Актуальные вопросы охоты и охотничьего хозяйства


Скачать 147.08 Kb.
Название Актуальные вопросы охоты и охотничьего хозяйства
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
Актуальные вопросы охоты и охотничьего хозяйства

Республики Саха (Якутия)

(Информация руководителя Департамента охотничьего хозяйства РС(Я) Сметанина Н.Н. на круглом столе постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии от 03.11.2015г.)

Уважаемые народные депутаты, уважаемые участники круглого стола!




Информация о ходе выполнения рекомендаций Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) от 2011/2012 года, о показателях охотничьего хозяйства за последние пять лет представлена вам в раздаточных материалах.

Во вступлении разрешите коротко ознакомить вас с оценкой современного положения охотничьего хозяйства республики. Несмотря на социально-экономические сложности переходного периода, за последние пят лет охотничье хозяйство нашей республики совершило важные прогрессивные шаги:

-охотничье хозяйство республики в настоящее время приобрело все признаки самостоятельной отрасли народного хозяйства, к которым относятся наличие самостоятельного органа управления, специализированные охотничьи хозяйства, торговые организации, перерабатывающая промышленность, охотничьи издания, средства массовой информации, учебные заведения и профессиональные кадры;

-44% от всей территории республики юридически оформлены в долгосрочное пользование животным миром сроком на 25 лет за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

-сформирована система научно-обоснованного регулирования использования охотничьих ресурсов и система государственного контроля за соблюдением законодательства;

-формируется методология и инфраструктура научно-обоснованного ведения охотничьего хозяйства в рыночных условиях.

Официальное право охоты на 2015 год имеют 91307 охотников и их численность продолжает расти. Если учесть количество престарелых и несовершеннолетних сторонников охоты, количество охотников можно смело увеличить в два раза. Таким образом, охотники на сегодня составляют трудоспособную, здоровую, энергичную часть нашего общества с высокой гражданской активностью. Одним из проявлений этого явления является восприятие общественностью решения Главы Республики Саха (Якутия) об учреждении Дня охотника. Охотничье сообщество активно включилась в реализацию заложенных целей и задач Дня охотника, наблюдается позитивное изменение менталитета охотников, растет непримиримость к браконьерству, самокритичность и стремление улучшать деятельность охотничьего хозяйства.

Республика Саха (Якутия) занимает первое место в Российской Федерации по количеству охотничьих хозяйств, занятых промысловой охотой. Основу любительской охоты составляют боровая, водоплавающая дичь, охота на зайцев и диких копытных. Период длительной дестабилизации охотничьего хозяйства после развала социалистической экономики отрицательно сказался на сохранности охотничьих ресурсов, но в настоящее время система государственного управления и контроля сформирована и действует достаточно эффективно. За последние годы стабилизируется и постепенно увеличивается численность диких копытных животных, достигнуты позитивные результаты регулирования численности хищников, наметился рост экономической активности охотничьих хозяйств.

(слайд 1) Общая площадь охотничьих угодий Республики Саха (Якутия) составляет 305616.1 тыс. гектаров, из которых 44% закреплены за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сроком на 25 лет (134418,4 тыс. га), 31% отведены под общедоступные охотничьи угодья (93855 тыс. га). Под особо охраняемые природные территории федерального, республиканского и местного значения отведено 90824,4 тыс. га.

(слайд 2)

При образовании Департамента охотничьего хозяйства Республики Саха (Якутия) руководство республики поставило первоочередной государственной задачей долгосрочное закрепление охотничьих угодий. С этой задачей департамент успешно справился. В государственном охотхозяйственном реестре по состоянию на 01.11.2015 зарегистрировано 372 охотпользователей, в том числе 284 юридических лиц и 88 индивидуальных предпринимателей. Из 284 юридических лиц 55,1% составляют хозяйствующие субъекты или образованные, как объединения коренных малочисленных народов (родовые, родоплеменные общины), или имеющие значимое социальное значение для обеспечения их традиционного уклада жизни (ОАО, МУП, ПК, СХПК).

За истекшие пять лет мы вместе с охотпользователями учились грамотному ведению охотничьего хозяйства, участвовали в разработке нормативно-правовой базы охотпользования и многого достигли. Сейчас мы перешли к реализации следующего этапа – к достижению экономической самодостаточности и рентабельности охотхозяйственной деятельности. Это достаточно трудная в современных условиях задача. Основные концептуальные направления дальнейшего развития охотничьего хозяйства сформулированы в Стратегии развития охотничьего хозяйства Российской Федерации до 2030 года, утвержденной 4 июня 2014 года Правительством Российской Федерации. Ключевыми направлениями государственной стратегии обозначены:

-развитие предпринимательства в охотничьем хозяйстве на основе развития качественных и доступных охотничьих услуг за счет интенсивного увеличения численности охотничьих ресурсов и развития охотничьей инфраструктуры;

-создание выгодных экономических условий для укрепления охотничьего хозяйства за счет научно-обоснованной налоговой политики, применения субсидирования затрат, содействия инвестиционной активности;

-защиты традиционного уклада жизни коренных народов за счет принятия соответствующих мер государственной поддержки.

В настоящее время в сфере долгосрочного пользования охотничьими угодьями и ресурсами имеются следующие актуальные вопросы:

- с 2010 года налоговые органы исключили из единого государственного реестра 12 родовых общин малочисленных народов, 19 индивидуальных предпринимателей и 9 предприятий, в связи с чем 40 охотпользователей утратили право долгосрочного пользования более 3 млн. га охотугодий. К сожалению, эта тенденция в связи с экономическими сложностями настоящего времени нарастает и может нанести серьезный удар по самостоятельному управлению охотничьими ресурсами и угодьями в закрепленных охотугодьях. При аннулировании долгосрочной лицензии угодья переходят в разряд общедоступных. Например, только в одном Оленекском эвенкийском национальном районе аннулирование долгосрочной лицензии КРО «Ерукунэ» приведет к потере 700 тысяч га охотничьих угодий общины. Считаем, что право долгосрочного пользования охотничьими угодьями является основой сохранения и защиты традиционного образа жизни коренного населения и обеспечения приоритетных прав на пользование охотничьими ресурсами. Вы все являетесь свидетелями того, что человечество вступило в эпоху глобализации, которое проходит весьма непросто, сопровождаясь конфликтами за природные ресурсы и территории. В недалеком будущем человечество может встретиться с глобальными проблемами экологического характера, когда особую ценность приобретет экологически чистая среда обитания. Поэтому мы должны всячески сохранять традиционные формы хозяйствования, втч. охотничье хозяйство, как форму выражения своих конституционных прав на земли и природные ресурсы;

- в настоящее время из 372 охотпользователей только три охотпользователя смогли заключить охотхозяйственное соглашение и оформить земельные участки в соответствии с земельным и лесным законодательством. Причина проста и трудновыполнима одновременно. Вопрос заключается в отсутствии собственных средств на единовременную оплату за площади охотничьих угодий. Во взаимодействии с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Ассоциации КМНС Российской Федерации, с сенатором от Республики Саха (Якутия) В.А. Штыровым законопроект об освобождении общин малочисленных народов от уплаты единовременной ставки дважды вносился на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации и был дважды отклонен. В настоящее время по обращению Главы Республики Саха (Якутия) Е.А.Борисова к Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко рассматривается законодательная инициатива Республики Саха (Якутия) о внесении соответствующих изменений в федеральный закон об охоте. Таким образом, работа по рекомендациям круглого стола от 2011 года ведется постоянно и последовательно.

(слайд 3)

Вторым по значимости актуальным вопросом является устранение излишних административных барьеров и упрощение выдачи разрешений на право охоты. Данная рекомендация круглого стола от 2012 года была одним наиболее сложных для выполнения вопросов. Тем не менее, вследствие долгой кропотливой работы удалось добиться внесения нужных изменений в порядок выдачи разрешений на право добычи охотничьих ресурсов. С нового охотничьего сезона 2015/2016 года в практику внедрен новый порядок, позволяющий в разы сократить количество обращений охотников и расходы на уплату государственных пошлин. Устранено искусственное разделение общедоступных охотничьих угодий по отдельным районам.

В то же время остается не урегулированным до конца порядок осуществления охоты в целях обеспечения традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Введение в перечень видов охоты обособленного вида традиционной охоты продиктовано необходимостью учета особенностей производственной деятельности данных лиц в отдаленных местностях, в силу которого они лишены возможности получать доступ к охотничьим ресурсам в установленной форме для добычи в целях пропитания. В то же время пока не установлены четкие и ясные критерии отнесения граждан к льготной категории. Масштабная добыча охотничьих животных без каких-либо ограничений представляет большую угрозу благополучному состоянию охотничьих ресурсов, а возможность реализации добытой продукции создает благоприятную почву для злоупотреблений и неразберихи в сфере контроля оборота охотничьей продукции. Предложения по регулированию традиционной охоты включены проект федерального закона, представленный Главой Республики Саха (Якутия) в Совет Федерации. 23 октября этого года предложения Республики Саха (Якутия) также заслушаны на заседании Совета по охотничьему хозяйству Минприроды России. Мы надеемся в 2016 году добиться устранения правовых пробелов по данному вопросу.

Не удалось добиться принятия решения по изменению порядка квотирования и добычи дикого северного оленя тундровых популяций. Как известно, к 01 августа очередного года утверждаются квоты для каждого охотничьего угодья. При этом невозможно привязать точную квоту добычи мигрирующего оленя для каждого охотничьего угодья либо административного района, поскольку после утверждения квоты олень может не пойти в тот район (мигрировать по-иному). В связи с чем, охотничьи хозяйства постоянно сталкиваются с административными барьерами при организации добычи дикого оленя, а лимит добычи не осваивается. В целях устранения этой правовой коллизии предлагается вывести квоты добычи мигрирующего дикого северного оленя тундровых популяций из общего порядка утверждения квот добычи и предусмотреть утверждение особого Порядка распределения квот добычи мигрирующего дикого северного оленя тундровых популяций, учитывающего особенности его сезонной миграции. По нашему предложению Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в апреле 2014 года было проведено всероссийской совещание в г. Красноярск. Совещание согласилось с нашими доводами, но конкретного решения пока не принято. Работа по данному вопросу продолжается.

(слайд 4)

Одним из самых актуальных вопросов остается проблема высокой численности волков и бурых медведей. За прошедшее время удалось устранить отдельные ограничения их добычи. Так снят запрет на применение ногозахватывающих капканов, петель для отлова волков в целях регулирования численности, разрешен отстрел волков без разрешений в любых случаях законной охоты, продлен срок весенней охоты на медведей, устранены излишние административные барьеры при оформлении разрешительных документов для отстрела хищников. Действуют меры стимулирования охотников-волчатников в форме выплаты вознаграждений, конкурса на премии Главы Республики Саха (Якутия). Организовано снабжение волчатников капканами, тросами для петель, специализированные бригады дополнительно обеспечиваются снегоходами, горючим. Принятые меры дают положительный результат. За последние годы стабильно изымается 750-800 волков ежегодно. За эти годы сформирована база данных о волчатниках, налажено взаимодействие со всеми опытными волчатниками и с хозяйствующими субъектами оленеводства и охотничьего хозяйства. (слайд 5) Но ограниченность выделенных ассигнований из бюджета не позволяет должным образом реализовать потенциальные возможности ГКУ «Госохотохрана» по организации борьбы с волками во всех проблемных территориях и эффективно маневрировать способами охоты в зависимости от природных условий и биологии волка.

Таким образом, регулирование численности волков в настоящее время находится на зыбкой грани, при котором имеет высокую степень вероятности дальнейший рост травежа и потерь от разгона домашних оленей волками и медведями с тенденцией полного уничтожения оленьих стад с небольшим поголовьем оленей в горно-таежной зоне республики.

На основании вышеизложенного, считаем целесообразным обстоятельно рассмотреть ситуацию борьбы с хищниками с участием законодательной, исполнительной власти и органов местного самоуправления с целью выработки дополнительных мер эффективной организации регулирования численности волков с учетом реального состояния ведения оленеводства и табунного коневодства. Перед Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации неоднократно ставился вопрос о разработке и реализации пилотного проекта регулирования численности волков на территории Республики Саха (Якутия). В настоящий момент по предложению Главы Республики Саха (Якутия) Е.А.Борисовым рассматривается вопрос проведения выездного совещания министерства в г. Якутске в ноябре месяце.

Реализация масштабных промышленных проектов на территории республики выявила наличие не урегулированных вопросов защиты исконной среды обитания и традиционного уклада жизни коренного населения. В настоящий момент вопросы по наносимому охотничьим ресурсам и среде их обитания при производстве геологических, строительных и добывающих работах ставятся в Анабарском, Булунском, Вилюйском, Олекминском, Оленекском, Ленском, Усть-Майском районах.

Основы правового регулирования возмещения вреда окружающей среде, в том числе среде обитания охотничьих ресурсов, закреплены в Федеральном законе "Об охране окружающей среды". Так, в соответствии с п. 1 ст. 77 юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Пунктом 1 ст. 78 этого же закона закреплен добровольный и судебный порядок компенсации вреда, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

Вышеуказанные нормы дублируются Федеральным законом "О животном мире" (ст. 56), Федеральным законом «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 58).

Исчисление размера вреда, причиненного среде обитания охотничьих ресурсов, осуществляется на основании методики, утвержденной приказом Минприроды России от 08.12.2011 года № 948. В соответствии с утвержденной методикой иски за уничтожение, нарушение среды обитания охотничьих ресурсов предъявляются в случае причинения вреда, наступившего вследствие нарушения природоохранного законодательства. В практическом применении законодательства доказать вину недропользователей в причинении ущерба при гибели охотничьего животного несложно, а доказать имущественный ущерб охотпользователя от спада численности, миграции охотничьих животных из-за от ухудшения среды обитания чрезвычайно сложно. Обычно суды требуют сравнительные документальные материалы состояния охотничьих ресурсов и среды их обитания до и после промышленного освоения, материалы доказывающие наличие вины недропользователя. Такие материалы можно получить только путем территориального охотустройства. В связи со снятием бюджетных ассигнований с 2015 года мероприятий Государственной программы РС(Я) «Воспроизводство и сохранение охотничьих ресурсов на 2012-2017 годы» на проведение территориального охотустройства, запланированные в вилюйской и южной группе районов работы, отложены на неопределенное время.

Поэтому настало время продолжить охотустройство территорий районов в целях урегулирования взаимных интересов и обязательств в отношениях с недропользованием или строительством объектов в охотничьих угодьях для нужд промышленности. По состоянию на 2015 год территориальное охотустройств проведено только в 5 Центральных районах Республики Саха (Якутия) (Мегино-Кангаласский, Намский, Усть-Алданский, Чурапчинский улусы (районы) и ГО “г. Якутск”. На эти цели из республиканского бюджета за 2012-2014 годы было израсходовано 16010 тысяч рублей. На полное завершение охотустройства и утверждение схемы размещения, охраны и использования охотничьих ресурсов потребуется около ста миллионов рублей до 2020 года.

(Слайды 6)
В завершение информации разрешите кратко ознакомить вас с состоянием дел в осуществлении федерального государственного надзора в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

С укреплением численности, материально-технического обеспечения и усилением взаимодействия с природоохранными органами существенно улучшился федеральный государственный охотничий надзор. За счет увеличения субвенций федерального бюджета в 2014 году увеличена количество госохотинспекторов на 13 штатных единиц, создана межрайонная оперативная группа госохотинспекции. Должностными лицами, осуществляющими государственный охотничий надзор, в 2015 году на территории республики проведено 727 (2014г.- 884) патрульных рейдов, при этом выявлено 560 (2014г.-1756) нарушений законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. По сравнению с 2014 годом проведено патрульных рейдов на 18% меньше, выявлено нарушений соответственно на 59 % меньше. В связи с открытием с 15 октября сезона охоты на диких копытных, боровую и пушную дичь ожидается увеличение выявленных нарушений, но в целом наметилась тенденция их сокращения по сравнению с предыдущими годами. Это связано, в первую очередь, с повышением культуры охоты, а также снижением материально-технических возможностей обеспечения контрольно-надзорных мероприятий. В марте проведены специальные надзорные мероприятия по охране и сохранению численности охотничьих ресурсов вдоль нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий Океан в Олекминском и Алданском районе. В целях охраны мигрирующих диких северных оленей в промышленной зоне АК «АЛРОСА» и популяции зайца-беляка центральной Якутии в период депрессии численности Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 31 июля 2015 года № 625 продлены меры ограничения охоты в отдельных категориях охотничьих угодьях в сезон охоты 2015-2016 года.

(слайд 7) По сравнению с 2014 годом в 2015 году увеличилось привлечение к ответственности по признакам состава уголовного преступления в сфере охоты на 49%. На нарушителей природоохранного законодательства в 2015 году наложено штрафов на сумму 536 (2014г.-1439) тыс. рублей, исков на возмещение нанесенного ущерба охотничьим ресурсам на 686 (2014г.-1512) тыс. рублей.

В рамках плановых проверок в 2014 году за нарушение требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ привлечены ОАО КХ «Якутуголь», ОАО «Якутскэнерго».

За нанесение ущерба охотничьим ресурсам в результате нарушения и уничтожения среды их обитания в ходе промышленного воздействия, геологоразведочных и горнодобывающих работ, выданы предписания об устранении законодательства в сфере сохранения охотничьих ресурсов ЗАО «Туймааданефтегаз», ЗАО «Ростнефтегаз», АК ОАО «АЛРОСА», КХ «Якутуголь», ПФ «Костромагазгеофизика». ЗАО «Туймааданефтегаз» оплачена сумма ущерба в размере 2 619 030 рублей, ЗАО «Роснефтегаз» 154152,15 рублей, ООО «Газпромгеоресурс» 477 040 рублей. Направлено исковое заявление в суд Нерюнгринского района о взыскании суммы ущерба, нанесенного охотничьим ресурсам ОАО ХК «Якутуголь» в результате разработки Эльгинского месторождения каменного угля, в размере 3588404,0 рублей.

В целях надзора соблюдения охотпользователями условий пользования охотничьими ресурсами и соблюдения природоохранных требований промышленными предприятиями, влияющих на среду обитания охотничьих ресурсов, за 2015 год проведено 21 плановых проверок, 29 внеплановых проверок. По результатам плановых, внеплановых проверок выдано 25 предписаний на устранение нарушений законодательства, привлечено к административной ответственности 19 организаций. В ходе проверок проводится контроль за соблюдением условий пользования долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, уделяется особое внимание на проведение охотпользователями внутрихозяйственного охотустройства. По результатам проверок промышленных организаций, нарушающих среду обитания охотничьих ресурсов, в 2014 и 2015 годах возмещены суммы ущерба, нанесенного охотничьим ресурсам, в размере 3 250 222 рублей. Ведется работа по предъявлению иска в суд по возмещению ущерба, нанесенного в результате уничтожения и нарушения среды обитания охотничьих ресурсов хозяйственной деятельностью, в размере 5 014 234 рублей.

Основное внимание уделяется профилактике правонарушений путем разъяснения населению требований охотничьего законодательства и пропаганды бережного отношения к охотничьим ресурсам, к природе. Систематически проводятся прямые эфиры, диалоги в тематических телерадиопередачах, информация передается через страницы популярных газет «Кыым», «Туймаада саната», охотничьей газеты «Аар Тай5а», журнала «Байанай» и улусные газеты. День охотника Республики Саха (Якутия) стал ежегодным массовым мероприятием не только в столице, но и в улусах и наслегах республики.

В заключение хочется отметить, что население республики в настоящее время хорошо понимает и поддерживает цели и задачи деятельности Департамента охотничьего хозяйства Республики Саха (Якутия), а по востребованности государственных услуг и функций департамент, несомненно, находится в числе лидеров среди исполнительных органов. В любом вопросе мы стараемся учитывать мнение населения, поддерживаем и участвуем во всех формах открытого диалога с общественностью.

_____________________________________________

Спасибо за внимание!

Похожие:

Актуальные вопросы охоты и охотничьего хозяйства icon Актуальные вопросы финансирования
Актуальные вопросы финансирования и развития здравоохранения ростовской области в свете 20-летия обязательного медицинского страхования...
Актуальные вопросы охоты и охотничьего хозяйства icon Актуальные вопросы фтизиатрии
Буканова А. В., Гордашников В. А. «Актуальные вопросы фтизиатрии»: Учебное пособие/ Владивосток; 2007. 320 с
Актуальные вопросы охоты и охотничьего хозяйства icon Кгбпоу «вбмк» актуальные вопросы здоровьесбережения сборник материалов
«Актуальные вопросы здоровьесбережения»: материалы региональной студенческой научно-практической конференции. Владивосток: кгбпоу...
Актуальные вопросы охоты и охотничьего хозяйства icon При осуществлении охоты не допускается стрелять: в направлении людей,...
При осуществлении коллективной охоты не допускается покидать места, заранее определенные лицом, ответственным за проведение коллективной...
Актуальные вопросы охоты и охотничьего хозяйства icon Актуальные вопросы развития экономики и профессионального образования в современном обществе
Актуальные вопросы развития экономики и профессионального образования в современном обществе: Материалы XII международной молодежной...
Актуальные вопросы охоты и охотничьего хозяйства icon Тема: Актуальные вопросы взаимодействия кадастровой палаты с муниципальными...
Слайд 1 Тема: Актуальные вопросы взаимодействия кадастровой палаты с муниципальными образованиями Республики Татарстан
Актуальные вопросы охоты и охотничьего хозяйства icon Новости Форум
Актуальные вопросы проектирования предметной информационно-образовательной среды учителя предметника
Актуальные вопросы охоты и охотничьего хозяйства icon Курсы: Организация документооборота и архива
Актуальные вопросы технического обслуживания и ремонта промышленного оборудования
Актуальные вопросы охоты и охотничьего хозяйства icon Инструкция по эксплуатации Поздравляем!
Чемпион Мира и пяти­кратный Чемпион Европы сделал такой же выбор. Теперь успех охоты зависит только от Вас. Надеемся, Вам не надо...
Актуальные вопросы охоты и охотничьего хозяйства icon Актуальные вопросы информационно-коммуникационных и компьютерных технологий
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Актуальные вопросы охоты и охотничьего хозяйства icon Ответы на наиболее актуальные вопросы организации и осуществления
Снижение излишней административной нагрузки с субъектов малого и среднего предпринимательства
Актуальные вопросы охоты и охотничьего хозяйства icon «актуальные вопросы экспериментальной и клинической морфологии»
Рамн, Заслуженного деятеля науки рф, доктора медицинских наук, профессора В. Б. Писарева
Актуальные вопросы охоты и охотничьего хозяйства icon 22 января в доу №43 прошел муниципальный семинар «Актуальные вопросы...
Доу №43 прошел муниципальный семинар «Актуальные вопросы организации детского питания в дошкольном образовательном учреждении», категория...
Актуальные вопросы охоты и охотничьего хозяйства icon Актуальные вопросы и инновационные подходы обучения и воспитания...
«Минькинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида»
Актуальные вопросы охоты и охотничьего хозяйства icon Введение Актуальные вопросы и тенденции развития логистики
Исследователи о современном положении логистики РФ по сравнению со странами ес
Актуальные вопросы охоты и охотничьего хозяйства icon Актуальные вопросы деятельности Управления Федеральной службы судебных...
«Актуальные вопросы деятельности Управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области по розыску должников, их имущества,...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск