ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
Группа Компаний
«НАВИГАТОР»
Автоматизированная система мониторинга
мобильных и стационарных объектов
«Навигатор-С 2010»
Руководство диспетчера и технолога
Орел, 2014 г.
Содержание
1Введение 5
2Принципы построения 6
3Программно-технические требования 8
4Рабочее место оператора ДП 9
4.1Задачи, решаемые службой операторов ДП 9
4.2Пользовательский интерфейс «Навигатор-С 2010» 10
Главное окно программы 10
Панель инструментов 12
Система окон 15
Карта. 15
Список объектов. 17
Справочник «Водители» 24
Справочник «Организации» 25
Создание зон, маршрутов, заданий. 26
Информация по объекту. 32
Состояние объекта. 35
Журнал событий объекта. 40
Список маршрутов (устаревший механизм) 41
Назначенные задания 42
Системный журнал 43
Тревоги 43
Отчеты 45
Нахождение в зоне 47
Графики 47
Рейсы 48
4.3Отправка команд 49
Окно выбора команды 49
Окно отправки сформированной команды 49
Группа «Запрос» 51
Обзор группы 51
Получить местоположение/состояние 52
Установить режим On-Line 53
Отменить режим On-Line 54
Получить видеокадр 54
Создать виртуальный канал связи (только для спец. оборудования) 55
Группа «Управление» 56
Обзор группы 56
Реле, Охрана, Ремонт 56
Сброс - Рестарт 57
Диагностика 58
Режим работы SIM2 (только для оборудования с двумя сим) 58
Режим работы ГЛОНАСС (только для оборудования с двумя приемниками) 59
Маскирование нерабочих дней (только для специальной прошивки УТП) 59
Группа «Настройка» 60
Обзор группы 60
Изменить настройку 61
Получить текущую настройку 61
Блокировать работу терминала 62
Установить номера телефонов и т. п. 62
Настроить зону/контр. точки 63
Установить дату и время 64
Группа «Сообщение» 64
Обзор группы 64
Стандартное 64
Другое 65
4.4Создание отчетов мониторинга 66
Окно создания отчетов 66
Настройка шаблона отчета 67
Вкладка «Основное» 67
Вкладка «Дополнительно» 69
Вкладка «Маршрут» 70
4.5Настройка расчета моточасов, расхода и уровня топлива. 71
Общие положения 71
Подсчет моточасов 71
Подсчет расхода топлива 72
Измерения уровня топлива 74
5Интерфейс технолога 75
5.1Функции технолога 75
5.2Конфигурирование объекта. 75
Обзор окна программы «Конфигурация объекта» 75
Конфигурирование устройств 76
Режим конфигурирования устройств 76
5.3Обязательные настройки при первом конфигурировании объекта. 77
5.4Изменение отображения состояний и стилей объекта на электронной карте и в окне списка объекта 80
Общие сведения о представлении объектов в программе «Навигатор-С 2010» 80
Схемы отображения объектов 80
Отображение состояний объектов 83
Набор состояний «По умолчанию» 84
Создание нового состояния 85
Отображение стилей объектов на карте 87
Набор стилей «По умолчанию» 87
5.5Создание нового стиля 87
5.6Пример настройки на одно из событий 89
5.7Составные события 89
5.8Отправка настроек конфигурации терминалу. 90
5.9Список маршрутов. 92
5.10 Модуль прокладки маршрутов. 96
Использование модуля автоматической прокладки маршрутов. 96
Подготовка карт, содержащих граф дорог к работе в ПО «Навигатор». 99
1Введение
Автоматизированная система мониторинга «Навигатор-С 2010» (в дальнейшем будет использоваться термин Диспетчерский Пункт (ДП) «Навигатор-С 2010» или АСМ «Навигатор-С 2010») представляет программно–технический комплекс, предназначенный для мониторинга подвижных (мобильных) и стационарных объектов.
Под подвижным объектом мониторинга понимается транспортное средство, оснащённое системой контроля МТ (мобильный терминал), позволяющей контролировать состояние (до 8 контактных датчиков и до 4 параметрических датчиков) и местоположение (а также скорость, пройденное расстояние и др. параметры движения) транспортного средства (ТС) и передавать информацию по каналам GSM (SMS, GPRS и др.). Существует также возможность удалённого управления оборудованием, подключаемым к выходам (реле): например, блокировать двигатель в случае угона.
Под стационарным объектом мониторинга понимается сооружение (здание, квартира), оборудованное системой контроля СТ (стационарный терминал), аналогичной по своим возможностям мобильному терминалу, за исключением возможности определения местоположения (не оборудован GPS-приёмником).
В состав основных задач ДП «Навигатор-C 2010» входит:
Сбор и хранение информации, поступающей от объектов мониторинга. В качестве поступающей информации может быть информация об изменении местоположения объектов или изменении состояния объектов (состояния датчиков, установленных на объектах).
Выполнение запросов диспетчера о передаче последнего состояния объектов, а также — состояния за любой период времени работы терминала.
Произведение на основе полученных данных анализа ситуации и выявление отклонений от нормального функционирования объектов (срабатывание аварийных датчиков, выезд транспортных средств из заданной зоны) и сообщение об этом диспетчеру.
Отображение информации о последнем зафиксированном (или в любой период функционирования МТ) местоположении объектов на электронной карте.
Тестирование как всего программно-технического комплекса, так и МТ/СТ, установленных на объектах.
Автоматизированная система мониторинга «Навигатор-С 2010» может быть использована для решения широкого круга задач:
централизация управления перевозками грузов, в том числе ценных и опасных;
получение информации о состоянии транспорта и перевозимых грузов в реальном масштабе времени, через определенные промежутки времени или после прибытия в парк;
поиск транспортных средств по показаниям их навигационных датчиков;
оперативная оптимизация работы патрульных и спасательных служб;
осуществление централизованного оперативного сбора информации о состоянии окружающей среды, данных инженерных изысканий при помощи подвижных лабораторий на автомобилях, вертолетах, самолетах;
охрана стационарных объектов.
2Принципы построения
Функциональная схема построения диспетчерского пункта «Навигатор-С 2010» изображена на рисунке Рисунок 1.1 —. Структурная схема взаимодействия программного обеспечения диспетчерского пункта «Навигатор-С 2010» изображена на рисунке Рисунок 1.2 —.
Рисунок 1.1 —Функциональная схема построения ДП «Навигатор-С 2010».
Рисунок 1.2 —Структурная схема взаимодействия программного обеспечения ДП «Навигатор-С 2010».
В зависимости от назначения и количества объектов можно предложить несколько вариантов построения диспетчерского пункта:
ДП на одном компьютере. При небольшом количестве объектов, когда сообщения от объектов приходят не чаще чем одно сообщение в минуту, можно объединить все составляющие диспетчерского пункта на одной машине. Для этого необходимо выбрать конфигурацию компьютера, удовлетворяющую всем составным частям.
Полномасштабный ДП. Используется обычно для создания центральных (региональных) центров мониторинга, куда будет стекаться информация от большого количества объектов, и услугами которого будет пользоваться большое число пользователей. Для создания таких центров необходимо выбрать оптимальную конфигурацию сервера (а возможно — и 2-кластерную модель сервера), которая смогла бы обеспечить одновременную обработку множества транзакций. На сервер помещается только модуль «Navigator Monitor Service». СУБД можно поместить как на этот же сервер, так и на отдельную машину. Для каждой приемо-передающей станции (GSM, GPRS Service) используется отдельная ЭВМ (недорогой конфигурации), на которой работает модуль первичной обработки информации (приемо-передающий модуль) «Navigator Connection Service». Отдельно должен быть выделен компьютер для связи с клиентами через Интернет (шлюз). На нём можно установить Firewall и веб-сервисы.
Комбинируя различные части ДП, можно создать диспетчерский пункт любой конфигурации, отвечающий необходимым потребностям.
3Программно-технические требования
Для нормального функционирования рабочего места оператора ДП «Навигатор-С 2010» необходимы следующие программно-технические средства:
ПК с процессором не менее производительным, чем Intel Pentium 4 2 ГГц. ОЗУ объёмом не менее 512 Мбайт. Свободное место на жёстком диске — от 500 МБайт, в зависимости от количества устанавливаемых электронных карт. ПК должен иметь дисплей диагональю не менее 17″ с разрешающей способностью не менее 1024×748×32bit.
ОС Microsoft Windows XP/Vista/7/8, настроенные для работы в сети по протоколу TCP/IP. Необходимо, чтобы IP-адреса в сети были жёстко привязаны к компьютерам.
На компьютере должен быть установлен браузер MS Internet Explorer 5.0 или выше и офисный пакет MS Office 2003/2007/2010.
4Рабочее место оператора ДП
4.1Задачи, решаемые службой операторов ДП
Операторский блок АСМ «Навигатор-С 2010» предоставляет средства для подготовки справочной информации, оперативного контроля и управления движением ТС, формирования документов диспетчерской и статистической отчетности.
Важной характеристикой АСМ «Навигатор-С 2010» является многоуровневая система аутентификации пользователей, позволяющая разделить доступ к ее возможностям в соответствии с организационной структурой предприятия, а соответственно — автоматизировать технологический процесс управления.
Программа автоматизирует работу следующих сотрудников:
диспетчера по управлению движением (оператор);
инженера по маршрутной сети и расписанию (технолог).
Технологический процесс управления состоит из трех последовательно выполняемых этапов:
ввода информации;
контроля;
регулирования.
Ввод информации включает данные о выпуске, времени выезда ТС из начальных пунктов, времени рейса.
АСМ предусматривает контроль полного и своевременного выпуска ТС, выполнение рейсов предусмотренных в маршрутных расписаниях, регулярность движения ТС по каждому рейсу и др.
Полученная информация заносится в контрольную ведомость учёта и анализа расписания и регулярности движения по маршруту.
Система регулирования движения предусматривает необходимость применения диспетчером регулировочных мероприятий обеспечивающих восстановление нарушенной регулярности движения ТС на маршруте.
Задачи технолога, специалиста по маршрутной сети и расписанию (ввод информации):
создание реестра маршрутов и графиков движения по маршрутам;
программирование терминалов.
Задачи диспетчера по управлению движением:
контроль соответствия фактического времени движения каждого ТС времени, установленному в утверждённых маршрутных расписаниях;
регулирование движения, если: фактическое движение ТС отклоняется от времени, установленного в расписаниях; изменились условия движения ТС (туман, гололёд и др.); изменились условия перевозок и распределения пассажиропотоков на каких-либо направлениях или маршрутах в отдельные периоды суток;
восстановление нарушенного движения при задержках на линии или выбытии ТС по техническим или другим причинам;
подготовка суточной отчётности по исполненному движению.
Основными методами регулирования движения ТС в пригородном сообщении являются:
нагон, опоздание в очередном рейсе;
выдержка ТС на конечной остановке;
увеличение интервала отправления ТС с конечной станции;
использования резервных ТС и др.
Диспетчер автостанции при управлении движением ТС руководствуется маршрутным расписанием и добивается выполнением предусмотренных расписанием рейсов.
Дополнительные функции ДП «Навигатор-С 2010» для оператора:
получение данных с информацией об объектах и отображение информации в удобном графическом виде;
выполнение запросов по объектам за любой промежуток времени;
отображение текущего положения мобильных объектов на электронной карте, а также траектории их движения за любой промежуток времени;
при возникновении аварийной ситуации — включение сигнализации, оповещение оператора о деталях происшествия и предложение вариантов действий;
Функции учета, анализа и контроля:
учет:
выполнения рейсов и плановых заданий,
сбоев и брака в работе транспорта на линии,
рабочего времени (общее время работы, время на маршруте, на объектах и зонах работы, в простоях и стоянках и др.),
времени работы на объекте или в зоне выполнения задания,
общего пробега ТС,
пробега ТС на объекте или в зоне выполнения задания;
анализ:
выполнения задания по контрольным точкам,
динамики пассажиропотока;
контроль:
местонахождения ТС с отображением запланированных зон выполнения заданий,
истории движения ТС с отображением запланированных зон выполнения заданий на электронной карте.
4.2Пользовательский интерфейс «Навигатор-С 2010»
Главное окно программы
В своей повседневной деятельности оператор работает в режиме оперативного контроля и управления движением ТС (далее — режим оперативного управления). В этом режиме осуществляется контроль движения ТС и управление движением при возникновении отклонений от плана процесса транспортировки.
Данный режим поддерживается пользовательским интерфейсом АСМ «Навигатор-С 2010» (Рисунок 1.1 —). Расположение окон в программе является настраиваемым.
Пользовательский интерфейс состоит из панели инструментов, обеспечивающей работу с программой, и настраиваемых окон, содержащих графическую и справочную информацию о ТС, предназначенную для выполнения задач службы операторов.
Рисунок 1.1 —Пользовательский интерфейс ДП «Навигатор-С 2010» по умолчанию (при первом запуске).
Помимо вида по умолчанию, имеется возможность располагать окна «Список объектов», «Информация по объекту», «Системный журнал», «Журнал событий объекта», «Состояние объекта» и т. д, по усмотрению оператора. Для этого необходимо сначала разблокировать положение окон, нажав кнопку «Сервис», выбрав в выпадающем меню «Расположение» и убрав галочку «Заблокировано». Окна программы, которые скрыты в виде по умолчанию, можно вызвать через меню «Сервис»→ «Просмотр», либо пиктограммами в главном окне программы, либо при помощи клавиатурных сокращений. Перемещение окон производится методом «перетаскивания» за заголовок. Кроме открытого размещения окон возможно и расположение их во вкладках окна «Карта», при выборе замещающих его. Вид окон можно запомнить командой «Сохранить как», после чего окно можно будет выбрать в меню «Сервис»→ «Просмотр». Кроме того, можно «Заблокировать» перемещение окон или использовать режим «По умолчанию». Пример расположения окон изображён на рисунке Рисунок 1.2 —.
Рисунок 1.2 —Пример пользовательского интерфейса ДП «Навигатор-С 2010» с перемещёнными окнами.
Панель инструментов
Назначение кнопок-пиктограмм панели инструментов:
|
«Сервис» — вызов меню настройки программы, основными функциями которого являются:
Просмотр — меню с опциями выбора отображения на экране тех или иных информационных окон, среди которых имеются:
Карта;
Список объектов;
Информация по объекту;
Состояние объекта;
Журнал событий объекта;
Список маршрутов;
Назначенные задания;
Системный журнал;
Тревоги;
Графики;
Рейсы.
Расположение — меню расположения информационных окон на экране
Заблокировано — фиксация расположения окон;
Сохранить как... — сохранить схему расположения окон в файл с возможностью загрузить эту схему позднее;
По умолчанию — загрузить вид расположения окон по умолчанию.
Во весь экран — выбор полноэкранного режима работы (без заголовка и панели задач Windows).
Свернуть — перевод программы в фоновый режим работы: окно программы исчезает, а остается лишь пиктограмма в системном трее (рядом с часами на панели задач). Двойным щелчком мыши по пиктограмме можно развернуть программу в исходный вид. Так как работа программы не останавливается, то в случае тревоги на экране появится соответствующее информационное окно.
Отключиться — отключение программы от сервера.
Подключиться как... — отобразить экран входа в систему для ввода учётных данных.
Настройка — вызов окна конфигурации программы. Настройки программы выполняет администратор системы.
Администрирование — вызов консоли администрирования ДП. Доступ к ней может быть ограничен и регулируется администратором системы.
О программе — вызов окна с информацией о версии программы, контактах производителя и знака защиты авторских прав на ПО.
Выход — завершение работы программы.
|
|