Скачать 3.47 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Институт непрерывного и дополнительного профессионального образования Кафедра клинической физиологии, кардиологии с курсом интроскопии.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «Ультразвуковая диагностика» РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЦИКЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «Ультразвуковая диагностика» (название программы) Всего часов - аудиторных 504 часа (14 недель, 3,5 месяца) из них: лекций – 144 часа. семинарских занятий – 76 часов. практических занятий – 278 часов. Итоговый контроль-6 часов. Форма обучения: очная Режим занятий: 6 часов в день Отчетность экзамен/зачет Ставрополь 2015 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная профессиональная образовательная программа профессиональной переподготовки врачей по специальности «Ультразвуковая диагностика» является учебно-методическим нормативным документом, регламентирующим содержание, организационно-методические формы и трудоемкость обучения. Актуальность программы «Ультразвуковая диагностика». Вопросы обеспечения высокого качества ультразвуковой диагностики и рационального использования ультразвуковой аппаратуры являются весьма актуальными для практического здравоохранения России. Недостаточная информированность врачей о новейших методиках ультразвуковой диагностики, слабый внутриведомственный контроль, отсутствие действенной связи между лечащим врачом и врачом ультразвуковой диагностики значительно снижает эффективность и своевременность постановки диагноза. Введение в практическое здравоохранение специалистов занимающихся ультразвуковой диагностикой позволило улучшить проведение профилактического осмотра населения и индивидуальной диагностики основных заболеваний, их своевременное выявление и лечение. В настоящее время очевидно, что ультразвуковая диагностика заняла прочное место среди других дисциплин при подготовке врача-диагноста и дальнейшей его специализации. Цель дополнительной профессиональной образовательной программы: Целью профессиональной переподготовки является овладение специальностью и дальнейшее усовершенствование профессиональных знаний, умений и навыков по специальности "ультразвуковая диагностика" на основе методов исследования органов и систем с применением высокоинформативной ультразвуковой аппаратуры, а также в целях дальнейшего совершенствования ультразвуковой диагностики заболеваний и рационального использования аппаратуры, повышения качества и эффективности ультразвуковых исследований. Структура дополнительной профессиональной образовательной программы профессиональной переподготовки врачей по специальности «Ультразвуковая диагностика» состоит из требований к результатам освоения программы, требований к итоговой аттестации, учебно-тематического плана, календарного учебного графика, содержания программы, условий обеспечения реализации программы: учебно-методического, материально-технического. В структуру дополнительной профессиональной образовательной программы «Ультразвуковая диагностика» включен перечень основной и дополнительной литературы, законодательных и нормативно-правовых документов. В содержании дополнительной профессиональной образовательной программы предусмотрены необходимые знания и практические умения по: - истории возникновения и развития ультразвуковой диагностики; - основам законодательства о здравоохранении и директивным документам, определяющим деятельность службы ультразвуковой диагностики, правовым вопросам; - организации службы ультразвуковой диагностики; - топографической анатомии человека применительно к специфике проводимых ультразвуковых исследований; - нормальной и патологической физиологии исследуемых органов и систем; - физическим принципам ультразвукового метода исследования и механизмам биологического действия ультразвука; - особенностям аппаратуры, используемой для проведения ультразвуковых исследований; - современным методам ультразвуковой диагностики; - методам контроля качества ультразвуковых исследований; - принципам и последовательности использования других методов визуализации органов и систем (радионуклидные, ЯМР, рентгенологические, КТ, термография и др.) - формам и методам санитарного просвещения; - особенностям функционирования службы ультразвуковой диагностики в чрезвычайных ситуациях; - особенностям страховой медицины и требованиям к службе ультразвуковой диагностики в условиях страховой медицины; ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «Ультразвуковая диагностика» У обучающегося должны быть сформированы следующие общепрофессиональные компетенции и (ОПК): У обучающегося должны быть сформированы следующие общепрофессиональные компетенции (ОПК): ОПК 1. Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в своей профессиональной деятельности. ОПК 2. Способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, международную систему единиц (СИ), действующие международные классификации). ОПК 3. Способность и готовность использовать знания организационной структуры эндоскопической службы в амбулаторных условиях и в условиях стационара; управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи, анализировать показатели работы их структурных подразделений, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам. ОПК 4. Способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну. У обучающегося должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции (ПК): ПК 1. Способность и готовность к постановке диагноза на основании диагностического исследования в области ультразвуковой диагностики; ПК 2. Способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма пациентов для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов; ПК 3. Способность и готовность выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний внутренних органов и гинекологических заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний в группе заболеваний внутренних органов и гинекологических заболеваний; Перечень знаний, умений и владений врача ультразвуковой диагностики по окончанию обучения По окончании обучения врач должен знать (ЗН): ЗН 1. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ УЛЬТРАЗВУКОВОЙ ДИАГНОСТИКИ В РФ. 1.Теоретические основы социальной гигиены и организация здравоохранения в РФ. Социальная гигиена как наука. Организм и среда, биосоциальные аспекты здоровья и болезни. Здоровье человека как социальная ценность и общественная категория. Теоретические основы отечественного здравоохранения. Принципы организации отечественного здравоохранения. Основные руководящие документы правительства в области охраны здоровья и перспективы развития здравоохранения. Характеристика состояния здоровья страны и задачи здравоохранения. 2.Основы медицинского страхования. Закон РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" и механизм его реализации. Понятие о страховой медицине Обязательное страхование Добровольное страхование Основные принципы медицинского страхования в современных условиях 3.Правовые основы здравоохранения РФ. Законодательство о здравоохранении и его задачах Основные профессиональные обязанности и права медицинских работников Право граждан на охрану здоровья и его гарантия Основы трудового права Трудовой договор с работниками здравоохранения. Порядок приема на работу и увольнения. Переводы на другую работу. Совместительство. Заместительство. Совмещение профессий Рабочее время работников учреждений здравоохранения и время отдыха. Дисциплина труда. Правовые вопросы повышения квалификации работников здравоохранения. Охрана труда в учреждениях здравоохранения. Основы уголовного права Понятие преступления и его состав. Классификация профессиональных правонарушений медицинских и фармацевтических работников и уголовная ответственность за их свершение. Предупреждение преступлений. Нормативные документы об организации ультразвуковой службы в России. Приказы № 132 МЗРФ от 02.08.1991г.и № 33 МЗРФ от 16.02.95 г. 06 отделении (кабинете) ультразвуковой диагностики. О штатах отделения ультразвуковой диагностики. Временные нормативы. 4. Математическая оценка эффективности диагностических процедур. Методы математической статистики в медицине. Принятие решения и медицине. Оценка диагностических исследований. Метод анализа медицинских изображений. Основы медицинской информатики. Применение компьютеров в медицине. 5. Вопросы врачебной этики и деонтологии Понятие о врачебной этике и деонтологии. Медицинская деонтология как единство правовых и нравственных норм медицинской деятельности. Применение требований врачебной деонтологии в практике врача. Медицинская этика и деонтология в деятельности организатора здравоохранения. Задачи руководителей органов и учреждений здравоохранения по повышению уровня знаний медицинских работников по вопросам этики и деонтологии. ЗН 2. ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЛЬТРАЗВУКОВОГО МЕТОДАИССЛЕДОВАНИЯ, УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ АППАРАТУРА Физические свойства ультразвука Волны и звук Поперечная и продольная волна Длина волны Частота волны Период Скорость распространения волны Амплитуда Интенсивность Импульсный ультразвук Непрерывная волна Генерирование импульсов Частота повторения импульсов Продолжительность импульса Фактор занятости Пространственная протяженность импульса Амплитуда и интенсивность Мощность Площадь потока Затухание ультразвуковой волны Факторы затухания Коэффициент затухания Отражение и рассеивание Перпендикулярное падение ультразвукового луча Коэффициент интенсивности отражения Коэффициент интенсивности прохождения Соединительная среда Падение ультразвукового луча под углом Рефракция Рассеивание Зеркальное отражение Обратное рассеивание Определение расстояния с помощью ультразвука Датчики и ультразвуковая волна Датчики Преобразование электрической энергии в энергию ультразвука Прямой и обратный пьезоэлектрический эффекты. Одно- и многоэлементные датчики Резонансная частота Устройство ультразвукового датчика Ультразвуковая волна и ее фокусировка Ближняя и дальняя зоны Способы фокусировки ультразвуковой волны Зона фокуса, ее протяженность Разрешающая способность Выбор рабочей частоты датчика Фронтальное разрешение Осевое разрешение Контрастное разрешение Устройство ультразвукового прибора Генератор импульсов Приемник Усиление Компенсация тканевого поглощения Демодуляция Сжатие Динамический диапазон Аналоговая память Цифровая память Бистабильное представление изображения Серая шкала Монитор А-тип развертки изображения В -тип развертки изображения М -тип развертки изображения Датчики, работающие в режиме реального времени Механические секторные датчики (одноэлементные, кольцевые) Электронные линейные датчики Электронные секторные датчики Электронные конвексные датчики Ротационные механические датчики Плотность линий Эффект Допплера Приборы, работающие с использованием непрерывной ультразвуковой волны Приборы, работающие с использованием импульсного ультразвука Контрольный объем Спектральный анализ Цветовая допплеровская визуализация Энергетический допплер Артефакты Артефакты и причины их возникновения Виды артефактов Биологическое действие ультразвука и безопасность Нагревание, кавитация и др. Потенциальный риск и реальная польза диагностического ультразвука для обследуемого больного Новые направления в ультразвуковой диагностике Трехмерная эхография Контрастная эхография Внутриполостная эхография |
Программа профессиональной переподготовки врачей «психотерапия» Характеристика профессиональных компетенций врача-психиатра, подлежащих совершенствованию в результате освоения дополнительной профессиональной... |
Образовательная программа профессиональной переподготовки врачей по специальности «Кардиология» Директор института непрерывного и дополнительного профессионального образования Стгму, доцент |
||
Рабочая программа цикла последипломного обучения врачей цикл: профессиональной... Ставропольская государственная медицинская академия министерство здравоохранения социального развития российской федерации |
Рабочая программа Первичной переподготовки по специальности «Общая... При разработке рабочей программы цикла первичной переподготовки по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» (864... |
||
Образовательная программа повышения квалификации врачей «Особо опасные инфекции» Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации врачей «Особо опасные инфекции» для специальности... |
Основная образовательная программа профессиональной переподготовки... ... |
||
Образовательная программа для переподготовки и повышения квалификации... Настоящие учебные планы и программа разработаны наноо уц «Энергетик» и предназначены для профессиональной переподготовки по профессии:... |
Дополнительная образовательная программа профессиональной переподготовки... Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (фгос во) подготовки бакалавра по направлению 13. 03.... |
||
Образовательная программа ... |
Образовательная программа профессиональной подготовки и переподготовки... Профессиональной подготовки и переподготовки водителей внедорожных мототранспортных средств |
||
Программа повышения квалификации врачей «новые технологии диагностики,... Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки (повышения квалификации) является учебно-методическим нормативным... |
Основная образовательная программа профессиональной переподготовки... Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области |
||
Диагностика и лечение аллергических заболеваний учебно-методическое пособие Учебное пособие предназначено для студентов медицинских вузов, интернов, ординаторов и аспирантов, обучающихся по специальности «аллергология... |
2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования... Основная профессиональная образовательная программа профессионального образования по специальности 110809 Механизация сельского хозяйства... |
||
Программа предназначена для профессиональной переподготовки рабочих по профессии «Тракторист» Программа предназначена для профессиональной переподготовки рабочих по профессии «Тракторист» на 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й разряды... |
Программа подготовки кадров высшей квалификации (ординатура) по специальности... Разработчики основной профессиональной образовательной программы подготовки кадров высшей квалификации (ординатура) по специальности... |
Поиск |