Скачать 1.42 Mb.
|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОГЛАВЛЕНИЕ I. ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ, ПИЩЕВОЙ ЦЕННОСТИ, ОБЪЕМУ, КАЧЕСТВУ ПИТАНИЯ И УСЛОВИЯМ ПРИЕМА ПИЩИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 5 1.1. Требования к безопасности и качеству питания 5 1.2. Требования к безопасности используемой посуды 5 1.3. Требования к удовлетворению физиологических норм потребностей в основных пищевых веществах, энергии и биологических активных минорных веществах 5 1.4. Требования к ассортименту продуктов, перечни разрешенных и не разрешенных продуктов для организации питания обучающихся воспитанников 6 1.5. Требования к среднесуточным наборам продуктов (рационам) для разных возрастных групп обучающихся, воспитанников с учетом региональных особенностей и специфики образовательного процесса 6 1.6. Требования к меню и методика его формирования, требования к объему порций, примерное меню 6 1.7. Требования к дополнительному питанию 7 1.8. Требования к организации питьевого режима 8 1.9. Требования к организации основного и дополнительного питания 9 1.10. Требования к торговле в образовательных учреждениях пищевыми продуктами с использованием торговых автоматов 9 ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1 10 ПРИЛОЖЕНИЕ 1.2 11 ПРИЛОЖЕНИЕ 1.3 13 ПРИЛОЖЕНИЕ 1.4 26 ПРИЛОЖЕНИЕ 1.5 27 ПРИЛОЖЕНИЕ 1.6 28 ПРИЛОЖЕНИЕ 1.7 30 II. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ ПРОИЗВОДСТВО БЕЗОПАСНОГО И КАЧЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 32 2.1. Требования к безопасности и качеству сырья, готовых продуктов питания, тары, посуды. 32 2.2. Санитарно-гигиенические и санитарно-технические требования к организации питания 33 2.3. Требования к приемке, хранению и срокам реализации пищевых продуктов 33 2.4. Требования к технологическому процессу приготовления блюд 34 2.5. Требования к оснащенности технологическим оборудованием и инвентарем, требования к оборудованию, инвентарю 35 2.6. Требования к управлению организацией питания с учетом типов и видов образовательных учреждений 35 2.7. Требования к кадровому обеспечению технологического процесса, условиям труда персонала 35 ПРИЛОЖЕНИЕ 2.1 37 ПРИЛОЖЕНИЕ 2.2 38 ПРИЛОЖЕНИЕ 2.3 39 ПРИЛОЖЕНИЕ 2.4 40 ПРИЛОЖЕНИЕ 2.5 41 ПРИЛОЖЕНИЕ 2.6 43 III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 45 3.1 Требования к нормативам, способам и формам финансирования питания обучающихся и воспитанников за счет родительских средств, а также из средств бюджетов разных уровней, внебюджетных источников 45 3.2 Требования к расчёту стоимости питания обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях с учетом социально-экономических особенностей территорий; методика расчёта 46 3.3 Требования к порядку учета и отнесения расходов на организацию питания из средств бюджетов разных уровней, внебюджетных источников и родительских средств 48 3.4 Ведение претензионной работы 49 ПРИЛОЖЕНИЕ 3.1 53 ПРИЛОЖЕНИЕ 3.2 54 ПРИЛОЖЕНИЕ 3.3 56 ПРИЛОЖЕНИЕ 3.4 57 ПРИЛОЖЕНИЕ 3.5 58 ПРИЛОЖЕНИЕ 3.6 59 ПРИЛОЖЕНИЕ 3.7 62 ПРИЛОЖЕНИЕ 3.8 63 ПРИЛОЖЕНИЕ 3.9 65 IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ПИТАНИЮ 66 4.1. Требования к организации работы по формированию культуры здорового питания в образовательном учреждении 66 4.2 Требования к программам учебных предметов, курсов, дисциплин, программам дополнительного образования по формированию культуры здорового питания 67 4.3. Требования к профессиональной подготовке и профессиональному поведению педагогов, преподавателей, работающих в сфере формирования культуры здорового питания 68 V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ПРИМЕНЕНИЯ СТАНДАРТА В ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 71 5.1. Требования к организации и содержанию контроля за реализацией Стандарта 71 5.2. Требования к охвату питанием 71 5.3. Требования к организации текущего (ежегодного) и итогового (в последний год обучения) мониторинга состояния здоровья обучающихся, воспитанников в связи с условиями и качеством питания в образовательных учреждениях 71 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ 75 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Государственный стандарт питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений (далее – Стандарт) является основным документом, регламентирующим современную систему организации питания в образовательных учреждениях Российской Федерации, и обязателен для исполнения на территории Российской Федерации. Основная цель – сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников путем оптимизации их питания в образовательных учреждениях. Задачи: обеспечение безопасности, качества и доступности питания; установление унифицированных требований к организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях Российской Федерации. Стандарт представляет собой совокупность требований к: безопасности, составу, пищевой ценности, объему, качеству питания и условиям приема пищи в образовательном учреждении; технологическим условиям, обеспечивающим производство безопасного и качественного питания для образовательных учреждений; экономическим условиям организации питания в образовательных учреждениях; условиям обеспечивающие формирование у обучающихся, воспитанников мотивации к здоровому питанию; результатам применения данного стандарта в организации питания в образовательных учреждениях. Стандарт формирует основу для разработки региональных, ведомственных планов действий в сфере питания в образовательных учреждениях, совершенствования организации систем управления, установления обязательных требований, относящихся к компетенции соответствующих органов управления и руководителей учреждений. I. ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ, ПИЩЕВОЙ ЦЕННОСТИ, ОБЪЕМУ, КАЧЕСТВУ ПИТАНИЯ И УСЛОВИЯМ ПРИЕМА ПИЩИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 1.1. Требования к безопасности и качеству питания Все продукты и блюда, используемые в питании обучающихся и воспитанников в образовательном учреждении, должны соответствовать действующим в Российской Федерации гигиеническим требованиям к качеству и безопасности продуктов питания согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.3.2.1940-05, СанПиН 2.3.2.1078-01 и Разделам 2 и 22 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года № 299. 1.2. Требования к безопасности используемой посуды Столовая посуда и приборы, тара должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям СанПиН 2.3.6.1079-01, СанПиН 2.4.5.2409-08 и быть выполнены из материалов, допущенных для контакта с пищевыми продуктами в соответствии с гигиеническими нормативами, содержащимися в Разделе 16 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года № 299. Столовые образовательных учреждений должны быть обеспечены достаточным количеством столовой посуды и приборов, из расчета не менее двух комплектов на одно посадочное место, в целях соблюдения правил мытья и дезинфекции, а также шкафами для их хранения около раздаточной линии. Не допускается использование столовой посуды деформированной, с отбитыми краями, трещинами, сколами, с поврежденной эмалью; столовые приборы из алюминия; разделочные доски из пластмассы и прессованной фанеры; разделочные доски и мелкий деревянный инвентарь с трещинами и механическими повреждениями. При доставке горячих готовых блюд и холодных закусок должны использоваться специальные изотермические емкости, внутренняя поверхность которых должна быть выполнена из материалов, отвечающих требованиям санитарных правил, предъявляемых к материалам, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами. Требования к мытью и хранению столовой посуды и приборов изложены в СП 2.3.6.1079-01 и СанПиН 2.4.5.2409-08. 1.3. Требования к удовлетворению физиологических норм потребностей в основных пищевых веществах, энергии и биологических активных минорных веществах Каждый обучающийся и воспитанник должен быть обеспечен пищевыми веществами, необходимыми ему для нормального роста, развития, обеспечения эффективного обучения и адекватного иммунного ответа, с учетом его возрастных и физиологических потребностей, а также времени пребывания в образовательном учреждении: (СанПиН 2.4.2.2842-11 (таблица 1 Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для подростков в возрасте 14-18 лет), СанПиН 2.4.1.2660-10 (таблица 4. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей возрастных групп), МР 2.3.1.24.32-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации», СанПиН 2.4.1201-03 (таблица 4.1. Физиологические нормы суточной потребности детей от 1 года до 17 лет в пищевых веществах и энергии), СанПиН 2.4.4.1204-03 (таблица 8.1. Суточная потребность детей и подростков в пищевых веществах и энергии. Суточная потребность детей и подростков), СП 2.4.990-00 (таблица 2.9. Физиологические нормы суточной потребности детей от 1 года до 17 лет в пищевых веществах и энергии), СанПиН 2.4.1.2660-10 (таблица 4.1. Физиологические нормы суточной потребности детей от 1 года до 17 лет в пищевых веществах и энергии), МУК 2.3.2.721-98 (Средневзвешенные нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии). Каждый обучающийся и воспитанник общеобразовательных учреждений должен получить в школе 25-65% пищевых веществ, необходимых ему для нормального роста, развития, обеспечения эффективного обучения и адекватного иммунного ответа согласно нормам физиологических потребностей (приложение 1.1 к данному Стандарту). 1.4. Требования к ассортименту продуктов, перечни разрешенных и не разрешенных продуктов для организации питания обучающихся воспитанников Ассортимент основных пищевых продуктов, рекомендуемых для использования в питании детей в дошкольных организациях формируется согласно СанПиН 2.4.1.2660-10 (приложение 8), в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования – СанПиН 2.4.5.2409-08 (приложение 8, 9). Перечень продуктов и блюд, которые не допускаются для реализации в организациях общественного питания образовательных учреждений, представлен в СанПиН 2.4.5.2409-08 (приложение 7). 1.5. Требования к среднесуточным наборам продуктов (рационам) для разных возрастных групп обучающихся, воспитанников с учетом региональных особенностей и специфики образовательного процесса Перечень рекомендуемых среднесуточных наборов пищевых продуктов, в том числе используемых для приготовления блюд и напитков, для подростков 14-18 лет, представлен в СанПиН 2.4.2.2842-11 (приложение 1), перечень рекомендуемых среднесуточных наборов пищевых продуктов, в том числе используемых для приготовления блюд и напитков, для детей и подростков в туристических лагерях представлен в СанПиН 2.4.4.2605-10 (таблица 2), перечень рекомендуемых среднесуточных норм питания в дошкольных организациях – в СанПиН 2.4.1.2660-10 (таблица 1), перечень рекомендуемых среднесуточных наборов пищевых продуктов, в том числе, используемых для приготовления блюд и напитков, для детей и подростков оздоровительных учреждений – в СанПиН 2.4.4.2599-10 (таблица 2) Рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов, в том числе, используемые для приготовления блюд и напитков, для обучающихся общеобразовательных учреждений, предусматривающие формирование набора продуктов, предназначенных для питания детей в течение суток или иного фиксированного отрезка времени, представлены в СанПиН 2.4.5.2409-08 (таблица 1), а также в приложении 1.2 к данному Стандарту. 1.6. Требования к меню и методика его формирования, требования к объему порций, примерное меню Требования к организации здорового питания и формированию примерного меню установлены для общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования СанПиН 2.4.5.2409-08 (раздел VI), для дошкольных образовательных учреждений – СанПиН 2.4.1.2660-10 (раздел XVI). Примерные меню школьных обедов и завтраков представлены в приложении 1.3 к данному Стандарту. Примерное меню при его практическом использовании может корректироваться с учетом социально-демографических факторов, национальных, конфессиональных и территориальных особенностей питания населения, при условии соблюдения требований к содержанию и соотношению в рационе питания основных пищевых веществ. Требования к профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности изложены в СанПиН 2.4.5.2409-08. 1.7. Требования к дополнительному питанию Во всех образовательных учреждениях для детей и подростков от 7 до 18 лет с постоянным пребыванием в образовательном учреждении более 4 часов, помимо организации основного питания (завтраки, обеды, полдники или ужины), должно быть организовано дополнительное питание, то есть реализация достаточного ассортимента пищевых продуктов в свободной продаже. Формирование ассортимента пищевых продуктов для дополнительного питания детей и подростков осуществляется путем составления и утверждения образовательным учреждением (или предприятием школьного питания) ассортиментных перечней пищевых продуктов для свободной продажи («буфетной продукции»), соблюдения обязательного ассортиментного минимума (основного перечня). Для свободной продажи в столовых (буфетах) образовательных учреждений должен быть сформирован обязательный и дополнительный ассортименты. Рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для организации дополнительного питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования установлен СанПиН 2.4.5.2409-08 (приложение 9). Основной (обязательный) ассортиментный перечень пищевых продуктов для организации дополнительного питания обучающихся является ассортиментным минимумом – продукты, входящие в него должны быть в наличии (в продаже) каждый день (приведен в приложении 1.4 к данному Стандарту). Дополнительный ассортимент является ассортиментным максимумом и определяет возможность реализации тех или иных продуктов, при их наличии, с учетом имеющегося торгового оборудования и возможности использования данного вида продуктов в питании детей и подростков в организованных коллективах (приведен в приложении 1.5 к данному Стандарту). При наличии в достаточном количестве соответствующего торгового оборудования (мармитов, охлаждаемых прилавков и др.) в ассортимент продукции, реализуемой в буфетах образовательных учреждений, можно включать блюда и кулинарные изделия собственного изготовления, избегая при этом повторов одноименных (или приготовленных из одних и тех же полуфабрикатов) блюд и изделий в смежные дни. Перечень кулинарной продукции, изготавливаемой в столовой образовательного учреждения, рекомендуемой для свободной продажи дополнительно к пищевым продуктам, указан в приложении 1.6 к данному Стандарту. Достаточный ассортимент пищевых продуктов для организации дополнительного питания обучающихся подразумевает ежедневное наличие в свободной продаже не менее 20-30 наименований пищевых продуктов, относящихся к разным группам по их потребительским свойствам и пищевой ценности. Условия реализации пищевых продуктов для дополнительного питания детей и подростков в образовательных учреждениях устанавливаются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям торговли, изготовлению и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов (СП 2.3.6.2203-07). Реализация готовых блюд и кулинарных изделий осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов (СП 2.3.6.1079-01) и санитарно - эпидемиологическими требованиями к организациям торговли, изготовлению и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов (СП 2.3.6.2203-07). Пищевые продукты для дополнительного питания детей и подростков в образовательных учреждениях реализуются с отдельных прилавков, барных и буфетных стоек. Запрещается реализация пищевых продуктов для дополнительного питания детей и подростков в образовательных учреждениях с основных раздаточных линий. Прилавки, барные и буфетные стойки и иные торговые точки для реализации буфетной продукции могут располагаться в обеденных залах образовательных учреждений или в отдельных, специально выделенных помещениях. Последние обязательно оборудуются умывальниками и электрополотенцами в соответствии с требованиями санитарных правил. Места реализации пищевых продуктов для дополнительного питания детей и подростков должны быть оборудованы специальной мебелью для приема пищи – обеденными столами, барными стойками, специальными столиками для приема пищи стоя и т.п. Места реализации пищевых продуктов для дополнительного питания детей и подростков обязательно должны иметь следующее оборудование: торговый стол, охлаждаемый прилавок и (или) охлаждаемую витрину (температура +2…+6 °С), неохлаждаемый прилавок (витрину), умывальник для мытья рук торгового персонала. При реализации готовых блюд и кулинарных изделий, в т. ч. изготавливаемых из полуфабрикатов высокой степени готовности, дополнительно устанавливаются мармиты и другое необходимое оборудование. Для приготовления или разогрева отдельных видов кулинарной продукции (сосиски, горячие бутерброды, пицца школьная, пирожки и т.п.) следует оборудовать буфеты образовательных учреждений СВЧ-печами или конвекционными печами малого объема, в т. ч. бытовыми. Для реализации чая, какао, кофейных напитков, фиточаев, каш быстрого приготовления и др. кулинарной продукции из пищевых концентратов, буфет оборудуется электрокипятильником (электрическим чайником). В месте реализации буфетной продукции устанавливают шкафы, в том числе холодильные, для запасов реализуемого в течение дня товара или оборудуют для этой цели специальную кладовую, оборудованную холодильным шкафом или бытовым холодильником. При реализации (свободной продаже) буфетной продукции, в т. ч. некоторых готовых блюд и кулинарных изделий, может использоваться одноразовая посуда, имеющая санитарно-эпидемиологическое заключение с соответствующей областью применения. При наличии условий для обработки столовой и чайной посуды используется многоразовая столовая и чайная посуда. Вся реализуемая продукция промышленного производства обязательно должна иметь потребительскую упаковку с этикетной надписью (маркировкой) в соответствии с требованиями действующего законодательства |
Информационная карта Медико-социальные условия пребывания обучающихся, воспитанников (организация питания и медицинского обслуживания обучающихся, воспитанников,... |
Отчет о самообследовании муниципального бюджетного общеобразовательного... Медико-социальные условия пребывания обучающихся, воспитанников (организация питания и медицинского обслуживания обучающихся, воспитанников,... |
||
2 на оказание услуг по организации питания обучающихся, воспитанников... Протокол №2 от «09» декабря 2011г.), заключили настоящий Государственный контракт (далее – Контракт), о нижеследующем |
Государственный контракт №14 на организацию питания обучающихся,... ... |
||
Инструкция для обучающихся и воспитанников по правилам безопасности Соблюдение данной инструкции обязательно для всех обучающихся и воспитанников, пользующихся автобусными перевозками, организуемыми... |
Проведении разъяснительной и консультативной работы среди родителей... Оказывает содействие педагогам в воспитании у обучающихся, воспитанников ответственного отношения к учебе, привитии им навыков учебного... |
||
Программа по организации здорового питания «Приятного аппетита!»... Республиканский тематический фестиваль методических разработок и программ по формированию культуры здорового питания у обучающихся... |
Положение о комиссии по контролю за организацией и качеством питания обучающихся маоу сош №3 Комиссия по контролю за организацией и качеством питания обучающихся создается в школе для решения вопросов качественного питания... |
||
Публичный доклад Доклад призван информировать родителей (законных представителей обучающихся и воспитанников), самих воспитанников и обучающихся,... |
Приказ №01-04/30 От 25. 07. 2015 Ярославль положение об организации питания воспитанников Положение об организации питания воспитанников, посещающих муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад вида... |
||
Должностная инструкция ответственного по организации питания обучающихся Ответственный за организацию питания обучающихся назначается и освобождается от должности директором Школы |
Образовательная программа общего образования муниципального автономного... Муниципальное автономное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... |
||
2шк/2012 на оказание услуг по организации питания обучающихся, воспитанников... Департамента образования города Москвы в 2012 году, расположенных в Восточном Административном округе города Москвы |
Инструкция по охране труда при перевозке обучающихся, воспитанников... Обучающихся, воспитанников при перевозке должны сопровождать двое взрослых работников образовательного учреждения. Родители детей... |
||
Инструкция №42 по охране труда при перевозке обучающихся, воспитанников... При перевозке автомобильным транспортом возможно воздействие на обучающихся, воспитанников следующих опасных факторов |
Приказ 04. 09. 2017 359 г. Ессентуки Об организации горячего питания... «Об определении порядка обеспечения питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований местного бюджета» и в целях обеспечения учащихся... |
Поиск |