Скачать 304.1 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАКТИКУМ ПО НЕЙРОПСИХОЛОГИИ» Курс _3_, семестр _6_, форма обучения очная Направление подготовки (специальность) – 030302.65 «Клиническая психология» При разработке рабочей программы дисциплины в основу положены:
Программа обсуждена на заседании кафедры клинической психологии «____»___________20 ___ года Протокол №___ Зав. кафедрой, профессор ____________________Н.А. Сирота Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии « 23 » мая 2013 года Протокол № 9 Председатель ученого совета, профессор _____________________Н.А. Сирота Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета « 30 » мая 2013 года Протокол № 34 Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич
Цель: Освоение студентами метода синдромного нейропсихологического анализа нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга для решения задач топической и функциональной диагностики, Задачи: Обучение методам нейропсихологической диагностики, планированию и проведению нейропсихологического обследования состояния высших психических функций у взрослых и детей, составлению нейропсихологического заключения о синдроме нарушения ВПФ с указанием мозговых структур, вовлеченных в патологический процесс. Кроме того, на современном этапе развития клинической психологии, характеризующимся ее выходом за пределы клиники локальной мозговой патологии, в задачу практикума входит демонстрация возможностей нейропсихологического подхода применительно к описанию структуры и степени выраженности изменений психических функций при диффузных органических заболеваниях нервной системы и при психических заболеваниях. Компетентность: Умение проводить нейропсихологическую диагностику и коррекционно-развивающую работу. Коммуникативность: Сформированное умение взаимодействия с пациентами детского возраста с нейропсихологическими нарушениями, их родителями и медицинским персоналом. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Студент должен знать:
Студент должен иметь навыки:
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины: Практикум является логическим продолжением курсов «Клиническая психология», «Основы нейропсихологии», «Клиническая нейропсихология», «Специальная психология» и необходим для перехода к реализации финальной части учебного плана по клинической психологии (спецкурсы и спецсеминары, производственная практика и подготовка дипломной работы). 3. Объем дисциплины в виде учебной работы.
4. Содержание дисциплины. 4.1 Разделы дисциплины в виде занятий.
4.2. Содержание разделов дисциплины. Тема I. Общая характеристика методов нейропсихологического обследования. Основные этапы клинико-нейропсихологического эксперимента. 1. Методы нейропсихологической диагностики: а) направленность на выявление симптомов изменений высших психических функций с -IX последующей психологической квалификацией и определением нарушенных факторов, лежащих в основе возникновения симптомов; б) содержание нейропсихологического обследования: оценка состояния отдельных функциональных систем психики (гнозис в различных модальностях, праксис, слухо-моторные координации, речь и связанные с ней процессы, пространственный анализ и синтез) память, мышление, внимание, эмоциональные процессы); качественный анализ выявленных; симптомов; оценка структурно-динамических особенностей психических функций в условиях изменения темпа и расширения объема психической деятельности, введения интерферирующих и отвлекающих стимулов, оценка уровня произвольной регуляции психической активности и способов компенсации возникающих в процессе обследования затруднений; определение сохранных составляющих в психической деятельности обследуемого (позитивная диагностика); в) понятие многозначности нейропсихологических методик; г) синдромный подход как основной метод нейропсихологической диагностики возможности не только качественной, но и количественной оценки структуры и степени изменений отдельных психических функций (составление количественных шкал по системе оценки в баллах). 2. Основные принципы и этапы нейропсихологического диагностического обследования: а) анализ истории болезни и особенностей анамнеза; жалобы больного; обобщенно характеристика результатов клинического (неврологического, отоневрологического офтальмологического, электроэнцефалографического, рентгенографического ангиографического, компьютерно-томографического и др.) обследования пациента; анализ: характера операционного вмешательства и резюме клинического заключения; б) беседа с пациентом: установление контакта, уточнение данных анамнеза и сведений с профессии, образовательном уровне; выяснение жалоб больного (головные боли и локализация, психосенсорные расстройства, наличие эпиприступов, двигательных, сенсорных речевых, мнестических, интеллектуальных и др. расстройств, состояние трудоспособности) оценка понимания пациентом изменений в психической деятельности, отношения к заболеванию), эмоционального фона, ориентировки во времени и месте нахождения; данные с левшестве и наличии левшества в семье; в) планирование нейропсихологического обследования по результатам предыдущих; этапов (пп. а и б); г) исследование состояния высших психических функций и правила регистрации симптомов и их нарушений; д) дифференцированная оценка и психологическая квалификация выявленных нарушений; характеристика поведения пациента в процессе обследования и (отношения и своей несостоятельности при выполнении заданий; возможности и способы коррекции ошибок; е) выявление нарушенного нейропсихологического фактора (факторов) и характеристика синдрома с вычленением первичных и вторичных расстройств, дефицитарных и сохранных звеньев в структуре психической деятельности; ж) составление нейропсихологического заключения. Тема 2. Демонстрация комплексного нейропсихологического обследования больного.
Тема 3. Исследование зрительного, слухового (неречевого) и соматосенсорного гнозиса,
а) узнавание реальных предметов и их изображений; узнавание контурных незаконченных, перечеркнутых и наложенных друг на друга изображений предмета восприятие конфликтных фигур - "химер"; б) узнавание букв и цифр в обычных условиях и в зашумленном изображении (наложенные друг на друга, перечеркнутые); в) узнавание лиц известных людей; г) восприятие цвета; д) дифференцированный анализ состояния зрительно-гностической деятельности: вид зрительных агнозий; первичные и вторичные нарушения зрительного восприяти псевдоагнозии; фрагментарность зрительного восприятия и ее мозговые механизмы.
а) восприятие и воспроизведение звуковысотных отношений ( сравнение звуков по высоте со словесным отчетом пациента, воспроизведение звука по памяти, формирование условных двигательных реакций на звуки); б) локализация звуке в пространстве; в) узнавание бытовых звуков и шумов; г) узнавание знакомых и пропевание знакомых и незнакомых мелодий; д) восприятие и воспроизведение ритмических структур (оценка количества ударов в единичных и серийных ритмах, воспроизведение ритмических структур по звуковому, тактильному графическому образцу, выполнение ритмов по речевой инструкции, а также – с проговариванием и без проговаривания; е) симптомы акустико-гностических расстройств: нарушения восприятий высоты звука, дефекты локализации звука в пространстве, нарушение предметной идентификации бытовых шумов, нарушение оценки и воспроизведения ритмических структур (сужение объема, инертность акустического образца, дефекты восприятия структуры ритмической последовательности), наличие импрессивной и экспрессивной амузии; ж) симптомы нарушения двигательного звена в слухо-моторных координациях: лишние удары при воспроизведении ритмов, инертность при переходе от одной структуры к другой или при переходе от выполнения по инструкции к выполнению по слуховому образцу. 4. Исследование соматосенсорного гнозиса: а) оценка локализации и дискриминации унилатеральных или билатеральных прикосновений; б) определение количества прикосновений; в) называние и показ пальцев рук; г) называние пациентом частей своего тела по инструкции ("схема тела"); д) дермолексия фигур, букв, цифр; е) тактильное восприятие предметов, формы, величины, фактуры объектов; ж) пробы с использованием "доски Сегена"; з) симптомы нарушения восприятия в соматосенсорной сфере: тактильная агнозия, дермоалексия, нарушение схемы тела, астериогноз, одностороннее тактильное игнорирование, пальцевая агнозия, нарушение афферентных синтезов в пробах Сегена. Тема 4. Исследование оптико-пространственного анализа и синтеза. 1. Данные анамнеза об ориентировке больного в окружающем пространстве. 2. Исследование зрительно-пространственного восприятия объектов и их относительного расположения в пространстве (деление отрезка на две и более частей; определение времени на реальных, схематических и "немых" часах без циферблата; выбор правильной географической карты; выбор по инструкции картинки, изображающей определенное положение двух или трех геометрических фигур; узнавание букв в различных шрифтах и букв, находящихся в непривычном положении в пространстве: зеркальное написание, горизонтальное расположение; узнавание арабских и римских цифр; узнавание многозначных чисел с нулями в разрядах; узнавание чисел в условиях написания разрядов по вертикали " в столбик"). 3. Исследование актуализации пространственных представлений ( расстановка стрелок на "немых" часах; рисование карты, плана больничной палаты или жилой комнаты изображение двух - трех простых геометрических фигур в соответствующем заданному по речевой инструкции положении относительно друг друга; рисование по инструкции "куба", "дома", "человека", "ромашки", написание двузначных и многозначных чисел.
Тема 5. Исследование произвольных движений (праксиса).
а) исследование кинетической составляющей праксиса ( реципрокная координация, асимметричные постукивания, последовательность движений "кулак - ребро - ладонь", графическая проба "заборчик", письмо под диктовку ); б) исследование пространственной составляющей праксиса (воспроизведение по образцу и по инструкции положения одной и двух рук в пространстве, пробы Хэда); в) исследование кинестетической составляющей праксиса (воспроизведение по зрительному образцу положения пальцев на каждой из рук, перенос козы пальцев с одной руки на другую в отсутствии зрительного контроля); г) исследование выполнения действий с предметами в реальном и воображаемом плане, а также - символических движений; д) исследование орального праксиса; е) оценка состояния функции движений взора на непроизвольном и произвольном уровнях; ж) исследование формирования двигательных программ по речевой инструкции (простые условные реакции, условные реакции выбора, в обычной и конфликтной стимульной ситуации), рисование серии геометрических фигур с изменением структуры серии или порядка следования ее элементов). 3. Симптомы нарушения праксиса: кинетическая, кинестетическая, пространственная и регуляторная апраксии; изменение фоновых компонентов праксиса в виде замедленности и тремора; нарушение регулирующей роли речи в организации движений, стереотипии, персеверации, эхопраксии, "полевое" двигательное поведение, латеральные различия в осуществлении движении. Тема 6. Исследование речи.
а) исследование фонематического слуха (повторение единичных фонем, повторение пар дизъюнктных, оппозиционных и коррелирующих фонем, повторение серии звуков, замена повторения звуков их написанием или показом, оценкой тождества или различия между звуками в паре, исключение артикуляции при восприятии звуков, формирование условной двигательной реакции на дифференцирование фонем); б) исследование понимания слов (называние предъявляемых предметов, показывание называемых объектов /части тела больного и изображения предметов/, объективное определение понимания больным значения слов); в) исследование понимания фраз (ответы на вопросы, связанные и несвязанные по контексту, выбор картинки, соответствующей по содержанию предъявленной фразе, выполнения ряда последовательных действий, сформулированных в одной фразе, увеличение объема фразы, понимание предложений, вступавших в конфликт с привычными связями); г) исследование понимания логико-грамматических структур (показывание двух последовательно называемых предметов, показывание одного из предметов с помощью другого в условиях прямого и инвертированного порядка слов, понимание ^конструкций с предлогами, выражающими пространственные отношения, понимание сравнительных конструкций, понимание фраз, включающих сложные соподчиненные предложения); д) формы афазий, связанные с нарушением импрессивной стороны речи: синдром оптико-мнестической афазии, синдромы сенсорной и акустико-мнестической афазии; синдром семантической афазии. 3. Исследование экспрессивной речи: а) исследование артикуляции звуков речи по слуховому образцу (повторение гласных и согласных звуков, отличающихся различной степенью близости по месту артикуляции (м, б, п, д, н, л, с, ш, ж, к, г, х), оценка четкости произнесения, переключения от звука к звуку, повторение единичных звуков, пар и троек звуков, повторение слогов, включающих непрерывный ряд из нескольких согласных); б) произнесение звуков с опорой на другие афферентные системы (зрительная схема артикуляции, включение артикуляций в практические действия или условные жесты); в) исследование повторной речи (повторение слов: простые, часто встречающиеся слова, сложные по произношению и редко встречающиеся слова), незнакомые больному слова, повторение серий слов (2, 3, 4, 5 слов), повторение ряда слов в измененном порядке в условиях слухового и зрительного предъявления, повторение фраз: коротких, длинных, серий фраз, фраз типа скороговорок); г) исследование номинативной функции речи (называние предметов или изображений, частей тела, серий предметов, называние предмета по его описанию, называние группы предметов общим словом (классификация), использование подсказки при дефектах номинативной функции речи); д) исследование повествовательной речи (проговаривание автоматизированного ряда в прямом и обратном порядке, составление рассказа по сюжетной картинке, самостоятельная речь больного при пересказе знакомых сюжетных произведений и при составлении сочиненияна заданную тему, дополнение незаконченных предложений, составление фразы из нескольких изолированных слов или восстановление порядка слов во фразе); е) симптомы нарушения экспрессивной речи в различных формах афазии: афферентная и эфферентная моторная афазия, динамическая афазия, сенсорная афазия, акустико-мнестическая афазия, оптико-мнестическая афазия, семантическая афазия. Тема 7. Исследование письма и чтения: а) жалобы больного на нарушения письма (забывание букв, перестановка и замена букв при письме, изменение почерка и т.д.). Жалобы больного на нарушения чтения (трудности узнавания букв, дефекты понимания прочитанного); б) методы исследования письма (автоматизированное письмо; написание букву слов и фраз под диктовку, простые и оппозиционные (фонемы и артикулемы) буквы и слова, сложные по звуковому составу, исследование списывания единичных букв, слов, фраз и серий из них); в) исследование чтения (чтение букв /простых, стилизованных, зеркально написанных, наложенных друг на друга/, бессмысленных слогов, идеограмм, простых и часто встречающихся, и сложных, и редко встречающихся слов, неверно написанных слов, чтение коротких отрывков и понимание их смысла); г) симптомы нарушения письма и чтения оптическая аграфия, оптическая, и вербальная алексия; нарушения письма и чтения в синдромах сенсорной и акустико-мнестической, кинетической и кинестетической моторной афазии; нарушения письма и чтения при поражении префронтальных отделов лобных долей головного мозга, появление нарушений письма и чтения в синдроме односторонней пространственной агнозии. Тема 8. Исследование памяти и внимания. 