Пояснительная записка
Рабочая программа разработана с учётом нормативно-правовых документов:
Закон Российской Федерации «Об Образовании» (статья 7)
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету;
Положений Конституции Российской Федерации;
Федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года;
Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации;
Региональной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», авторской программы предметной лини учебников под редакций А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год, на основе учебного плана образовательного учреждения.
Общие цели изучения ОБЖ призваны способствовать:
• повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);
• снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
• формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
• обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
• формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности: модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Понятийная база и содержание курса ОБЖ основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства.
Основные функции программы:
1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и темам с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.
За основу проектирования структуры и содержания примерной программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.
Модульный принцип позволяет:
• эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;
• структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 5 — 9 классах.
В 5 классе изучаются 2 модуля. Каждый модуль содержит три и два раздела соответственно.
Модуль 1 «Основы безопасности личности, общества и государства» включает в себя три раздела:
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;
Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Модуль 2 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» включает в себя два раздела:
Основы здорового образа жизни;
Основы медицинских знаний и оказание доврачебной помощи.
Для реализации программы по учебному плану общеобразовательного учреждения в 5 классе выделено по одному часу в неделю.
Курс предназначен для:
формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;
формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Для усвоения основных знаний применяются
следующие формы, методы обучения:
формы обучения учащихся на уроке:
классно-урочные,
академические,
клубные,
индивидуальные,
групповые,
дифференцированное обучение
Методы обучения:
Догматические (восприятие выводов и оценок учителя в готовом виде, которые предъявляются без обоснования, объяснения. Догматический метод наиболее эффективен в воспитании на ранних этапах развития ребенка),
Объяснительно-иллюстративный (Педагог сообщает не только о том, что именно представляет опасность, но и помогает учащимся понять причины опасностей, связи внешних источников опасностей, влияние собственного поведения человека на уровень его безопасности),
Репродуктивные (организация воспроизводящей деятельности учащихся в процессе присвоения культуры личной безопасности.),
Поисковые (совместное решении познавательных, практических, коммуникативных, художественных и иных проблем, влияющих на уровень безопасности человека.),
Творческие (организация самостоятельного решения учащимися разнообразных проблем обеспечения безопасности человека),
Эвристические (максимально высокий уровень самостоятельности и творчества учащихся)
Проблемные (решение теоретического или практического вопроса используя исследования),
Диалогические (разговор, обмен мнениями между учащимися или группами учащихся при обсуждении или решении какого-либо вопроса),
Саморазвивающего обучения,
Игровые.
Планируемые образовательные результаты обучающихся.
Личностные результаты обучения:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты обучения:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметными результатами обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности является (УУД).
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
I. Основы безопасности личности, общества и государства
1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
1.1.Безопасность в быту
Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения (водоснабжение, отопление, электроснабжение, канализация, бытовой газ и др.). Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Система обеспечения безопасности города (населенного пункта) (милиция, пожарная охрана, скорая медицинская помощь, служба спасения, коммунальная и другие службы), правила их вызова.
Опасности, возникающие при нарушении правил эксплуатации различных бытовых приборов и систем жизнеобеспечения жилища.
1.2. Обеспечение безопасности дорожного движения
Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Правила безопасного поведения на дорогах. Требование безопасности при катании на роликах, скейдбордах. Экипировка катающихся. Безопасность велосипедиста. Дорожные знаки
1.3. Пожарная безопасность
Причины возникновения пожаров в жилых зданиях. Последствия пожаров. Меры пожарной безопасности в доме (квартире) при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня, во время проведения новогодних мероприятий.
Правила безопасного поведения человека при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале).
Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
2.1. Опасные ситуации природного характера
Особенности состояния водоемов в разное время года. Основные меры безопасного поведения человека на водоемах.
Опасные ситуации социального характера
Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми.
Общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций (безопасность у телефона, нападение в лифте, в подъезде дома).
Обеспечение личной безопасности на улице.
3. Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Практические занятия по отработке действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.
II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Здоровье подростка и факторы на него влияющие.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Формирование навыков здорового образа жизни. Режим дня и здоровье подростка. Переутомление, причины переутомления и его профилактика.
Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия укрепления здоровья.
Факторы, разрушающие здоровье.
Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Меры профилактики факторов, разрушающих здоровье.
-
Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь (практические занятия)
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавших.
Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения.