О повышении качества заполнения декларации на товары и формализации документов,
представленных при таможенном декларировании товаров
Слайд «Заставка»
Уважаемые участники Консультативного совета. Как Вы можете заметить, мы на протяжении нескольких последних заседаний регулярно рассматриваем вопросы, связанные с оптимизацией процесса таможенного декларирования внешнеторговых грузов, как с позиции общей технологии, так и ее особенностей. Неоднократно обращали внимание на необходимость планирования и сопровождения поставок, а также на повышение качества документов используемых для таможенных целей. В современных условиях все эти вопросы приобретают все большую актуальность, и в первую очередь – это вопросы, касающиеся качества подготовки документов, необходимых для таможенных целей. И, используя площадку сегодняшнего совета, я хотел бы обратить Ваше внимание на то, почему сейчас эти вопросы действительно наиболее актуальны, и на те основные недостатки, которые присутствуют в нашей с вами работе и отчасти, сдерживают внедряемые в последнее время перспективные таможенные технологии.
Слайд 1 «Основные технологические этапы процесса таможенного контроля, предполагающие электронное взаимодействие»
На сегодняшний день процесс таможенного администрирования и контроля перемещаемых внешнеторговых грузов во многом ориентирован на электронное взаимодействие между таможенными органами и иными участниками процесса, в частности:
в отношении товаров, перемещаемых автомобильным и железнодорожным транспортом, внедрено обязательное предварительное информирование;
c 01 января 2014 года электронное декларирование товаров в Российской Федерации стало обязательным;
с 01 июня текущего года ФТС России внедрен временный порядок совершения таможенных операций в отношение железнодорожных транспортных средств и перемещаемых ими товаров в международном грузовом сообщении при представлении документов в электронном виде;
c 08 мая текущего года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», устанавливающие обязательное представление таможенному органу отчетности о товарах, помещаемых на временное хранение, исключительно в электронной форме.
с 2014 года проводятся мероприятия по внедрению в процесс таможенного контроля технологий автоматической регистрации и автоматического выпуска товаров.
Слайд 2 «Деятельность ФТС России, направленная на сокращение документов, представляемых при таможенном
декларировании товаров» документы
Также хочу опять же обратить внимание на систематически расширяемый ФТС России перечень документов, которые могут не представляться таможенному органу при подаче таможенных деклараций, при условии, что сведения о них заявлены непосредственно в самой таможенной декларации. И здесь, хочу подчеркнуть, предполагается, например, в части разрешительных документов, производить контроль их наличия и содержания с использованием систем межведомственного электронного взаимодействия.
Таким образом, на сегодняшний день приоритетным направлением развития таможенного администрирования становится электронный документооборот и автоматизация процесса. И выстраиваются они не в свободном стиле, а на основе устанавливаемых ФТС России форматов и спецификаций. То есть, возрастает роль ошибки, допущенной при составлении декларации или формализации документов. И что же у нас получается на сегодняшний день.
Слайд 3 «Технологии представления документов, при подаче декларации на товары» изменение технологии представления документов
Сейчас на слайде представлены изменения технологии представления таможенному органу документов при таможенном декларировании товаров. И как вы можете заметить, в последнее время данная технология систематически изменяется, и, возможно, изменится еще и после нового года. Но неизменным остается то, что на момент подачи таможенной декларации документы, необходимые для таможенных целей должны быть декларантом сформированы в необходимых форматах, а сведения о них правильно заявлены в таможенной декларации.
Далее, именно на допускаемые ошибки я хотел бы обратить внимание, в том числе, в отдельных случаях и на влияние таких ошибок на процесс таможенного контроля.
Начну с этапа регистрации таможенной декларации.
В первом полугодии 2015 года таможенным органам региона было подано более 180 тысяч таможенных деклараций, из которых в отношении 6 тысяч ДТ принимались решения об отказе в их регистрации, т.е. отказано в регистрации 3% ДТ.
Слайд 4 «Причины для отказа в регистрации ДТ»
Сейчас на слайде представлены детализированные причины, по которым принимались такие решения. Условно, их можно разделить на две составляющие. Первая – связана с сопровождением поставки, в первую очередь это случаи, когда подается обычная декларация, а товар фактически еще не представлен таможенному органу или наоборот, или ДТ подается неполномочному подразделению таможенного органа. Вторая составляющая, включающая подавляющее большинство случаев отказа в регистрации около 95% – полностью связана с ошибками, допускаемыми как непосредственно в самой декларации, так и при формировании и представлении документов.
В частности, говоря о второй составляющей, надо отметить, что основными причинами отказов здесь являются ошибки, допускаемые при формировании сведений о документах, подтверждающих уплату сборов за совершение таможенных операций, о лицах, подающих таможенные декларации, а также непредставление необходимых документов, то есть отсутствие их в архиве декларанта (отсутствие в ДТ необходимых сведений (паспорт сделки, описание товара, стоимость, сведения о транспортных средствах) или несовпадение ЭП и сведений, указанных в графе 54 «Место и дата» ДТ).
Также необходимо отметить, что в настоящее время ФТС России реализуются технологические проекты по автоматической регистрации и автоматическому выпуску товаров. Мы на постоянной основе анализируем данный процесс.
Слайд 5 «Сведения о результатах внедрения автоматической регистрации таможенных деклараций»
Сейчас на слайде представлена информация о количестве таможенных деклараций, которые были зарегистрированы в автоматическом режиме на объектах пилотной зоны Приволжского региона в различные периоды. Данный эксперимент фактически начался еще в 2014 году, но в апреле 2015 года произошла значительная актуализация условий автоматической регистрации, формализованных в алгоритме работы программных средств. Отдельные участники ВЭД могли напрямую почувствовать это в своей практической деятельности, когда в одночасье те декларации, которые ранее регистрировались автоматически, стали передаваться на ручную проверку.
Почему это стало происходить? В основном, вследствие того, что значительно возросло количество «внутренних проверок» через которые стали проходить таможенные декларации. И соответственно стали выявляться новые несоответствия, которые раньше не влияли на автоматическую регистрацию. Мы провели определенный анализ, о результате которого я хочу сейчас доложить. Но прежде отмечу, что сейчас практически каждая декларация, подаваемая на объект пилотной зоны проходит через призму установленных ФТС России критериев авторегистрации и в дальнейшем автовыпуска. Поэтому отдельные декларации просто пока физически не могут быть зарегистрированы автоматически.
Слайд 6 «Причины неприменения Алгоритма автоматической регистрации деклараций на товары» Основные причины, вследствие которых ДТ не регистрируются в автоматическом режиме
И как раз на представленном сейчас слайде вы можете это увидеть. Мы разделили существующие причины на две категории: объективные и субъективные.
Я не буду подробно останавливаться на объективных причинах. Влиять на них ни мы, ни участники ВЭД не могут, поэтому более подробно хотел бы охарактеризовать причины, а скорее несоответствия, которые на наш взгляд носят исключительно субъективный характер, связанный с качеством подготовки документов.
В самом начала эксперимента таможни проводили работу с участниками ВЭД по разъяснению требований технической документации – это спецификации взаимодействия и альбомы форматов. Несмотря на это, анализ хода эксперимента по внедрению Авторегистрации показал, что в данной области со стороны участников ВЭД продолжают иметь место несоответствия при формировании документов и подготовке комплекта, направляемого таможенному органу декларирования.
А именно, при подаче ДТ доверенность или договор между декларантом и таможенным представителем, как отдельный электронный документ, зачастую не представляется. Хотя необходимость их наличия одновременно в комплекте с ДТ предусмотрена технической документацией. В частности обязанность декларанта представлять доверенность в форме отдельного электронного документа при подаче ДТ установлена с начала апреля текущего года, договора между декларантом и таможенным представителем - с июля текущего года.
Слайд 7 «Причины не прохождения автоматической регистрации декларации на товары» расхождение сведений, заявленных в ДТ, и сведений, указанных в доверенности, о дате выдачи доверенности
Слайд 8 «Причины не прохождения автоматической регистрации декларации на товары» расхождение сведений, заявленных в ДТ, и сведений, указанных в доверенности, о государственном органе, выдавшем документ, удостоверяющем личность
Слайд 9 «Причины не прохождения автоматической регистрации декларации на товары» расхождение сведений, заявленных в ДТ, и сведений, указанных в договоре декларанта и таможенного представителя, а именно, в договоре не указаны реквизиты его реквизиты (дата и номер), а также реквизиты свидетельства о включении в Реестр таможенных представителей
Также здесь мы отмечаем большое количество различных неточностей, заполнение не всех необходимых полей при составлении этих документов в формализованном виде. Пример приведен на слайде.
Это, к сожалению, отражает отсутствие желаемой результативности взаимодействия между таможенными органами и участниками ВЭД.
В настоящее время на рассмотрении в Евразийской экономической комиссии находятся предложения ФТС России о присвоении доверенности и договору между декларантом и таможенным представителем отдельных кодов видов документов, используемых при таможенном декларировании. Реализация этого предложения позволит отказаться от подачи документов, подтверждающих полномочия лица, одновременно с ДТ.
Слайд 10 «Причины не прохождения автоматической регистрации декларации на товары» несоответствие сведений, заявленных в ДТ, и сведений, указанных в квалификационном сертификате ключа электронной подписи
Кроме того, выявлены случаи расхождения сведений 54 графы ДТ о лице, составившем таможенную декларацию, и сведений ЭП. На представленном слайде Вы можете увидеть пример.
Слайд 11 «Причины не прохождения автоматической регистрации декларации на товары» расхождение сведений, заявленных в ДТ, и сведений, указанных в квалификационном сертификате ключа электронной подписи (орфографическая ошибка в ДТ)
Например, различное написание фамилии лица, подавшего ДТ, - в ДТ вместо буквы Ё, как отражено в сертификате, указана буква Е. Алгоритм «чувствителен» даже к таким, казалось бы, незначительным расхождениям.
03 июля текущего года осуществлен первый в Приволжском регионе выпуск товарной партии в автоматическом режиме. На сегодняшний день автовыпущены 374 товарные партии, при этом, все указанные партии декларировались ПАО «НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ» (товар «каучук» из группы 40 ТН ВЭД ЕАЭС) Нижнекамскому таможенному посту Татарстанской таможни.
Стоит отметить, что Приволжское таможенное управление занимает лидирующее место в целом по стране по количеству автовыпущенных ДТ. Доля таких товарных партий составляет 99% от общего количества автовыпущенных ДТ в целом таможенными органами страны.
Слайд 12 «Причины неприменения Алгоритма автоматического выпуска деклараций на товары» основные причины, вследствие которых ДТ не выпускаются в автоматическом режиме
На данном слайде отражены причины, по которым товарные партии не выпускаются автоматически, а передаются на «ручную» проверку. Здесь так же, как и в отношении Авторегистрации, причины разделены на объективные и субъективные.
Субъективные основания так же, как и при Авторегистрации, связаны с качеством подготовки участниками ВЭД документов.
Слайд 13 «Причины неприменения Алгоритма автоматического выпуска деклараций на товары» расхождение сведений, заявленных в ДТ, и сведений, содержащихся в формализованном договоре купли-продажи
Порядка 5% товарных партий не были выпущены в автоматическом режиме из-за расхождений сведений, заявленных в ДТ и сведений, содержащихся в договоре купли-продажи, инвойсе. Как видно из слайда в ДТ в адресе получателя указано «Соединенные Штаты», в то время, как в формализованном договоре купли-продажи наименование страны сокращено. Также организационно-правовая форма декларанта в ДТ указана, как «ОАО», в договоре – «ПАО».
Слайд 14 «Причины неприменения Алгоритма автоматического выпуска деклараций на товары» Расхождение сведений, заявленных в ДТ, и сведений, содержащихся в формализованном инвойсе (в ДТ сведения внесены латинскими буквами, в инвойсе, напротив, русскими буквами)
На следующем слайде отражено несоответствие сведений, заявленных в ДТ, о получателе товаров, и сведений, указанных в формализованном инвойсе – в ДТ данные внесены латинскими буквами, в инвойсе – русскими.
Отдельно хотелось бы сказать, что при Автовыпуске анализируется непротиворечивость ДТ, формализованных документов из графы 44 ДТ и информационных ресурсах таможенных органов.
Мониторинг реализации экспериментов по внедрению Авторегистрации и Автовыпуска показал высокую степень значимости качества подготовки декларантами таможенных документов, в том числе в формализованном виде. Проведение таможенной службой данных экспериментов направлено на значительное ускорение процессов таможенного контроля, исключение влияния субъективных факторов со стороны должностных лиц таможенных органов, минимизации количества ошибок, допускаемых участниками ВЭД при декларировании товаров. Следовательно, безусловно важное значение приобретает правильность заполнения ДТ, а также качество формирования документов для таможенных целей.
До настоящего времени, направляемые ДТ, до их поступления на таможенные посты не проходят автоматического контроля граф на предмет правильности и корректности указываемых в них сведений. Вследствие чего, пост получает декларации со значительным количеством ошибок. Об их роли и необходимости минимизации мы неоднократно говорили как на предшествующих консультативных советах, так и в рамках иных форм взаимодействия с участниками ВЭД, например «ВЭБинаров». Тем не менее, декларации с ошибками продолжают поступать, и если они не являются поводами для отказа в регистрации, то их устранение переносится на этап документального контроля, а в ряде случаев, устраняются уже после выпуска. Можно представить, на что с одной стороны уходят время и ресурсы таможенных органов, а с другой стороны – это увеличение сроков выпуска товаров.
Стоит остановиться на ошибках, допускаемых декларантами при заполнении ДТ. Наличие неточностей при заполнении ДТ безусловно влияет на продолжительность совершения таможенных операций. Снижается скорость оборота внешнеторговых грузов, возрастают непроизводственные издержки участников ВЭД.
Слайд 15 «Ошибки, допускаемые при составлении декларации на товары» указание в служебном поле SDS_CUST несуществующего кода таможенного органа при таможенном декларировании товаров таможенному органу, отличному от места их нахождения
Например, при некорректном указании в служебном поле SDS_CUST кода таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся товары, при их декларировании иному таможенному органу становится невозможным применение ТУВ. Что приводит к невозможности информационного взаимодействия с соответствующими последствиями.
Слайд 16 «Ошибки, допускаемые при составлении декларации на товары» неполное указание сведений в ДТ о плательщике таможенных платежей
Ошибки или отсутствие сведений в графе B «Подробности подсчета» ДТ – например, неуказание ИНН/КПП плательщика - приводят к невозможности списать денежных средств. При подаче ДТ таможенный орган отказывает в регистрации, при завершении проверки ДТ – возможен отказ в выпуске, не говоря уже о потраченных впустую временных, а также материальных ресурсах.
Слайд 17 «Ошибки, допускаемые при составлении декларации на товары» некорректное указание в ДТ особенностей таможенного декларирования товаров
Следующий пример – это ошибки, допускаемые декларантами при определении особенностей таможенного декларирования товаров. Неверное указание либо невнесение при необходимости в графу 7 «Справочный номер» ДТ сведений об особенностях декларирования товаров приводит к невозможности открытия самой процедуры таможенного декларирования.
Слайд 18 «Ошибки, допускаемые при составлении декларации на товары» некорректное указание в ДТ номера свидетельства о включении в Реестр таможенных представителей
Указание в 54 графе «Место и дата» ДТ при подаче таможенной декларации таможенным представителем неверного номера свидетельства о включении в Реестр таможенных представителей приводит к принятию решения об отказе в регистрации либо о необходимости корректировки сведений в период проведения таможенного контроля.
Слайд 19 «Ошибки, допускаемые при составлении декларации на товары» некорректное указание в ДТ номеров масок разрешительных документов
Некорректное указание в графе 44 «Дополнительная информация/Предоставленные документы» ДТ номеров масок разрешительных документов, приводит к невозможности получения посредством информационного взаимодействия таможенных органов с федеральными органами государственной власти (ФОИВ) различных разрешительных документов, представление которых является обязательным при таможенном декларировании товаров. В данном случае таможенному посту приходится запрашивать необходимые документы у декларанта.
В настоящее время мы продолжаем на постоянной основе анализировать сведения, заявляемые декларантами в ДТ, а также полноту и достаточность представления ими документов при декларировании. Кроме того, таможни региона систематически проводят рабочие встречи с участниками ВЭД с целью разъяснения таможенного законодательства в части соблюдения требований по заполнению ДТ, по представлению документов одновременно с ДТ.
Слайд «Заставка»
Исходя из вышесказанного я допускаю, что наличие ошибок связано, в том числе, с тем, что работники участников ВЭД, а также таможенных представителей, занимающиеся непосредственно составлением ДТ и декларированием товаров, не доводят до своих руководителей данные факты. С нашей стороны считаю необходимым присутствие на рабочих встречах должностных лиц таможенных органов и декларантов именно руководителей данных организацией. В данном случае возможно обеспечение минимизации количества ошибок посредством применения административного ресурса.
В связи с вышеуказанным предлагаем:
таможням региона поручить проведение на систематической основе аналитической работы в отношении сведений, заявляемых декларантами в ДТ, а также в формализованных для таможенных целей документах, с обязательным доведением полученных результатов до руководителей организаций, занимающихся ВЭД;
заинтересованным участникам ВЭД рекомендовать принять меры, направленные на минимизацию ошибок, допускаемых ими при заполнении ДТ, а также при подготовке в формализованном виде документов для таможенных целей.
В заключение хотелось бы сказать, что в связи с постоянным усовершенствованием механизмов таможенного контроля огромную значимость приобретает минимизация количества ошибок при декларировании товаров в целях недопущения больших спадов при реализации Авторегистрации и Автовыпуска. Учитывая текущее развитие перспективных таможенных технологий особое внимание должно быть уделено правильности составления таможенных документов, а также полноты их представления при декларировании товаров.
|