Скачать 0.52 Mb.
|
Круглый стол «Выработка путей и направлений профилактики наркозависимости в школах Санкт-Петербурга» 3 сентября 2010 года, 14.45 – 16.45 Факультет журналистики СПбГУ Анатолий Степанович: Обсуждение темы антинаркотической пропаганды важно не только для органов власти, но и для проведения самых различных острых дискуссий, которые могут быть проведены в рамках различных мероприятий. В общем, удачи, надеюсь, что разговор будет интересен, убедителен и понятен. Спасибо! Шмелева Елена Владимировна, начальник отдела науки и инноваций факультета журналистики СПбГУ: Спасибо Анатолий Степанович. И позвольте тогда начать наше обсуждение, тема заявлена, вопросы поставлены. И сегодня модерировать наш круглый стол согласился преподаватель факультета журналистики, доцент философского факультета Георгий Васильевич Зазулин. Пожалуйста, Георгий Васильевич, передаю Вам слово и бразды правления нашим круглым столом. Зазулин Георгий Васильевич, доцент кафедры конфликтологии факультета философии и политологии СПбГУ, представитель ECAD в России: Спасибо. Мне очень хочется, чтобы мы получили результат, чтобы эти два часа у нас не прошли чисто поверхностно и ответственность за это лежит в непосредственной мере на мне. А тема достаточно сложная, хотя она не во всех субъектах выглядит такой сложной, как у нас. Я имею представление о том, как происходит работа по этой проблеме в Белгородской области, в Республике Татарстан. Мне есть с чем сравнивать. Тема идеологически нагружена, потому что власть может всегда почувствовать – Комитет по образованию отвечает за эту работу. И мы сейчас должны говорить, если нам что-то не нравится. «Выработка путей направлений профилактике наркозависимости» – уже само название говорит, что что-то должно не нравится, иначе тогда нечего вырабатывать. Потребность конструктивной критики, позитивных предложений – это мое обращение к вам, никаких собственных пиаровских выступлений я не буду допускать, буду стараться их останавливать, а по существу вопроса буду поддерживать и развивать вопросами других экспертов. Вот такая будет схема ведения нашего круглого стола. Я посмотрел на состав экспертов, думаю, что надо начинать от тех, кто более официально подходит к системе образования. Кто из заявленных экспертов считает себя наиболее приближенным к системе образования? Кабинет профилактики зависимого поведения Колпинского района. С Вас и начнем. В Колпино проблема достаточно серьезно стоит, не так давно был случай, когда наркоман убил мужа с женой, живущих с ним на одной площадке, когда они отказали дать ему деньги. Сегодня прокуратура готовит проект, чтобы показать некий пилот освобождения территории от угрозы. Поэтому желательно ваше правдивое экспертное мнение о том, почему так сформулирована проблематика, что-то тревожное чувствуется в существующем положении в школах Петербурга. Расскажите о Вашей системе работы. Ирина Робертовна Корнева — заведующая кабинетом профилактики зависимого поведения Центра психологическо-педагогической реабилитации и коррекции Колпинского района: Тема моего выступления «Комплексный подход к профилактике потребления ПАВ» Поскольку мы - представители центр, хочется сразу сказать, мы работаем с контингентом подростков с шестого по одиннадцатый класс, это ребята в возрасте от 11-12 до 18 лет. Хоть мы и психологи, но в своей работе мы просто не можем заниматься только психологией. Поэтому, когда мы говорим о профилактике потребления ПАВ, причины мы делим на внешние (семья, школа, реклама, мода и проч.) и внутренние (убеждения, эмоции, потребности, воля и проч.), то есть, говоря профессиональном языком, на социально-психологические и психологические. Чтобы начать работу и чтобы она была более адресной, мы разработали три года назад диагностику рисков зависимого поведения на базе нашего кабинета. Это анонимная анкета, которая направлена на выявление предрасположенностей к девиантному поведению у учащихся 7-9 классов. Ключевое слово здесь - «предрасположенность». Нас интересуют подростки группы риска. Те, кто уже употребляют наркотики; те, кто ещё только думает, делать им этот первый шаг или нет. Анкета короткая, вопросы в ней закрытого типа, то есть, подразумеваются ответы «да» или «нет». Что позволяет нам сохранить анонимность. Её легко обрабатывать, что в нашей работе ценно, так как в Колпинском районе 29 учебных заведений, это очень большой объем. Чтобы получить общую картинку надо обработку проводить быстро. Цель этой анкеты – выявление подростков группы риска. Вот сама анкета, в ней 16 вопросов, которые мы условно делим на шкалы. Например «предрасположенность к табакокурению». Тут я хочу сказать, что профилактика табакокурения в нашей стране идёт очень хорошо. Когда подходишь к школе, подростки стоят на крыльце и курят. Когда заходишь в класс и задаёшь вопрос: «Куришь?», отвечают: «Конечно, нет!». Вторая шкала – вопросы, касающиеся употребления алкоголя. Большинство отрицает тезис о том, что «напитки с низким содержанием алкоголя наносят вред здоровью. К сожалению, большинство соглашается с высказыванием: «хотя раз в неделю выпивают слабоалкогольные напитки». Относительно наркотиков, в анкете выдвинуты следующие тезисы: «я считаю, что никогда не буду пробовать наркотики», «мои друзья пробовали» и т.