«Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при чс»


Скачать 0.98 Mb.
Название «Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при чс»
страница 1/8
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8


Тем № 4.1

«Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при ЧС»




ВВЕДЕНИЕ

В Федеральном законе «О защите населения и территорий от ЧС ПТХ» дано определение: «Предупреждение ЧС – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людям, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения».

Опасность поражения людей при возникновении чрезвычайных ситуаций требует от руководителей, органов управления ГОЧС заблаговременного прогнозирования, быстрого выявления и оценки обстановки, учета ее влияния на производственную деятельность, организацию АСДНР. На основе прогнозирования и оценки обстановки определяются степень риска возникновения ЧС, а также мероприятия по защите населения, материальных и культурных ценностей. Для руководителей ОМС и организаций «степень риска», проще говоря, это возможность возникновения ЧС в тех или других условиях.

Снижение риска возникновения ЧС представляет комплекс организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий по снижению возможности возникновения ЧС.

На основе прогнозирования и оценки обстановки определяется степень риска возникновения ЧС на данной территории или в организации (объекте).

Для установления степени риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера определяются:

- расчетные сценарии возможных крупных аварий, приводящих к чрезвычайным ситуациям (условия возникновения, поражающие факторы, продолжительность их воздействия и масштабы);

- частоты или вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций по каждому из выбранных расчетных сценариев;

- границы зон, в пределах которых может осуществляться поражающее воздействие источника чрезвычайной ситуации;

- распределение людей (производственного персонала и населения) на территории, в пределах которой может осуществляться поражающее воздействие источника чрезвычайной ситуации.

(Приказ МЧС РФ №105 от 28.02. 2003)

Все эти данные, в последующем, заносятся в Паспорт безопасности территорий муниципальных образований и ПОО.
В ходе нашего занятия рассмотрим: что такое прогнозирование и выявление чрезвычайных ситуаций, оценка обстановки и в чём заключаются выводы из оценки обстановки и как это влияет на организацию и проведение мероприятий по защите от ЧС.

Терминология и краткие характеристики ЧС представлены в

национальных стандартах по безопасности в ЧС (далее – НС БЧС).

Информационные критерии ЧС определены Приложением к приказу МЧС. В НС БЧС определен также перечень поражающих факторов источников природных и техногенных ЧС, характер их проявления, установлена номенклатура основных параметров их поражающего воздействия на жизнь и здоровье людей, животных и растения, объекты экономики и окружающую среду.
«Сущность и цели прогнозирования и оценки обстановки в интересах защиты населения и территорий».
Предупреждение ЧС как в части их предотвращения (снижения

вероятности возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям:

- мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

- рациональное размещение производительных сил и поселений на

территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;

- предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и

опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения накапливающегося разрушительного потенциала;

- предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения

технологической безопасности производственных процессов и

эксплуатационной надежности оборудования;

- разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий,

направленных на предотвращение возникновения источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;

- обучение производственного персонала и повышение технологической и

трудовой дисциплины;

- подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к

работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

- декларирование промышленной безопасности;

- лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

- проведение государственной экспертизы в области предупреждения ЧС;

- государственный надзор и контроль по вопросам природной и

техногенной безопасности;

- страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации

опасного производственного объекта;

- информирование населения о потенциальных природных и техногенных

угрозах на территории проживания;

- подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций

мирного и военного времени.

Основные из этих направлений рассмотрим в ходе изучения тем нашей программы.

В ходе нашего занятия рассмотрим первое из перечисленных направлений:

мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также что такое оценка обстановки.

Сущность и назначение мониторинга и прогнозирования ЧС – в наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы и техносферы, являющихся источниками чрезвычайных ситуаций, динамики развития чрезвычайных ситуаций, определения их масштабов в целях предупреждения и организации ликвидации бедствий.

Так, что же такое мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций? Мониторинг чрезвычайных ситуаций по своим целевым функциям, степени охвата контролируемой территории, техническим особенностям включает в себя мониторинг природных, техногенных, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций и экологический мониторинг.
Начнём с мониторинга окружающей среды.

Под мониторингом понимается система постоянного наблюдения за

явлениями и процессами, происходящими в природе и техносфере, для

предвидения нарастающих угроз для человека и среды его обитания.
ГОСТ Р 22.1.02-95 даёт такое определение:

Мониторинг окружающей среды - система наблюдений и контроля, производимых регулярно, по определенной программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения.

Главной целью мониторинга является предоставление данных для точного и достоверного прогноза возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на основе объединения интеллектуальных, информационных и технологических возможностей различных ведомств и организаций, занимающихся наблюдением за отдельными видами опасностей. Мониторинговая информация служит основой для прогнозирования, в результате которого получают гипотетические данные о будущем состоянии какого–либо объекта, явления, процесса.

Деятельность по мониторингу чрезвычайных ситуаций осуществляется многими организациями (учреждениями), при этом используются различные методы и средства. Например, мониторинг событий гидрометеорологического характера осуществляется учреждениями и организациями Росгидромета, который, кроме того, организует и ведет мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, воды и почвы.

Сейсмические наблюдения и прогноз землетрясений в стране

осуществляются федеральной системой сейсмологических наблюдений и

прогноза землетрясений, в которую входят учреждения и наблюдательные сети Российской академии наук, МЧС России, Минобороны России, Минстроя России и др.

Важную роль в деле мониторинга чрезвычайных ситуаций выполняет Минприроды России, которое осуществляет общее руководство государственной системой экологического мониторинга, а также координацию деятельности в области наблюдений за состоянием окружающей природной среды.

Это министерство и его учреждения организуют и ведут:

- мониторинг источников антропогенного воздействия на природную среду;

- мониторинг животного и растительного мира, наземной флоры и фауны,

включая леса;

- мониторинг водной среды водохозяйственных систем в местах

водозабора и сброса сточных вод;

- мониторинг и прогнозирование опасных геологических процессов.

Минздрав России через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора организует и осуществляет социально-

гигиенический мониторинг и прогнозирование обстановки в этой области.

Мониторинг состояния техногенных объектов и прогноз аварийности

организуют и осуществляют федеральные надзоры – Госгортехнадзор России и Госатомнадзор России, а также надзорные органы в составе федеральных органов исполнительной власти. Надзорные органы имеются также в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а на предприятиях и в организациях – подразделения по промышленной безопасности предприятий и организаций.

Существуют и другие виды мониторинга, осуществляемые по разным видам объектов, явлений и процессов, контролируемым ингредиентам и параметрам по различным видам опасностей.
В результате мониторинга безопасности объектов и территорий разрабатывается прогноз с оценкой вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа возможных причин (предвестников), паспорта безопасности административно-территориальных единиц или опасных производственных объектов, архивных данных, наблюдений за состоянием окружающей среды, характеристиках внешней среды потенциальной или произошедшей ЧС.

При мониторинге природной среды, которую часто относят к внешним факторам ЧС, анализируют данные о:

- содержании радиоактивных, опасных химических и биологических

веществ в атмосфере;

- качестве воды, загрязнении ее радиоактивными, опасными химическими

и биологическими веществами;

- содержании радиоактивных, опасных химических и биологических

веществ в почво-грунтах;

- развитии опасных природных процессов и явлений.

При мониторинге внутренней среды ЧС используется модель ЧС либо экспертные оценки, на основе которых оптимизируется подлежащий мониторингу перечень предвестников и характеристик ЧС.

В типовом методе мониторинга должно быть:

- перечень исходных данных для мониторинга и правила их оценки;

- описание (модель) контролируемых процессов, явлений;

- алгоритм мониторинга;

- оценка достоверности (верификации) результатов мониторинга;

- требования к программному и технологическому обеспечению процесса

мониторинга;

- перечень выходных данных, который должен соответствовать решаемым

задачам и требованиям потребителя.

На этой основе формируется перечень предвестников ЧС, когда ЧС еще не произошла, и поражающих факторов ЧС, когда она вскрыта.

Подлежащие мониторингу предвестники и факторы ЧС классифицируют по источнику происхождения и механизму воздействия. По источнику возникновения выделяют факторы прямого действия (первичные) и побочного действия (вторичные). Предвестники и первичные поражающие факторы обусловлены возникновением и развитием источника техногенной ЧС.

Вторичные поражающие факторы обусловлены изменением окружающей среды под действием первичных поражающих факторов.

(Пример: В ходе урагана произошло замыкание электропроводки и возник пожар, как вторичный фактор. И от него может быть больше негативных последствий).

Для мониторинга вскрытых природных ЧС определена номенклатура

параметров (показателей) поражающего воздействия на население и

окружающую среду. Для населения это:

  • число погибших, пораженных, пострадавших людей;

  • продолжительность поражающего воздействия, мин, ч, сут;

  • площадь зоны ЧС, км2 , площадь зоны отселения населения, км2, га;

  • затраты на проведение аварийно-спасательных работ, млн. руб;

  • экономический ущерб, млн. руб;

  • социальный ущерб, млн. руб.

В случае мониторинга предвестников еще не произошедших или не вскрытых ЧС возникает неопределенность и нечеткость анализируемой информации. При этом необходимо регулярно контролировать безопасность процессов, объектов и территорий.
При представлении информации о ЧС, в том числе о загрязнениях (заражениях) окружающей среды, все ОУГОЧС должны руководствоваться критериями ЧС, установленных в нормативном порядке.

Порядок доклада и параметры (критерии) ЧС определены приказом МЧС России от 8 июля 2004 года № 329.
Прогнозирование чрезвычайной ситуации – это опережающее

предположение о вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа причин ее возникновения и ее источника в прошлом и настоящем (ГОСТ Р 22.1.02-95).

Главным в этом процессе является информация об объекте прогнозирования (в нашем случае возможности возникновения или возникновении ЧС), раскрывающая его поведение в прошлом и настоящем, а также закономерности этого поведения.

В основе всех методов, способов и методик прогнозирования лежат эвристический и математический подходы. Суть эвристического подхода состоит в изучении и использовании мнений специалистов–экспертов. Этот подход применяется для прогнозирования процессов, формализовать которые нельзя. Математический подход заключается в использовании данных о некоторых характеристиках прогнозируемого объекта после их обработки математическими методами для получения зависимости, связывающей эти характеристики со временем, и вычислении с помощью найденной зависимости характеристик объекта в заданный момент времени. Этот подход предполагает активное применение моделирования или экстраполяции.

Прогнозирование в большинстве случаев является основой

предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного

характера. В режиме повседневной деятельности прогнозируется возможность возникновения таких ситуаций: их место, время и интенсивность, возможные масштабы и другие характеристики.

При возникновении чрезвычайной ситуации прогнозируется возможное развитие обстановки, эффективность тех или иных мер по ликвидации ситуации, необходимый состав сил и средств.

Наиболее важным является прогноз вероятности возникновения чрезвычайной ситуации. Его результаты могут быть наиболее эффективно использованы для предотвращения многих аварий и катастроф, а также некоторых природных бедствий.

Для того, чтобы спрогнозировать возможность возникновения ЧС, необходимо определить параметры поражающих факторов данного СБАК способных вызвать чрезвычайную ситуацию. ЧС возникнет в том случаях, если параметры поражающих факторов превышают допустимые.

Поражающие факторы источников техногенных ЧС по механизму действия подразделяют на факторы физического и химического действия. К поражающим факторам физического действия относят: воздушную ударную волну, волну сжатия в грунте, сейсмовзрывную волну, волну прорыва гидротехнических сооружений, обломки или осколки, экстремальный нагрев среды, тепловое излучение, ионизирующее излучение.

К поражающим факторам химического действия относят токсическое действие опасных химических веществ.

Стандартный перечень источников природных ЧС и их поражающих

факторов по ГОСТ Р. 22.0.06-95. «Источники природных ЧС. Поражающие факторы. Номенклатура параметров поражающих воздействий».
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

«Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при чс» icon Это должен знать и уметь каждый общие положения
Гражданская оборона (ГО) – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей...
«Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при чс» icon Г Законодательством субъектов РФ
Система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей,...
«Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при чс» icon Мбдоу «Детский сад№3 «Зоренька» Урмарского района Чувашской Республики
Гражданская оборона (ГО) система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на...
«Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при чс» icon Инструкция по вопросам гражданской обороны и действиям в чрезвычайных...
Гражданская оборона (ГО) – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей...
«Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при чс» icon Памятка о действиях при чрезвычайных ситуациях
Гражданская оборона (ГО)- система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на...
«Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при чс» icon Образование «бетюнский наслег» намского улуса республики саха (якутия) саха ©Р©СП¬¬Б¬Л¬
Об организации обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий,...
«Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при чс» icon Тема м 0 -1 Опасности, возникающие при ведении военных действий или...
Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях, характерных...
«Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при чс» icon «юкамен» муниципал кылдытэтлэн администрациез постановление
«Юкаменское» при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, а также об опасностях, возникающих при ведении военных действий или...
«Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при чс» icon Методические рекомендации органам исполнительной власти области,...
«Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении...
«Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при чс» icon Методические рекомендации органам исполнительной власти области,...
«Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении...
«Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при чс» icon Пилотный проект по проведению аварийно-спасательных и других неотложных...
Обеззараживание зданий, сооружений, техники, местности и санитарная обработка населения
«Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при чс» icon Учебное пособие прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки...
Государственное казенное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при чс» icon Методические рекомендации о проведении с работниками организации...
Го и рсчс, действующей в организации (на предприятии), разъяснить порядок действий при угрозе или возникновении чс природного и техногенного...
«Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при чс» icon Об оповещении и информировании населения рабочего поселка Кольцово
Фз "О гражданской обороне" для обеспечения своевременного оповещения и информирования населения об опасностях при ведении военных...
«Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при чс» icon Методические рекомендации по проведению занятий с работающим населением
Тема №1 «Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей...
«Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при чс» icon №1 «Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по...
Законодательство Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. Права и обязанности граждан

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск