Скачать 424.18 Kb.
|
Коррекционная программа "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков из неблагополучных семей."1. Пояснительная записка Актуальность темы: В современном обществе проблема подростковой агрессивности приобретает все более острую социальную направленность и является одной из наиболее актуальных. Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции агрессивного поведения. В нашей стране и в мире в последнее время приобретает все большую актуальность борьба с неблагополучными семьями. Как свидетельствует статистика, высокие показатели преступности в подростковом возрасте свойственны, прежде всего, детям из неблагополучных семей. Проблема агрессивности подростков затрагивает как общество в целом, так и педагогов и родителей в частности. Исследование проблемы агрессивности имеет давнюю историю и связано с именами отечественных (Ю.Б. Можгинский, А.А. Реан, О.О. Савина, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов) и зарубежных (А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Уолтерс) психологов. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы, как биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии. В психологической литературе довольно часто отождествляют определения агрессии и агрессивности. Е.П. Ильин вносит ясность, разграничивая и раскрывая содержание данных понятий. Под агрессивностью он рассматривает свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении фруcтpиpующeй и конфликтной ситуации. Агрессию он определяет как поведение человека в конфликтных и фруcтриpующиx ситуациях. A.A. Рeaн считает, что агрессивность — это готовность к агрессивным действиям в отношении другого, которая обеспечивает готовность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом . По мнению Р. Бэрона и Д. Ричардсона, агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями, мотивами и установками. Данные факторы играют значимую роль в поведении, но их наличие не является необходимым условием для агрессивных действий. Исследователи отмечают, что агрессия может разворачиваться как в состоянии полнейшего равнодушия, так и в состоянии сильного эмоционального возбуждения . Подростковый возраст — один из самых сложных периодов в онтогенезе человека. Агрессивность в личностных характеристиках подростков проявляется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в соответствующем поведении. Агрессия подростков может выражаться по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей характера ребенка и отношений в семье. Основными формами выражения агрессии подростков бывают: физическая агрессия, вербальная агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, подозрительность, обида. Неблагополучные отношения в семье подростка провоцирует формирование агрессивности. Программа коррекции агрессивного поведения подростков предназначена для расширения базовых социальных умений детей с агрессивным поведением. Здесь важно сделать акцент на том, что ни в коем случае нельзя подавлять агрессию в детях, так как агрессия - это необходимое и естественное для человека чувство. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии (т.е. вред будет наноситься самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство. Важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда. Необходимо помнить следующее: агрессия - это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводящее к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И задача взрослых - научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях. Научно-практическая значимость: Составленная программа является готовым инструментом практической работы для педагогов-психологов, сталкивающихся с подобной проблемой Программа «Успокоить вулкан» предполагает комплексный подход к психологической коррекции агрессивного поведения у подростков на основе современных достижений отечественных и зарубежных психологов А.А. Реана, Р. Бэрона, Д. Ричардсона, Г.Э. Бреслава и других. Программа «Успокоить вулкан» составлена на основе программ: Бреслава Г.Э., Лебедевой О.А., Смирновой Е.Е. Цели и задачи Цель : психологическая коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников путем обучения навыкам адаптивного поведения. Задачи :
Программа предусматривает использование в работе:
В процессе занятий по программе у подростков формируются следующие умения и навыки, которые в последующем развиваются и совершенствуются:
Коррекционная работа с такими детьми традиционно ведется по нескольким блокам. Диагностический блок- необходимо научить ребенка способам выражения гнева в приемлемой форме. Сдерживая агрессию, "загоняя" ее внутрь себя, гнев рано или поздно найдет выход, причем интенсивность его выражения будет значительно выше, чем это могло было быть ранее. Помимо этого, накопление гнева может привести к развитию стресса и другим психологическим и психосоматическим расстройствам. Установочный блок-необходимо научить ребенка некоторым способам саморегуляции, умению распознавать и контролировать свои эмоции в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева. Коррекционный блок-необходимо дать ребенку возможность выплеснуть накопившуюся двигательную энергию и освободиться от усталости.) И, наконец ,Итоговый блок- не менее важно научить ребенка способам эффективного общения и уверенного поведения, помочь ему овладеть приемами разрешения проблемных ситуаций "мирным" путем, без драк и скандалов, а также формировать у ребенка способности к эмпатии, доверию, сочувствию и сопереживанию. 2. Организационные условия проведения занятий Программа рассчитана на учащихся 10-14 лет. Продолжительность программы – 10 занятий по 40-50 минут. Состав группы 5-10 человек. Занятия необходимо проводить не реже 1 раза в неделю при условии постоянства времени и места. Оптимальный режим проведения занятий - 2 раза в неделю. Групповая работа должна проводиться в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении, в интерьере комнаты должны преобладать спокойные неяркие цвета. Для обеспечения занятий необходимы: индивидуальная тетрадь, простые и цветные карандаши, ручки, пластилин, мяч, глубокая тарелка, мягкие игрушки, клубок ниток, музыкальный проигрыватель. Структура занятий включает в себя обязательный ритуал приветствия и «Шкатулка», разминку и основное упражнение. В конце каждого занятия обязательно проводится рефлексия и ритуал прощания Перед началом цикла занятий проводятся индивидуальные консультации с каждым подростком. После окончания групповой работы также проводятся консультации, на которых закрепляются произошедшие с детьми изменения и групповое тестирование по методике Басса – Дарки (возможно использование других методик, с которыми работает психолог). Тестирование позволяет отследить динамику личностных изменений. Этапы реализации программы: Программа тренинга «модификация агрессивного поведения» делится на три основных этапа. На первом этапе происходит знакомство участников тренинговой группы; расширении информации о собственной личности и проблеме агрессивного поведения; осознание и оценка своего поведения и его последствий, как для самого участника, так и для окружающих его людей Второй этап предполагает совместный поиск и обучение альтернативным способом поведения и эмоционального реагирования в ситуациях, провоцирующих агрессию. На третьем этапе осуществляется закрепление социально приемлемых способов удовлетворения собственных потребностей во взаимодействии с окружающими; происходит осознание расширения собственных возможностей в социальной жизни в связи с отказом от агрессивного поведения. На протяжении всех тренинговых занятий осуществляется формирование положительных установок в общении со сверстниками через развитие способности к эмпатическому пониманию, принятию индивидуальности других, переоценку негативных эмоций по отношению к другим людям. Данная программа опирается на ряд принципов: 1. Принцип добровольного участия в работе; 2. Принцип «я – высказываний»; 3. Принцип «не перебивать, когда говорит другой»; 4. Принцип толерантности по отношению к другим членам группы; 5. Принцип симпатии в участии – участник должен чувствовать себя в полной безопасности. Психолог оказывает поддержку и сам, не навязываясь и, организует её со стороны других участников; 6. Принцип конфиденциальности. Занятия имеют чёткую структуру, состоящие из нескольких взаимосвязанных частей, а именно: 1. Ритуал приветствия позволяет сплачивать участников, создавать атмосферу группового доверия и принятия. 2. Разминка – воздействие на эмоциональное состояние участников, уровень их активности. Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. 3. Основное содержание занятия – совокупность функциональных упражнений и техник. 4. Рефлексия занятия предполагает участниками две оценки занятия: эмоциональную (понравилось - не понравилось) и смысловую (почему это важно для каждого конкретно, зачем и чему мы научились, что запомнилось больше всего). 5. Ритуал прощания – смысловое завершение занятий. 3. Учебно-тематический план 1.Знакомство Упражнение Знакомство "Уверенный - наглый - робкий" 45 мин Групповая работа Что понадобиться :Листочки с градусником, индивид тетрадь, шкатулка, карточки. 2.Давайте жить дружно! Методика «Ежик», Доброе животное, Морщинки 45 мин Групповая работа Что понадобиться :Листочки с градусником, индивид тетрадь, шкатулка 3.Рассерженные шарики Красный шарик, Зеленый шарик, Вымещаем агрессию 45 мин Групповая работа Что понадобиться :Листочки с градусником, индивид тетрадь, шкатулка, видеопрезентация, шарики красного и зеленого цвета, таблички 4.Эмоции в моем теле. Цвет моего настроения, Гнев и ссора, Выставк, Эмоции в моем теле Место покоя, 45мин Групповая работа Что понадобиться :Схема человеческого тела, карандаши 5.Работа с гневом и обидами. Упражнение. Колокол, Будешь! Не буду, Детская обида, Копилка обид, 45 мин Групповая работа Что понадобиться :Карандаши, листы формата а -4,стикеры, плакат с кувшином 6.Снимаем напряжение Упражнение Вулкан, Облачко гнева, Морская звезда 45мин Групповая работа 7.«Научись справляться с гневом» Упражнение Листок гнева, Спустить пар 45мин Групповая работа Что понадобиться :Карандаши, краски, бумага а-4 8.Маленький агрессор Упражнение Маленькое приведение, Изображение гнева, Апельс 45мин Групповая работа 9.«Поведение в конфликте» Упражнение Разбор конфликтных ситуаций, Закончи предложение 45 мин Групповая работа Что понадобиться :Индивидуальная тетрадь 10.«Развиваем эмпатию» Упражнение Лицом к лицу, Глаза в глаза, Доброе животное 45мин Групповая работа 11.Конструктивные способы разрешения конфликта. Упражнение Небеса и ад, Пожалей другого, Насос и мяч, 45мин Групповая работа Что понадобиться :карандаши и бумага. 12.Найди выход Упражнение Щепки плывут по реке, Я самый, Найди выход, Комплименты 45 мин Групповая работа 3. Методы отслеживания эффективности программы Успешная коррекционная работа по преодолению детской и подростковой агрессии невозможна без объективной диагностики различных проявлений агрессивности и предрасположенности к развитию агрессивного поведения. Объективность диагностики в данном случае обеспечивается выбором характеристик, признаков и критериев, не зависящих от самооценки и оценки поведения ребенка людьми из его социального окружения. Выявляя агрессивных детей, следует помнить, что главная задача – не постановка диагноза, не навешивание ярлыка и не подтверждение своих предположений, а, прежде всего, оказание посильной своевременной помощи нуждающемуся в ней ребенку. Структура диагностического исследования состоит из двух срезов: на начало работы по программе (в течение первых встреч) и на момент окончания (на последнем занятии и в последующие дни). Эффективность программы оценивается с помощью расчета процента учащихся от общего количества детей в группе, которые снизили показатели от начала к концу совместной работы. Общей целью применяемых методов диагностики является определение актуального эмоционального состояния ребенка, оценка проявлений агрессивного поведения. Для получения данных сведений использовались следующие методики:
4. Методические рекомендации Особое внимание в программе уделено работе по отреагированию гнева для того, чтобы дать свободу истинным скрытым переживаниям (обидам, разочарованию, боли). Ребенок, не пройдя через эту стадию, будет сопротивляться дальнейшей работе и, скорее всего, потеряет доверие к психологу. После этого можно переходить к коррекционной работе, направленной на осознание собственного эмоционального мира, а также чувств других людей; на овладение приемами контроля своего гнева и поведенческой терапии, а также к развитию адекватной самооценки. Рассмотрим подробнее основные направления работы, которые представлены в программе:
Важно, чтобы в ходе занятий подростки научились предъявлять партнеру по общению свои чувства через их проговаривание и приглашение к сотрудничеству. В результате этих действий происходит преодоление противоречий, предотвращение конфликтов в будущем. Коррекционная работа в данном направлении заключается: 1) в установлении определенных правил, которые помогут детям справиться с собственным гневом; 2) в закреплении этих правил (навыков) в ролевой игре (провоцирующей игровой ситуации); 3) в обучении релаксационным техникам с применением глубокого дыхания. Прежде чем перейти к закреплению правила в ролевой игре: • следует расспросить ребенка, в какой ситуации чаще всего он злится и ему хочется ударить при этом кого-либо, толкнуть, обозвать, испортить чьи-либо вещи и т.п., и составить перечень этих ситуаций; • следует его расспросить, удавалось ли ему иногда сдерживать себя, и если да, то в каких случаях (как правило, это ситуации менее напряженные для ребенка), и что помогло ему сдерживать себя («помощники»), и составить список «помощников», если таковые имеются; • прежде чем приступить к ролевой игре в провоцирующей ситуации, следует проиграть сначала игровую ситуацию с предметами, игрушками. Для этого психолог вместе с ребенком сочиняет небольшую историю, отражающую проблемы самого ребенка и содержащую весь набор его деструктивных поведенческих реакций. Психолог вводит правило, и данное правило отрабатывается в игровой ситуации, которая может превратиться в целый спектакль. После того как ребенок начинает легко следовать установленному правилу в игре, переходят к непосредственно ролевой игре с провоцирующей ситуацией; • для скорейшего закрепления навыка можно использовать поощрительные наклейки, призы, поздравления и т.п.
Цели и задачи данного коррекционного направления работы с агрессивными детьми — это научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, а также помочь ребенку сформировать навыки конструктивного поведения, тем самым расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации и минимизировать (в идеальном варианте— снять) деструктивные элементы в поведении.
Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия — это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа педагога по развитию у ребенка чувства эмпатии. Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости, любых известных детям, литературных героев, героев мультфильмов и фильмов. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить ребят на две группы, которые выскажутся от имени разных героев. Можно дать детям возможность самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. Какую бы конкретную форму проведения ролевой игры вы ни выбрали, важно, что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания, научатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в классе, школе.
В коррекционную работу с агрессивными детьми необходимо включить комплекс упражнений, направленных на формирование позитивной самооценки, поскольку у детей, обладающих качеством «агрессивность», отмечается неадекватная самооценка. Это связано с определенными нарушениями «Я-образа». Чаще среди агрессивных детей встречается заниженная самооценка «Я-плохой», которая является отражением оценки (восприятия) значимых для них взрослых (родителей, педагогов). Агрессивные дети нуждаются в реконструкции положительного «Я-образа», в позитивном самовосприятии и самосознании, что, в свою очередь, позволит снизить уровень их агрессивности. Важно создать на занятиях атмосферу сотрудничества, доброжелательности, свободы высказываний. Это требует от педагога-психолога высокой педагогической и психологической культуры. Коррекционная программа "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков из неблагополучных семей" Занятие 1. Тема: «Знакомство» Цели: заключение «контракта», диагностика ожиданий от группы, вербальное и невербальное знакомство. Подготовительный этап Ведущий рассказывает детям о цели занятий, об их особенностях и предлагает принять определённые правила поведения на занятиях. Каждое правило обсуждается. 1.Добровольность участия: не хочешь говорить или выполнять задание – не делай этого, но сообщи с помощью условного запрещающего знака. 2.Не существует правильных и неправильных ответов. Правильный ответ тот, который выражает твоё мнение. 3.Не выносить информацию за пределы круга. Не обсуждать после занятий. 4.Не лгать. Лучше промолчать. 5. Нельзя оценивать высказывания другого человека, если он сам не просит. После этого выполняется общий знак – восклицание. Например: «Мы готовы!» На каждое занятие учащиеся приносят индивидуальную тетрадь, в которой проводятся индивидуальные упражнения и на каждом занятии в начале и в конце тренинга методика «Градусник» Методика «Градусник» Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас» Инструкция: перед вами изображен медицинский градусник, на которой имеется несколько шкал, соответствующих эмоциональному состоянию. Деления на шкалах это уровень вашего состояния. Отметим в начале и в конце занятия каким либо знаком на шкале градусника «температуру» присущего вам состояния в данный момент. (гнев или злость) Методика «Шкатулка для крика» Перед началом занятия каждый желающий ребенок может подойти к «шкатулочке для криков» и как можно громче прокричать в него. Таким образом, он «избавляется» от своего крика на время занятий. После занятия ребята могут забрать свой крик обратно. Основная часть Упражнение 1 «Знакомство». Цель: сближение участников группы. Упражнение 2. «Табличка с именами». Цель: знакомство, получение первичной информации друг о друге. Упражнение 3. «Уверенный - наглый - робкий». Заключение Обсуждение: какое поведение легче угадывается? Почему? Легко ли отличить уверенное поведение от наглого? В чём разница? «Рефлексия». Ритуал прощания. Занятие 2. Давайте жить дружно! Методика «Градусник» Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас» Ритуал приветствия. Цель: снять эмоциональное напряжение, настроить на совместную работу. Слова педагога на тему «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Основная часть Упражнение 1«Волшебный шарик». Цель: развитие у детей способности расслабления мышц. Упражнение 2 Методика «Ежик» Цель: Данная методика направлена на изучение агрессии младших школьников через получение обратной связи путем погружения в сказку Упражнение 3 «Доброе животное». Цель: развитие чувства единства. Упражнение 4 «Морщинки». Цель: снятие напряжения. «Рефлексия». Ритуал прощания. Методика «Градусник» Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас» Ритуал прощания. Инструкция. Наше занятие заканчивается. Я вас всех благодарю. Мне было очень приятно с вами работать. А сейчас я зажгу свечу, и все мы будем передавать ее друг другу и говорить «спасибо» за совместную работу Занятие 3 «Рассерженные шарики» Цель: научить разнообразным безопасным способам выражения агрессии. Задачи: помочь ребёнку понять, каким образом в человеке накапливается гнев и, как он затем, вырываясь наружу, может травмировать окружающих, да и самого человека; Материалы: надувные шарики разных цветов по количеству участников; плакат «Способы выражения агрессии». Методика «Градусник» Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас» Ритуал приветствия. Все участники группы здороваются друг с другом. Упражнение 1 «Подари улыбку». Цель: создание атмосферы единства, повышение позитивного на строя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние. Основная часть Упражнение 2 «Красный шарик» Упражнение 3 «Вымещаем агрессию» Цель: обучение приемлемым способам выражения гнев «Рефлексия». Ритуал прощания. Методика «Градусник» Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас» Ритуал прощания. Игра : Давайте все встанем в круг . Один из вас становится в центр круга, другой подходит к нему, и называет качества характера, которые присущи этому ученику. В ответ он говорит: «Ты молодец, потому что ты…», оба остаются в центре, держась за руки. Занятие 4. Эмоции в моем теле. Цель: научить разнообразным безопасным способам выражения агрессии. Методика «Градусник» Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас» Ритуал приветствия. «Эхо». Цель: настроить детей на общение друг с другом, дать каждому ребенку возможность почувствовать себя в центре внимания. Основная часть Упражнение 1 «Цвет моего настроения». Упражнение 2 «Гнев, ссора». Цель: научить различать эмоцию гнева через визуальное восприятие. Упражнение 3 «Притча о змее». Упражнение 4 «Выставка». Цель: научить ребенка выражать гнев адекватным способом. Упражнение 5 «Эмоции в моем теле». Упражнение 6 «Место покоя». «Рефлексия». Ритуал прощания. Методика «Градусник» Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас» Ритуал прощания. Занятие 5. |
Программа «Профилактика и коррекция девиантного поведения детей «группы риска» Наименование программы: «Профилактика и коррекция девиантного поведения детей «группы риска»» |
Казанцева Н. В., Воробьева Е. В. Вмешательства, направленные на развитие... Н. В., Воробьева Е. В. Вмешательства, направленные на развитие родительской компетентности при коррекции аутистического поведения... |
||
О проведении районных соревнований детей и подростков в 2014 году Мо мвд россии «Алейский» с целью повышения эффективности работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием детей... |
Программа профилактики суицидального поведения подростков "Жизнь"... «О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков»; Письмо Минобразования России «О мерах по профилактике суицидального... |
||
Пояснительная записка 1 Цели и задачи освоения Программы Рабочая... Характеристика особенностей речевого и психолого-педагогического развития дошкольников с речевыми недостатками |
Докла д «О положении детей и семей, имеющих детей, в Камчатском крае» 2015 год Социально-экономические условия реализации государственной политики в отношении семей, имеющих детей. Оценка социально-экономического... |
||
Доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Приморском крае в 2015 году Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и жестокого обращения с детьми |
«Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного... Данная тема разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. В настоящее время профилактика... |
||
«О положении детей и семей, имеющих детей, в Республике Карелия в 2011 году» Петрозаводск 2011 Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года №248 «О государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей»... |
Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн для... Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн для логопеда. — 2-е изд., перераб.— М.: Просвещение: ао «Учеб лит.»,... |
||
2 профилактика асоциального поведения подростков Материалы могут быть использованы при проведении родительских собраний Материалы представлены из сми, интернет-ресурсов |
Программа профилактики алкоголизма среди подростков в условиях летнего... Профилактика алкоголизма подростков тема диссертации и автореферата по вак 13. 00. 01, кандидат педагогических наук Давыдов, Алексей... |
||
3. Жилищные условия семей, имеющих детей Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и жестокого обращения с детьми |
Пояснительная записка программа курса «Основы педагогического мастерства» Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией семейная коррекционная педагогика |
||
Пояснительная записка Учебно-тематический план Содержание программы... Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Английский для детей» разработана на основе |
Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «lego-мир» Она предполагает использование образовательных конструкторов Lego как инструмента для обучения детей не только конструированию и... |
Поиск |