2.4.5.ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Санитарно-эпидемиологические требования
к организации питания обучающихся
в общеобразовательных учреждениях, учреждениях
начального и среднего профессионального образования
Санитарно-эпидемиологическиеправила и нормативы
СанПиН 2.4.5.2409-08
Содержание
1. Общие положения и область применения
2. Организации общественного питания образовательных учреждений и санитарно-эпидемиологические требования к их размещению, объемно-планировочным и конструктивным решениям
3. Требования к санитарно-техническому обеспечению организаций общественного питания образовательных учреждений
4. Требования к оборудованию, инвентарю, посуде и таре
5. Требования к санитарному состоянию и содержанию помещений и мытью посуды
6. Требования к организации здорового питания и формированию примерного меню
7. Организация обслуживания обучающихся горячим питанием
8. Требования к условиям и технологии изготовления кулинарной продукции
9. Требования к профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности
10. Требования к организации питьевого режима
11. Требования к организации питания в малокомплектных образовательных учреждениях
12. Требования к условиям труда персонала
13. Требования к соблюдению правил личной гигиены персоналом организаций общественного питания образовательных учреждений, прохождению профилактических медицинских осмотров и профессиональной гигиенической подготовке
14. Требования к соблюдению санитарных правил и нормативов
Приложение 1 Рекомендуемый минимальный перечень оборудования производственных помещений столовых образовательных учреждений и базовых предприятий питания
Приложение 2 Рекомендуемая форма составления примерного меню и пищевой ценности приготовляемых блюд
Приложение 3 Рекомендуемая масса порций блюд (в граммах) для обучающихся различного возраста
Приложение 4
Приложение 5 Технологическая карта кулинарного изделия (блюда) № ____
Приложение 6 Таблица замены продуктов по белкам и углеводам
Приложение 7 Перечень продуктов и блюд, которые не допускаются для реализации в организациях общественного питания образовательных учреждений
Приложение 8
Приложение 9 Рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для организации дополнительного питания обучающихся
Приложение 10 (рекомендуемое) Формы учетной документации пищеблока
Форма 1. "Журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья"
Форма 2. "Журнал бракеража готовой кулинарной продукции"
Форма 3. "Журнал здоровья"
Форма 4. "Журнал проведения витаминизации третьих и сладких блюд"
Форма 5. "Журнал учета температурного режима холодильного оборудования"
Форма 6. "Ведомость контроля за рационом питания"
Приложение 11 Рекомендации по отбору суточной пробы
Приложение 12 Рекомендуемая номенклатура, объем и периодичность проведения лабораторных и инструментальных исследований в организациях питания образовательных учреждений
|
1. Общие положения и область применения
1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологическиеправила и нормативы (далее - санитарные правила) разработаны в соответствии сФедеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1),ст. 1; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, №19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; 2006, № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1),ст. 21; 2007, № 1 (1 ч.), ст. 29; 2007, № 27, ст. 3213, 2007, № 46, ст. 5554;2007, № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; Российская газета 2008, № 153),направлены на обеспечение здоровья обучающихся и предотвращение возникновения ираспространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевыхотравлений, связанных с организацией питания в общеобразовательных учреждениях,в том числе школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, колледжах, кадетскихкорпусах и других типов, учреждениях начального и среднего профессиональногообразования (далее - образовательные учреждения).
1.2. Настоящие санитарные правила устанавливаютсанитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся вобразовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и формсобственности.
1.3. Настоящие санитарные правила являютсяобязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальнымипредпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечениемгорячим питанием обучающихся.
1.4. Санитарные правила распространяются надействующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питанияобразовательных учреждений.
1.5. В организациях общественного питанияобразовательных учреждений юридическими лицами и индивидуальнымипредпринимателями может осуществляться приготовление блюд, их хранение иреализация. Использование их в иных целях не допускается.
1.6. Контроль за выполнением настоящихсанитарных правил осуществляется, в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечениясанитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителейи потребительского рынка и его территориальными органами.
2. Организации общественного питания образовательных
учреждений и санитарно-эпидемиологические требования
к их размещению, объемно-планировочным
и конструктивным решениям
2.1. Питание обучающихся в образовательныхучреждениях обеспечивают организации общественного питания, которыеосуществляют деятельность по производству кулинарной продукции, мучныхкондитерских и булочных изделий и их реализации.
2.2. Организациями общественного питанияобразовательных учреждений, для обслуживания обучающихся, могут быть:
- базовые организации школьного питания(комбинаты школьного питания, школьно-базовые столовые и т.п.), которыеосуществляют закупки продовольственного сырья, производство кулинарнойпродукции, снабжение ими столовых общеобразовательных учреждений;
- доготовочные организации общественногопитания, на которых осуществляется приготовление блюд и кулинарных изделий изполуфабрикатов и их реализация;
- столовые образовательных учреждений,работающие на продовольственном сырье или на полуфабрикатах, которые производяти (или) реализуют блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;
- буфеты - раздаточные, осуществляющиереализацию готовых блюд, кулинарных, мучных кондитерских и булочных изделий.
2.3. В базовых организациях школьного питания,столовых образовательных учреждений, работающих на продовольственном сырье и(или) полуфабрикатах, должны быть предусмотрены объемно-планировочные решения,набор помещений и оборудование, позволяющие осуществлять приготовлениебезопасной, и сохраняющей пищевую ценность, кулинарной продукции, и еереализацию.
2.4. В буфетах-раздаточных должны бытьпредусмотрены объемно-планировочные решения, набор помещений и оборудование,позволяющие осуществлять реализацию блюд, кулинарных изделий, а такжеприготовление горячих напитков и отдельных блюд (отваривание колбасных изделий,яиц, заправка салатов, нарезка готовых продуктов).
2.5. Объемно-планировочные и конструктивные решенияпомещений для организаций общественного питания образовательных учрежденийдолжны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемымк организациям общественного питания, исключающие встречные потоки сырья, сырыхполуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а такжевстречного движения посетителей и персонала.
2.6. Общественное питание обучающихсяобразовательных учреждений может осуществляться в помещениях, находящихся восновном здании образовательного учреждения, пристроенными к зданию или вотдельно стоящем здании, соединенным с основным зданием образовательногоучреждения, отапливаемым переходом.
2.7. При строительстве и реконструкцииорганизаций общественного питания образовательных учреждений рекомендуетсяучитывать расчетные производственные мощности столовой по количествувырабатываемых блюд и числу мест в обеденном зале, для обеспечения организациипитания всех обучающихся в образовательном учреждении.
В малокомплектных образовательных учреждениях (до50 учащихся) допускается выделение одного отдельного помещения,предназначенного для хранения пищевых продуктов, раздачи и приема пищи, мытьястоловой посуды.
2.8. Для обеспечения посадки всех обучающихся вобеденном зале в течение не более чем в 3 перемены, а для учрежденийинтернатного типа - не более чем в 2 перемены, раздельно по классам, площадьобеденного зала рекомендуется принимать из расчета не менее 0,7 кв. м. на однопосадочное место.
2.9. При строительстве и реконструкцииорганизаций общественного питания образовательных учреждений, наряду стребованиями действующих санитарно-эпидемиологических правил к организациямобщественного питания, рекомендуется предусматривать:
- размещение на первом этаже складских помещенийдля пищевых продуктов, производственных и административно-бытовых помещений;
- два помещения овощного цеха (для первичной ивторичной обработки овощей) в составе производственных помещений;
- загрузочную платформу с высотой,соответствующей используемому автотранспорту, перед входами, используемыми длязагрузки (отгрузки) продовольственного сырья, пищевых продуктов и тары;
- навесы над входами и загрузочными платформами;
- воздушно-тепловые завесы над проемами дверей;
- количество посадочных мест в обеденном зале израсчета посадки всех обучающихся образовательного учреждения не более чем в двеперемены.
2.10. Хозяйственные и подсобные помещения могутразмещаться в подвальных и цокольных этажах при условии обеспечения ихгидроизоляцией, соблюдения гигиенических требований по содержанию помещений,предъявляемых к организациям общественного питания.
2.11. В существующих зданиях складские помещениядля хранения пищевых продуктов, размещенные в подвальных и цокольных этажах,могут функционировать при соблюдении требований к условиям хранения пищевыхпродуктов, а также обеспечении гидроизоляции этих помещений и соблюдениигигиенических требований по их содержанию, в соответствии с санитарнымиправилами для организаций общественного питания.
2.12. Для сбора твердых бытовых и пищевыхотходов на территории хозяйственной зоны следует предусматривать раздельныеконтейнеры с крышками, установленные на площадках с твердым покрытием, размерыкоторых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны.Расстояние от площадки до окон и входов в столовую, а также других зданий,сооружений, спортивных площадок должно быть не менее 25 метров.
2.13. Должен быть обеспечен централизованныйвывоз отходов и обработка контейнеров, при заполнении их не более чем на 2/3объема. Сжигание мусора не допускается.
3. Требования ксанитарно-техническому обеспечению организаций общественного питанияобразовательных учреждений
3.1. Системы хозяйственно-питьевого холодного игорячего водоснабжения, канализации, вентиляции и отопления оборудуют всоответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, предъявляемыми корганизациям общественного питания.
3.2. Холодная и горячая вода, используемая втехнологических процессах обработки пищевых продуктах и приготовления блюд,мытье столовой и кухонной посуды, оборудования, инвентаря, санитарной обработкепомещений, соблюдения правил личной гигиены должна отвечать требованиям,предъявляемым к питьевой воде.
3.3. Во всех производственных цехахустанавливают раковины, моечные ванны с подводкой холодной и горячей воды черезсмесители. Необходимо предусмотреть установку резервных источников горячеговодоснабжения, для бесперебойного обеспечения горячей водой производственныецеха и моечные отделения в периоды проведения профилактических и ремонтныхработ в котельных, бойлерных и на водопроводных сетях горячего водоснабжения.
3.4. При обеденном зале столовой устанавливаютумывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест. Рядом с умывальникамиследует предусмотреть установку электрополотенца (не менее 2-х) и (или)одноразовые полотенца.
Для вновь строящихся или реконструируемых зданийобразовательных учреждений (или отдельных столовых) рекомендуетсяпредусматривать в отдельном помещении или в расширенном коридоре перед столовойустановку умывальников из расчета 1 кран на 10 посадочных мест, и установкойих, с учетом росто-возрастных особенностей обучающихся, на высоте 0,5 м от поладо борта раковины для обучающихся 1 - 4 классов, и на высоте 0,7-0,8 м от поладо борта раковины для обучающихся 5 - 11 классов.
3.5. При отсутствии централизованных системводоснабжения оборудуется внутренний водопровод с водозабором из артезианскойскважины, колодцев, коптажей.
При отсутствии централизованных канализационныхочистных сооружений отведение сточных вод осуществляется в систему локальныхочистных сооружений или вывозом стоков на очистные сооружения по согласованию стерриториальными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлятьгосударственный контроль (надзор) в сфере обеспечениясанитарно-эпидемиологического благополучия населения.
3.6. При строительстве и реконструкцииорганизаций общественного питания общеобразовательных учреждений рекомендуетсяпредусматривать дополнительную установку систем кондиционирования воздуха вгорячих (мучных) цехах, складских помещениях, а также в экспедициях базовыхорганизаций питания. Технологическое оборудование и моечные ванны, являющиесяисточниками повышенных выделений влаги, тепла, газов оборудовать локальнымивытяжными системами вентиляции в зоне максимального загрязнения, в дополнение кобщим приточно-вытяжным системам вентиляции.
3.7. Для искусственного освещения применяютсветильники во влагопылезащитном исполнении. Светильники не размещают надплитами, технологическим оборудованием, разделочными столами.
4. Требования к оборудованию, инвентарю, посуде и таре
4.1. Оборудование, инвентарь, посуда, тара,являющиеся предметами производственного окружения, должны соответствоватьсанитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациямобщественного питания, и выполнены из материалов, допущенных для контакта спищевыми продуктами в установленном порядке.
Производственные, складские иадминистративно-бытовые помещения рекомендуется оснащать оборудованием всоответствии с приложением1 настоящих санитарных правил.
4.2. При оснащении производственных помещенийследует отдавать предпочтение современному холодильному и технологическомуоборудованию.
Через аппараты для автоматической выдачи пищевыхпродуктов в потребительской таре допускается реализация соков, нектаров,стерилизованного молока и молочных напитков емкостью упаковки не более 350 мл;бутилированной питьевой воды без газа емкостью не более 500 мл, при соблюденииусловий хранения продукции.
4.3. Все установленное в производственныхпомещениях технологическое и холодильное оборудование должно находиться висправном состоянии.
В случае выхода из строя какого-либотехнологического оборудования необходимо внести изменения в меню и обеспечитьсоблюдение требований настоящих санитарных правил при производстве готовыхблюд.
Ежегодно, перед началом нового учебного годадолжен проводиться технический контроль соответствия оборудования паспортнымхарактеристикам.
4.4. Обеденные залы должны быть оборудованыстоловой мебелью (столами, стульями, табуретами и другой мебелью) с покрытием,позволяющим проводить их обработку с применением моющих и дезинфицирующихсредств.
4.5. Производственные столы, предназначенные дляобработки пищевых продуктов, должны иметь покрытие, устойчивое к действиюмоющих и дезинфицирующих средств и отвечать требованиям безопасности дляматериалов, контактирующих с пищевыми продуктами.
4.6. Стеллажи, подтоварники для хранения пищевыхпродуктов, посуды, инвентаря должны иметь высоту от пола не менее 15 см.Конструкция и размещение стеллажей и поддонов должны позволять проводитьвлажную уборку. На складах базовых организаций питания рекомендуетсяпредусматривать многоярусные стеллажи и механические погрузчики.
4.7. Столовые общеобразовательных учрежденийобеспечиваются достаточным количеством столовой посуды и приборами, из расчетане менее двух комплектов на одно посадочное место, в целях соблюдения правилмытья и дезинфекции в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил,а также шкафами для ее хранения около раздаточной линии.
4.8. При организации питания используютфарфоровую, фаянсовую и стеклянную посуду (тарелки, блюдца, чашки, бокалы),отвечающей требованиям безопасности для материалов, контактирующих с пищевымипродуктами. Столовые приборы (ложки, вилки, ножи), посуда для приготовления ихранения готовых блюд должны быть изготовлены из нержавеющей стали илианалогичных по гигиеническим свойствам материалам.
4.9. Допускается использование одноразовыхстоловых приборов и посуды, отвечающих требованиям безопасности для материалов,контактирующих с пищевыми продуктами, и допущенными для использования подгорячие и (или) холодные блюда и напитки. Повторное использование одноразовой посудыне допускается.
4.10. Для раздельного хранения сырых и готовыхпродуктов, их технологической обработки и раздачи в обязательном порядке должныиспользоваться раздельные и специально промаркированные оборудования,разделочный инвентарь, кухонная посуда:
- холодильное оборудование с маркировкой:"гастрономия", "молочные продукты", "мясо,птица", "рыба", "фрукты, овощи", "яйцо" ит.п.;
- производственные столы с маркировкой:"СМ" - сырое мясо, "СК" - сырые куры, "СР" -сырая рыба, "СО" - сырые овощи, "ВМ" - вареное мясо,"ВР" - вареная рыба, "ВО" - вареные овощи, "Г" -гастрономия, "З" - зелень, "X" - хлеб и т.п.;
- разделочный инвентарь (разделочные доски иножи) с маркировкой: "СМ", "СК", "СР","СО", "ВМ", "ВР", "ВК" - вареные куры,"ВО", "Г", "З", "X", "сельдь";
- кухонная посуда с маркировкой: "Iблюдо", "II блюдо", "III блюдо", "молоко","СО" "СМ", "СК", "ВО", "СР","крупы", "сахар", "масло", "сметана","фрукты", "яйцо чистое", "гарниры","X", "З", "Г" и т.п.
4.11. Для порционирования блюд используют инвентарьс мерной меткой объема в литрах и миллилитрах.
4.12. Не допускается использование кухонной истоловой посуды деформированной, с отбитыми краями, трещинами, сколами, споврежденной эмалью; столовые приборы из алюминия; разделочные доски изпластмассы и прессованной фанеры; разделочные доски и мелкий деревянныйинвентаря с трещинами и механическими повреждениями.
4.13. При доставке горячих готовых блюд ихолодных закусок должны использоваться специальные изотермические емкости,внутренняя поверхность которых должна быть выполнена из материалов, отвечающимтребованиям санитарных правил, предъявляемых к материалам, разрешенных дляконтакта с пищевыми продуктами.
4.14. Складские помещения для хранения продуктовоборудуют приборами для измерения относительной влажности и температурывоздуха, холодильное оборудование - контрольными термометрами. Использованиертутных термометров не допускается.
5. Требования к санитарному состоянию и содержанию помещенийи мытью посуды
5.1. Санитарное состояние и содержание производственныхпомещений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям,предъявляемым к организациям общественного питания.
5.2. Производственные и другие помещенияорганизаций общественного питания должны содержаться в порядке и чистоте.Хранение пищевых продуктов на полу не допускается.
5.3. Уборка обеденных залов должна проводитьсяпосле каждого приема пищи. Обеденные столы моют горячей водой с добавлениеммоющих средств, используя специально выделенную ветошь и промаркированную тару длячистой и использованной ветоши.
Ветошь в конце работы замачивают в воде притемпературе не ниже 45°С, с добавлением моющих средств, дезинфицируют иликипятят, ополаскивают, просушивают и хранят в таре для чистой ветоши.
5.4. Мытье кухонной посуды должно бытьпредусмотрено отдельно от столовой посуды.
В моечных помещениях вывешивают инструкцию оправилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентрации и объемовприменяемых моющих средств, согласно инструкции по применению этих средств, итемпературных режимах воды в моечных ваннах.
5.5. Моющие и дезинфицирующие средства хранят втаре изготовителя в специально отведенных местах, недоступных для обучающихся,отдельно от пищевых продуктов.
5.6. Для обработки посуды, проведения уборки и санитарнойобработки предметов производственного окружения используют разрешенные кприменению в установленном порядке моющие, чистящие и дезинфицирующие средства,согласно инструкциям по их применению.
5.7. Моечные ванны для мытья столовой посудыдолжны иметь маркировку объемной вместимости и обеспечиваться пробками изполимерных и резиновых материалов.
Для дозирования моющих и обеззараживающихсредств используют мерные емкости.
5.8. При мытье кухонной посуды в двухсекционныхваннах должен соблюдаться следующий порядок:
- механическое удаление остатков пищи;
- мытье щетками в воде при температуре не ниже45°С и с добавлением моющих средств;
- ополаскивание горячей проточной водой стемпературой не ниже 65°С;
- просушивание в опрокинутом виде на решетчатыхполках и стеллажах.
5.9. Мытье столовой посуды на специализированныхмоечных машинах проводят в соответствии с инструкциями по их эксплуатации.
5.10. При мытье столовой посуды ручным способомв трехсекционных ваннах должен соблюдаться следующий порядок:
- механическое удаление остатков пищи;
- мытье в воде с добавлением моющих средств впервой секции ванны при температуре не ниже 45°С;
- мытье во второй секции ванны в воде стемпературой не ниже 45°С и добавлением моющих средств в количестве в 2 разаменьше, чем в первой секции ванны;
- ополаскивание посуды в третьей секции ванныгорячей проточной водой с температурой не ниже 65°С, с использованиемметаллической сетки с ручками и гибкого шланга с душевой насадкой;
- просушивание посуды на решетках, полках, стеллажах(на ребре).
5.11. Чашки, стаканы, бокалы промывают в первойванне горячей водой, при температуре не ниже 45°С, с применением моющихсредств; во второй ванне ополаскивают горячей проточной водой не ниже 65°С, сиспользованием металлической сетки с ручками и гибкого шланга с душевойнасадкой.
5.12. Столовые приборы подвергают мытью вгорячей воде при температуре не ниже 45°С, с применением моющих средств, споследующим ополаскиванием в проточной воде и прокаливанием в духовых (илисухожаровых) шкафах в течение 10 минут.
Кассеты для хранения столовых приборов ежедневноподвергают обработке с применением моющих средств, последующим ополаскиванием ипрокаливанием в духовом шкафу.
5.13. Чистую кухонную посуду и инвентарь хранятна стеллажах на высоте не менее 0,5 м от пола; столовую посуду - в шкафах илина решетках; столовые приборы - в специальных ящиках-кассетах ручками вверх,хранение их на подносах россыпью не допускается.
5.14. Санитарную обработку технологическогооборудования проводят ежедневно по мере его загрязнения и по окончании работы.Производственные столы в конце работы моют с использованием моющих идезинфицирующих средств, промывают горячей водой температуры не ниже 45° С инасухо вытирают сухой, чистой тканью. Для моющих и дезинфицирующих средств,применяемых для обработки столов, выделяют специальную промаркированнуюемкость.
5.15. Мытье разделочных досок и мелкогодеревянного инвентаря производится в моечном отделении (цехе) для кухоннойпосуды горячей водой при температуре не ниже 45°С, с добавлением моющихсредств, ополаскивают горячей водой при температуре не ниже 65°С и ошпариваюткипятком, а затем просушивают на стеллажах на ребре. После обработки ипросушивания разделочные доски хранят непосредственно на рабочих местах наребре.
5.16. Щетки для мытья посуды после использованияочищают, замачивают в горячей воде при температуре не ниже 45°С с добавлениеммоющих средств, дезинфицируют (или кипятят в течение 15 мин.), промываютпроточной водой, просушивают и хранят в специальной таре. Щетки с наличиемплесени и видимых загрязнений не используют.
Для мытья посуды не допускается использованиемочалок, а также губчатого материала, качественная обработка которого невозможна.
5.17. Дезинфекцию посуды и инвентаря проводят поэпидемиологическим показаниям в соответствии с инструкцией по применениюдезинфицирующих средств.
5.18. Один раз в месяц проводят генеральнуюуборку всех помещений, оборудования и инвентаря с последующей дезинфекцией.Рекомендуется использовать дезинфицирующие средства с вирулицидным эффектом.
5.19. При уборке шкафов для хранения хлебакрошки следует сметать с полок специальными щетками и не реже 1 раза в неделютщательно протирать с использованием 1%-го раствора уксусной кислоты.
5.20. Пищевые отходы хранят в емкостях с крышкамив специально выделенном месте. Емкости освобождают по мере их заполнения неменее 2/3 объема, промываются раствором моющего средства.
Пищевые отходы не допускается выносить черезраздаточные или производственные помещения пищеблока.
5.21. Для уборки каждой группы помещений(сырьевых цехов; горячего и холодного цехов; неохлаждаемых складских помещений;холодильных камер; вспомогательных помещений; санитарных узлов) выделяютотдельный промаркированный уборочный инвентарь. Инвентарь для мытья туалетовдолжен иметь сигнальную (красную) маркировку.
По окончании уборки, в конце смены весьуборочный инвентарь должен промываться с использованием моющих идезинфицирующих средств, просушиваться и храниться в чистом виде.
5.22. Для хранения уборочного инвентаря выделяютотдельное помещение, оборудованное душевым поддоном и умывальной раковиной сподводкой к ним холодной и горячей воды. При отсутствии такого помещенияхранение уборочного инвентаря допускается в специально отведенном месте. Хранениеуборочного инвентаря в производственных помещениях не допускается. Инвентарьдля мытья туалетов должен храниться отдельно от другого уборочного инвентаря.
5.23. Проведение мероприятий по борьбе снасекомыми и грызунами должно осуществляться специализированными организациямив соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к проведениюдератизационных и дезинсекционных работ.
Для предупреждения залета насекомых следуетпроводить засетчивание оконных и дверных проемов в помещениях столовой.
5.24. Не допускается проведение дератизационныхи дезинсекционных работ непосредственно персоналом образовательного учреждения.
5.25. Не допускается проведение ремонтных работ(косметического ремонта помещении, ремонта санитарно-технического итехнологического оборудования) при эксплуатации пищеблока в период обслуживанияобучающихся образовательного учреждения.
|