Государственное профессиональное образовательное учреждение


Скачать 0.63 Mb.
Название Государственное профессиональное образовательное учреждение
страница 1/4
Тип Учебно-методическое пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4
ДЕПАРТАМЕНТ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СПОРТА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКОЕ УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА»

Решение задач по генетике и молекулярной биологии

Учебно-методическое

пособие


Ленинск-Кузнецкий

2015
Рекомендовано цикловой комиссией

общепрофессиональных дисциплин

ГПОУ «Ленинск-Кузнецкое

училище олимпийского резерва»

Составитель: Мареева Е.Б., преподаватель высшей категории ГПОУ «Ленинск-Кузнецкое училище олимпийского резерва»
Рецензент:

Попова Г.Н., кандидат педагогических наук, директор МОУ ДПО «Научно методический центр» г. Ленинска-Кузнецкого.

Учебно-методическое пособие рекомендовано для самостоятельной деятельности обучающихся на уроках биологии, а также для подготовки к ЕГЭ. Пособие содержит общие подходы к решению задач по генетике и молекулярной биологии, методические приемы и рекомендации, позволяющие приобрести навыки решения биологических задач.
Мареева Е.Б. Решение задач по генетике и молекулярной биологии: учебно-методическое пособие.- Ленинск-Кузнецкий: ГПОУ «Ленинск-Кузнецкое УОР», 2015.


ГПОУ «Ленинск-Кузнецкое училище олимпийского резерва»
Содержание

Предисловие……………………………………………………………………

Раздел 1. Молекулярная биология……………………………………………..

Глава 1. Решение и оформление задач по молекулярной биологии………....

Раздел 2. Генетика……………………………………………………………...

Глава 1. Решение и оформление генетических задач………………………..

Глава 2. Моногибридное скрещивание……………………………………….

Глава 3. Неполное доминирование……………………………………………

Глава 4. Независимое наследование…………………………………………..

Глава 5. Сцепленное наследование……………………………………………

Глава 6. Наследование генов, локализованных в половых хромосомах…… Глава 7. Наследование летальных генов……………………………………....

Глава 8. Составление и анализ родословных………………………………….
Литература для преподавателя…………………………………………………
Литература для обучающегося………………………………………………...

Предисловие
Базовый уровень обучения биологии имеет общеобразовательный характер и ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования.

Данный уровень недостаточен для подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, особенно при решении заданий части «С», так как эти задания повышенного уровня сложности.

В школьном курсе общей биологии разделы «Генетика» и «Молекулярная биология» являются наиболее сложными для понимания. Облегчению усвоения этих разделов может способствовать решение задач по генетике и молекулярной биологии разных уровней сложности.

Использование таких задач развивает у обучающихся логическое мышление, позволяет им глубже понять учебный материал по этой теме, дает возможность преподавателям осуществлять эффективный контроль уровня усвоенных знаний.

В сборник включены как типовые задачи по генетике и молекулярной биологии, так и задачи повышенного уровня сложности.

В предлагаемом пособии рассматриваются общие принципы решения и оформления задач по генетике и молекулярной биологии, предлагаются методические приемы, облегчающие решение.

Значительную часть настоящего сборника занимают задачи, которые чаще всего встречаются в тестах ЕГЭ, что поможет обучающимся разобраться с наиболее сложными заданиями и узнать объективный уровень своих знаний.

Для обучающихся, работающих самостоятельно по данному пособию, перед каждым разделом по генетике приводятся краткие сведения об основных генетических закономерностях, а также включен теоретический материал по разделу «Молекулярная биология».

Методическое пособие может быть использовано обучающимися и преподавателями учебных заведений системы СПО при подготовке к ЕГЭ по биологии.
Раздел 1. Молекулярная биология

Глава 1. Решение и оформление задач по молекулярной биологии

Нуклеиновые кислоты – природные высокомолекулярные соединения, обеспечивающие хранение и передачу наследственной информации.

В состав нуклеиновых кислот входят пуриновые основания (аденин, гуанин) и пиримидиновые основания (цитозин, тимин). Пиримидиновое основание урацил входит в состав РНК.

Число пуриновых оснований в ДНК всегда равно числу пиримидиновых, количество тимина (Т) равно количеству аденина (А), а гуанина (Г) – количеству цитозина (Ц). Данная закономерность получила название правила Чаргаффа.

Молекула ДНК представляет собой структуру, состоящую из двух цепей, которые по всей длине соединены друг с другом водородными связями.

Такую структуру, свойственную только молекулам ДНК, называют двойной спиралью. Особенностью структуры ДНК является то, что против азотистого основания А в одной цепи лежит азотистое основание Т в другой цепи, а против азотистого основания Г всегда расположено азотистое основание Ц.

Схематически сказанное можно выразить следующим образом:

А (аденин) – Т (Тимин)

Т (Тимин) – А (аденин)

Г (гуанин) – Ц (цитозин)

Ц (цитозин) – Г (гуанин)

Эти пары оснований называют комплементарными основаниями (дополняющими друг друга).

В молекуле РНК в отличие от молекулы ДНК представлена одной цепью, вместо тимина имеет основание урацил (У).

Молекулы ДНК способны к удвоению. В основе удвоения молекул ДНК лежит принцип комплементарности. С помощью специальных ферментов водородные связи, скрепляющие нити ДНК, разрываются, нити расходятся, и к каждому нуклеотиду каждой из этих нитей последовательно пристраиваются комплементарные нуклеотиды.

Разошедшиеся нити исходной (материнской) молекулы ДНК являются матричными – они задают порядок расположения нуклеотидов во вновь синтезированной цепи.

Образуются новые нити ДНК, комплементарные каждой из разошедшихся цепей. Таким образом, в результате удвоения создаются две двойные спирали ДНК («дочерние» молекулы), каждая из них имеет одну нить, полученную от «материнской» молекулы, и одну нить, синтезированную вновь. Такой синтез молекул ДНК называется матричным.

При этом «дочерние» молекулы идентичны «материнским» молекулам.

При решении задач по теме «Биосинтез белка» следует вспомнить процессы трансляции и транскрипции, генетический код. К рибосомам - местам синтеза белков - из ядра поступает, несущая информацию, молекула информационной РНК (и-РНК). Это одноцепочечная молекула, комплементарная одной из нитей ДНК. Процесс образования и-РНК называется транскрипцией. Если в нити ДНК стоит Тимин, то фермент полимераза включает в цепь и-РНК - аденин, если стоит гуанин – включает цитозин, если аденин – то урацил (в состав РНК не входит тимин). Информационная РНК - копия не всей молекулы ДНК, а только ее участка, одного или группы рядом лежащих генов, несущих информацию о структуре белков, необходимых для выполнения одной функции.

Согласно генетическому коду последовательность расположения нуклеотидов в и-РНК определяет последовательность расположения аминокислот в белках. Генетический код записан на «языке» РНК.

Таблица генетического кода.

Аминокислота

Кодирующие триплеты - кодоны

Аланин

Аргинин

Аспарагин

Аспарагиновая к-та

Валин

Гистидин

Глицин

Глутамин

Глутаминовая к-та

Изолейцин

Лейцин

Лизин

Метионин

Пролин

Серин

Тирозин

Треонин

Триптофан

Фенилаланин

Цистеин

ГЦУ, ГЦЦ, ГЦА, ГЦГ

ЦГУ, ЦГЦ, ЦГА, ЦГГ, АГА, АГГ

ААУ, ААЦ

ГАУ, ГАЦ

ГУУ, ГУЦ, ГУА, ГУГ

ЦАУ, ЦАЦ

ГГУ, ГГЦ, ГГА, ГГГ

ЦАА, ЦАГ

ГАА, ГАГ

АУУ, АУЦ, АУА

ЦУУ, ЦУЦ, ЦУА, ЦУГ, УУА, УУГ

ААА, ААГ

АУГ

ЦЦУ, ЦЦЦ, ЦЦА, ЦЦГ

УЦУ, УЦЦ, УЦА, УЦГ, АГУ, АГЦ

УАУ, УАЦ

АЦУ, АЦЦ, АЦА, АЦГ

УГГ

УУУ, УУЦ

УГУ, УГЦ

Знаки препинания

УГА, УАГ, УАА


Биосинтез белка на рибосомах называется трансляцией. Процесс трансляции осуществляется в три этапа.

