Коррекционная программа "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков из неблагополучных семей." Пояснительная записка

Коррекционная программа "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков из неблагополучных семей." Пояснительная записка


Скачать 424.18 Kb.
НазваниеКоррекционная программа "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков из неблагополучных семей." Пояснительная записка
страница1/3
ТипПрограмма
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2   3

Коррекционная программа "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков из неблагополучных семей."


1. Пояснительная записка

Актуальность темы:

В современном обществе проблема подростковой агрессивности приобрета­ет все более острую социальную направленность и является одной из наибо­лее актуальных. Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции агрессивного поведения.

В нашей стране и в мире в последнее время приобретает все большую актуальность борьба с неблагополучными семьями. Как свидетельствует статистика, высокие показатели преступности в подростковом возрасте свойственны, прежде всего, детям из неблагополучных семей. Проблема агрессивности подростков затрагивает как общество в це­лом, так и педагогов и родителей в частности.

Исследование проблемы агрессивности имеет давнюю историю и связано с именами отечественных (Ю.Б. Можгинский, А.А. Реан, О.О. Савина, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов) и зарубежных (А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Уолтерс) психологов. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы, как биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.

В психологической литературе довольно часто отождествляют определения агрессии и агрессивности. Е.П. Ильин вносит ясность, разграничивая и раскрывая содержание данных понятий. Под агрессивностью он рассматривает свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении фруcтpиpующeй и конфликтной ситуации. Агрессию он определяет как поведение человека в конфликтных и фруcтриpующиx ситуациях.

A.A. Рeaн считает, что агрессивность — это готовность к агрессивным действиям в отношении другого, которая обеспечивает готовность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом .

По мнению Р. Бэрона и Д. Ричардсона, агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями, мотивами и установками. Данные факторы играют значимую роль в поведении, но их наличие не является необходимым условием для агрессивных действий. Исследователи отмечают, что агрессия может разворачиваться как в состоянии полнейшего равнодушия, так и в состоянии сильного эмоционального возбуждения .

Подростковый возраст — один из самых сложных периодов в онтоге­незе человека. Агрессивность в личностных характеристиках подростков проявляется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за не­удовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в соответствующем поведении. Агрессия подростков может выражаться по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей характера ребенка и отношений в семье. Основными формами выражения агрессии подростков бывают: физическая агрессия, вербальная агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, подозрительность, обида. Неблагополучные отношения в семье подростка провоцирует формирование агрессивности.
Программа коррекции агрессивного поведения подростков предназначена для расширения базовых социальных умений детей с агрессивным поведением. Здесь важно сделать акцент на том, что ни в коем случае нельзя подавлять агрессию в детях, так как агрессия - это необходимое и естественное для человека чувство. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии (т.е. вред будет наноситься самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство.

Важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда. Необходимо помнить следующее: агрессия - это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводящее к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И задача взрослых - научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.


Научно-практическая значимость:

Составленная программа является готовым инструментом практической работы для педагогов-психологов, сталкивающихся с подобной проблемой

Программа «Успокоить вулкан» предполагает комплексный подход к психологической коррекции агрессивного поведения у подростков на основе современных достижений отечественных и зарубежных психологов А.А. Реана, Р. Бэрона, Д. Ричардсона, Г.Э. Бреслава и других.

Программа «Успокоить вулкан» составлена на основе программ: Бреслава Г.Э., Лебедевой О.А., Смирновой Е.Е.

Цели и задачи

Цель : психологическая коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников путем обучения навыкам адаптивного поведения.

Задачи :

  • Обучать детей и подростков навыкам контроля и управления собственным гневом (навыкам саморегуляции)

  • Обеспечение возможностей отреагирования гнева в приемлемых формах;

  • Обучение навыкам распознавания эмоций и чувств, контроля за своим эмоциональным состоянием, в т.ч. гневом;

  • Оптимизация общения ребенка со сверстниками: выработка механизмов эмпатии, сочувствия и доверия друг к другу и окружающим людям, развитие умения взаимодействовать, считаться с другими, совместно решать поставленные задачи;

  • Создание положительного эмоционального фона в различных видах деятельности учащихся, снятие эмоционального напряжения во взаимодействии между собой.

  • формировать позитивную самооценку;


Программа предусматривает использование в работе:

  • арт-терапевтических методик;

  • психогимнастических упражнений;

  • бесед;

  • коррекционные упражнений;

  • тестирования;

  • релаксационных упражнений;

  • игровых методик.

В процессе занятий по программе у подростков формируются следующие умения и навыки, которые в последующем развиваются и совершенствуются:

  • умение осознавать и признавать свои эмоции и чувства;

  • умение осознавать и признавать эмоции и чувства других людей;

  • освоение приемов саморегуляции;

  • освоение приемов мышечной релаксации;

  • умение использовать различные способы поведения в проблемной ситуации;

  • умение выражать агрессию приемлемым способом;

  • навыки конструктивного взаимодействия;


Коррекционная работа с такими детьми традиционно ведется по нескольким блокам.

Диагностический блок- необходимо научить ребенка способам выражения гнева в приемлемой форме. Сдерживая агрессию, "загоняя" ее внутрь себя, гнев рано или поздно найдет выход, причем интенсивность его выражения будет значительно выше, чем это могло было быть ранее. Помимо этого, накопление гнева может привести к развитию стресса и другим психологическим и психосоматическим расстройствам.

Установочный блок-необходимо научить ребенка некоторым способам саморегуляции, умению распознавать и контролировать свои эмоции в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

Коррекционный блок-необходимо дать ребенку возможность выплеснуть накопившуюся двигательную энергию и освободиться от усталости.)

И, наконец ,Итоговый блок- не менее важно научить ребенка способам эффективного общения и уверенного поведения, помочь ему овладеть приемами разрешения проблемных ситуаций "мирным" путем, без драк и скандалов, а также формировать у ребенка способности к эмпатии, доверию, сочувствию и сопереживанию.


2. Организационные условия проведения занятий


Программа рассчитана на учащихся 10-14 лет. Продолжительность программы – 10 занятий по 40-50 минут. Состав группы 5-10 человек.

Занятия необходимо проводить не реже 1 раза в неделю при условии постоянства времени и места. Оптимальный режим проведения занятий - 2 раза в неделю.

Групповая работа должна проводиться в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении, в интерьере комнаты должны преобладать спокойные неяркие цвета. Для обеспечения занятий необходимы: индивидуальная тетрадь, простые и цветные карандаши, ручки, пластилин, мяч, глубокая тарелка, мягкие игрушки, клубок ниток, музыкальный проигрыватель.

Структура занятий включает в себя обязательный ритуал приветствия и «Шкатулка», разминку и основное упражнение. В конце каждого занятия обязательно проводится рефлексия и ритуал прощания

Перед началом цикла занятий проводятся индивидуальные консультации с каждым подростком. После окончания групповой работы также проводятся консультации, на которых закрепляются произошедшие с детьми изменения и групповое тестирование по методике Басса – Дарки (возможно использование других методик, с которыми работает психолог). Тестирование позволяет отследить динамику личностных изменений.

Этапы реализации программы:

Программа тренинга «модификация агрессивного поведения» делится на три основных этапа.

На первом этапе происходит знакомство участников тренинговой группы; расширении информации о собственной личности и проблеме агрессивного поведения; осознание и оценка своего поведения и его последствий, как для самого участника, так и для окружающих его людей

Второй этап предполагает совместный поиск и обучение альтернативным способом поведения и эмоционального реагирования в ситуациях, провоцирующих агрессию.

На третьем этапе осуществляется закрепление социально приемлемых способов удовлетворения собственных потребностей во взаимодействии с окружающими; происходит осознание расширения собственных возможностей в социальной жизни в связи с отказом от агрессивного поведения.

На протяжении всех тренинговых занятий осуществляется формирование положительных установок в общении со сверстниками через развитие способности к эмпатическому пониманию, принятию индивидуальности других, переоценку негативных эмоций по отношению к другим людям.

Данная программа опирается на ряд принципов:

1. Принцип добровольного участия в работе;

2. Принцип «я – высказываний»;

3. Принцип «не перебивать, когда говорит другой»;

4. Принцип толерантности по отношению к другим членам группы;

5. Принцип симпатии в участии – участник должен чувствовать себя в полной безопасности. Психолог оказывает поддержку и сам, не навязываясь и, организует её со стороны других участников;

6. Принцип конфиденциальности.

Занятия имеют чёткую структуру, состоящие из нескольких взаимосвязанных частей, а именно:

1. Ритуал приветствия позволяет сплачивать участников, создавать атмосферу группового доверия и принятия.

2. Разминка – воздействие на эмоциональное состояние участников, уровень их активности. Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность.

3. Основное содержание занятия – совокупность функциональных упражнений и техник.

4. Рефлексия занятия предполагает участниками две оценки занятия: эмоциональную (понравилось - не понравилось) и смысловую (почему это важно для каждого конкретно, зачем и чему мы научились, что запомнилось больше всего).

5. Ритуал прощания – смысловое завершение занятий.

3. Учебно-тематический план


1.Знакомство

Упражнение Знакомство "Уверенный - наглый - робкий"

45 мин

Групповая работа

Что понадобиться :Листочки с градусником, индивид тетрадь, шкатулка, карточки.

2.Давайте жить дружно!

Методика «Ежик», Доброе животное, Морщинки

45 мин

Групповая работа

Что понадобиться :Листочки с градусником, индивид тетрадь, шкатулка

3.Рассерженные шарики

Красный шарик, Зеленый шарик, Вымещаем агрессию

45 мин

Групповая работа

Что понадобиться :Листочки с градусником, индивид тетрадь, шкатулка, видеопрезентация, шарики красного и зеленого цвета, таблички

4.Эмоции в моем теле.

Цвет моего настроения, Гнев и ссора, Выставк, Эмоции в моем теле Место покоя,

45мин

Групповая работа

Что понадобиться :Схема человеческого тела, карандаши

5.Работа с гневом и обидами.

Упражнение. Колокол, Будешь! Не буду, Детская обида, Копилка обид,

45 мин

Групповая работа

Что понадобиться :Карандаши, листы формата а -4,стикеры, плакат с кувшином

6.Снимаем напряжение

Упражнение Вулкан, Облачко гнева, Морская звезда

45мин

Групповая работа

7.«Научись справляться с гневом»

Упражнение Листок гнева, Спустить пар

45мин

Групповая работа

Что понадобиться :Карандаши, краски, бумага а-4

8.Маленький агрессор

Упражнение Маленькое приведение, Изображение гнева, Апельс

45мин

Групповая работа


9.«Поведение в конфликте»

Упражнение Разбор конфликтных ситуаций, Закончи предложение

45 мин

Групповая работа

Что понадобиться :Индивидуальная тетрадь

10.«Развиваем эмпатию»

Упражнение Лицом к лицу, Глаза в глаза, Доброе животное

45мин

Групповая работа


11.Конструктивные способы разрешения конфликта.

Упражнение Небеса и ад, Пожалей другого, Насос и мяч,

45мин

Групповая работа

Что понадобиться :карандаши и бумага.

12.Найди выход

Упражнение Щепки плывут по реке, Я самый, Найди выход, Комплименты

45 мин

Групповая работа

3. Методы отслеживания эффективности программы


Успешная коррекционная работа по преодолению детской и подростковой агрессии невозможна без объективной диагностики различных проявлений агрессивности и предрасположенности к развитию агрессивного поведения. Объективность диагностики в данном случае обеспечивается выбором характеристик, признаков и критериев, не зависящих от самооценки и оценки поведения ребенка людьми из его социального окружения.

Выявляя агрессивных детей, следует помнить, что главная задача – не постановка диагноза, не навешивание ярлыка и не подтверждение своих предположений, а, прежде всего, оказание посильной своевременной помощи нуждающемуся в ней ребенку.

Структура диагностического исследования состоит из двух срезов: на начало работы по программе (в течение первых встреч) и на момент окончания (на последнем занятии и в последующие дни).

Эффективность программы оценивается с помощью расчета процента учащихся от общего количества детей в группе, которые снизили показатели от начала к концу совместной работы.

Общей целью применяемых методов диагностики является определение актуального эмоционального состояния ребенка, оценка проявлений агрессивного поведения. Для получения данных сведений использовались следующие методики:

  • Наблюдение.

  • Методика самооценки эмоциональных состояний Н. П. Фетискина "Градусник"

  • Методика получения обратной связи "Ежик"

  • Проективные методики "Несуществующее животное",«Тест руки», «Крокодилы».

  • Опросник А.Басса и А. Дарки.

  • Тест Розенцвейга.


4. Методические рекомендации


Особое внимание в программе уделено работе по отреагированию гнева для того, чтобы дать свободу истинным скрытым переживаниям (обидам, разочарованию, боли). Ребенок, не пройдя через эту стадию, будет сопротивляться дальнейшей работе и, скорее всего, потеряет доверие к психологу.

После этого можно переходить к коррекционной работе, направленной на осознание собственного эмоционального мира, а также чувств других людей; на овладение приемами контроля своего гнева и поведенческой терапии, а также к развитию адекватной самооценки.

Рассмотрим подробнее основные направления работы, которые представлены в программе:

  1. Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка приемлемым способам выражения гнева, высказывание своих обид, а также на отреагирование негативной ситуации в целом.

  2. Коррекционная работа, направленная на обучение детей навыкам контроля и управления собственным гневом (навыкам саморегуляции)

Важно, чтобы в ходе занятий подростки научились предъявлять партнеру по общению свои чувства через их проговаривание и приглашение к сотрудничеству. В результате этих действий происходит преодоление противоречий, предотвращение конфликтов в будущем.

Коррекционная работа в данном направлении заключается:

1) в установлении определенных правил, которые помогут детям справиться с собственным гневом;

2) в закреплении этих правил (навыков) в ролевой игре (провоцирующей игровой ситуации);

3) в обучении релаксационным техникам с применением глубокого дыхания.

Прежде чем перейти к закреплению правила в ролевой игре:

• следует расспросить ребенка, в какой ситуации чаще всего он злится и ему хочется ударить при этом кого-либо, толкнуть, обозвать, испортить чьи-либо вещи и т.п., и составить перечень этих ситуаций;

• следует его расспросить, удавалось ли ему иногда сдерживать себя, и если да, то в каких случаях (как правило, это ситуации менее напряженные для ребенка), и что помогло ему сдерживать себя («помощники»), и составить список «помощников», если таковые имеются;

• прежде чем приступить к ролевой игре в провоцирующей ситуации, следует проиграть сначала игровую ситуацию с предметами, игрушками. Для этого психолог вместе с ребенком сочиняет небольшую историю, отражающую проблемы самого ребенка и содержащую весь набор его деструктивных поведенческих реакций.

Психолог вводит правило, и данное правило отрабатывается в игровой ситуации, которая может превратиться в целый спектакль. После того как ребенок начинает легко следовать установленному правилу в игре, переходят к непосредственно ролевой игре с провоцирующей ситуацией;

• для скорейшего закрепления навыка можно использовать поощрительные наклейки, призы, поздравления и т.п.

  1. Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации.

Цели и задачи данного коррекционного направления работы с агрессивными детьми — это научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, а также помочь ребенку сформировать навыки конструктивного поведения, тем самым расширить спектр его

поведенческих реакций в проблемной ситуации и минимизировать (в идеальном варианте— снять) деструктивные элементы в поведении.

  1. Формирование осознавания собственного эмоционального мира, а также чувств других людей, развитие эмпатии

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия — это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа педагога по развитию у ребенка чувства эмпатии.

Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости, любых известных детям, литературных героев, героев мультфильмов и фильмов. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить ребят на две группы, которые выскажутся от имени разных героев. Можно дать детям возможность самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. Какую бы конкретную форму проведения ролевой игры вы ни выбрали, важно, что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания, научатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в классе, школе.

  1. Развитие позитивной самооценки

В коррекционную работу с агрессивными детьми необходимо включить комплекс упражнений, направленных на формирование позитивной самооценки, поскольку у детей, обладающих качеством «агрессивность», отмечается неадекватная самооценка. Это связано с определенными нарушениями «Я-образа». Чаще среди агрессивных детей встречается заниженная самооценка «Я-плохой», которая является отражением оценки (восприятия) значимых для них взрослых (родителей, педагогов). Агрессивные дети нуждаются в реконструкции положительного «Я-образа», в позитивном самовосприятии и самосознании, что, в свою очередь, позволит снизить уровень их агрессивности.

Важно создать на занятиях атмосферу сотрудничества, доброжелательности, свободы высказываний. Это требует от педагога-психолога высокой педагогической и психологической культуры.


Коррекционная программа "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков из неблагополучных семей"

Занятие 1. Тема: «Знакомство»

Цели: заключение «контракта», диагностика ожиданий от группы, вербальное и невербальное знакомство.

Подготовительный этап

Ведущий рассказывает детям о цели занятий, об их особенностях и предлагает принять определённые правила поведения на занятиях. Каждое правило обсуждается.

1.Добровольность участия: не хочешь говорить или выполнять задание – не делай этого, но сообщи с помощью условного запрещающего знака.

2.Не существует правильных и неправильных ответов. Правильный ответ тот, который выражает твоё мнение.

3.Не выносить информацию за пределы круга. Не обсуждать после занятий.

4.Не лгать. Лучше промолчать.

5. Нельзя оценивать высказывания другого человека, если он сам не просит.

После этого выполняется общий знак – восклицание. Например: «Мы готовы!»

На каждое занятие учащиеся приносят индивидуальную тетрадь, в которой проводятся индивидуальные упражнения и на каждом занятии в начале и в конце тренинга методика «Градусник»

Методика «Градусник»

Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»

Инструкция: перед вами изображен медицинский градусник, на которой имеется несколько шкал, соответствующих эмоциональному состоянию. Деления на шкалах это уровень вашего состояния. Отметим в начале и в конце занятия каким либо знаком на шкале градусника «температуру» присущего вам состояния в данный момент. (гнев или злость)

Методика «Шкатулка для крика»

Перед началом занятия каждый желающий ребенок может подойти к «шкатулочке для криков» и как можно громче прокричать в него. Таким образом, он «избавляется» от своего крика на время занятий. После занятия ребята могут забрать свой крик обратно.

Основная часть

Упражнение 1 «Знакомство».

Цель: сближение участников группы.

Упражнение 2. «Табличка с именами».

Цель: знакомство, получение первичной информации друг о друге.

Упражнение 3. «Уверенный - наглый - робкий».

Заключение

Обсуждение: какое поведение легче угадывается? Почему? Легко ли отличить уверенное поведение от наглого? В чём разница?

«Рефлексия». Ритуал прощания.

Занятие 2. Давайте жить дружно!


Методика «Градусник»

Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»

Ритуал приветствия.

Цель: снять эмоциональное напряжение, настроить на совместную работу.

Слова педагога на тему «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Основная часть


Упражнение 1«Волшебный шарик».

Цель: развитие у детей способности расслабления мышц.

Упражнение 2 Методика «Ежик»

Цель: Данная методика направлена на изучение агрессии младших школьников через получение обратной связи путем погружения в сказку

Упражнение 3 «Доброе животное».

Цель: развитие чувства единства.

Упражнение 4 «Морщинки».

Цель: снятие напряжения.

«Рефлексия». Ритуал прощания.

Методика «Градусник»

Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»

Ритуал прощания.

Инструкция. Наше занятие заканчивается. Я вас всех благодарю. Мне было очень приятно с вами работать. А сейчас я зажгу свечу, и все мы будем передавать ее друг другу и говорить «спасибо» за совместную работу
Занятие 3 «Рассерженные шарики»

Цель: научить разнообразным безопасным способам выражения агрессии.

Задачи: помочь ребёнку понять, каким образом в человеке накапливается гнев и, как он затем, вырываясь наружу, может травмировать окружающих, да и самого человека;

Материалы: надувные шарики разных цветов по количеству участников; плакат «Способы выражения агрессии».

Методика «Градусник»

Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»

Ритуал приветствия.

Все участники группы здороваются друг с другом.

Упражнение 1 «Подари улыбку».

Цель: создание атмосферы единства, повышение позитивного на строя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.

Основная часть

Упражнение 2 «Красный шарик»

Упражнение 3 «Вымещаем агрессию»

Цель: обучение приемлемым способам выражения гнев

«Рефлексия». Ритуал прощания.

Методика «Градусник»

Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»

Ритуал прощания.

Игра : Давайте все встанем в круг . Один из вас становится в центр круга, другой подходит к нему, и называет качества характера, которые присущи этому ученику. В ответ он говорит: «Ты молодец, потому что ты…», оба остаются в центре, держась за руки.

Занятие 4. Эмоции в моем теле.

Цель: научить разнообразным безопасным способам выражения агрессии.

Методика «Градусник»

Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»

Ритуал приветствия. «Эхо».

Цель: настроить детей на общение друг с другом, дать каждому ребенку возможность почувствовать себя в центре внимания.

Основная часть

Упражнение 1 «Цвет моего настроения».

Упражнение 2 «Гнев, ссора».

Цель: научить различать эмоцию гнева через визуальное восприятие.

Упражнение 3 «Притча о змее».

Упражнение 4 «Выставка».

Цель: научить ребенка выражать гнев адекватным способом.

Упражнение 5 «Эмоции в моем теле».

Упражнение 6 «Место покоя».

«Рефлексия». Ритуал прощания.

Методика «Градусник»

Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»

Ритуал прощания.

Занятие 5.
  1   2   3

Похожие:

Коррекционная программа \"Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков из неблагополучных семей.\" Пояснительная записка iconПрограмма «Профилактика и коррекция девиантного поведения детей «группы риска»
Наименование программы: «Профилактика и коррекция девиантного поведения детей «группы риска»»

Коррекционная программа \"Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков из неблагополучных семей.\" Пояснительная записка iconКазанцева Н. В., Воробьева Е. В. Вмешательства, направленные на развитие...
Н. В., Воробьева Е. В. Вмешательства, направленные на развитие родительской компетентности при коррекции аутистического поведения...

Коррекционная программа \"Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков из неблагополучных семей.\" Пояснительная записка iconО проведении районных соревнований детей и подростков в 2014 году
Мо мвд россии «Алейский» с целью повышения эффективности работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием детей...

Коррекционная программа \"Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков из неблагополучных семей.\" Пояснительная записка iconПрограмма профилактики суицидального поведения подростков "Жизнь"...
«О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков»; Письмо Минобразования России «О мерах по профилактике суицидального...

Коррекционная программа \"Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков из неблагополучных семей.\" Пояснительная записка iconПояснительная записка 1 Цели и задачи освоения Программы Рабочая...
Характеристика особенностей речевого и психолого-педагогического развития дошкольников с речевыми недостатками

Коррекционная программа \"Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков из неблагополучных семей.\" Пояснительная записка iconДокла д «О положении детей и семей, имеющих детей, в Камчатском крае» 2015 год
Социально-экономические условия реализации государственной политики в отношении семей, имеющих детей. Оценка социально-экономического...

Коррекционная программа \"Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков из неблагополучных семей.\" Пояснительная записка iconДоклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Приморском крае в 2015 году
Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и жестокого обращения с детьми

Коррекционная программа \"Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков из неблагополучных семей.\" Пояснительная записка icon«Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного...
Данная тема разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. В настоящее время профилактика...

Коррекционная программа \"Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков из неблагополучных семей.\" Пояснительная записка icon«О положении детей и семей, имеющих детей, в Республике Карелия в 2011 году» Петрозаводск 2011
Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года №248 «О государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей»...

Коррекционная программа \"Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков из неблагополучных семей.\" Пояснительная записка iconЕрмакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн для...
Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн для логопеда. — 2-е изд., перераб.— М.: Просвещение: ао «Учеб лит.»,...

Коррекционная программа \"Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков из неблагополучных семей.\" Пояснительная записка icon2 профилактика асоциального поведения подростков
Материалы могут быть использованы при проведении родительских собраний Материалы представлены из сми, интернет-ресурсов

Коррекционная программа \"Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков из неблагополучных семей.\" Пояснительная записка iconПрограмма профилактики алкоголизма среди подростков в условиях летнего...
Профилактика алкоголизма подростков тема диссертации и автореферата по вак 13. 00. 01, кандидат педагогических наук Давыдов, Алексей...

Коррекционная программа \"Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков из неблагополучных семей.\" Пояснительная записка icon3. Жилищные условия семей, имеющих детей
Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и жестокого обращения с детьми

Коррекционная программа \"Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков из неблагополучных семей.\" Пояснительная записка iconПояснительная записка программа курса «Основы педагогического мастерства»
Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией семейная коррекционная педагогика

Коррекционная программа \"Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков из неблагополучных семей.\" Пояснительная записка iconПояснительная записка Учебно-тематический план Содержание программы...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Английский для детей» разработана на основе

Коррекционная программа \"Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков из неблагополучных семей.\" Пояснительная записка iconПояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «lego-мир»
Она предполагает использование образовательных конструкторов Lego как инструмента для обучения детей не только конструированию и...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск