Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
УТВЕРЖДАЮ:
______________________
(подпись)
Александров Д.А.
(ФИО)
ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
для направления 39.03.01 “Социология”
подготовки бакалавра
|
РАССМОТРЕНО:
Академическим советом ОП
«Социология»
протокол от 20.02.2018 № 5
|
|
|
Санкт-Петербург, 2018
-
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1Цель и задачи производственной практики
Производственная практика бакалавров проводится с целью выработки у студентов навыков исследовательской работы.
Цель производственной практики на 4 курсе: сбор и анализ эмпирического материала для выпускной квалификационной работы (далее – ВКР), индивидуальный или в рамках коллективного исследовательского проекта. В случае ВКР на основе вторичного анализа данных – отбор и первичный анализ источников.
В зависимости от интересов дальнейшей профессиональной деятельности студенты могут самостоятельно осуществлять поиск мест прохождения производственной практики и по согласованию с академическим руководителем образовательной программы студент имеет право пройти практику во внешней организации при оформлении соответствующих документов.
Производственная практика как важнейший элемент учебного процесса имеет следующие задачи:
закрепление и расширение теоретических и практических знаний, полученных студентами в процессе обучения в отношении социальной теории, государственной статистики, социологических методов проведения исследования и анализа полученных данных;
получение компетенций самостоятельной работы по сбору, обобщению и обработке социологической информации;
приобретение опыта решения практических задач, требующих применения профессиональных знаний и умений,
совершенствование практических навыков работы по избранному профессиональному направлению;
приобретение навыков социальной коммуникации и профессионального видения социальной реальности;
анализ полученных в ходе практики материалов для подготовки отчета по практике, а также для написания рефератов и выпускной квалификационной работы.
1.2Место производственной практики в структуре ОП
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Социальная структура и социальная стратификация
Социологическая теория
Методология и методы социологического исследования
Экономическая и социальная статистика
Анализ данных в социологии
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от про-фессиональной (УК - 1).
Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области (УК – 2).
Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения (УК – 8).
Способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач (ПК – 5).
-
Способен использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной инфор-мации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК – 13).
В результате прохождения практики студент 4 курса должен:
Основные методы социологического исследования и процедуру сбора данных.
Формулировать практические задачи в виде, доступном для решения формальными методами;
Собирать и анализировать эмпирические данные;
Осуществлять информационный поиск необходимых дополнительных данных, сведений.
Иметь навыки (приобрести опыт)
Сбора и анализа данных в выбранной локальности
Выстраивания коммуникации с людьми
Письменного и устного представления полученных результатов.
1.3Способ проведения производственной практики
Стационарная
2Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс прохождения практики направлен на формирование следующих компетенций:
Компетенция
|
Код по НИУ
|
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
|
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
|
Способен критически воспринимать, обобщать, анализировать профессиональную информации
|
ПК-2
|
применяет и расширяет теоретические и практические знания, полученные в процессе обучения
|
сравнение методов, использованных в различных исследованиях,
применение их во время практики в исследовательской работе
|
Способен и готов к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб
|
ПК-11
|
будет способен спланировать и провести собственное исследование в ходе работы над ВКР
|
разработка стратегии и дизайна исследования (обоснование темы, постановка задачи, разработка методики и инструментария, сбор данных, обработка полученных данных с помощью методик социологического исследования, анализ данных, написание отчета)
|
Способен составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами
|
ПК-9
|
научится ставить задачи и выполнять их
|
работа в полевых условиях, ответственность за принятие решения
|
Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы с беспристрастностью и научной объективностью
|
ПК-3
|
может анализировать социально-значимые проблемы и процессы
|
работа в полевых условиях
|
Способен участвовать в аналитической и консалтинговой деятельности
|
ПК-12
|
может самостоятельно спланировать действия для реализации проекта
|
работа в полевых условиях
|
Способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач
|
ПК-5
|
способен использовать методы сбора и обработки информации
|
деятельность по сбору и обработке данных
|
Основные положения дисциплины используются при написании выпускной квалификационной работы.
3Структура и содержание практики
Общая трудоемкость производственной практики составляет 6 зачетных единиц, 4 недели. Общее количество часов – 228.
№ п/п
|
Виды практической работы студента
|
Формируемые компетенции
|
1.
|
Формулирование программы ВКР, подготовка методических и методологических оснований исследования
|
ПК-2, ПК-3, ПК – 5, ПК-9
|
2.
|
Подготовка теоретико-методологических оснований ВКР, осуществление теоретического обзора
|
ПК-2, ПК-3, ПК – 5, ПК-9
|
3.
|
Сбор эмпирических данных, поиск вторичных эмпирических данных и аналитических баз данных
|
ПК-2, ПК – 5, ПК-9, ПК-11, ПК-12
|
4.
|
Анализ эмпирических данных
|
ПК-2, ПК-3, ПК – 5, ПК-9, ПК-11, ПК-12
|
5.
|
Подготовка итогового отчета
|
ПК-2, ПК-3, ПК – 5, ПК-9, ПК-11, ПК-12
|
№
|
Название раздела
|
Всего часов, в.т.ч. самостоятельной работы
|
Оцениваемые результаты
|
1.
|
Организационные собрания, консультации по практике
|
30
|
Активное участие
|
2.
|
Сбор данных
|
78
|
Список определяется научным руководителем
|
3.
|
Обработка и анализ данных
|
60
|
Список определяется научным руководителем
|
4.
|
Ведение дневника практики
|
10
|
Постоянное заполнение
|
6.
|
Подготовка отчета
|
40
|
В завершение работы, один отчет
|
7.
|
Участие в итоговом семинаре (защита практики)
|
10
|
В завершение работы
|
|
Итого
|
228
|
|
При реализации практики используются следующие образовательные технологии:
- активные и интерактивные формы проведения занятий – дискуссии, семинары рабочих групп;
- самостоятельная работа, поиск необходимых материалов, подготовка сообщений, подготовка и выполнение заданий по сбору и анализу данных;
- индивидуальная и групповая работа.
4Формы отчетности по практике
В процессе практики студентом формируются и предоставляются в контрольные точки и по итогам практики:
Электронная БД в определенном в индивидуальном задании формате, содержащая массив собранных данных в первичном и предобработанном виде, результаты анализа данных
Дневник практики, в котором фиксируется план, контрольные точки и результаты реализации плана (Приложение 1)
Отчет по практике
БД, дневник и отчет формируются и дополняются студентом в течение всего времени прохождения практики, сдаются и оцениваются в контрольные точки, установленные программой и графиком практики, полностью актуализируются к моменту защиты практики.
Формат электронной БД определяется в индивидуальном задании руководителем. БД должна содержать полный массив собранных данных в первичном и предобработанном виде, результаты анализа данных. БД должна давать руководителю практики возможность на каждом этапе практики оценить реальное выполнение студентом поставленных задач, качество и готовность эмпирической базы ВКР.
В отчете должны быть:
цели и задачи исследовательского проекта для ВКР;
если проект выполнялся в рамках коллективного проекта, описание «большого» проекта, его целей и задач; описание организации, осуществлявшей этот проект; место исследовательского проекта для ВКР в «большом» проекте;
описание процесса выбора методов, обоснование этого выбора;
описание процесса создания и применения инструментария сбора данных;
описание процесса сбора данных и его результатов;
описание методологии анализа данных и его предварительных результатов;
открытые вопросы сбора и анализа данных, их рефлексивное осмысление;
описание степени участия студента во всех перечисленных этапов, его самостоятельности / интеграции в большой проект.
Отчет должен состоять из двух основных частей – собственно текста отчета и приложений.
Объем отчета о прохождении практики должен составлять от 15 тысяч знаков. В обязательном порядке в отчет включаются сведения об объеме собранных и обработанных данных (транскрипты, массивы данных). Элементы отчета впоследствии могут быть использованы студентом в ВКР.
В приложения к отчету по производственной практике включаются различные документы, раскрывающие специфику деятельности организации, в которой студент проходил практику (в случае прохождения практики во внешней организации), а также материалы, связанные со сбором данных. Это могут быть:
различные нормативные документы, регламентирующие деятельность организации
документы, касающиеся «большого» проекта, в рамках которого осуществлялось исследование для ВКР;
анкеты, гайды, кодировочные листы и другие инструменты сбора данных;
сами данные или их образцы (образцы расшифрованных интервью, закодированных текстов, введенных анкет);
другие документы и информация, которую студент считает нужным отразить.
Все приложения должны быть пронумерованы. В текстовой части отчета по практике должны быть ссылки на соответствующие приложения.
5промежуточная аттестация по практике
Промежуточная аттестация по практике осуществляется в три этапа, два промежуточных и итоговый, даты отчетности по которым определяются графиком практики, по каждому из которых выставляется оценка.
В начале первого этапа студентом и руководителем практики согласовывается и заносится в дневник конкретный план практики, включающий требования по видам и объёму сбора эмпирического материала, предварительной обработке данных и их эмпирическому анализу.
По итогам первого этапа студент отчитывается о сборе и предварительной обработке эмпирических данных, описании особенностей объекта исследования. Руководителю практики предоставляется электронная БД с собранными эмпирическими данными и глава отчета по практике, посвященная описанию данных, методологии, методов исследования, дескриптивному описанию данных. К контрольной точке по итогам первого этапа должно быть завершено не менее 70% планового объема данных. С руководителем практики обсуждаются необходимые доработки.
По итогам этапа руководителем практики делается отметка в дневнике, оцениваются результаты этапа.
По итогам второго этапа студент отчитывается о результатах анализа данных. Руководителю практики предоставляется электронная БД с собранными эмпирическими данными, включая дополнения внесенные после первого этапа, и результатами анализа данных, а также глава отчета с эмпирическим анализом данных. К контрольной точке по итогам второго этапа должен быть полностью или практически полностью завершен сбор данных, построены аналитические модели и описаны основные содержательные результаты работы.
По итогам этапа руководителем практики делается отметка в дневнике, оцениваются результаты этапа.
План-дневник и отчет по практике подписываются студентом, проверяются и визируются руководителем практики.
Итоговая аттестация по итогам практики проводится в виде экзамена; экзамен проводится в форме презентации с представлением финальной версии отчетной документации результатов практики.
Нарушение сроков прохождения практики и сроков защиты считается невыполнением учебного плана. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку, могут быть отчислены из учебного заведения как имеющие академическую задолженность в предусмотренном вузом порядке.
5.1Критерии и оценочная шкала для промежуточной аттестации по практике
В самостоятельной работе студентов преподаватель оценивает:
качество выполнения полевых работ и собранных данных;
качество выполнения анализа данных;
качество подготовленного отчета по результатам практики и заполнения дневника;
качество организации самостоятельной работы студента на практике.
В период прохождения производственной практики студент должен своевременно сообщать руководителю практики обо всех проблемах и обо всех сложностях, препятствующих нормальному ходу практики и выполнению индивидуального задания.
Отчет по производственной практике защищается публично.
Студент, проходящий производственную практику, должен:
На начальном этапе:
присутствовать на всех установочных занятиях и консультациях по практике;
познакомиться с программой прохождения практики;
получить документацию по практике (программу практики, форму плана дневника практики, при необходимости направление на практику и форму характеристики);
согласовать индивидуальное задание с научным руководителем по практике и согласовать с ним календарный план работы на период практики.
В период прохождения практики:
активно овладевать практическими навыками работы по специальности;
качественно и полностью выполнять индивидуальное задание;
собирать и обобщать необходимый материал, который нужен для подготовки отчета по практике;
систематически отчитываться перед руководителем о выполненных заданиях;
качественно выполнять выданные поручения и возложенные на него должностные обязанности по месту прохождения практики;
регулярно вести дневник практики;
в установленные графиком практики контрольные точки представить руководителю практики электронную БД, содержащую собранные и предобработанные эмпирические данные, результаты анализа данных, в соответствии с индивидуальным заданием;
На заключительном этапе:
представить обновленную версию электронной БД с эмпирическими материалами, в которой устранены замечания руководителя и внесены дополнения;
полностью оформить дневник по установленной форме, представить его и совокупность документов по практике руководителю практики;
подготовить отчет по практике и представить его руководителю;
защитить в установленные сроки отчёт по практике.
Методические рекомендации преподавателю
Общее руководство практикой осуществляет ответственный за организацию (координатор) практики.
Руководство практикой каждого студента осуществляется его научным руководителем ВКР, закрепленным приказом «об утверждении тем и руководителей выпускных квалификационных работ».
В соответствии с требованием учебной программы подготовки бакалавра, руководитель практики выдает студенту индивидуальное задание на практику и помогает составить календарный план работы на период практики. Индивидуальное задание заносится в дневник практики (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1) и подписывается руководителем.
Индивидуальное задание должно в обязательном порядке содержать требования к сбору, предварительной обработке и анализу эмпирических данных, формату их предоставления, по каждому виду данных. Выполнение плана по сбору эмпирических данных более чем на 70% к контрольной точке по результатам первого этапа, а также построенные аналитические модели и описанные основные содержательные результаты работы, являются важными критериями оценки практики и шагом готовности к ВКР, поэтому требования должны быть доведены до студента заранее.
Календарный план также утверждается у руководителя практики.
Руководитель практики:
На начальном этапе
участвует в разработке программы практики и заданий для студентов;
-
знакомит студентов с программой практики;
участвует в формировании списка-распределения студентов по местам практики. Список прикладывается к приказу о практике.
В период прохождения практики:
организует проведение практики в соответствии с программой и сроками проведения практики;
осуществляет текущий контроль за прохождением практики и проверяет выполнение студентами индивидуальных заданий;
наблюдает за тем, чтобы вопросы, изучаемые студентом в период практики, соответствовали целям и задачам обучения;
поддерживает связь с руководителями практики от образовательных учреждений (если практику студенты проходят не в НИУ ВШЭ);
контролирует соблюдение дисциплины и мер безопасности студентов на местах прохождения практики;
оказывает необходимую методическую помощь и консультации студентам по вопросам прохождения практики на всех этапах;
На заключительном этапе
принимает и проверяет дневники практики и отчеты о прохождении практики;
организует защиту отчетов, проведение экзамена по практике;
представляет письменный отчет о проведении практики вместе с замечаниями и предложениями по ее совершенствованию
5.2Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по практике
В самостоятельной работе студентов преподаватель оценивает
По итогам первого этапа:
-
качество выполнения полевых работ, сбора и предварительной обработки эмпирических данных, в том числе:
электронная база с собранными эмпирическими данными сдана по итогам первого этапа и содержит не менее 70% от запланированного материала (0 по итогам этапа если не выполнено)
качество подготовки отчета по результатам первого этапа;
качество организации самостоятельной работы во время этапа.
По итогам второго этапа:
-
качество выполнения анализа данных
электронная база с собранными эмпирическими данными и результатами анализа сдана, содержит полный или почти полный объем собранных данных (не менее 90% от запланированного материала), результаты построения аналитических моделей (0 по итогам этапа если не выполнено)
качество подготовки отчета по результатам второго этапа и доработки отчета по результатам первого этапа
В ходе практики осуществляется регулярный контроль за выполнением заданий и качеством сбора данных со стороны руководителей практики.
После завершения практики и получения отзыва руководителя практики в случае внешнего прохождения практики дневник практики и отчет о практике сдается руководителю практики.
Защита отчета проводится в виде публичного представления результатов перед группой научных руководителей, возможно также присутствие руководителей практики от организации, факультета, а также студентов, участвовавших в исследовании. На защите должны быть представлены все необходимые документы по практике.
Округление оценок арифметическое.
Результирующая оценка выставляется по следующей формуле:
Онакопленная= 0,5•ОСбор и предварительная обработка данных(этап 1) +
0,5•ОАнализ(этап 2),
Орезультирующая = 0, 8• Онакопленная +0,2•Оэкзамен
ОСбор и предварительная обработка данных (этап 1)
|
Качество сбора и предварительной обработки эмпирического материала
|
ОАнализ данных (этап 2)
|
Качество анализа эмпирического материала
|
ОЭкзамен
|
Представление и защита отчёта по практике
|
Каждая из форм контроля оценивается по 10-бальной системе.
Тип контроля
|
Форма контроля
|
1 год
|
Параметры
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Итоговый
|
Экзамен
|
|
|
|
*
|
Написание отчета по практике и его публичная защита.
Заполнение дневника
|
6Учебно-методическое и информационное обеспечение практики
6.1Основная литература
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., «Омега-Л», 2009.
Дополнительная литература
Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов. М., Аспект-Пресс, 1995
Девятко И.Ф. Методы социологического исследования.- Екатеринбург. Изд-во УГИ, 1998
История буржуазной социологии XIX — начала XX века. Под ред. И.С.Кона. М., «Наука», 1979. Гл. 4 и 6.
Лапин Н.И. Эмпирическая социология в Западной Европе. М., 2004.
Ноэль-Нойман Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М., 1978.
Социальная статистика. Учебник. / Под ред. чл.-корр. РАН И.И.Елисеевой. М., 2002.
Survey Management Handbook, US EPA, May 2003
Manfred Max Bergman. On Concepts and Paradigms in Mixed Methods Research // Journal of Mixed Methods Research 2010, 4: 171
Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства: Microsoft Office Word, PowerPoint, SPSS, R
7Материально-техническое обеспечение практики
Для выполнения работ по практике используются профессиональная аудио и видео аппаратура, проектор (для публичной защиты результатов), другие вспомогательные материалы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Санкт-Петербургский филиал федерального государственного
автономного образовательного учреждения высшего
образования "Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Дневник практики
Студента________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, полностью)
Факультет Санкт-Петербургская школа социальных и гуманитарных наук
Курс 4 Группа
Направление___________________________________________________________________ (шифр, название)
направляется на производственную практику
в __ _____ ____________
(место практики)
Сроки практики: с по 201__г.
Руководитель практики по вузу ___________
(должность, фамилия, имя, отчество)
__________________
Индивидуальное задание
1.1 Сбор и предварительная обработка эмпирического материала:
Вид и описание эмпирического материала3, описание предварительной обработки
|
Плановое кол-во и единица измерения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2 Анализ эмпирического материала
1.3 Прочее
Подпись руководителя, который выдал задание
Календарный график прохождения практики
№ п/п
|
Название работ
|
Сроки
|
Выполнение
|
Подпись студента
|
Подпись принявшего работу
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Отзыв и оценка работы студента на практике
3.1 По итогам практики собран следующий эмпирический материал, представленный в виде электронной БД руководителю практики:
Вид и описание эмпирического материала4, описание предварительной обработки
|
Кол-во и единица измерения, фактическое, контрольная точка
|
Кол-во и единица измерения, фактическое, финальная версия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.2 Качество анализа данных
Комментарий о качестве и общей степени готовности эмпирической базы ВКР:
3.3 Качество подготовки отчета по практике:
3.4 Защита практики (комментарии комиссии)
4. Оценка за практику
Элемент/Критерий
|
Вес
|
Оценка
|
-
Качество выполнения полевых работ, сбора и предварительной обработки эмпирических данных (этап 1), в том числе:
электронная база с собранными эмпирическими данными сдана по итогам первого этапа и содержит не менее 70% от запланированного материала (0 по итогам этапа если не выполнено)
качество подготовки отчета по результатам первого этапа;
качество организации самостоятельной работы во время этапа.
|
0.5
в накоп.
|
|
Качество выполнения анализа данных (этап 2)
электронная база с собранными эмпирическими данными и результатами анализа сдана по итогам второго этапа, содержит полный или почти полный объем собранных данных (не менее 90% от запланированного материала), результаты построения аналитических моделей (0 по итогам этапа если не выполнено)
качество подготовки отчета по результатам второго этапа и доработки отчета по результатам первого этапа
качество организации самостоятельной работы во время этапа.
|
0.5
в накоп.
|
|
Накопительная оценка
|
0.8
|
|
Экзамен (Защита отчета по практике)
|
0.2
|
|
Результирующая оценка по практике
|
1.0
|
|
Подпись руководителя практики М.П « ___» 201__г.
Подпись руководителя практики по вузу
Без заполненного дневника результаты практики студенту не засчитываются
|