Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации»

Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации»


Название Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации»
страница 1/9
Тип Рабочая программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
f:\xerox phaser 3100mfp\scan\umneika.jpg

Пояснительная записка.

Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273. Содержание рабочей программы дополнительного образования соответствует федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в соответствии с п.2 ст.7 «Закона об образовании в Российской Федерации», целям и задачам образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №55 общеразвивающего вида»

Проблема обучения детей грамоте волновала ученых с давних времен, так как владение речевыми навыками чтения и письма было и является престижным в жизни и деятельности культурного человека. От степени овладения этими навыками зависит не только успех продвижения школьника в учебной деятельности, но и его психическое и интеллектуальное развитие. То есть речевые (интеллектуальные) навыки чтения и письма являются необходимым условием и инструментом осуществления учебно-познавательной деятельности.

Дошкольнику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений и навыков, который послужит базой для последующего школьного обучения. Поскольку основной формой познавательной деятельности дошкольников является игра, именно она позволяет сделать занятия привлекательными для ребенка; позволяет развивать его любознательность, интерес, игровой азарт.

При этом готовность к школьному обучению определяется не умением ребенка писать и читать, а тем, в какую деятельность эти умения включены. Поэтому развитие и обучение дошкольника ведется по следующим направлениям, определяющим его готовность к школьному обучению:

  • Формирование произвольного поведения

  • Овладение средствами познавательной деятельности

  • Умение видеть мир с точки зрения других людей

  • Мотивационная готовность

Актуальность рабочей программы дополнительного образования:

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 4-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звукобуквенного анализа. Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте.

Порядок использования (применения) рабочей программы в практической профессиональной деятельности:

Данная программа реализуется в непосредственно образовательной деятельности (область «коммуникация») с детьми старшей и подготовительной группы, по развитию у детей фонематического слуха и восприятия, формируя интегративное качество (способный решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту), необходимое для успешного обучения чтению и письму.

Материал на занятиях по обучению грамоте рассчитан на возможности 5-7 летнего ребенка, с постепенным переходом от простого к сложному.

Рабочая программа по виду деятельности – познавательно-речевая.
Цель рабочей программы дополнительного образования:

Всестороннее развитие личности ребенка, его кругозора, интеллекта, представлений об окружающем мире и личностных качеств.

Формирование у детей основ нового отношения к языку, сознательного оперирования им через знание звукового состава слова и словесного состава предложения
Задачи рабочей программы дополнительного образования:

  • Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения

  • Развитие общеучебных умений:

-умение работать в коллективе

-доводить начатое до конца

-работать внимательно

-планировать и контролировать свои действия

  • Развитие памяти, внимания, воображения, мышления

  • Формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования

  • Развитие умения говорения, слушания, чтения, оперирования единицами языка (звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением)

  • Обогащение и активизация словаря

  • Подготовка руки к письму, научить «печатать» (писать печатными буквами) слоги, слова.

Принципы, положенные в основу рабочей программы.

1.Грамотная устная и письменная речь ребенка

2.Постепенность усложнения приемов по ознакомлению со звуками и буквами русского алфавита

3.Развитие зрительного и слухового восприятия ребенка

Схема занятия включает:

  1. Организационный момент с элементами релаксации, психогимнастики и психофизическими упражнениями.

  2. Мимические, дыхательные, голосовые и физические упражнения.

  3. На каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи.

  4. Физминутки несут речевую нагрузку.

  5. Задания на словотворчество детей.

  6. Задания на коррекцию психических функций.

Комплексно – игровой метод организации фронтальных занятий дает возможность добиться положительного результата в работе с детьми. Материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы.

Дети, играя, постигают понятие «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение», закрепляют правильное произношение звуков в пословицах и поговорках, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.

Некоторые варианты организации занятий с использованием:

  • воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;

  • литературных персонажей;

  • известных и придуманных игр;

  • элементов сюжетно-дидактических игр;

  • сюжетных и пейзажных картин;

  • специально изготовленных пособий, рисунков, панно;

  • настольно-печатных игр;


Прогнозируемые результаты:

  • Развитие личности дошкольников

  • Развитие памяти, мышления, кругозора, интеллекта

  • Сформированность качеств личности, таких как: работать в коллективе, работать самостоятельно, слушать и слышать себя и своих друзей, планировать и контролировать работу

  • Овладение умением звукобуквенного анализа, навыками слогового чтения, написание печатных букв, слогов, слов.

  • Улучшение грамматического строя речи, связной речи.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

-мониторинг усвоения детьми раздела «Подготовка к обучению грамоте»

-открытые показы занятий дополнительного образования родителям, педагогам в ДОУ и на ГМО воспитателей.


Учебно-тематический план

рабочей программы дополнительного образования

п/п

Тема

Общее кол-во занятий

Кол-во минут

1.

«Понятие «звук», органы артикуляции, способы произнесения звука. Понятие «слово»; длинные и короткие слова, выявление различий в составе двух слов».

1

25-30

2.

«Знакомство со звуками [A], [О], акустические характеристики звуков, выделение звуков в начале, середине, конце слова».


1

25-30

3.

«Знакомство со звуками [Э], [Ы], акустические характеристики звуков, выделение звуков в начале, середине, конце слова».


1

25-30

4.

«Знакомство со звуком [И], акустические характеристики звука, определение положения звука в слове, дифференциация звуков [Ы] и [И]».

1

25-30

5.

«Знакомство со звуком [У], акустические характеристики звука, определение положения звука в слове, гласные звуки и их дифференциация. Заучивание шести гласных наизусть».


1

25-30

6.

«Знакомство со звуками [М], [М]. Понятие «твёрдые и мягкие» согласные».


1

25-30

7.

«Знакомство со звуками [Н], [Н], акустические характеристики звуков, выделение звуков в начале, середине, конце слова».

1

25-30

8.

«Знакомство со звуками [П], [П], акустические характеристики звуков, выделение звуков в начале, середине, конце слова».

1

25-30

9.

«Слоги – понятие «слог. Прямые и обратные слоги. Подбор слов на заданный слог».

1

25-30

10.

«Знакомство со звуками [Т], [Т], акустические характеристики звуков, выделение звуков в начале, середине, конце слова».

1

25-30

11.

«Знакомство со звуками [К], [К], акустические характеристики звуков, выделение звуков в начале, середине, конце слова».

1

25-30

12.

«Знакомство со звуками [Х], [Х], акустические характеристики звуков, выделение звуков в начале, середине, конце слова».

1

25-30

13.

«Дифференциация звуков [К] - [Х] и [К] - [Х]».

1

25-30

14.

«Знакомство со звуками [Ф], [Ф], акустические характеристики звуков, выделение звуков в начале, середине, конце слова».

1

25-30

15.

«Знакомство со звуком [Й], акустические характеристики звука, определение положения звука в слове, двойные гласные звуки (йотированные гласные)».


1

25-30

16.

«Знакомство со звуком [ЙО], акустические характеристики звука, определение положения звука в слове».

1

25-30

17.

«Знакомство со звуком [ЙУ], акустические характеристики звука, определение положения звука в слове».


1

25-30

18.

«Знакомство со звуком [ЙА], акустические характеристики звука, выделение звука в начале, середине, конце слова».


1

25-30

19.

«Знакомство со звуком [ЙЭ], акустические характеристики звука, выделение звука в начале, середине, конце слова».


1

25-30

20.

«Знакомство со звуками [Л], [Л], акустические характеристики звуков, выделение звуков в начале, середине, конце слова».

1

25-30

21.

«Знакомство со звуками [В], [В], акустические характеристики звуков, выделение звуков в начале, середине, конце слова».

1

25-30

22.

«Звуки [В] - [Ф]; [В] - [Ф]. Понятие «звонкий и глухой» согласный звук».


1

25-30

23.

«Знакомство со звуками [Ч], [Ш], акустические характеристики звуков, выделение звуков в начале, середине, конце слова».

1

25-30

24.

«Знакомство со звуками [Б] - [Б], акустические характеристики звука, определение положения звука в слове».


1

25-30

25.

«Знакомство со звуками [Д] и [Д], акустические характеристики звука, выделение звука в начале, середине, конце слова».

1

25-30

26.

«Знакомство со звуками [С] и [С], акустические характеристики звука, выделение звука в начале, середине, конце слова».

1

25-30

27.

«Знакомство со звуком [Ц], акустические характеристики звука, определение положения звука в слове».


1

25-30

28.

«Знакомство со звуками [Г] - [Г], акустические характеристики звука, определение положения звука в слове».


1

25-30

29.

«Знакомство со звуками [З] - [З], акустические характеристики звука, определение положения звука в слове».


1

25-30

30.

«Знакомство со звуками [Щ] - [Ж], акустические характеристики звука, определение положения звука в слове».


1

25-30

31.

«Знакомство со звуками [Р] - [Р], акустические характеристики звука, определение положения звука в слове».


1

25-30

32.

«Встреча с азбукой».

1

25-30




ИТОГО:

32



800 мин

Максимальное

960 мин


Содержание

рабочей программы дополнительного образования.
Основным содержанием программы является звуко-слоговой анализ слов. Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи.

  1. Звуки:

-понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;

-акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

-выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

-выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

-звуковой анализ состава слогов и слов;

-«чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

2. Слоги:

-понятие «слог», слоговой анализ слов;

-подбор слов на заданное количество слогов;

-выделение в словах первого и последнего слогов;

-подбор слов на заданный слог;

Составление прямых и обратных слогов.

  1. Слова:

-выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;

-составление слов из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;

-изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;

-выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;

-восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;

-последовательное преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава.

4. Буквы:

-знакомство с буквами;

-дифференциация понятия «звук» и «буква»;

-согласные и гласные буквы;

-соотнесение букв и звуков.
Методическое обеспечение программы дополнительного образования.

Методическое обеспечение представлено:
-мультимедийный комплекс,

-картотека дидактических игр (приложение 1)

-картотека речевых игр (приложение 2)

-карточки для составления слов и слогов (приложение 3)

-демонстрационный набор цветных карточек-букв алфавита

-звукоград,

-рабочие тетради,

-цветные карандаши

-зеркала,

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

(Приложение 1)
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» icon Программа «Английский язык» разработана и модифицирована на основе...
Данная образовательная программа дополнительного образования детей «Английский язык» разработана в соответствии с Законом Российской...
Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» icon Рабочая программа по географии для 5-9 класса разработана в соответствии...
Федеральным законом от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» icon Пояснительная записка рабочая программа учителя логопеда (далее Программа)...
Рабочая программа учителя логопеда (далее Программа) разработана в соответствии с
Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» icon Рабочая программа дошкольного образования
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»...
Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» icon Рабочая программа Средней группы №8 гбдоу детского сада №80 компенсирующего...
...
Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» icon Пояснительная записка рабочая программа по технологии для а класса...
Федеральным законом от 29. 12. 2012 n 273-фз (ред от 03. 02. 2014) «Об образовании в Российской Федерации»
Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» icon Пояснительная записка рабочая программа по литературному чтению разработана...
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» icon Пояснительная записка рабочая программа по английскому языку для...
Федеральным законом от 29. 12. 12 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» icon Пояснительная записка рабочая программа по английскому языку составлена...
Законом Российской Федерации №273-фз от 01. 09. 2013 года «Об образовании в Российской Федерации»
Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» icon Пояснительная записка Рабочая образовательная программа педагогов...
Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными
Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» icon Пояснительная записка рабочая программа по технологии составлена...
Федеральным Законом от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» icon Программа разработана на основе директивных и нормативных документов,...
Программа предназначена для тренеров преподавателей, педагогов и руководителей дополнительного образования физкультурно-спортивной...
Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» icon Пояснительная записка к рабочей программе курса «Английский язык»
Рабочая программа учебного предмета Иностранный язык /английский/ для 9 класса разработана в соответствии с законом «Об образовании...
Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» icon Пояснительная записка адаптированная рабочая программа по устной...
Адаптированная рабочая программа по устной речи для 3 класса составлена в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012г. №273...
Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» icon Пояснительная записка. Нормативные основания: Данная рабочая программа...
С федеральным законом от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» icon Пояснительная записка рабочая программа разработана в соответствии...
Федеральный закон от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск