Скачать 149.79 Kb.
|
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет - Высшая школа экономики Факультет социологииПрограмма дисциплины Теория и практика онлайн исследований для направления 040200.68 – Социология подготовки магистра Автор – Шашкин Александр Владимирович, К.социол.н., генеральный директор компании Online Market Intelligence (ashashkin@omirussia.ru)
Москва 2008 г. Пояснительная записка Требования к студентам: Данный курс рассчитан на студентов магистратуры, успешно освоивших базовые и дополнительные курсы по социологической теории и методологии. Аннотация курса: Целью курса «Теория и практика онлайн исследований» является знакомство студентов с основными понятиями и инструментами маркетинговых онлайн исследований. В курсе последовательно рассматриваются предпосылки возникновения онлайн исследований, описывается процесс создания и поддержания онлайн панелей, даются базовые знания об особенностях инструментария для проведения исследований при помощи Интернет, анализируются ключевые тенденции развития исследовательской индустрии. Отдельный блок вопросов посвящен качеству данных, собираемых онлайн, а также способам повышения достоверности таких данных. Курс носит практический характер: в ходе изложения материала активно используются примеры и эмпирические результаты исследований, проведенных в России и других странах. Важной задачей курса является формирование практических навыков студентов по самостоятельному проведению количественных и качественных исследований в сети Интернет. Формы оценки и контроля: Итоговая оценка является результатом суммирования:
Текущий контроль предполагает выполнение задание (см. соотв. раздел), оцениваемого по дихотомической шкале. Также оценивается работа студента на семинарских занятиях. Итоговый контроль проводится в форме устного зачета (с оценкой результатов по 10-балльной шкале). Итоговая оценка складывается следующим образом: Задание – 45%; работа на семинарах – 25%; устный зачет – 30%. Тематический план учебной дисциплины
Содержание программы «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОНЛАЙН ИССЛЕДОВАНИЙ» ТЕМА 1 Исследования с использованием Интернет: понятие, история возникновения и развития Понятие и виды исследований с использованием Интернет. Назначение онлайн исследований. Предпосылки появления онлайн исследований. История возникновения онлайн исследований: от e-mail опросов к онлайн панелям. Специфика коммуникации между исследователем, заказчиком и участником онлайн исследований. Респонденты в онлайн исследованиях. Количественные и качественные исследования в сети Интернет. Преимущества и недостатки онлайн исследований. Исследования с использованием смешанных методов сбора данных. Переходные методики: Phone-to-Web, CAWI с уличным или предварительным рекрутингом, онлайн CATI, мобильные и WAP-опросы. Тенденции развития социологических методов в Интернете. Литература Основная
Дополнительная
ТЕМА 2 Онлайн панели Понятие «онлайн панель», виды панелей. Преимущества и недостатки панельных исследований. Подходы к созданию панелей. Рекрутирование участников панелей. Индивидуальные профили панелистов, особенности построения выборок целевых аудиторий различных продуктов и услуг. B2B, B2C и специализированные панели: IT-специалисты, дети, молодые матери, автомобилисты и т.п. Особенности стимулирования респондентов. Верификация личных данных и проверка достоверности информации. Феномен профессиональных/гиперактивных респондентов. «Карьеры» панелистов, или эффект участия в панели (влияние постоянного принятия участия в исследованиях на ответы респондентов). Панельные сообщества: за и против. Обеспечение функционирования панелей. Ключевые показатели качества панелей. Удовлетворенность участников панелей. Крупнейшие международные панельные проекты. Литература Основная
Дополнительная
ТЕМА 3 Инструментарий онлайн исследований Новые подходы к исследовательскому инструментарию: визуализация, интерактивность, игровые элементы. Использование возможностей rich media в инструментарии для онлайн опросов: интеграция имиджей, звуков, видео. Технологии drag-and-drop, слайдеры, визуальные шкалы для измерения эмоций, вопросы типа puzzle, «разговор с брендом». Инструменты для тестирования веб-сайтов и креатива. Тестирование логотипов, названий и рекламы (видео, печатная, наружная, Интернет). Изучение внимания к визуальным стимулам: клик-тесты, сравнение с методикой eye-tracking. Методики тестирования рекламных видеороликов, трейлеров и телепередач. Тестирование дизайна упаковки, 3D моделирование товаров. Виртуальные торговые полки и симуляция процесса выбора товара в магазине. Разработка инструментария для проведения полевого веб-исследования (например, гайд/анкета). Подготовка анкеты для самозаполнения (структура, логика, оптимальное количество вопросов). Влияние дизайна веб-анкеты на качество полученных ответов. Литература Основная
Дополнительная
ТЕМА 4 Верификация информации и качество данных в исследованиях с использованием Интернет Международные стандарты качества в области исследований с использованием Интернет (ESOMAR и CASRO). Документ «25 вопросов ESOMAR, которые должен задать заказчик онлайн исследований». Инструменты верификации персональных данных и проверки достоверности информации: уникальные ссылки на опрос, методики программного контроля качества, оценка ответов на открытые вопросы, особенности выбраковки анкет с сомнительной достоверностью. Влияние дизайна инструментария на качество ответов. Контроль путем повторного опроса: за и против. Сравнение онлайн и оффлайн методов сбора данных. Особенности построения онлайн выборок и обеспечения их качества. Литература Основная
Дополнительная
<http://www.websm.org/uploadi/editor/1175495342HI_Quality_of_Data_White_Paper.pdf>
ТЕМА 5 Особенности применения онлайн исследований в России Исследования Интернет или исследования с помощью Интернет? Крупнейшие российские проекты в области онлайн исследований. Глобальные VS локальные панели. Проникновение Интернет в России и его влияние на онлайн исследования. Применение исследований с использованием Интернет в странах с невысоким проникновением. Примеры проводимых в России онлайн исследований. Репрезентативность онлайн данных. Использование онлайн панелей для экспериментальных и модельных исследований. Особенности российских пользователей Интернет. Литература Основная
Дополнительная
ТЕМА 6 Ключевые тенденции развития социологических и маркетинговых исследований Глобализация исследований. Влияние Интернета на развитие индустрии маркетинговых и социологических исследований в области сбора, анализа и презентации данных. Размывание границ между качественными и количественными исследованиями. Опросы с использованием мобильных телефонов, смартфонов и иных средств коммуникации. Переход от текстов к визуальным стимулам: вопросы без слов? Интеграция исследовательской информации с данными CRM и бизнес-разведки. Литература Основная
Дополнительная
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Обязательная литература Дополнительная литература Online Social Sciences. Ed. by Bernard Batinic, Ulf-Dietrich Reips and Michael Bosnjak. – Seattle: Hogrefe & Huber Publishers, 2002. Doing Internet Research: Critical Issues and Methods for Examining the Net. Ed. by Steve Jones. – Thousand Oaks: Sage Publications, 1999. Society Online: The Internet in Context. Ed. By Philip N. Howard and Steve Jones. - Thousand Oaks: Sage Publications, 2004. Seymour Sudman, Brian Wansink. Consumer panels. – 2nd ed. – Chicago: American Marketing Association, 2002. Andrei Postoaca. The Anonymous Elect: Market Research through Online Access Panels. – Berlin: Springer, 2006. Отчеты международной консалтинговой компании Cambiar о состоянии рынка онлайн исследований. – Архив автора курса. Периодика в электронной форме: 1. Research World (ежемесячный журнал ESOMAR). Ключевые статьи доступны бесплатно на сайте: http://www.esomar.org/index.php/featured-articles.html 2. Quirks (журнал по маркетинговым исследованиям). Электронные версии статей доступны после регистрации на сайте: https://www.quirks.com/ 3. Inside Research (журнал для руководителей компаний, занимающихся маркетинговыми исследованиями). Избранные номера доступны в архиве автора курса. 4. Журнал «Индустрия рекламы», избранные статьи. Варианты практических и теоретических заданий В рамках курса предполагается выполнение студентами практических и теоретических заданий. Примеры таких заданий даны ниже: Задание 1. Собственное онлайн исследование. Исследование может быть как качественным (в формате чата или форума), так и количественным с самостоятельным программированием онлайн анкеты, рассылкой приглашений и анализом результатов. Участниками исследования могут быть друзья, знакомые, посетители определенных сайтов или форумов. Для выполнения задания студенты снабжаются необходимым программным и методическим инструментарием. Результаты исследования представляются в форме микро-эссе и устного сообщения на семинаре. Микро-эссе – письменная работа, объемом не менее 500 слов и не более 1000 слов. В микро-эссе рекомендуется сочетать теоретический материал курса с анализом проведенного исследования. Возможная структура микро-эссе
В ходе устного сообщения автор микро-эссе рассказывает о проведенном исследовании, отвечает на вопросы коллег и участвует в дискуссии по теме. Устное сообщение по микро-эссе не превышает 10-15 минут. Методическая литература к заданию:
Задание 2. Создание онлайн панели. Содержанием задания является подготовка к созданию потребительской (B2C) или бизнес (B2B) онлайн панели. Целевая аудитория панели выбирается произвольно с учетом интересов автора. В рамках выполнения задания автор разрабатывает концепцию панели, профильную анкету, примерную структуру портала, варианты рекрутирования участников, систему вознаграждения, поощрения и вовлечения панелистов, процедуры текущего менеджмента панели (поддержание качества, коммуникация с панелистами и т.п.). Результаты работы представляются в форме микро-эссе и устного сообщения на семинаре. Микро-эссе – письменная работа, объемом не менее 500 слов и не более 1000 слов. В микро-эссе рекомендуется сочетать теоретический материал курса с анализом проведенной работы. Возможная структура микро-эссе
В ходе устного сообщения автор микро-эссе рассказывает о проведенной работе, отвечает на вопросы коллег и участвует в дискуссии по теме. Устное сообщение по микро-эссе не превышает 10-15 минут. Методическая литература к заданию:
Задание 3. Итоговое эссе представляет собой развернутый научный очерк с использованием теоретического или теоретико-эмпирического материала. Тема эссе предлагается преподавателем либо выбирается самостоятельно и согласовывается с преподавателем. Объем итогового эссе колеблется в пределах от 3 до 5 тыс. слов. Темы эссе
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Автор программы: _____________________________/ Шашкин А.В./ |
Программа дисциплины методология и методы социологического исследования... Авторский коллектив: Астахова Н. В. (), Градосельская Г. В. (mss981009@mail ru), Оберемко О. А. (), Пашкевич А. В. (), Петренко Е.... |
Примерная программа Наименование дисциплины «Основы социологии» Рекомендуется... «Социальная антропология», «Социальная психология», «Социология семьи», «Социология культуры», «Социология религии», «Этносоциология»,... |
||
Программа дисциплины "Поведение потребителей: практикум" для направления 040200. 68 " Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности... |
Программа дисциплины «Демографический анализ» для направления 040100. 68 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 68 «Социология»... |
||
Программа производственной практики для направления 39. 03. 01 “Социология”... Производственная практика бакалавров проводится с целью выработки у студентов навыков исследовательской работы |
Программа преддипломной практики для направления 39. 03. 01 “Социология”... Преддипломная практика бакалавров проводится с целью выработки у студентов навыков исследовательской работы |
||
Примерная программа Наименование дисциплины «Социология предпринимательства»... «Социология предпринимательства» является дисциплиной по выбору вариативной части, VII семестр |
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности... |
||
Программа дисциплины «Прикладная демография» для направления 39. 04. 01 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 39.... |
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... |
||
Программа дисциплины «Модели для анализа и прогноза демографических... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистра... |
Программа дисциплины «Гендерный анализ в экономической социологии»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... |
||
Программа дисциплины «Теория организации и оргповедение» для направления 38. 03. 02 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38. 03. 02 «Менеджмент»... |
Программа дисциплины «Теория и история менеджмента» для направления 38. 03. 02«Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38. 03. 02 «Менеджмент»... |
||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 39. 03. 01 «Социология» Содержание: умк по дисциплине иностранный язык (английский язык) для студентов направления 39. 03. 01 «Социология». Форма обучения... |
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 68 Социология,... |
Поиск |