Скачать 103.77 Kb.
|
Методики, направленные на исследование проявлений школьной дезадаптации на разных возрастных этапах. Младший школьный возраст. 1. Проективная методика "Что мне нравится в школе?", автор Лусканова Н. Г. Цель: выявить отношение детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе. Возрастная направленность: 6 – 7 лет. Инструментарий: листы формата А4 по количеству обследуемых, простой карандаш, цветные карандаши. Процедура проведения: раздать листы, карандаши и зачитать инструкцию. Инструкция «Дети, нарисуйте, что вам больше всего нравится в школе. Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте, как сможете, оценки за него ставиться не будут». Процедура обработки: 1. Несоответствие теме указывает на: а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и пр. Свидетельствует о мотивационной незрелости; б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований; в) неверное истолкование поставленной задачи, ее понимание. Такие дети или ничего не рисуют или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития. 2. Соответствие заданной теме говорите наличии положительного отношения к школе, при этом учитывается сюжет рисунка, т.е. что именно изображено: а) учебные ситуации — учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и т.п. Свидетельствует о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов; б) ситуации неучебного характера — школьное задание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т.п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты; в) игровые ситуации — качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т. п.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации. Источник: Под ред. В.Е. Клочко. Возрастная психология, 2003. 2. Методика ориентировочной школьной зрелости, авторы: А. Керн, Я. Йирасек. Цель: выявление готовности к школьному обучению. Возрастная направленность: 5 – 7 лет. Инструментарий: специальные бланки, карандаши, листы бумаги. Процедура проведения:
Процедура обработки: Задание № 1 – рисование мужской фигуры 1 БАЛЛ выставляется при выполнении следующих условий: нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена шеей и не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (возможно, они закрыты кепкой или шляпой) и уши, на лице – глаза, нос, рот, руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и нарисована так называемым синтетическим способом (контурным), заключающимся в том, что вся фигура (голова, шея, туловище, руки, ноги) рисуется сразу как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей. При таком способе рисования всю фигуру можно обвести одним контуром, не открывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы "растут" из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие от синтетического, более примитивный аналитический способ рисования предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры. Так, например, сначала рисуется туловище, а затем к нему прикрепляются руки и ноги. 2 БАЛЛА. Выполнение всех требований на единицу, кроме синтетического способа рисования. Три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом. 3 БАЛЛА. Фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней. 4 БАЛЛА. Примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности (доста-точно одной пары) нарисованы только одной линией каждая. 5 БАЛЛОВ. Отсутствует четкое изображение туловища ("головоножка" или преобладание "головоножки") или обеих пар конечностей. Каракули. Задание № 2 Копирование слов, написанных письменными буквами 1 БАЛЛА. Хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец. Буквы превышают размер букв образца не более чем в два раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более чем на 30 градусов. 2 БАЛЛА. Все еще разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются. 3 БАЛЛА. Явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца. 4 БАЛЛА. С образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи. 5 БАЛЛОВ. Каракули. Задание № 3 Срисовывание групп точек 1 БАЛЛ. Почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно быть более чем вдвое. Рисунок должен быть параллелен образцу. 2 БАЛЛА. Число и расположение точек должны соответствовать образцу. Можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой и колонкой. 3 БАЛЛА. Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов. 4 БАЛЛА. Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (например, линии) не допускаются. 5 БАЛЛОВ. Каракули. Источник: http://www.psyoffice.ru/3349-orientacionnyjj-test-shkolnojj-zrelosti-kjorna.html 3. Методика "Какой Я?", автор Р. С. Немова. Цель: определение самооценки. Возрастная направленность: 5 – 7 лет. Инструментарий: специальный бланк для ответов. Процедура проведения: экспериментатор спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Процедура обработки: ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности. Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий. Источник: http://festival.1september.ru/articles/624905/pril3.doc Подростковый возраст. 1. Тест школьной тревожности Филлипса. Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Возрастная направленность: 10 – 12 лет. Инструментарий: бланки для ответов. Процедура проведения: Инструкция. «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «–» если не согласны». Процедура обработки: в соответствии с предложенным ключом. Источник: http://azps.ru/tests/tests_philips.html 2. Методика "Отношение к предметам", автор Л. Балабакина. Цель: разработка рейтинга школьных предметов. Возрастная направленность: школьный возраст. Инструментарий: бланки для ответов. Процедура проведения: Инструкция:"Оцените, пожалуйста, свое отношение к перечисленным учебным предметам, пользуясь следующей шкалой: 2 балла – это про меня; 1 балл – не уверен (а); 0 – это не про меня". Процедура обработки: производится подсчет баллов и затем сравнивается с предложенным вариантом. Литература: Микляева А. В., Румянцева П. В. "Трудный класс": диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007. – 320с. 3. Методика "Социометрия", автор Дж. Морено. Цель: изучение взаимоотношений в малых группах. Возрастная направленность: от 7 лет. Инструментарий: листы бумаги, письменные ручки. Процедура проведения: указать 3 фамилии своих одноклассников, которые наиболее приятны, симпатичны; 3 фамилии своих одноклассников, которые неприятны, не нравятся, никогда не позовете в гости. Процедура обработки: путем вычисления и построения матрицы. Литература: Микляева А. В., Румянцева П. В. "Трудный класс": диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007. – 320с. Старший школьный возраст. 1. Методика исследования самооценки, авторы Ч. Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин. Цель: выявление уровня самооценки тревожности. Возрастная направленность: от 12 лет. Инструментарий: готовые бланки для ответов. Процедура проведения: "Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет". Процедура обработки: Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам: PT=∑1 - ∑2 + 50, где ∑1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 3, 4, 6, 7 9, 13, 14, 17, 18; ∑2 — сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, И, 15, 19, 20); ЛТ = ∑1 - ∑2 + 35, где ∑1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; ∑2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39). При интерпретации результат можно оценивать следующим образом: до 30 - низкая тревожность; 31-45 - умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность. Литература: Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом "БАХРАХ – М", 2011. – с. 59-63. 2. Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса, авторы М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина. Цель: выявление уровня мотивации. Возрастная направленность: от 10 лет. Инструментарий: бланк – анкета. Процедура проведения: Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни. Процедура обработки: Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает. Внешний мотив — 0 баллов. Игровой мотив — 1 балл. Получение отметки — 2 балла. Позиционный мотив — 3 балла. Социальный мотив — 4 балла. Учебный мотив — 5 баллов.
Баллы суммируются и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации учения.
Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние.
Источник: http://gigabaza.ru/doc/75394.html 3. Методика "Социометрия", автор Дж. Морено. Цель: изучение взаимоотношений в малых группах. Возрастная направленность: от 7 лет. Инструментарий: листы бумаги, письменные ручки. Процедура проведения: указать 3 фамилии своих одноклассников, которые наиболее приятны, симпатичны; 3 фамилии своих одноклассников, которые неприятны, не нравятся, никогда не позовете в гости. Процедура обработки: путем вычисления и построения матрицы. Литература: Микляева А. В., Румянцева П. В. "Трудный класс": диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007. – 320с. |
Вариант 1 Инструкция по выполнению работы Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно... |
Инструкция по эксплуатации при использовании своего утюга вы поймете... После прочтения настоящей инструкции по эксплуатации и при использовании своего утюга в соответствии с указаниями вы убедитесь, что... |
||
Учебников умк пнш формируются личностные, коммуникативные и регулятивные ууд у школьников Целью диагностики является выявление мотивации учения. Диагностика проводилась нами 2 раза в начале учебного года и в середине. Использовалась... |
Интерфейс программы Как подключить новый телефон Как изменить настройки соединения Все, что вам необходимо – это соединить компьютер и телефон (с поддержкой gprs) через кабель, инфракрасный порт или Bluetooth и запустить... |
||
Салаты и холодные закуски Салат из цукини с черносливом Волшебница на кухне. В данной книге я лишь хотела показать, что вы можете есть и как можно совмещать разрешенные продукты на практике,... |
Предположим, что у Вас появилась возможность делать то, что Вам нравится.... |
||
Инструкция к тесту: «Предположим, что после соответствующего обучения... Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова. Можно... |
Инструкция по эксплуатации После прочтения настоящей инструкции по эксплуатации и при использовании своего кухонного комбайна в соответствии с указаниями вы... |
||
Курс лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» введение Также как и в случае с физиологическими потребностями, здесь можно сказать, что все будет инструментом обеспечения безопасности:... |
Он стоял у порога тайны, где прахом рассыпаются наши расчеты, где... «Но я не ушел и, должно быть, правильно сделал, потому что вы никогда не сможете уйти от того, от чего вам хотелось бы уйти больше... |
||
Взаимоотношения растений, влияние на окружающую среду Обозначения и краткая инструкция Цель этой страницы донести как можно больше информации о взаимодействиях растений в как можно более сжатом виде, удобном для чтения.... |
Вы хотите, чтобы Ваши дети остались живы и здоровы? Тогда не забудьте о том, что есть всегда опасные места: дороги, водоёмы, лес. Вы всегда должны знать, где Ваш ребёнок: в школе, дома,... |
||
Вы хотите, чтобы ваши дети остались живы и здоровы? Тогда не забудьте о том, что есть всегда опасные места: дороги, водоёмы, лес. Вы всегда должны знать, где Ваш ребёнок: в школе, дома,... |
Занавес открывается 2012 Что касается себя самого, то всегда есть возможность сослаться на чей-то пример позднего прихода в новый жанр или хотя бы поддержать... |
||
Идеологически нагружена, потому что власть может всегда почувствовать... «Выработка путей и направлений профилактики наркозависимости в школах Санкт-Петербурга» |
Занавес открывается 2012 оглавление Что касается себя самого, то всегда есть возможность сослаться на чей-то пример позднего прихода в новый жанр или хотя бы поддержать... |
Поиск |