Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Скачать 0.9 Mb.
Название Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница 1/8
Тип Реферат
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет мировой экономики и мировой политики

Кафедра международных экономических организаций и европейской интеграции
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему: «Перспективы создания Восточноазиатского сообщества»

Студентка группы № 563

Камолова Парвина Хусейнзода
Руководитель ВКР

Доцент к.э.н.

Островская Елена Яковлевна
Москва, 2013

Содержание:

Введение 3

  1. Теоретические основы интеграционных процессов 7

    1. Сущность и предпосылки международной экономической интеграции 7

    2. Особенности региональной интеграции на азиатском континенте 11

  1. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии 14

    1. Ключевые особенности интеграционного блока Юго-Восточной Азии 14

    2. Зона свободной торговли АСЕАН: результаты интеграции 20

    3. Внешнеэкономическое сотрудничество 25

      1. Зона свободной торговли АСЕАН-Китай....................................26

      2. Зона свободной торговли АСЕАН-Япония..................................27

      3. Зона свободной торговли АСЕАН-Республика Корея..............28

      4. Зона свободной торговли АСЕАН................................................29

      5. Зона свободной торговли АСЕАН – Австралия и Новая Зеландия..........................................................................................30

  2. Новые интеграционные проекты в Восточной Азии 32

    1. Концепция «Восточноазиатского сообщества» 32

    2. Моделирование торговых переговоров о создании ЗСТ АСЕАН+3 ..39

    3. ВАС и Россия: интересы и перспективы сотрудничества 46

Заключение 54

Приложения 57

Список литературы 66
Введение
Актуальность. В условиях интенсификации мировых глобализационных процессов и межстрановой взаимозависимости, когда кризисные события, разворачивающиеся в отдельных государствах, затрагивают мировое сообщество в целом, страны активизируют и углубляют интеграционные процессы, создавая более прочные региональные структуры в целях достижения экономической и политической безопасности и улучшения благосостояния. В этой связи наблюдается высокая степень двустороннего и многостороннего взаимодействия на политическом и экономическом уровнях в отдельно взятых регионах, которые в совокупности затрагивают практически каждую страну, что демонстрирует заинтересованность их правительств в укреплении межстрановых связей и их урегулировании для поддержания стабильности в регионе и снижения фактора неопределенности в мире.

Нарастающая тенденция регионализации с одной стороны усугубляет процессы глобализации, с другой – способствует обособлению интегрирующихся группировок от мирового рынка и усилению их независимости от внешнего спроса, позволяя странам-участницам более устойчиво противостоять возникающим кризисам и экономическим шокам посредством создания своеобразной подушки безопасности между региональным объединением и остальным экономическим сообществом.

Наглядным примером региональной группировки, активизированной для осуществления подобных целей, является Ассоциация стран Юго-Восточной Азии и связанные с ней новые интеграционные процессы, которые в перспективе могут создать новый, более обширный формат взаимодействия – Восточноазиатское сообщество, включающее в себя, помимо десяти стран-участниц АСЕАН, также Китай, Японию, Южную Корею, Индию, Новую Зеландию и Австралию. На данном этапе существует необходимость в создании эффективно функционирующей интеграционной группировки в восточноазиатском регионе в условиях нарастающей взаимозависимости задействованных в процессах стран, которая объединила бы отдельных участников общим соглашением о зоне свободной торговли и усилила устойчивость их экономик к мировым кризисам.

В качестве объекта исследования выступает интеграционное взаимодействие стран Юго-Восточной Азии. Предметом исследовательской работы в данном контексте является анализ возможных форм новых интеграционных структур в регионе и перспектив создания обновленной региональной группировки в более обширном формате.

Участие в углубленном внешнеэкономическом взаимодействии в современных условиях является необходимым фактором успешного развития государства, к тому же существует необходимость учитывать и отрицательные факторы глобализации, а именно мгновенное вовлечение экономик стран в возникающие кризисные ситуации. Поэтому государствам, участвующим в мировых процессах, необходимо приложить усилия по активизации региональной интеграции для повышения безопасности и увеличения благосостояния. Особенно это касается стран Азиатско-тихоокеанского региона, так как в силу малого размера экономик большинство из них не способно в одиночку преодолеть вызовы современного времени. Соответственно, в ходе исследования автор опирался на гипотезу о том, что активизация связи по всем направлениям сотрудничества между странами АТР, усиление взаимозависимости и взаимосвязанности разнообразных отраслей их экономик, которое наблюдается в настоящее время, приведет к созданию нового регионального объединения более обширного формата взаимодействия – Восточноазиатское сообщество.

Цель дипломной работы состоит в выявлении перспектив создания и развития интеграционных объединений в Восточной Азии с учетом особенностей региональной экономической интеграции и сотрудничества в регионе.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующего спектра задач:

  1. Сформулировать концепцию региональной интеграции на основе фундаментальных теорий и положений международных экономических отношений;

  2. Охарактеризовать современные интеграционные процессы в Юго-Восточной Азии, направления и ключевые особенности регионализации, а также преследуемые цели участвующих в интеграции стран;

  3. Выполнить анализ форм интеграционной группировки в регионе – АСЕАН+1, АСЕАН+3, АСЕАН+6;

  4. Изучить проблемы на пути к новому интеграционному объединению;

  5. Описать результаты и роль Восточноазиатских саммитов в рамках становления нового формата объединения;

  6. Выявить перспективы создания Восточноазиатского сообщества как наиболее всеохватывающей группировки;

  7. Определить интересы и цели Российской Федерации в участии в ВАС.


Научная новизна исследовательской работы заключается в выявлении перспектив создания расширенного формата взаимодействия в Восточной Азии посредством проведения экономического моделирования зоны свободной торговли АСЕАН+3 и изучении ее преимуществ, а также в определении новых горизонтов сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона в рамках участия в саммитах Восточноазиатского сообщества.

Теоретической базой, на которую автор опирался в своем исследовании, явились труды российских и зарубежных экспертов экономики, таких как А.А. Абалкина, О.В. Буторина, Е.А. Канаев, Г.М. Костюнина, В.С. Паньков, А.А. Рогожин, Ю.В. Шишков, Б. Балаши, Дж. Виннер, Л. Левитер, Л.А. Уинтерс и М. Шифф. Кроме того в процессе работы использовались данные научно-исследовательских центров, официальные сайты международных организаций, таких как Секретариата АСЕАН, Азиатского Банка Развития, Всемирного Банка, Организации Объединенных Наций, Федеральной службы государственной статистики, а также периодические издания по различным аспектам изучаемой темы. Неоценимый вклад также внесли знания и опыт, полученные вследствие прохождения преддипломной практики в отделе международных организаций Министерства экономического развития РФ, где имелся доступ к первоисточникам информации, текстам инициатив и проектов, проводимых в рамках Восточноазиатских саммитов.

Исследование осуществлялось с применением таких методологических приемов как экономико-статистический, сравнительный и аналитический анализы, также было использовано экономическое моделирование с применением положений теории игр.

Практическая применимость исследования. Результаты исследования могут послужить в качестве методических рекомендаций для государственных органов, ответственных за участие в интеграционных объединениях, а также в качестве практического пособия по методике формирования интеграционной политики в отношении стран-партнеров в целях получения больших выгод от близкого экономического взаимодействия. Результаты дипломной работы могут быть использованы в качестве аналитического материала, комплексно описывающего интеграционные процессы, существующие в регионе Юго-Восточной Азии в современных условиях.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

  1. Теоретические основы интеграционных процессов




  1. Сущность и предпосылки международной экономической интеграции


Современное экономическое хозяйство можно охарактеризовать как едино функционирующий мировой рынок, который под воздействием глобализации и интернационализации охватывает различные области общественной жизни и деятельности в сфере международных экономических отношений, усиливая их взаимозависимость и взаимовлияние. Система приобрела подобный вид вследствие естественного разделения международного труда, произошедшего в результате специализации стран по отраслям, в которых они имеют относительное или абсолютное преимущество в зависимости от наличия факторов производства, так как распределение природных и людских ресурсов является неравномерным. В итоге сложилась такая конфигурация всемирного хозяйства, где подетальная специализация стран по производству определенной продукции и кооперация со странами, имеющими иную специализацию, лежат в основе развития мировой экономики.

Достигнутый уровень международного разделения труда получил глобальный масштаб и практически не оставил экономик, изолированных от внешнего мира.

Можно выделить некоторые положительные и отрицательные последствия глобализации для мирового хозяйства. Так, к положительным можно отнести:

  • быстрое распространение знаний, достижений науки в различных областях, техники и технологий;

  • улучшение доступа к информации и знаниям, вследствие чего происходит повышение уровня образования и профессиональной подготовки людей;

  • возможность корректировки издержек производства, что приводит к снижению уровня цен конечной продукции для потребителей;

  • повышение конкуренции среди производителей и поставщиков;

  • рост уровня и качества жизни.


В то же время нельзя не видеть отрицательные последствия глобализации для мирового сообщества, к которым можно отнести:

  • быстрое распространение кризисов;

  • появление глобальных проблем, нивелирование национальных социокультурных особенностей и утрата идентичности;

  • социальную нестабильность.


Помимо всеобъемлющей глобализации мирового экономического рынка, сопровождающейся сближением экономических систем, тенденцией последнего времени является международная экономическая интеграция. В условиях близкого сотрудничества с зарубежными партнерами и увеличения объема внешнеторгового товарооборота усилилась необходимость в ликвидации торговых барьеров в целях уменьшения транзакционных издержек для использования выгод международного экономического обмена. Таким образом, широкое развитие получили процессы создания экономических объединений, образованных на базе различных двусторонних и многосторонних соглашений, которые предусматривают либерализацию национальных рынков.

Подобная тенденция привела к тесному переплетению национальных хозяйств отдельных групп стран и усилила их взаимозависимость. Экономическая интеграция, охватившая практически все страны мирового сообщества, обусловлена целым рядом факторов:

  • кооперация на основе производственной специализации территориально сопряженных стран;

  • стремление к минимизации отрицательных последствий глобализации, с которыми экономики не способны бороться поодиночке;

  • резкое усиление межфирменной и межгосударственной конкурентной борьбы;

  • стремление консолидировать усилия против общих конкурентов на мировом рынке;

  • стремление обеспечить более надежный доступ к важнейшим рынкам;

  • воздействие глобализации, заставляющее компании и страны повышать экономическую эффективность посредством выхода на более крупные рынки, усиления конкурентной борьбы и доступа к зарубежным технологиям и иностранным инвестициям;

  • стремление правительств сохранить суверенитет путем объединения с другими странами в сфере управления экономикой, где большинство государств не могут действовать в одиночку в силу небольших размеров;

  • стремление помочь соседним странам добиться стабильности и процветания как из альтруистических соображений, так и для того, чтобы избежать распространения социальных волнений и миграции населения;

  • страх остаться за бортом в то время как третьи страны будут вовлечены в процесс региональной интеграции; сознание того, что отказ от участия в этом процессе принесет реальный вред не участвующим странам, принцип «домино».1

Таким образом, экономическая интеграция представляет собой интернационализацию производства, торговли, капиталов и рынков труда нескольких государств-партнеров, которая сопровождается гармонизацией экономической политики стран и образованием в развитых интеграционных группировках наднациональных органов регулирования.

Преимущество создания совместного экономического объединения было доказано на опыте Европейского Союза – самой развитой интеграционной группировки в мире. Положительная динамика макроэкономических показателей стран-участниц, выравнивание экономического уровня стран и общее повышение качества жизни ясно указывает на то, что ЕС в своем развитии движется по правильному пути. Недавний кризис показал, что использование совместных усилий стран является наилучшим способом для преодоления его последствий, что подтвердило целесообразность и жизнеспособность подобных региональных структур.

Положительный пример ЕС стал мощным стимулом для экономик, спровоцировавшим изменение направления внешней политики с протекционизма на внутрирегиональную либерализацию. Процессы интеграции, тесное взаимодействие стран на микро- и макроуровне, то есть на уровне предприятий и государств соответственно, являются закономерным следствием развития мирового экономического сообщества и приводят к объединению отдельных экономик в общую интеграционную структуру, скрепленную различными торговыми обязательствами, которые будучи основанными на компромиссах и уступках приносят странам-участницам взаимные выгоды.

По мере интенсификации процессов интеграции наблюдается обособление отдельных групп стран, концентрирующих внешнюю политику на сближении с региональными партнерами, от мирового экономического хозяйства. Заключение соглашений о зоне свободной торговли со странами более интересными в плане экономических выгод, переориентация внешнеэкономической деятельности на торговлю с ними, замещая тем самым потоки товаров из иных стран, приводит к созданию региональных группировок, фокусирующихся на внутрирегиональном товарообороте. Казалось бы, данная тенденция должна привести к раздроблению мирового экономического хозяйства на региональные торговые островки, однако успешные региональные группировки становятся самостоятельными участниками на арене международных отношений, то есть они выступают в качестве акторов создания новых торговых соглашений между друг другом. Происходит увеличение взаимозависимости не только между экономическими системами стран, но и между отдельными интеграционными группировками.

Итак, интеграционные процессы, поначалу активно развивавшиеся в Европе, постепенно стали распространяться на остальные регионы мира, поскольку положительный эффект от создания ЕС был очевиден и стал стимулом для разворачивания аналогичных процессов во всем мире. Складывание региональных экономических группировок в АТР стало отражением этой мировой тенденции.


  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Программа дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск