ГАПОУ РС(Я) «Якутский автодорожный техникум»
Разработка урока производственного обучения
«Освоение приёмов заправки транспортных средств горючими и смазочными материалами на заданную дозу и определённую сумму»
ПМ.03 «Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами»
Профессия АВТОМЕХАНИК
Разработал мастер п/о Тимофеев А.А.
2014
Тема урока №___:
«Освоение приёмов заправки транспортных средств горючими и смазочными материалами на заданную дозу и определённую сумму»
Цели занятия:
Дидактическая: Формирование умений по освоению приёмов заправки транспортных средств горючими и смазочными материалами на заданную дозу и определённую сумму. Результат реализации цели – способность обучающихся применять самостоятельно приобретенные умения и сформированные навыки в практической деятельности.
Развивающая: Содействие развитию памяти, внимательности, наблюдательности; развитию профессиональной наблюдательности, умения оценивать свои действия, умения находить главные причины ошибок в работе. Результат реализации цели – формирование ОК. 1- ОК.6; ПК 1.1; ПК 1.2.
Воспитательная: воспитание чувства ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, профессиональной ответственности, умение управлять эмоциями.
Тип занятия: Урок изучения трудовых приёмов и операций
Вид занятия: практическое занятие
Материально-техническое обеспечение:
- оборудование: тренажёр – имитатор топливораздаточная колонка «Шельф»; Штрих, мультимидийная установка (компьютер, экран, проектор)
- материалы: лента для печати чеков
- дидактическое оснащение: инструкционно - технологическая карта, задание для практического этапа 8 вариантов, критерии оценивания, раздаточный материал: кроссворд, таблица «Элементы устройства ТРК, их назначение», таблица «Управление программой отпуска топлива (рабочие клавиши для заправки ТС)
Метод проведения: показ трудовых действий
Ход урока
Этапы урока
|
Время
|
Деятельность мастера
|
Деятельность обучающихся
|
Методы обучения
|
Организационная часть
|
1.Организационный этап
|
5 минуты
|
- Приветствие;
- выявление отсутствующих;
проверка готовности рабочих мест, спец. одежды.
|
Дежурный докладывает о готовности группы к уроку.
Диалог с мастером относительно рабочей одежды.
|
Словесный
|
Оснавная часть
|
Вводный инструктаж:
Объявление темы и обучающей цели урока;
|
45 минут
|
- формулировка темы занятия, постановка учебных целей, создание деловой, дружеской атмосферы общения.
Высвечивание на экране через проектор тему и цели урока,
(слайд 1 и2) ожидаемые результаты изучения темы.
|
Слушают, записывают тему занятия в рабочих дневниках
|
Словесный, наглядный, мультимедийное оборудование
|
Актуализация опорных знаний;
|
Проведение в форме игры «Знать, значит уметь» (слайд 3), объявляет туры игры (слайд 1 презентации игры «Знать, значит уметь»)
1 Деление на команды, название команд, приветствие команд,
Заносит по 5 балов в таблицу зачётов (слайд 2 )
Объявляет
1 тур Образовательный
Задаёт вопрос (слайд 3-5) каждой команду
1 вопрос 1 команде: «Дайте определение автозаправочной станции»
1 вопрос 2 команде:
«Дайте определение топливораздаточной колонки»
2 вопрос обеим командам:
«Установите соответствие между элементами устройства ТРК, их назначением»
(слайд 3)
Показывает эталон на (слайде 5) , объясняет, что баллы ставят обучающиеся соперникам, сравнивая с эталоном 1 бал за каждое правильное соотношение элемента и назначение и заносит подсчитанные баллы обучающимися в таблицу зачётов (слайд 2)
Объявляет следующий «Тур Эрудит» на экране показывает кроссворд и вопросы к нему (слайд 6-7), объясняет, что за каждый правильный ответ на вопрос 1 балл
Показывает эталон (слайд 8), заносит баллы в таблицу зачётов (слайд 2)
Объявляет следующий (слайд 9-10) «Скоростной тур», объясняет, что необходимо заполнить таблицу «Управление программой отпуска топлива (рабочие клавиши для заправки автотранспорта)» соотнеся при помощи жетонов с изображением клавиш с назначением этих клавиш клавиатуры
Показывает эталон (слайд 11), смотрит результаты работы обучающихся, ставит 1 бал каждому члену команды за правильный ответ, если есть одна и более ошибок ответ не считается верным и заносит в таблицу результатов (слайд 2 )
Подводит предварительные итоги (слайд 2)
Объявляет следующий (слайд 12) «Познавательный тур», спрашивает домашнее задание
1 –Сообщение «Появление бензина, как топлива для автомобиля»
2-Сообщение «Появление первых АЗС»
Каждой команде ставит 5 баллов
Подводит итоги (слайд 13-14 презентации игры), награждает медалью
|
- слушают,
- делятся на команды, придумывают название и приветствие
-слушают, смотрят на экран, устно отвечает спикер каждой команды
- индивидуально соотносят в таблице элементы устройства ТРК, их назначение
- организуют взаимопроверку таблиц с командами, проверяют по эталону и ставят баллы за правильное соотношение элемента и назначения 1 балл
- внимательно слушают, смотрят, отвечают письменно всей командой
Спикер каждой команды отвечает на вопросы
- демонстрирует спец одежду оператора для приёма и передачи смены, проверки уровня топлива в резервуарах,
- слушают, смотрят на экран, получают раздаточный материал: таблица «Управление программой отпуска топлива (рабочие клавиши для заправки автотранспорта)», жетоны с изображением клавиш
- выполняют индивидуально
- слушают, беседуют с мастером, соглашаются с поставленными баллами
- зачитывают сообщение и показывают презентацию, остальные слушают и смотрят
- смотрят, слушают, соглашаются
|
Фронтальный наглядный, мультимедийное оборудование
Индивидуальный наглядный, мультимедийное оборудование
Групповой наглядный, мультимедийное оборудование
Индивидуальный наглядный, мультимедийное оборудование
Наглядный, мультимедийное оборудование
|
Показ новых трудовых приёмов оценивания
|
Спрашивает:
Вопрос 1 - с чего необходимо начать работу по заправке транспортных средств на заданную дозу
Корректирует ответ
предлагает составить алгоритм Демонстрирует алгоритм через слайд 4
Вопрос 2 с чего необходимо начать работу по заправке транспортных средств на заданную сумму,
Корректирует ответ
предлагает составить алгоритм Демонстрирует алгоритм через слайд 5
Проходит к рабочему месту, демонстрирует трудовые приёмы заправки на заданную дозу, проговаривая последовательность действий и указывая рабочие клавиши
Целевая установка:
Воспроизвести последовательность действий по заправке транспортных средств на заданную дозу, соблюдая технику безопасности и последовательность действий
Предлагает 1 обучающемуся повторить последовательно заправку на заданную дозу
Целевая установка:
Воспроизвести последовательность действий по заправке транспортных средств на заданную дозу, соблюдая технику безопасности и последовательность действий
Предлагает 1 обучающемуся повторить последовательно заправку на заданную сумму
|
Вопрос 1 - отвечают,
- соглашаются,
- запоминают
Вопрос 2 - отвечают,
- соглашаются,
- запоминают
- внимательно наблюдают за действиями мастера производственного обучения используют инструкционно –технологическую карту
- воспроизводит действия, комментирует, остальные смотрят, запоминают
- воспроизводит действия, комментирует, остальные смотрят, запоминают
|
Наглядный, мультимедийное оборудование
Фронтальный, наглядный, мультимедийное оборудование
|
Выдача задания, критериев
|
Обобщает
Выдаёт каждому обучающемуся задание (слайд 6), инструкционно –технологическую карту, критерии оценивания через слайд 7 презентации, проговаривая каждую характеристику оценки, напоминает технику безопасности при работе с электрооборудованием, отвечает на вопросы
|
- внимательно слушают, готовятся к работе
|
|
Текущий инструктаж
|
4 часа,45 минут
|
1 обход - проверяет организацию выполнения трудовых приемов и операций по заправке по заданной дозе;
2 обход - проверяет организацию выполнения трудовых приемов и операций по заправке по заданной сумме;
3 обход - индивидуально консультирует обучающихся при возникновении вопросов, проверяет технику безопасности и организацию рабочего места.
4 обход – принимает и оценивает работу
|
- выполняют практическое задание, периодически обращаются к инструкционно - технологической карте и мастеру производственного обучения за консультацией
- сдают работу
|
Словесный, практический, наглядный, мультимедийное оборудование
|
Заключительный этап
|
Заключительный инструктаж
Рефлексия
|
25 минут
|
Подводит итоги работы за день,
выставляет оценки,
комментирует, объявляет лучших обучающихся справившимися с заданием
анализирует ошибки на слайде 8-11 презентации, допущенных при организации рабочего места, соблюдении технологической последовательности, выполнении рабочих приёмов, соблюдении требований безопасности труда.
Задаёт вопросы
- Какая клавиша необходима для отпуска топлива?
- Какая клавиша необходима для печати чека?
- Какая клавиша необходима для открытия и закрытия смены? (слайд 12)
- Довольны ли вы сегодняшним уроком?
|
- слушают, демонстрируют, анализируют ошибки, приводят аргументы для устранения возникших ошибок в ходе выполнения задания
- рассказывают в какой последовательности выполняли работу, какие меры безопасности соблюдали,
- отвечают, благодарят за урок
|
Фронтальный, словесный, практический, наглядный, мультимедийное оборудование
|
Домашнее задание
|
Составить кроссворд по теме
«Рабочие клавиши» слайд 13
|
Записывают в рабочий дневник
|
|
|
Объявляет о завершение урока и уборке рабочих мест.
|
|
|
Литература:
А.А.Тимофеев, Методическое пособие ПМ03./-Якутск, Дани-Алмас, 2013-44с.
Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатация нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций. – ПОТ РМ-021-2009.
Правила технической эксплуатации автозаправочных станций. РД 15-3-39.2-080-01.
Типовая инструкция по охране труда для оператора автотранспортных станций ТОИ Р-112-06-95
www.http://amastercar.ru
.http://www.avtoserver.su
.http://www.automn.ru
Приложение 1
Таблица 1. Элементы устройства ТРК, их назначение
Фильтр
|
Для предотвращения слива топлива из линии выдачи обратно в резервуар при выключении насоса ТРК
|
Приёмный клапан
|
Предназначен для предохранения гидравлической системы колонок от попадания посторонних твердых частиц, что может привести к износу и поломке насоса и неточному замеру объема нефтепродукта
|
Раздаточный пистолет
|
Двигатель раскручивает насос, который качает топливо
|
Измеритель жидкости (счётчик жидкости)
|
Предназначен для отделения от топлива воздуха, который может раствориться в нем при сливе топлива в резервуары.
|
Газоотделитель
|
предназначен для измерения количества выдаваемого топлива. С ним связано отсчетное устройство, которое дает цифровую информацию о количестве отпущенного топлива.
|
Блок управления
|
Для обеспечения выдачи топлива
|
Двигатель и насос
|
Для управления оборудование АЗС
|
Приложение 2
Таблица 1.1 Элементы устройства ТРК, их назначение. Эталон
Приёмный клапан
|
Для предотвращения слива топлива из линии выдачи обратно в резервуар при выключении насоса ТРК
|
Фильтр
|
Предназначен для предохранения гидравлической системы колонок от попадания посторонних твердых частиц, что может привести к износу и поломке насоса и неточному замеру объема нефтепродукта
|
Двигатель и насос
|
Двигатель раскручивает насос, который качает топливо
|
Газоотделитель
|
Предназначен для отделения от топлива воздуха, который может раствориться в нем при сливе топлива в резервуары.
|
Измеритель жидкости (счётчик жидкости)
|
предназначен для измерения количества выдаваемого топлива. С ним связано отсчетное устройство, которое дает цифровую информацию о количестве отпущенного топлива.
|
Раздаточный пистолет
|
Для обеспечения выдачи топлива
|
Блок управления
|
Для управления оборудование АЗС
|
Приложение 3
Таблица 2. «Управление программой отпуска топлива (рабочие клавиши для заправки автотранспорта)»
Обозначение
|
Назначение клавиши Обозначение
|
Esc
|
Клавиша отказа, и выход из системы
|
Enter
|
Подтверждения исполнения операции
|
F1-F11
|
Функциональные клавиши для использования при выборе вида информационной таблицы
|
«+»
|
Печать чека
|
«-»
|
Возврат чека
|
«*»
|
Сумма
|
«/»
|
Полный бак
|
Приложение 4
Инструкционно –технологическая карта
для выполнения приёмов заправки на заданную дозу и заданную сумму
Наименование
|
Необходимые действия , рабочие клавиши
|
На заданную дозу
|
Включить компьютер
|
Сначала убедитесь, что ваш компьютер включен в электророзетку. Найдите системный блок и кнопку включения
|
Включить печатное устройство для чеков «Штрих»
|
С левой стороны есть включатель , который необходимо нажать
|
Зайти в программу
|
Чтобы зайти в программу необходим нажать F1
|
Выбрать пользователя
|
Оператор АЗС
|
Ввести пароль
|
111111
|
Открыть смену
|
Не обходимо нажать правой кнопкой мышки на выбранную на экране F7
|
Ввести фамилию оператора
|
|
Ввести количество литров
|
|
Начать отпуск
|
ENTER
|
Распечатать чек
|
+
|
Заданную сумму
|
Ввести количество сумму
|
*
|
Начать отпуск
|
ENTER
|
Распечатать чек
|
+
|
Закрыть смену
|
F7
|
Приложение 5
Критерии оценивания производственного задания
Оценка
|
Критерии
|
«5»
|
Уверенное и точное владение приемами работ
Выполнение работы в полном соответствии с требованиями технической и технологической документации.
Соблюдение требований безопасности труда.
Самостоятельное планирование предстоящей работы, рациональная организация рабочего места.
|
«4»
|
Владение приемами работ, возможны отдельные несущественные ошибки, исправляемые самими обучающимися
Выполнение работ в основном в соответствии с требованиями технической и технологической документации с несущественными ошибками, исправляемыми самостоятельно.
Соблюдение требований безопасности труда.
Самостоятельное планирование предстоящей работы (возможна несущественная помощь мастера производственного обучения), неустойчивое стремление решить поставленные задачи, выполнение требований трудовой дисциплины.
|
«3»
|
Недостаточное владение приемами работ, самоконтроль за выполнением действий и выполнение работы с незначительной помощью мастера производственного обучения
Выполнение работы в основном в соответствии с требованиями технической и технологической документации с несущественными ошибками.
Соблюдение требований безопасности труда.
Самостоятельное планирование предстоящей работы с несущественной помощью мастера производственного обучения, ошибки в организации рабочего места, экономное использование материалов и электроэнергии, отдельные нарушения требований трудовой дисциплины.
|
«2»
|
Неточное выполнение приемов, с существенными ошибками, неумение осуществлять самоконтроль за выполнением действий при выполнении работы.
Несоблюдение требований технической и технологической документации, приводящее к существенным ошибкам.
Нарушение требований безопасности труда.
Планирование предстоящей работы только с помощью мастера производственного обучения, существенные ошибки в организации рабочего места, неэкономное расходование материалов и систематические нарушения требований трудовой дисциплины.
|
|