Скачать 0.98 Mb.
|
Тем № 4.1
ВВЕДЕНИЕ В Федеральном законе «О защите населения и территорий от ЧС ПТХ» дано определение: «Предупреждение ЧС – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людям, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения». Опасность поражения людей при возникновении чрезвычайных ситуаций требует от руководителей, органов управления ГОЧС заблаговременного прогнозирования, быстрого выявления и оценки обстановки, учета ее влияния на производственную деятельность, организацию АСДНР. На основе прогнозирования и оценки обстановки определяются степень риска возникновения ЧС, а также мероприятия по защите населения, материальных и культурных ценностей. Для руководителей ОМС и организаций «степень риска», проще говоря, это возможность возникновения ЧС в тех или других условиях. Снижение риска возникновения ЧС представляет комплекс организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий по снижению возможности возникновения ЧС. На основе прогнозирования и оценки обстановки определяется степень риска возникновения ЧС на данной территории или в организации (объекте). Для установления степени риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера определяются: - расчетные сценарии возможных крупных аварий, приводящих к чрезвычайным ситуациям (условия возникновения, поражающие факторы, продолжительность их воздействия и масштабы); - частоты или вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций по каждому из выбранных расчетных сценариев; - границы зон, в пределах которых может осуществляться поражающее воздействие источника чрезвычайной ситуации; - распределение людей (производственного персонала и населения) на территории, в пределах которой может осуществляться поражающее воздействие источника чрезвычайной ситуации. (Приказ МЧС РФ №105 от 28.02. 2003) Все эти данные, в последующем, заносятся в Паспорт безопасности территорий муниципальных образований и ПОО. В ходе нашего занятия рассмотрим: что такое прогнозирование и выявление чрезвычайных ситуаций, оценка обстановки и в чём заключаются выводы из оценки обстановки и как это влияет на организацию и проведение мероприятий по защите от ЧС. Терминология и краткие характеристики ЧС представлены в национальных стандартах по безопасности в ЧС (далее – НС БЧС). Информационные критерии ЧС определены Приложением к приказу МЧС. В НС БЧС определен также перечень поражающих факторов источников природных и техногенных ЧС, характер их проявления, установлена номенклатура основных параметров их поражающего воздействия на жизнь и здоровье людей, животных и растения, объекты экономики и окружающую среду. «Сущность и цели прогнозирования и оценки обстановки в интересах защиты населения и территорий». Предупреждение ЧС как в части их предотвращения (снижения вероятности возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям: - мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций; - рациональное размещение производительных сил и поселений на территории страны с учетом природной и техногенной безопасности; - предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения накапливающегося разрушительного потенциала; - предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования; - разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств; - обучение производственного персонала и повышение технологической и трудовой дисциплины; - подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций; - декларирование промышленной безопасности; - лицензирование деятельности опасных производственных объектов; - проведение государственной экспертизы в области предупреждения ЧС; - государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности; - страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; - информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания; - подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Основные из этих направлений рассмотрим в ходе изучения тем нашей программы. В ходе нашего занятия рассмотрим первое из перечисленных направлений: мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также что такое оценка обстановки. Сущность и назначение мониторинга и прогнозирования ЧС – в наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы и техносферы, являющихся источниками чрезвычайных ситуаций, динамики развития чрезвычайных ситуаций, определения их масштабов в целях предупреждения и организации ликвидации бедствий. Так, что же такое мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций? Мониторинг чрезвычайных ситуаций по своим целевым функциям, степени охвата контролируемой территории, техническим особенностям включает в себя мониторинг природных, техногенных, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций и экологический мониторинг. Начнём с мониторинга окружающей среды. Под мониторингом понимается система постоянного наблюдения за явлениями и процессами, происходящими в природе и техносфере, для предвидения нарастающих угроз для человека и среды его обитания. ГОСТ Р 22.1.02-95 даёт такое определение: Мониторинг окружающей среды - система наблюдений и контроля, производимых регулярно, по определенной программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения. Главной целью мониторинга является предоставление данных для точного и достоверного прогноза возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на основе объединения интеллектуальных, информационных и технологических возможностей различных ведомств и организаций, занимающихся наблюдением за отдельными видами опасностей. Мониторинговая информация служит основой для прогнозирования, в результате которого получают гипотетические данные о будущем состоянии какого–либо объекта, явления, процесса. Деятельность по мониторингу чрезвычайных ситуаций осуществляется многими организациями (учреждениями), при этом используются различные методы и средства. Например, мониторинг событий гидрометеорологического характера осуществляется учреждениями и организациями Росгидромета, который, кроме того, организует и ведет мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, воды и почвы. Сейсмические наблюдения и прогноз землетрясений в стране осуществляются федеральной системой сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений, в которую входят учреждения и наблюдательные сети Российской академии наук, МЧС России, Минобороны России, Минстроя России и др. Важную роль в деле мониторинга чрезвычайных ситуаций выполняет Минприроды России, которое осуществляет общее руководство государственной системой экологического мониторинга, а также координацию деятельности в области наблюдений за состоянием окружающей природной среды. Это министерство и его учреждения организуют и ведут: - мониторинг источников антропогенного воздействия на природную среду; - мониторинг животного и растительного мира, наземной флоры и фауны, включая леса; - мониторинг водной среды водохозяйственных систем в местах водозабора и сброса сточных вод; - мониторинг и прогнозирование опасных геологических процессов. Минздрав России через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора организует и осуществляет социально- гигиенический мониторинг и прогнозирование обстановки в этой области. Мониторинг состояния техногенных объектов и прогноз аварийности организуют и осуществляют федеральные надзоры – Госгортехнадзор России и Госатомнадзор России, а также надзорные органы в составе федеральных органов исполнительной власти. Надзорные органы имеются также в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а на предприятиях и в организациях – подразделения по промышленной безопасности предприятий и организаций. Существуют и другие виды мониторинга, осуществляемые по разным видам объектов, явлений и процессов, контролируемым ингредиентам и параметрам по различным видам опасностей. В результате мониторинга безопасности объектов и территорий разрабатывается прогноз с оценкой вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа возможных причин (предвестников), паспорта безопасности административно-территориальных единиц или опасных производственных объектов, архивных данных, наблюдений за состоянием окружающей среды, характеристиках внешней среды потенциальной или произошедшей ЧС. При мониторинге природной среды, которую часто относят к внешним факторам ЧС, анализируют данные о: - содержании радиоактивных, опасных химических и биологических веществ в атмосфере; - качестве воды, загрязнении ее радиоактивными, опасными химическими и биологическими веществами; - содержании радиоактивных, опасных химических и биологических веществ в почво-грунтах; - развитии опасных природных процессов и явлений. При мониторинге внутренней среды ЧС используется модель ЧС либо экспертные оценки, на основе которых оптимизируется подлежащий мониторингу перечень предвестников и характеристик ЧС. В типовом методе мониторинга должно быть: - перечень исходных данных для мониторинга и правила их оценки; - описание (модель) контролируемых процессов, явлений; - алгоритм мониторинга; - оценка достоверности (верификации) результатов мониторинга; - требования к программному и технологическому обеспечению процесса мониторинга; - перечень выходных данных, который должен соответствовать решаемым задачам и требованиям потребителя. На этой основе формируется перечень предвестников ЧС, когда ЧС еще не произошла, и поражающих факторов ЧС, когда она вскрыта. Подлежащие мониторингу предвестники и факторы ЧС классифицируют по источнику происхождения и механизму воздействия. По источнику возникновения выделяют факторы прямого действия (первичные) и побочного действия (вторичные). Предвестники и первичные поражающие факторы обусловлены возникновением и развитием источника техногенной ЧС. Вторичные поражающие факторы обусловлены изменением окружающей среды под действием первичных поражающих факторов. (Пример: В ходе урагана произошло замыкание электропроводки и возник пожар, как вторичный фактор. И от него может быть больше негативных последствий). Для мониторинга вскрытых природных ЧС определена номенклатура параметров (показателей) поражающего воздействия на население и окружающую среду. Для населения это:
В случае мониторинга предвестников еще не произошедших или не вскрытых ЧС возникает неопределенность и нечеткость анализируемой информации. При этом необходимо регулярно контролировать безопасность процессов, объектов и территорий. При представлении информации о ЧС, в том числе о загрязнениях (заражениях) окружающей среды, все ОУГОЧС должны руководствоваться критериями ЧС, установленных в нормативном порядке. Порядок доклада и параметры (критерии) ЧС определены приказом МЧС России от 8 июля 2004 года № 329. Прогнозирование чрезвычайной ситуации – это опережающее предположение о вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа причин ее возникновения и ее источника в прошлом и настоящем (ГОСТ Р 22.1.02-95). Главным в этом процессе является информация об объекте прогнозирования (в нашем случае возможности возникновения или возникновении ЧС), раскрывающая его поведение в прошлом и настоящем, а также закономерности этого поведения. В основе всех методов, способов и методик прогнозирования лежат эвристический и математический подходы. Суть эвристического подхода состоит в изучении и использовании мнений специалистов–экспертов. Этот подход применяется для прогнозирования процессов, формализовать которые нельзя. Математический подход заключается в использовании данных о некоторых характеристиках прогнозируемого объекта после их обработки математическими методами для получения зависимости, связывающей эти характеристики со временем, и вычислении с помощью найденной зависимости характеристик объекта в заданный момент времени. Этот подход предполагает активное применение моделирования или экстраполяции. Прогнозирование в большинстве случаев является основой предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В режиме повседневной деятельности прогнозируется возможность возникновения таких ситуаций: их место, время и интенсивность, возможные масштабы и другие характеристики. При возникновении чрезвычайной ситуации прогнозируется возможное развитие обстановки, эффективность тех или иных мер по ликвидации ситуации, необходимый состав сил и средств. Наиболее важным является прогноз вероятности возникновения чрезвычайной ситуации. Его результаты могут быть наиболее эффективно использованы для предотвращения многих аварий и катастроф, а также некоторых природных бедствий. Для того, чтобы спрогнозировать возможность возникновения ЧС, необходимо определить параметры поражающих факторов данного СБАК способных вызвать чрезвычайную ситуацию. ЧС возникнет в том случаях, если параметры поражающих факторов превышают допустимые. Поражающие факторы источников техногенных ЧС по механизму действия подразделяют на факторы физического и химического действия. К поражающим факторам физического действия относят: воздушную ударную волну, волну сжатия в грунте, сейсмовзрывную волну, волну прорыва гидротехнических сооружений, обломки или осколки, экстремальный нагрев среды, тепловое излучение, ионизирующее излучение. К поражающим факторам химического действия относят токсическое действие опасных химических веществ. Стандартный перечень источников природных ЧС и их поражающих факторов по ГОСТ Р. 22.0.06-95. «Источники природных ЧС. Поражающие факторы. Номенклатура параметров поражающих воздействий». |
Это должен знать и уметь каждый общие положения Гражданская оборона (ГО) – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей... |
Г Законодательством субъектов РФ Система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей,... |
||
Мбдоу «Детский сад№3 «Зоренька» Урмарского района Чувашской Республики Гражданская оборона (ГО) система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на... |
Инструкция по вопросам гражданской обороны и действиям в чрезвычайных... Гражданская оборона (ГО) – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей... |
||
Памятка о действиях при чрезвычайных ситуациях Гражданская оборона (ГО)- система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на... |
Образование «бетюнский наслег» намского улуса республики саха (якутия) саха ©Р©СП¬¬Б¬Л¬ Об организации обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий,... |
||
Тема м 0 -1 Опасности, возникающие при ведении военных действий или... Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях, характерных... |
«юкамен» муниципал кылдытэтлэн администрациез постановление «Юкаменское» при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, а также об опасностях, возникающих при ведении военных действий или... |
||
Методические рекомендации органам исполнительной власти области,... «Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении... |
Методические рекомендации органам исполнительной власти области,... «Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении... |
||
Пилотный проект по проведению аварийно-спасательных и других неотложных... Обеззараживание зданий, сооружений, техники, местности и санитарная обработка населения |
Учебное пособие прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки... Государственное казенное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования |
||
Методические рекомендации о проведении с работниками организации... Го и рсчс, действующей в организации (на предприятии), разъяснить порядок действий при угрозе или возникновении чс природного и техногенного... |
Об оповещении и информировании населения рабочего поселка Кольцово Фз "О гражданской обороне" для обеспечения своевременного оповещения и информирования населения об опасностях при ведении военных... |
||
Методические рекомендации по проведению занятий с работающим населением Тема №1 «Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей... |
№1 «Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по... Законодательство Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. Права и обязанности граждан |
Поиск |