Для служебного пользования
инв. № 2120 дсп
экз.
Схема территориального планирования Красноярского края
Том I
Потенциал комплексного развития территории
часть 2
МАТЕРИАЛЫ ПО ОБОСНОВАНИЮ ПРОЕКТА
ОБОСНОВАНИЕ ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Директор института
доктор архитектуры, профессор В.А. Щитинский
Главный архитектор института
доктор архитектуры, профессор Л.Н. Путерман
Главный инженер института,
руководитель проекта
доктор экологии Д.Х. Шалахина
Руководитель менеджерского центра 3 А.В. Финогенов
Главный архитектор проекта
почетный архитектор З.Н.Липатова
Главный инженер проекта A.С. Холоднов
Санкт-Петербург
2008
Оглавление
Том I Потенциал комплексного развития территории, часть 2
4 Современное состояние, возможные направления развития и ограничения использования территории Красноярского края 17
4.1 Современная организация территории 17
4.1.1 Административно-территориальное устройство 17
первый уровень - административные районы, краевые города, закрытые административно- территориальные образования; 17
второй уровень - районные города, городские поселки, районы в городах, сельсоветы; 17
третий уровень - сельские населенные пункты, входящие в состав сельсоветов, а также сельские населенные пункты, входящие в состав городского округа или городского поселения. 17
первый уровень – муниципальные районы (их 44) и городские округа (их 17); 18
второй уровень – городские и сельские поселения. 18
4.1.2 Планировочная структура территории края 21
сложные суровые природно-климатические условия в северных районах края, особенности рельефа предопределили неравномерное освоение и заселение территории, которое сконцентрировано, в основном, в наиболее благоприятных для проживания и ведения сельского хозяйства равнинных центральных и юго-западных районах; 21
исторические предпосылки освоения территории Красноярского края определили тяготение освоенных территорий к основным транспортным осям – Транссибирской железнодорожной магистрали в широтном направлении и реке Енисей в меридиональном направлении; 21
уникальные запасы природных ресурсов в сочетании с проектами общегосударственного характера по их освоению привели в советское время к формированию крупнейших территориально-производственных комплексов, таких как Норильский промрайон и КАТЭК, а также более мелких локальных очагов расселения и хозяйственного освоения территории ресурсно-сырьевого типа. 22
Более 80% территории края, на которой сконцентрированы значительные запасы природных ресурсов, находятся вдали от основных планировочных центров и осей, что препятствует их освоению на современном этапе. 24
В настоящее время существует всего одна мощная широтная связь между отдаленными районами - через Красноярск. Планировочная ось вдоль Южсиба недоформирована ввиду отсутствия автомобильной дороги в одном коридоре с железной дорогой. Кроме того, остальные планировочные оси, идущие на север, за исключением Енисея, являются тупиковыми (конечные точки не увязаны между собой широтными магистралями и не имеют связей друг с другом, тупиковость автодорожных связей определяется в северных зонах отсутствием поселений). 24
Постепенное снижение значения Северного морского пути привело к дальнейшему ослаблению единственной меридиональной планировочной оси вдоль Енисея, что привело к усилению изоляции Норильского промышленного района. Система расселения вдоль Енисея стагнирует по причине смещения инфраструктурных коридоров: роль речной сети, как основной инфраструктуры, со строительством Московского тракта резко снизилась, произошло смещение инфраструктурного коридора на юг, сформировалась практически прямая широтная дорога через всю Россию, и Транссиб завершил это смещение. Долинный тип расселения, характерный ранее для пионерного освоения края, как и Сибири в целом, сменился инфраструктурным (вдоль дорог и магистралей) типом расселения. 25
Территориальная разобщенность отдельных районов между собой, слабость кооперационных связей между ними способствуют ориентации окраинных районов на хозяйственный комплекс сопредельных регионов. 25
Недостаточная развитость межрайонных опорных центров – Ачинска, Канска, Лесосибирска, значительно уступающих Красноярску как по численности населения (в 10-12 раз), так и по экономическому потенциалу, затрудняют равномерное развитие территории края. 25
4.1.3 Современное использование территории. Особенности пространственной организации территории 25
г. Дудинка, расположенный примерно в 90 км западнее Норильска, - транспортно-складской узел Норильска и порт «река-море», связанные с Норильском коммуникационным коридором в составе: железная и автомобильная дороги, ЛЭП 110 кВ и газопровод; 33
район газовых месторождений, примерно в 120 – 150 км западнее Норильска, освоение которых связано с потребностями Норильского комбината; 33
район гидроэнергетического строительства на реках Хантайка и Курейка. 33
стратегические направления развития города связаны с выполнением им функций федерального опорного центра освоения Арктики. 33
4.2 Современное состояние транспортной инфраструктуры. Проблемы и задачи развития транспортной сети регионального значения 34
в центральной зоне - магистральная широтная транспортная ось Новосибирск – Ачинск – Красноярск – Канск - Тайшет в составе: ж/д магистраль Транссиб, федеральная а/д «Байкал», по которым осуществляются основные широтные связи с регионами СФО, России, выходы к западным и восточным границам и морским портам России; 35
в южной части края - широтная транзитная ж/д магистраль Междуреченск-Абакан-Тайшет (Южсиб), обеспечивающая транспортировку транзитных грузов Кузбасса в восточном направлении и вывоз концентратов железных руд с территории края на переработку в Кемеровскую область. 35
главная меридиональная транспортная ось края представлена речной системой р. Енисей и его притоков. Енисей пересекает территорию края в направлении с юга на север. Кроме того, важное значение имеет федеральная а/д М-54 «Енисей» (Красноярск – Абакан – Кызыл). 35
4.2.1 Железнодорожный транспорт 37
4.2.2 Автомобильный транспорт 40
трасса М-53 «Байкал» (Челябинск - Красноярск – Чита) протяженностью на территории края - 607 км. Дорога проходит параллельно Транссибу в широтном направлении от Урала и далее на Восток. По трассе «Байкал» осуществляется междугороднее сообщение краевого центра с районами западного и восточного макрорайонов, соседними регионами. 40
трасса М-54 «Енисей» (Красноярск – Абакан – Минусинск -Кызыл – Эрзин – граница Монголии) протяженностью на территории края 286 км. Дорога имеет твердое асфальтобетонное покрытие и является основным транспортным связующим звеном южных районов правобережья Енисея с центром края, связи на Туву. 40
Ачинск – Назарово – Шарыпово проходит параллельно железной дороги Ачинск – Назарово-Шарыпово, имеет твердое покрытие и обеспечивает связь с районными центрами в юго-западной части края. 42
Красноярск – Енисейск (326 км) проходит по территории 5 муниципальных районов и имеет почти на всем протяжении твердое покрытие. Интенсивность движения доходит до 4,6 тыс. автомобилей в сутки. 42
Канск – Тасеево – Троицк (150 км) практически подходит к Ангаре в совокупности с местными дорогами Троицк - Устье (51 км) и Мотыгино – Нижнее (104 км) с выходом через зимнюю переправу на Ангаре в Мотыгинский район. Эта дорога также пересекает территорию ряда муниципальных районов в левобережье Ангары. 42
Канск – Абан – Богучаны – Кодинск – реконструируемая в рамках Программы Комплексного развития Нижнего Приангарья автодорога в восточные районы промрайона. 42
4.2.3 Авиационный транспорт 44
4.2.4 Водный транспорт 45
4.2.5 Трубопроводный транспорт 46
магистрального газопровода Мессояха-Норильск, три нитки диаметром 720 мм каждая, средняя длина – 260 км; 47
магистрального конденсатопровода, одна нитка диаметром 325 мм, длина – 177 км. Конденсатопровод транспортной системы ОАО «Норильскгазпром» находится в эксплуатации 30 лет и выработал свой ресурс. 47
4.2.6 Транспортные узлы 47
отсутствие законченных широтных направлений, увязывающих меридиональные в единую систему сообщения (Нижнее Приангарье имеет три транспортных меридиональных дорожных входа, но нет широтной круглогодично действующей увязки между Богучанским, Мотыгинским, Енисейским районами). 51
отсутствие мостовых переходов в Приангарье через р.Енисей (район Высокогорска), р.Ангару (Мотыгино, Богучаны, Кодинск), через реку Тасей (Первомайск); 51
отсутствие транспортных обходов Красноярска, Лесосибирска, Ачинска, Канска и других притрассовых поселений; 51
наличие (около 150) мостов и путепроводов в неудовлетворительном состоянии на трассах основных краевых и межмуниципальных дорог; 51
отсутствие современных транспортных развязок на пересечении федеральных, региональных и внутрикраевых трасс. 51
наличие однопутного участка железной дороги на участке Южного хода Тайшет-Абакан; 51
отсутствие электрификации на линиях Ачинск-Лесосибирск, Решеты – Карабула; 52
отсутствие железнодорожного сообщения в районах нового освоения (правобережье р Ангара), железнодорожных мостовых переходов через реки Енисей и Ангара. 52
недостаточная пропускная способность Лесосибирского речного порта; 52
ограничение пропускной способности р. Енисей в маловодные годы на участке Красноярск-Лесосибирск (ограничения глубин судового хода); 52
несоответствие существующей транспортной речной сети новым задачам экономического развития края; 52
недостаточная обеспеченность судового хода современными средствами навигации. 52
изношенность основных фондов морских портов Красноярского края. 52
изношенность ледокольного флота, обеспечивающего проведение судов по СМП. 52
несоответствие технических параметров автодорог и искусственных сооружений возрастающим нагрузкам на дороги; 52
крайне низкая обеспеченность территории автомобильными дорогами 1 и 2 технических категорий; 52
недостаточная обеспеченность современными транспортными развязками пересечений федеральных трасс с региональными дорогами; 52
отсутствие современных транспортных обходов крупных городов края (Ачинск, Канск, Лесосибирск) 52
недостаточная оснащенность современными средствами навигации малых аэропортов края, ограничивающая возможности их использования (Северо-Енисейск, Мотыгино, Богучаны, Кодинск и др.). 52
необходимость реконструкции взлетно-посадочных полос под современные требования безопасности полетов и новые среднемагистральные самолеты, заменяющие существующий парк авиатехники. 52
неопределенность по собственности аэропортов (федеральные, краевые, муниципальные и так далее). 52
4.3 Современное состояние инженерной инфраструктуры. Проблемы и задачи развития инфраструктуры регионального значения 54
4.3.1 Электроснабжение 54
ТГК – 13 (Назаровкая ГРЭС и все ТЭЦ южной части Красноярского края); 56
ОАО «Березовская ГРЭС-1»; 56
ОГК – 6 (Красноярская ГРЭС-2); 56
РусГидро (строящаяся Богучанская ГЭС). 56
В Таймырском районе и Норильске энергоснабжение потребителей осуществляет ОАО «Норильская Топливная Энергетическая Компания» - дочерняя компания ОАО "ГМК "Норильский никель". 90% энергии ОАО «НТЭК» идет на обслуживание нужд самого комбината. Удельный вес гидроэлектростанций в структуре установленной мощности края составляет 52%. 56
Крупнейшими потребителями электроэнергии в Красноярской энергосистеме являются предприятия цветной металлургии - Красноярский алюминиевый завод, Ачинский глиноземный комбинат, а также Красноярская железная дорога – филиал ОАО «Российские железные дороги». 56
Центральный энергорайон (Красноярск); 58
Западный энергорайон (Назарово, Ачинск, Шарыпово); 58
Восточный энергорайон (Канск); 58
Южный энергорайон (Минусинск); 58
Приангарский энергорайон (Лесосиборск, Богучаны, Кодинск); 58
Норильский энергорайон (Норильск, Дудинка). 58
110 кВ вдоль Транссибирской магистрали; 58
110 кВ вдоль железной дороги Нижняя Пойма – Богучаны; 58
220 кВ вдоль железной дороги Абакан - Минусинск – Канск; 58
220 кв вдоль железной дороги Абакан - Ужур – Назарово – Абалаково. 58
Структура распределения максимума нагрузки по энергорайонам составляет: 58
Южный энергорайон – 436,8 МВт 59
Восточный энергорайон – 116 МВт 59
Западный энергорайон – 810,2 МВт 59
Центральный энергорайон – 4444,1 МВт 59
Приангарский энергорайон – 291,9 МВт 59
Кратко охарактеризуем каждый из перечисленных энергорайонов. 59
массовое старение и износ электросетевого и электрогенерирующего оборудования, что снижает эксплуатационную надежность сети и энергобезопасность региона; 61
несоответствие отдельных узлов сети 220 кВ и 110 кВ нормам проектирования: питание подстанций организовано по одноцепной радиальной ВЛ; 61
незавершенное строительство: наличие подстанций 220 кВ и 110 кВ с одним трансформатором, работающих в таком режиме много лет; 61
недостаточная пропускная способность трансформаторов ПС и линий 220-110 кВ, ограничение на присоединение новых потребителей; 61
недостаточная развитость электросетевой инфраструктуры на новых активно развивающихся территориях. 61
4.3.2 Теплоснабжение 61
население и коммунально-бытовые нужды – 63,9% 62
производственные нужды – 36,1% 62
ТЭЦ-1 – резервная тепловая мощность составляет 336 Гкал/ч. Необходимо строительство магистрального трубопровода и перекачивающей станции для организации транспорта тепла с правого берега на левый. 63
ТЭЦ-2 – резервные тепловые мощности составляют 245 Гкал/ч. Выработка этих тепловых мощностей возможна только за счет сжигания дорогостоящего топлива – мазута на двух водогрейных котлах и значительных затрат для организации транспорта тепла с правого берега на левый берег. 63
ТЭЦ-3 – резервные тепловые мощности составляют 5 Гкал/ч, которые могут быть исчерпаны уже в отопительном сезоне 2007/2008 года. 63
Электрокотельные левого берега – резервные тепловые мощности составляют 223 Гкал/ч., однако они имеют самую высокую себестоимость тепловой энергии. 63
Трубопроводы 2 ДУ 500 через коммунальный мост и 2 ДУ 800 через дюкер пропускную способность исчерпали. Величина максимально передаваемой тепловой энергии через коммунальный мост составляет 203 Гкал/ч, через дюкер 250 Гкал/ч. При возникновении аварии на любом из трубопроводов с их отключением, дефицит тепла левого берега увеличится до 514-560 Гкал/ч, что составит 42-46% от присоединенной нагрузки. Значительный отрицательный небаланс приведет к разрегулировке тепловых сетей потребителей правого берега и дальнейшему ухудшению ситуации по их теплоснабжению. 63
4.3.3 Газоснабжение 64
4.3.4 Водоснабжение 64
|