д. Теперь о том, что мы делаем с полученными данными. Когда мы проели диагностику и получили результаты, мы выходим с ними на родительские собрания, на собрание педагогических коллективов – большой плюс, что они идут с нами на контакт, классные руководители охотно приходят на наши семинары. С учётом полученных данных мы комплектуем наши группы для дальнейшей работы, чтобы она была более адресной. Также эта анкета нужна нам для того, чтобы составить сводную таблицу на район. Представленная картинка – результат работы 2009-2010гг. Видно, насколько ситуация меняется в зависимости от класса. Но справедливости ради нужно сказать, что результаты такого же мониторинга, проведенного 2 года назад, были ещё хуже. Кабинет профилактики зависимого поведения Колпинского района разработан проект «Будь здоров» для детей 12-13 лет. Проект включает в себя авторские программы на каждый класс. Если диагностика риска показала в каком-то шестом классе, то будет задействована специальная программа для шестых классов. На каждый возраст есть своя программа. И этот проект работает со всеми участниками образовательного процесса. Это и подростки, родители, педагоги. А также мы охватываем районные и городские массовые мероприятия. Они у нас идут полным ходом, благодаря нашим депутатам предоставляются призы для участников городских и районных мероприятий. Например: конкурс «Люби, твори, живи». Раньше был городской конкурс «Мир без наркотиков», но он перестал существовать, но мы решили в нашем районе оставить этот конкурс, немного его изменили, он стал более позитивным. Включает в себя три номинации, дети участвуют в нем в течение года. Первая номинация – плакат, только в этом году приняло участие 86 человек, вторая - литературно-художественная номинация – 77 человек, театральная - 95 человек. Тема – «Здоровый образ жизни». Также разработана игра по станциям. Существует волонтерский отряд, это те ребята, которые помогают нам в этой работе, везде принимают участие. Зазулин Георгий Васильевич: Вы делаете большую работу, вы - эксперты в данной области, а есть ли у Вас предложение в соответствии с темой круглого стола? Корнева Ирина Робертовна: то, что мы сегодня демонстрировали, действительно работает… Зазулин Георгий Васильевич: А можно сомневаться, что это работает, это будет корректно, если мы будем подвергать сомнению? Поясню на одном примере. Я приехал в Республику Башкортостан, в Уфу, там только провели год без табака, алкоголя и наркотиков. Подарили замечательную книгу в суперобложке. Полистал, в поисках данных о том, сколько человек бросило курить. Раз год без табака, значит, какие-то результаты должны быть. Не нашёл, спросил – тоже никто не может сказать. Так что это был за год без табака, если не понятно, бросили ли курить курящие люди. Должна же быть какая-то цифра! Вот поэтому есть вопросы. Впечатление такое, что вот эта работа существует, но она как бы ничего не меняет с точки зрения наркотизации общества в том же Колпинском районе. Почему у меня такая мысль? Сейчас после принятия стратегии, ФСКН начинает активно разбираться, что есть спрос и как его снижать. И поведя в Подмосковье мозговой штурм (на сайте narкotiкi.ru появились материалы об этом), утверждают, что 2,5 миллиона людей сегодня потребляют наркотики. 90% наркоманов зависимы от героина. Они же все когда-то учились в школе. И видимо там начинали свою «карьеру» наркотизации. Вот может и в Колпино так происходит, вот существует эта работа. Но я спросил прокурора, сколько там по слухам, потребляют наркотики? Он ответил, что 10 тысяч. Это очень много для района с населением 180 тыс. человек. 10 тыс. – «подозреваются», это экспертная оценка. Так что происходит, Вы же уже давно работаете, тем не менее, эта работа оставляет достаточно большой слой людей «на собственное усмотрение». Они уходят в наркотизацию после этого. Вопрос: Вами представлена очень хорошая общая программа по неспецифической профилактике наркозависимости, пропаганде здорового образа жизни. Какие Вашим кабинетом проводятся мероприятия в качестве специфической профилактики наркозависимости? Корнева Ирина Робертовна: Для детей, имеющих опыт потребления, стоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних у нас проводится авторская программа «Убедить удержаться». Таких детей направляют непосредственно к нам, ведётся работа с родителями, и если ситуация ещё более серьезная, то мы сотрудничаем уже не первый год с «Балтийским берегом», куда направляем детей на реабилитацию. Вопрос: Правильно ли я понимаю, что специфической профилактикой наркозависимости с общей популяцией населения Колпинского района среди ребят, не потреблявших наркотики, не проводится? Я спрашиваю о конкретных мероприятиях по профилактике наркозависимости. Корнева Ирина Робертовна: Программы есть такие, например «Формирование психологической устойчивости при негативном влиянии». Зазулин Георгий Васильевич: В школе бывает так, что уже существуют факты потребления. И потребитель может вовлечь другого, и здесь очень важно, что нам остается сделать в образовательных учреждениях. Какой механизм защиты от того, кто потребляет наркотики. Ученик, потребляющий наркотики, является источником угрозы. Мы сразу думаем о правах подростка, мы сразу думаем о его правах как потребителя наркотиков. Ведь есть люди с либеральным креном мышления, которые говорят о правах наркомана. Но совершенно снимается проблема, заключающаяся в том, что этот человек – источник привлечения новых потребителей, что он опасен. И вот я бы хотел почувствовать, как мы эту опасность снимаем, как мы её минимизируем, какие здесь есть наработки, какие есть результаты. В Колпино есть такие результаты, снятия опасности наркотизации других? Есть ли хоть один пример образовательного учреждения, где директор выявил ученика или ему помог кто-то выявить, и сказал: «Вот этот парень, он учится в таком-то классе, он потребляет наркотики». Ученик говорит: «Да, потребляю». «Учиться хочешь» - «Хочу». И с ним начинается работа, борьба за него. Чтобы он сам не стал наркоманом и не вовлек других. Вы можете мне такие примеры привести? Это как организовано? И потом я дам слово экспертам. Вопрос: Здесь шла речь об отряде волонтеров. Сверстник сверстнику намного быстрее может донести эту профилактическую задачу. Хотелось бы услышать, в чём заключается работа вот этого волонтерского отряда. Зазулин Георгий Васильевич: Здесь есть создатель «Сверстник - сверстнику» Григорий Латышев. Мы ещё услышим. Вы поймите, что ситуация очень чётко сформулирована. Нам не надо уходить в нюансы. Мы должны выйти на некие пути именно уменьшения наркотизации. Корнева Ирина Робертовна: Давайте я попробую ответить на вопрос, что в Колпинском районе делается с теми, кто уличён в потреблении. Они попадают на комиссию по делам несовершеннолетних. Потом они переходят к нам в центр, через городской Центр профилактики и мы оформляем их в «Балтийский берег», где они находятся полгода или год. Эта организация, к сожалению, только для мальчиков, где они учатся полгода в закрытом режиме. После того, как они возвращаются к нам, мы берем их в наш Центр. Зазулин Георгий Васильевич: Устраивает ли Вас эта схема работы? Она эффективна? Она работает? Сколько было в прошлом году или за учебный год выявлено, отправлено. Сколько не удалось выявить – попробуйте сказать, как эксперты, и убедить, что эта схема работает. Корнева Ирина Робертовна: Эта схема работает. В Колпинском районе это самая эффективная схема. Вы очень правильно говорите: наркопотребитель – это риск. Поэтому единственное, что можно сделать в образовательном учреждении – это изъять его из школы. Зазулин Георгий Васильевич: Сколько, таким образом, было изъято в прошлом году? Корнева Ирина Робертовна: 10 человек. Мне кажется, мы рекордсмены «Балтийского берега», там очень мало мест. И это уже проблема. А вторая проблема, которая есть в нашем районе, это проблема девочек. По нашим данным, у нас девочки вовлекаются в потребление быстрее и чаще, чем мальчики. Но в Санкт-Петербурге нет ни одного закрытого реабилитационного учебного заведения, куда можно отправить девушек, имеющих опыт потребления. Зазулин Георгий Васильевич: Спасибо большое. Меня очень напугало, высокий уровень склонности к алкоголизму, выявленный в результате Ваших исследований. А что мы хотим, если мы живём в обществе, которое проиграло войну с алкоголизмом, ещё исторически, с царских времен. И фактически у нас 5% непьющих людей, живущих в трезвости. Эта цифра - официальная, она опубликована на сайте www.narkotiki.ru. Поэтому, 100% все склонны, социализируясь в обществе пьющих, где 95% пьёт и задача - удержаться от наркотизации. Чтобы не произошло того же самого начала по наркотикам, которые распространены среди молодёжи. И пройдёт 10-15 лет, и так же скажут: вот это общество – оно всё потребляет наркотики, которые запрещены. Вот этого надо не допустить. И рубеж борьбы идёт в школе, там формируется сознание. Латышев Григорий Владиславович, директор региональной общественной организации «Центр медицинской профилактики», один из авторов проекта «Ровесник ровеснику». Хочу дать небольшую справку по поводу реабилитационного центра. У нас есть реабилитационный центр для несовершеннолетних девочек, это проект «Красного Креста», он находится на ул. Руставелли. Зазулин Георгий Васильевич: Хорошо, спасибо. Последний вопрос выступающим. Вопрос: когда Вы проводите профилактическую работу, Вы что ставите во главу угла? Какая у Вас главная задача? Корнева Ирина Робертовна: Для нас самое главное - это формирование у подрастающего поколения моды на здоровый образ жизни. Вопрос: Вам не кажется, что Вы во главу угла ставите качество жизни, а не конкретно здоровый образ? Можно главной задачей ставить здоровье, можно главным ставить учёбу. Но если Вы ставите главным качество жизни, а там: здоровье, семья и т.д. И второй вопрос: Вы когда начинаете работать, когда появляются склонные к потреблению люди, или ещё до этого? Корнева Ирина Робертовна: Начинаем с 6го класса. Зазулин Георгий Васильевич. Конечно, школа готова заниматься предупреждением возникновения зависимости от психоактивных веществ, это и табак и алкоголь, и мы увидели такую презентацию. Но наш круглый стол при всей важности и связанности проблем зависимостей, которые лишают человека свободы, сегодня конкретизируется наркотизацией населения. Это новая угроза, это проблема, которая фактически угрожает нашему генофонду. Если мы опаздываем сегодня, если государство опоздает, общество может не чувствовать, поскольку наркотизация идёт не за счёт героина, прежде всего. Мы можем просто опять оказаться в ситуации, когда «машут кулаками после драки». Поэтому, кто по теме семинара хотел бы сегодня сказать, как он видит решение проблемы подростка в питерских школах? Нравится или не нравится система, дать оценку этой системе, предложить какой-то конкретный способ её улучшения, повышения эффективности. |
Конан Дойля "Постоянный пациент" Те, кто делают то, что нравится им самим, но не нравится декану математического факультета |
«Игра на развитие устойчивости, объема и переключаемости внимания детей 3-7 лет «Найди и покажи» Ла. Случается, что дети не всегда спокойно реагируют на их использование. Кто-то вдруг «пугается», потому что боится сделать что-то... |
||
Предположим, что у Вас появилась возможность делать то, что Вам нравится.... |
Учебников умк пнш формируются личностные, коммуникативные и регулятивные ууд у школьников Целью диагностики является выявление мотивации учения. Диагностика проводилась нами 2 раза в начале учебного года и в середине. Использовалась... |
||
Точное изложение православной веры I: о том, что Божество непостижимо и что не должно с излишним любопытством доискиваться того, что не предано нам святыми пророками,... |
Как то раз, я решил что большой и громоздкий ноутбук это совсем не... Понятное дело, что решением данного вопроса, окажется покупка нетбука, субноутбука или неттопа. Да, но какого? Рынок предлагает нам... |
||
Микоян Степан Анастасович Опубликовано 21 июля 2006 года 24240 1 У всех было в сознании, что так или иначе придется защищать Родину. Тем более, что к власти в Германии пришли фашисты, что все с... |
5020-5004 (Хроники одной поездки) Мы с Андреем Петровым ликвидируем последствия моего дня рождения, что отмечалось у Кати с Дрейдом на Рабочем Поселке. Я мою полы,... |
||
Тренинг безопасности для родителей Кто угодно его уведет» «Я очень беспокоюсь, когда оставляю ребенка одного. Случиться может что угодно!» «Как же мне объяснить ему,... |
Тренинг безопасности для родителей Кто угодно его уведет» «Я очень беспокоюсь, когда оставляю ребенка одного. Случиться может что угодно!» «Как же мне объяснить ему,... |
||
Инструкция «Дети, нарисуйте, что вам больше всего нравится в школе.... Цель: выявить отношение детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе |
Положение о проведении традиционной Камчатской гонки на собачьих упряжках Традиционная, не только потому, что проходит уже более 20 лет, но и потому, что это единственная гонка в мире, которая возродила... |
||
Эй ! Кто-нибудь слышал, кто такие творцы ? В тишине и безмолвии космоса падал человек, он был так же тих и безмолвен, как и всё вокруг, он даже не дышал и казалось не потому,... |
Если возникло возгорание, что делать? Если возникло возгорание, что делать? Надо постараться потушить огонь, пока он не разгорелся основательно. Но как это сделать? Для... |
||
О субстанциальных синтаксических универсалиях служит утверждение... Приятно отметить, что времена изменились, и произошло это отчасти потому, что теперь у нас есть более ясное представление о предмете... |
Основные правила для школьников младших классов Вы должны это знать Всегда спрашивайте родителей о незнакомых вещах в Интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет |
Поиск |