Скачать 1.2 Mb.
|
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ: учебное пособие / Л.К. Жубанова, А.Г. Самурзина, С.В. Ефремова, М.Ш. Хамзина. – Алматы, 2000. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Часть 1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МАРКЕТИГА 1.1. Предпринимательство и устойчивое развитие 1.2. Понятие экологического маркетинга 1.3. Концепции экологического маркетинга 2. РЫНОК В СИСТЕМЕ ЭКОМАРКЕТИНГА 2.1. Рынок и устойчивое развитие 2.2. Внешняя и внутренняя среда экомаркетинга 2.3. Исследования рынков 3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТОВАР И ЕГО ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ 3.1. Характеристики экологического товара 3.2. Жизненный цикл товара 4. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ 4.1. Ценовая политика 4.2. Типы конкуренции на рынке 4.3. Факторы ценообразования 5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТОВАРОВ И ТОВАРОДВИЖЕНИЕ 5.1. Распределение товара 5.2. Розничная и оптовая торговля 5.3. Маркетинговая коммуникация 6. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ 6.1. Миссия фирмы 6.2. Стратегическое планирование маркетинга 7. МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ 7.1. Изучение среды маркетинга 7.2.Решение о целесообразности выхода экологических товаров на внешний рынок 7.3. Решение о методах выхода на международный рынок 7.4. Решение о структуре комплекса экомаркетинга. 7.5. Решение о структуре службы маркетинга Часть 2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖЕМЕНТ 1. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 2. ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ 4. СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, КАК ОБЪЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ 5. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ 5.1. Характер воздействий на окружающую среду… 5.2. Классификация загрязнений 5.3. Общие требования к проведению экологического контроля. Способы контроля. Системы контроля 6. СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ (И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ) 7. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЭСХД) 8. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ НА ПРЕДПРИЯТИИ 9. МЕНЕДЖЕР-ЭКОЛОГ НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА ВВЕДЕНИЕ Устойчивое развитие предполагает освоение новых рынков для сбыта производимой продукции при обеспечении необходимой прибыльности производства и сохранении окружающей среды. Достигать этого по мере развития производительных сил становится все сложнее, так как производство и его влияние на окружающую среду все сильнее отягощаются экологическими проблемами. Использование природных ресурсов должно стать более рациональным, а производственные процессы и потребление - экологически более чистыми. Новые общественно-экономические условия, складывающиеся в Республике Казахстан, заставляют на региональном уровне искать нетривиальные подходы к системе управления экологической безопасностью. Кроме того, существуют объективные причины, к которым можно отнести следующие: - политико-административная система еще не выработала эффективную стратегию экологизации экономики; - продолжается создание рациональных структур управления природоохранной деятельностью, направленной на включение механизма саморегулирующего природного фактора восстановления качества окружающей среды; - недостаточно обеспечен уровень подготовки системы управления к возросшим требованиям экологической безопасности; - не проведен процесс "экологизации" специалистов, мобилизации сознания и новейшей идеологии образования. Решение этих вопросов дает возможность целостного восприятия сущности устойчивого и допустимого развития в рамках сбалансированного сосуществования человека и природных систем. Вопросам взаимодействия экономического и экологического развития был посвящен ряд представительных симпозиумов и конференций. Исследования общих маркетинговых стратегий были проведены различными специалистами в области маркетинга, менеджмента и охраны окружающей среды и опубликованы в многочисленных зарубежных и отечественных изданиях /1-7/. Однако, научная литература, учебники и практические пособия по экологическому маркетингу и менеджменту, отражающие взаимосвязь бизнеса и экологии и особенно эколого-экономическую ситуацию в Республике Казахстан, полностью отсутствуют. Этот факт явился главной предпосылкой для подготовки данного пособия, рекомендуемого студентам и магистрантам экологической специализации. Учебное пособие "Введение в экологический маркетинг", часть 1 содержит 7 основных разделов, в которых приведены понятия маркетинга и связь маркетинга с проблемами устойчивого развития. Для овладения новыми знаниями и навыками используются разнообразные современные методы и способы, наиболее эффективными из которых, на наш взгляд, являются ситуационные семинары и деловые игры. Ситуационный анализ использует метод принятия управленческих решений в различных ситуациях путем проигрывания вариантов по заданным или вырабатываемым самими участниками правилам. Информационными источниками для составления ситуационных задач послужили издания ближнего и дальнего зарубежья, в том числе рекомендации Правительственной школы Кеннеди Гарвардского Института развития, а также материалы, полученные авторами в период различных международных семинаров, конференций и делового общения. Часть 2 состоит из 9 разделов. В этой части пособия рассмотрено развитие процессов управления окружающей средой, в том числе, современное состояние регулирования природопользования, механизмы контроля и управления загрязнениями, экологическая безопасность коммерческих продуктов, твердых отходов и опасных в экологическом отношении материалов, предотвращение выбросов загрязняющих веществ. Особое внимание уделено национальному и международному законодательствам в области окружающей среды и экологическому производству. Рассмотрена роль менеджера-эколога и его организационные функции, представительство и процедура принятия решений. Приведены основные требования к экологическому менеджменту хозяйственной деятельности с точки зрения экологической политики, анализа исходного состояния окружающей среды, планирования природоохранной деятельности, мониторинга ОС, управления экологическим риском и другие. ЛИТЕРАТУРА 1. Коттлер Ф.Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: Про-гресс, 1990. 2. Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг: как побеждать на рынке. - М.: Финансы и статистика, 1991. 3. Эванс Дж.М., Берман Б. Маркетинг. - М.: Экономика, 1993. 4. Моррис Р. Маркетинг: ситуации и примеры. - М.: Банки и биржи, 1994. 5. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: марке-тинг. -М.: Международные отношения, 1991. 6. Каргажанов З.К., Баймырзаев К.М., Калиаскарова З.К. Платежи за пользование природными ресурсами. - Алматы. ?аза? Университетi, 1997. 7. Волков Г.А., Голиченков А.К., Игнатьева И.А., Козырь О.М., Петров В.В., Петрова Т.В., Сапранова Д.Н. Практикум по экологическому праву. - М.: БЕК. 1996. 8. Декларация Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де Жанейро // Зеленый мир, 1993. - № 3 - С.2 9. Хартия предпринимательской деятельности в интересах устойчивого развития. Принята на Второй Всемирной промыш-ленной конференции в апреле 1991 г. // Зеленый мир, 1993. - № 8. - С.7. 10. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста: Под ред. Г.А. Ягодина. - М.: 1994. 11. Реймерс Н.Ф. Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы. - М.,1994. 12. Бродский А.К. Краткий курс общей экологии. - СПб., ДЕАН+АДИА-М, 1996. 13. Голубков Е.П. Маркетинг. Словарь. - М.: Экономика, 1994. 14. Сагимбаев Г.К. Экология и экономика. - Алматы: Кар-жы-Каражат, 1997. 15. Глухов В., Лисочкина Т., Некрасов Т. Экономические основы экологии. - СПб,1995. 16. Dorweiler Vernon P., Yakhou Mehenna // Environ. Educ.and Inf. - 1994. - No 2. - Р. 131-156. 17. Дж.Е. Отли. Химия в интересах устойчивого развития.-1993. - № 1. - С.185-194 18. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Практикум по маркетин-гу: Уч. пособие. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995. - С. 240. 19.Норт К. Основы экологического менеджмента (введение в экологию промышленного производства). - М., "Премьер", 1993 г. 20.Наша планета. Программа ООН по окружающей среде: журнал по проблемам устойчивого развития, 1994. - Т.6. - № 5. 21.Рамад Ф. Основы прикладной экологии. - Л.: Гидро-метеоиздат, 1981 г. 22.Хачатуров Т.С. Экономика природопользования. - М., "Наука", 1987 г. 23.UNESCO: Water related vision for the Aral sea basin. - 2000 24.Шмидхейни С. Смена курса. Перспективы развития и проблема окружающей среды. Подход предпринимателя. - М.: "Международный университет", 1994 г. 25.UNDP. National environment forum. - 2 May, 2000, Almaty. 26.Экологическое оздоровление экономики. Под ред. В.Я. Возняк, Н.Г. Фойгельман. - М.: "Наука", 1994 г. 27.Закон Республики Казахстан "Об охране окружающей среды". 28.Кушербаев К. Экономика Казахстана: состояние и пер-спективы. - Алматы, 1996 г. 29.Батурин Л.А., Игнатов В.Г., Кокин А.В. Экономика и управление природопользованием. - Ростов-н/Д: СКАГС, 1996 г. 30.Игнатов В.Г., Кокин А.В. Экологичный менеджмент.- Ростов-н/Д: Книжное издательство, 1997 г. 31.Кукушкин Г. О некоторых вопросах экономического ме-ханизма природопользования // Экономика, 1993 г. - № 1. 32. Закон Республики Казахстан "Об экологической экспер-тизе", 1997 г. 33.Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана ок-ружающей среды. - М.: Аспект пресс, 1997 г. 34.Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента. - СПб.: ИД"МиМ", 1997 г. 35.Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И. Основы менеджмента. -СПб.: Олбис, 1997 г. 36.Neue Umweltmanagement Seminare // Galvanotechnik. - 1996. -87. - No.1. Р. 220-221. 37.Allison R.C., Bowman P. Putting management into environmental education // Environ.Prof. - 1992. - 14. - No. 4. - Р. 359-362. 38.Jubei Julie. Educating environmental managers for tomorrow: The environment must be part of the bottom line // EPA Journal. - 1995. -21. - No.2. - P. 31-33. 39.Слесарев М.Ю. Экологический менеджмент // Справ.: Инж. ж. - 1997. - № 9. - С. 47-53. 40. Kaiser H., Aghta J.// Maschinenmarkt. - 1997. - 103. - No. 6. - Р. 28-30. 41. Dorweiler Vernon P., Yakhou Mehenna. Environmental management and environmental education: new dimensions of business education // Environ. Educ. and Inf. - 1994. - 13. - No.2. - Р. 131-156. Часть 1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА 1.1. Предпринимательство и устойчивое развитие Бизнес играет жизненно важную роль в развитии челове-чества, поэтому предприниматели и их компании в своей дея-тельности должны твердо придерживаться принципов устойчи-вого развития и удовлетворения нужд нынешних поколений не в ущерб будущему благосостоянию. Принцип устойчивого развития предполагает, что пробле-мы экономического роста и защиты окружающей среды нераз-рывно связаны друг с другом, а качество жизни настоящего и будущих поколений зависят от того, насколько плодотворно удается решать насущные проблемы человечества сегодня, не нанося ущерба окружающей среде, от состояния которой зави-сит все живое на Земле. Для достижения этих целей необходимо развитие новых форм сотрудничества между предпринимателя-ми, правительствами и обществом. Согласно Люцернской декларации министров стран - пред-ставителей Европейской экономической комиссии ООН (1993 г.) особое значение уделено "формированию организационной инфраструктуры, включая эффективные правовые и админист-ративные механизмы, управленческие инфраструктуры, систе-мы подготовки кадров и образования" в процессе проведения в странах с экономикой переходного периода политических и структурных реформ. Вследствие данных реформ предусматри-вается переход в этих странах на комплексное управление природоохранной деятельностью. Учет экологических требова-ний предполагается осуществлять в ходе проведения экономи-ческой реформы, включая ценовую политику, приватизацию, бюджетно-налоговую реформу и децентрализацию управления. Неоспоримым является тот факт, что экономический рост всех государств мира служит непременным условием повыше-ния уровня жизни беднейших слоев общества и сбалансирован-ного роста населения. Это приводит к стабилизации отношений между различными общественными группами. Наряду с более эффективным использованием энергии, других материальных ресурсов и сокращением уровня загрязнения, появляется необ-ходимость в новых технологиях, способных обеспечить такой экономический рост. Развитие открытых и конкурирующих рынков способствует внедрению инноваций, повышению эко-номической эффективности и создает условия для улучшения качества жизни всего населения. Такие рынки должны обладать достаточной гибкостью, а именно: цены на товары должны учитывать и отражать ущерб, наносимый окружающей среде при их производстве, использовании, вторичной переработке и захоронении отходов. Это основополагающий принцип, кото-рый может быть реализован путем синтеза экономических средств, способных ликвидировать диспропорции, стимулиро-вать инновационную политику и неуклонный подъем экономи-ки, внедрение стандартов, регламентирующих производство, и инициативы частного сектора. Все это становится возможным, если проведены меры по обеспечению законодательства в сфере охраны окружающей среды, а именно: - закрепление экологических требований в Конституции страны, обеспечение их обязательного характера для всех физических и юридических лиц на всех уровня; - приведение в соответствие различных норм и положений об охране и использовании окружающей среды; - включение положений об охране окружающей среды в хозяйственное, налоговое, таможенное законодательство, банковское дело, законоположение о приватизации, об иностранных инвестициях, землепользовании и региональном развитии; - подготовка и обеспечение выполнения экологических стандартов и нормативов, их обоснованный пересмотр; - разработка и реализация эффективных режимов ответственности за ущерб окружающей среде, усиление действующих режимов, оптимизация порядка их регулирования; - подготовка правовых, административных санкций и иных мер наказания, приостановление действия или отзыв разрешения (лицензий), а также прекращение деятельности, нарушающей природоохранные требования и представляющей угрозу здоровью людей и окружающей среде. Концепция устойчивого развития требует внесения кардинальных изменений в направление политики наиболее процветающих стран, которые потребляют максимальное количество ресурсов и более всего загрязняют окружающую среду. Эти государства должны реагировать на критику со стороны многих руководителей беднейших стран мира, основанную на том, что промышленно развитые страны рискуют нарушить взаимосвязь между производством и удовлетворением потребностей, поскольку в развитых странах не расширение производства в первую очередь служит удовлетворению потребностей, а скорее, наоборот, возникающие новые потребности требуют расшире-ния производства. |
Введение оглавление |
Оглавление книги 8 Предисловие Введение |
||
Оглавление введение 3 Работа с отчетами |
Оглавление введение 3 Теоретические аспекты разработки рекламных кампаний страховых компаний 6 |
||
Оглавление введение 5 Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих или ориентированных |
Оглавление Введение Председателя Всемирного координационного совета российских соотечественников, проживающих за рубежом |
||
Учебный курс Оглавление Введение 3 о курсе «Технология управления... |
Оглавление Аннотация Введение Исходные данные на проектирование Описание... В данном дипломном проекте разработаны системы электроснабжения механического завода местной промышленности |
||
Оглавление введение зачем мы создаем доктрину Макрос государственности глава “империя не умирает. Она передается” Глава потенциал русской цивилизации |
2009 «Корпорация парус» 01. 09. 2009 Оглавление Введение 6 Основные... Редактирование спецификации (detail) на форме редактирования главного класса (master) 102 |
||
Инструкция по использованию механизма дополнительных колонок Оглавление Введение Информация выводится в колонке с именем "Дополнительно". В списках, имеющих колонку с таким именем, можно подключать допколонки |
Доклад Муниципального автономного общеобразовательного учреждения... Программа воспитания и обучения в группах предшкольной подготовки и в 1 классе. 22 |
||
Методика освидетельствования контрольно-кассовой техники программно-технический... Данная методика разработана с учетом следующих нормативно-правовых актов и документов |
Оглавление глоссарий 4 введение 6 Добавление нового пользователя организации (добавление новой эцп к организации) 58 |
||
Руководство администратора наименование утверждаемого документа Оглавление... Развитие информационно-аналитического обеспечения лицензионной деятельности в Российской Федерации |
Руководство пользователя ■ Оглавление Важные инструкции по безопасности... Индикатор buck avr (voltage reduction) «Автоматическая регулировка на понижение» (желтый светодиод) 6 |
Поиск |