Департамент образования и молодёжной политики ХМАО – Югры
Автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Институт профессионального образования и
исследования рынка труда»
Центр инновационной и профориентационной работы
Примерная рабочая программа
профориентационного курса «Мой выбор – моё призвание»
для учащихся 8-9-х классов общеобразовательных учреждений
Методические рекомендации
Ханты-Мансийск
2014 г.
Рекомендовано научно-методическим советом
АУ «Институт профессионального образования
и исследования рынка труда»
Протокол №_4___ от _05.09.__2014 г.
Автор-составитель - В.А. Рудаков, заведующий Центром инновационной и профориентационной работы, к. п. н.
Рецензенты:
Н.В. Копотилова, заместитель директора АУ «Институт профессионального образования и исследования рынка труда»;
А.С. Родиков, декан факультета дополнительного образования БУ ВПО «Нижневартовский государственный гуманитарный университет», к. п. н., доцент.
Примерная рабочая программа профориентационного курса «Мой выбор – моё призвание» для учащихся 8-9-х классов общеобразовательных учреждений: Методические рекомендации / автор-составитель В.А. Рудаков. – АУ ИПОиИРТ. – Ханты-Мансийск, 2014. – 95 с.
Настоящее издание содержит примерную рабочую программу и методические рекомендации, которые раскрывают содержание занятий по программе профориентационного курса для учащихся 8-9-х классов «Мой выбор – моё призвание». Предлагаемый курс является составной частью системы профессиональной ориентации в общеобразовательном учреждении. Занятия по курсу проводятся в различной форме: профориентационные игры, самодиагностика, экскурсии, беседы, профессиональные пробы и другие. Содержание курса направлено на самопознание обучающихся, расширение их знаний о профессиях и требованиях некоторых профессий к личностным качествам человека. Даны характеристика регионального рынка труда и перспективы его развития, система профессионального образования автономного округа. Содержание рекомендаций поможет педагогам в проведении профориентационных занятий, подготовке обучающихся к выбору профессии и профиля обучения в 10-м классе. Рекомендации составлены в помощь классным руководителям, педагогам-психологам, социальным педагогам и другим педагогическим работникам системы общего образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, занимающимся профориентационной деятельностью.
примерная РАБОЧАЯ программа
ПроФОриЕНТАЦИОННОго куРсА «МОЙ ВЫБОР – МОЁ ПРИЗВАНИЕ»
для работы с учащимися 8-9 классов
общеобразовательных учреждений
Аннотация
Примерная рабочая программа курса «Мой выбор - моё призвание» предназначена для учителей, классных руководителей и других педагогов общеобразовательных учреждений, занимающихся формированием профессионального самоопределения учащихся на ступени основного общего образования.
Программа структурно и содержательно продолжает основные идеи профориентационной деятельности, сформулированные в рабочей программе профориентационной работы с учащимися 5-7 классов.
Настоящая программа призвана помочь специалистам общеобразовательной школы (руководителям, методистам, классным руководителям, педагогам-психологам, социальным педагогам) в организации системной профориентационной работы с учащимися, способствовать выбору 9-классниками профиля обучения на старшей ступени, формированию готовности к профессиональному самоопределению, а также навыков самопознания и саморазвития.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Требование организации системы профессиональной ориентации в общеобразовательном учреждении отражается в новых нормативных правовых актах в сфере образования. В частности, в федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования (далее-ФГОС) к личностным результатам отнесена готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, способность строить жизненные планы. Согласно ФГОС школьники должны иметь представления о рынке труда и требованиях, предъявляемых различными массовыми востребованными профессиями к подготовке и личным качествам будущего труженика… Программа воспитания и социализации обучающихся должна быть направлена на формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда.
Предлагаемая примерная рабочая программа курса «Мой выбор - моё призвание» рассматривается как важный элемент системы профессиональной ориентации школы, она продолжает развивать навыки самопознания и саморазвития (начало было в 5-7 классах), учитывая психологические особенности школьников данного возраста (8-9 классы). Программа может быть частью предпрофильной подготовки, так как связана с формированием готовности выбора профильного обучения в старших классах. Структура и содержание программы отражают позиции Г.В. Резапкиной, С.Н. Чистяковой, Д. Парнова и других авторов по особенностям профориентационной работы в основной ступени школы. Акцент в программе сделан на: развитие способностей и личностных качеств обучающихся; формирование навыков самостоятельного и осознанного принятия решения; расширение информационного поля о многообразии профессий на региональном рынке труда, о профессионально важных качествах человека.
Цель Программы: сформировать у учащихся 8-9 классов готовность к выбору своего дальнейшего образовательного маршрута, навыки адекватной самооценки своих способностей и целенаправленного саморазвития.
Задачи:
1. Расширить представления школьников о профессиях, в том числе, востребованных в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, и тенденциях развития регионального рынка труда.
2. Научить школьников ориентироваться в информации о профессиях, соотносить свои способности и склонности с требованиями к подготовке и профессиональной деятельности, потребностью рынка труда и его изменениями.
3. Способствовать осознанию подростками своих возможностей и личностных особенностей, формированию у учащихся потребности в профессиональном самоопределении в соответствии с интересами и способностями личности.
4. Способствовать формированию навыков самостоятельного и осознанного принятия решения в построении дальнейшего образовательного маршрута с учетом сильных и слабых сторон своей личности, требований рынка труда.
5. Оказать адресную педагогическую помощь учащимся в самопознании, формировании образа “Я”, личного профессионального плана.
6. Обеспечить в процессе реализации данного курса взаимодействие с учреждениями профессионального образования, предприятиями, центрами содействия занятости населения, учреждениями социальной сферы.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа является примерной и в каждом образовательном учреждении может корректироваться с учетом специфики его деятельности и особенностей социально-экономической среды. В то же время она обеспечивает обязательный минимум профориентационной работы со школьниками данной возрастной группы, разработанный в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре.
В учебный план профориентационная программа «Мой выбор - моё призвание» может быть введена как курс по выбору, или как факультатив за счет часов компонента образовательного учреждения.
Программа профориентационного курса «Мой выбор - моё призвание», на наш взгляд, поможет учащимся сделать осознанный выбор после 9 класса - пойти получать профессиональное образование и планировать дальнейшую профессиональную карьеру или продолжить обучение на старшей ступени школы по программам профильного уровня и составить план последующего профессионального образования.
Общий объем программы – 17 часов (9 часов в 8 классе, 8 часов – в 9-ом классе). Возможны несколько вариантов освоения программы курса: занятия проводить один раз в месяц; все занятия провести в короткий отрезок учебного года (полугодие); программу 8 класса изучить во 2-ом полугодии, а 9-го класса – в первом полугодии. Количество учебных часов на изучение предлагаемых тем, проведение экскурсий и профориентационных игр может быть увеличено. Продолжительность занятия 45 минут.
В программе предусмотрена работа по проведению психолого-педагогической диагностики (самодиагностики) обучающихся с целью выявления интересов и склонностей, особенностей интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, значимых для выбора профиля дальнейшего обучения и будущей профессии. Результаты диагностики не могут быть предметом всеобщего обсуждения, для обучающихся по итогам диагностики можно организовать индивидуальное консультирование психолога.
Курс могут преподавать классный руководитель, педагог-психолог, учитель, любой педагогический работник, прошедшие подготовку на курсах повышения квалификации. Повысить эффективность реализации программа и в полной мере выполнить все поставленные задачи можно, если: 1. учащиеся будут подготовлены в 5-7-х классах к освоению материала; 2. в школе создана система психолого-педагогического сопровождения обучающихся; 3. организовано взаимодействие общеобразовательного учреждения с другими субъектами профориентации: семьей, предприятиями, учреждениями, организациями и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
8 класс.
№
п\п
|
|
|
1.
|
Формула успеха.
|
Методика «Оценка мотивации на успех» - задания основаны на самооценке, способности понимать, что мышление, память, внимание помогают человеку развивать общие и специальные способности. Ролевая игра «Акулы и дельфины» - развивает способности оценивать самого себя, психические характеристики личности: ответственность, усердие, самостоятельность, дисциплинированность и др. Личные жизненные и профессиональные планы.
|
2.
|
Эмоциональный интеллект.
|
Понятия «самосознание», самоконтроль», «эмпатия», «самомотивация». Эмоциональный интеллект (опросник EQ Н.Холла) – отношение к людям и событиям.
|
3.
|
Интеллект, интерес, способности.
|
Интеллектуальный тест (методика Н.В.Бузина). Упражнение «Клавиатура» - развивает концентрацию внимания и быстроту действий. Понятия «интерес», «способности». Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши.
|
4.
|
Профессионально важные качества человека.
|
Методика «За» и «против» - выявляет достоинства и недостатки человека. Упражнение «Найди пару» - дает характеристики профессий. Игра «Ассоциация» - выявляет и формирует эмоциональное отношение к разным профессиям.
|
5.
|
Беседы о профессиях.
|
Встречи с представителями различных профессий: продавец, медицинский работник, бухгалтер, автомеханик (водитель), музыкант (художник) - (предлагаем выбрать 1-2 профессии).
|
6.
|
Экскурсия на производство,
в учреждение.
|
Ознакомление учащихся с условиями профессиональной деятельности, требованиями к личностным качествам. Встречи со специалистами производства или учреждения.
|
7.
|
Как выбирать профессию?
|
Игровое упражнение «День из жизни…». Игра «Или-или» - моделируется профессиональный выбор.
|
8.
|
Мир профессий.
|
Игра «Знатоки и эрудиты» - содействует формированию профессионального самоопределения.
|
9.
|
Профессии Югры.
|
Дается характеристика рынка труда и кадровая потребность. Познакомить с профессией «бурильщик».
|
9 класс.
№
п\п
|
|
|
1.
|
Я – реальный, я – идеальный.
|
Знакомство с характеристикой самооценки. Диагностика самооценки (по Ю.И. Киселёву). Как повысить самооценку?
|
2.
|
Мотивы выбора профессии.
|
«Определение мотивации» (методика Е.А. Головахи). Мотивация, цели и потребности человека. Анализ биографий профессионалов. Мифы профессионального самоопределения.
|
3.
|
Личностные характеристики.
|
Тест интеллектуальной лабильности (модификация Г.Резапкиной). Упражнение «Неуловимые числа». Тест эмоций Басса-Дарки. Характеристика мотивов и форм агрессии.
|
4.
|
Факторы выбора профессии.
|
Профессии, факторы выбора профессий. Профессии, специальности, должности. Их классификации по отраслям, предметам, целям, средствам и условиям труда. Факторы выбора профессии по Е.Климову. Принцип «хочу-могу-надо». Игра «Профессия - специальность».
|
5.
|
Беседы о профессиях Югры.
|
Рынок труда. Профессии Югры.
|
6.
|
Экскурсия на предприятие,
в учреждение профессионального образования.
|
Ознакомление учащихся с условиями профессиональной деятельности, требованиями к личностным качествам. Ознакомление с условиями получения профессионального образования. Встречи со специалистами производства или учреждения.
|
7.
|
Профессиональная проба.
|
Проведение профессиональных проб.
|
8.
|
Профиль.
|
Методика «Профиль» - выявляет интересы и склонности. Выбор профиля обучения. Система профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
|
Содержание занятия по каждой теме достаточно подробно представлено в методических рекомендациях для педагогов.
Оценка результативности реализации Программы
Реализация Программы позволит:
- расширить представления школьников о различных профессиях, их требованиях к личности, сформировать мотивы выбора профессии и профессиональной деятельности, через выявление интересов и склонностей способствовать выбору образовательного маршрута, различных сферах социально-профессиональной практики в автономном округе;
- познакомить учащихся с рынком труда, системой профессионального образования и профессионального обучения Югры;
- оказать адресную психологическую помощь учащимся в самопознании и способствовать формированию адекватной самооценки;
- научить учащихся анализировать свои возможности и способности, учитывать основные факторы выбора профессии;
- помочь выявить свои способности, сформировать цели на личностное развитие.
Результативность освоения школьниками данной программы можно выявить при помощи рефлексии, которую проводить желательно после заключительного занятия. Рефлексия проводится посредством индивидуального письменного опроса учащихся.
Рефлексия является своеобразным показателем активности обучающегося в его осмыслении полученной информации о профессиях, о себе, о возможностях получения профессионального образования. По завершению занятий в 8-9-х классах мы рекомендуем проводить рефлексию, которая станет своеобразным подведением итогов в получении школьниками профориентационных знаний и навыков самопознания. Рефлексию мы рекомендуем проводить после каждого учебного года на последнем занятии при помощи анкетирования или опросника. Примерное содержание анкет мы предлагаем.
АНКЕТА (8 класс)
1. Что я узнал о себе в процессе изучения данного курса___________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
2. Что новое я узнал о профессиях (каких) в процессе изучения данного курса _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
3. Какое занятие было самым интересным и полезным?
профориентационная игра -____________________________________________________, экскурсия ___________________________________________________________________, встреча с ____________________________________________________________________, диагностика __________________________________________________________________, что ещё ______________________________________________________________________
4. Что мне не понравилось в процессе изучения данного курса ____________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5. Мне пригодятся полученные знания о (указать, в какой ситуации могут пригодиться) _______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
6. Мои пожелания по данному профориентационному курсу _____________________
_____________________________________________________________________________
АНКЕТА (9 класс)
Фамилия, имя _______________________________________________________
класс _________________________________________________
1. Вы уже выбрали профессию? Напишите, какую ___________________________ (если нет, переходите к вопросу № 7)
2. Какое образование необходимо и достаточно для получения этой профессии?
1) обучение на рабочем месте, профессиональная подготовка
2) краткосрочные курсы
3) среднее профессиональное образование
4) высшее профессиональное образование
3. Что повлияло на ваш выбор:
________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
4. Что вы знаете о своей будущей профессии?
(не более 2-х вариантов ответа):
1) предмет, содержание, условия труда
2) профессионально важные качества
3) где можно получить эту профессию
4) спрос на профессию на рынке труда
5) все перечисленное
6) ничего из перечисленного
5. Какие школьные предметы необходимы вам для получения выбранной профессии? _______________________________________________________________
6. Есть ли запасные варианты выбора на случай неудачи по основному варианту? __________________________________________________________________________ 7. Запишите три профессии, которые, на ваш взгляд, наиболее востребованы в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре
1) _______________________________________________________________________
2) _______________________________________________________________________
3) _______________________________________________________________________
8. Что мешает вам выбрать профессию? (для тех, кто еще не выбрал профессию – не более двух вариантов ответа):
1) плохо знаю мир профессий
2) плохо знаю свои возможности
3) не могу выбрать из разных вариантов
4) не знаю, как выбирать профессию
5) еще не задумывался об этом
9. Вы предпочитаете (выбрать один вариант)
1) иметь небольшой, но стабильный доход
2) много работать и много получать
3) мало работать и мало получать
4) иметь возможность высокой прибыли с риском все потерять
5) пока не думать об этом
10. Где вы планируете в будущем работать (учиться)?
1) в родном городе, поселке
2) в Москве
3) в другом городе (укажите, в каком) __________________________
11. Уверены ли вы, что хорошо знаете свои способности и возможности для реализации образовательно-профессионального плана?
1) да
2) нет
12. На что вы рассчитываете для достижения профессиональных целей?
1) деньги родителей
2) связи родителей
3) трудолюбие
4) способности
5) образование
6) случай
13. Вы уже определились с профилем обучения в 10 классе?
1) да (укажите какой)____________________________________________________
2) нет (укажите причину)_________________________________________________
14. Помогло ли вам с определением профиля обучения и будущей профессии изучение курса «Твой выбор - твое призвание»?
1) да
2) нет
15. Какая тема (или темы) была наиболее интересной и полезной?
_______________________________________________________________________
Литература
Калинина, А.В. Как школьнику выбрать будущую профессию / А.В. Калинина // Справочник классного руководителя. - 2013. - №12. - С. 49-52.
Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения./ Е.А. Климов. - М.: изд. центр «Aкaдeмия», 2007. – 304 с.
Парнов, Д. Технология, помогающая выпускникам школ в выборе профессии / Д. Парнов // Методическая работа в школе. - 2014. – №2 - С.16-23
Пряжникова, Е.Ю. Профориентация : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – 4-е изд., стер. - М.: изд. центр «Aкaдeмия», 2008. – 496 с.
Резапкина, Г.В. Правильный выбор профессии : система классных часов для учащихся 5-9-х классов // Спутник классного руководителя. - 2011. - №№ 5,6.
Резапкина, Г.В. Профориентационная работа в школе (практикум для педагогов и родителей) / Библиотека журнала «Директор школы», 2011. - № 5. – 128 с.
Резапкина, Г.В. Как помочь детям найти свое место в жизни. Стратегии воспитательной работы в школе, М. ФИРО, 2013.
Резапкина, Г.В. Готовимся к родительскому собранию. Родителям о самоопределении детей и подростков. Вестник практической психологии образования, №№1-3, 2012.
Субочева, И.Н. Новые формы профориентационной работы в школе // Справочник заместителя директора школы. – 2009. - №5. - С. 39-41
Телепенко, Ю.А. Организация предпрофильной подготовки учащихся с первой ступени обучения // Справочник заместителя директора школы. - 2008. - №11 - С. 38-40
Технология: твоя профессиональная карьера : дидакт. материалы : книга для учителя / С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, Н.С. Пряжников, И.А. Умовская; под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2008. – 111 с. : ил.
Чистякова, С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для учителей / С.Н. Чистякова. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; ОАО «Московские учебники», 2010. – 256 с.
Методические рекомендации
по профориентационному курсу для учащихся 8-9-х классов общеобразовательных учреждений
«Мой выбор – моё призвание».
Введение
|