Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа-интернат
«Кадетская школа-интернат»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения,
руководитель ШМО
Н.М.Мифтахова
Протокол № от
«____»__________ 2013 г.
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
МБОШИ «Кадетская школа-интернат» _________________ Г.Р.Минниханова
«____»______________2013 г.
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОШИ
«Кадетская школа-интернат»
_______________А.Р. Таипова
«____»___________2013 г. (С.В.Гаранина)
|
Рабочая программа
по предмету «Основы военной службы»,
6 класс
на 2013 – 2014 учебный год
Разработчик:
Абитов Марат Хасанович,
учитель ОВС
Протокол педагогического совета №___
от «____» __________2013г.
Пояснительная записка
Настоящая Программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании»;
Федеральным законом Российской Федерации от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», Приказом Минобороны РФ и Минобрнауки РФ от 3 мая 2001 г. № 203/1936 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям по основам военной службы», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам воинской обязанности и военной службы;
Приказом Минобрнауки РФ от 15.02.2010 N 117 (ред. от 03.11.2010) "Об утверждении Типового положения о кадетской школе и кадетской школе-интернате", Распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р “О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы”;
Государственной программой от 5 октября 2010 г. № 795 «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», Уставом МБОШИ «Кадетская школа-интернат»;
Приказа от 23 сентября 2011 г. Об утверждении примерных учебных планов кадетских школ, кадетских школ интернатов и кадетских классов в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан;
Учебного плана МБОШИ «Кадетская школа-интернат» г. Нижнекамска Республики Татарстан на 2013-2014 учебный год в соответствии с п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»;
Положению о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов.
Цель программы:
Учебная:
ознакомить кадет со структурой и составом ВС РФ, назначением видов и родов войск, боевыми традициямиВС РФ, порядком прохождения военной службы;
изучить основы ведения боевых действий и обязанности солдата в бою, уметь выполнять действия солдата в различных видах боя;
изучить боевые свойства и материальную часть стрелкового оружия, правила его сбережения и хранения, меры безопасности при обращении с оружием и проведении стрельб;
получить знания о действиях при выполнении приемов и правил стрельбы из автомата и метании ручных гранат и практически выполнять стрельбу из автомата боевыми патронами;
знать поражающие факторы оружия массового поражения, способы защиты от него и сигналы оповещения, уметь пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
уметь ориентироваться на местности различными способами и определять расстояния;
твердо знать порядок и правила оказания первой медицинской помощи, уметь правильно оказать первую помощь себе и товарищу;
изучить общие обязанности военнослужащих, обязанности солдата и должностных лиц суточного наряда, порядок выполнения приказа, тебования воинской дисциплины, правила воинской вежливости и воинского приветствия;
знать обязанности солдата перед построением и в строю, уметь четко и правильно выполнять строевые приемы.
Воспитательная:
воспитывать у кадет патриотизм, гражданское сознание, верность Отечеству, готовность к выполнению конституционных обязанностей, чувство любви к Родине;
воспитывать уважительное отношение к героической истории нашего государства, его Вооруженным Силам;
воспитывать самостоятельность;
воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
воспитывать дисциплинированность, силу воли, умение концентрироваться на выполнение поставленной цели.
Развивающая:
развивать интерес к военной и государственной службе, к социально значимой деятельности;
развивать познавательные интересы;
развивать позитивные личностные качества, организаторские способности, ответесвенность, смелость и др.
Организационная:
создать условия для формирования и развития физически развитой личности, умеющей тактически грамотно мыслить, стремящейся к получению новых знаний и самореализации, адаптированной к жизни как на военном, так и на гражданском поприще.
Задачи программы:
Образовательная программа «Основы военной службы» оборонно-спортивного профиля – это курс обучения кадет в системе боевой подготовки. При проведении занятий особое внимание уделяется на строгое соблюдение правил и мер безопасности при обращении с оружием, а также предусматривается полная безопасность в местах проведения занятий.
Занятия проводятся на основе следующих методических принципов:
а) Принцип сознательности и активности. Каждый кадет должен вполне сознательно выполнить поставленные перед ним задач.
б) Принцип наглядности. Наиболее доходчивая форма обучения. На конкретных наглядных примерах кадеты должны более качественно усваивать необходимый материал.
в) Принцип доступности (от известного к неизвестному, от простого к сложному, от лёгкого к трудному). Материал подбирается доступный для усвоения на основе уже имеющихся знаний.
г) Принцип систематичности занятий. Успех в освоении определённых знаний, умений и навыков основывается на их систематическом закреплении.
д) Принцип постепенного повышения требований. Улучшение качества выполнения упражнений и повышения результатов стрельбы можно ожидать, только постепенно увеличивая нагрузку и повышая требования.
Данная программа имеет военно-профессиональную ориентацию – она является элементом научно-обоснованных организационных и психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование у кадет психологической готовности к овладению военно-учётными специальностями, призыву на военную службу, обучению в военных образовательных учреждениях профессионального образования по соответствующим специальностям и поступлению на военную службу по контракту. Военно-профессиональная ориентация является важным элементом обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе и их военно-патриотического воспитания.
Содержание программы «Основы военной службы» учитывает специфику состава кадет (количество, уровень предшествующей подготовки, половой состав и др.). Эта программа помогает кадету оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, способствует созданию положительной мотивации обучения. Перспективным является использование современных образовательных технологий.
Содержание программы, с одной стороны, соответствует познавательным возможностям и способностям кадета, а с другой стороны, предоставляет ему возможность работать на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.
В содержании программы показаны типичные для данного профиля виды деятельности (профессионально ориентированные) и различные виды работ (теоретические и практические занятия).
Методы достижения поставленных целей и задач:
Уроки теории чередуются с практическими знаниями: практикумами, диспутами, практическими стрельбами.
Воспитанники ведут конспекты по предмету, выполняют задания по самовоспитанию и самоконтролю.
Периодически проводятся контрольные опросы.
Широко используются исторические факты.
Систематически проводится повторение ранее изученного, самопроверка знаний.
Используются видео и кино фильмы по огневой подготовке курсантов Высших военных училищ, спецподразделений Вооружённых Сил РФ.
Сегодня мы заново осмысливаем значение патриотизма для судеб России и ее граждан начала нового века и нового тысячелетия. Кризисные явления в социально-экономической, политической, культурной и других сферах в минувшие два десятилетия привели к резкому изменению отечественного общественного сознания, как на обыденном, житейском, так и на идеологическом уровнях.
Исследования показывают, что патриотические, духовные, нравственные и культурные ценности отодвинуты на периферию внутреннего мира молодого человека. Патриотизм современной молодежи в большей степени основан на постоянных структурных элементах понятия «Отечество» (таких, как территория, народ, культура). Переменные характеристики понятия «Отечество» (общественное устройство, система идей и принципов) теряют свою былую доминирующую роль в патриотизме.
С началом перестроечных процессов в нашем обществе роль и значение патриотического воспитания потеряли былую силу, подверглись неумолимой критике. Это в значительной мере способствовало дискредитации не только существовавшей практики патриотического воспитания, но и самой идеи формирования и развития личности гражданина-патриота.
Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились принципы функционирования образовательных учреждений, молодежных объединений и организаций, силовых структур, средств массовой информации.
Вопросы патриотического, духовно-нравственного воспитания и гражданского становления детей и молодежи нашли свое отражение в одном из основополагающих документов - Национальной доктрине образования в Российской Федерации, в которой объединены цели воспитания и обучения как единого процесса, пути их достижения посредством государственной политики в области образования на предстоящую четверть века. В этой связи значительно возрастает роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, в которых происходит духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни.
Все чаще патриотизм выступает как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно - и военно-исторический компоненты.
