Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики»

Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики»


Скачать 374.42 Kb.
Название Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики»
страница 1/4
Тип Рабочая программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Рабочая программа
  1   2   3   4

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики»разработана на основе:

  1. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С. Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6

  2. ФГОС НОО(п. 12.4).

  3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г.

  4. Авторской программы М.Т. Студеникина – М.: ООО «Русское слово», 2016(Начальная инновационная школа).

  5. Учебным планом МБОУ СОШ №15 на 2016 -2017 учебный год.

Нормативными правовыми основами разработки и введениякомплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светскойэтики» являются:

  • Конституция Российской Федерации;

  • Закон «Об образовании» (ст.14 «содержание образования должно обеспечивать формирование духовно-нравственной личности»);

  • Поручение Президента Российской Федерации от 02 августа 2009 года (Пр-2009 ВП-П44-4632);

  • Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года (ВП-П44-4632);

  • Письмо Министерства образования и науки РФ № МД-942/03 от 18 июля 2011 года;

  • Письмо ФГО учреждений дополнительного профессионального образования АПК и ППРО от 24 августа 2011 года № 424;

  • ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и

  • науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373");

  • Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года № 1578-р, (протокол заседания от 19.09.2011 г № МД-30/03 пр. №7).

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 года № МД-1427/03;

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Во все времена актуальна проблема передачи духовно-нравственных ценностей от одного поколения к другому. Дискуссии о необходимости введения предмета, в том или ином виде приобщающего обучающихся к тысячелетним духовно – нравственным ценностям народов нашей страны, велись и в профессиональном педагогическом сообществе, и среди широкой общественности не один год. Соответствующие курсы вводились во многих субъектах Федерации в рамках регионального и национального компонентов. Вполне естественным было стремление разработчиков курсов обращаться не только к философским категориям этики, но также и к духовному опыту традиционных религий народов нашей страны с учетом региональной специфики.

В этой связи вполне обоснованным стало экспериментальное введение соответствующего предмета на федеральном уровне. Эксперимент по апробации модульного курса «Основы религиозных культур и светской этики», проводившийся в 20 субъектах Федерации в 2010/11 учебном году, признан успешным, и с 1 сентября 2012 г. приказом Министерства образования и науки соответствующая предметная область вводится в федеральный Базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений Российской Федерации.

В 2009 г. Министерством образования и науки РФ был утвержден новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Он, среди прочего, направлен на обеспечение:

• духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

• сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта нового поколения, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовногоздоровья обучающихся.

В связи с необходимостью реализации очерченных стандартом целей, задач и основного содержания начального образования в него включена специальная обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», состоящая из нескольких модулей, один из них – «Основы светской этики».

Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формированиепервоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, историии современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народовРоссии; осознание ценности человеческой жизни.

Цели и задачи обучения предмету

Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомитьобучающихся с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них. Основной задачейреализации содержания модуля является воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формирование первоначальных представлений о светской этике.

Место курса в учебном плане

Примерная основная образовательная программа начального общего образования (2015) отводит

на изучение предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе 34 часа.

В соответствии с календарным учебным графиком на 2016-2017 учебный год (35 учебных недель) количество часов на изучение предмета в 4 «В» классе увеличено на 1 час, который будет использован на дополнительный час по теме «Защитники Отечества».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты

  • формирование основ российский гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты

  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;

  • формирование первоначальных представлений об исторической роли этики в российской культуре;

  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

  • осознание ценности человеческой жизни.


Метапредметные результаты

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явленийдействительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


п/п

Перечень и название разделов учебного предмета

Кол-во часов

Содержание



Введение в предмет

1

Народы России, их духовно-нравственная культура. Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов.Значение вежливости.



Россия – Родина моя

2

Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина – Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия — многонациональное государство. Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры. Патриотизм.



Этика и этикет

2

Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристика



Вежливость

2

Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения.

Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение

слушать друг друга



Добро и зло

2

Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских народных сказках, былинах. Правила

разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты



Дружба и поря-

дочность

2

Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг, приятель,

товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе.



Честность

и искренность

2

Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность – составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов.



Гордость и гордыня

2

Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и

скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России.



Обычаи

и обряды

русского народа

2

Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом-солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России.



Терпение и труд

2

Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные

дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника.



Семья

2

Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровно-родственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи.



Семейные

традиции

2

Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов.Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание.



Сердце матери

2

Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – нераздельные понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким



Правила твоей

жизни

2

Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям.Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым иинвалидам, помощь им.



Праздники

народов России

2

Праздники: государственные, светские, религиозные, школьные, семейные. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Христианские праздники: Пасха, Рождество Христово, Крещение.

Мусульманские праздники: Рамадан-байрам, Курбан-байрам. Буддийские праздники.



Защитники

Отечества

2

23 февраля – День защитника Отечества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины с ХIII до ХХ в.: Невская битва, сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в ХVII в., подвиги полководца А.В. Суворова, Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ

страны в наше время. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ –

почетная обязанность каждого мужчины. Подарочный этикет.



Итоговое

повторение

3

Основные знания и умения по этике и этикету.




Итого:

34 ч




  1   2   3   4

Похожие:

Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» icon Программа по литературному чтению
«Основы духовно-нравственной культуры народов России», письмом Минобрнауки России от 14. 12. 2015 № №08-2355 «О внесении изменений...
Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» icon Учебно-методическое пособие для преподавателя предназначено для подготовки...
А. Н., Мишина И. А., Казакова Е. И., Новикова Т. Г., Новиков А. Е., Петрова Е. Н., Руднева О. С., Шимутина Е. Н, Чиндилова О. В....
Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» icon Рабочая программа по учебному предмету «основы безопасности жизнедеятельности»...
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей технологии, обж, физической культуры, музыки, изо
Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» icon Рабочая учебная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности», основной образовательной программы основного общего образования мбоу сош №194
Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» icon Положение о муниципальной олимпиаде по учебному предмету орксэ (по...
Положение) определяет порядок организации и проведения олимпиады школьников по учебному предмету орксэ по модулю «Основы православной...
Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» icon Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету
Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» icon Рабочая программа по предмету «Основы военной службы», 8 класс
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-фз «Об образовании»
Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» icon Рабочая программа по предмету «Основы военной службы», 6 класс
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-фз «Об образовании»
Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» icon Рабочая программа по технологии для 3 класса Учитель-составитель: Васильева Е. Б
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2010),на основе авторской программы «Технология»...
Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» icon Рабочая программа учебного предмета «Технология»
Общекультурные и обще-трудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание
Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» icon Н. В. Виницкая Основы музыкальной культуры
Основы музыкальной культуры [Текст]: Учебное пособие / Н. В. Виницкая; агао им. В. М. Шукшина. – Бийск, 2014. – 122 с
Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» icon Рабочая программа дисциплины «Основы Православия»
Данный курс является интегрированным, включает в себя основы программ «Катехизис» и «Догматическое богословие», и представляет раскрытие...
Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» icon Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа...
Управления образования №30-01-15/310 от 26. 03. 2012 «О введении преподавания курса орксэ» в Гимназии №3 с сентября 2012 года в 4-х...
Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» icon Рабочая программа учебной дисциплины Основы геодезии специальность
Программа учебной дисциплины Основы геодезии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» icon Рабочая программа по предмету английский язык в 3 классе на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа предназначена для 3 класса общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями Федерального...
Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» icon Конкурс «Дидактическая игра». Возрастная группа
На примере поступков сказочных героев формировать мировоззрение ребенка, способствовать развитию духовно-нравственной культуры учащихся,...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск