Скачать 0.9 Mb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет мировой экономики и мировой политики Кафедра международных экономических организаций и европейской интеграции ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА На тему: «Перспективы создания Восточноазиатского сообщества» Студентка группы № 563 Камолова Парвина Хусейнзода Руководитель ВКР Доцент к.э.н. Островская Елена Яковлевна Москва, 2013 Содержание: Введение 3
Заключение 54 Приложения 57 Список литературы 66 Введение Актуальность. В условиях интенсификации мировых глобализационных процессов и межстрановой взаимозависимости, когда кризисные события, разворачивающиеся в отдельных государствах, затрагивают мировое сообщество в целом, страны активизируют и углубляют интеграционные процессы, создавая более прочные региональные структуры в целях достижения экономической и политической безопасности и улучшения благосостояния. В этой связи наблюдается высокая степень двустороннего и многостороннего взаимодействия на политическом и экономическом уровнях в отдельно взятых регионах, которые в совокупности затрагивают практически каждую страну, что демонстрирует заинтересованность их правительств в укреплении межстрановых связей и их урегулировании для поддержания стабильности в регионе и снижения фактора неопределенности в мире. Нарастающая тенденция регионализации с одной стороны усугубляет процессы глобализации, с другой – способствует обособлению интегрирующихся группировок от мирового рынка и усилению их независимости от внешнего спроса, позволяя странам-участницам более устойчиво противостоять возникающим кризисам и экономическим шокам посредством создания своеобразной подушки безопасности между региональным объединением и остальным экономическим сообществом. Наглядным примером региональной группировки, активизированной для осуществления подобных целей, является Ассоциация стран Юго-Восточной Азии и связанные с ней новые интеграционные процессы, которые в перспективе могут создать новый, более обширный формат взаимодействия – Восточноазиатское сообщество, включающее в себя, помимо десяти стран-участниц АСЕАН, также Китай, Японию, Южную Корею, Индию, Новую Зеландию и Австралию. На данном этапе существует необходимость в создании эффективно функционирующей интеграционной группировки в восточноазиатском регионе в условиях нарастающей взаимозависимости задействованных в процессах стран, которая объединила бы отдельных участников общим соглашением о зоне свободной торговли и усилила устойчивость их экономик к мировым кризисам. В качестве объекта исследования выступает интеграционное взаимодействие стран Юго-Восточной Азии. Предметом исследовательской работы в данном контексте является анализ возможных форм новых интеграционных структур в регионе и перспектив создания обновленной региональной группировки в более обширном формате. Участие в углубленном внешнеэкономическом взаимодействии в современных условиях является необходимым фактором успешного развития государства, к тому же существует необходимость учитывать и отрицательные факторы глобализации, а именно мгновенное вовлечение экономик стран в возникающие кризисные ситуации. Поэтому государствам, участвующим в мировых процессах, необходимо приложить усилия по активизации региональной интеграции для повышения безопасности и увеличения благосостояния. Особенно это касается стран Азиатско-тихоокеанского региона, так как в силу малого размера экономик большинство из них не способно в одиночку преодолеть вызовы современного времени. Соответственно, в ходе исследования автор опирался на гипотезу о том, что активизация связи по всем направлениям сотрудничества между странами АТР, усиление взаимозависимости и взаимосвязанности разнообразных отраслей их экономик, которое наблюдается в настоящее время, приведет к созданию нового регионального объединения более обширного формата взаимодействия – Восточноазиатское сообщество. Цель дипломной работы состоит в выявлении перспектив создания и развития интеграционных объединений в Восточной Азии с учетом особенностей региональной экономической интеграции и сотрудничества в регионе. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующего спектра задач:
Научная новизна исследовательской работы заключается в выявлении перспектив создания расширенного формата взаимодействия в Восточной Азии посредством проведения экономического моделирования зоны свободной торговли АСЕАН+3 и изучении ее преимуществ, а также в определении новых горизонтов сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона в рамках участия в саммитах Восточноазиатского сообщества. Теоретической базой, на которую автор опирался в своем исследовании, явились труды российских и зарубежных экспертов экономики, таких как А.А. Абалкина, О.В. Буторина, Е.А. Канаев, Г.М. Костюнина, В.С. Паньков, А.А. Рогожин, Ю.В. Шишков, Б. Балаши, Дж. Виннер, Л. Левитер, Л.А. Уинтерс и М. Шифф. Кроме того в процессе работы использовались данные научно-исследовательских центров, официальные сайты международных организаций, таких как Секретариата АСЕАН, Азиатского Банка Развития, Всемирного Банка, Организации Объединенных Наций, Федеральной службы государственной статистики, а также периодические издания по различным аспектам изучаемой темы. Неоценимый вклад также внесли знания и опыт, полученные вследствие прохождения преддипломной практики в отделе международных организаций Министерства экономического развития РФ, где имелся доступ к первоисточникам информации, текстам инициатив и проектов, проводимых в рамках Восточноазиатских саммитов. Исследование осуществлялось с применением таких методологических приемов как экономико-статистический, сравнительный и аналитический анализы, также было использовано экономическое моделирование с применением положений теории игр. Практическая применимость исследования. Результаты исследования могут послужить в качестве методических рекомендаций для государственных органов, ответственных за участие в интеграционных объединениях, а также в качестве практического пособия по методике формирования интеграционной политики в отношении стран-партнеров в целях получения больших выгод от близкого экономического взаимодействия. Результаты дипломной работы могут быть использованы в качестве аналитического материала, комплексно описывающего интеграционные процессы, существующие в регионе Юго-Восточной Азии в современных условиях. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Современное экономическое хозяйство можно охарактеризовать как едино функционирующий мировой рынок, который под воздействием глобализации и интернационализации охватывает различные области общественной жизни и деятельности в сфере международных экономических отношений, усиливая их взаимозависимость и взаимовлияние. Система приобрела подобный вид вследствие естественного разделения международного труда, произошедшего в результате специализации стран по отраслям, в которых они имеют относительное или абсолютное преимущество в зависимости от наличия факторов производства, так как распределение природных и людских ресурсов является неравномерным. В итоге сложилась такая конфигурация всемирного хозяйства, где подетальная специализация стран по производству определенной продукции и кооперация со странами, имеющими иную специализацию, лежат в основе развития мировой экономики. Достигнутый уровень международного разделения труда получил глобальный масштаб и практически не оставил экономик, изолированных от внешнего мира. Можно выделить некоторые положительные и отрицательные последствия глобализации для мирового хозяйства. Так, к положительным можно отнести:
В то же время нельзя не видеть отрицательные последствия глобализации для мирового сообщества, к которым можно отнести:
Помимо всеобъемлющей глобализации мирового экономического рынка, сопровождающейся сближением экономических систем, тенденцией последнего времени является международная экономическая интеграция. В условиях близкого сотрудничества с зарубежными партнерами и увеличения объема внешнеторгового товарооборота усилилась необходимость в ликвидации торговых барьеров в целях уменьшения транзакционных издержек для использования выгод международного экономического обмена. Таким образом, широкое развитие получили процессы создания экономических объединений, образованных на базе различных двусторонних и многосторонних соглашений, которые предусматривают либерализацию национальных рынков. Подобная тенденция привела к тесному переплетению национальных хозяйств отдельных групп стран и усилила их взаимозависимость. Экономическая интеграция, охватившая практически все страны мирового сообщества, обусловлена целым рядом факторов:
Таким образом, экономическая интеграция представляет собой интернационализацию производства, торговли, капиталов и рынков труда нескольких государств-партнеров, которая сопровождается гармонизацией экономической политики стран и образованием в развитых интеграционных группировках наднациональных органов регулирования. Преимущество создания совместного экономического объединения было доказано на опыте Европейского Союза – самой развитой интеграционной группировки в мире. Положительная динамика макроэкономических показателей стран-участниц, выравнивание экономического уровня стран и общее повышение качества жизни ясно указывает на то, что ЕС в своем развитии движется по правильному пути. Недавний кризис показал, что использование совместных усилий стран является наилучшим способом для преодоления его последствий, что подтвердило целесообразность и жизнеспособность подобных региональных структур. Положительный пример ЕС стал мощным стимулом для экономик, спровоцировавшим изменение направления внешней политики с протекционизма на внутрирегиональную либерализацию. Процессы интеграции, тесное взаимодействие стран на микро- и макроуровне, то есть на уровне предприятий и государств соответственно, являются закономерным следствием развития мирового экономического сообщества и приводят к объединению отдельных экономик в общую интеграционную структуру, скрепленную различными торговыми обязательствами, которые будучи основанными на компромиссах и уступках приносят странам-участницам взаимные выгоды. По мере интенсификации процессов интеграции наблюдается обособление отдельных групп стран, концентрирующих внешнюю политику на сближении с региональными партнерами, от мирового экономического хозяйства. Заключение соглашений о зоне свободной торговли со странами более интересными в плане экономических выгод, переориентация внешнеэкономической деятельности на торговлю с ними, замещая тем самым потоки товаров из иных стран, приводит к созданию региональных группировок, фокусирующихся на внутрирегиональном товарообороте. Казалось бы, данная тенденция должна привести к раздроблению мирового экономического хозяйства на региональные торговые островки, однако успешные региональные группировки становятся самостоятельными участниками на арене международных отношений, то есть они выступают в качестве акторов создания новых торговых соглашений между друг другом. Происходит увеличение взаимозависимости не только между экономическими системами стран, но и между отдельными интеграционными группировками. Итак, интеграционные процессы, поначалу активно развивавшиеся в Европе, постепенно стали распространяться на остальные регионы мира, поскольку положительный эффект от создания ЕС был очевиден и стал стимулом для разворачивания аналогичных процессов во всем мире. Складывание региональных экономических группировок в АТР стало отражением этой мировой тенденции. |
Программа дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Поиск |