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоконравственных принципов, выработки определенных норм поведения, должной трудовой, физической и военно-профессиональной готовности к безупречному несению государственной службы, в том числе и военной, выполнению священного долга по укреплению и вооруженной защите нашей Родины. Эти цели достигаются совместными усилиями семьи, образовательных и государственных учреждений, общественных организаций; структурами Вооруженных Сил РФ.
Военно-патриотическое воспитание является одной из составляющих патриотического воспитания и строится на следующих принципах:
- воспитания в процессе общественной деятельности, связи с жизнью и трудом;
- использования исторического опыта защиты Отечества;
- соответствия воспитательного процесса возрастным особенностям учащегося;
- воспитания личности в коллективе и через коллектив;
- уважения к личности учащегося в соответствии с разумной требовательностью и индивидуального подхода к ней;
- единства, согласованности и преемственности воспитательных воздействий;
- соответствия воспитания условиям военной службы.
В военно-патриотическом воспитании учащихся используются методы убеждения, личный пример, а также упражнения и поощрения; широко применяются игровые методы.
Патриот - это человек, горячо любящий свою Родину, который учится и трудится на ее благо, приумножая богатства страны, а если понадобится, то и готовый встать на ее защиту в чрезвычайных ситуациях, в том числе с оружием в руках, чтобы, в конечном счете, оказаться победителем стихии и врага.
Работа по военно-патриотическому воспитанию детей должна проводиться с учетом их возрастных особенностей, комплексно, объединяя все ее составляющие.
Система военно-патриотического воспитания детей и подростков включает в себя: духовно-нравственное воспитание, военно-историческую подготовку, подготовку по основам безопасности жизнедеятельности, прикладную физическую подготовку, подготовку по основам военной службы (начальную военную подготовку), военно-техническую и военно-специальную подготовку.
Программа рассчитана на 35 часов в год. Для изучения предмета из компонента образовательного учреждения выделен 1 час. Форма организации урока - класс - учебная группа. Занятия проводятся с кадетами во время основных занятий в школе. При реализации программы учитывается возраст обучающихся и их физические возможности. Программой определены темы изучаемого материала по разделам, раскрывается их содержание, указано число часов по темам, которые даются в конкретной последовательности. По окончании изучения разделов проводятся зачёты, контрольные работы, военизированные игры на местности. Программа содержит 5 учебных блоков:
Уставы Вооруженных сил РФ
Военная топография
Военно-медицинская подготовка
Строевая подготовка
Огневая подготовка
Содержание тем учебного курса
Уставы Вооруженных сил Российской Федерации (2 часа)
Тема 1. Обязанности лиц суточного наряда.
Занятие 1 (2 часа). Обязанности лиц суточного наряда.
Военная топография (4 часа)
Тема 1. Ориентирование на местности без карты. Определение направлений на стороны горизонта.
Занятие 1 (1 час). Ориентирование на местности без карты. Определение направлений на стороны горизонта по компасу, небесным светилам, местным предметам.
Занятие 2 (3 часа). Выбор и использование ориентиров при определении и указании своего местонахождения и обнаруженных целей. Определение азимута на местные предметы и направлений по заданным азимутам.
Военно-медицинская подготовка (4 часа)
Тема 1. Первая медицинская помощь при переломах костей, вывихах и ушибах. Использование подручных материалов для иммобилизации переломов костей.
Занятие 1 (2 часа). Первая медицинская помощь при переломах костей, вывихах и ушибах. Использование подручных материалов для иммобилизации переломов костей
Тема 2. Первая медицинская помощь при ожогах. Ожоги, причины возникновения, признаки и классификация.
Занятие 2 (2 часа). Первая медицинская помощь при ожогах и отморожениях. Ожоги, причины возникновения, признаки и классификация. Отморожения, переохлаждения, ознобления и замерзание: причины, признаки, классификация.
Строевая подготовка (12 часов)
Тема 1. Элементы строя и обязанности солдата перед построением и в строю
Занятие 1. (1 час). Строи, команды и обязанности солдата перед построением и в строю
Тема 2. Порядок выполнения строевых приемов
Занятие 1. (1час). Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить», «Головные уборы – снять (надеть)»
|