Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»


Скачать 1.04 Mb.
Название Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
страница 1/6
Тип Рабочая программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

для 5 класса

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана с учётом нормативно-правовых документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об Образовании» (статья 7)

  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету;

  3. Положений Конституции Российской Федерации;

  4. Федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

  5. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года;

  6. Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации;

  7. Региональной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», авторской программы предметной лини учебников под редакций А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год, на основе учебного плана образовательного учреждения.

Общие цели изучения ОБЖ призваны способствовать:

• повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);

• снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

• формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

• обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

• формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности: модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

• воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Понятийная база и содержание курса ОБЖ основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства.

Основные функции программы:

1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и темам с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.

За основу проектирования структуры и содержания примерной программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения. 

Модульный принцип позволяет:

• эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ; 

• структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 5 — 9 классах.

В 5 классе изучаются 2 модуля. Каждый модуль содержит три и два раздела соответственно.

Модуль 1 «Основы безопасности личности, общества и государства» включает в себя три раздела:

  • Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;

  • Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

Модуль 2 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» включает в себя два раздела:

  • Основы здорового образа жизни;

  • Основы медицинских знаний и оказание доврачебной помощи.

Для реализации программы по учебному плану общеобразовательного учреждения в 5 классе выделено по одному часу в неделю.

Курс предназначен для:

  • формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;

  • выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;

  • приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;

  • формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

Для усвоения основных знаний применяются следующие формы, методы обучения:

формы обучения учащихся на уроке:

  • классно-урочные,

  • академические,

  • клубные,

  • индивидуальные,

  • групповые,

  • дифференцированное обучение

Методы обучения:

  1. Догматические (восприятие выводов и оценок учителя в готовом виде, которые предъявляются без обоснования, объяснения. Догматический метод наиболее эффективен в воспитании на ранних этапах развития ребенка),

  2. Объяснительно-иллюстративный (Педагог сообщает не только о том, что именно представляет опасность, но и помогает учащимся понять причины опасностей, связи внешних источников опасностей, влияние собственного поведения человека на уровень его безопасности),

  3. Репродуктивные (организация воспроизводящей деятельности учащихся в процессе присвоения культуры личной безопасности.),

  4. Поисковые (совместное решении познавательных, практических, коммуникативных, художественных и иных проблем, влияющих на уровень безопасности человека.),

  5. Творческие (организация самостоятельного решения учащимися разнообразных проблем обеспечения безопасности человека),

  6. Эвристические (максимально высокий уровень самостоятельности и творчества учащихся)

  7. Проблемные (решение теоретического или практического вопроса используя исследования),

  8. Диалогические (разговор, обмен мнениями между учащимися или группами учащихся при обсуждении или решении какого-либо вопроса),

  9. Саморазвивающего обучения,

  10. Игровые.

Планируемые образовательные результаты обучающихся.

Личностные результаты обучения:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Предметные результаты обучения:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

  • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • умение оказать первую помощь пострадавшим;

  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Метапредметными результатами обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности является (УУД).

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

Коммуникативные УУД:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

I. Основы безопасности личности, общества и государства

1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

1.1.Безопасность в быту

Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения (водоснабжение, отопление, электроснабжение, канализация, бытовой газ и др.). Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Система обеспечения безопасности города (населенного пункта) (милиция, пожарная охрана, скорая медицинская помощь, служба спасения, коммунальная и другие службы), правила их вызова.

Опасности, возникающие при нарушении правил эксплуатации различных бытовых приборов и систем жизнеобеспечения жилища.

1.2. Обеспечение безопасности дорожного движения

Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Правила безопасного поведения на дорогах. Требование безопасности при катании на роликах, скейдбордах. Экипировка катающихся. Безопасность велосипедиста. Дорожные знаки

1.3. Пожарная безопасность

Причины возникновения пожаров в жилых зданиях. Последствия пожаров. Меры пожарной безопасности в доме (квартире) при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня, во время проведения новогодних мероприятий.

Правила безопасного поведения человека при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале).

  1. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

2.1. Опасные ситуации природного характера

Особенности состояния водоемов в разное время года. Основные меры безопасного поведения человека на водоемах.

  1. Опасные ситуации социального характера

Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми.

Общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций (безопасность у телефона, нападение в лифте, в подъезде дома).

Обеспечение личной безопасности на улице.

3. Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Практические занятия по отработке действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

  1. Основы здорового образа жизни

  1. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Здоровье подростка и факторы на него влияющие.

Здоровый образ жизни и его составляющие. Формирование навыков здорового образа жизни. Режим дня и здоровье подростка. Переутомление, причины переутомления и его профилактика.

Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия укрепления здоровья.

  1. Факторы, разрушающие здоровье.

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Меры профилактики факторов, разрушающих здоровье.

  1. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи

    1. Первая медицинская помощь (практические занятия)

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавших.

Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» icon Рабочая учебная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности», основной образовательной программы основного общего образования мбоу сош №194
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» icon Рабочая программа по учебному предмету «основы безопасности жизнедеятельности»...
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей технологии, обж, физической культуры, музыки, изо
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» icon Республиканские курсы чс и го основы безопасности жизнедеятельности
Учебное пособие предназначено для преподавателей-организаторов Начальной военной подготовки по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности"...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» icon Рабочая программа учебной дисциплины «основы безопасности жизнедеятельности»
Предметно-цикловая комиссия физического воспитании и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» icon Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Основы...
«Основы безопасности жизнедеятельности» для технического профиля профессионального образования разработана на основе Примерной программы...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» icon Конкурс проводится в целях повышения значимости и престижа профессии...
Настоящее Положение определяет условия, порядок организации и проведения областного конкурса профессионального мастерства «Лучший...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» icon Образовательная программа предназначена для изучения курса «Основы...
Образовательная программа предназначена для изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности (обж)» в основной школе (5 9 классы),...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» icon О проведении областных соревнований «Юный спасатель (водник)»
Восвода, проверки качества и уровня подготовки учащихся, определения новых форм совершенствования обучения по курсу «Основы безопасности...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» icon Рабочая программа учебной дисциплины основы безопасности жизнедеятельности...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос спо по специальности 49. 02. 01 «Физическая культура»
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» icon Рабочая программа учебной дисциплины основы безопасности жизнедеятельности...
Паспорт основной профессиональной общеобразовательной программы учебной дисциплины стр
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» icon Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 10 класс пояснительная записка
Б. О. Хренников, М. В. Маслов»), напечатанной в сборнике Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1-11 классы...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» icon Учебн о-методическоепособие Издательство тпу томск 2003 ббк 68. 9 С 40
«Безопасность жизнедеятельности». В доступной форме изложены основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в производственной...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» icon Пояснительная записка роль и место курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Роль и место курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе общего школьного образования
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» icon Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины оуд. 06...
Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава (электровоза, электропоездов)
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» icon Рабочая программа по курсу «математика» умк «школа россии» пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Математика» составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» icon Учебное пособие по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» Брянск 2013
«не допустить возникновения пожара», также указаны пути и способы, преодоления и их ликвидации возгораний. В учебном пособии содержатся...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск