ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Практическое занятие № 1.
Работа с Microsoft Access.
Общие принципы функционирования MS Access.
Основные компоненты MS Access: построитель таблиц, построитель экранных форм, построитель SQL-запросов, построитель отчетов.
Создание базы данных при помощи MS Access.
Импорт и экспорт данных.
Литература
Справка и инструкции по Access 2010. – http://office.microsoft.com/ru-ru/access-help/?CTT=97
Руководство по интерфейсу пользователя Microsoft Office Access 2010. – http://office.microsoft.com/ru-ru/access-help/HA010341735.aspx
Руководство по продукту Microsoft Office 2010. – http://soft-ra.ru/knigi/577-rukovodstvo-po-produktu-microsoft-office-2010.html
Практическое занятие № 2-3.
Библиотеки в сети Интернет.
1. Работа с электронными каталогами российских и зарубежных библиотек:
Российская государственная библиотека (http://www.rsl.ru/),
Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы (http://www.libfl.ru/),
Российская национальная библиотека (http://www.nlr.ru/),
Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушииского (http://www.gnpbu.ru/),
Библиотека Академии наук (http://spb.org.ru/ban/)
Британская библиотека (http://www.bl.uk/)
Библиотека конгресса США (http://www.loc.gov/index.html)
2. Работа с электронным каталогом Научной библиотеки ОмГУ, Областной научной библиотеки им. А.С. Пушкина (http://www.lib.okno.ru/), Корпоративной библиотечной системы г.Омска (http://omcls.omsu.ru/).
3. Поиск информации в Полнотекстовой электронной библиотеке ОмГУ им. Ф.М. Достоевского.
4. Научные полнотекстовые библиотеки (Русская виртуальная библиотека (http://www.rvb.ru), Фундаментальная электронная библиотека русской литературы и фольклора (http://www.feb-web.ru), Электронная библиотека РГБ (http://elibrary.rsl.ru/), Проект Гутенберг (www.promo.net/pg)):
типы изданий и форматы документов,
основные разделы,
электронный каталог и возможности поиска.
Практическое занятие № 4.
Работа с электронными базами данных ИНИОН.
1. Принципы функционирования БД ИНИОН (http://www.inion.ru/)
Основные базы данных ИНИОН.
Регистрация в системе и начало поиска. Возможности поискового интерфейса. Поиск в последних поступлениях.
Типы запросов. Поиск «по простому вхождению», «по логическому выражению», «по образцу».
Форматы выдачи записей.
Сортировка выданных записей.
Уточнение запроса.
Дополнительные услуги ИНИОН.
2. Подбор студентами библиографии по теме своего научного исследования с использованием электронных БД ИНИОН.
Литература
1. Инструкция по поиску в БД ИНИОН. – http://www.inion.ru/product/SEARCH-HELP/search-help-rus2.html
Практическое занятие № 5.
Работа с Национальным корпусом русского языка
1. Структура НКРЯ. Основные типы запросов.
2. Подготовить доклад-презентацию по одному из альтернативных корпусов русского языка (либо одного из иностранных языков), демонстрирующий возможности работы с данным корпусом.
3. НКРЯ и преподавание (обзор возможностей).
3. Отработка навыков поиска в базе данных НКРЯ с использованием различных типов поисковых выражений.
Литература
Руководство по работе с Национальным корпусом русского языка. – http://www.ruscorpora.ru/instruction-main.pdf
Ресурсы по корпусной лингвистике. – http://www.ruscorpora.ru/corpora-other.html
Национальный корпус русского языка и преподавание. –http://studiorum.ruscorpora.ru/
Практическое занятие № 6.
Работа с БД ProQuest Direct (в тестовом режиме).
Работа с БД «Сравнительное языкознание и этимологические базы данных» (http://starling.rinet.ru/main.html)
Литература
Инструкция по использованию этимологической базы данных. – http://starling.rinet.ru/help-win.htm
Практическое занятие № 7-8.
Разработка базы данных по языкознанию/литературоведению
(учебный проект)
Разработка БД по итогам фольклорной/диалектологической практики и ее размещение на сайте филологического факультета ОмГУ (http://philfak.ru).
Литература
Базы данных: конспект лекций. – М., 2007. – http://www.knigafund.ru/books/48420 (необходима регистрация на сайте).
Федоренко Е.В., Антонова Е.И., Самардак А.С. Базы данных: Учебное пособие. М., 2006. – http://www.knigafund.ru/books/42582 (необходима регистрация на сайте).
Практическое занятие № 9.
Зачетное.
Собеседование по темам лекций и практических занятий. Выполнение практических заданий (поиск по электронным базам данных ИНИОН, электронному каталогу библиотеки ОмГУ и Областной научной библиотеки им. А.С. Пушкина, Национальному корпусу русского языка)
Методические указания для студентов
Тема, раздел
|
Всего часов
|
Задания для самостоятельной работы
|
Список литературы для подготовки
|
Форма контроля
|
1. Базы данных как средство хранения и упорядочивания информации.
2. Электронные библиотечные каталоги. Электронные полнотекстовые библиотеки.
3. Электронные базы данных ИНИОН.
4. Национальный корпус русского языка.
5. Другие специализированные БД.
6. Электронные энциклопедии и словари. Системы машинного перевода.
7. Разработка базы данных по языкознанию / литературоведению
8. Зачетное занятие
|
4
8
4
4
2
2
8
4
|
Изучение и конспектирование учебного пособия: Базы данных: конспект лекций. – М., 2007. Подготовка к практическому занятию № 1.
Подготовка к практическим занятиям № 2-3.
Изучение и конспектирование учебного пособия: Хроленко А.Т. Современные информационные технологии для гуманитария: Практическое руководство [для вузов]. – М., 2007.
Подготовка к практическому занятию № 4. Изучение и конспектирование инструкции по поиску в БД ИНИОН. – http://www.inion.ru/product/SEARCH-HELP/search-help-rus2.html
Подготовка к практическому занятию № 5. Изучение и конспектирование руководства по работе с Национальным корпусом русского языка. – http://www.ruscorpora.ru/instruction-main.pdf, статей в разделе «Национальный корпус русского языка и преподавание». –http://studiorum.ruscorpora.ru/
Подготовка к практическому занятию № 6. Самостоятельное изучение принципов работы БД, вынесенных на рассмотрение.
Самостоятельная работа с электронными словарями, системами машинного перевода.
Подготовка к практическому занятию № 7-8. Изучение и конспектирование учебного пособия Федоренко Е.В., Антонова Е.И., Самардак А.С. Базы данных. М., 2006. – http://www.knigafund.ru/books/42582
Выполнение учебного проекта по разработке базы данных по языкознанию/литературоведению
Подготовка к зачету
|
См. литературу к соответствующим разделам программы
|
Текущий контроль: опрос в ходе практического занятия, проверка конспектов, индивидуальные консультации
Текущий контроль: опрос в ходе практического занятия, проверка конспектов.
Текущий контроль: опрос в ходе практического занятия, проверка конспектов, индивидуальные консультации
Текущий контроль: опрос в ходе практического занятия, проверка конспектов.
Текущий контроль: опрос в ходе практического занятия
Индивидуальные консультации
Текущий контроль: опрос в ходе практического занятия, проверка конспектов, индивидуальные консультации, проверка учебного проекта
Итоговый контроль: зачет.
|
|