Суть первого этапа синтеза сводится к тому, что специальный фермент «узнает» антикодон и присоединяет к основанию т-РНК определенную «свою» аминокислоту.

На втором этапе т-РНК выполняет функцию переводчика с «языка» нуклеотидов на «язык» аминокислот. Такой перевод происходит на рибосоме. В ней имеется два участка: на одном т-РНК получает команду от и-РНК – антикодон узнает кодон, на другом – выполняется приказ – аминокислота отрывается от т-РНК.

Третий этап синтеза белка заключается в том, что фермент синтетаза присоединяет оторвавшуюся от т-РНК аминокислоту к растущей белковой молекуле.

Пример решения задачи.

Фрагмент молекулы ДНК состоит из нуклеотидов, расположенных в следующей последовательности: ТАААТГГЦААЦЦ. Определите состав и последовательность аминокислот в полипептидной цепи, закодированной в этом участке гена.

Решение:

Выписываем нуклеотиды ДНК и, разбивая их на триплеты, получаем кодоны цепи молекулы ДНК:

ТАА-АТГ-ГЦА-АЦЦ.

Составляем триплеты иРНК, комплементарные кодонам ДНК, и записываем их строчкой ниже:

ДНК: ТАА-АТГ-ГЦА-АЦЦ

иРНК: АУУ-УАЦ-ЦГУ-УТТ.

По таблице генетического кода определяем, какая аминокислота закодирована каждым триплетом иРНК:

АУУ- Иле; УАЦ- Тир; ЦГУ- Арг; УТТ-Трп.

Ответ: Иле-Тир-Арг-Трп

Задачи для самостоятельного решения.

  1. Определите последовательность аминокислотных остатков в молекуле белка, закодированной в участке цепи ДНК:

- Г – Т – А – А – Г – А – Т – Т – Т – Ц – Т – Ц – Г – Т – Г –.


  1. Определите последовательность нуклеотидов в молекуле иРНК, если участок молекулы белка, синтезированный с неё имеет вид: - треонин– метионин – гистидин – валин –изолейцин – пролин –цистеин -.




  1. Как изменится структура белка, если из кодирующего его участка ДНК:

Г – А – Т – А – Ц – Ц – Г – А – Т – А – А – А – Г – А – Ц …, удалить шестой и тринадцатый (слева) нуклеотиды?


  1. Какие изменения произойдут в строении белка, если в кодирующем его участке ДНК:

Т – А – А – Ц – А – Г – А – Г – Г – А – Ц – Ц – А – А – Г… между 10 и 11 нуклеотидами включен цитозин, между 13 и 14 – тимин, а на конце рядом с гуанином прибавится еще один гуанин?


  1. Определите иРНК и первичную структуру белка, закодированного в участке ДНК:

-Г – Т – Т – Ц – Т – А – А – А – А – Г – Г – Ц – Ц – А - Т -, если 5-й нуклеотид будет удален, а между 8 и 9 нуклеотидом встанет тимидиловый нуклеотид?


  1. Полипептид состоит из следующих друг за другом расположенных аминокислот: валин – аланин – глицин – лизин – триптофан – валин – серин – глутаминовая кислота. Определите структуру участка ДНК, кодирующего выше указанный полипептид.




  1. Аспарагин – глицин – фенилаланин – пролин – треонин – метионин – аминокислоты, последовательно составляют полипептид. Определите структуру участка ДНК, кодирующего данный полипептид.




  1. В цепи ДНК имеется 28,6 % тимидиловых азотистых оснований. Определить процент гуаниловых, адениловых, цитидиловых оснований в этой цепи.




  1. Определите антикодоны т-РНК, участвующих в синтезе белка, кодируемого следующим фрагментом ДНК:

- Г – Г – Т – А – Ц – Г – А – Т – Г – Т – Ц - А - А - Г – А -


  1. Участок цепи белка вируса табачной мозаики состоит из следующих аминокислот: серин – глицин – серин – изолейцин – треонин – пролин – серин. В результате воздействия на информационную РНК азотистой кислотой цитозин РНК замещается гуанином. Определите изменения в строении белка вируса после воздействия на РНК азотистой кислотой.




  1. По данному фрагменту одной из цепей ДНК:

-Ц – А – А – А – Т – Г – Ц – А – А – А – А – Г – Т – Г – Т - определите первичную структуру белка, закодированного в этой цепи, количество (в %) различных видов нуклеотидов в этом гене (в двух цепях), длину гена.


Раздел 2. Генетика
Глава 1. Решение и оформление генетических задач

Общие методические приемы, которые могут быть использованы при решении задач.
Большинство ошибок, допускаемых обучающимися, связаны с правилами, которые они должны усвоить из курса генетики. К этим правилам относятся следующие:

1. Каждая гамета получает гаплоидный набор хромосом (генов). Все хромосомы (гены) имеются в гаметах.

2. В каждую гамету попадает только одна гомологичная хромосома из каждой пары (только один ген из каждой аллели).

3. Одну гомологичную хромосому (один аллельный ген) из каждой пары ребенок получает от отца, а другую (другой аллельный ген) - от матери.

4. Гетерозиготные организмы при полном доминировании всегда проявляют доминантный признак. Организмы с рецессивным признаком всегда гомозиготны.

5. Решение задач на дигибридное скрещивание при независимом наследовании, обычно, сводится к последовательному решению двух задач на моногибридное скрещивание (это следует из закона независимого наследования).

Для успешного решения задач по генетике следует придерживаться следующего алгоритма:

- необходимо внимательно изучить условие задачи, где каждое предложение несет смысловую информацию;

- необходимо определить тип задачи. Для этого надо выяснить, сколько пар признаков рассматривается в задаче, сколько пар генов кодируют эти признаки, а также число классов фенотипов, присутствующих в потомстве от скрещивания гетерозигот или при анализирующем скрещивании, и количественное соотношение этих классов. Необходимо учитывать связано ли наследование признака с половыми хромосомами, а также сцеплено или независимо наследуется пара признаков;

- выяснение генотипов особей, неизвестных по условию, при этом решение всегда надо начинать с особей, несущих рецессивный признак, поскольку они гомозиготны и их генотип по этому признаку однозначен – аа. Выяснение генотипа организма, несущего доминантный признак, является сложной проблемой, потому что он может быть либо гомозиготным – (АА), или гетерозиготным (Аа).

- определение вариантов гамет. Для определения возможных типов гамет более целесообразным представляется запись генотипов в хромосомной форме. Это упрощает определение всех возможных вариантов сочетания генов в гаметах. Задачи на сцепленное наследование невозможно решить без использования такой формы записи.

- определение генотипов и фенотипов потомства. При дигибридном скрещивании их удобно определять при помощи решетки Пеннета. Следует учитывать, что гены одной аллельной пары надо писать рядом (например, ААВВ, а не АВАВ).

- запись схемы скрещивания (брака) в соответствии с требованиями к оформлению, описанными ниже, а также подробное изложение хода рассуждений по решению задачи.

Конкретные приемы решения задач каждого типа будут рассмотрены ниже.

Оформление задач по генетике

При оформлении задач необходимо уметь пользоваться символами, принятыми в традиционной генетике:

♀ - женский организм;

♂ - мужской организм;

× – знак скрещивания;

Р - родительские организмы;

Ғ1, Ғ2 – дочерние организмы первого и второго поколения;

А, В, С – гены, кодирующие доминантные признаки;

а, в, с – гены, кодирующие рецессивные признаки;

АА, ВВ, СС – генотипы особей, гомозиготных по доминантному признаку;

Аа, Вв, Сс - генотипы гетерозиготных особей;

АаВв - генотип дигетерозиготной особи;

- гамета.
Пример записи скрещивания

А – желтая окраска семян, а – зеленая окраска семян.

Запись в буквенной форме:

Р ♀Аа × ♂аа

Гаметы А ; а а

Ғ1 Аа аа

желтая зеленая

50% 50%

Пример решения и оформления задачи

Задача.

У человека альбинизм – аутосомный рецессивный признак. Мужчина альбинос женился на девушке с нормальной пигментацией. У них родилось двое детей – нормальный и альбинос. Определите генотипы всех указанных членов семьи.

Решение:

Дано:

А – нормальная пигментация,

а – альбинизм.

1. Запись брака по фенотипам (на черновике).

Р ♀ нормальная пигментация × ♂ альбинос

Ғ1 альбинос нормальная пигментация

  1. Выяснение и запись генотипов, известных по условию задачи.

(Генотип особи с рецессивным признаком известен – аа. Особь с доминантным признаком имеет генотип А?)

Р ♀А? × ♂аа

норма альбинос

Ғ1 аа А?

альбинос норма

3. Определение генотипов организмов по генотипам родителей и потомков.

1 Генотип мужчины и ребенка альбиноса аа, так как оба они несут рецессивный признак.

2 Женщина и здоровый ребенок имеют в своем генотипе доминантный ген А, потому что у них проявляется доминантный признак.

3 Генотип ребенка с нормальной пигментацией - Аа, поскольку его отец гомозиготен по рецессиву (аа) и мог передать ему только ген а.

4 Один из детей имеет генотип аа. Один аллельный ген ребенок получает от матери, а другой от отца. Поэтому мать должна нести рецессивный ген а. Ее генотип – Аа.

4. Запись хода рассуждений по выяснению генотипов и схемы брака в чистовик:

Р ♀Аа × ♂аа

норма альбинос

Гаметы А ; а а

Ғ1 аа Аа

альбинос норма

50% 50%

  1. Ответ. Генотип мужа – аа, жены - Аа, ребенка с нормальной пигментацией - Аа, ребенка-альбиноса - аа.


  1   2   3   4

Похожие:

Государственное профессиональное образовательное учреждение icon Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение...
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение тюменской области гапоу то
Государственное профессиональное образовательное учреждение icon Документаци я
Заказчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Башкирский агропромышленный колледж (бывшее государственное...
Государственное профессиональное образовательное учреждение icon Документаци я
Заказчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Башкирский агропромышленный колледж (бывшее государственное...
Государственное профессиональное образовательное учреждение icon Программа профессиональной подготовки по профессии
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «профессиональное училище №55»
Государственное профессиональное образовательное учреждение icon Запроса цен
Заказчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Башкирский агропромышленный колледж (бывшее государственное...
Государственное профессиональное образовательное учреждение icon «Подготовка ккм к работе»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Ростовское промышленно-полиграфическое...
Государственное профессиональное образовательное учреждение icon Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное...
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Государственное профессиональное образовательное учреждение icon Отчет о результатах самообследования государственного бюджетного...
Наименование: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение начального образования «Профессиональное училище...
Государственное профессиональное образовательное учреждение icon Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение...
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение иркутской области
Государственное профессиональное образовательное учреждение icon Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение...
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение свердловской области «серовский техникум сферы обслуживания...
Государственное профессиональное образовательное учреждение icon Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области

Государственное профессиональное образовательное учреждение icon Кировское областное государственное профессиональное образовательное автономное учреждение

Государственное профессиональное образовательное учреждение icon Проек т
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
Государственное профессиональное образовательное учреждение icon Кировское профессиональное образовательное государственное образовательное бюджетное учреждение
Основная программа профессионального обучения (программа профессиональной подготовки по профессии рабочих)
Государственное профессиональное образовательное учреждение icon 1. Пояснительная записка
Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Покровское специальное учебно — воспитательное...
Государственное профессиональное образовательное учреждение icon Самостоятельная работа №2
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск