Скачать 0.75 Mb.
|
ФГБНУ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ Оценка социальных навыков и умений подростков с хроническими психическими расстройствами, сопровождающимися нарушениями адаптации («Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами»): Медицинская технология Москва ∙ 2015 Авторы: проф., д.м.н. Н.А. Мазаева; к.м.н. О.П. Шмакова. Оценка социальных навыков и умений подростков с хроническими психическими расстройствами, сопровождающимися нарушениями адаптации («Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами»): Медицинская технология.- М. 2015. Аннотация Технология предназначена для выявления и оценки степени выраженности нарушений формирования жизненно необходимых повседневных навыков и умений у подростков и лиц юношеского возраста (14-19 лет) с детства страдающих хроническими психическими заболеваниями. Она представляет собой структурированный опросник, состоящий из 149 утверждений, которые специалист должен подтвердить или опровергнуть в разговоре с больным. Предполагается присутствие третьего лица, непосредственно опекающего пациента, поскольку ответы на ряд утверждений могут вызвать затруднения у больного, и требуют участия близкого ему взрослого. Применение представленной медицинской технологии помогает дименсионально оценить особенности формирования навыков и умений в основных сферах социальной активности: ориентированность в себе и окружающем; образовательные навыки; навыки общения; самообслуживания; бытовые навыки; способность ориентироваться вне дома и пользоваться общественным транспортом; способность к контролю и планированию своей деятельности. Предлагаемая технология может быть полезной при составлении индивидуальных программ медико-социальной реабилитации, и последующей оценке их эффективности, решении вопросов трудовой экспертизы, наличия показаний для первичного оформления / продления инвалидности, а также в целях получения врачом расширенной информации о степени социальной дезадаптации больного и путях её преодоления. Технология адресована широкому кругу специалистов занимающимся консультированием, наблюдением, лечением, реабилитацией психически больных подростков и лиц юношеского возраста: психиатрам, психотерапевтам, психологам, педиатрам, терапевтам, врачам Бюро Медико-социальной экспертизы и другим специалистам. Разработчик - ФГБНУ НЦПЗ (Москва). Новая технология заявлена отделом по изучению проблем подростковой психиатрии, утверждена Учёным советом ФГБНУ НЦПЗ (протокол № 6 от 25.11.2014 года). Содержание Введение…………………………………………..………………………… 2 Сокращения………………………………………………………………… 5 Показания к использованию технологии «Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами»…………………………………………. 6 Описание технологии «Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами»………………………………………………………….. 7 Методология проведения медицинской технологии………………… 18 Материально-техническое обеспечение медицинской технологии… 18 Интерпретация полученных данных………………………………….. 19 «Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами» в оценке нарушений функционирования и ограничений жизнедеятельности………………………………………………………… 20 Случаи из клинической практики (примеры использования медицинской технологии «Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами»)……………………………………………………….… 28 Литература………………………………………………………………..… 36 Введение Психические расстройства в детско-подростковом возрасте - частый феномен, наблюдаемый в современной психиатрии. Продолжающийся рост распространенности психических нарушений в данном возрастном интервале уже сам по себе обуславливает повышенное внимание исследователей и практиков к этой проблеме. В течение последних десятилетий произошло видоизменение клинической картины многих психических заболеваний, изменилась частота встречаемости их отдельных форм что, несомненно, внесло дополнительные трудности не только в постановку диагноза, но и построение как краткосрочного, так и отдаленного прогноза. Не являются исключением случаи, когда на протяжении детско-подросткового возраста возникает необходимость пересмотра диагноза, преимущественно в сторону его утяжеления, и, как следствие, внесения коррекции социально-терапевтической тактики. Нередко, адекватная нозологическая диагностика оказывается возможной лишь в ходе катамнестического прослеживания. Построение в этих случаях раннего клинико- социального прогноза может быть ошибочным, поскольку опирается на нозологическую оценку. Соответственно недостаточно обоснованными оказываются реабилитационные подходы. Нельзя игнорировать и тот факт, что вопросы реабилитации детей стоят в отечественной психиатрии далеко не на первом месте, а ее необходимость находит признание не у всех врачей психиатров, курирующих маленьких пациентов. В определенной степени подобная ситуация объясняется недостаточной осведомленностью детских психиатров об отдаленных последствиях ранней детской патологии, поскольку по достижении подросткового возраста больные переходят под наблюдение уже других, подростковых, врачей, а через три года - врачей взрослой психиатрической практики. Наличие психических расстройств в детском возрасте считается прогностически неблагоприятным, и в первую очередь в тех случаях, когда речь идет об эндогенной патологии. Известно, что дебютирующая в детстве шизофрения протекает менее доброкачественно, чем у взрослых. Клинико- социальные показатели у подростков, больных шизофренией, значительно хуже приводимых в отношении взрослых. По данным зарубежных катамнестических и проспективных исследований [8,9,12] спустя десятилетия полные ремиссии у заболевших шизофренией в детстве и во взрослом возрасте формируются приблизительно с одинаковой частотой (25%), тогда как частичные ремиссии наблюдаются лишь у четверти детей в сравнении с 50% взрослыми. В половине случаев заболевание, начавшееся в детском возрасте, принимает хроническое течение. О малоутешительном прогнозе детской шизофрении свидетельствуют и результаты катамнестического прослеживания больных с верифицированным в детстве диагнозом шизофрении, полученные в последнее десятилетие в отделе по изучению проблем подростковой психиатрии ФГБНУ НЦПЗ [4]. К периоду достижения совершеннолетия ни в одном случае не представлялось возможным констатировать полную ремиссию, у 25% больных речь шла о частичной ремиссии, а у 76% -хроническом безремиссионном течении. Обращает на себя внимание запоздалая диагностика эндогенной природы дебютирующих в детском возрасте психопатологических нарушений, в большинстве случаев их относят к проявлениям детского аутизма, органической патологии, аффективным или невротическим нарушениям, диссоциированным задержкам развития, личностным аномалиям, нарушениям поведения в детстве. Таким образом, преобладают «облегченные» диагнозы, не сопряженные с неблагоприятными исходами и необходимостью применения интенсивных реабилитационных программ. В то же время эндогенная патология ассоциируется помимо появления так называемых негативных изменений с нарастающим отставанием в формировании необходимых для успешной социальной адаптации навыков в основных сферах жизнедеятельности, что ухудшает социальный прогноз. Так, две трети прослеженных нами больных уже в детском возрасте получили инвалидность по психическому заболеванию, практически все из них продолжали получать пособие и во взрослом возрасте. Подавляющее большинство не были способны жить самостоятельно и функционировали в социуме лишь при помощи родственников. Известно, что по данным статистики за 2000-е годы, психические заболевания вышли на первое место в структуре общей детской инвалидности [2,3]. В отделе подростковой психиатрии были также получены данные о динамике ранней инвалидности [1]. Причиной инвалидности в детстве с равной частотой (около 40% больных) являются расстройства шизофренического спектра (включая шизофрению) и умственная отсталость, в 11% эпилепсия и 8% - органические расстройства личности и поведения. Прогноз ранней детской инвалидности малоутешителен, большинство инвалидов с детства остаются нетрудоспособными и по достижении совершеннолетия. Возможности адаптации инвалидов с детства в микросоциуме, в частности, проживания в семье, а не в специализированных интернатах, несомненно, зависят не только от психического состояния больного, но и от степени овладения основными жизненно необходимыми умениями. Раннее выявление недостаточной сформированности навыков в различных сферах жизнедеятельности позволяет своевременно приступить к разработке индивидуальных социо-реабилитационных программ. В то же время даже такой вид государственной поддержки, как инвалидность детства, назначается чаще всего несвоевременно, нередко спустя несколько лет от начала заболевания и проявления первых признаков инвалидности. Отчасти в этом повинно отсутствие четкого и надежного технологического подхода, который бы позволял, с одной стороны, определять степень овладения ребенком или подростком необходимых для функционирования в быту и социуме навыков, а с другой, мог бы использоваться у больных с нозологически различной патологией. Принятие в свое время в нашей стране критериев определения инвалидности, разработанных на основе предложенной ВОЗ «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Детско-подростковая версия, 2007» [10,11], хотя и является несомненным прогрессом в организации социальной помощи, не позволяет количественно определить степень сформированности /отсутствия тех или иных социальных навыков. К тому же приводимые критерии инвалидности носят слишком общий характер, охватывая все области медицины. Предлагаемая нами к внедрению «Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами» в существенной степени восполняет этот пробел. Сокращения «Карта навыков» - «Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами» УО – умственная отсталость ДЦП – детский церебральный паралич Бюро МСЭ – Бюро медико-социальной экспертизы Показания к использованию технологии «Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами» Технологию «Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами» рекомендуется использовать для выявления и определения степени тяжести нарушений социального функционирования больных 14-19 лет, наблюдающихся в связи с хроническими психическими заболеваниями и имеющих нарушения адаптации с целью: 1) раннего выявления нарушений жизнедеятельности и их последующей коррекции, превенции житейской