МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра образования
Российской Федерации
_______________В.Д.Шадриков
“10” марта 2000 г.
Регистрационный номер 29 тех/дс
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Направление подготовки дипломированного специалиста
654300 Проектирование и технология электронных средств
Квалификация - инженер
Москва, 2000 г.
Общая характеристика НАПРАВЛЕНИЯ подготовки дипломированного специалиста
“Проектирование и технология электронных средств”
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации N 686 от 02.03.2000 г.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:
200800 Проектирование и технология радиоэлектронных средств,
220500 Проектирование и технология электронно-вычислительных средств.
1.3. Квалификация выпускника – инженер
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера в рамках направления подготовки дипломированного специалиста “Проектирование и технология электронных средств” при очной форме обучения - 5 лет.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника
Выпускник по направлению “Проектирование и технология электронных средств” может занимать следующие должности:
инженер,
инженер-конструктор.
инженер-лаборант,
инженер по подготовке производства,
инженер-технолог,
инженер-электроник и другие.
1.4.1. Область профессиональной деятельности
Область профессиональной деятельности выпускника включает в себя проектирование, конструирование и технологию электронных средств, отвечающих целям их функционирования, требованиям надежности, дизайна и условиям эксплуатации.
1.4.2. Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются радиоэлектронные средства и электронно-вычислительные средства, технологические процессы производства и технологическое оборудование, конструкторская и технологическая документация, методы и средства настройки и испытаний, контроля качества и обслуживания электронных средств.
1.4.3. Виды профессиональной деятельности
Выпускники по направлению подготовки “Проектирование и технология электронных средств” могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
проектная;
научно- исследовательская;
производственно - технологическая;
организационно - управленческая;
сервисно - эксплуатационная.
1.4.4. Обобщенные задачи профессиональной деятельности
Выпускники по направлению подготовки “Проектирование и технология электронных средств” в зависимости от вида профессиональной деятельности подготовлены к решению следующих профессиональных задач:
- оценка актуальности, перспективности, народнохозяйственной значимости объектов проектирования в области электронных средств;
- выбор оптимальных проектных решений на всех этапах проектного процесса от технического задания до производства изделий, отвечающих целям функционирования, технологии производства и обеспечения характеристик объекта, определяющих его качество;
- разработка и внедрение технологических процессов, технологического оборудования и технологической оснастки, средств автоматизации и механизации производства;
выпуск конструкторско-технологической документации на объекты проек-тирования;
научно-исследовательская деятельность:
исследования в области фундаментальных проблем проектирования, включающих в себя разработку оптимальных математических моделей объектов на различных этапах проектирования;
анализ возможностей построения электронных средств на перспективных физических принципах функционирования;
развитие перспективных направлений в области информационных технологий проектирования радиоэлектронных и электронно-вычислительных средств;
поиск технических, экономических и технологических решений в области радиоэлектронных и электронно-вычислительных средств, обеспечивающих научно-технический прогресс;
производственно-технологическая деятельность:
организация производственного процесса и обеспечение технологического процесса производства;
разработка программ испытаний и систем контроля;
разработка технологической документации;
разработка и внедрение технологического оборудования, средств автоматизации технологических процессов;
организационно-управленческая деятельность:
организация деятельности конструкторско-технологических служб на выполнение задач проектирования электронных средств;
участие в организации деятельности служб по всеобщему управлению качеством;
сервисно-эксплуатационная деятельность:
разработка и составление инструкций по эксплуатации, техническому обслуживанию и настройке электронных средств с позиций требований сохранения параметров качества в определенных пределах, в течение гарантированного времени, при заданных условиях эксплуатации;
участие в монтаже, настройке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию образцов изделий.
1.4.5. Квалификационные требования
Для решения профессиональных задач инженер
осуществляет сбор, отработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме исследований;
изучает специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области проектирования и технологии электронных средств;
осуществляет разработку конкурентоспособной продукции и современных технологических процессов;
проводит экспериментальные исследования конструкций электронных средств и технологических процессов их производства с целью их модернизации или создания новых конструкций и их технологий;
составляет описания проводимых исследований, готовит данные для составле-
ния отчетов, обзоров и другой документации;
выполняет математическое моделирование конструкций или технологических процессов с целью оптимизации их параметров;
оценивает экономическую эффективность принимаемых проектно-конструкторских решений, обеспечивает необходимый уровень унификации и стандартизации изделий;
разрабатывает конструкторскую и технологическую документацию, оформляет законченные научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы;
составляет планы размещения оборудования, технического оснащения и организации рабочих мест, рассчитывает производственные мощности и загрузку оборудования;
участвует в разработке технически-обоснованных норм выработки, норм обслуживания оборудования, технологических нормативов на расход материалов, заготовок, деталей и энергии;
разрабатывает метрологическое обеспечение технологических процессов, выбирает методы и средства контроля качества выпускаемой продукции, проводит ее сертификацию;
осуществляет контроль над соблюдением технологической дисциплины на предприятии и правильной эксплуатации диагностического и технологического оборудования;
разрабатывает и принимает участие в реализации мероприятий по повышению эффективности производства, направленных на сокращение расхода материалов, снижение трудоемкости, повышение производительности труда;
анализирует причины брака и выпуска продукции низкого качества и пониженных сортов, принимает участие в разработке мероприятий по их предупреждению, а также в рассмотрении поступающих рекламаций на выпускаемую предприятием продукцию;
определяет техническое состояние оборудования, планирует техническое обслуживание и ремонт;
участвует в монтаже, наладке, регулировании, испытаниях и сдаче в эксплуатацию опытных образцов разрабатываемых конструкций;
принимает участие в составлении патентных и лицензионных паспортов, заявок на изобретения и промышленные образцы;
рассматривает рационализаторские предложения по совершенствованию конструкции и технологии производства электронных средств, дает заключения о целесообразности их использования;
участвует во внедрении разработанных технических решений и проектов, в оказании технической помощи и осуществлении авторского надзора при изготовлении, испытаниях и сдаче в эксплуатацию проектируемых изделий;
осуществляет профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний, разрабатывает мероприятия по предотвращению экологических нарушений, защите интеллектуальной собственности;
подготавливает рецензии, отзывы и заключения на техническую документацию, разрабатывает инструкции по эксплуатации оборудования, технике безо-пасности и программам испытаний электронных средств.
Инженер должен знать:
постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы по своей профессиональной деятельности;
действующие стандарты и технические условия, положения и инструкции по эксплуатации оборудования, программам испытаний, оформлению технической документации;
- технические характеристики и экономические показатели лучших отечественных и зарубежных образцов конструкций электронных средств и технологий их производства;
технические требования, предъявляемые к материалам и готовой продукции;
основное используемое оборудование и принципы его работы;
нормативы расхода материалов, топлива и энергии;
перспективы технического развития предприятия;
виды брака и способы его предупреждения;
порядок и методы проведения патентных исследований;
основы изобретательства и рационализаторства;
современные средства вычислительной техники, коммуникации и связи;
специальную научно-техническую и патентную литературу по тематике исследований и разработок;
порядок пользования периодическими, реферативными и справочно-информационными изданиями по профилю специальности;
основы экономики, организации труда и управления коллективом;
основы трудового законодательства;
правила и нормы охраны труда;
методики расчета технико-экономической эффективности при выборе технических и организационных решений;
рациональные способы защиты и порядок действий коллектива предприятия (отдела, лаборатории, цеха) в чрезвычайных ситуациях.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника
Инженер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования в рамках направления подготовки дипломированного специалиста по направлению “Проектирование и технология электронных средств”, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем
(полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К основнОЙ образовательнОЙ программЕ подготовки дипломированного специалиста по направлению “Проектирование и технология электронных средств”
3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя перечень учебных дисциплин, программы учебных, научных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3 Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ – Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - Общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД – Общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД – Специальные дисциплины, включая дисциплины специализации;
ФТД – Факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соотвествии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основнОЙ образовательнОЙ программЫ по направлению подготовки дипломированного специалиста
“Проектирование и технология электронных средств”
Индекс
|
Наименование дисциплин
и их основные разделы
|
Всего
часов
|
ГСЭ
|
Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
|
1802
|
ГСЭ.Ф.00
|
Федеральный компонент
|
1262
|
ГСЭ.Ф.01
|
Иностранный язык:
лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера; грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи; понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, и научном стилях, стиле художественной литературы; основные особенности научного стиля; культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета; говорение; диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения; чтение; виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности; письмо; виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.
|
340
|
ГСЭ.Ф.02
|
Физическая культура:
физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; ее социально-биологические основы; основы здорового образа жизни студента; особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности; общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания; основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.
|
408
|
ГСЭ.Ф.03
|
Отечественная история:
сущность, формы, функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника; отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России как неотъемлемая часть истории; античное наследие в эпоху Великого переселения народов; проблема этногенеза восточных славян; основные этапы становления государственности; Древняя Русь и кочевники; Византийско-древнерусские связи; особенности социального строя Древней Руси; этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности; принятие христианства; распространение ислама; эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв.; социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв.; Русь и Орда: проблемы взаимовлияния; Россия и средневековые государства Европы и Азии; специфика формирования единого российского государства; возвышение Москвы; формирование сословной системы организации общества; реформы Петра 1; Век Екатерины; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия; особенности и основные этапы экономического развития России; эволюция форм собственности на землю; структура феодального землевладения; крепостное право в России; мануфактурно-промышленное производство; становление индустриального общества в России: общее и особенное; общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Хв; реформы и реформаторы в России; русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру; роль ХХ столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблема экономического роста и модернизации; революции и реформы; социальная трансформация общества; столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма; Россия в начале ХХ в.; объективная потребность индустриальной модернизации России; Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века; политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика; Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса; революция 1917 г.; гражданская война и интервенция, их результаты и последствия; российская эмиграция; социально-экономическое развитие страны в 20-е гг.; НЭП; формирование однопартийного политического режима; образование СССР; культурная жизнь страны в 20-е гг.; внешняя политика; курс на строительство социализма в одной стране и его последствия; социально-экономические преобразования в 30-е гг.; усиление режима личной власти Сталина; сопротивление сталинизму; СССР накануне и в начальный период второй мировой войны; Великая Отечественная война; социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы; холодная война; попытки осуществления политических и экономических реформ; НТР и ее влияние на ход общественного развития; СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений; Советский Союз в 1985-1991 гг.; перестройка; попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал; Беловежские соглашения; октябрьские события 1993 г; становление новой российской государственности (1993-1999 гг.); Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации; культура в современной России; внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
|
(см.п.6.1.2)
|
ГСЭ.Ф.04
|
Культурология:
структура и состав современного культурологического знания; культурология и история культуры; основные понятия культурологии: типология культур, этническая и национальная, элитарная и массовая культуры; восточные и западные типы культур; культура и глобальные проблемы современности.
|
|
ГСЭ.Ф.05
|
Политология:
объект, предмет и метод политической науки; функции политологии; политическая жизнь и властные отношения; роль и место политики в жизни современных обществ; российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика; политическая власть; политическая система: политические режимы, политические партии, электоральные системы; политические отношения и процессы; политические конфликты и способы их разрешения; политические технологии; политические организации и движения; политические элиты; политическое лидерство; мировая политика и международные отношения.
|
|
ГСЭ.Ф.06
|
Русский язык и культура речи:
стили современного русского литературного языка; языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка; речевое взаимодействие; основные единицы общения; устная и письменная разновидности литературного языка; нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; функциональные стили современного русского языка; взаимодействие функциональных стилей; научный стиль; специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи; речевые нормы учебной и научной сфер деятельности; официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие; языковые формулы официальных документов; приемы унификации языка служебных документов; интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи; язык и стиль распорядительных документов; язык и стиль коммерческой корреспонденции; язык и стиль инструктивно-методических документов; реклама в деловой речи; правила оформления документов; речевой этикет в документе; жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле; особенности устной публичной речи; оратор и его аудитория; основные виды аргументов; подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи; основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов; словесное оформление публичного выступления; понятливость, информативность и выразительность публичной речи; разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка; условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов; культура речи; основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
|
|
ГСЭ.Ф.07
|
Психология и педагогика:
психология: предмет, объект и методы психологии; психика, поведение и деятельность; основные функции психики; мозг и психика; структура психики; основные психические процессы; структура сознания; познавательные процессы; эмоции и чувства; психическая регуляция поведения и деятельности; психология личности; педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики; основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
|
|
ГСЭ.Ф.08
|
Правоведение:
государство и право; система российского права; конституция Российской Федерации - основной закон государства; понятие гражданского правоотношения; физические и юридические лица; право собственности; административные правонарушения и административная ответственность; уголовная ответственность за совершение преступлений; особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.
|
|
ГСЭ.Ф.09
|
Социология:
предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки; общество и социальные институты; мировая система и процессы глобализации; социальные группы и общности; виды общностей; общность и личность; малые группы и коллективы; социальная организация; социальные движения; социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность; понятие социального статуса; личность как социальный тип; социальный контроль и девиация; социальные изменения; социальные революции и реформы; концепция социального прогресса; место России в мировом сообществе; методы социологического исследования.
|
|
ГСЭ.Ф.10
|
Философия:
предмет философии; место и роль философии в культуре; становление философии; основные направления, школы философии и этапы исторического развития; структура философского знания; учение о бытии; монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия; понятия материального и идеального; пространство, время; движение и развитие, диалектика; детерминизм и индетерминизм; динамические и статистические закономерности; научные, философские и религиозные картины мира; человек, общество, культура; человек и природа; общество и его структура; гражданское общество и государство; человек в системе социальных связей; человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость; формационная и цивилизационная концепции общественного развития; смысл человеческого бытия; насилие и ненасилие; свобода и ответственность; мораль, справедливость, право; нравственные ценности; представление о совершенном человеке в различных культурах; эстетические ценности и их роль в человеческой жизни; религиозные ценности и свобода совести; сознание и познание; сознание, самосознание и личность; познание, творчество, практика; вера и знание; понимание и объяснение; рациональное и иррациональное в познавательной деятельности; проблема истины; действительность, мышление, логика и язык; научное и ненаучное знание; критерии научности; структура научного познания, его методы и формы; рост научного знания; научные революции и смены типов рациональности; наука и техника; будущее человечества; глобальные проблемы современности; взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
|
|
ГСЭ.Ф.11
|
Экономика:
введение в экономическую теорию; блага; потребности, ресурсы; экономический выбор; экономические отношения; экономические системы; основные этапы развития экономической теории; методы экономической теории; макроэкономика; рынок; спрос и предложения; потребительские предпочтения и предельная полезность; факторы спроса; индивидуальный и рыночный спрос; эффект дохода и эффект замещения; эластичность; предложение и его факторы; закон убывающей предельной производительности; эффект масштаба; виды издержек; фирма; выручка и прибыль; принцип максимизации прибыли; предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли; эффективность конкурентных рынков; рыночная власть; монополия; монополистическая конкуренция; олигополия; антимонопольное регулирование; спрос на факторы производства; рынок труда; спрос и предложение труда; заработная плата и занятость; рынок капитала; процентная ставка и инвестиции; рынок земли; рента; общее равновесие и благосостояние; неравенство; внешние эффекты и общественные блага; роль государства; макроэкономика: национальная экономика как целое; кругооборот доходов и продуктов; ВВП и способы его измерения; национальный доход; располагаемый личный доход; индексы цен; безработица и ее формы; инфляция и ее виды; экономические циклы; макроскопическое равновесие; совокупный спрос и совокупное предложение; стабилизационная политика; равновесие на товарном рынке; потребление и сбережения; инвестиции; государственные расходы и налоги; эффект мультипликатора; бюджетно-налоговая политика; деньги и их функции; равновесие на денежном рынке; денежный мультипликатор; банковская система; денежно-кредитная политика; экономический рост и развитие; международные экономические отношения; внешняя торговля и торговая политика; платежный баланс; валютный курс; особенности переходной экономики России; приватизация; формы собственности; предпринимательство; теневая экономика; рынок труда; распределение и доходы; преобразования в социальной сфере; структурные сдвиги в экономике; формирование открытой экономики.
|
|
ГСЭ.Р.00
|
Национально-региональный (вузовский) компонент
|
270
|
ГСЭ.В.00
|
Дисциплины и курсы по выбору студента,
устанавливаемые вузом
|
270
|
ЕН
|
Общие математические и естественнонаучные дисциплины
|
2500
|
ЕН.Ф.00
|
Федеральный компонент
|
2350
|
ЕН.Ф.01
|
Математика:
аналитическая геометрия и линейная алгебра; последовательности и ряды; дифференциальное и интегральное исчисления; векторный анализ и элементы теории поля; гармонический анализ; дифференциальные уравнения; численные методы; основы –вычислительного эксперимента; функции комплексного переменного; элементы функционального анализа; вероятность и статистика: теория вероятности, случайные процессы, статистическое оценивание и проверка гипотез, статистические методы обработки экспериментальных данных; вариационное исчисление и оптимальное управление; уравнения математической физики.
|
800
|
|