и навыков в предметных областях. Учебный план определяет последовательность освоения содержания Программы по годам обучения. 2.2. В соответствии со спецификой и особенностями содержания и реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта и подготовки по избранному виду спорта, Учебный план Программы содержит следующие предметные области: 1. «Теоретическая, психологическая подготовка»: 2. «ОФП (общая физическая подготовка)»; 3. «СФП (специальная физическая подготовка)» 4. «Хореография и (или) акробатика»; 5. «Самостоятельная работа»; 6. «Техническая подготовка. (Избранный вид спорта)»; -Участие в официальных спортивных соревнованиях, тренировочные сборы, промежуточная; -Участие в спортивно-массовых мероприятиях (показательные выступления); Примерный план распределения учебных часов на 52 недели тренировочных занятий по виду спорта прыжки на батуте Таблица №3.
|
Характеристика вида спорта «Горнолыжный спорт» Отличительные особенности горнолыжного спорта и специфика организации тренировочного процесса |
Пояснительная записка характеристика баскетбола как вида спорта и его отличительные особенности Характеристика баскетбола как вида спорта и его отличительные особенности |
||
Пояснительная записка 3 Характеристика вида спорта киокусинкай, его... Характеристика вида спорта киокусинкай, его отличительные особенности и специфика организации обучения |
Правила вида спорта «велосипедный спорт» общие положения настоящие... Настоящие правила вида спорта «велосипедный спорт» (далее – Правила) разработаны общероссийской спортивной федерацией, аккредитованной... |
||
Пояснительная записка характеристика как вида спорта и его отличительные особенности 5-9 Структура системы многолетней подготовки (этапы, уровни, ступени) |
Целевой раздел Программы: Пояснительная записка : Цели и задачи Программы.... Выборгского района Санкт- петербурга, утверждена Педагогическим Советом Государственного бюджетного дошкольного образовательного... |
||
Пояснительная записка Цель и задачи программы Принципы и подходы... Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста |
Пояснительная записка Характеристика вида спорта ... |
||
Правила вида спорта «конный спорт» Соревнования по конному спорта проводятся в соответствии с настоящими Правилами, Правилами Международной федерации конного спорта,... |
Правила вида спорта «воздухоплавательный спорт» Дисциплины вида спорта: Тепловые аэростаты В настоящее время всероссийские соревнования проводятся по классам «тепловые аэростаты», «тепловые дирижабли» и «модели тепловых... |
||
Пояснительная записка 2 Цели и задачи коррекционной программы 3 Принципы... Планируемые результаты освоения слабовидящими дошкольниками коррекционной программы |
Пояснительная записка особенности речевого развития детей VIII вида характеристика группы Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе VIII вида разработана на основе адаптированной общеобразовательной программы... |
||
3. Руководство проведения соревнований Первый Открытый Кубок по тхэквондо (итф) проводится с целью популяризации, пропаганды и развития этого вида спорта в Москве, решает... |
Основной образовательной программы мбдоу «Детский сад №7 комбинированного... Пояснительная записка: цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к формированию Программы, характеристики особенностей... |
||
Пояснительная записка 3 Цели и задачи реализации основной образовательной... Характеристика условий разработки и реализации основной образовательной программы 8 |
Программа рассчитана на учащихся 8-16 лет по сроку реализации 3 года... Картинг это один из популярных и наиболее доступных видов автомобильного спорта, которым можно заниматься с раннего возраста. Многие... |
Поиск |