Скачать 148.19 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"» Санкт-Петербургский филиал Факультет социологии Программа дисциплины «Социология гендерных отношений и семьи» для направления/ специальности 040200.62/040201.65 - социология подготовки бакалавра Автор программы: Чернова Ж.В., к.с.н., доцент, chernova30@mail.ru Одобрена на заседании кафедры социологии «___»______________ 201 г Зав. кафедрой Омельченко Е.Л. _____________________ Согласована УМО «___»______________ 201 г Начальник Шереметова В.В _____________________ Утверждена Советом факультета социологии «___»_____________201 г Председатель Совета факультета _____________________ Санкт-Петербург, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Санкт-Петербург 2011 Раздел 1. Пояснительная записка Программа рассчитана на студентов четвертого курса социологического факультета дневного отделения. Исходный уровень знаний и умений: предлагаемая программа рассчитана на студентов, прослушавших курс «Введение в социологию», «История социологии», «Социальная стратификация». Предполагается наличие навыков самостоятельного анализа текстов, умения самостоятельно работать с литературой, наличие базовой культуры письма, умения составлять презентации. Цель курса заключается в том, чтобы ознакомить студентов с основными подходами, концептами и базовыми понятиями гендерных исследований в рамках таких дисциплин как социология и антропология, привить им навыки социологического мышления, выработать практические навыки гендерного анализа в социологических и антропологических исследованиях. Задачи курса:
Требования к студентам:
Программа предусматривает проведение семинарских занятий, главная цель которых - приобщить студентов к самостоятельному анализу текстов, научить использовать широкий спектр понятий современной социологической теории для анализа актуальных гендерных проблем, привить навыки анализа гендерной политики как о рабочего аппарата, предлагающего инструментарий для решения конкретных социологических задач. Структура курса. Курс состоит из 9 лекций и 9 семинарских занятий. 72 часа отводится на самостоятельную работу студентов. Форма проведения занятий: лекции и семинары. Самостоятельная работа по курсу предполагает подготовку к семинарским занятиям (чтение рекомендованной литературы, анализ эмпирического материала, выступление с докладами). Форма контроля. Текущая – участие в семинарах, домашние задания – аналитическая работа с текстами из ридера по дисциплине к каждому семинару. К отдельным семинарам студенты должны подготовить домашние задания. В качестве домашних заданий предполагается подготовить обзор по какой-либо гендерной проблеме по материалам СМИ, провести анализ положения различных типов семей групп. Контрольная работа – письменные ответы на вопросы по текстам и аналитическим материалам курса (вопросы даются заранее) и итоговая – зачет (самостоятельной работы студента по выбранной теме). Порядок формирования оценок по дисциплине Преподаватель оценивает работу на семинарских занятиях: активно студентов в дискуссиях, знание релевантной социологической литературы по теме обсуждения. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: правильность выполнения домашних заданий по проведению мини-исследований по тематики курса, полнота освещения темы, котрая выбирается студентовм для презентации.. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопленная= k1* Отекущий + k2* Оауд + k3* Осам.работа где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП. Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом: Орезульт = k1* Онакопл + k *·Оэкз/зач Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: в пользу студента. Раздел 2. Содержание дисциплины. Лекция 1. Концептуализация понятия гендер. История возникновение концепта «гендер». Проблематизация пола. Гендер как базовый фактор социальной стратификации. Возникновение термина «гендер» и гендерных исследований. Гендерные исследования и исследования женщин. Роль феминизма как движения и теории. Отечественные гендерные исследования, специфика появления и развития. Лекция 2. Теоретические подходы к изучению гендера. Теоретические основания гендерных исследований: биологический детерминизм. Биология формирует пол. Биолого-эволюционный подход. Теория полового диморфизма Геодокяна. «Анатомия – это судьба». С. Бем «Линзы гендера» - линза биологического эссенциализма. Лекция 3. Конструктивисткая перспектива. Теоретические основания гендерных исследований: социальное конструирование гендера. Биологический и социальный пол: дихотомия и ее преодоление. Теория социального конструирования гендера. Этнометодология Г. Гарфинкеля. Случай Агнес как категоризация и осуществление гендера в повседневности. Драматический интеракционизм И. Гофмана: понятие гендерного дисплея. К. Уэст и Д. Зиммерман: «создание гендера». Лекция 4. Феминизм: идеология, общественное движение, социальная теория. Возникновение феминизма как социальной теории. «Первая волна» феминизма: суфражизм. «Вторая волна»: борьба за эгалитаризм или автономию. Политический контекст возникновения «второй волны» феминизма. «Другой пол» С. Де Бовуар и ее роль в феминистском дискурсе. Создание теории патриархата: К. Миллетт. Радикальный феминизм: общая характеристика. С. Файрстоун: иго репродуктивности и биологическая революция. К. Дельфи: домашний способ производства. К. Пэйтман: половой контракт и его принудительность. Лекция 5. Гендерное измерение публичной сферы. Гендерная проблематика в социологии. Публичная сфера и гендерное разделение труда. Понятие публичной сферы. Специфика разделения на публичную и приватную сферы. Вертикальная и горизонтальная сегрегация: «женская» и «мужская» работа. Рынок труда как гендерный институт. Гендерные аспекты технологии. Гендерное наполнение трудовых отношений. Экономическая занятость женщин. Роль профессионализма в утверждении маскулинной идентичности. Лекция 6. Гендерное измерение частной жизни: семья и родительство. Гендерная проблематика в социологии. Приватная сфера и гендерные отношения в семье. Семья как объект гендерного анализа. Парсонс: нуклеарная семья, инструментальные и экспрессивные роли. Критика нуклеарной семьи как понятия и института. Гендерная социализация. Семья как объект государственной политики. Современные теории семьи. Социальный институт материнства. Домашняя работа как предмет социологии. Лекция 7. Культурные репрезентации гендера. Понятие репрезентации Л. Малви и теория мужского взгляда. Гендер и художественные жанры. Репрезентации женщин в российской художественной культуре. Образы советских мужчин и женщин и их пост-советская трансформация. Мужчины и женщины на страницах массовой периодики. Консьюмеризм как способ конструирования гендерных различий: реклама. Лекция 8. Мужские исследования. Политические предпосылки возниковения «мужских исследований». Основные теории маскулинности. Различные типы маскулинностей. Поло-ролевой и конструктивистский подходы к изучению маскулинности. Понятие гегемонной маскулинности. «Ответственное отцовство» и кризис маскулинной идентичности. Лекция 9. Советский и постсоветский гендерный проект. Становление современной российской гендерной системы. Р. Коннелл: теория гендерной системы. Исторические особенности советского гендерного порядка: специфика и этапы становления. Роль женщин в советской системе: работающая мать. Советская маскулиность: мужчина на службе государства. Противоречивость советской гендерной идеологии. Трансформация гендерных отношений в пост-советскую эпоху. Пост-советский «гендерный кризис», неотрадиционализм и поляризация гендерных ролей. Раздел 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.Учебники и учебные пособия. Базовые учебники.
Дополнительная учебная литература
О муже(N)ственности. Под ред. С. Ушакина. М.: НЛО. 2002.
. Интернет ресурсы
Литература к семинарским занятиям. К семинару 1. Концептуализация понятия гендер. Основная: Тартаковская И. Введение // Гендерная социология. М.: ООО «Вариант». 2005. С. 9-18 Ярская-Смирнова Е. Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе // Введение в гендерные исследования. Ч.1: Учебное пособие. Под ред. И. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, СПб: Алетейя. 2001.С. 17-48 Дополнительная: Абубикирова Н. Что такое «гендер»? // ОНС. 1996. №6. С. 3-10 Здравомыслова Е., Темкина А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // ОНС.1999. №4. С. 177-185 К семинару 2. Теоретические подходы к изучению гендера. Основная: Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. – М.: РОССПЭН. 2004. С. 39-76, 97-103 Воронина О. Традиционные философские, социологические и психологические теории пола // Социология гендерных отношений: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. З.Х. Саралиевой. М.: РОССПЭН. 2004.С.21-24, 27-31 Киммел М. Предназначено природой. Биология формирует пол // Гендерное общество / Пер. с англ. М.: РОССПЭН. 2006. С. 39-80 Дополнительная: Гидденс Э. Гендер и сексуальность // Социология. М.: Эдиториал УРСС. 1999. С.152-170 Година Е. Антропобиологические аспекты гендерных исследований // Введение в гендерные исследования: Учеб. Пособие для студентов вызов. Под. Ред. И. Костиковой. М.: Аспект-Пресс. 2005.С. 99-113 Смелзер Н. Сексуальные роли и неравенство // Социология. М.: Феникс. 1994. С. 328-360 Тартаковская И. Биологические факты и политические интерпретации: «Разделились беспощадно мы на женщин и мужчин…» // Гендер для «чайников». М.: «Звенья». 2006. С. 11-26 К семинару 3. Конструктивисткая перспектива. Основная: Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. СПб.: Питер. 2007. С. 126-192 Гоффман И. Гендерный дисплей // Введение в гендерные исследования. Часть 2.: Учебное пособие / Под ред. С. Жеребкина. – Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С. 306 – 335 Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера // Гендерные тетради. Труды СПб филиала ИС РАН. 1997. СС. 94 - 124 Дополнительная: Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера // Введение в гендерные исследования. Ч.1: Учебное пособие. Под ред. И. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, СПб: Алетейя. 2001.С. 147-173 Киммел М. Неравенство и различие. Социальное конструирование гендерных отношений // Гендерное общество / Пер. с англ. М.: РОССПЭН. 2006. С. 144-178 Лорбер Д. Пол как социальная категория // Thesis. 1996. 6. СС.127-136. Тартаковская И. Современные направления развития гендерной теории и гендерных исследований // Гендерная социология. М.: ООО «Вариант». 2005. С.95- 113 К семинару 4. Феминизм: идеология, общественное движение, социальная теория. Основная: Бовуар С., де Второй пол. Т.1 и 2. СПб. 1997. Пэйтмен К. Половой контракт // Тартаковская И. Гендерная социология. М.: ООО «Вариант». 2006. С.264-286 Спелман Э. (2005) Симона де Бовуар и женщины: кто же «мы»? // Феминисткая критика и ревизия истории политической философии. М.: РОССПЭН 2005. С. 274-296 Дополнительная: Айвазова С. К истории феминизма // ОНС. №6. С. 42-50. Градскова Ю. Женские движения. Возникновение и развитие феминизма // Введение в гендерные исследования: Учеб. Пособие для студентов вызов. Под. Ред. И. Костиковой. М.: Аспект-Пресс. 2005. С. 73-86 Тартаковская И. Возникновение феминизма как социальной теории // Гендерная социология. М.: ООО «Вариант». 2005. С. 34-54 К семинару 5. Гендерное измерение публичной сферы. Основная: Анкер Р. Теории профессиональной сегрегации по признаку пола: аналитический обзор // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. Под ред. Е. Мезенцевой. М.: ИСЭПН РАН-МЦГИ. 2002.С. 299-327 Киммел М. Гендерезированное рабочее место // Гендерное общество / Пер. с англ. М.: РОССПЭН.2006. С. 274-314 Нельсон Дж. Труд, гендер и экономический/социальный дуализм // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. Под ред. Е. Мезенцевой. М.: ИСЭПН РАН-МЦГИ. 2002. С. 259-274 Дополнительная: Айвазова С. Контракт «работающей матери»: советский вариант // // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций. Под ред. М. Малышевой. М.: Академия. 2001. С.291 – 310 Баскакова М. Социально-экономические проблемы занятости российских женщин в переходной экономике // Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций . М. 2001. С. 259 – 278 Баскакова М. Российский механизм реализации политики равных прав и равных возможностей в сфере занятости // Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. М. 2001. С. 278 - 287 Мезенцева Е. Гендерная экономика: теоретические подходы // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций. Под ред. М. Малышевой. М.: Академия. 2001. С. 310 – 331 Хоткина З. Гендерный подход к анализу труда и занятости // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций. Под ред. М. Малышевой. М.: Академия. 2001. С.353 – 378 К семинару 6. Гендерное измерение частной жизни: семья и родительство. Основная: Бенериа Л. Неоплачиваемый труд: в продолжение дискуссии // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. Под ред. Е. Мезенцевой. М.: ИСЭПН РАН-МЦГИ.2002. С.275-298 Брайнс Дж. Экономическая зависимость, гендер и разделение труда // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. Под ред. Е. Мезенцевой. М.: ИСЭПН РАН-МЦГИ. 2002. С. 328-351 Киммел М. Гендерезированная семья // Гендерное общество / Пер. с англ. М.: РОССПЭН. 2006. С. 181-241 Тартаковская И. Приватная сфера и гендерные отношения в семье // Гендерная социология. М.: ООО «Вариант». 2005. С. 189-208 Дополнительная: Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург. Изд-во Уральского университета.1999. Гидденс Э. Родство, брак и семья // Социология. М.: Эдиториал УРСС. С. С. 362-391 Градскова Ю. Гендерная социализация // Введение в гендерные исследования: Учеб. Пособие для студентов вызов. Под. Ред. И. Костиковой. М.: Аспект-Пресс. 2005. С.114-136 К семинару 7. Культурные репрезентации гендера. Основная: Лауретис Т. де. Риторика насилия. Рассмотрение репрезентации и гендера // Антология гендерной теории. Минск: Пропилеи. 2000. С. 347-372 Тартаковская И. Репрезентации гендерных отношений в культурных нарративах // Гендерная социология. М.: ООО «Вариант». 2005.С. 209-231 Дополнительная: Усманова А. Гендерная проблематика в парадигме культурных исследований // Введение в гендерные исследования. Ч.1: Учебное пособие. Под ред. И. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, СПб: Алетейя. 2001.С. 427-464 Усманова А. Женщина и искусство: политики репрезентации // Введение в гендерные исследования. Ч.1: Учебное пособие. Под ред. И. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, СПб: Алетейя.2001. С.465-492 Чернова Ж. Социальное конструирование гендерных отношений в средствах массовой информации // Социология гендерных отношений: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. З.Х. Саралиевой. М.: РОССПЭН. 2004. С. 237-258 К семинару 8. Мужские исследования. Основная: Гилмор Д. Загадка мужественности // Введение в гендерные исследования. Ч.II: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной – Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, С. 880-905 Кон И. Мужские исследования в изменяющемся мире // Введение в гендерные исследования. Ч.1: Учебное пособие. Под ред. И. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, СПб: Алетейя. 2001. С. 562-605 Коннелл Р. Маскулинность и глобализация // Введение в гендерные исследования. Ч.II: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной – Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С. 851-880 Дополнительная: Кон И. Зачем нужны отцы? // «Звезда». 2006. № 12, С.124-145 Ушакин С. «Человек рода он»: футляры мужественности // Поле пола. Вильнюс: ЕГУ, Москва: ООО «Вариант». 2007.С. 180-211 Ушакин С. Видимость мужественности // Поле пола. Вильнюс: ЕГУ, Москва: ООО «Вариант». 2007. С. 212-233 Чернова Ж. «Корпоративный стандарт» современной мужественности. Инструкции по созданию // Социологические исследования, 2002.№2. С.97-104 К семинару 9.Советский и постсоветский гендерный проект. Основная: Айвазова С. Контракт «работающей матери»: советский вариант // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций. Под ред. М. Малышевой. М.: Academia.2001. С. 291-310 Здравомыслова Е., Темкина А. Неотрадиционализм(ы) – трансформация гендерного гражданства в современной России // Российский гендерных порядок: социологический подход: Коллективная монография. Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. СПб.: Изд-во ЕУСПб. 2007. С.201-212 Здравомыслова Е., Темкина А. Советский этакратический гендерный порядок // Российский гендерных порядок: социологический подход: Коллективная монография. Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. СПб.: Изд-во ЕУСПб. 2007. С. 96-137 Коннелл Р. основные структуры: труд, власть, катексис // Тартаковская И. Гендерная социология. М.: ООО «Вариант». 2005. С.287-319 Дополнительная: Здравомыслова Е., Темкина А. Кризис маскулинности в позднесоветском дискурсе // О муже(N)ственности. Под ред. С. Ушакина. М.: НЛО. 2002. С. 432-351 Роткирх А., Темкина А. Советские гендерные контракты и их трансформация в современной России // Российский гендерных порядок: социологический подход: Коллективная монография. Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. СПб.: Изд-во ЕУСПб. 2007.С.169-200 Раздел 4. Тематический расчет часов.
Автор программы: Чернова Ж.В. подпись обязательна. |
Примерная программа Наименование дисциплины «Основы социологии» Рекомендуется... «Социальная антропология», «Социальная психология», «Социология семьи», «Социология культуры», «Социология религии», «Этносоциология»,... |
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... |
||
Примерная программа Наименование дисциплины «Социология предпринимательства»... «Социология предпринимательства» является дисциплиной по выбору вариативной части, VII семестр |
Программа дисциплины «Демографический анализ» для направления 040100. 68 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 68 «Социология»... |
||
Программа дисциплины поведение потребителей: практикум Изучение курса «Поведение потребителей: практикум» предполагает предварительное знакомство студентов с такими учебными дисциплинами... |
Программа дисциплины поведение потребителей: практикум Изучение курса «Поведение потребителей: практикум» предполагает предварительное знакомство студентов с такими учебными дисциплинами... |
||
Основная образовательная программа «Психология» Модель интимных отношений родительской и своей будущей семьи в представлении молодых людей |
Программа дисциплины «Прикладная демография» для направления 39. 04. 01 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 39.... |
||
Пояснительная записка целью дисциплины «Социология» Социология как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими гуманитарными и обществоведческими... |
Программа дисциплины «Гендерный анализ в экономической социологии»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... |
||
Примерная программа дисциплины «История» Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» |
Рабочая программа дисциплины (модуля) Деловое общение Целью освоения дисциплины является формирование у студентов научного представления о роли этики деловых отношений в профессиональной... |
||
Программа дисциплины «Demographic Analysis» для направления 040100. 68 «Социология» Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Руководство пользователя 7 Операция «Обработка запроса» Руководство пользователя электронного сервиса предоставления сведений о составе семьи с места жительства или пребывания с указанием... |
||
Программа дисциплины Теория и практика онлайн исследований для направления... К. социол н., генеральный директор компании Online Market Intelligence () |
Программа производственной практики для направления 39. 03. 01 “Социология”... Производственная практика бакалавров проводится с целью выработки у студентов навыков исследовательской работы |
Поиск |