Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей
Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Покровское специальное учебно — воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением
закрытого типа»
(Покровское СУВУ)
Принято «Утверждаю»
на педагогическом совете Директор Покровского СУВУ
Покровского СУВУ ____________Т.Д.Артемова
«29» августа 2016 года «29» августа 2016года
Дополнительная общеобразовательная программа
кружка «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ»
для воспитанниц с ОВЗ
(возраст обучающихся 11 — 18 лет)
Руководитель: педагог дополнительного
образования
Васильева Ольга Николаевна
г. Покров
2016 год
Содержание
1. Пояснительная записка...........................................................................................2
2. Условия реализации дополнительной образовательной программы................5
3. Критерии отслеживания результативности освоения программы....................6
4. Учебно-тематический план....................................................................................9
5.Содержание дополнительной образовательной программы..............................10
6. Методическое обеспечение программы..............................................................14
7. Материальное обеспечение дополнительной образовательной программы...16
8. Список литературы................................................................................................17
9. Приложение............................................................................................................19
Эстетическое воспитание – сложный и длительный процесс, обучающиеся получают новые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает конструирование, аппликация.
Авторская программа студии декоративно - прикладного творчества «Бумажные фантазии» разработана для воспитанниц с ОВЗ среднего и старшего школьного возраста. Программа имеет развивающую направленность, в связи с этим, на первый план выдвигаются задачи развития элементов творческих способностей как способа коррекции познавательной деятельности воспитанниц, а также как способа формирования у них самостоятельного творчества.
Развитие творческих способностей, умений и навыков способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции воспитанниц в общество.
Программа построена в соответствии с принципами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ. К ним относятся:
принцип воспитывающей и развивающей направленности (формирование стойких нравственных качеств и положительных привычек);
принцип наглядности обучения (обогащение чувственного познавательного опыта, предполагающего обучение умениям наблюдать; обеспечение перехода созданных предметных образов в абстрактные понятия; использование абстрактной наглядности для формирования конкретных образов, предметов, явлений, действий);
принцип системности и систематичности (между составными частями занятий существует логическая связь, последующий материал опирается на предыдущий).
Новизна программы заключается во введении в обучающий процесс новых техник: объемного конструирования, бумагокручения, бумагопластики и папье-маше. И в интеграции двух образовательных областей: конструкторской деятельности (изготовление различных видов изделий из бумаги) и художественной отделки готовых изделий, применение их при оформлении интерьеров, создании макетов, книг и др. В программе прослеживается взаимодействие двух деятельностей: конструкторской и изобразительной.
Актуальность образовательной программы состоит в том, что она помогает воспитать способность у воспитанниц образного мышления, развить мелкую моторику рук, наблюдательность, зрительную память, воображение, внимание, исследовательские способности, чувство цвета, гармонии, привить культуру работы с различными средствами выразительности. Все эти качества помогут обучающимся успешно учиться и развиваться.
Педагогическая целесообразность заключается в ведении в образовательный процесс принципа «от простого – к сложному», что способствует постепенному, пошаговому овладению различными технологиями.
Целью данной программы является: развитие творческих способностей воспитанниц с ОВЗ, через занятие бумагопластикой, декоративно – прикладным искусством.
Достижения этой цели способствует решение коррекционно-развивающих, воспитывающих и обучающих задач:
Обучающие:
Знакомить воспитанниц с различными видами изобразительной деятельности, возможностями творчества из бумаги.
Развивающие:
Развивать художественный вкус, зрительную память, фантазию, воображение; «чувство» цвета, формы, пространства; творческую активность и инициативу;
Умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.
Воспитывающие:
Адаптировать воспитанниц с ОВЗ к окружающему миру через изобразительную деятельность, декоративно – прикладное творчество.
Воспитывать вкус, аккуратности при выполнении работы.
Воспитывать умение ценить красоту.
Воспитание трудолюбие через творчество.
Отличительные особенности программы.
Принцип построения программы: на занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития учащихся на различных этапах.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учёт возрастных особенностей учащихся. Обучаясь по программе, они проходят путь от простого к сложному, с учетом возраста к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе, в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. На протяжении обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер – класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет работу, последовательно комментируя все стадии её выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ошибки и предсказывая пути их исправления.
II. Условия реализации дополнительной образовательной программы.
Программа предназначена для воспитанниц с ограниченными возможностями здоровья. Форма организации занятий - групповая и индивидуальная, что обусловлено целями и задачами программы. Курс «Бумажные фантазии» рассчитан на один год обучения согласно расписанию 2 раза в неделю по 2 часа. Программа адресована воспитанницам 11-18 лет.
Ожидаемый результат:
1. Обучающиеся будут знать:
- основные инструменты и приспособления для работы с бумагой;
- различные виды бумаги (калька, картон, бумага для принтера, рифленый картон, оберточная бумага, обои и пр.);
- способы и приемы бумажной пластики: свертывание, скручивание, складывание и пр.;
- особенности таких техник бумажной пластики, как папье-маше, аппликация, квиллинг, оригами, киригами;
- способы оформления композиций и интерьера с помощью бумаги;
особенности и возможности использования ПК в работе с бумагой и при оформлении творческих работ.
2. Обучающиеся будут уметь:
- пользоваться при работе с бумагой основными инструментами и приспособлениями (ножницы, линейка, транспортир, канцелярский нож, циркуль и пр.);
- применять при работе с бумагой различные приемы складывания, сгибания, разметки, деления на части, переноса в масштабе и т.д.;
- различать техники бумажной пластики и выполнять различные поделки и композиции в этих техниках;
- грамотно подбирать материалы, клей, цветовую гамму при изготовлении композиции;
- оформлять композиции, придавать им законченный эстетический вид.
Обучающиеся будут иметь опыт вычерчивания развертки геометрических тел, пользования схемами, технологическими картами. Начнут развивать умение работать самостоятельно и в группе, творчески подходить к реализации цели.
III. Критерии отслеживания результативности освоения программы
№
№
|
Критерии
|
Механизм
отслеживания
|
Периодичность проведения
|
Содержание оценки
|
1
|
Умения и навыки
|
Выполнение контрольного задания
|
После изучения раздела
|
«Высокий уровень» - имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик).
«Средний уровень» - имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.
«Низкий уровень» - имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты
|
2
|
Знания
|
Тест
|
По окончании каждого года обучения
|
«Высокий уровень» - имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название геометрических фигур, определения), пользуется дополнительным материалом.
«Средний уровень» - имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует терминами, не использует дополнительную литературу.
«Низкий уровень» - недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения
|
3
|
Творческие достижения
|
Выполнение творческих работ и их представление на выставках, конкурсах
|
В течение учебного периода
|
«Высокий уровень» - регулярно принимает участие в выставках, конкурсах на уровне города и выше.
«Средний уровень» - участвует в выставках внутри объединения, учреждения и города.
«Низкий уровень» - редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри объединения
|
Примечание: показатели критериев определяются уровнем: высокий (В); средний (С); низкий (Н).
Педагогическая диагностика
Задания для проверки знаний обучающихся
Инструкция: ответить на вопросы по организации работы (за каждый правильный ответ 1 балл)
Текст вопросов
Зайдя в кабинет, готовим что? (Рабочее место)
Достаём что? (Инструменты, материалы, приспособления)
Слушаем что? (Объяснение учителя)
Повторяем что? (Изученный материал)
Приступаем к чему? (К работе)
Переносим детали с чего? (Шаблон, трафарет, линейки, подручных материалов)
Фиксируем сгибы чем? (Карандашом, линейкой)
Вырезаем чем? (Ножницами)
Режем чем? (Ножом, резаком)
Делаем отверстие чем? (Шилом, иглой, дыроколом)
Что можно сделать с излишками клея? (Кисточкой перенести на другую деталь, стереть салфеткой)
Чтобы не испачкать рабочий стол нужно? (Постелить клеёнку, работать аккуратно)
Чтобы оградить себя от неприятностей нужно? (Соблюдать ТБ, быть внимательным, взаимовежливым)
По окончанию работы нужно сделать что? (Прибрать рабочее место)
Инструкция: ответить на вопросы – ассоциации (за каждый правильный ответ 1 балл)
Текст вопросов
Бумага какая? (белая, цветная, тонкая, бархатная, писчая, и т.д.)
Картон какой? (плотный, жесткий, гладкий, твёрдый, цветной, и т.д.)
Клей какой? (прозрачный, белый, липкий, клейкий, и т.д.)
Какое может быть изделие? (объёмное, плоское, красивое, яркое и т.д.)
Ножницы, нож, шило, игла какие? (острые, опасные и т.д.)
Инструкция: к каждому определению подобрать правильное слово (за каждый правильный ответ 1 балл)
Текст вопросов
Древнее искусство складывания фигурок из бумаги. (Оригами)
Это искусство владения бумагой с использованием ножниц и клея в процессе изготовления модели. (Киригами, вытынанки)
Искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. (Квиллинг, филигрань)
Конструирование из бумаги. (Бумагопластика)
декоративная техника, заключающаяся в скрупулёзном вырезании изображений из бумаги, которые затем наклеиваются на различные поверхности для декорирования. (Декупаж)
вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из бумаги на лист-основу (фон). (Аппликация)
техника изготовления относительно тонкостенных, но жёстких слепков из небольших обрывков бумаги, во много слоёв приклеиваемых на какую-либо форму. (Папье-маше)
Слова для справок: бумагопластика, оригами, декупаж, квиллинг, киригами, филигрань, вытынанки, аппликация, папье-маше.
Инструкция: Назвать разновидность бумаги, о которой идет речь (за каждый правильный ответ 1 балл)
Текст вопросов
_________ -наиболее дешевая и распространенная бумага. Она имеет слегка шероховатую поверхность, быстро изнашивается на сгибах, хорошо впитывает клей и влагу. Используется в основном для печатания дешевых изделий.
__________-тонкая, цветная бумага, применяемая для изготовления бумажных цветов, украшений, гирлянд. Имеет слегка мятый вид.
__________-цветная бумага, лицевая сторона которой покрыта бумажным ворсом. Применяется в декоративных работах, аппликациях, для отделки картонажных изделий.
__________-прозрачная бумага, используется для копирования чертежей, рисунков и надписей.
__________-бумага, оклеенная с одной стороны тончайшей водонепроницаемой пленкой. Используется для расфасовки жидких продуктов вместо стеклянной посуды.
Слова для справок: чертежная, газетная, калька, писчая, гофрированная, бархатная, оберточная, папиросная.
Инструкция: назвать разновидности клея (за каждый правильный ответ 1 балл)
Например: ПВА, силикатный, клей-карандаш, «Момент», «Мастер», и др.
Результат:
От 0 до 19 баллов - низкий уровень знаний
От 20 до 34 баллов – средний уровень знаний
От 35 баллов и больше – высокий уровень знаний
IV. Учебно-тематический план
№ п/п
|
Тема
|
Кол-во учебных часов
|
Теория
|
Практика
|
Всего
|
1
|
Введение
|
1
|
1
|
2
|
2
|
Основы работы с бумагой: материалы, инструменты, приспособления
|
2
|
2
|
4
|
3
|
Декоративные поделки на основе коробок
|
1
|
5
|
6
|
4
|
Оформление композиций и интерьера с помощью бумаги
|
2
|
10
|
12
|
5
|
Геометрические тела из бумаги
|
1
|
11
|
12
|
6
|
Техника папье-маше
|
2
|
13
|
16
|
7
|
Техника аппликации
|
2
|
11
|
14
|
8
|
Техника квилинг
|
2
|
14
|
16
|
9
|
Искусство оригами. Кусудама
|
2
|
12
|
14
|
10
|
Техника киригами. Бумажные туннели
|
2
|
19
|
22
|
11
|
Использование ПК в работе с бумагой и для оформления работ
|
4
|
18
|
22
|
12
|
Итоговое занятие
|
1
|
2
|
4
|
Итого
|
21
|
118
|
140
|
V. Содержание дополнительной образовательной программы
Цель: формирование и развитие способностей к творческому труду;
развитие пространственного мышления и творческих способностей при создании работ в разных техниках бумагопластики.
Задачи:
- сформировать базовую систему знаний о бумагопластике;
- познакомить с различными техническими приемами при работе с бумагой и сформировать основные умения по их применению;
- развивать творческий потенциал учащегося, его познавательную активность;
- воспитывать художественный вкус (гармонию между формой и содержанием художественного образа), трудолюбие;
формировать культуру ручного труда.
1. Введение.
Знакомство с группой объединения. Вводный инструктаж по ТБ.
Практические работы: игра «Давайте познакомимся!». Входной контроль знаний: игра-викторина «Тайны бумажного листа». Оформление стенда и альбома объединения.
2. Основы работы с бумагой: материалы, инструменты, приспособления.
История появления бумаги. Состав, свойства и виды бумаги. Основные инструменты, приемы и техники работы с бумагой. Основные виды клеев для работы с бумагой. Правила сочетаний материалов, цветов и их оттенков в композиции.
Практические работы: составление коллекции видов бумаги. Способы сгибания, разметки, резки и вырезания бумаги. Увеличение масштаба рисунка. Изучение свойств различных клеев.
Промежуточный контроль: практическая работа «Составление цветовых композиций на заданную тему».
3. Декоративные поделки на основе коробок.
Картонные коробки – основа для создания нужных вещей.
Практические работы: оформление коробки декоративными элементами из бумаги. Коробка для мелочей «Четыре в одном». Шкатулка для мелочей на основе коробки с использованием спичечных коробков.
Промежуточный контроль: творческая работа на свободную тему.
4. Оформление композиций и интерьера с помощью бумаги.
Использование бумаги и картона для создания рамок для композиций. Использование бумаги для оформления интерьера и праздничного стола.
Практические работы: рамки для фотографии. Передвижной настольный календарь в рамке. Декоративные элементы из бумаги для оформления интерьера и праздничного стола.
Промежуточный контроль: творческая работа «Фантазии для праздничного настроения».
5. Геометрические тела из бумаги.
Геометрические тела из бумаги. Несколько способов вычерчивания развертки куба.
Практические работы: изготовление на основе развертки куба игрального кубика для настольных игр. Вычерчивание развертки параллелепипеда. Изготовление на основе развертки параллелепипеда коробки для подарка. Вычерчивание развертки конуса. Изготовление на основе развертки конуса маскарадного колпака. Вычерчивание развертки цилиндра. Изготовление поделок на основе развертки цилиндра. Вычерчивание развертки шара. Изготовление поделок на основе развертки шара.
Промежуточный контроль: творческая работа «Макет моей комнаты».
6. Техника папье-маше.
Техника папье-маше: материалы, клей. Папье-маше из бумажной массы. Способы приготовления бумажной массы.
Практические работы: подготовка формы и бумажной массы для изготовления маскарадной маски из папье-маше. Маскарадная маска из папье-маше. Оформление маскарадной маски из папье-маше. Декоративная рамка для фотографии в технике папье-маше. Оформление декоративной рамки для фотографии в технике папье-маше.
Промежуточный контроль: творческая работа «Декоративное панно из папье-маше».
7. Техника аппликации.
Техника аппликации: виды аппликации. Аппликации из кусочков рваной бумаги: приемы подготовки бумаги и подбор сочетаний цветов.
Основные приемы и элементы плоскостной и объемной аппликации.
Практические работы: способы придания бумажным элементам объемности в композициях. Пригласительная открытка «Таинственное послание» с использованием техники аппликации. Оригинальная поздравительная открытка «Пожелание в ноутбуке». Декоративное панно в технике аппликации из кусочков рваной бумаги. Поздравительный плакат-коллаж.
Промежуточный контроль: творческая работа «Панно с использованием различных приемов и элементов аппликации».
8. Техника квиллинг.
Техника квиллинг: элементы, необходимые материалы и инструменты. Способы изготовления цветов в технике квиллинг. Изготовление корзинок, ваз, салфеток с использованием элементов техники квиллинг. Изготовление игрушек-сувениров в технике квиллинг.
Практические работы: коллекция основных элементов квиллинга. Розы в технике квиллинг. Букет роз. Цветочная фантазия в технике квиллинг. Изготовление корзинки, вазы, салфетки с использованием элементов техники квиллинг. Оформление пасхальной корзинки в технике квиллинг. Игрушки-сувениры в технике квиллинг.
Промежуточный контроль: творческая работа «Декоративное панно в технике квиллинг».
9. Искусство оригами. Кусудама.
Искусство оригами. Кусудама. Использование техники оригами при изготовлении подарочных коробок и упаковок. Цветы в технике оригами.
Практические работы: простейшие фигуры в технике оригами: пилотка, кораблик, самолет, планер и пр. Изготовление коробочки для подарков складыванием в технике оригами. Кусудама из элементов-цветов. Кусудама из геометрических элементов. Коробочки для новогодних сувениров в технике оригами. Подвесные праздничные конвертики для мелких конфет. Коробочка-сундучок для конфет в технике оригами. Елочный шарик в технике кусудамы из кругов цветной бумаги. Открытки-валентинки в технике оригами. Цветы в технике оригами.
Промежуточный контроль: творческая работа «Ваза с цветами в технике оригами».
10. Техника киригами. Бумажные туннели.
Техника киригами: основные приемы и инструменты. Бумажные туннели: виды и приемы создания.
Практические работы: отработка приемов работы с бумагой в технике киригами. Поздравительная открытка с застежкой. Композиция «Бабочка и паук» в технике киригами. Именная открытка. Объемная композиция «Старинный замок» в технике киригами. Бумажный туннель «Аквариум». Бумажный туннель «Зимний лес». Открытки-валентинки в технике киригами. Композиция «Архитектурное чудо» в технике киригами».
Творческая коллективная работа «Настольный теневой кукольный театр».
Промежуточный контроль: творческая работа «Бумажный туннель «В мире сказок».
11. Использование ПК в работе с бумагой и для оформления работ.
Возможности и перспективы использования ПК в оформлении работ, для работы с бумагой.
Текстовый редактор. Графический редактор. Редактор презентаций. Редактор таблиц.
Практические работы - лабораторные работы: открытки-валентинки в текстовом редакторе. Декоративные элементы и надписи для поздравительного плаката в текстовом редакторе. Изучение сочетаний цветов и их оттенков с помощью графического редактора. Презентация об истории бумаги и ее видах. Презентация о способах украшения интерьера к различным праздникам с использованием бумаги. Кроссворд о видах техник работы с бумагой. Презентация об изготовлении цветов из бумаги. Изготовление книжки-малышки с помощью ПК. Оформление рекламы объединения с помощью ПК. Оформление презентации для защиты творческой работы.
Промежуточный контроль: лабораторная работа «Оформление необходимого реквизита и презентаций для отчетной выставки с помощью ПК».
Итоговое занятие.
Защита творческой работы «Декоративная композиция в любимой технике работы с бумагой».
VI. Методическое обеспечение программы
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий: декоративная работа с элементами дизайна, бумагопластика. Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга. При этом учитываются особенности времени года и интересы учащихся. Основным условием для занятий изобразительным искусством является творческая, эмоциональная атмосфера, раскрепощающая воспитанниц. Её созданию способствует поэзия и музыка, искусства и архитектура, любование природой и интерьером. Для эффективных занятий нужна гармоничная, хорошо организованная среда.
В зависимости от решения учебных задач, занятия делятся на следующие виды:
Приобретение новых знаний (руководитель сообщает учащимся теоретические сведения); с занятий такого типа воспитанницы начинают изучение новых тем;
Занятия по формированию умений и навыков (самостоятельная деятельность воспитанниц под руководством руководителя);
Повторение (определяют качество усвоения материала и овладение умениями и навыками); подобные занятия являются заключительными;
Комбинированные занятия (решение нескольких учебных задач).
В зависимости от особенностей темы и содержания работы можно заниматься как со всей группой, так и по подгруппам или индивидуально с каждой воспитанницей.
|