беспомощности; 2) качественной и количественной оценки нарушений в формировании базовых навыков, относящихся к различным сферам жизнедеятельности, необходимой для составления индивидуальных программ медико-социальной помощи пациентам, определения эффективности проведённых комплексных реабилитационных усилий; 3) вынесения взвешенного суждения о целесообразности направления несовершеннолетнего (молодого взрослого) на освидетельствование в Бюро медико-социальной экспертизы на предмет получения / продления инвалидности по психическому заболеванию. Описание технологии «Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами» Основные умения/навыки, которыми должны обладать подростки и лица юношеского возраста для успешного функционирования в повседневной жизни, в «Карте навыков» сведены в следующие блоки: 1. Ориентированность в себе и окружающем (невербальная и вербальная), использование этих знаний (умение давать о себе основные сведения); 2. Образовательные навыки и их использование; 3. Навыки общения (невербального и вербального) и межличностного взаимодействия; 4. Навыки самообслуживания; 5. Бытовые навыки; 6. Способность ориентироваться вне дома и пользоваться общественным транспортом; 7. Способность к повседневному контролю и планированию своей деятельности (включающая адекватность поведения, активность и работоспособность) (см. табл.1). Технология представляет собой структурированный опросник, состоящий из 149 утверждений, которые следует подтвердить или опровергнуть в ходе беседы опрашивающего специалиста с больным. Предполагается дополнительное присутствие лица, непосредственно опекающего больного, поскольку ответы на ряд утверждений могут вызвать затруднения у больного и требуют участия опекающего взрослого. Кроме того, ответы пациентов со сниженными критическими способностями необходимо перепроверять, адресуясь к опекающему лицу. Все утверждения, обсуждаемые при обязательном участии взрослых опекающих лиц, отмечены в опроснике специальным значком (*). Несостоятельность в применении навыков либо их недоразвитие оцениваются по 3-х балльной шкале: 0 баллов – отсутствие навыка; 0,5 балла – навык развит частично или реализуется с помощью опекающих лиц; 1 балл - навык развит в соответствии с возрастом и используется в полном объеме. Выставленные баллы заносятся в специальную колонку «Карты навыков». Таблица 1. Навыки и умения, необходимые для успешного функционирования в микро/макросоциуме.
|
«Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих... ... |
Сочетание алкогольной зависимости с психическими расстройствами:... Обзор литературы. Проблемы сочетания алкогольной зависимости и злоупотребления пав с иными психическими расстройствами |
||
Школьная адаптация детей и подростков с психическими расстройствами... Современное состояние проблемы |
Отчетов за 2014 год «Сведения о заболеваниях психическими расстройствами и расстройствами поведения» |
||
Российской федерации приказ Положения об учреждениях, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь, утвержденного постановлением Правительства... |
Теоретические представления об особенностях тактики допроса лиц с психическими расстройствами |
||
«Спорт»; развитие речевых умений и навыков, навыков аудирования и письма Цели: тренировка произносительных навыков (звуки, интонация) при декламации стихотворения во время фонетической зарядки; повторение... |
Учебно-тематическое планирование умк «Academy Stars 1» 1-й год обучения Задачи раздела. Формирование лексико-грамматических навыков. Формирование умений в чтении. Формирование фонетических и орфографических... |
||
1 Прием (осмотр, консультация) врача-специалиста Стандарт специализированной медицинской помощи больным с психическими и поведенческими расстройствами, вызванными употреблением других... |
Особенности оказания экстренной медицинской помощи при психических... Лечебно-эвакуационные показатели пострадавших с психическими расстройствами в очагах стихийных бедствий и катастроф |
||
Заданию; оценивать степень загрязнения вод и давать заключение о... Учебная практика проводится с целью получения первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков... |
Название программы Аннотация на программу Перечень методических приложений к программе Формирование знаний, умений и начальных навыков в использовании некоторых видов военной и морской техники. Активизация полученных... |
||
Сборник тестов и практических заданий для самостоятельной подготовки студентов Культура речи – понятие сложное и неоднозначное. С одной стороны, это особая научная дисциплина, а с другой – совокупность определенных... |
Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников как... Проблема формирования и развития общих учебных умений и навыков учащихся всегда актуальна, так как они являются составной частью... |
||
Методические указания к изучению дисциплины Целью данной работы является выработка у студентов навыков устной и письменной речи, умений и навыков по грамматике английского языка,... |
О проведении районных соревнований детей и подростков в 2014 году Мо мвд россии «Алейский» с целью повышения эффективности работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием детей... |
Поиск |