Практическое занятие №9, 10 Кислоты и основания


Скачать 62.2 Kb.
Название Практическое занятие №9, 10 Кислоты и основания
Тип Лабораторная работа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Лабораторная работа
Практическое занятие №9, 10

Кислоты и основания
Цель: Вам необходимо овладеть учебной программой данного занятия научиться применять данный материал в своей будущей профессии.
Сделайте записи в рабочей тетради по плану:

-дата;

-номер занятия;

-тема занятия;

-цель занятия;

-основные вопросы темы.
Учебные вопросы занятия


Кислоты и основания

1. Современные представления.

2. Протолитические реакции.

3. Ионное произведение воды, рН раствора.

4. Понятие о буферных растворах.

5. Решение задач.
6. Лабораторная работа
При подготовке к данному занятию Вам необходимо повторить:

- электронное строение молекулы воды;

- образование ковалентной полярной связи в молекуле воды и образование -

водородных связей между молекулами воды;

- понятие электролит и неэлектролит;

- основные положения теории электролитической диссоциации.

- кислотность растворов и определение pH с помощью различных индикаторов;

- химическое равновесие. Константа химического равновесия. Принцип Ле-Шателье.
При отработке 1-го учебного вопроса обратите внимание:

- современную трактовку теорий кислот и оснований;

- на причину электролитической диссоциации (ионизации) в водном растворе и особенности диссоциации электролитов с различным типом связи;

- факторы, влияющие на процесс диссоциации (ионизации);

При отработке 2-го учебного вопроса обратите внимание:

- применимость закона действующих масс для количественного описания силы кислот и оснований Бренстеда.

При отработке 3-го учебного вопроса обратите внимание:

- на то, что чистая вода ведет себя как амфолит;

- на выражение константы автоионизации воды и взаимосвязь между концентрацией ионов водорода и значением pH.

При отработке 4-го учебного вопроса обратите внимание:

- механизм действия буферных систем;

- жизнедеятельность организма в норме при определенной кислотности биологических жидкостей.

При отработке 5-го учебного вопроса обратите внимание:

- на экспериментальные методы определения водородного показателя

- примеры решения задач по теме практического занятия.

При отработке 6-го учебного вопроса обратите внимание:

- методику выполнения лабораторной работы.




Лабораторная работа

Определение активной кислотности биологических жидкостей
Цель работы. Научиться определять активную кислотность жидкостей колометрическим и потенциометрическим методами.
Теоретическое обоснование

Колориметрическое определение водородного показателя.

Колориметрическое определение рН основано на изменении цвета кислотно-основных индикаторов, окраска которых зависит от рН среды. Индикаторы могут быть одноцветными, имеющими окраску только в щелочной среде, а в кислой среде-бесцветными ( фенолфталеин, нитрофенолы), и двухцветными, имеющими различную окраску в кислой и щелочной средах (метилоранж, феноловый красный и др.)(см. таблицу).
Таблица Кислотно-основные индикаторы.


Индикатор


рТинд


Интервал перехода окраски

Окраска I

ΔрН

ОкраскаII

Метиловый оранжевый

Метиловый красный

Лакмус

Фенолфталеин

3,7

5,7

7,0

9,2

красная

красная

красная

бесцветная

3,1-4,4

4,2-6,3

5,0-8,0

8,2-10,0

желтая

желтая

синяя

малиновая


Каждый индикатор характеризуется показателем титрования и интервалом (зоной) перехода окраски.

Показатель титрования рТ- это значение рН в пределах интервала перехода окраски, при котором наблюдается наиболее резкое изменение цвета индикатора.

Интервалом перехода окраски индикатора называется интервал значений рН(ΔрН), в пределах которого происходит различимое глазом изменение окраски индикатора. Граница интервала перехода приблизительно равна рТинд± 1. При определении рН раствора можно использовать только тот индикатор, в интервал перехода окраски которого входит рН исследуемого раствора.

Обычно в начале определяют приблизительное значение рН с помощью универсального индикатора. Универсальный индикатор – это смесь нескольких индикаторов с различными, но примыкающими друг к другу интервалами перехода окраски, охватывающими шкалу рН от 1 до 14, причем эта смесь индикаторов имеет определенную окраску при тех или иных значениях рН.

Универсальная индикаторная бумага- это фильтровальная бумага, пропитанная универсальным индикатором. К ней прилагается цветная шкала со значениями рН для каждой окраски. Точность определения не превышает 0,5 ед. рН. По приблизительному значению рН подбирают индикатор для более точного определения.
Потенциометрическое (ионометрическое) определение рН

основано на изменении электродвижущей силы (ЭДС) гальванической цепи, составленной из индикаторного полуэлемента (электрода определения), потенциал которого зависит от рН среды(стеклянный, водородный, хингидронный) и электрода сравнения (хлорсеребряного, каломельного), имеющего постоянный потенциал. Измерительная шкала иономера (рН-метра) градуирована как в милливольтах, так и в единицах рН. Точность определения до 0,01 ед. рН. Можно использовать для определения рН мутных и окрашенных жидкостей.
Приборы и реактивы: исследуемые растворы 1 и 2; два стаканчика вместимостью 50 мл; стеклянная палочка; универсальная индикаторная бумага; иономер лабораторный И-176; дистиллированная вода; фильтровальная бумага.
Задание 1. Определение pH растворов 1 и 2 с помощью универсального индикатора.

Чистую палочку опускают в исследуемый раствор и касаются ею полоски индикатора. Сравнивают окраску влажного участка индикаторной бумаги с колориметрической шкалой pH. Определяют pH исследуемого раствора и записывают его значение в таблицу результатов опыта. После определения pH раствора 1 стеклянную палочку моют, протирают куском фильтровальной бумаги и определяют pH раствора 2. Записывают полученные результаты определения в таблицу.
Задание 2. Определение pH растворов 1 и 2 с помощью иономера.

Перед началом работы знакомятся с инструкцией к прибору.исследуемый раствор наливают в чистый стаканчик, в раствор на 1,5 см опускают электроды. дальнейший порядок выполнения работы описан в «Инструкции по эксплуатации иономера». Перед определением pH электроды осторожно промывают дистиллированной водой и капли воды с электродов убирают фильтровальной бумагой. Полученные результаты записывают в таблицу и рассчитывают активную кислотность растворов по формуле [H+] = 10-pH.


Номер раствора

pH по универсальному индикатору

pH по иономеру

[H+], моль/л

1

2











Делают вывод о характере среды в исследуемых растворах. Сравнивают [H+] в обоих растворах. Сравнивают точность обоих методов.
Рекомендуемая литература:

  • Основная литература

1. Общая химия. Учебник для медицинских вузов. (В.А.Попков, С.А.Пузаков), 976 с. –М,ГЭОТАР Медиа, 2009 г.

2. Практикум по общей и биоорганической химии. Учебное пособие для

студентов медицинских вузов ( Ред. В.А.Попков).- М., АКАДЕМИЯ., 3 изд., 235 с., 2008 г.

  • Дополнительная литература:

1. Общая химия. Учебник для медицинских вузов. (В.А.Попков, С.А.Пузаков), 976 с. - М, ГЭОТАР Медиа, 2007 г.

2. Биофизическая и бионеорганическая химия (А.С. Ленский, И.Ю.Белавин, С.Ю.Быликин), М, МИА, 2008, - 416 с

3.Слесарев В.И. «Химия: Основы химии Живого: Учебник для вузов. СПб: Химиздат, 2000. -768 с.

4. Лабораторный практикум по общей химии: уч. пособие Гончаров В.И. и др. – Ставрополь, 2003 г.

Похожие:

Практическое занятие №9, 10 Кислоты и основания icon «Толкование права» Блок 1: Работа с информацией (текстом). Практическое занятие 1 (4 часа)
Практическое занятие 1 (4 часа): Критический анализ текста: поиск аргументов изложенной позиции и формулирование контраргументов
Практическое занятие №9, 10 Кислоты и основания icon Занятие № Средства коллективной и индивидуальной защиты. Первичные...
Форма занятия: практическое занятие, при котором теоретический материал, необходимый для правильного понимания и выполнения практических...
Практическое занятие №9, 10 Кислоты и основания icon Занятие третье. Средства коллективной и индивидуальной защиты. Первичные...
Форма занятия: практическое занятие, при котором теоретический материал, необходимый для правильного понимания и выполнения практических...
Практическое занятие №9, 10 Кислоты и основания icon Практическое занятие №28. Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов...
Практическое занятие №28. Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов убоя животных при радиационных поражениях
Практическое занятие №9, 10 Кислоты и основания icon Программа ординатуры Практическое занятие тема «Адреногенитальный синдром»
«башкирский государственный медицинский университет» министерства здравоохранения российской федерации
Практическое занятие №9, 10 Кислоты и основания icon Практическое занятие со школьниками
Автономное учреждение социального обслуживания населения Тюменской области «Центр социальной помощи семье и детям «Мария»
Практическое занятие №9, 10 Кислоты и основания icon Практическое занятие 2, примеры
Откройте папку Group01 или Group02 и ознакомьтесь с ее содержанием. Папки внутри пронумерованы в соответствии с номерами частей сегодняшнего...
Практическое занятие №9, 10 Кислоты и основания icon Сборник методических указаний для студентов по выполнению практических работ
Практическое занятие №1 «Создание документов с изображениями, объектами и фигурами в Microsoft Office Word»
Практическое занятие №9, 10 Кислоты и основания icon Методические указания для студентов по проведению практических занятий...
Практическое занятие №2. «Познавательные-психические процессы. Внимание и память. Ощущение и восприятие»
Практическое занятие №9, 10 Кислоты и основания icon Тема Кислоты и основания
Цель: расширить у студентов представления о понятиях: кислота и основание. Приобрести знания для оценки слабых и сильных электролитов,...
Практическое занятие №9, 10 Кислоты и основания icon Мбоу г. Астрахани «сош №22») 414042, Астраханская область, г. Астрахань,...
Среди веществ, окружающих человека в быту, найти кислоты, оксиды, соли и основания. Проанализировать области их применения
Практическое занятие №9, 10 Кислоты и основания icon Практическое занятие №2
При разработке стратегии организации следует ориентироваться на формирование долгосрочных и краткосрочных целей в виду более надежного...
Практическое занятие №9, 10 Кислоты и основания icon Уфимский государственный колледж радиоэлектроники утверждаю
Практическое занятие №13 «Решение задач по определению соотношения Международной системы с единицами системы егс и внесистемными...
Практическое занятие №9, 10 Кислоты и основания icon Муниципальный конкурс ученических творческих исследовательских проектов...
История возникновения фармацевтической промышленности и получение салициловой кислоты
Практическое занятие №9, 10 Кислоты и основания icon П рактическое занятие с дозиметром как средство развития вероятностного...
Практическое занятие с дозиметром как средство развития вероятностного мышления и радиационной грамотности школьника
Практическое занятие №9, 10 Кислоты и основания icon Планы практических занятий практическое занятие № Работа с Microsoft Access
Основные компоненты ms access: построитель таблиц, построитель экранных форм, построитель sql-запросов, построитель отчетов

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск