МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени адмирала Ф.Ф. Ушакова»
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Утверждаю
Ректор ФГБОУ ВПО «ГМУ
имени адмирала Ф. Ф. Ушакова
____________ С.И. Кондратьев
_____________ 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРЕНАЖЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ
(ПЕРЕПОДГОТОВКИ) РАДИОЭЛЕКТРОНИКОВ ГМССБ
Разработали:
доцент кафедры «Судовождения»
_____________ К.П. Мамаев
доцент кафедры «Радиоэлектроники»
_____________ А.Г. Брыль
доцент кафедры «РСМФ»
_____________ В.В. Демидкин
Ст. преподаватель кафедры «Судовождения»
_____________ А.Л. Зайцев
Новороссийск
2012
Общие положения.
Данная программа является основой для проведения переподготовки судовых радиоспециалистов с дипломами «Радиоэлектроника ГМССБ 2 класса» и «Радиоэлектроника ГМССБ 1 класса», по истечении 5-ти летнего срока со дня их дипломирования.
Программа составлена в соответствии:
с резолюцией ИМО А.703 (17) по подготовке судовых специалистов ГМССБ;
модельными курсами ИМО;
положениями конвенции ПДМНВ (Code A-IV/2; B-IV/2, 29-36. 37-44);
руководством СЕРТ;
«Временным положением о профессиональной тренажерной подготовке (переподготовке) радиоспециалистов ГМССБ.» от 31.12.99г.
Технико-эксплуатационным требованиям к учебно-тренажерным центрам ГМССБ от 26.11.2001 №BP-108-p (01.02.2002г.).
Задачи, которые должны быть выполнены в процессе прохождения тренажерной подготовки:
Закрепить навыки радиоэлектроника ГМССБ, полученные во время предыдущей подготовки и за время практической работы на судах.
Подтвердить свою профессиональную пригодность в соответствии с требованиями, предъявляемыми к радиоспециалистам с дипломами «Радиоэлектроника ГМССБ» в организации аварийного обмена при проведении поисково-спасательных операций и использования оборудования ГМССБ для обеспечения безопасности мореплавания, а также при техническом обслуживании и ремонте судового оборудования ГМССБ и ЭРН.
Изучить новые международные и национальные требования и документы, касающиеся использования средств связи для обеспечения безопасности мореплавания и спасения человеческой жизни на море.
Изучить новые технические достижения в области телекоммуникаций и овладеть практическими навыками использования современных информационных технологий.
В связи с тем, что уровень подготовки слушателей в качестве радиоэлектроника ГМССБ различный, то определение их профессиональных навыков и знаний определяется при помощи входного тестирования.
Программа входного тестирования содержит вопросы по следующим темам:
Базовые принципы ГМССБ. Международные и национальные руководящие документы ГМССБ.
Морской английский язык, используемый в процессе радиообмена.
Процедуры аварийной радиосвязи и прием информации по безопасности мореплавания.
Правила технической эксплуатации судового радиооборудования ГМССБ и использование схемотехники при поиске неисправностей.
По результатам входного тестирования и в зависимости от наличия стажа работы на судах ГМССБ не менее 12 месяцев за последние 5 лет, слушатели распределяются в различные группы переподготовки.
При положительном результате входного тестирования и наличии необходимого стажа работы на судах слушатель определяется в группу, где переподготовка ведется по ускоренной программе обучения - 48 часов.
При отрицательном результате входного тестирования или отсутствии необходимого стажа работы на судах слушатель определяется в группу, где обучение производится по полной программе обучения - 96 часов.
Входное тестирование.
Подготовка к входному тестированию и его проведение на тренажерном оборудовании занимает 3 (три) академических часа и состоит из следующих этапов подготовки:
Цели и задачи входного тестирования;
Темы тестовых заданий;
Процедура проведения тестирования;
Ознакомление с аппаратными и программными средствами для проведения входного тестирования.
Часть 1
Программа переподготовки RE-1, RE-2 для слушателей, не сдавших входное тестирование или не имеющих стажа работы 12 месяцев за последние 5 лет.
Наименование разделов
и тем
|
Общее
кол-во часов
|
Из них
|
Лекционные занятия
(час)
|
Занятия на тренажерах и реальном оборудовании (час)
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Введение
|
1
|
1
|
|
Основные принципы организации ГМССБ.
|
6
|
6
|
|
Различные системы связи как
составные части ГМССБ.
|
7
|
4
|
3
|
|
|
|
Судовое оборудование ГМССБ.
|
18
|
2
|
16
|
Системы оповещения ГМССБ.
|
1
|
1
|
|
Процедуры аварийной радиосвязи.
|
8
|
2
|
6
|
Эксплуатация судового аварийно- спасательного оборудования.
|
4
|
1
|
3
|
Процедуры общественной связи.
|
7
|
3
|
4
|
Техническое обслуживание
|
23
|
4
|
19
|
Новые технологии радиосвязи
|
10
|
2
|
8
|
Новые документы.
|
5
|
5
|
|
|
90
|
31
|
59
|
Консультации:
|
2
|
|
|
Экзамены:
|
4
|
|
|
Полный курс:
|
96
|
|
|
Содержание разделов и тем
Введение
Цели и задачи подготовки. План тренажерной подготовки. Процедура проведения квалификационного экзамена.
1 Принципы и организации МПС и МПСС
Регламент радиосвязи в Морской подвижной и Морской подвижной Спутниковой службе:
общие сведения о радиоволнах и частотных диапазонах;
основные сведения о видах модуляции и классах излучения;
сравнительные характеристики распространения радиоволн различных диапазонов;
частоты особого статуса (бедствия и безопасности);
вызывные и рабочие частоты;
международные и национальные частоты;
распределение частот в МПС:
диапазоны частот, используемые в МПС;
симплексные и дуплексные каналы, парные и непарные частоты;
радиоканалы МСЭ;
проверки радиооборудования;
сертификаты радиослужбы:
инспекция судовых радиостанций;
лицензия на судовую радиостанцию;
ведение радиожурнала;
издания Международного Союза Электросвязи.
Основные принципы организации ГМССБ
Базовая информация по ГМССБ:
международные документы, регламентирующие ГМССБ;
национальные документы, регламентирующие ГМССБ;
морские районы ГМССБ;
терминология ГМССБ на английском языке;
общие требования к радиооборудованию и персоналу судов ГМССБ;
системы радиосвязи в ГМССБ;
функции Inmarsat в ГМССБ;
резервные источники питания судовых радиостанций;
обязанности лица, ответственного за связь во время бедствия.
3 Различные системы связи как составные части ГМССБ
3.1 Системы связи с использованием ЦИВ/DSC
Модем цифрового избирательного вызова обязательный элемент судового оборудования:
базовые принципы построения модема ЦИВ и реализация множественного доступа;
технические параметры и назначение ЦИВ;
частоты, выделенные для работы береговых радиостанций в режиме ЦИВ;
частоты, выделенные для работы судовых радиостанций в режиме ЦИВ;
использование справочной литературы для получения информации о радиостанциях, несущих вахту на частотах ЦИВ;
способы подачи и формирования передаваемой информации (вызовов);
корректировка передаваемых данных;
оповещение о бедствии;
различные способы подачи сигналов бедствия.
ретрансляция оповещений о бедствии с использованием ЦИВ.
3.2 Системы спутниковой связи
3.2.1 Основные принципы организации и возможности морской подвижной спутниковой службы.
судовой сегмент связи;
типы и классы судовых наземных станций
космический сегменты системы (состав орбитальной группировки спутников, положение на экваторе, организация передачи сообщений в н7аправлении берег – судно, судно – берег и судно – судно, предоставляемые услуги).
наземный сегменты системы спутниковой связи (береговые земные станции, местоположения, услуги);
сети службы INMARSAT (SafetyNET, FleetNET);
3.2.2 Сервис систем спутниковой связи для флота:
телексная связь;
телефонная связь;
факсимильная связь;
международные сети электронной почты;
передача данных;
SSTV – видеосвязь;
доступ в сеть Интернет;
услуги телевизионного вещания.
3.3 Узкополосная буквопечатающая связь (УБПЧ)
3.3.1 Радиотелексное оборудование морских судов в системе ГМССБ и коммерческой связи:
базовые принципы;
назначение и основные возможности УБПЧ;
принципы построения международной сети телексной связи; индентификационные номера судовых и береговых станций;
сравнительные характеристики помехоустойчивости аппаратуры ЦИВ, буквопечатающей аппаратуры и аппаратуры и радиотелефонной связи в морской подвижной службе;
алгоритмы работы буквопечатающей аппаратуры повышенной достоверности (БАПВ).
3.3.2 Режимы связи для морских судов:
ARQ;
FEC Collective;
FEC Selective;
сети радиотелекса морской подвижной службы;
прямое телексное соединение с береговым абонентом;
связь с промежуточным накоплением сообщений на береговой станции; автоматические, полуавтоматические и ручные процедуры радиотелексной связи;
автоответы телексных станций, назначение, формат;
формат телексного сообщения;
многоадресные телексные сообщения;
3.3.3 Береговые радиостанции, работающие в сетях радиотелексной связи:
сервисные услуги;
перечень служебных команд;
получение помощи от береговой станции или берегового оператора;
служебные сокращения, применяемые в различных службах радиотелекса.
3.4. Радиотелефония
базовые принципы организации радиотелефонии на море;
определения;
распределение радиочастот в УКВ, ПВ и KB диапазонах для радиотелефонного обмена в морской подвижной службе;
регламентация радиотелефонной радиосвязи;
симплексные и дуплексные каналы морской подвижной службы;
каналы ITU;
регламентирование (статус) использования каналов УКВ диапазона морскими подвижными станциями.
4 СУДОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ГМССБ.
4.1 СССС Inmarsat – С.
поиск и выбор спутника связи для района пребывания судна;
вхождение (регистрация) станции в сеть Inmarsat;
выход (отмена регистрации) станции из сети Inmarsat;
смена спутника связи;
-
прием сообщений при помощи приемника расширенного группового вызова (РГВ);
подготовка, редактирование и хранение сообщений;
передача и прием сообщений;
контрольные функции терминала;
использование специальных (двухцифровых) кодов доступа береговых станций;
маршрутизация сообщений (организация каталогов на диске);
журналы принятых РГВ сообщений;
работа (создание, редактирование, сохранение на дискете) с адресной книгой;
использование link-теста;
передача сигналов бедствия;
передача сообщений по бедствию;
ручное и автоматическое обновление координат.
4.2 CCCC Inmarsat - В
поиск и выбор спутника связи для района пребывания судна;
наведение антенной системы на спутник;
вхождение (регистрация) станции в сеть Inmarsat;
выход (отмена регистрации) станции из сети Inmarsat;
смена спутника связи;
выбор береговой станции;
контроль параметров судовой станции;
подготовка, редактирование и хранение сообщений;
передача, прием и хранение сообщений при работе с береговыми абонентами;
передачи, прием и хранение сообщений при работе с судовыми абонентами;
контрольные функции терминала;
радиотелефонная связь;
передача сообщений с приоритетом бедствие в различных режимах;
прием и передача факсимильных сообщений.
4.3 CCCC Flit 77/55/33
поиск и выбор спутника связи для района пребывания судна;
наведение антенной системы на спутник;
вхождение (регистрация) станции в сеть Inmarsat;
выход (отмена регистрации) станции из сети Inmarsat;
смена спутника связи;
выбор береговой станции;
контроль параметров судовой станции;
подготовка, редактирование и хранение сообщений;
передача, прием и хранение сообщений при работе с береговыми абонентами;
передачи, прием и хранение сообщений при работе с судовыми абонентами;
контрольные функции терминала;
радиотелефонная связь;
передача сообщений с приоритетом бедствие в различных режимах;
прием и передача факсимильных сообщений.
4.4 Оборудование ЦИВ/DSC
4.4.1 Техническая идеология построения контроллеров ЦИВ и требования ИМО. Технический формат и параметры вызывной последовательности ЦИВ/DSC:
определитель формата;
представление численных значений и параметров;
адрес;
категория;
телекоманды;
режим последующей связи;
изменение режима последующей связи.
4.4.2 Идентификатор морской подвижной службы (MMSI)
MMSI – приложения регламента связи (RR43, RR44, RR45);
назначение;
принадлежность;
состав структуры;
терминология.
4.4.3 Эксплуатации судовых контроллеров ЦИВ:
передача вызовов бедствия, срочности и безопасности;
формирование вызывных форматов различного назначения;
редактирование вызова;
просмотр принятых сообщений;
распечатка вызовов;
тестовые проверки приемников-контроллеров ЦИВ;
особенности полуавтоматической и ручной работы;
программирование начальных установок контроллера;
создание и редактирование программ сканирования в ПВ/КВ контроллерах ЦИВ;
корректировка и ввод координат и времени.
4.5 Радиотелексный терминал
Эксплуатация радиотелексного терминала:
процедура регистрации на береговой станции;
подготовка и редактирование сообщений;
конфигурирование терминала;
дистанционное управление каналообразующей аппаратурой;
сохранение и распечатывание принятых сообщений;
создание и редактирование программ сканирования;
связь с береговыми и судовыми радиостанциями в режиме ARQ;
передача сообщений в режиме FEC;
передача сообщений в режиме MAIL.
Системы МАРИТЕКС и GLOBE WIRELESS
MARITEX и GLOBE WIRELESS в морской подвижной службе связи:
оборудование на борту судна;
работа в системах MARITEX и GLOBE WIRELESS.
4.7 Судовые радиостанции ПВ/КВ диапазона
настройка приемника и передатчика на заданные частоты;
регулировка усиления и громкости;
использование режимов АРУ/РРУ;
создание и редактирование программ сканирования частот;
выбор режима работы (класса излучения);
изменение мощности передатчика.
Заземление и изоляция антенны,
ручная настройка антенны на частоту 2182 кГц.
Каналы МСЭ и каналы, запрограммированные пользователем.
Быстрая настройка радиостанции на частоту 2182 кГц.
Передача и тестирование генератора радиотелефонного сигнала тревоги.
Слуховой контроль частоты 2182.0 КГц.
4.8 Судовые радиостанции УКВ диапазона. (Самостоятельные занятия).
создание программ сканирования радиостанции,
регулировка громкости и шумоподавителя,
выбор каналов,
несение вахты на двух каналах,
изменение мощности и частотного плана при переходе на УКВ каналы США.
5 Системы оповещения ГМССБ
5.1 Передача информации по безопасности на море.
5.1.1 Прием информации по безопасности мореплавания. Деление мирового океана на районы NAVAREA.
5.1.2 Система передачи информации по безопасности мореплавания при помощи спутниковых каналов связи (SafetyNET):
структура системы;
расписание передач;
настройка приемника РГВ;
прием и распечатка сообщений;
использование режима «прием только сообщений РГВ»;
просмотр принятых сообщений по безопасности мореплавания при помощи журнала РГВ.
5.1.3 Система передачи информации по безопасности мореплавания при помощи системы NAVTEX.
Принципы организации системы NAVTEX:
местоположения и зоны действия береговых станций;
технический формат передачи;
частоты, режим работы (FEC), полоса присвоенных частот;
сообщения типа D и их прием;
прием навигационных и метеорологических сообщений в системе NAVTEX;
использование справочников МСЭ и руководства «GMDSS Master Plan»;
эксплуатационные процедуры и управление приемниками NAVTEX;
прием сообщений службы NAVTEX основным судовым связным приемником.
5.1.4 Система передачи информации по безопасности мореплавания в режиме УБПЧ в KB диапазоне.
назначение и структура системы;
использование справочной литературы;
частоты, выделенные для передачи информации по безопасности мореплавания;
настройка судового оборудования УБПЧ для приема сообщений.
5.1.5 Традиционная система связи.
Использование судового оборудования коммерческой связи и сети интернет для:
прием гидрометеорологических сообщений;
навигационных извещений;
синхронизации и корректировки времени судового оборудования;
поиск информации и работа со справочниками.
6 Процедуры аварийной радиосвязи
Принцип построения служб СКЦ/МСКЦ/СКСЦ и их взаимодействие. Роль радиосвязи в работе СКЦ/МСКЦ. Зоны ответственности СКЦ, МСКЦ, СКСЦ. Функции СКЦ, МСКЦ, СКСЦ.
Организация радиосвязи во время операций по поиску и спасению. Функции участников поисково-спасательной операции. Терминология Ship reporting systems.
Частотный план связи морское судно – морское судно, морское судно – берег, морское судно – воздушное судно при проведении поисково-спасательных операций.
6.1 Процедуры аварийной связи в ГМССБ
Связь в случае бедствия:
основные форматы бедствия;
права командира;
требования к достоверности передаваемой информации;
ответственность за подачу сигнала бедствия;
передача вызова бедствия с помощью ЦИВ;
процедуры подтверждения приема вызова бедствия для судовых станций;
процедуры подтверждения приема вызова бедствия для береговых станций;
процедуры передачи вызовов бедствия с помощью судовой станций спутниковой связи INMARSAT С.
телексная и телефонная связь в случае бедствия, а так же прямая связь с международными спасательно–координационными центрами.
процедуры передачи вызовов бедствия с помощью судовых станций INMARSAT B или Flit 77.
использование аварийно-спасательного оборудования для передачи сигнала бедствия с борта судна или спасательного средства.
6.2 Защита частот бедствия
Частоты бедствия и безопасности в ГМССБ.
двухполосная «Защита» частот аварийной радиосвязи и вызова - история, возникновение и назначение.
технические и организационные мероприятия по предотвращению ложных сигналов бедствия (Резолюция ИМО А.814 (19));
тестирование радиооборудования;
действия оператора при получении нестандартных вызовов ЦИВ.
6.3 Ложные бедствия и действия в случае их подачи
Действия судового оператора и стандартные процедуры в случае ложной передачи сигналов бедствия с борта судна:
с модема ЦИВ в диапазоне УКВ;
с модема ЦИВ в диапазоне ПВ;
с модема ЦИВ в диапазоне КВ;
через судовую станцию спутниковой связи;
несанкционированного срабатывания АРБ.
Резолюция ИМО А.814 (19).
6.4 Ведение аварийного обмена
6.4.1 Связь в процессе проведения поисково-спасательных операций:
действия капитана;
действия вахтенного помощника и лица, ответственного за связь во время бедствия, в случае получения сигнала бедствия;
терминология, условные обозначения и сокращения;
особенности аварийной радиосвязи в KB диапазоне радиоволн;
связь в случае языковых трудностей;
процедуры FEC.
6.4.2 Ретрансляция сигналов бедствия и сообщений о бедствии:
ЦИВ;
Inmarsat;
Радиотелефония;
УБПЧ.
6.4.3 Процедуры связи при передаче сообщений, относящихся к срочности и безопасности с использованием ЦИВ:
действия в случае получения сигналов срочности и безопасности;
форматы сообщений для передачи по радиотелефону и в режиме буквопечатания;
передача сообщений с использованием ЦИВ;
использование двухцифровых кодов специальных служб СССС Inmarsat.
6.4.4 Требования Конвенции СОЛАС в отношении радиооборудования ГМССБ и взаимодействие между судовыми станциями, отвечающими различным требованиям.
6.5 Эксплуатация судового аварийно-спасательного оборудования
6.5.1 Аварийные радиобуи (АРБ)
назначение, количественный состав на судне;
виды АРБ, используемые в ГМССБ;
конструктивные особенности АРБ;
правила установки АРБ;
процедура проведения тестовых проверок и периодичность;
ручной и автоматический запуск АРБ.
проверка сроков годности гидростатов и батарей питания АРБ.
предотвращение ложного срабатывания АРБ (814 резолюция IMO).
6.5.2 Радиолокационные ответчики (PJIO).
назначение, устройство и состав на борту судна;
принцип действия PJIO;
технические характеристики PJIO;
радиус действия, обнаружение РЛО с помощью судовой РЛС;
проверка сроков годности батарей питания РЛО;
процедура проведения тестовых проверок РЛО и их периодичность.
6.5.3 Носимые аварийные радиостанции УКВ диапазона.
эксплуатация судовых носимых аварийных радиостанций УКВ диапазона;
быстрый выбор каналов;
регулировка громкости, шумоподавителя и изменение выходной мощности;
настройка па рабочие каналы, программирование каналов;
процедура проведения тестовых проверок и периодичность.
6.5.4 Источники питания аварийно-спасательного оборудования.
7 Процедуры общественной связи
7.1 Процедуры коммерческой радиосвязи в УКВ, ПВ и KB диапазонах с использованием ЦИВ
Процедуры ЦИВ для передачи общей корреспонденции:
режим DIALPHONE;
заказ телефонной связи через береговую станцию с ручным выполнением коммутации;
передача радиотелефонограмм.
правила оформления длинных радиотелефонограмм;
процедуры радиотелекса и факсимильная радиосвязь;
получение информации о сервисе, предоставляемом береговой радиостанцией, система MARITEX;
использование радиотелекса для передачи данных.
7.2 Процедуры коммерческой спутниковой связи
Телефонная связь:
автоматическое соединение;
ручное соединение.
Факсимильная связь(semi fax), электронная почта - E-Mail.
7.3 Эксплуатационные процедуры модемной связи
Передача сообщений на телексный адрес:
берегового абонента;
судовой станции;
на зарегистрированный телеграфный адрес.
7.4 Тарификация и оплата услуг связи
Оплата счетов за радиосвязь и спутниковую связь:
код расчетной организации;
организация работы с SU04;
валюты, используемые в международных расчетах за судовую связь;
понятие СС/SC и LL кодов при расчете стоимости услуг связи;
оформление финансовых отчетов;
особенности взимания платы за услуги связи в некоторых странах;
выбор оптимального маршрута связи.
8 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
8.1 Регламентные работы - назначение, перечень и сроки их проведения.
Конструкция и маркировка компонентов судового РЭО ГМССБ. Основные принципы, правила и информация содержащаяся в маркировке.
Профилактическое обслуживание аппаратуры судового комплекса ГМССБ. Судовые контрольно-измерительные приборы и инструменты. Использование специализированного диагностирующего программного обеспечения. Регулярные регламентные работы с использованием встроенных программ тестирования и других средств контроля. Способы уменьшения износа, ухудшения параметров и выхода из строя оборудования. Смазка и очистка механизмов. Способы защиты от конденсата и доступа воды. Регламентные работы при обслуживании судовых антенных систем, антенных кабелей и волноводов. Обслуживание резервных источников питания. Особенности эксплуатации щелочных и кислотных аккумуляторных батарей.
8.2 Обслуживание персональных компьютеров.
Особенности технического обслуживания персональных компьютеров, структура и ее компоненты (системная плата, процессор, оперативная память, физические носители памяти (FDD, HDD, SSD), периферийные устройства и интерфейсы). Понятия «промышленного стандарта» для средств вычислительной техники и судового радиоэлектронного оборудования. IMO и встроенные средства вычислительной техники на борту судна. Инсталляция (физическая установка) дополнительных внешних устройств в систему.
Операционные системы:
DOS/DR DOS;
WINDOWS 2000;
WINDOWS XP;
семейство WINDOWS Vista/7;
WINDOWS 2003 Server;
WINDOWS 2008 Server;
LINUX;
ОСРВ (LINX, QNX Windows Embedded).
Файлы конфигурации. Драйверы. Оптимизация использования оперативной памяти. Правила инсталляции программного обеспечения. Инсталляция программного обеспечения дополнительных внешних устройств.
Командная строка. Управляющие скрипты. Тестирующие программы. Инструментальные утилиты. Профилактика. Упаковка информации. Ведение архива. Антивирусная защита и мероприятия по предотвращению вирусного заражения программного обеспечения. Защита информации от несанкционированного доступа. Защита компьютера.
Локальные сети персональных компьютеров. Структуры сетей. Программное обеспечение сетевых структур. Протоколы межмашинного обмена. Сетевые платы. Программное обеспечение. Инсталляция сетевого программного обеспечения. Диагностика сети и используемого оборудования. Методы защиты компьютерной сети.
Признаки отказа центрального процессора, оперативного запоминающего устройства, постоянного запоминающего устройства и внешних устройств.
Программное обеспечение специализированных процессорных устройств и его перенос на аналогичное оборудования, проблемы совместимость и отказоустойчивости.
Лицензирование программного обеспечения.
8.3 Обнаружение и локализация неисправностей
Локализация неисправностей путем обработки информации, полученной с помощью встроенных контрольно-измерительных приборов, встроенных тестирующих программ и светодиодов статуса узла РЭА, устройств и судовых контрольно- измерительных приборов. Основные принципы. Резолюция ИМО А.694(17).
Использование технических описаний, руководств по эксплуатации и ремонтной документации производителя. Особенности обозначений компонентов в различных иностранных стандартах. Анализ структурных, принципиальных и монтажных схем. Использование принципов схемотехники при поиске неисправностей и определении отказа до уровня компонента узла. Аналоговая и цифровая схемотехника. Возможные аналоги при замене компонентов.
Определение неисправностей на уровне блоков и модулей аппаратуры. Платы и шланги расширений. Правила выполнения измерений внешними приборами. Особенности работы линейных и импульсных блоков питания РЭА и их ремонта в условиях судна. Неисправности согласующих устройств передатчиков ПВ/КВ. Особенности согласования talker и listeners при использовании протокола NMEA0183 для автоматического ввода и обновления координат судна. Определение отказов встроенных батарей в узлах РЭА, поддерживающих информацию в энергозависимой памяти при исчезновении основного питания.
8.4 Устранение неисправностей и ремонт
Правила техники безопасности при работе с судовым радиоэлектронным
оборудованием. Рекомендуемая последовательность выполнения работ при ремонте судового радиооборудования. Технология замены блоков и модулей с использованием соответствующего стандартного оборудования, инструментов и судового комплекта ЗИП.
Устранение характерных дефектов и неисправностей судового радиооборудования посредством ремонта и замены модулей. Замены компонентов судового РЭО. Защита от статического электричества при пайке полевых транзисторов и микросхем.
Монтаж и установка аварийной антенны. Правила распайки разъемов. Соединение радиочастотных кабелей и волноводов.
8.5 Ведение технической документации
Составление заявок на снабжение запчастями. Заказ ремонта. Составление писем на английском языке по вопросам ремонта оборудования и вопросам технического обслуживания. Получение информации от фирм-производителей радиооборудования.
9 Новые технологии радиосвязи
9.1 Работа в различных системах электронной почты:
использование сетей MARINET;
использование сети INTERNET;
использование C-mail;
использование сетей передачи данных: X 25 и X 400;
9.2 Современные глобальные спутниковые системы связи (ICO, GLOBSTAR и др.).
принципы построения;
оборудование;
услуги и возможности использования для морской радиосвязи.
9.3 Передача данных в сетях радиотелекса.
Работа в сетях глобальной радиотелексной связи MARITEX , GLOBE WIRELESS:
принципы построения;
оборудование;
услуги и процедуры связи.
9.4 Высокоскоростная передача данных в системе INMARSAT
оборудование;
основные возможности;
процедуры связи;
особенности практической работы.
9.5 Новые стандарты судовых спутниковых терминалов
оборудование;
основные возможности;
процедуры связи.
9.6 Автоматические идентификационные системы
принципы построения;
передаваемая информация;
судовое оборудование;
порядок использования в системах управления движением судов.
10 Новые документы
В данном разделе рассматривается анализ изменений в международных и национальных регламентирующих документах ГМССБ, причины и последствия этих изменений за прошедший пятилетний период. Также осуществляется изучение новых документов и методов работы с ними:
Руководство по радиосвязи морской подвижной и морской подвижной спутниковой службы 2009 года издания.
Правила радиосвязи морской подвижной и морской подвижной спутниковой службы Российской Федерации.
Руководство по поиску и спасению IAMSAR.
Документы ИМО, МСЭ;
Документы Национальной Морской Администрации РФ.
Новые требования главы V конвенции COJIAC.
|