УСТРОЙСТВО СКАНИРОВАНИЯ ДЛЯ УЛЬТРАЗВУКОВОГО КОНТРОЛЯ КОЛЕС УСКМ
Паспорт
УСКм.47621206.03.00.00ПС
Москва 2004
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ 4
2. НАЗНАЧЕНИЕ 4
3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ 4
4. СОСТАВ ИЗДЕЛИЯ И КОМПЛЕКТНОСТЬ 5
5. УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ 6
6. УКАЗАНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ 8
7. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ 8
8. ПОРЯДОК РАБОТЫ 9
9. ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ 9
10. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ 10
11. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ 10
12. СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРИЕМКЕ 10
13. ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 11
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Настоящий паспорт по эксплуатации содержит эксплуатационные сведения и основные технические характеристики устройства сканирования для ультразвукового контроля (УЗК) колес УСКм (далее по тексту - устройство) и предназначается в качестве руководящего материала для рабочих и инженерно-технических работников, осуществляющих ультразвуковой контроль колесных пар грузовых и пассажирских вагонов на вагоноремонтных предприятиях.
1.2. При выполнении УЗК наряду с настоящим паспортом по эксплуатации следует пользоваться следующими документами:
1) Дефектоскоп ультразвуковой УД2-70. Паспорт УД2-70.47621206.01.00.00.ПС.
2) Дефектоскоп ультразвуковой УД2-12 (2.1) Руководство по эксплуатации ШЮ2.068.136 РЭ;
3) Руководство по комплексному ультразвуковому контролю цельнокатаных колес РД 07.09.-97.
2. НАЗНАЧЕНИЕ
2.1. Устройство является составной частью системы УЗК, предназначенной для комплексного ультразвукового контроля цельнокатаных вагонных колес.
Система УЗК используется в колесных цехах вагонных депо и вагоноремонтных заводов после выкатки колесных пар, установки их на стенд для осмотра и освидетельствования.
2.2. Устройство обеспечивает:
1) установку преобразователя (ПЭП) на внутреннюю поверхность диска колеса на фиксированном расстоянии от галтельного перехода диска колеса в обод, независимо от толщины обода;
2) установку ПЭП для контроля обода на внутреннюю боковую поверхность обода колеса на фиксированном расстоянии от верха обода, под фиксированным углом к радиусу колеса;
3) установку ПЭП для контроля гребня на внутреннюю боковую поверхность обода колеса на фиксированном расстоянии от верха гребня, под фиксированным углом к радиусу колеса.
3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
3.1. Объект контроля - цельнокатаные колеса колесных пар грузовых вагонов по ГОСТ 10791 и ГОСТ 9036.
3.2. Допустимое уменьшение толщины обода - не менее 22 мм.
3.3. Контролируемые зоны, дефекты, модели дефектов по РД 07.09-97 и используемые типы преобразователей приведены в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Контролируемые зоны, дефекты
|
Модели дефектов по РД 07.09-97
|
Тип преобразователя
|
Дефекты наплавленного или упрочненного слоя гребня
|
Сверление: - диаметр (3+0,1) мм; глубина (2+0,2) мм.
|
П121-2,5-50-М-002
|
Трещины в зоне
галтельного перехода диска колеса в обод
|
Пропил: - глубиной - (2±0,5) мм; протяженностью (15±2)мм.
|
П121-1,25-90-002
|
Усталостные поперечные трещины в ободе
|
Пропил: - глубина (3+0,5)мм;
раскрытие (1+2) мм.
|
П121-2,5-40-М-002
|
3.4. Параметры преобразователей П121-2,5-40-М-002, П121-2,5-50-М-002 по ТУ 25-7761.001-86.
3.5. Параметры преобразователя П121-1,25-90-002
Тип излучаемой волны
|
Поверхностная
|
Размер пьезоэлемента, мм
|
12x8
|
Эффективная частота эхоимпульса, МГц
|
1,25±0,25
|
Уровень шумов в диапазоне от 60 до 80 мкс, мВ, не более
|
5
|
3.6. Частота вращения колесной пары, об/мин - не более 6.
3.7. Место установки устройства - на обод контролируемого колеса.
3.8. Габаритные размеры, мм, не более:
длина (вдоль радиуса колеса), мм 445
ширина (вдоль обода колеса), мм 400
3.9. Масса, кг, не более - 4,5.
3.10. Установленная наработка на отказ, ч, не менее 1600.
3.11. Средний срок эксплуатации, лет, не менее 7.
3.12. Допускаемый диапазон температур окружающей среды, КО и контролируемых колес: +5°С ...+50вС.
4. СОСТАВ ИЗДЕЛИЯ И КОМПЛЕКТНОСТЬ
4.1. Комплектность устройства приведена в табл. 4.1.
Таблица 4.1.
Наименование и условное обозначение
|
Кол-во, шт.
|
Устройство сканирования для ультразвукового контроля колес УСКм
|
1
|
В том числе:
|
|
Преобразователь П121-1.25-90-002
|
1
|
Преобразователь П121-2,5-40-М-002 или П121-2,5-50-М-002
|
1
|
Преобразователь П121-2,5-50-М-002
|
1
|
Кабель соединительный с УД2-70 3 м
|
1
|
Документация:
|
|
Паспорт
|
1
|
5. УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ
5.1. Устройство (рис. 1) состоит из корпуса 4 с установленными на нем селектором 5 и стойки 7 с опорным роликом 8 в вилке-ручке 9, кронштейна с подвесками с преобразователями 2 и 3 и каретки 10 с рукояткой 11, подвеской с преобразователем 1 и поджимным роликом 12.
5.2. Корпус 4 служит для установки устройства на ободе контролируемого колеса и снабжен двумя колесами 13.
Посредством кронштейнов подвески с преобразователями 2 и 3 закреплены на стойке 7. Каждая из подвесок представляет собой шарнирно-рычажную систему, которая за счет развязки обеспечивает самоустановку и прижим преобразователя к контролируемой поверхности и состоит из шарнирного механизма 16 и установочного кольца 15.
Преобразователь устанавливается в корпус для установки ПЭП 14 (далее корпус ПЭП). Корпус ПЭП установлен в установочное кольцо 15 подвески. Корпус ПЭП крепится к установочному кольцу 15 винтами 17.
На лицевой поверхности корпуса ПЭП нанесена установочная угловая шкала в градусах.
На установочном кольце нанесены метки установки преобразователя относительно вертикальной оси (далее метка 18) и горизонтальной оси (далее метки 19 и 20).
Данное исполнение установочного механизма обеспечивает его универсальность и взаимозаменяемость при использовании различных схем контроля.
5.3. Стойка 7 неподвижно закреплена на корпусе 4. На конце стойки в вилке-ручке 9 установлен опорный ролик 8.
5.4. Каретка 10 установлена на стойке и перемещается по ней. На каретке 10 с помощью привертной планки 21 закреплен поджимной ролик 12. К ободу колеса ролик 12 поджимается пружиной 23.
Преобразователь 1 закреплен на каретке 10 с помощью кронштейна с закрепленной на нем подвеской, выполненной аналогично подвескам преобразователей 2 и 3.
5.5. Ручка-вилка 9, верхняя часть стойки 7, образующая ручку, и рукоятка 11 каретки 10 предназначены для установки устройства в рабочее положение. Для удержания и перемещения устройства в рабочем положении служат ручка-вилка 9 и верхняя часть стойки.
5.6. Селектор 5 служит для коммутации преобразователей 1-3 с дефектоскопом. Преобразователи 1-3 соединяются с соответствующими гнездами коммутатора соответствующими кабелями.
Рис. 1 Общий вид устройства УСКм
6. УКАЗАНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ
6.1. К работе с устройством допускаются лица, ознакомившиеся с его конструкцией в объеме сведений настоящего руководства по эксплуатации и прошедшие практическое обучение приемам контроля с его применением.
6.2. При выполнении контроля вращающегося вагонного колеса следует остерегаться затягивания одежды между контролируемым колесом и роликами привода вращения колесной пары. Рабочая одежда обслуживающего персонала не должна иметь свисающих элементов.
6.3. При работе и техническом обслуживании устройства следует пользоваться только штатным инструментом.
7. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ
7.1. Требования к обслуживающему персоналу.
7.1.1. Контроль с применением устройства и его наладка должны выполняться лицами, сдавшими зачет в объеме знаний настоящего руководства по эксплуатации и имеющими опыт работы с устройствами дефектоскопии промышленных установок.
7.1.2. Техническое обслуживание устройства должно производится слесарем-механиком не ниже четвертого разряда.
7.2. Рабочее место для выполнения контроля должно быть оборудовано техническим средством для установки и вращения контролируемой колесной пары с частотой не более 6 об/мин.
7.3. Ежесменная подготовка устройства к работе
7.3.1. Осмотреть устройство и убедиться в отсутствии механических повреждений. Особое внимание обратить на колеса и на подвески преобразователей:
1) проверить легкость вращения колес, опорного и подвижного роликов;
2) проверить легкость поворота шарниров подвесок;
3) проверить легкость перемещения каретки.
В случае необходимости произвести техническое обслуживание (очистку и смазку) указанных узлов в соответствии с подразделами 10.2 и 10.4.
7.3.2. Проверить степень износа рабочих поверхностей преобразователей. При необходимости заменить изношенный преобразователь.
7.3.3. Провести настройку преобразователей.
1) При контроле приободной зоны дисков цельнокатанных колес установить корпус ПЭП №1 в установочном кольце таким образом, чтобы совместить метку 18 установочного кольца с меткой 20° на шкале корпуса ПЭП и закрепить винтами 17;
2) При контроле ободьев цельнокатанных колес установить корпус ПЭП №2 в установочном кольце таким образом, чтобы совместить метку 19 установочного кольца с меткой 25° на шкале корпуса ПЭП и закрепить винтами 17;
3) При контроле гребней цельнокатанных колес установить корпус ПЭП №2 в установочное кольцо таким образом, чтобы совместить метку 20 установочного кольца с меткой 35° на шкале корпуса ПЭП и закрепить винтами 17; установить корпус ПЭП №3 в установочное кольцо таким образом, чтобы совместить метку 19 установочного кольца с меткой 25° на шкале корпуса ПЭП и закрепить винтами 17.
7.3.4. Подключить разъемы селектора к преобразователям 1, 2, 3 соединительными кабелями.
8. ПОРЯДОК РАБОТЫ
8.1. Общие положения.
Устройство может работать с одним из типов, дефектоскопов (типы по п. 1.2.).
8.2. Приемы работы
8.2.1. Подключить соединительный кабель дефектоскопа к разъему →) селектора.
8.2.2. Установить колесную пару на установку, обеспечивающую ее вращение.
8.2.3. Взять устройство за ручки и, располагая его с внутренней стороны колесной пары, установить колесами корпуса и каретки на обод, отжимая каретку 10 с помощью рукоятки 11 в нижнее положение.
8.2.4. Установить переключатель 22 селектора 5 в одно из трех положений, соответствующее требованиям технологической инструкции по выбранной схеме контроля.
8.2.5. Включить привод вращения контролируемой колесной пары, выдержать 20-30 секунд до установления нормального режима вращения и произвести контроль колеса по полному периметру, при этом колесная пара должна сделать 2-3 оборота (во избежание случайных показаний). Следите по экрану дефектоскопа за показаниями. При нормальном режиме работы на повторных оборотах картинка на экране должна повторяться.
8.2.6. Выключить привод вращения колесной пары.
8.2.7. Провести контроль по следующей схеме, выполняя п.п. 8.2.4. - 8.2.5.
