Материалы для обучающихся
Дифференциально-диагностический опросник
«Изучение профессиональных предпочтений с учетом предмета труда»
Инструкция:
Предположим, что у Вас появилась возможность делать то, что Вам нравится. Какое занятие из двух возможных Вы бы предпочли?
Отвечая на вопрос, поставьте «+» рядом с номером вопроса в бланке ответов.
Текст опросника
Что бы Вы предпочли:
1а) ухаживать за животными ИЛИ
1б) обслуживать машины, приборы, следить за ними, регулировать их;
2а) помогать больным людям, лечить их ИЛИ
2б) составлять таблицы, чертить схемы, разрабатывать компьютерные программы;
3а) следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок ИЛИ
3б) следить за состоянием и развитием растений;
4а) обрабатывать материалы (дерево, ткань, металлы, пластмассу и т. п.) ИЛИ
4б) доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать;
5а) обсуждать научно-популярные книги, статьи ИЛИ
5б) обсуждать художественные книги, пьесы, концерты;
6а) выращивать молодняк (животных какой-либо породы) ИЛИ
6б) тренировать товарищей (или малышей) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных);
7а) копировать рисунки, изображения; настраивать музыкальные инструменты ИЛИ
7б) управлять каким-либо грузовым средством (подъемным краном, трактором, тепловозом и др.);
8а) сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и др.) ИЛИ
8б) оформлять выставки, витрины; участвовать в подготовке пьес, концертов;
9а) ремонтировать вещи, изделия, технику, жилище ИЛИ
9б) искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках;
10а) лечить животных ИЛИ
10б) выполнять вычисления, расчеты;
11а) выводить новые сорта растений ИЛИ
11б) конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания);
12а) разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять ИЛИ
12б) разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок);
13а) наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности ИЛИ
13б) наблюдать, изучать жизнь микробов;
14а) обслуживать, налаживать медицинскую аппаратуру, приборы и др. ИЛИ
14б) оказывать людям медицинскую помощь при ушибах, ожогах, травмах, ранениях и т. п.;
15а) составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. ИЛИ
15б) художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые);
16а) делать лабораторные анализы в больнице ИЛИ
16б) принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение;
17а) красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий ИЛИ
17б) осуществлять монтаж, сборку машин, приборов;
18а) организовывать культпоходы сверстников (младших школьников) в театры, музеи, туристические походы и т. п. ИЛИ
18б) играть на сцене, принимать участие в концертах;
19а) изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания ИЛИ
19б) заниматься черчением, копировать чертежи, карты;
20а) вести борьбу с болезнями растений, вредителями леса, сада ИЛИ
20б) работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, телеграфе, ЭВМ и др.).
Бланк ответа
Таблица «Я предпочту»
1а
|
1б
|
2а
|
2б
|
3а
|
3б
|
4а
|
4б
|
5а
|
5б
|
6а
|
-
|
6б
|
-
|
7а
|
-
|
7б
|
8а
|
-
|
8б
|
-
|
9а
|
-
|
9б
|
-
|
10а
|
-
|
-
|
10б
|
-
|
11а
|
11б
|
12а
|
12б
|
13а
|
13б
|
14а
|
14б
|
15а
|
15б
|
16а
|
-
|
16б
|
-
|
17а
|
-
|
17б
|
18а
|
-
|
18б
|
-
|
19а
|
-
|
19б
|
-
|
20а
|
-
|
-
|
20б
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обработка результатов
Подсчитайте количество плюсов в каждом из пяти вертикальных столбцов (таких рядов пять в соответствии с типами профессий) и проставьте соответствующие суммы в нижних клетках бланка ответов в баллах от ноля до восьми.
Если набрано 0−2 баллов, то результат свидетельствует о том, что интерес к данной профессиональной сфере не выражен. При результате 3−6 баллов – профессиональная направленность и интерес выражены в средней степени, при результате 7−8 баллов – профессиональная направленность выражена довольно ярко и отчетливо.
Максимальное количество баллов в тех или иных столбцах указывает на преобладание интересов, а возможно, склонностей к тем или иным областям профессиональной деятельности. При получении одинакового количества баллов (6−7) к двум и более группам профессий можно делать вывод о том, что интересы выражены во всех этих областях.
При получении 4−5 баллов к трем и более типам профессий можно говорить о том, что ваши интересы широки, не ярко выражены, и профессиональные склонности осознаются вами недостаточно.
Интерпретация результатов
1 столбец. Человек–природа (все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством).
Вас, видимо, могут заинтересовать профессии, труд в которых направлен на объекты живой природы: животный мир, растения, микроорганизмы. При выборе профессий данного типа следует учесть, что обычно живая природа выступает для человека всегда с положительной стороны, поскольку она связана с отдыхом.
Примеры профессий этого типа: агроном, биолог, биохимик, механизатор, садовод, животновод, тепличница, птицевод, зоотехник, ветеринар, семеновод, ботаник и др.
Профессиограмма:
Человек, выбравший профессию в данном направлении, должен обладать интуицией, хорошим воображением, наблюдательностью, физической выносливостью, способностью к вероятностному мышлению, проявлять инициативу и самостоятельность, умение строить прогноз относительно роста и развития живых объектов природы.
2 столбец. Человек–техника (технические профессии).
Вас, видимо, могут заинтересовать профессии, связанные с техникой, различными техническими системами, машинами, механизмами, аппаратами, объектами неживой природы. Основу данной профессиональной сферы составляют такие школьные предметы, как физика, химия, математика, черчение.
Примеры профессий этого типа: шофер, токарь, слесарь, инженер-конструктор, киномеханик, инженер-радиотехник, инженер-строитель и др.;
профессии связанные с добычей, обработкой грунтов и горных пород (шахтер, бульдозерист); профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов (плотник, столяр, меховщик, обувщик); профессии по обработке металла, механической сборке и монтажу машин и электроприборов; строительные профессии; профессии в транспорте.
Профессиограмма:
Человеку, выбирающему профессию типа «Техника», необходимы физическая и психологическая выносливость, хорошее зрительное и слуховое восприятие, развитое конкретное и пространственное мышление, а также хорошая координация движений, способность к абстрагированию, аккуратность и точность, мелкая моторика, любовь к технике.
3 столбец. Человек–человек (все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением).
Вас, видимо, могут заинтересовать профессии, труд в которых направлен на человека. Эти профессии типа «Человек» связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием людей, с руководством и контролем за деятельностью людей.
В данной профессиональной сфере позволяют ориентироваться такие учебные предметы, как история, литература, обществознание, психология и др.
Примеры таких профессий: работник медицины, юрист, работник культуры, педагог, тренер, журналист, работник сферы обслуживания, учитель, воспитатель, психолог, руководитель, менеджер по персоналу, любой работник в сфере услуг.
Профессиограмма:
Человеку, выбирающему профессию такого типа, необходимы высокие моральные качества, вежливость, выдержка, общая культура, доброжелательность, внимательность и общительность.
Профессии этого типа требуют от человека умений устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях.
Профессионал данного типа должен иметь двойную подготовку: хорошо ориентироваться в той производственной области, в которой осуществляется работа, а также быть подготовленным к эффективному общению с людьми; уметь устанавливать и поддерживать контакты с абсолютно разными людьми, понимать их и разбираться в особенностях их характера и поведения.
4 столбец. Человек−знаковая система (все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками).
Вас, видимо, могут заинтересовать группы профессий, труд в которых направлен на обработку информации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов, графиков; на создание систем условных знаков, на оформление документов и схематическое изображение объектов.
Люди профессий типа «Знаковая система» накапливают информацию, осуществляют ее переработку, хранят ее и доносят до конечного потребителя, осуществляют помощь при обмене данной информации.
Примеры профессий этого типа: программист, веб-дизайнер, корректор, наборщик, кассир, экономист, геодезист, бухгалтер, телеграфист, оператор ПК, библиограф, фармацевт, секретарь-машинистка, ученый-теоретик и др.
Профессиограмма:
Человеку, выбирающему профессию типа «Знаковая система», необходимы: устойчивое внимание, хорошая память, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость, способность к логическому мышлению. Он должен любить знаки, символы, любые знаковые системы, уметь погружаться в символический мир знаков, систем, схем, моделей, различных карт, таблиц, формул, подписей и надписей, разного рода условных сигналов и др.
5 столбец. Человек–художественный образ (все творческие специальности).
Вас, видимо, могут заинтересовать профессии, направленные на художественные объекты или условия их создания. К ним относятся специальности, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью.
Примеры профессий этого типа: художник-оформитель, музыкант, фотограф, ювелир, ретушер, певец, танцор, композитор, филолог, литератор, писатель, актер, режиссер, хореограф, визажист, модельер, маляр, вышивальщица, расписчик дерева, керамики, архитектор, садовод-декоратор, а также специальности, непосредственно связанные с перечисленными или обслуживающие их (например, настройщик музыкальных инструментов, организатор выставок и вернисажей и др.).
Профессиограмма:
Человек, решивший избрать профессию типа «Художественный образ», должен, прежде всего, обладать врожденным талантом и способностями, которые необходимо развивать в будущем. Это образное мышление, любовь к красоте, художественный вкус, яркое и богатое воображение, фантазия, эмоциональность, наблюдательность, эстетические чувства, гармония с окружающим миром.
Человек должен быть настойчивым, трудолюбивым, иметь силу воли и огромное желание доставлять людям радость.
Направления подготовки/специальности, по которым объявляется прием студентов на первый курс для обучения по очной форме по программам бакалавриата и программам специалитета
в РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева
Название факультета
|
Наименование направления
|
Специальность
|
РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева
|
|
Агрономии и биотехнологии
|
Гидрометеорология
|
Метеорология
|
Биотехнология
|
Биотехнология
|
Агрономия
|
Агробизнес
|
Защита растений
|
Луговые ландшафты и газоны
|
Селекция и генетика сельскохозяйственных культур
|
Защита растений и фитосанитарный контроль
|
Зоотехнии и биологии
|
Биология
|
Зоология; кинология; охотоведение
|
Ветеринарно-санитарная экспертиза
|
Ветеринарно-санитарная экспертиза
|
Зоотехния
|
Технология производства продукции животноводства (коневодство, овцеводство и козоводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство и аквакультура, свиноводство, скотоводство)
|
Кормление животных и технология кормов
|
Разведение, генетика и селекция животных
|
Садоводства и ландшафтной архитектуры
|
Садоводство
|
Плодоводство, виноградарство и виноделие
|
Овощеводство, производство и переработка лекарственного и эфиромасличного сырья
|
Декоративное садоводство и флористика
|
Селекция, генетика и биотехнология садовых культур
|
Тепличное садоводство
|
Ландшафтная архитектура
|
Ландшафтное строительство
|
Ландшафтное проектирование
|
Декоративное растениеводство и газоноведение
|
Гуманитарно-педагогический
|
Государственное и муниципальное управление
|
Муниципальное управление
|
Реклама и связи с общественностью
|
Реклама и связи с общественностью в отрасли
(в АПК)
|
Туризм
|
Технология и организация экскурсионных услуг (агротуризм)
|
Профессиональное обучение
|
Экономика и управление
|
Почвоведения, агрохимии и экологии
|
Экология и природопользование
|
Экология
|
Землеустройство и кадастры
|
Землеустройство
|
Лесное дело
|
Лесное и лесопарковое хозяйство
|
Агрохимия и агропочвоведение
|
Агроэкология
|
Почвоведение и агроэкологическая оценка земель
|
Питание растений и качество урожая
|
Сельскохозяйственная радиология
|
Сельскохозяйственная микробиология
|
Агропочвоведение и агроэкологическая оценка земель
|
Технологический
|
Продукты питания из растительного сырья
|
Технология бродильных производств и виноделие
|
Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий
|
Продукты питания животного происхождения
|
Технология мяса и мясных продуктов
|
Технология молока и молочных продуктов
|
Управление качеством
|
Управление качеством в производственно-технологических системах
|
Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
|
Технология производства, хранения и переработки продукции растениеводства
|
Технология производства, хранения и переработки продукции животноводства
|
Технология производства, хранения и переработки продукции плодоводства и овощеводства
|
Безопасность и качество сельскохозяйственного сырья и продовольствия
|
Товароведение
|
Товароведение и экспертиза в сфере производства сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров
|
Товароведение и экспертиза товаров в области стандартизации, сертификации и управления качеством продукции
|
Экономики и финансов
|
Информационные системы и технологии
|
Информационные системы и технологии в бизнесе
|
Прикладная информатика
|
Прикладная информатика в экономике
|
Информационное обеспечение бизнес-процессов
|
Экономика
|
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
|
Налоги и налогообложение
|
Финансы и кредит
|
Менеджмент
|
Финансовый менеджмент
|
Бизнес-информатика
|
Архитектура предприятия
|
Электронный бизнес
|
Экономическая безопасность
|
Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности
|
Экономический
|
Экономика
|
Мировая экономика
|
Экономика предприятий и организаций
|
Экономика и организация предпринимательской деятельности
|
Экономика инженерно-технических систем
|
Экономика предприятий и организаций природопользования и водного хозяйства
|
Менеджмент
|
Информационный менеджмент
|
Маркетинг
|
Производственный менеджмент
|
Производственный менеджмент на предприятиях природопользования и водного хозяйства
|
Менеджмент в предпринимательской деятельности
|
Менеджмент в агроинженерии
|
Экологический менеджмент
|
Институт механики и энергетики имени В.П. Горячкина
|
Процессы и машины в агробизнесе
|
Техносферная безопасность
|
Безопасность технологических процессов и производств
|
Технология транспортных процессов
|
Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте
|
Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
|
Автомобили и автомобильное хозяйство
|
Стандартизация и метрология
|
Стандартизация и сертификация
|
Управление качеством
|
Управление качеством в производственно-технологических системах
|
Агроинженерия
|
Технические системы в агробизнесе
|
Процессы и машины перерабатывающих производств
|
Технический сервис в АПК
|
Агроинженерия
|
Технический сервис в АПК
|
Энергетический
|
Теплоэнергетика и теплотехника
|
Энергообеспечение предприятий
|
Электроэнергетика и электротехника
|
Электропривод и автоматика
|
Электроснабжение
|
Агроинженерия
|
Электрооборудование и электротехнологии
|
Институт природообустройства имени А.Н. Костякова
|
Природообустройства и водопользования
|
Природообустройство и водопользование
|
Инженерные системы водоснабжения и водоотведения
|
Информационные системы и технологии в природопользовании и водном хозяйстве
|
Комплексное использование и охрана водных ресурсов
|
Мелиорация, рекультивация и охрана земель
|
Природоохранное обустройство территорий
|
Экспертиза и управление земельными ресурсами
|
Мелиорация, рекультивация и охрана земель
|
Землеустройство и кадастры
|
Кадастр мелиорированных земель
|
Гидротехнического, агропромышленного и гражданского строительства
|
Строительство
|
Гидротехническое строительство
|
Промышленное и гражданское строительство
|
Экспертиза и управление недвижимостью
|
Природообустройство и водопользование
|
Природоохранные гидротехнические сооружения
|
Техносферной безопасности, экологии и природопользования
|
Экология и природопользование
|
Природопользование
|
Экологическая безопасность (в водохозяйственном комплексе)
|
Технологические машины и оборудование
|
Технические и технологические комплексы природоохранного обустройства территорий
|
Техносферная безопасность
|
Защита в чрезвычайных ситуациях
|
Инженерная защита окружающей среды
|
Наземные транспортно-технологические комплексы
|
Машины и оборудование для городского хозяйства
|
Машины и оборудование для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и тушения пожаров
|
Машины и оборудование природообустройства и защиты окружающей среды
|
Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
|
Сервис транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования
|
Ситуационная задача
Вы – инициативная группа, которой предстоит организовать собственный агробизнес, ведь питание и все, что с ним связано, всегда будет востребовано потребителями.
1. Выберите форму своего бизнеса: переработка молочной продукции, выращивание плодов и овощей, прудоводство, страусиная ферма, коневодство.
2. Предложите свой план организации этого бизнеса. Укажите, сотрудники каких специальностей вам понадобятся. Учитывая свои профессиональные предпочтения, выберите, какие из этих профессий могли бы подойти участникам группы. Распределите роли в группе по выбранным специальностям.
3. Внесите свои предложения по организации бизнеса: название фирмы, необходимые ресурсы, характеристика производимого товара, реклама товара, способы реализации продукции. Какие проблемы могут возникнуть у вашей команды при организации и развитии этого бизнеса?
Глоссарий
Агробизнес – сектор рыночной экономики, связанный с процесcами сельскохозяйственного производства, хранения, распределения и обработки его продуктов.
Агропочвоведение – это наука, изучающая почвенные процессы, происходящие под воздействием агротехнических мероприятий человека, и влияние их на культурные растения.
Агротуризм – сектор туристской индустрии, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и других ресурсов сельской местности и её особенностей для создания комплексного туристского продукта. Туристы некоторое время ведут сельский образ жизни, знакомятся с местной культурой и местными обычаями, принимают участие в традиционном сельском труде.
Агроэкология – раздел экологии, предметом которого является разработка инструментов, необходимых для получения качественной сельскохозяйственной продукции в условиях индустриального хозяйства.
Бизнес-план – доступное, краткое, понятное и точное описание предполагаемого бизнеса, содержащее сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, организации операций и их эффективности.
Биотехнология – дисциплина, изучающая возможности использования живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач, а также возможности создания живых организмов с необходимыми свойствами методом генной инженерии.
Ветеринария – наука, изучающая здоровое и болезненное состояние домашних животных и занимающаяся профилактикой, диагностикой и лечением болезней, а также расстройствами и травмами животных.
Ветеринарно-санитарная экспертиза – наука, изучающая методы исследования и ветеринарно-санитарной оценки продуктов животного происхождения. Основное значение ветеринарно-санитарной экспертизы − предупреждение инфекционных и инвазионных болезней, распространяющихся среди людей и животных через пищевые, кормовые и технические продукты животного происхождения.
Виноградарство – отрасль агропромышленного комплекса, направленная на выращивание высоких урожаев столового и технического винограда для обеспечения населения свежим и сушёным виноградом, а винодельчество и консервную промышленность – сырьём.
Землеустройство – мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.
Зоотехния – наука о разведении, кормлении, содержании и правильном использовании сельскохозяйственных животных для получения от них возможно большего количества высококачественной продукции при наименьших затратах труда и средств.
Ландшафтная архитектура – это объёмно-пространственная организация территории, объединения природных, строительных и архитектурных компонентов в целостную композицию, несущую определённый художественный образ. Подобно архитектуре и градостроительству ландшафтная архитектура относится к пространственным видам искусства.
Маркетинг – это организационная функция и совокупность процессов прогнозирования потребностей потенциальных покупателей, создания, продвижения и предоставления продукта или услуги покупателям и управление взаимоотношениями с ними с выгодой для организации. В широком смысле задачи маркетинга состоят в определении и удовлетворении человеческих и общественных потребностей.
Менеджмент – разработка и создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем.
Метеорология – научно-прикладная область знания о строении и свойствах земной атмосферы и совершающихся в ней физико-химических процессах.
Метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности. Предметом метрологии является извлечение количественной информации о свойствах объектов с заданной точностью и достоверностью; нормативная база для этого – метрологические стандарты.
Муниципальное управление – это составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета.
Овощеводство – отрасль сельского хозяйства, занимающаяся выращиванием овощных растений и бахчевых культур.
Плодоводство – отрасль растениеводства, разведение плодовых культур на обособленных земельных массивах и приусадебных участках в целях получения плодов, ягод и орехов.
Сельскохозяйственная радиология – это наука, изучающая закономерности миграции искусственных радионуклидов по биологическим цепям в агропромышленной сфере, действие ионизирующей радиации на живые организмы, их сообщества и биоценозы в целом.
Стандартизация – одно из важных направлений деятельности по установлению и поддержке порядка в различных сферах. В частности, стандартизация включает в себя разработку, опубликование и применение стандартов.
Технология – совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства.
Товароведение – научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров; их классификацию и кодирование; стандартизацию; факторы, обусловливающие качество товаров, контроль и оценку его; закономерности формирования ассортимента товаров и его структуру; условия сохранения качества товаров при их транспортировке, в потреблении и эксплуатации.
Управление качеством – деятельность оперативного характера, осуществляемая руководителями и персоналом предприятия, воздействующими на процесс создания продукции в целях обеспечения её качества путём выполнения функций планирования и контроля качества, коммуникации (информации), разработки и внедрения мероприятий и принятия решений по качеству.
Фитосанитарный контроль – вид государственного контроля на государственной границе; комплекс мероприятий, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу органами специальной службы в целях защиты территории РФ от проникновения в страну карантинных и других опасных возбудителей болезней растений, сорняков, вредителей растений.
Финансовый менеджмент – это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей функционирования данной компании на рынке.
Флористика – разновидность декоративно-прикладного искусства и дизайна; создание флористических работ (букетов, композиций, панно, коллажей) из разнообразных природных материалов (цветов, листьев, трав, ягод, плодов, орехов и т. д.), которые могут быть живыми, сухими или консервированными.
Электронный бизнес – любая деловая активность, при которой преобразование внешних и внутренних коммуникаций компании с внешним миром происходит с помощью сети Интернет.
|