1. Жалобы больного на нарушения памяти (забывание текущих событий, забывание событий и знаний из прошлого опыта, забывание намерений, названий предметов, навязчивые воспоминания, кратковременные утраты памяти, утрата памяти на определенный период прошлого, наличие конфабуляций). Исследование процесса заучивания 10 слов. Исследование процесса опосредованного запоминания. Исследование процесса произвольного запоминания в условиях непосредственного и отсроченного воспроизведения: а) воспроизведение серии слов, картинок, движений (от 4 до 6) в заданном порядке непосредственно после предъявления, после "пустой" паузы (30 сек - 1 мин), после интерференции (гетера- и гомогенной); б) воспроизведение фразы или рассказа с одним или двумя концентрами непосредственно после предъявления, после "пустой" паузы (30 сек - 1 мин), после гетера- и гомогенной интерференции; в) воспроизведение в условиях последовательного предъявления двух групп элементов (слов, картинок, движений, двух фраз, двух рассказов). Непосредственное воспроизведение каждой из групп и возвращение к припоминанию первой и второй группы. Отсроченное воспроизведение этих видов материала в условиях дополнительной интерферирующей деятельности. 5. Исследование непроизвольного запоминания (воспроизведение прочитанного рассказа, условий арифметической задачи). 6. Симптомы нарушения памяти: нарушения модально-специфических форм памяти (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной), нарушение модально-неспецифических форм памяти, нарушение произвольного запоминания и непроизвольного запоминания, дефекты избирательности процесса воспроизведения, нарушение семантических аспектов запоминания. Тема 9. Исследование мышления. 1 . Жалобы больного на затруднения в мыслительной деятельности. 2. Исследование понимания скрытого смысла в рассказах типа басен или анекдотов, в сюжетных картинках. 3. Исследование действий, требующих построения программы и контроля за ее протеканием (решение арифметических задач, с опорой на знание правил или на рассуждение).
Тема 10. Общее исследование больного и схема составления заключения о локализации патологического процесса. Характеристика личности больного и его поведения при исследовании. Оценка отношения больного к болезни. Дополнение к анамнезу по жалобам больного. Данные экспериментально-психологического исследования больного: состояние гностических процессов, праксиса, речи, письма, чтения, памяти, счетных операций, интеллектуальных процессов, эмоционально-личностной сферы. Оценка полученных данных, выделение факторов, определяющих структуру выявленных нарушений. Характеристика синдрома нарушений психических функций. Заключение о локализации патологического процесса. 4.3. Тематический план лекций Лекционный курс не предусмотрен 4.4. Тематический план практических занятий
4.5. Самостоятельная работа студентов: Студент должен самостоятельно провести полномасштабное нейропсихологическое обследование (исследование праксиса, гнозиса, речи, памяти, мышления, нейродинамики) не менее 10 человек из ближнего окружения (родственники, друзья, знакомые). При этом данные протоколов и письменные заключения будут являться формой контроля проведенной работы. Лабораторный практикум |
Рабочая программа дисциплины практикум «проективные технологии в работе с семьей» Рабочая программа дисциплины (рпд) Практикум «Проективные технологии в работе с семьей» для студентов очной формы обучения по направлению... |
Рабочая Учебная программа дисциплины Практикум Администратор гостиницы Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению (специальности) 071800. 62 «Социально-культурная... |
||
Рабочая программа дисциплины технологии таможенного контроля (практикум)... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования |
Рабочая программа учебной дисциплины английский язык заочное отделение Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины для специальностей... |
||
Рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины «Геодезическая практика» Направление подготовки (специальность) 23. 05. 06 – «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей» |
Рабочая программа дисциплины «Технологии и методы программирования» Рабочая программа предназначена для методического обеспечения дисциплины основной образовательной программы 090900 Информационная... |
||
Рабочая программа дисциплины «Эпидемиология» Рабочая программа дисциплины актуализирована на заседании кафедры эпидемиологии от 25 июня 2015 г., протокол №38 |
Фгос впо рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины... |
||
Фгос впо рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины... |
Фгос впо рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины... |
||
Фгос во рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины... |
Рабочая программа учебной дисциплины физическая культура название учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... |
||
Рабочая программа дисциплины Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Современные проблемы ивт» студентам очной формы обучения по направлению... |
Фгос во рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины... |
||
Рабочая программа дисциплины стратегический менеджент направление подготовки Стратегический менеджмент: Рабочая программа дисциплины / Л. В. Алферова – Челябинск: оу во «Южно-Уральский институт управления и... |
Рабочая программа учебной дисциплины «физическая культура» Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта... |
Поиск |