2006 введение 3


Скачать 6.37 Mb.
Название 2006 введение 3
страница 1/37
Тип Учебник
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37
Военная история

Учебник для высших военно-учебных заведений
Министерства обороны Российской Федерации

Москва

Воениздат

2006


ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I ЗАРОЖДЕНИЕ ВОЕННОГО ДЕЛА В ДРЕВНЕМ МИРЕ 9

Глава II 17

ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО
ГОСУДАРСТВА IX—XIII вв. 17

* * * 26

Глава III 26

ОТ МОСКОВСКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ РУССКОМУ 26

Глава IV 38

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ И ВОЙНЫ РОССИИ В XVIII в. 38

Глава V 51

ВОЙНЫ И ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИИ В XIX в. 51

Глава VI ПОСЛЕДНИЕ ВОЙНЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 69

Глава VII 86

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И ВОЕННАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ В РОССИИ (1918-1922 гг.) 86

Глава VIII. 95

РАЗВИТИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД 95

Глава IX ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА. ПРИЧИНЫ И НАЧАЛО 108

Глава X 114

НАПАДЕНИЕ ГЕРМАНИИ НА СОВЕТСКИЙ СОЮЗ. 114

НАЧАЛО КОРЕННОГО ПЕРЕЛОМА 114

ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ 114

Глава XI 130

ЗАВЕРШЕНИЕ КОРЕННОГО ПЕРЕЛОМА ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ 130

Глава XII 142

ЗАВЕРШЕНИЕ РАЗГРОМА ГЕРМАНИИ И ЕЕ СОЮЗНИКОВ В ЕВРОПЕ 142

Глава XIII. 162

ОКОНЧАНИЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 162

Глава XIV 166

ЭКОНОМИКА И РАЗВИТИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР В ХОДЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 166

Глава XV 179

ВОЕННО-БЛОКОВОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. 179

РАЗВИТИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР 179

Глава XVI 188

ЛОКАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ И ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX в. 188

Глава XVII 214

СТРОИТЕЛЬСТВО ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1992-2004 гг. 214

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 222


ББК 63.3(2) В63

ВВЕДЕНИЕ


РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:И. И. Басик, М.Г. Вожакин (председатель), Н.И. Никифоров, О.Е. Смирнов

Учебник разработан сотрудниками Института военной истории Министерства обороны Российской Федерации при участии преподавателей Военного универси­тета, Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации и Ака­демии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого.

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

Б.А. Божедомов, Н.И. Бородин, Н.В. Васильева, А.В. Виноградов,

В.А. Гаврилов, СБ. Елисеев, М.Н. Зуев, В.В. Изонов,

В. Т. Им иное, СИ. Карлов, А. В. Кириллов, А. С. Киселев,

Н.Ф. Ковалевский, В.Е. Ковалёв, Д.Ю. Козлов, В.А. Колунтаев,

ЮМ. Коробов, Г.И. Короткое, Г.А. Куманев, Б. И. Невзоров,

В.Д. Овчинников, А.А. Падерин, В. В. Паршин, С.Д. Половецкий,

В.Ю. Русанов (руководитель), A.M. Соколов, Ю.Ф. Соколов,

В.А. Стрельников, СА. Тюшкевич, Г.Ф. Чекмарев, П.Я. Цыганков,

И.А. Шеин, А. В. Шишов

Научный редактор — А.А. Кольтюков

Военная история: Учебник для высших военно-учебных В63 заведений Министерства обороны Российской Федера­ции.— М.: Воениздат, 2006. — 469 с, ил.

ISBN 5-203-01989-4

Учебник по военной истории содержит краткое описание наиболее поу­чительных войн, битв и сражений, а также этапов развития вооруженных сил и способов ведения боевых действий с древнейших времен до наших дней. В соответствии с учебной программой вузов Министерства обороны Российской Федерации особое внимание уделяется отечественной военной истории.

ББК 63.3(2)

О Главное управление кадров, 2006
© Институт военной истории, 2006
ISBN 5-203-01989-4 © Воениздат, 2006

Военная история своими корнями уходит в глубокую древ­ность. Она зародилась в форме простейшего повествования о вой­нах, битвах, сражениях, деятельности полководцев и военачальни­ков в рамках общей древней историографии.

Появление письменности предопределило возможность накоп­ления исторических знаний в форме исторических надписей, еже­годных записей событий, а затем — специальных описаний. Не­смотря на то что военно-историческая мысль зарождалась в самых простейших формах и сводилась по существу к регистрации, учету военных походов, появилась возможность накопления военного исторического опыта, анализа и оценки тех или иных событий. Это привело к формированию военной истории как науки (воен­но-исторической науки), составляющей особую часть всеобщей истории. В конце XVIII — начале XIX в. военная история отпоч­ковалась от всеобщей истории и военных знаний и превратилась в относительно самостоятельную науку.