8.2.8. Установить устройство на второе колесо колесной пары и выполнить операции по п.п. 8.2.4. - 8.2.6.
8.2.9. Остановить привод вращения колесной пары и снять устройство с колеса.
8.2.10. Настройка дефектоскопа и порядок выполнения контроля регламентируется технологическими инструкциями по ультразвуковому контролю соответствующих частей цельнокатаных колес.
8.3. Во избежание коррозии деталей устройства НЕОБХОДИМО после окончания работы
• Вытереть с деталей устройства капли воды ветошью;
• Высушить устройство струей сжатого воздуха.
9. ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
9,1 Возможные неисправности устройства и способы их устранения приведены в таблице 9.1.
Таблица 9.1.
Неисправность
|
Вероятная причина
|
Способы устранения
|
Снижение качества контроля
|
Загрязнение рабочей поверхности преобразователя
|
Очистить преобразователь в соответствии с подразделом 10.2
|
10. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
10.1. Общие сведения
10.1.1. Техническое обслуживание устройства включает очистку, осмотр, настройку, и смазку.
10.1.2. Периодичность технического обслуживания - по мере необходимости.
10.2. Очистка.
10.2.1. Выполнить очистку устройства (кроме преобразователей) от следов мазута и других загрязнений текстильной ветошью, после чего протереть салфетками из хлопчатобумажной ткани ГОСТ 11680, смоченными водой при температуре 60°С.
10.2.2. Сушку произвести сухими салфетками и сжатым воздухом.
10.2.3. Очистку рабочей поверхности преобразователей произвести ветошью ТУ 63-178-77-82.
10.3. Осмотр и настройка
10.3.1. Осмотру подлежат преобразователи, их подвески, колеса и ролики.
10.3.2. Проверить легкость вращения колес и роликов устройства и в случае необходимости выполнить смазку в соответствии с п. 10.4.
10.3.3. Проверить легкость поворота шарниров подвесок; в случае необходимости смазать шарниры по п. 10.4.
10.4. Смазка.
10.4.1. Смазке подлежат подшипники качения колес и роликов и шарниры подвесок.
10.4.2. Смазку выполнять И-12А ГОСТ 20799.
10.4.3. По окончании смазки рабочие поверхности преобразователей следует повторно очистить по п. 10.2. 3.
11. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
11.1. Комплект устройства должен храниться в сухом помещении в соответствии с условиями хранения 3 по ГОСТ 15150. В помещении для хранения не должно быть токопроводящей пыли, паров кислот и щелочей, а также газов, вызывающих коррозию.
12. СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРИЕМКЕ
Устройство сканирования для ультразвукового контроля колес УСКм заводской номер _______________ с преобразователями:
П121_____________________________________ №___________
П121_____________________________________ №___________
П121_____________________________________ №___________
соответствует требованиям паспорта УСКм.47621206.03.00.00ПС и признано годным для эксплуатации.
Дата выпуска 200_ года
М.П.
Подпись лица, ответственного за приемку
13. ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
13.1. Изготовитель гарантирует соответствие устройства требованиям паспорта УСКм.47621206.03.00.00ПС при соблюдении потребителем правил эксплуатации, транспортирования и хранения, изложенных в этом документе.
13.2. Гарантийный срок эксплуатации устройства 12 месяцев со дня его поставки потребителю. Гарантия не распространяется на преобразователи и кабели.
13.3 Предприятие-изготовитель производит гарантийное и послегарантийное обслуживание устройства.
13.4 При наличии механических повреждений претензии не принимаются и гарантийный ремонт не производится.
13.5 В случае неисправности устройства в период гарантийных обязательств, потребитель должен выслать в адрес предприятия-изготовителя письменное извещение со следующими данными:
- заводской номер устройства;
- дата выпуска;
- дата ввода в эксплуатацию;
- характер дефекта.
Дата
|
Содержание рекламации
|
Каким образом и кем восстановлено изделие
|
Подпись
|
|
|
|
|
|