Скачать 304.7 Kb.
|
Утверждаю Начальник Главного управления МЧС России по Ярославской области генерал-майор П.Ф. Барышев «____» ______________ 2011г. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ руководителям оздоровительных учреждений по выполнению мероприятий направленных на обеспечение безопасности детей на водных объектах в летний период Ярославль 2011 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Статистика показывает, что в целом по России ежегодно на воде гибнет около 14 тыс. человек, 70% из них в летнее время. Почти половина от этого числа - дети школьного возраста. 60% всех несчастных случаев происходит во время купания в необорудованных местах. Значительная часть пострадавших на воде приходится на участников походов на шлюпках, лодках и самодельных плавательных средствах. Нередко к беде приводит неумение плавать, оказывать помощь тонущему, пострадавшему. В Ярославской области, в среднем за год, в результате различных происшествий на водных бассейнах гибнет около 40 человек. Как показывают результаты анализа происшествий на водных объектах, основными причинами гибели и травматизма людей на воде являются купание в неустановленных и необорудованных для этих целей местах, купание в состоянии алкогольного опьянения, несоблюдение элементарных мер безопасности на водоемах, в том числе оставление детей во время купания без присмотра. В летние каникулы многие школьники поедут отдыхать в детские оздоровительные лагеря, кто-то останется в пришкольных лагерях. В этот период руководителям и другим должностным лицам лагерей следует обратить особое внимание на вопросы обеспечения безопасности детей на водных бассейнах. Главная задача в этой области – максимально предотвратить возможные происшествия на водных бассейнах, связанные с детьми. С этой целью нужно активизировать профилактическую работу в этом направлении. Данные методические рекомендации разработаны отделом ГИМС МЧС России по Ярославской области в целях оказания практической помощи руководителям и другим должностным лицам детских оздоровительных и пришкольных лагерей по вопросам обеспечения безопасности детей на водных объектах и предназначены для организации и проведения профилактической работы по предупреждению несчастных случаев на воде. I. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ
Планирование мероприятий по обеспечению безопасности детей на воде в детских оздоровительных и пришкольных лагерях организуется и проводится заблаговременно до начала купального сезона. Основными задачами обеспечения безопасности детей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья являются: - создание всех необходимых условий для обеспечения безопасности детей на воде, охраны их жизни и здоровья; - организация контроля за соблюдением правил поведения на воде и мер безопасности. Мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья осуществляются с учетом требований постановления Администрации области от 22.05.2007 № 164 «Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах Ярославской области и Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Ярославской области». Руководители дошкольных, средних, детских оздоровительных учреждений до начала купального сезона должны издать приказ (распоряжение) «Об организации подготовки к купальному сезону и организации безопасности детей на воде», в котором должны установить: - место отдыха детей у воды; - ответственных должностных лиц за вопросы обеспечения безопасности детей на воде, - порядок подготовки места отдыха детей у воды и организация контроля за безопасностью детей в период купального сезона; - утвердить план мероприятий по обеспечению безопасности детей на воде. План мероприятий по обеспечению безопасности детей на воде должен предусматривать: 1. Организационные мероприятия: - издание приказов (распоряжений), заключение договоров, контрактов на выполнение мероприятий по подготовке мест для купания детей. 2. Практические мероприятия: - оборудование зон рекреации и подготовка их к эксплуатации в купальный период; - обследование дна в местах купания детей; - приём зон рекреации комиссиями муниципальных образований к эксплуатации; - проведение профилактических мероприятий (занятия, лекции, беседы, и т.п.); - мероприятия по осуществлению контролю за выполнением порядка в местах отдыха детей; - организация подготовки спасателей для спасательных постов и инструкторов по плаванию; - организация обучения детей правилам поведения и мерам безопасности на воде; - создание уголков безопасности на воде; - обучение детей плаванию в бассейнах, летних оздоровительных лагерях.
Безопасность детей на воде обеспечивается выбором и оборудованием места купания, систематической разъяснительной работой с детьми о правилах поведения на воде и соблюдением мер предосторожности. Не допускается купание детей в неустановленных местах, плавание на неприспособленных для этого средствах (предметах) и другие нарушения правил безопасности на воде. В детских оздоровительных учреждениях, расположенных у водоемов, участки для купания детей необходимо выбирать с пологим песчаным берегом. Дно участка должно быть свободно от водных растений, коряг, камней, стекол, других предметов и иметь постепенный уклон до глубины 2 метров, без ям, уступов. Перед открытием купального сезона в детском летнем оздоровительном учреждении, дно акватории должно быть обследовано водолазами и очищено от опасных предметов. На пляжах детского оздоровительного учреждения оборудуются участки для обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста с глубинами не более 0,7 метра, а также для детей старшего школьного возраста с глубинами не более 1,2 метра. Участки ограждаются забором или обносятся линией поплавков, закрепленных на тросах. В местах с глубинами до 2 метров разрешается купаться детям в возрасте от 12 лет, умеющим хорошо плавать. Эти места ограждаются буйками, расположенными на расстоянии 25-30 метров один от другого. На пляжах детского оздоровительного учреждения на расстоянии 3 метров от уреза воды через каждые 25 метров устанавливаются стойки с вывешенными на них спасательными кругами и «концом Александрова». На территории детского оздоровительного учреждения оборудуется стенд с материалами по профилактике несчастных случаев, данными о температуре воды и воздуха, силе и направлении ветра. Во время купания детей на территории пляжа оборудуется медицинский пункт, устанавливаются грибки и навесы для защиты от солнца. Запрещается эксплуатация пляжей детских оздоровительных учреждений, не имеющих в своих штатах инструкторов по плаванию. Для обучения детей плаванию, на каждом пляже в детских оздоровительных учреждениях оборудуется учебный пункт. Пункт ограждается сетчатым или штакетным забором на суше и в воде. На территории пункта размещаются кабинки для переодевания, теневые грибки, территория и акватория учебного пункта должна позволять проводить обучение плаванию на берегу и в воде не менее 15 детей. Пункт обеспечивается плавательными досками, плавательными поддерживающими поясами, резиновыми кругами, шестами для поддержки обучающихся, мегафонами, должен иметь вывеску, стенд с расписанием занятий, учебные плакаты, правила поведения на воде. Ответственность за безопасность детей во время занятий и обучения плаванию, проведении спортивных мероприятий на воде возлагается на организатора мероприятия, инструктора, воспитателя или другое, проводящее занятие лицо. 1.3. Порядок организации купания детей. В детских оздоровительных и пришкольных лагерях, где возможен отдых детей на воде и купание при благоприятных метеорологических условиях, ответственность за их безопасность возлагается на инструктора по плаванию, либо другое должностное лицо учреждения. Перед началом купания детей проводится подготовка пляжа: границы участка, отведенного для купания отряда (группы), обозначаются вдоль береговой черты флажками; на щитах развешиваются спасательные круги, «концы Александрова» и другой спасательный инвентарь; спасательная лодка со спасателем выходит на внешнюю сторону границы плавания и удерживается в 2 метрах от нее. Перед началом купания детей проводится следующая подготовка - группа детей выводится на свои участки купания, где инструктируется о правилах поведения на воде; купающиеся выстраиваются в линейку, не сходя с места, складывают перед собой одежду. По окончании купания руководитель выстраивает детей в линейку, проводит перекличку и проверяет, вся ли одежда разобрана. Купание и обучение детей плаванию разрешается группами не более 15 человек, при этом купание детей, не умеющих плавать, должно проводиться отдельно. За купающимися детьми должно вестись непрерывное наблюдение воспитателями, инструкторами, спасателями, медработниками. Во время купания детей на всей территории детского пляжа ЗАПРЕЩАЕТСЯ: - купание и нахождение посторонних лиц; - катание на лодках и катерах; - игры и спортивные мероприятия. II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОДЕ. Профилактическая и разъяснительная работа среди всех слоев населения по вопросам обеспечения безопасности и охраны жизни людей на водных объектах является одним из важнейших мероприятий, позволяющих сохранить здоровье и жизнь человека. Руководители, педагоги, воспитатели, инструктора по плаванию детских оздоровительных учреждений должны систематически разъяснять детям правила поведения на воде, не допускать их к водоемам без присмотра взрослых. Первостепенное значение здесь имеет пропагандистская работа по предупреждению несчастных случаев на воде среди детей. Устная пропаганда. Устная пропаганда – важнейшая часть профилактической работы по предупреждению несчастных случаев с людьми на воде. Ее основными формами являются рассказ, беседа и лекция. Применение этих форм зависит от численности и состава аудитории, от объема выдвинутых вопросов и от способа изложения материала. Рассказ – рассказ представляет собой повествовательную форму изложения материала. Главная задача рассказа заключается в том, чтобы в простой и доходчивой, яркой и образной форме изложить слушателям меры предосторожности и правила поведения людей на воде. Рассказ рекомендуется проводить с аудиторией не более 25 человек и в течение 30-40 минут. В зависимости от подготовленности слушателей, сложности излагаемого материала рассказ может быть различным. В одном случае рассказ будет более похож на беседу, в другом случае, где уровень развития слушателей выше, он будет приближаться к лекции. Примерный план рассказа на тему: «Что должен знать школьник о мерах безопасности на воде?»: 1. Вступление. 2. Вода и ее значение для здоровья человека. 3. Причины несчастных случаев с детьми на воде. 4. Меры предотвращения несчастных случаев на воде. Лекция является важным средством пропаганды мер безопасности и охраны жизни людей на воде. В отличие от рассказа, лекция содержит в себе значительно больше элементов описаний и рассуждений и, соответственно, меньше повествовательного материала. Построение лекции, как и рассказа, сложное и серьезное дело, требующее от лектора прочных знаний своего предмета и большого творческого труда. Нельзя сводить работу только к тому, чтобы воспроизвести в памяти уже известный материал, просмотреть тот или иной источник, подобрать факты и составить план. Подготовить лекцию, значит обстоятельно разобрать тему, ее содержание и методику. Опыт лекционной работы показывает, что хорошая лекция есть результат тщательной ее разработки лектором. Чем больше затрачено на подготовку лекции творческого труда, тем легче и свободнее протекает изложение самой лекции. Примерный план лекции на тему: «О предупредительных мерах безопасности на воде в летнее время»: 1. Россия – великая морская и речная держава. Значение воды для здоровья человека. 2. Несчастные случаи с людьми на воде и их причины. 3. Меры предупреждения несчастных случаев с людьми на воде. Кроме рассказа и лекции, в пропаганде мер безопасности и охраны жизни людей на воде важную роль играют тематические беседы. Обычно в беседе пропагандист излагает материал при участии самих слушателей. Ставя перед аудиторией продуманные вопросы и добиваясь сознательных ответов, пропагандист ведет нить беседы так, чтобы в сознании слушателей формировались ясные выводы по изучаемой теме. Методический принцип ведения беседы должен осуществляться и в системе пропаганды мер безопасности и охраны жизни людей на воде. Разница здесь в том, что пропагандист не только ставит вопросы, но и сам раскрывает их содержание, их существо. Вопросы не должны содержать неясных и громоздких формулировок, ненужных повторений, излишних слов, недопустимых выражений. Беседы можно провести, например, на такие темы: «Как вести себя на воде в летнее время?», «Будьте осторожны, катаясь на лодках» и т.д. Наглядная пропаганда. Наглядная пропаганда включает в себя плакаты, призывы, листовки, памятки, стенды, которые в сочетании с устной пропагандой оказывают нужное влияние на людей, отдыхающих на водных объектах, сообщают им необходимые сведения о правилах поведения на воде. Наглядная агитация по своему назначению дополняет устную. Чтобы наглядная пропаганда была доходчивой, она должна быть тесно связана с жизнью, с задачами массово-профилактической работы по предупреждению несчастных случаев с людьми на воде. Задача руководителей детских оздоровительных и пришкольных лагерей состоит в том, чтобы умело использовать все формы массово-профилактической работы. Плакат – средство наглядной агитации с краткой и достаточной информацией. Он должен быть таким, чтобы человек не прошел мимо него, а обязательно остановился. Плакат должен быть выразителен, как живое слово, но в тоже время более тонок, глубок и эмоционален, чем речь. Управлением ГИМС МЧС России подготовлены такие плакаты, как: «Советы купающимся»; «Советы катающимся на лодках»; «Будь осторожен на воде»; «Оказать помощь – твой долг»; «Будь осторожен во время купания»; «Учись спасать тонущего»; «Приемы буксировки уставшего пловца и утопающего»; «Спасательные средства и их применение»; «Приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшему на воде». Призыв. Наряду с плакатами важную роль в наглядной пропаганде мер предупреждения несчастных случаев с людьми на воде играет призыв. Назначение призывов, как и плакатов, заключается в том, чтобы призвать детей к строгому соблюдению мер безопасности и правил охраны жизни людей на водных объектах. Это можно проследить на характере серии призывов «Будьте осторожны на воде», в которых говорится: Дети! Купайтесь в установленных местах, соблюдайте правила предосторожности. Дети! Соблюдайте правила плавания на гребных и моторных лодках. Не мешайте движению водного транспорта. Юноши и девушки! Изучайте спасательное дело. Будьте готовы к оказанию помощи людям, терпящим бедствие на воде. Дети! Учитесь плавать. Соблюдайте меры предосторожности. Помните, что дисциплина и порядок – залог безопасности на воде. Школьники! Не допускайте нарушений правил поведения на воде. Не купайтесь, не ныряйте в запрещенных местах. Не подплывайте к идущим судам. Не подвергайте свои жизни опасности. Оказать немедленную помощь утопающему или терпящему бедствие на воде – благородный долг каждого гражданина. Листовке в системе наглядной пропаганды мер предосторожности на воде принадлежит большая роль. Листовка – это образец наглядности и популярности, но в тоже время образец серьезной трактовки определенных вопросов, образец серьезной беседы. Для листовки не годятся ни агитационный, ни академический язык. Она не должна раскрывать в деталях трактуемые в ней вопросы, делать выводы и обобщения. Ее задача заключается в том, чтобы сказать «немногое о многом». Литературное оформление листовки должно быть созвучно с ее содержанием и целевой установкой. Тут важен определенный тон, стиль. Шрифт листовки должен легко читаться на некотором расстоянии. В качестве примера можно привести содержание следующей листовки: «Ребята! Будьте осторожны на воде! Не купайтесь в запрещенных местах – это опасно для жизни. Пользуйтесь пляжами и местами, специально отведенными для купания. Не ныряйте в незнакомом месте, а также с плотов, пристаней и других плавучих сооружений. Купаясь, строго соблюдайте установленный порядок: не заплывайте за знаки ограждения. Не допускайте грубых шалостей в воде, так как это может привести к гибели. Не злоупотребляйте длительным пребыванием в воде – это вызывает озноб, переохлаждение тела и появление судорог. Как только почувствуете себя плохо, прекратите купание. Не умея плавать, не заходите в воду глубже пояса. Во время купания не теряйте из виду друг друга. Не подплывайте близко к идущим судам – это опасно, так как можно попасть под винт судна. Не перегружайте шлюпки. Катаясь на лодке, не пересаживайтесь с места на место – лодка может перевернуться. При необходимости пересаживайтесь только у берега. Ребята! Помните, что выполняя эти правила, вы оградите себя и своих товарищей от несчастных случаев». Большое значение в пропаганде мер безопасности и правил охраны жизни людей на водных объектах имеет издание памяток: «Советы купающимся», «Советы катающимся на лодках» и др. В отличие от листовок, памятки содержат в себе легко запоминающиеся меры предосторожности на воде: «Начинайте купаться в солнечную безветренную погоду при температуре воздуха 20-25° С, а воды – 17-19° С»; «Не доводите себя до озноба, купайтесь не более 10-15 минут»; «После еды не следует купаться раньше, чем через час»; «Перед купанием надо отдохнуть. Разгоряченным входить в воду не разрешается. Не плавайте далеко от берега, не заплывайте за предупредительные знаки». Стенд также является важной формой наглядной пропаганды безопасности на воде. Устанавливается он на столбах в местах массового скопления людей: на пляжах, водных станциях, детских оздоровительных лагерях, набережных, парках культуры и отдыха и т.д. Стенд изготовляется из дерева или пластика на двух стойках размером 1,85x3,0 м. Окраска стенда производится в серый цвет, полей – белый цвет. В середине стенда помещается панно с призывом и художественным оформлением масляными красками: «Дети! Не допускайте нарушений правил поведения на воде!». По бокам призыва закрепляются рамки с плакатами под стеклом: «Советы купающимся» – справа и «Советы катающимся на лодках» – слева, размером 50x90 см. Стенд завершается призывом: «Оказывать помощь утопающему или терпящему бедствие на воде – благородный долг каждого гражданина». Для оформления стенда используются призывы, плакаты, памятки, листовки и инструкции. Отсюда вывод – ценность и польза изобразительных средств намного возрастают, если вокруг них проводить профилактическую, разъяснительную и организаторскую работу, использовать наглядную пропаганду, как подспорье к устной пропаганде. |
Методические рекомендации руководителям детских оздоровительных учреждений... Настоящие рекомендации подготовлены для руководителей детских оздоровительных учреждений в целях упорядочения деятельности учреждений... |
Рекомендации по соблюдению требований пожарной безопасности и безопасности... По соблюдению требований пожарной безопасности и безопасности на водных объектах в детских туристических лагерях с использованием... |
||
Формы оздоровительных мероприятий в летний период Оздоровление и укрепление детского организма, развитие познавательных способностей детей в летний период |
Методические рекомендации по охране труда в оздоровительных учреждениях Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений, профсоюзных работников, организаторов и работников... |
||
Методические рекомендации по охране труда в оздоровительных учреждениях Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений, оздоровительных учреждений, профсоюзных работников,... |
Методические рекомендации по охране труда в оздоровительных учреждениях Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений, оздоровительных учреждений, профсоюзных работников,... |
||
Методические рекомендации по охране труда в оздоровительных учреждениях Обеспечение безопасности в оздоровительном учреждении с дневным пребыванием детей в период каникул |
Методические рекомендации по обеспечению безопасности в детских оздоровительных... Требования пожарной безопасности к зданиям, помещениям, территории детских оздоровительных учреждений |
||
Руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования О профилактических мероприятиях в летний оздоровительный период, направленных на охрану жизни и здоровья детей |
Методические рекомендации нормативно правовых и информационно методических... Методические рекомендации предназначены для руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических... |
||
Рекомендации по обеспечению пожарной безопасности объектов, задействованных... В целях предупреждения пожаров в детских оздоровительных лагерях руководителям учреждений необходимо знать основные требования пожарной... |
Методические рекомендации по организации и проведению дезинфекции,... Составная и неотъемлемая часть противоэпидемических мероприятий представляет собой комплекс специальных мер, направленных на предотвращение... |
||
Руководителям учреждений правила пожарной безопасности при проведении Новогодних торжеств Ответственными за обеспечение пожарной безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий (вечеров, спектаклей, новогодних... |
Методические рекомендации для руководителей детских оздоровительных... |
||
Памятка для родителей по безопасности детей в летний период Уважаемые родители, понятно, что ежедневные хлопоты отвлекают вас, но не забывайте, что вашим детям нужна помощь и внимание, особенно... |
Памятка для родителей по безопасности детей в летний период Уважаемые родители, понятно, что ежедневные хлопоты отвлекают вас, но не забывайте, что вашим детям нужна помощь и внимание, особенно... |
Поиск |