Собственный путь развития прошла отечественная военно-ис­торическая наука. Военно-исторические знания в период Средне­вековья на Руси сосредоточивались главным образом в сказаниях, летописях, церковных (монастырских) хрониках. Такого рода хро­ники, как правило, имели частный, местный характер, излагали события, относящиеся к отдельным городам, княжествам, терри­ториям. Важным шагом, ускорившим развитие военно-историче­ской науки на Руси, явилось появление книгопечатания. На осно­ве изданных хроник началось исследование и составление военно-исторических работ.

Большой интерес для военной истории представляют появив­шиеся на Руси в XVI в. исторические повести. Ценность историче­ской повести в этот период состоит в том, что в ней не только опи­сываются, но и объясняются военно-исторические события периода окончательного формирования централизованного Мос­ковского государства и создания постоянного войска (Приговор Ивана IV Грозного от 1 октября 1550 г.), имевшего элементы регу­лярности. Характерным примером такой повести является «Исто­рия о Казанском царстве».

Важную роль в становлении и развитии военной истории сыг­рало изучение документальных источников.

В Российской империи в XIX в. создаются крупные научные труды, военную историю начинают изучать в военно-учебных за­ведениях.

Военная история, или военно-историческая наука, — совокуп­ность научных знаний о реальных военно-исторических явлениях, событиях прошлого как нашей страны, так и других стран и наро­дов, о развитии военного дела с древнейших времен до наших дней. Она включает в себя обширный фактический материал и теоретические обобщения, является средством познания, понима­ния и объяснения. Военная история как наука изучает причин­но-следственные связи и отношения, содержание и сущность, обобщает исторический опыт решения национальных, политиче­ских, экономических и иных задач средствами вооруженного на­силия как в условиях мира, так и во время ведения войны. Она ис­следует действие законов в военной области, в войне в исторически конкретных ситуациях, а также специфические зако­номерности вооруженной борьбы.

В понимание предмета военно-исторической науки входит и человеческое измерение, ибо, по образному выражению Гете, ис­тория есть «живая ткань бытия», включающая в себя человека как творца и деятеля. Вследствие этого военная история исследует че­ловека-воина, личности полководцев и военачальников, состоя­ние людей во время войны и их отношение к ней. Для людей вой­на носит одновременно героический и драматический характер. Любой акт вооруженной борьбы, как и вся война в целом, — это продукт и результат деятельности людей.

Составными частями военной истории как учебной дисципли­ны являются: история войн, история военной мысли, история во­енного искусства, история строительства вооруженных сил, исто­рия вооружения и военной техники, источниковедение и др.

История войн — фактологическая основа военно-исторической науки в целом, исследует социальную сущность войны как особо­го общественного явления, раскрывает причины и социаль­но-экономические условия ее возникновения, политические и во­енно-стратегические цели, характер и особенности конкретных войн, оценивает силы и планы сторон, рассматривает ход военных кампаний, операций и боев, анализирует их итоги, определяет влияние данной войны на развитие общества. Исследования в об­ласти истории войн показывают, какую роль в ходе и исходе каж­дой конкретной войны сыграли народные массы, экономические, политические и моральный факторы, количество и качество войск, вооружения и военной техники, уровень полководческого искусства. Изучение истории подготовки, развязывания и ведения войн позволяет обобщить богатый военный опыт, накопленный предшествующими поколениями. Изучая и синтезируя его, воен­но-историческая наука выявляет факторы, влияющие на ход и ис­ход войн, сражений и боев, выделяет из них главные, определяю­щие. История войн представляет собой богатый материал для извлечения выводов и уроков, обоснованного решения современ­ных проблем военной теории.

История военной мысли изучает зарождение, становление и эво­люцию военно-теоретических взглядов под воздействием воен-

но-технического прогресса, экономических, социально-полити­ческих и других факторов; выявляет общее направление развития военной науки, закономерности и тенденции этого процесса, вскрывает условия и факторы, способствовавшие развитию или, наоборот, торможению его.

История военного искусства исследует возникновение, разви­тие, смену форм и способов ведения вооруженной борьбы, выяв­ляет зависимость данного процесса от характера и уровня произ­водства, политики государства и полководцев, вскрывает закономерности и тенденции развития стратегии, оперативного искусства и тактики. В ней синтезируются выводы и уроки из исто­рии войн, истории строительства вооруженных сил, истории разви­тия вооружения и военной техники, обучения и воспитания войск. Изучение и обобщение военного опыта многих поколений способ­ствуют дальнейшему развитию современной военной науки.

История строительства вооруженных сил (ВС) исследует процес­сы и закономерности возникновения и развития ВС как по общим хронологическим признакам этапов их строительства, так и по структурно-организационным — видам и родам войск.

История вооружения и военной техники изучает процесс воз­никновения и совершенствования различных образцов оружия и военной техники, его закономерности и тенденции, анализирует уровень живучести и надежности оружия и военной техники в ходе военных действий, степень и характер влияния нового ору­жия и военной техники на строительство ВС, военное искусство, на моральный фактор и в целом на военное дело.

К военной истории относятся и так называемые вспомогатель­ные или специальные отрасли: военная историография, воссоздаю­щая историю военно-исторической науки; военно-историческое источниковедение, занимающееся теорией и практикой изучения и использования письменных, устных, вещественных, этнографиче­ских и других военно-исторических источников; военная археоло­гия, исследующая по вещественным источникам деятельность лю­дей в военной области в прошлом. С военной историей также связаны: военная статистика, изучающая количественные пока­затели военных явлений и процессов, занимающаяся сбором, на­учной обработкой и анализом статистических данных конкретных явлений и процессов военного дела; геральдика — гербоведение, позволяющее устанавливать происхождение, подлинность и при­надлежность документов, образцов оружия, военного снаряжения; фалеристика, исследующая историю орденов и медалей, знаков отличия, наградные документы и наградную статистику; эмблема­тика — специальная историческая дисциплина о символических условных изображениях, отражающих определенные понятия и обозначающих принадлежность военнослужащих и различного имущества к виду ВС, специальным войскам и службам.

События военной истории как реального процесса всегда опи­сывались и объяснялись посредством большого числа научных по­нятий. Их можно условно разделить на следующие: философскиеи общесоциологические понятия и категории; частносоциологи ческие и другие социальные понятия; собственно военно-истори ческие и военные понятия.

Первая группа понятий — философские категории. Они со­ставляют основу теоретических концепций, с помощью которых осуществляется объяснение исследуемых событий военной исто­рии, выступают своего рода фильтром, через который проходя весь эмпирический материал и все концептуальные положения исторических работ.

Особую роль играют философские и общенаучные принципы, и в первую очередь — принципы всесторонности, историзма, объ­яснения истории на основе материалистического понимания ис­тории, закона причинности (детерминизма), а также таких фунда­ментальных категорий, как сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действите­льность. Важное значение для военно-исторической науки имеют общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, абстрагирова­ние, обобщение — и такие логические приемы, как индукция, де­дукция, аналогия. При этом необходимо комплексное их исполь­зование. Принципы исторического и логического подходов нацеливают на раскрытие сущности военно-исторических явле­ний, их причинно-следственных связей, выработку целостных представлений о них. Все большую роль в военно-историческом исследовании приобретает эвристика как совокупность приемов и способов более быстрого и целенаправленного поиска истины. Важную роль играют эмпирические методы — анализ документов и исторических описаний, статистические исследования.

Вторая группа понятий образуется из специфически социоло­гических и других социальных понятий, характерных для всей ис­торической науки. С их помощью можно углубляться в изучение событий и процессов военной истории, объяснять характерные черты и особенности. Это, например, понятия: общественно-эко­номическая формация, цивилизация, историческая эпоха, нацио­нальные и иные отношения, государство, революция и т.д. Эти и другие подобные понятия являются «узловыми» пунктами позна­ния военно-исторических событий, позволяющими видеть и по­нимать изучаемые явления и процессы в общем естественно-исто­рическом процессе, подчиненном определенным законам. В этой группе понятий особое место занимают понятия «война», «ар­мия», а также ряд других, содержание которых исторически изме­нялось.

Понятия третьей группы в большинстве своем относятся к са- мой военной истории и отчасти к военной науке. Роль этих понятий (военное искусство, стратегия, оперативное искусство, такти-ка, группировка войск, боевой порядок, наступление, оборона, атака, контратака и т. д.) состоит в том, что они углубляют понимание и объяснение оперативно-стратегической, оперативно-тактической и военно-технической сторон военно-исторических со­бытий, процессов. Например, с помощью понятий «вооруженная борьба», «стратегическая операция», «темпы наступления», «огне­вая мощь» и тому подобных можно отразить напряженность воен­ных действий в войнах прошлого, их размах, значение и лучше по­нять причины побед и поражений воевавших сторон.

Таким образом, категории и понятия военной истории как нау­ки в своей совокупности дают синтетическую, то есть обобщен­ную, картину военного прошлого, являются ступеньками позна­ния, опорными пунктами овладения военно-историческим опытом и его использования в современных условиях.

Включаясь в жизнь общества, в функционирование многих его институтов, военно-историческая наука выполняет ряд функций, и прежде всего познавательную функцию, которая включает в себя момент оценки событий, ибо в войне, вооруженной борьбе дейст­вуют люди с их личностными и социальными особенностями, ха­рактерами и интересами.

Военно-исторические явления и события, их ход и исход по­знаются, как правило, в конкретной хронологической форме. При этом теория присутствует в ней как исходный пункт, и как основа, и как результат познания. Изучение каждой войны включает в себя познание ее причин и предпосылок, как существенных, так и второстепенных, понимание ее сущности как единства политики и собственно вооруженной борьбы, рассмотрение вооруженной борьбы во взаимосвязи с деятельностью тыла и морально-полити­ческим состоянием народа и армии. При изучении вооруженной борьбы важно не только понять, каким было и как менялось соот­ношение сил в ходе военных действий, но и как осуществлялось непосредственное руководство этими действиями, как новое, рож­денное войной, боролось с отжившим, как на руководство войска­ми оказывали влияние личные качества руководителей и т.д.

Образовательная функция военной истории состоит в том, что заключенные в ней разнообразные знания становятся достоянием военнослужащих, необходимым в их повседневной деятельности. Полученные знания по теории и практике подготовки и ведения военных действий, в целом по военной истории, становятся фун­даментом широкого военного кругозора, являются эффективным средством совершенствования творческого мышления. По образ­ному замечанию А. Свечина, военная история является той поч­вой, на которой «рождаются опорные точки нашего военного мышления»1.

Воспитательная функция выражается в наличии больших воз­можностей военной истории для формирования у граждан России высоких духовно-нравственных качеств. Правдивое и яркое вос­произведение страниц героического прошлого, примеров безза­ветного служения Отечеству, поддержание традиций народа и ар­мии, истории их борьбы за свободу и независимость способствуют повышению морального духа, воспитанию чувства патриотизма, веры в свои силы, преданности Родине, своему народу, готовно-

сти проявлять мужество и героизм, до конца выполнять свой во­инский долг.

Мировоззренческая функция военной истории заключается в] том, что научные знания в этой области участвуют в формирова­нии научной картины мира и развития общества, способствуют познанию закономерностей общественного развития, всего исто­рического процесса. Это достигается через осмысление места и роли войны в историческом процессе, положения в ней человека, через формирование отношения к войне как средству политики тех или иных государств, партий и движений.

Военно-исторические знания способствуют также развитию военной и общей культуры человека, гражданина. Являясь важ­ным фактором духовной жизни общества, они участвуют в форми­ровании национального сознания и самосознания, входят в содер­жание «национальной идеи», сплачивающей, объединяющей и воодушевляющей граждан страны.

Методологическая функция военной истории заключается в том, что, отражая объективную истину в понятиях, категориях и закономерностях, она дает возможность использовать их в иссле­дованиях других наук, применять выработанные ею методы науч- I ного познания действительности. Военная история содержит в себе знания, которые помогают вырабатывать военную доктрину и военную политику государства, определять политический и стра­тегический курс в военном строительстве, в решении оборонных задач государства.

В процессе изучения военной истории большой интерес имеет проблема уроков военно-исторических событий, войн и воору­женных конфликтов. Уроки прошлого должны служить настояще­му. Сквозь прошлое просматривается смысл истории, корректиру­ются представления об историческом опыте. Последний — это итог познавательного и духовного освоения человеком социально- го мира и его будущего. Он не только в знаниях, но и в ценностных, мировоззренческих представлениях.

Чем бы человек ни занимался, он так или иначе вынужден за- I думываться над военной историей Отечества, определяя свое мес­то в цепи поколений. Историческая память несет в себе оценочный момент — принять или не принять прошлое, одобрить или не одобрить его и т.д. На этой основе формируются общественное сознание, военно-исторические традиции, патриотизм.

Реалии века с его глобальными угрозами обязывают военную ис- торию давать такие знания, которые помогали бы укреплять между­народную, региональную и национальную безопасность, обобщать опыт использования военной силы как в целях вооруженной борьбы, так и предотвращения войн, решения миротворческих задач.

Учебник «Военная история», подготовленный коллективом ав­торов Института военной истории Министерства обороны (МО) Российской Федерации (РФ) совместно с Общевойсковой акаде­мией ВС РФ, Военным университетом ВС РФ, академией Ракет- ных войск стратегического назначения имени Петра Великого

МО РФ, Московским военным институтом МО РФ, продолжает развивать военно-исторические традиции, заложенные в ранее из­данных и получивших широкую известность учебниках. В соот­ветствии с действующей учебной программой и выделенным вре­менем на изучение дисциплины «военная история» в высших учебных заведениях МО РФ в нем раскрыты лишь основные со­бытия (войны, битвы, операции, сражения, бои), кратко расска­зывается о возникновении и развитии страны, военной техники, военной мысли. Значительное место в учебнике отведено событиям Второй мировой и Великой Отечественной войн. Дается по­дробный обзор этих войн и описание основных битв и операций. Отдельные разделы учебника посвящены боевым действиям ар­мий союзников СССР по антигитлеровской коалиции на различ­ных театрах военных действий. Содержатся сведения о достиже­нии Советским Союзом паритета в период «холодной войны», противостоянии Организации Варшавского Договора и НАТО, о послевоенном строительстве Советской Армии и Военно-Мор­ского Флота. Отдельная глава повествует о локальных войнах 2-й половины XX в.

Завершает учебник глава, посвященная Вооруженным Силам Российской Федерации, ведущим свой отсчет с 1992 г., но сохра­няющим тесную преемственную связь с многовековой историей вооруженных сил Отечества. Ратные традиции российской армии и сегодня остаются фактором духовной силы государства и наро­да, источником веры в возрождение могущества России.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

Похожие:

2006 введение 3 icon Забракованные лекарственные средства
И-174/06 от 06. 03. 2006, 01И-176/06 от 06. 03. 2006,01И-179/06 от 06. 03. 2006, 01И-180/06 от 06. 03. 2006,01И-190/06 от 10. 03....
2006 введение 3 icon Книга предназначена для начинающих нумерологов, специалистов в области...
Все права защищены © Видья Ананда, 2006 © Равнндра Кумар, 2006 © "Veda Bhavan", 2006
2006 введение 3 icon Инструкция по подготовке конкурсных заявок Введение
Федеральным законом №94-фз от 21. 07. 2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных...
2006 введение 3 icon Инструкция по подготовке конкурсных заявок Введение
Федеральным законом №94-фз от 21. 07. 2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных...
2006 введение 3 icon Курс-конспект лекций и контрольные задания Рига 2006. Методическое...
Современная психодиагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально...
2006 введение 3 icon Федеральная таможенная служба
Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, n 20, ст. 2162), подпункта 37 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного...
2006 введение 3 icon Инструкция по подготовке конкурсных заявок Введение
Федеральным законом №94-фз от 21. 07. 2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных...
2006 введение 3 icon Введение 3 введение 3
Современное состояние и использование территории подгорненского сельского поселения 7
2006 введение 3 icon Литература: Дейт К. Введение в системы баз данных, 8-е издание. Вильямс, 2006
Субд; 3 оптимального доступа к данным с использованием субд. 4 нереляционная форма хранения данных. 5 Современные технологии доступа...
2006 введение 3 icon Оглавление введение
...
2006 введение 3 icon Госдума РФ мониторинг сми 16 мая 2006 г
Московский комсомолец, Ян Смирницкий, Марина Райкина, 16. 05. 2006, №104, Стр. 3 26
2006 введение 3 icon «Использование профиля вуза при изучении курса истории Отечества» Москва 2006 Введение
Это позволит студентам лучше представить основные этапы развития нефтяного и газового дела в России, понять роль и значение одной...
2006 введение 3 icon Информация по результатам аудита эффективности расходования бюджетных...
Программы энергоресурсоэффективности г. Казани на 2006-2010 годы принятой решением Казанской городской Думы от 18. 10. 2006 №8-12...
2006 введение 3 icon Госдума РФ мониторинг сми 11 апреля 2006 г
Российская бизнес-газета, Дейнеко Александр, Звягин Юрий, 11. 04. 2006, №14, Стр. 3 52
2006 введение 3 icon Госдума РФ мониторинг сми 22 марта 2006 г
Радио россии, этот день: события и мнения., 21. 03. 2006, Светенко Андрей, 14: 00 22
2006 введение 3 icon Госдума РФ мониторинг сми 26 апреля 2006 г
Ведомости, Использована информация "Интерфакса", "Прайм-тасс", Reuters., 26. 04. 2006, №74, Стр. А3 23

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск