Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики»разработана на основе:
Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С. Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6
ФГОС НОО(п. 12.4).
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г.
Авторской программы М.Т. Студеникина – М.: ООО «Русское слово», 2016(Начальная инновационная школа).
Учебным планом МБОУ СОШ №15 на 2016 -2017 учебный год.
Нормативными правовыми основами разработки и введениякомплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светскойэтики» являются:
Конституция Российской Федерации;
Закон «Об образовании» (ст.14 «содержание образования должно обеспечивать формирование духовно-нравственной личности»);
Поручение Президента Российской Федерации от 02 августа 2009 года (Пр-2009 ВП-П44-4632);
Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года (ВП-П44-4632);
Письмо Министерства образования и науки РФ № МД-942/03 от 18 июля 2011 года;
Письмо ФГО учреждений дополнительного профессионального образования АПК и ППРО от 24 августа 2011 года № 424;
ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373");
Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года № 1578-р, (протокол заседания от 19.09.2011 г № МД-30/03 пр. №7).
Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 года № МД-1427/03;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Во все времена актуальна проблема передачи духовно-нравственных ценностей от одного поколения к другому. Дискуссии о необходимости введения предмета, в том или ином виде приобщающего обучающихся к тысячелетним духовно – нравственным ценностям народов нашей страны, велись и в профессиональном педагогическом сообществе, и среди широкой общественности не один год. Соответствующие курсы вводились во многих субъектах Федерации в рамках регионального и национального компонентов. Вполне естественным было стремление разработчиков курсов обращаться не только к философским категориям этики, но также и к духовному опыту традиционных религий народов нашей страны с учетом региональной специфики.
В этой связи вполне обоснованным стало экспериментальное введение соответствующего предмета на федеральном уровне. Эксперимент по апробации модульного курса «Основы религиозных культур и светской этики», проводившийся в 20 субъектах Федерации в 2010/11 учебном году, признан успешным, и с 1 сентября 2012 г. приказом Министерства образования и науки соответствующая предметная область вводится в федеральный Базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений Российской Федерации.
В 2009 г. Министерством образования и науки РФ был утвержден новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Он, среди прочего, направлен на обеспечение:
• духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
• сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта нового поколения, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовногоздоровья обучающихся.
В связи с необходимостью реализации очерченных стандартом целей, задач и основного содержания начального образования в него включена специальная обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», состоящая из нескольких модулей, один из них – «Основы светской этики».
Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формированиепервоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, историии современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народовРоссии; осознание ценности человеческой жизни.
Цели и задачи обучения предмету
Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомитьобучающихся с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них. Основной задачейреализации содержания модуля является воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формирование первоначальных представлений о светской этике.
Место курса в учебном плане
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (2015) отводит
на изучение предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе 34 часа.
В соответствии с календарным учебным графиком на 2016-2017 учебный год (35 учебных недель) количество часов на изучение предмета в 4 «В» классе увеличено на 1 час, который будет использован на дополнительный час по теме «Защитники Отечества».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты
формирование основ российский гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
формирование первоначальных представлений об исторической роли этики в российской культуре;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явленийдействительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
№ п/п
|
Перечень и название разделов учебного предмета
|
Кол-во часов
|
Содержание
|
|
Введение в предмет
|
1
|
Народы России, их духовно-нравственная культура. Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов.Значение вежливости.
|
|
Россия – Родина моя
|
2
|
Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина – Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия — многонациональное государство. Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры. Патриотизм.
|
|
Этика и этикет
|
2
|
Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристика
|
|
Вежливость
|
2
|
Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения.
Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение
слушать друг друга
|
|
Добро и зло
|
2
|
Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских народных сказках, былинах. Правила
разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты
|
|
Дружба и поря-
дочность
|
2
|
Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг, приятель,
товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе.
|
|
Честность
и искренность
|
2
|
Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность – составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов.
|
|
Гордость и гордыня
|
2
|
Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и
скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России.
|
|
Обычаи
и обряды
русского народа
|
2
|
Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом-солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России.
|
|
Терпение и труд
|
2
|
Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные
дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника.
|
|
Семья
|
2
|
Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровно-родственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи.
|
|
Семейные
традиции
|
2
|
Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов.Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание.
|
|
Сердце матери
|
2
|
Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – нераздельные понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким
|
|
Правила твоей
жизни
|
2
|
Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям.Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым иинвалидам, помощь им.
|
|
Праздники
народов России
|
2
|
Праздники: государственные, светские, религиозные, школьные, семейные. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Христианские праздники: Пасха, Рождество Христово, Крещение.
Мусульманские праздники: Рамадан-байрам, Курбан-байрам. Буддийские праздники.
|
|
Защитники
Отечества
|
2
|
23 февраля – День защитника Отечества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины с ХIII до ХХ в.: Невская битва, сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в ХVII в., подвиги полководца А.В. Суворова, Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ
страны в наше время. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ –
почетная обязанность каждого мужчины. Подарочный этикет.
|
|
Итоговое
повторение
|
3
|
Основные знания и умения по этике и этикету.
|
|
Итого:
|
34 ч
|
|
|