Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Станция детского(юношеского)
технического творчества «Регата»»
Спасского муниципального района Республики Татарстан
Утверждена на педагогическом совете
муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования детей
«Станция детского(юношеского) технического творчества «Регата»»
«______» «______________» 2013/2014 учебного года
Директор МБОУ ДОД «СДТТ «Регата»»____________ В.А.Трошин
Дополнительная образовательная программа объединения
технического направления
«Картинг»
Программа рассчитана на учащихся 8-16 лет
по сроку реализации – 3 года
Автор программы:
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «СДТТ «Регата»»
Алексеев Александр Александрович
Ф.И.О.
г.Болгар 2013 г.
Пояснительная записка
Картинг - это один из популярных и наиболее доступных видов автомобильного спорта, которым можно заниматься с раннего возраста. Многие выдающиеся гонщики начинали свои первые шаги с этого вида спорта.
Карт - небольшой спортивный (гоночный) автомобиль, несложный по устройству и простой в управлении, позволяет привить обучающимся любовь к технике, к управлению автомобилем, воспитать эмоционально–волевые качества спортсмена-водителя.
Картингом можно заниматься с раннего возраста (с 8-10 лет). Это дает детям возможность познакомиться с устройством микроавтомобиля «карт», научиться работать слесарным, измерительным инструментом и тонкостям регулировки двухтактных и четырехтактных двигателей, трансмиссии и ходовой части автомобилей, освоить работу на металлообрабатывающих станках. Возможность принятия самостоятельных конструкторских решений и их много вариантности создают условия для проявления и развития творческих способностей обучающихся. Участие в конструировании и постройке карта или подготовки готового карта к соревнованиям приносит воспитанникам большую пользу: он познает радость творчества, приобретает навыки конструирования, видит плоды своей работы, испытывает, обкатывает свою машину, принимает участие в соревновании.
Техника управления картом совпадает с техникой управления настоящим автомобилем, особенно заднеприводным. Более того, лишенный подвески, обладающий большой динамикой и низко находящимся к земле жестким сиденьем, карт ощутимее воспринимает физическое состояние водителя и дорогу. Умение водителя правильно реагировать на ситуацию на дорогах, доведение техники управления автомобилем в экстремальных ситуациях до совершенства, а также выработка способности интуитивного прогнозирования развития дорожной ситуации и правильной оценки – это основные условия достижения водительского мастерства. Чем раньше начать обучение технике управления, тем выше результат.
Но обучение вождению автомобилем возможно только по достижению определенного возраста, вот тут и приходит на помощь картинг. Программа предусматривает изучение правил дорожного движения, знание которых позволяет детям грамотно вести себя в дорожных ситуациях, тем самым, ограждает от дорожно-транспортных происшествий.
Вождение карта – занятие, требующее хорошей техники, внимания и отдачи. В процессе обучения и тренировок происходит развитие терпения, внимания, самоконтроля, уважения к окружающим, потребности в здоровом образе жизни. Одна из особенностей обучения вождению карта – это интенсивное развитие разнонаправленных способностей человека, причём, не только специальных, но и
тех способностей, которые необходимы человеку в повседневной жизни: хорошая координация, память, перспективное мышление, гибкость и вариативность мышления.
Актуальность программы обусловлена целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Занятия картингом помогают раскрыться индивидуальности ребёнка, приобщают к здоровому образу жизни, труду, способствуют формированию ценностных ориентиров, дают возможность коррекции физического развития подростка, адаптации к стрессовым
нагрузкам на соревнованиях.
Программа имеет интегрированный характер, все разделы взаимосвязаны, объединены единой целью.
Особенностью программы «Картинг» является раздел технического конструирования и металлообработки. Этот раздел дает углубленные знания, необходимые в процессе создания машин и механизмов. Занятия картингом дают возможность закрепить и расширить знания из области физики, математики, черчения, физической культуры.
Программа предусматривает создание условий для реализации творческих способностей подростка и определяет целенаправленное профессиональное ориентирование воспитанников, основанное на проявленных способностях, склонностях в процессе обучения. Значительная часть программы посвящена практическим занятиям, учебный материал построен по принципу постепенного усложнения.
Педагогическая целесообразность программы заключается в раскрытии индивидуальных способностей ребёнка не только в спортивно-технической сфере, но и в творческом подходе к любому виду деятельности, в повышении его самооценки. Одним из главных педагогических требований к творческой деятельности ребенка является учет возрастных особенностей детей. Без учета особенностей развития психики детей невозможно правильно соотнести между собой цель, мотивы и средства достижения цели. Дополнительная образовательная программа «Картинг» ориентирована на детей среднего и старшего школьного возраста.
Срок реализации программы – 3 года, для детей с 8 лет.
Цель и задачи раздела:
Цель: обучение технике управления картом, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся посредством технического образования и вовлечения в систематические занятия автомобильным спортом.
Задачи:
- обеспечить условия для овладения необходимыми знаниями, умениями, навыками при управлении гоночным автомобилем;
- научить технике управления картом;
- способствовать развитию социально-значимых качеств личности, воспитанию трудолюбия, коммуникативных навыков, личностной активности, толерантности, патриотизма, профессионально ориентировать обучающихся;
- обеспечить условия для физического развития обучающихся (двигательные навыки, координация движений, осанка, выносливость, быстрота и др.);
- способствовать формированию волевых качеств личности: собранность, настойчивость, эмоциональная уравновешенность, целеустремленность;
- приобщить к здоровому образу жизни посредством занятий спортом;
- подготовить обучающихся к участию в соревнованиях, совершенствовать спортивное мастерство, выработать стремление к достижению высоких спортивных результатов;
- способствовать изучению правил дорожного движения, формированию навыков поведения в различных ситуациях на дороге, как в роли пешехода, так и в роли водителя.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы «Вождение карта»
По окончании первого года обучения обучающиеся должны:
- знать правила соревнований по картингу;
- знать основы правил дорожного движения;
- принимать участие в соревнованиях по картингу и соревнованиях по фигурному вождению карта.
По окончании второго года обучающиеся должны:
- уметь подготовить ходовую часть и двигатель картов класса «Мини», «Ракет» и «Пионер» к тренировке и к соревнованиям;
- уметь решать задачи по правилам дорожного движения;
- знать регламент соревнований по картингу;
- принимать участие в соревнованиях по картингу разного уровня.
По окончании третьего года обучающиеся должны:
- знать в совершенстве устройство карта и двигателя класса «Мини», «Ракет» и «Пионер»;
- уметь самостоятельно производить ремонт ходовой части доводить двигатель до совершенства (форсировать);
- владеть техникой вождения карта.
Система оценки результатов учебной работы.
- Для оценки уровня освоения образовательной программы обучающимися в применяется оценка: «зачет», «не зачет».
Формы и критерии оценки уровня освоения программы выбираются педагогом таким образом, чтобы можно было определить отнесенность обучающегося к одному из трех уровней результативности: высокий, средний, низкий.
Форма проведения промежуточной аттестации - контрольные уроки.
Порядок и периодичность промежуточной и итоговой аттестации определяется Уставом учреждения – май.
Результативность деятельности воспитанников по итогам каждого года
обучения определяется:
- участием в соревнованиях по картингу;
- выполнением заданий по ремонту узлов карта и регулировке двигателя;
- решением конструкторских задач и заданий по правилам дорожного движения.
Оценка теоретических знаний проводится методом опроса, беседы, контрольных заданий по карточкам. Практическое вождение карта оценивается в баллах по правилам соревнований.
- 1 место – 0 баллов,
- 2 место – 2 балла,
- 3 место - 3 балла, и т.д.
В основе образовательного процесса лежит деятельностный подход. Содержание учебно-тематического плана предусматривает применение различных форм и методов организации учебной и воспитательной деятельности: фронтальную, индивидуальную, коллективную и их сочетание. Высокие
результаты дает применение метода проблемно-поискового обучения. Укрепление и развитие интереса к картингу начинается с обучения вождению карта. Получив навыки вождения, ребенок проявляет интерес к устройству и ремонту карта. Он активно осваивает опыт деятельности по образцам, усваивает знания по теории устройства и по вождению. Интерес к картингу у подростка становится творческим, возникает потребность сделать что-то своими руками. Обучающимся даются индивидуальные задания по диагностике, форсировке двигателей, ремонту и притирке поршневой группы и т.д. Используется выбор индивидуальных и групповых дифференцированных заданий.
Теоретические занятия, практическая работа по техобслуживанию и ремонту картов, спортивно-тренировочная езда чередуются со специальной и общей физической подготовкой. ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для
специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта. Специальная физическая подготовка - это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности.
Особенности содержания программы, методики этого направления позволяют ребятам: познать радость творчества, дают возможность принимать самостоятельные конструкторские решения в области спортивно-технического мастерства, чувствовать ответственность за принимаемые решения и действия,
отрабатывать технику вождения на карте, умения и навыки в управлении автомобилем, достигать высокого водительского мастерства.
В основу деятельности секции картинга положено освоение техники вождения карта, изучение ПДД и безопасности движения, т. к. анализ дорожно-транспортных происшествий показывает, что большинства из них можно было бы избежать, если бы за рулем находились бы более квалифицированные водители, обладающие большими знаниями, умениями и навыками в управлении автомобилем, а на дорогах более грамотные пешеходы, способные прогнозировать обстановку на дороге. Кроме освоения техники вождения карта, изучения ПДД и БД в основе деятельности секции лежит постройка гоночных и учебно-развлекательных картов, что дает возможность детям развиваться более разносторонне.
Данная программа рассчитана на учащихся 1-11 классов и старше.
Программа может корректироваться с учетом имеющейся материально-технической базы секции, контингента учащихся. Количество обучаемых в группе зависит от уровня обучения и востребованности этого вида деятельности у школьников, устава Учреждения и может составлять:
- в рамках раздела "Безопасность дорожного движения в России" (1-4 класс) - 20-30 человек (переменный состав);
- первого - второго года обучения - 8-12 человек;
- второго года обучения - 6-8 человек;
- третьего и последующих лет обучения - 4-6 человек.
Занятия организуются в учреждении дополнительного образования в специально оборудованном учебном классе и специально оборудованной площадке (картодроме). На современном этапе картинг переживает большие трудности. Для того, чтобы спортсмен-картингист показал высокие результаты в соревнованиях, кроме спортивного мастерства обязательным условием является наличие хорошей материальной базы, так как картингист не имеет права участвовать в соревнованиях, если у него нет полной экипировки, согласно строгим стандартам. В нашем спортивно-техническом объединении картинга мы стараемся решать эти проблемы, привлекая спонсорские средства.
Формы и режим занятий.
Занятия проводятся 2, 3 раза в неделю, согласно расписанию в соответствии с учебным планом, подготовка и участие в соревнованиях в соответствии с календарем соревнований.
При организации учебного процесса используются различные формы организации деятельности: групповые занятия, тематические консультации,
соревнования, практические работы, игры, тренировки и т.д.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Год
обучения
|
Нагрузка в
неделю
|
Возраст
|
Теория
|
Практика
|
Всего
|
1 год
|
4 ч
|
8-13 лет
|
29
|
115
|
144
|
2 год
|
6 ч
|
11-14 лет
|
39
|
177
|
216
|
3 год
|
6 ч
|
12-18 лет
|
29
|
187
|
216
|
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Тематический план.
секции картинга в рамках цикла "Безопасность дорожного движения"
(переменный состав учащихся начальных (1-4) классов средних школ)
№
|
Название темы
|
Количество часов
|
для 1-2 классов
|
для 3-4 классов
|
1
|
Термины и определения
|
15 мин
|
20 мин
|
2
|
Дорожные знаки и разметка
|
20 мин
|
25 мин
|
3
|
Светофорное регулирование, сигналы регулировщика
|
35 мин
|
45 мин
|
4
|
Обязанности пешехода
|
25 мин.
|
30 мин.
|
5
|
Обязанности пассажиров
|
10 мин.
|
15 мин.
|
6
|
Закрепление материала, просмотр видеофильмов
|
35 мин.
|
45 мин.
|
|
ВСЕГО:
|
4 часа
(сокращ.)
|
4 часа
|
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1) Основные понятия и термины правил, которые необходимо знать пешеходу:
* участник дорожного движения;
* пешеход;
* дорога;
* тротуар;
* проезжая часть;
* разделительная полоса;
* перекресток;
* пешеходный переход;
* прилегающая территория;
* велосипед;
* мопед;
* недостаточная видимость;
* темное время суток;
* регулировщик.
2) Дорожные знаки и разметка.
Пешеходу, как участнику дорожного движения необходимо знать следующие виды разметки и дорожные знаки, их значение и характеристики:
· запрещающие знаки - 3.9, 3.10;
· предписывающие знаки - 4.5, 4.6;
· информационно-указательные знаки - 5.12, 5.13, 5.14, 5.16.1, 5.16.2, 5.17.1, 5.17.2, 5.17.3, 5.17.4, 5.38, 5.39;
· виды дорожной разметки - 1., 1.5, 1.14.1, 1.14.2, 1.14.3
3) Светофорное регулирование, сигналы регулировщика.
· круглые горизонтальные и вертикальные светофоры;
· пешеходные светофоры;
· значение сигналов светофора и регулировщика.
4) Обязанности пешеходов.
· права и обязанности пешеходов;
· как и где можно переходить дорогу;
· как себя вести на остановках маршрутных транспортных средств и такси;
· чем можно и чем нельзя заниматься вблизи проезжей части.
5) Обязанности пассажиров.
· правила поведения пассажиров, находящихся в транспорте;
· как и где выходить и входить в транспорт.
6) Закрепление материала
* просмотр видеофильмов по теме "Безопасность пешеходов";
* опрос учеников в игровой форме.
|