Скачать 0.83 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра образования Российской Федерации __________________В.Д. Шадриков 31.10. 2001 г. Регистрационный номер 529 тех/дс взамен 299 тех/дс ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Направление подготовки дипломированного специалиста 653300 - Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования Квалификация выпускника - Инженер Вводится с момента утверждения Москва 2001 г. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 653300 - «Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования» 1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации № от 2001 г. 1.2. Перечень основных образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста: 150200 Автомобили и автомобильное хозяйство; 150900 Эксплуатация перегрузочного оборудования портов и транспортных терминалов; 230100 Эксплуатация и обслуживание транспортных и технологических машин и оборудования (по отраслям). 1.3. Квалификация выпускника - инженер Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки по направлению подготовки дипломированного специалиста 653300 - «Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования» при очной форме обучения 5 лет. 1.4. Квалификационная характеристика выпускника 1.4.1. Объекты профессиональной деятельности выпускника. Объектами профессиональной деятельности выпускника являются транспортные и технологические машины, предприятия и организации проводящие их эксплуатацию, хранение, заправку, техническое обслуживание, ремонт и сервис, а также материально-техническое обеспечение эксплуатационных предприятий и владельцев транспортных средств всех форм собственности. По специальностям: 150200 - «Автомобили и автомобильное хозяйство» - автомобили, предприятия и организации автотранспортного комплекса разных форм собственности, конструкторско-технологические и научные организации, автотранспортные, авторемонтные и сервисные предприятия, фирменные и дилерские центры автомобильных и ремонтных заводов, маркетинговые и транспортно-экспедиционные службы, система материально-технического обеспечения, оптовой и розничной торговли транспортной техникой, запасными частями, комплектующими изделиями и материалами, необходимыми в эксплуатации; 150900 - «Эксплуатация перегрузочного оборудования портов и транспортных терминалов» - подъемно-транспортные и технологические машины морских и речных портов, заводов и транспортных терминалов, их проектирование, конструирование, техническая эксплуатация и ремонт; 230100 - «Эксплуатация и обслуживание транспортных и технологических машин и оборудования (по отраслям)» - предприятия различного типа по предоставлению услуг по обслуживанию и ремонту транспортных и технологических машин и оборудования, фирменные и дилерские центры, салоны, магазины по продаже машин, агрегатов, запасных частей; пункты, станции по заправке и продаже эксплуатационных материалов; выставочные комплексы, конструкторские и научные центры, рекламные и издательские службы данной технической направленности; организации, осуществляющие контроль за техническим состоянием согласно действующего законодательства; службы по освоению вторичных ресурсов. 1.4.2. Виды профессиональной деятельности. Выпускник по направлению подготовки дипломированного специалиста 653300 - «Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования» в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
Конкретные виды деятельности определяются содержанием Основной образовательной программы, разрабатываемой вузом. Выпускники могут в установленном порядке работать в образовательных учреждениях. 1.4.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника. Выпускник по направлению подготовки дипломированного специалиста 653300 - «Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования» в зависимости от вида профессиональной деятельности подготовлен к решению следующих профессиональных задач: а) в эксплуатационно-технологической и сервисной деятельности: - эксплуатация транспорта и транспортного оборудования, используемого в отраслях народного хозяйства в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; - проведение испытаний и определение работоспособности установленного, эксплуатируемого и ремонтируемого транспорта и транспортного оборудования; - выбор оборудования и агрегатов для замены в процессе эксплуатации транспорта, транспортного оборудования, его элементов и систем; - руководство проведением работ по техническому обслуживанию и ремонту транспорта и транспортного оборудования; - организация безопасного ведения работ по монтажу и наладке транспорта и транспортного оборудования; - проведение маркетингового анализа потребности в сервисных услугах при эксплуатации транспортных средств и транспортного оборудования различных форм собственности; - организация работы с клиентурой; - надзор за безопасной эксплуатацией транспорта и транспортного оборудования; - разработка эксплуатационной документации; - организация экспертиз и аудита при проведении сертификации производимых деталей, узлов, агрегатов и систем для транспорта и транспортного оборудования, услуг и работ по техническому обслуживанию и ремонту транспорта и транспортного оборудования;
б) в организационно-управленческой деятельности: - организация работы коллектива исполнителей, выбор, обоснование, принятие и реализация управленческих решений; - совершенствование организационно-управленческой структуры предприятий по эксплуатации, хранению, техническому обслуживанию, ремонту и сервису транспорта и транспортного оборудования; - организация и совершенствование системы учета и документооборота; - выбор и, при необходимости, разработка рациональных нормативов эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и хранения транспорта и оборудования; - нахождение компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) при долгосрочном и краткосрочном планировании и определение рационального решения; - оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение качества продукции и услуг; - осуществление технического контроля и управления качеством изделий, продукции и услуг; - совершенствование системы оплаты труда персонала;
в) в проектно-конструкторской деятельности: - участие в разработке проектов технических условий и требований, стандартов и технических описаний, нормативной документации для новых объектов профессиональной деятельности; - формирование целей проекта (программы), решения задач, критериев и показателей достижения целей, построение структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач с учетом нравственных аспектов деятельности; - разработка обобщенных вариантов решения проблемы, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений; - разработка проектов объектов профессиональной деятельности с учетом механико-техноло-гических, эстетических, экологических и экономических требований; - участие в проектировании деталей, механизмов, машин, их оборудования и агрегатов; - использование информационных технологий при проектировании и разработке новых видов транспорта и транспортного оборудования, а также транспортных предприятий; - разработка конструкторской и технологической документации для ремонта, модернизации и модификации транспорта и транспортного оборудования. г) в производственно-технологической деятельности: - определение производственной программы по техническому обслуживанию, сервису, ремонту и другим услугам при эксплуатации транспорта или изготовлении оборудования; - разработка и совершенствование технологических процессов и документации; - эффективное использование материалов, оборудования, соответствующих алгоритмов и программ расчетов параметров технологических процессов; - организация и эффективное осуществление контроля качества запасных частей, комплектующих изделий и материалов, производственного контроля технологических процессов, качества продукции и услуг; - обеспечение безопасности эксплуатации (в том числе экологической), хранения, обслуживания, ремонта и сервиса транспорта и транспортного оборудования, безопасных условий труда персонала; - внедрение эффективных инженерных решений в практику; - монтаж и наладка транспортной техники и оборудования, авторский и инспекторский надзор; - организация и осуществление технического контроля при эксплуатации транспорта и транспортного оборудования; - проведение стандартных и сертификационных испытаний материалов, изделий и услуг; - осуществление метрологической поверки основных средств измерений и диагностики; - разработка и реализация предложений по ресурсосбережению; - эффективное использование материалов, оборудования, соответствующих алгоритмов и программ расчетов параметров технологического процесса;
д) в научно-исследовательской деятельности: - участие в фундаментальных и прикладных исследованиях в области эксплуатации транспорта и транспортного оборудования; - анализ состояния и динамики показателей качества объектов профессиональной деятельности с использованием необходимых методов и средств исследований; - создание моделей, позволяющих прогнозировать свойства объектов профессиональной деятельности; - разработка планов, программ и методик проведения исследований объектов профессиональной деятельности; - анализ, синтез и оптимизация процессов обеспечения качества испытаний, сертификации продукции и услуг с применением проблемно-ориентированных методов; - информационный поиск и анализ информации по объектам исследований; - техническое, организационное обеспечение и реализация исследований; - анализ результатов исследований и разработка предложений по их внедрению; - выполнение опытно-конструкторских разработок; - обоснование и применение новых информационных технологий. 1.4.4. Квалификационные требования. Для решения профессиональных задач выпускник: - руководствуется программно-целевыми методами управления производством и принятия решений; - изучает и анализирует информацию, технические данные, показатели и результаты использования транспорта и транспортного оборудования, обобщает и систематизирует их, производит необходимые расчеты, используя современную электронно-вычислительную технику; - составляет графики работ, заказы, заявки, инструкции, схемы и другую техническую документацию; - составляет планы размещения оборудования, технического оснащения и организации рабочих мест, рассчитывает производственные мощности, программы и загрузку оборудования; - участвует в разработке технически обоснованных норм выработки, норм обслуживания оборудования; - рассчитывает нормативы материальных затрат (нормы расхода запасных частей, материалов, энергии); - разрабатывает и принимает участие в реализации мероприятий по повышению эффективности производства, направленных на сокращение расхода материалов, снижение трудоемкости, повышение безопасности и производительности труда; - подготавливает исходные данные для составления планов, смет, заявок на материалы, оборудование; - участвует во внедрении разработанных технических и организационных решений и проектов, в оказании технической помощи и осуществлении авторского надзора при изготовлении, испытаниях и сдаче в эксплуатацию проектируемых изделий, агрегатов и объектов; - осуществляет контроль за соблюдением технологической дисциплины, состоянием и правильной эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом транспорта и транспортного оборудования, экологической и транспортной безопасности; - следит за соблюдением законов, установленных требований, действующих норм, правил и стандартов; - выполняет работы в области научно-технической деятельности по проектированию, информационному обеспечению, организации использования транспорта, эксплуатации и ремонта транспортных средств и их агрегатов, транспортного оборудования, используя при необходимости средства вычислительной техники; - разрабатывает нормативные документы, техническую документацию и предложения по реализации программ по использованию и обеспечению работоспособности транспорта и транспортного обрудования; - проводит технико-экономический анализ, комплексно обосновывает принимаемые и реализуемые решения по использованию транспорта и транспортного оборудования; - участвует в работах, связанных с испытаниями транспортного оборудования и внедрением его в эксплуатацию; - организует работу по повышению научно-технических знаний работников, способствует развитию творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрению достижений отечественной и зарубежной науки, техники, использованию передового опыта; - рассчитывает экономическую эффективность проектируемых и эксплуатируемых изделий, технологических процессов и предоставляемых услуг; - разрабатывает методы технического контроля и испытания продукции и услуг; - участвует в составлении патентных и лицензионных заявок на изобретения и промышленные образцы; - рассматривает рационализаторские предложения по совершенствованию технологии производства и эксплуатации, дает заключения о целесообразности их использования; - участвует в проведении научных исследований и выполнении технических разработок; - осуществляет сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации; - принимает участие в стендовых, промышленных и эксплуатационных испытаниях опытных образцов (партий) изделий, материалов и оборудования; - разрабатывает проектную и рабочую техническую документацию, оформляет научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы; - изучает специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области транспорта и транспортных средств; - подготавливает отзывы и заключения на техническую документацию, а также информационные обзоры и рецензии; - участвует в разработке и реализации прогрессивных технологических процессов; - подготовлен к активной творческой профессиональной, социальной и общественной деятельности, обеспечивающей прогресс развития общества и конкретной отрасли; - имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций; - имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования; - имеет представление о системе гражданской обороны, современном оружии и его поражающих факторах, устойчивости транспортных объектов и защите населения в условиях воздействия современного оружия; - знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; - знает основы отечественной и мировой истории и культуры, а также имеет потребность в постоянном духовном, профессиональном и физическом самосовершенствовании; - знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов; - понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний; - умеет оценивать исторические и современные процессы общественной жизни страны, место и роль в ней своей профессиональной деятельности, проблемы и тенденции мирового развития; - умеет диалектически мыслить, аргументированно отстаивать свою точку зрения; - умеет использовать хотя бы один иностранный язык в своей профессиональной деятельности, способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде; - умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности; - владеет знаниями основ производственных отношений и принципами управления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов; - владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно и логично оформить его результаты; - способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии; - способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук; - готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, умеет организовать работу исполнителей, знает основы педагогической деятельности; - умеет работать с клиентурой, заказчиками и поставщиками; - методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности; - имеет навыки коллективной, профессиональной и социальной деятельности, организаторской работы с людьми, умеет принимать профессиональные решения с учетом их социальных последствий. Выпускник должен знать: - законы, постановления, распоряжения, приказы вышестоящих и других органов, методические, нормативные и руководящие материалы, касающиеся выполняемой работы; - перспективы развития и особенности деятельности учреждения, организации, предприятия; - принципы работы, технические характеристики, конструктивные особенности разрабатываемых и используемых технических средств, материалов и их свойства; - методы использования оборудования, правила и условия выполнения работ; - основные требования, предъявляемые к технической документации, материалам, изделиям и услугам; - стандарты, технические условия и другие руководящие документы по разработке и оформлению технической документации; - методы проведения технических расчетов и определения экономической эффективности исследований и разработок; - достижения науки и техники, передовой отечественный и зарубежный опыт в соответствующей выполняемой работе области знаний; - специальную научно-техническую и патентную литературу по соответствующей области; - порядок и методы проведения патентных исследований; - основы изобретательства; - методы исследований, проектирования и проведения экспериментальных работ; - основы экономики, организации производства, труда и управления; - основы трудового законодательства; - правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты; - требования экологии по защите окружающей среды; - этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде; - основы педагогической деятельности - принципы управления транспортом и транспортными средствами с учетом технических, финансовых и человеческих факторов. Дополнительные требования к специальной подготовке выпускника определяются высшим учебным заведением с учетом особенностей профессиональной специализации. 1.5. Возможности продолжения образования выпускника Инженер, освоивший Основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста 653300 - «Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования», подготовлен для продолжения образования в аспирантуре. 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА 2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование. 2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании. 3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 653300 - «ЭКСПЛУАТАЦИЯ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА И ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ» 3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера разрабатывается на основе настоящего Государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, производственных практик. 3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом. 3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. 3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин: цикл ГСЭ - Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; цикл ЕН - Общие математические и естественнонаучные дисциплины; цикл ОПД - Общепрофессиональные дисциплины; цикл СД - Специальные дисциплины, включая дисциплины специализации; ФТД - Факультативы. 3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом. 4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА |
Дипломированного специалиста ... |
Дипломированного специалиста ... |
||
Дипломированного специалиста Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации №686 от 02.... |
Дипломированного специалиста Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03.... |
||
Дипломированного специалиста Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03.... |
Дипломированного специалиста Перечень основных образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного... |
||
Дипломированного специалиста Перечень основных образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного... |
Дипломированного специалиста Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03.... |
||
Дипломированного специалиста “радиотехника” Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации n 686 от 02.... |
Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в... Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации n 686 от 02.... |
||
Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в... Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации n 686 от 02.... |
Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в... Общая характеристика направления подготовки дипломированного специалиста по направлению «теплоэнергетика» |
||
Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в... Общая характеристика направления подготовки дипломированного специалиста по направлению "энергомашиностроение" |
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального... Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03.... |
||
Государственный образовательный стандарт Общая характеристика направления подготовки дипломированного специалиста "приборостроение" |
Дипломированного специалиста Направление подготовки утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации №686 от 02. 03. 2000 г |
Поиск |