МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НИЖНЕКАМСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО МДК 01.01 РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ
НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМИ ТОВАРАМИ
ПО ТЕМЕ ПРОГРАММЫ СИЛИКАТНЫЕ ТОВАРЫ
г. Нижнекамск
2015
Рассмотрено на заседании
предметно-цикловой комиссии
Протокол № 8 от «15» апреля 2015г.
Автор: Еренкова Валентина Васильевна, первая квалификационная категория
Даны планы и планы-конспекты уроков по стеклянным бытовым товарам и керамическим изделиям. Подобран информационный материал по отдельным стекольным, фарфоровым и фаянсовым заводам. Большое внимание уделено товарным знакам. Для контроля знаний обучающихся составлены экспресс-тесты, задания для технического и графического диктантов с ответами. Для овладения практическими навыками разработаны карточки-задания. Наглядность обеспечивают презентации по отдельным группам товарам.
Методическая разработка рекомендуется преподавателям специальных дисциплин по профессии 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир», специальности 38.02.04 «Коммерция».
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………5
План урока Стеклянные бытовые товары. Общие сведения о стекле.
Производство стеклянных изделий…………………………………………7
План- конспект урока……………………………………………………….11
Информационный материал «История Гусевского хрустального
завода»……………………………………………………………………….14
Информационный материал «История Дятьковского хрустального
завода»………………………………………..……………………………...17
Раздаточный информационный материал « Виды украшений стеклянных изделий»……………………………………………………………………..22
Технический диктант……………………………………………………….24
Ответы на технический диктант…………………………………………...26
Карточка- задание «Определение вида стекла, способа формования и вида украшения»……………………………………………………………27
План урока Ассортимент, требования к качеству, маркировка, упаковка и транспортирование стеклянных изделий………………………………..28
План- конспект урока ………………………………………………………33
Экспресс-тест I вариант…………………………………………………….38
Ответы на экспресс-тест I вариант………………………………………...39
Экспресс-тест II вариант …………………………………………………...40
Ответы на экспресс-тест II вариант………………………………………..41
Карточка- задание «Изучение ассортимента изделий из стекла»……….42
Раздаточный информационный материал «Товарные знаки стекольных заводов»……………………………………………………………………...43
План урока Керамические изделия. Общие сведения о керамике. Производство керамических изделий……………………………………..49
План- конспект урока ……………………………………………………....53
Информационный материал «Фарфоровые заводы»………………….... 57
Раздаточный материал - рисунок «Формование керамических изделий»67
Графический диктант……………………………………………………….68
Ответы на графический диктант…………………………………………...69
Карточка- задание «Определение вида керамики и украшения»………..70
Раздаточный информационный материал « Характеристика основных видов украшений керамических изделий»………………………………..71
План урока Ассортимент, требования к качеству, маркировка,
упаковка и транспортирование керамических товаров………………….73
План- конспект урока……………………………………………………….76
Экспресс-тест I вариант…………………………………………………… 82
Ответы на экспресс-тест I вариант………………………….……………..83
Экспресс-тест II вариант……………………………………………………84
Ответы на экспресс-тест II вариант………………………………………..84
Карточка- задание «Изучение ассортимента керамических изделий»…85
Раздаточный информационный материал «Товарные знаки
фарфоровых и фаянсовых заводов»……………………………………….86
Заключение………………………………………………………………….91
Источники информации…………………………………………………….92
Приложение I– презентация по керамическим изделиям………………...
Приложение II– презентация по стеклянным бытовым товарам………..
ВВЕДЕНИЕ
Методическая разработка посвящена планированию и изучению темы программы «Силикатные товары», включая Стеклянные бытовые товары и Керамические изделия; определению форм и методов изучения содержания данной темы; раскрытию опыта проведения уроков по МДК 01.01 Розничная торговля непродовольственными товарами.
Выбор темы методической разработки связан с ее актуальностью. В настоящее время на потребительском рынке стеклянные и керамические товары представлены в широком ассортименте. Поэтому преподаватель должен обеспечить хороший уровень товароведной подготовки будущих продавцов по данным товарам.
Методическая разработка содержит планы и планы-конспекты 4-х уроков, информационный материал по отдельным стекольным, фарфоровым и фаянсовым заводам, раздаточный материал «Виды украшений», «Товарные знаки». Материал подобран с использованием интернет - ресурсов. Для контроля знаний обучающихся составлены экспресс-тесты, задания для технического и графического диктантов с ответами. Для овладения практическими навыками разработаны карточки-задания. Практические задания выполняются при достаточном количестве образцов товаров.
Методическая разработка предполагает комплексное применение педагогических технологий, технических и информационных средств обучения - слайд-шоу, составленных преподавателем, и домашнего задания обучающихся - презентаций с комментарием.
К разработке приложен электронный материал – слайды:
- стеклянные бытовые товары, общие сведения о стекле, известные стекольные заводы России, сырье для производства стекла, производство стеклоизделий, виды силикатных стекол;
- керамические изделия, общие сведения о керамике, известные фарфоровые заводы России, сырье для производства керамических товаров, производство керамических изделий, виды керамики;
- домашнее задание обучающихся - презентация «Товароведная характеристика стеклянных бытовых товаров», «Товароведная характеристика керамических бытовых товаров» (по 2 работы по каждой теме).
Методическая разработка может быть полезна преподавателям специальных дисциплин по профессии 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир», специальности 38.02.04 «Коммерция».
План урока
Профессия: 38.01.02 Продавец, контролёр-кассир
Тема программы: Посудохозяйственные товары
Тема урока: Стеклянные бытовые товары. Общие сведения о стекле.
Производство стеклянных изделий.
Профессиональный модуль ПМ.01: Продажа непродовольственных товаров
МДК01.01 Розничная торговля непродовольственными товарами
Цели урока:
Обучающая
|
– формирование знаний об основах производства стеклянных бытовых товаров;
|
|
– формирование умений определять вид стекла и украшений на изделиях на репродуктивном уровне (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).
|
Развивающая
|
– развивать зрительную память и художественно эстетическое мышление, развивать умение формулировать и обосновывать ответы на вопросы.
|
Воспитывающая
|
– воспитывать профессиональную убежденность, самостоятельность.
|
Формируемые компетенции:
а) профессиональные
ПК 1.3 Обслуживать покупателей и предоставлять достоверную информацию о качестве, потребительских свойствах товаров, требованиях безопасности их эксплуатации.
б) общие
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Тип урока – комбинированный урок.
Вид урока – рассказ-объяснение, показ, практическое задание.
Методы обучения: диалогический, показательный, практический;
Методы преподавания: объяснительно-стимулирующий, побуждающий, инструктивный;
Методы учения: репродуктивный, частично-поисковый.
Внутридисциплинарные связи: темы «Классификация и ассортимент непродовольственных товаров», «Товарная информация: виды, формы и средства».
Междисциплинарные связи:
1.Организация и технология розничной торговли, тема «Технология приемки, хранения и подготовки товаров к продаже».
2.Учебная практика, тема «Продажа различных групп непродовольственных товаров».
Материально-техническое и дидактическое оснащение урока:
- электронный материал – слайды: Стеклянные бытовые товары, Общие сведения о стекле, Известные стекольные заводы России, Сырье для производства стекла, Производство стеклоизделий, Виды силикатных стекол;
- оргтехника: ПК, интерактивная доска, проектор;
- информационный материал «История Гусевского хрустального завода», «История Дятьковского хрустального завода»;
- раздаточный информационный материал « Виды украшений стеклянных изделий»
- карточки- задания «Определение вида стекла, способа формования и вида украшения»;
- технический диктант;
- натуральные образцы стеклянных изделий;
- лупы, линейки.
Источники информации:
Основные:
Моисеенко Н.С. Товароведение непродовольственных товаров. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.
Муравина И.В. Основы товароведения. – М.: Академия, 2009.
Неверов А.Н., Чалых Т.И., Шипилова С.С. и др. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами. – М.: Академия, 2009.
II. Дополнительные:
Рубцова Л.И., Тимофеева В.А., Моисеенко Н.Е. Продавец. -Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
Уманцев Я.З. Хозяйственные товары и бытовая химия.- Товароведение. – М.: Экономика, 1984.
Чалых Т.И., Щербакова И.М., Фукина О.В. и др. Технология производства потребительских товаров. Часть I.- М.: Академия, 2004.
Интернет- ресурсы.
Уровень освоения 3
Ход урока.
I. Организационная часть
- проверка наличия обучающихся;
- проверка готовности к уроку - наличия учебных принадлежностей;
- психологический настрой обучающихся.
II. Актуализация опорных знаний и мотивационных состояний
Сообщение темы и целевая установка на урок
Актуализация знаний. Ответить на вопросы:
- потребительские свойства непродовольственных товаров;
- эстетические свойства;
- эргономические свойства;
III.Формирование новых знаний
Изучение нового материала
а/ потребительские свойства силикатных товаров;
б/ общие сведения о стекле, история известных стекольных заводов России;
в/сырье для производства стеклянных товаров;
г/ производство стеклянных изделий;
д/ виды силикатных стекол;
е/ украшение стеклоизделий;
Закрепление нового материала
а/ основные операции процесса производства
б/ способы выработки посуды;
в/ виды стекол;
г/ что такое номерная шлифовка?
Технический диктант
Выдача практического задания студентам
IV. Применение знаний
Работа по карточкам- заданиям «Определение вида стекла, способа формования и вида украшения».
V.Домашнее задание.
Изучить тему «Производство стеклянных изделий» (учебник Неверова А.Н. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами (стр.254- 260).
Изучить в магазине во время учебной практики стеклянные бытовые изделия, определить вид стекла и разделки (украшения).
Составить презентацию «Товароведная характеристика стеклянных бытовых товаров» (индивидуальное опережающее задание – по желанию).
VI. Подведение итогов
- анализ результата урока;
- отметить лучших обучающихся;
- анализ допущенных ошибок;
- выставление оценок и комментарий;
- уборка рабочих мест.
План- конспект урока
Деятельность преподавателя
|
Деятельность обучающихся
|
I. Организационная часть
Проверка наличия обучающихся и
готовности их к уроку.
Психологический настрой обучающихся
II. Актуализация опорных знаний и мотивационных состояний
(формирование ПК1.3, ОК 1, ОК 4)
1.Сообщение темы: Стеклянные бытовые товары. Общие сведения о стекле. Производство стеклянных изделий.
Целевая установка на урок.
Цели урока: изучить основы производства стеклянных бытовых товаров, научиться определять вид стекла и украшений на изделиях.
2.Актуализация знаний. Ответить на вопросы:
- потребительские свойства непродовольственных товаров;
- эстетические свойства;
- эргономические свойства;
III.Формирование новых знаний
(формирование ПК1.3, ОК 1, ОК 4)
1.Изучение нового материала
- потребительские свойства силикатных товаров: функциональные, эргономические, эстетические, свойства надежности
- общие сведения о стекле, историческая справка об известных стекольных заводах России (Гусевском и Дятьковском хрустальных заводах);
- сырье для производства стеклянных товаров: основное -кварцевый песок, сульфат натрия и сода, поташ (оксид калия), мел и известняк, бура, борная кислота, оксиды свинца, бария, стеклобой и др.;
вспомогательное сырье - осветлители (селитра, сульфат натрия), обесцвечиватели, красители (оксид меди, кобальта и др.), глушители (криолит, оксид олова и др.)
- производство стеклянных изделий: подготовка сырья, составление шихты, варка стекломассы, формование изделий, отжиг, закалка, механическая обработка (удаление колпака, обработка края, украшение);
- виды силикатных стекол: обыкно-венное (известково- натриевое и известково-калиевое), хрустальное (свинцовый и бариевый хрусталь), жаростойкое стекло;
- украшение стеклоизделий в горячем и холодном состоянии механическим, химическим способом, живопись;
2.Закрепление нового материала
- основные операции процесса производства;
- способы выработки посуды;
- виды стекол;
-что такое номерная шлифовка?
Технический диктант
Выдача практического задания студентам
IV. Применение знаний
(формирование ПК 1.3, ОК4)
Работа по карточкам- заданиям «Определение вида стекла, способа формования и вида украшения».
V.Домашнее задание.
1.Учебник Неверова А.Н. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами (стр.254- 260).
2. Изучить в магазине во время учебной практики стеклянные бытовые изделия, определить вид стекла и разделки (украшения).
3. Составить презентацию
«Товароведная характеристика стеклянных бытовых товаров»
VI. Подведение итогов
- анализ результата урока;
- отметить лучших обучающихся;
- анализ допущенных ошибок;
- выставление оценок и комментарий;
|
Рапорт дежурного о готовности группы к уроку.
Слушают.
Слушают, смотрят слайды, записывают в тетради.
Слушают.
Обучающиеся должны ответить:
- функциональные, эргономические, эстетические, экологические свойства, свойства безопасности, надежности;
- это способность товаров выражать в чувственно - воспринимаемых признаках общественные ценности и удовлетворять эстетические потребности человека. Показатели эстетических свойств: внешний (товарный) вид, целостность композиции, дизайн, мода, стиль, информационная выразительность, совершенство производственного исполнения;
- это способность товаров создавать ощущение удобства, комфортности, наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими, психологическими и психолого-физиологическими характеристиками потребителя.
Слушают, записывают.
Слушают, смотрят слайды, поддерживают беседу.
Смотрят слайды, записывают.
Слушают, смотрят слайды, записывают.
Слушают, смотрят на образцы стеклоизделий, записывают.
Слушают, смотрят на образцы, записывают.
Обучающиеся должны ответить:
- подготовка сырья, составление шихты, варка стекломассы, формование изделий, отжиг, закалка, механическая обработка;
- прессование, выдувание, прессовыдувание, литье, центробежное литье;
- обыкновенное (известково- натриевое и известково-калиевое), хрустальное (свинцовый и бариевый хрусталь), жаростойкое стекло;
- это несложные матовые или прозрачные рисунки в виде ямок, желобков, соединенных наклонными прорезями. Наносятся абразивными
кругами. Их нумеруют.
Выполняют работу.
Слушают.
Работают с образцами стеклоизделий.
Выполняют и сдают практическое задание.
Записывают.
Обучающиеся слушают.
Уборка рабочих мест.
|
История Гусевского хрустального завода
История гусевского хрусталя началась в 1756 году. Орловский купец Аким Мальцов основал между Москвой и Владимиром, на берегу реки Гусь в дремучих мещерских лесах первый стекольный завод. Так было положено начало поселку и будущему городу. На фабрике с 4 печами работали 59 крепостных крестьян, которые изготовляли посуду, зеленое, каретное и зеркальное стекло.
Гусевская хрустальная фабрика в то время работала в основном на местный рынок, выпуская бутылочную посуду, стеклянную и хрустальную продукцию.
Постепенно на заводе стали использовать простые стеклянные составы взамен дорогостоящему хрусталю. Благодаря дешевизне и хорошему качеству, Гусь-Хрустальные стеклянные изделия приобрели необыкновенную популярность.
После смерти Акима во владение вступает его вдова — Мария Васильевна Мальцова. За 20 лет управления Мария Мальцова основала ещё 4 стекольных завода.
По завещанию все стекольные производства Мария Васильевна передала младшему сыну Ивану. Через несколько лет Сергей Акимович выкупает у младшего брата все гусевские предприятия и основывает рядом новые фабрики.
В 1823г. после смерти Сергея Мальцова «мальцовский стекольный район», объединяющий заводы Владимирской, Рязанской, Орловской, Калужской и Смоленской губерний, вновь объединятся уже под началом Ивана Акимовича Мальцова.
Середина XIX в. Гусевский хрустальный завод
В 1831г. Иван Сергеевич Мальцов – внук (1807—1880), вернувшийся из-за границы, едет в Гусь, начинает заниматься заводскими делами, внедряет все технические новшества, появлявшиеся в Европе. Заимствует он и новинки других российских стекольных заводов. Вскоре гусевский завод переводится на выпуск дорогой хрустальной посуды.
В 1880г. после смерти Ивана Мальцова Гусевский хрустальный завод перешёл к одному из его племянников (на заводе работало 744 человека), затем по завещанию - к родственнику племянника.
В 1918г. предприятие было национализировано.
В советское время завод переоборудован, производство механизировано.
Во время Великой Отечественной Войны Хрустальный завод переориентировался и выпускал необходимые в то время термоса, колбы, фляжки, термометры и т.п.
В настоящее время завод славится своим художественным стеклом. Художники, учитывая особенности материала, придают ему высокохудожественную выразительность, умело используя и цвет, и форму, и декор.
При заводе есть музей, где хранят гениальные изделия лучших мастеров. Этот Музей известен не только в области, но и далеко за ее пределами.
Дополнительная информация: с 16 января 2012г. завод закрылся по причине долгов по электроэнергии. Возможно, в ближайшем будущем завод возродится в виде предприятия народных художественных промыслов.
ИСТОРИЯ ДЯТЬКОВСКОГО ХРУСТАЛЬНОГО ЗАВОДА
Дятьковское хрустальное производство существует более 200 лет и имеет богатую историю.
Завод основан в 1790 году известными Русскими промышленниками Мальцовыми. Разнообразный ассортимент от самых простых обиходных предметов - стаканов, рюмок, бокалов, графинов, вазочек - до многопредметных сервизов и уникальных деталей архитектурного убранства, широко известен и очень популярен в России и за ее пределами.
Герб рода Мальцовых.
В конце 80-х годов ХVIII века дятьковские земли покупает дворянка Мария Васильевна Мальцова. В 1790 году М.В.Мальцова строит в Дятьково хрустальную фабрику. Затем поблизости основывается еще несколько стекольных производств.
Дятьковская хрустальная фабрика. С гравюры 1820 года.
Так начинает создаваться огромная Мальцовская промышленная империя, включавшая к середине ХIХ века десятки различных предприятий, расположенных в Орловской, Смоленской и Калужской губерниях. Становление и развитие Дятьковской хрустальной фабрики определяет всю дальнейшую судьбу деревни Дятьково, переименованной в село Дятьково по завершению строительства Преображенского храма в 1810 году.
сын основательницы фабрики
Иван Акимович Мальцов
1774-1853
С 1798 года эстафету семейного промышленного предпринимательства от матери принимает, вышедший в отставку в чине секунд-майора, Иван Акимович Мальцов.
Иван Акимович значительно расширил поле предпринимательской деятельности. В его владении находилось несколько стекольных заводов, хрустальная фабрика, чугунолитейные и железоделательные производства.
За услуги в сахароварении И.А.Мальцов был награжден золотой медалью и избран почетным членом Московского общества сельского хозяйства.
сын И.А.Мальцова
Сергей Иванович Мальцов
1810-1893
В 1849 году управление Мальцовской промышленной империей переходит к "Титану русской промышленности" - Сергею Ивановичу Мальцову. В основе его производственной деятельности был, не потерявший актуальности в настоящее время, лозунг: "Россия должна освободиться от иностранной зависимости. Все своё!".
Впервые в истории отечественной промышленности на Дятьковской хрустальной фабрике были сооружены газогенераторные печи, освоена варка уранового стекла и стекла "медный рубин".
На заводах С.И.Мальцова были выполнены первые русские рельсы, первые русские пароходы, первый винтовой двигатель, установленный затем на корвете "Воин". Первая узкоколейная железная дорога, первый частный телеграф в России были устроены на территории Мальцовского промышленного округа. Именно здесь была пущена первая в России Мартеновская печь.
Начав свое существование как небольшая мануфактура, на протяжении ХIХ столетия хрустальная фабрика становится одним из крупнейших стекольных предприятий России.
Дятьковский Хрустальный завод в конце XIX века.
Всегда очень сложными и тяжелыми были условия труда рабочих на фабрике. Сжиганием дров достигалась температура варки стекла более 1000°C Невыносимая жара у печей, загазованность помещений, выдувание изделий силой легких, преобладание ручного труда на всех этапах сложнейшего технологического процесса царили на производстве. Рядом со взрослыми в цехах работало много детей и подростков.
С годами на заводе сложился коллектив опытных и умелых мастеров, профессиональные секреты нередко передавались из поколения в поколение.
"На любой вкус" – таким был девиз производства, и поэтому наряду со сложными дорогими сервизами и наборами ручной работы, деталями архитектурного убранства для храмов и дворцов, изготовлялось много недорогой стеклянной посуды широкого и разнообразного ассортимента.
Бокал середины XIX века.
Дятьковское стекло всегда отличали высокие художественные достоинства, строгая гармония форм и декора, чистота, прекрасное качество отделки. Богатый опыт художественной культуры, накопленный многими поколениями, был обобщен, сконцентрирован и получил своеобразную трактовку в работах современных художников и мастеров-умельцев. Во все времена волшебное искусство дятьковских мастеров-хрустальщиков удостаивалось наград и восторженных отзывов покупателей.
В XIX веке для царских резиденций дятьковские мастера неоднократно исполняли сервизы на 200 персон, которые предписывалось употреблять при фаянсовых и фарфоровых гербовых сервизах в Зимнем Дворце, в Царском Селе, на Елагином Острове и в Гатчине. И сегодня приемы самого высшего уровня в Кремле сервируются Дятьковским хрусталем.
Гордость завода - сервиз «Банкетный»
ООО «Дятьковский хрустальный завод» – современное, динамично развивающееся предприятие, обеспечивающее производство самого широкого спектра продукции из хрусталя, тесно сотрудничающее с потребителями, поставщиками, расширяющее рынки сбыта. Дятьковский хрустальный завод вступает в третье тысячелетие с уверенностью в успешных перспективах. Эту оптимистическую уверенность вселяют в нас богатые художественные традиции, высокопрофессиональный коллектив заводских мастеров и художников-дизайнеров, сегодняшние темпы развития производства и вся славная 210-летняя история предприятия.
ВИДЫ УКРАШЕНИЙ СТЕКЛЯННЫХ ИЗДЕЛИЙ
1.Украшения, наносимые в горячем состоянии.
Цветное стекло получают при добавлении красителей в стекломассу.
Изделия с нацветом изготавливают из одного слоя стекла и покрывают одним или двумя слоями интенсивно окрашенного стекла.
Украшение под мрамор получают в процессе варки молочного стекла, к которому добавляют молотое неразмешанное цветное стекло, за счет чего создается впечатление прожилок в мраморе.
Украшение цветной насыпью
|