Учебной программе по химии для 10-го класса


Скачать 216.76 Kb.
Название Учебной программе по химии для 10-го класса
страница 1/2
Тип Пояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
  1   2
Пояснительная записка к рабочей учебной программе по химии для 10-го класса

Рабочая программа по химии базового уровня для 10 класса составлена на основе Примерной программы по химии («Сборник нормативных документов. Химия. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по химии»-М.: «Дрофа», 2010г , а также «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений».- М.: «Дрофа», 2008г и Государственного образовательного стандарта и авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2010.) .
Учебный предмет изучается в 10 а классе, рассчитан на 68 часов в год и 2 часа в неделю.
Изучение химии в 10-м классе направлено на изучение теория строения в ее классическом понимании — зависимости свойств веществ от их химического строения, т. е. от расположения атомов в молекулах органических соединений согласно валентности. Электронное и пространственное строение органических соединений при том количестве часов, которое отпущено на изучение органической химии, рассматривать не представляется возможным. В содержании курса органической химии сделан акцент на практическую значимость учебного материала. В основу конструирования курса положена идея о природных источниках органических соединений и их взаимопревращениях, т. е. идеи генетической связи между классами органических соединений. Последовательность изучения тем: «Повторение», «Теория строения органических соединений», «Углеводороды и их природные источники», «Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники», «Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе», «Биологически активные органические соединения», «Искусственные и синтетические полимеры».
Данный учебный предмет имеет своей цели:

-освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

-овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

-развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

-воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

-применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Содержание курса. В ходе курса химии в 10 класса будут изучены следующие вопросы:

Повторение (3 ч.)

ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Методы изучения химии. Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. Виды химической связи. Типы химических реакций.

Д. Анализ и синтез химических веществ.

Тема 1. Теория строения органических соединений (6ч.)

Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Д. Модели молекул изомеров и гомологов.

Тема 2. Углеводороды и их природные источники (16ч.)

Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущество природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств. Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.

Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.

Бензол. Получение бензола из циклогексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.

Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.

Д. Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт). Получение этилена и ацетилена. Качественные реакции на кратные связи.

Л.о. Знакомство с образцами природных углеводородов и продуктами их переработки (работа с коллекциями). Изготовление моделей молекул органических соединений. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах и растительном масле.

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники (17 ч.)

Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.

Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

Каменный уголь. Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.

Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.

Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.

Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.

Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ↔полисахарид.

Л.о. Качественные реакции на альдегиды, многоатомные спирты.
Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (8ч.)

Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина – анилина – из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Генетическая связь между классами органических соединений.

Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.

Л.о. Качественные реакции на белки.

Пр.р. 1.Идентификация органических соединений.

Тема 5. Биологически активные органические соединения (7ч.)

Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.

Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.

Лекарства. Лекарственная химия. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.

Д. Образцы лекарственных препаратов и витаминов. Образцы средств гигиены и косметики.

Л.о. Знакомство с образцами лекарственных препаратов домашней медицинской аптечки. Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по применению.
Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры (7ч.)

Полимеры. Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шёлк, вискоза), их свойства и применение.

Л.о. Знакомство с образцами пластмасс, волокон и каучуков (работа с коллекциями). Качественные реакции на крахмал.

Пр.р. 2 Распознавание пластмасс и волокон.

Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвлённая и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.
Структуру изучаемой программы и ее основные разделы:

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Практические работы

Контрольные работы

1.

Повторение


3







2.

Теория строения органических соединений

6







3.

Углеводороды и их природные источники

16




1

4.

Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники

17




1

5.

Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе

8

1




6.

Биологически активные органические соединения

7







7.

Искусственные и синтетические полимеры

7

1







Резерв

4










Итого

68

2

2
  1   2

Похожие:

Учебной программе по химии для 10-го класса icon Пояснительная записка к рабочей программе по химии для 8 класса (68 часов)
Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О. С. Габриелян...
Учебной программе по химии для 10-го класса icon Рабочая программа по химии для 10А класса 2 часа в неделю
Примерной федеральной программы основного общего образования по химии для 8 – 11 классов
Учебной программе по химии для 10-го класса icon Учебники по химии (базовый уровень) Для 8 класса
Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень)
Учебной программе по химии для 10-го класса icon Урока химии для 8 класса по теме «Простые вещества металлы»
Технологическая карта урока химии для 8 класса по теме «Простые вещества – металлы»
Учебной программе по химии для 10-го класса icon Рабочая программа курса «Химии»
Рабочая программа курса «Химии» предназначена для 9 класса (изучение предмета на базовом уровне)
Учебной программе по химии для 10-го класса icon Рабочая программа по «Технологии. Обслуживающий труд» для учащихся...
«норильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Учебной программе по химии для 10-го класса icon Пояснительная записка рабочая программа учебного курса по химии для...
Фгос второго поколения, примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень) и авторской программы О. С. Габриеляна...
Учебной программе по химии для 10-го класса icon Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П. Технология: Учебник...
Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда
Учебной программе по химии для 10-го класса icon Рабочая программа по учебному курсу химии «химия. Вводный курс» для 7 класса
Рабочая программа по курсу «Химия. Вводный курс» разработана для обучающихся 7 класса общеобразовательной школы. Программа составлена...
Учебной программе по химии для 10-го класса icon Вопросы к экзамену по фармацевтической химии для студентов 4 курса специальности «Фармация»
Предмет и основное содержание фармацевтической химии. Объекты и области исследования фармацевтической химии
Учебной программе по химии для 10-го класса icon Программа рассчитана на 35 часов(1 час в неделю). Контрольных работ 2; практических работ 6
Рабочая учебная программа пропедевтического курса химии 7 класса разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного...
Учебной программе по химии для 10-го класса icon Инструкция №8 по охране труда при проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии
К проведению лабораторных опытов и практических занятий по химии допускаются учащиеся с 8-го класса, прошедшие инструктаж по охране...
Учебной программе по химии для 10-го класса icon Характеристика материально-технической базы
Укомплектовано три компьютерных класса с 46 рабочими местами. Имеются две лаборатории в кабинетах химии, физики. Имеется два кабинета...
Учебной программе по химии для 10-го класса icon Рабочая учебная программа по учебному курсу по химии «химия. Вводный...
Рабочая программа по курсу «Химия. Вводный курс» разработана для обучающихся 7 класса общеобразовательной школы. Программа составлена...
Учебной программе по химии для 10-го класса icon Пояснительная записка Настоящее пособие предназначено для методического...
Настоящее пособие предназначено для методического обеспечения всех уровней контроля знаний к учебной программе «Сестринское дело...
Учебной программе по химии для 10-го класса icon Пояснительная записка Настоящее пособие предназначено для методического...
Настоящее пособие предназначено для методического обеспечения всех уровней контроля знаний к учебной программе «Сестринское дело...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск