Обеспечения учебного процесса

Обеспечения учебного процесса


Скачать 203.48 Kb.
Название Обеспечения учебного процесса
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
НОРМАТИВЫ
МАТЕРИАЛЬНОГО, ГИГИЕНИЧЕСКОГО И ТРУДООХРАННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


Видные отечественные ученые-педагоги (Э.Д.Новожилов В. М. Казакевич, А. Ф. Ктиторов и др.), рассматривая вопросы связи между содержанием труда на производстве и трудовым обучением в общеобразовательной школе, пришли к выводу, что школа не может, не должна просто копировать содержание труда работников производства. Они высказывают убеждение, что, учитывая особенности подросткового возраста детей, с целью их физического и умственного развития ручной труд в школьных мастерских в определенной мере должен быть сохранен. Добавим, со своей стороны, что существующий разрыв между современными средствами производства и оборудованием, составляющим основу учебно-материальной базы общеобразовательной школы, не может служить оправданием для учителя технологии в вопросах трудовой подготовки школьников. Радикального изменения такого положения в ближайшие годы не предвидится, следовательно, в процессе формирования технологических умений у школьников успех будет зависеть от грамотных научно-методических подходов к организации труда и выбору объектов работы, глубокого технико-педагогического анализа воспитательно-образовательной ценности всей деятельности школьника в учебных мастерских школы.
2. НОРМАТИВЫ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Вся материальная база трудового обучения — мастерские, кабинеты обслуживающего труда, рабочие комнаты для трудового обучения младших школьников, некоторые кабинеты для проведения трудового обучения в старших классах — может (в зависимости от проекта школы) располагаться непосредственно в здании школы (см. рис. 1), либо в отдельном здании.

Второй вариант предпочтительнее, так как неизбежный производственный шум не проникает в классы. С учетом особенностей педагогического процесса и большой физической активности учащихся

во время работы площадь рабочего места на одного ученика должна быть увеличена на 25 — 40 % по сравнению с нормой площади рабочего места взрослого рабочего. Установлены следующие нормативные площади на одного обучаемого:

в слесарной мастерской — 4 м2;

в столярной мастерской — 4...5 м2;

в швейной мастерской — 4 м2.

Площади увеличиваются при углубленной допрофессиональной подготовке:

для токарей — 6...8 м ,

для фрезеровщиков и шлифовщиков — 9... 12 м2;

для электросварщиков — 7,5 м2.

Учебно-производственные мастерские могут располагаться на любом этаже здания, за исключением подвального. Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими.

Количество мастерских, их разновидность и площади в каждой школе принимаются в зависимости от количества и наполняемости классов (классов-комплектов), но при этом следует ориентироваться на максимальный размер площади. Желательно, чтобы каждая мастерская имела площадь не менее 70 м2. Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов с учетом деления V— IX классов на подгруппы в соответствии с установленными нормами: в городских школах с числом учащихся 25 и более человек, в сельских — 20 и более человек.

Мастерские для технического труда также могут быть комбинированными (совмещенными). Вместе с тем в любом случае нормативами предусмотрено наличие инструментальной — для хранения инструментов и приспособлений (не менее 15 —20 м2) и склада — для хранения длинномерных пиломатериалов и металлов, фанеры и др. материалов. Установлены требования к отдельным видам мастерских, которые учителя технологии должны знать.
2.1. МАСТЕРСКИЕ ПО ОБРАБОТКЕ

ДРЕВЕСИНЫ И МЕТАЛЛА


  1. Рабочим местом индивидуального пользования в данных мастерских является столярный, слесарный или комбинированный верстак. При отсутствии в мастерских комплекта электроснабжения комбинированного (КЭК) к верстакам может подводиться электропитание напряжением не выше 42 В для выполнения электротехнических работ.




  1. Рабочими местами коллективного пользования в мастерских по обработке древесины и металла являются станки, муфельная печь, пресс для штамповки, универсальные приспособления для прокатки и гибки листового металла, проволоки, а также дополнительное оборудование для организации производительного труда учащихся. Станочные рабочие места оборудуются тумбочками или укладками для размещения измерительных и режущих инструментов, заготовок, готовой продукции и документации. Токарные станки дополнительно комплектуются крючками для удаления стружки.




  1. Окраска изделий распылением в мастерских должна производиться в специально оборудованном для этих целей вытяжном шкафу. При пайке и выжигании в мастерских используются комплекты специального оборудования с отсосом воздуха. В случае отсутствия такого комплекта для пайки оборудуются специальные места с обязательной установкой местных вентиляционных отсосов.




  1. Специальные помещения (индивидуальная комната мастера, кладовая для хранения сырья и готовой продукции), предусмотренные в составе мастерских, предназначаются для хранения инструментов, приспособлений, заготовок, материалов, незавершенных работ учащихся, учебно-наглядных пособий, выполнения заготовительных работ.

Эти помещения являются, как правило, смежными с помещениями мастерских. Расположение и геометрия помещения кладовой должны обеспечивать возможность разрезания на круглопильном станке длинномерных (до 6 м) пиломатериалов.


  1. Станки фуговальный школьный СФО-1, круглопильный школьный СКД-1 и заточные относятся к оборудованию, на котором работает только учитель. Эти станки устанавливают в специальных помещениях мастерских. В исключительных случаях они могут устанавливаться непосредственно в мастерских около рабочего места учителя, при этом во время занятий с учащимися закрываются запирающимися футлярами. Указанные станки, а также токарные станки по дереву и муфельная печь обязательно оборудуются вентиляционными отсосами.




  1. Рабочее место учителя в мастерских по обработке древесины и металла дополнительно оснащается верстаком для демонстрации приемов выполнения работ.

Р
ис. 1. Вариант расположения учебно-производственных помещений в здании школы:



Вариант расположения учебно-производственных помещений в здании школы

ПОМЕЩЕНИЯ





  1. мастерская по обработке древесины;

  2. мастерская по обработке металла;

  3. кабинет обслуживающих видов труда по обработке ткани;

  4. кабинет по кулинарии;

  5. заготовительное отделение по деревообработке;

  6. инструментальная (технический труд);

  7. заготовительное отделение по металлообработке;

  8. инструментальная (обслуживающий труд);

  9. рекреация;

  10. комната гигиены и туалеты для мальчиков;

  11. комната гигиены и туалеты для девочек;

  12. подсобное помещение для хранения уборочного инвентаря.



ОБОРУДОВАНИЕ





  1. доска классная с одной рабочей поверхностью (2000 х 1200);

  2. стол учителя (1300 х 600 х 760);

  3. стул полумягкий;

  4. шкаф для учебных пособий (884x445 х 1830);

  5. тумба инструментальная (800 х 400 х 1300);

  6. станок токарно-винторезный (1100 х 470 х 1020);

  7. стеллаж производственный (1470 х 840 х 1700);

  8. подтоварник производственный (1500 х 500 х 280);

  9. верстак столярный (1250 х 575 х 780);

  10. верстак слесарный (962 х 670 х 1360);

  11. машина швейная (500 х 750 х 300);

  12. стол раскройный (3000 х 1100 х 900);

  13. стол гладильный (1500 х 400 х 826);

  14. шкаф для платья и белья (800 х 400 х 1700);

  15. станок настольно-сверлильный (370 х 770 х 820);

  16. станок токарный по дереву настольный (1250 х 570 х 475);

  17. станок настольный горизонтально-фрезерный (765 х 575 х 700);

  18. электропечь камерная лабораторная (629 х 700 х 480);

  19. станок фуговально-пильный (840 х 500 х 460);

  20. станок круглопильный школьный (850 х 500 х 680);

  21. плита разметочная (400 х 400);

  22. электроточило наждачное (400 х 340 х 340);

  23. стол письменный однотумбовый (1100 х 650 х 850);

  24. подставка под ТСО (передвижная) (630 х 480 х 1000);

  25. кабина примерочная (1600 х 1400 х 1900);

  26. трельяж (1200 х 500 х 1550);

  27. холодильник бытовой (600 х 650 х 1385);

  28. стол сервировочный (650 х 1400 х 850);

  29. стол разделочный (540 х 810 х 760);

  30. плита электрическая (500 х 540 х 760);

  31. шкафчик для хранения уборочного инвентаря (450 х 500 х 2000).


Комбинированная мастерская с инструментальной по обработке металла, древесины и другим видам труда для мальчиков IV – VIII классов:


а – для школ на 8, 10, 12 и 16 классов

б – для школ на 8 классов (192 учащихся)







Рис. 4 Мастерская по обработке металла

Рис. 3 Мастерская по обработке древисины:

для школ на 20, 30, 40, 50 классов





Рис. 5. Инструментальная — комната мастера:
Специальное оборудование (см. рис. 2 - 5): А — станок токарный по дереву настольный РМЦ-500 или

ВЦ-150-200 (1330><400х/г) с подстав­кой; Б — станок сверлильный настольный до 12 мм типа НС-12 (700 х 510 х А) с подставкой; В — точило мокрое песчаниковое с механическим приводом (350 х 500 х Л) с подставкой; Г — станок комбинированный настольный (фуговальный и дисковая пила), диаметр диска 200 мм, длина ножей 150 мм (720х430х/г) с подставкой; Д — клееварка (размещается в секции вытяжного шкафа);

Е — станок токарный по металлу ТВ-7 (1220х580х/г) или ТВ-16; Ж — горизонтально-фрезерный станок настольный НГФ-10 (765 х 575 х И) с подставкой; И — муфельная печь средняя (500 х 650 х/г) с подставкой; К — электроточило настольное (500 х 350 х И) с подставкой.

  1. стол учителя (1200x600x750);

  2. верстак столярный одноместный;

  3. верстак слесарный одноместный ученический (900 х 600 х (700... 850));

  4. верстак столярный одноместный ученический (1ОООх45Ох(700...850));

  5. подставка д/проекционная;

  6. стул учителя поворотный (480х500х(450...760));

  7. табурет рабочий поворотный регулируемый по высоте (400 х 450 х (350...600);

  8. шкаф пристенный секционный (4200x450x2700);

  9. шкаф пристенный секционный (1500x450x2100);

  10. шкаф пристенный секционный (4200x600x2100);

  11. шкаф-перегородка секционная с классной доской (4200 х 600 х 2700);

  12. шкаф пристенный секционный (1500x450x2100);

  13. шкаф пристенный секционный (7350 х 450 х 2100);

  14. шкаф пристенный секционный;

  15. шкаф-перегородка секционная с классной доской;

  16. доска классная с комплектом демонстрационных навесных досок и витрин (5250 х 1050 х 33(120) х 1050);

  17. доска классная секционная раздвижная (1650х 1050);

  18. экран свертывающийся;

  19. шторы затемнения;

  20. штанга для навески досок и таблиц;

  21. лестница-стремянка переносная (500x2500).


2.2. МАСТЕРСКИЕ ПО ОБРАБОТКЕ

ТКАНЕЙ И КУЛИНАРИИ



  1. Мастерские по обработке тканей и кулинарии могут быть раздельными или совмещенными. В последнем случае для работ с пищевыми продуктами в них выделяется специальная зона (20 — 25 % площади).

  2. Рабочими местами индивидуального пользования в данных мастерских являются универсальные рабочие столы со встроенными швейными машинами, укомплектованными ручным и электрическим приводами, с планшетами для инструкционных карт и укладками с инструментами. Разрешается оборудовать рабочие места индивидуального пользования одноместными и двухместными столами со светлой поверхностью из водоотталкивающего материала с установленными на них бытовыми швейными машинами с электрическим и ручным приводами.

  3. Рабочими местами коллективного пользования являются швейные машины 51-А класса (оверлоки), гладильные доски, примерочная, электрические (газовые) плиты, мойки, разделочные и обеденные столы, а также дополнительное оборудование для организации производительного труда учащихся. При отсутствии универсальных рабочих столов в мастерской по обработке ткани устанавливается также стол или съемный щит для раскроя тканей.

  4. Места для влажно-тепловой обработки, швейные машины 51-А класса следует располагать в непосредственной близости от рабочего места учителя. К мойкам в мастерских подводится горячая и холодная вода. При отсутствии в школе горячего водоснабжения мойки оборудуются настенными электрическими или газовыми нагревателями.

  5. Рабочее место учителя в мастерской по обработке тканей дополнительно оборудуется манекеном с комплектом чертежей основ швейных изделий.

Особое внимание уделяется примерным нормам расстояний между оборудованием (рис.1 - 2).




Рис. 1 Примерные минимальные нормы расстояний между оборудованием.



1 – по фронту; 2 – между тыловыми сторонами;

3 – фронтом друг к другу; 4 – в затылок.

Расстояние а: для малогабаритного оборудования – 500 мм, для среднегабаритного – 600 мм, для крупногабаритного – 800 мм.

Примерные нормы расстояний, мм


Ширина проходов между торцами станков или верстаков 800;

Ширина проходов между рядами 1200;

Ширина проезда в центре мастерской 2000;

Расстояние от стены или колонны до тыльной стороны станка 50

Расстояние до другого станка 800— 100С
В зависимости от конфигурации помещения и вида освещения применяется фронтальная и линейная расстановка оборудования (рис. 2).



Рис. 2. Варианты расстановки оборудования:

а — фронтальная расстановка; б — линейная расстановка.

Поперечное расположение верстаков к проходу: в — в затылок;

г — попарно по фронту

Рабочее место учителя в мастерской рекомендуется располагать, а возвышении — подиуме с примерными размерами 3600 х 2000 х 200 мм. Как правило, оно оборудуется классной доской с комплектом классных инструментов и устройством для аварийного обесточивания рабочих мест учащихся. В зоне рабочего места учителя рекомендуется размещать шкафы-секции для хранения учебно-наглядных пособий и инструментов. Во многих случаях учителя технологии модернизируют свои рабочие места там, где это позволяют площади и возможности (см. рис. 3).
Рис. 3. План рабочего места учителя:

/ — подиум; 2 — комбинированный методический шкаф с доской и экраном для проекции; 3 — стол с пультом управления средствами ТСО, подсветкой стендов, освещением класса и т.д.;

4 — демонстрационный верстак на поворотной платформе (при невозможности поворота — оснащается выдвижным зеркалом с наклоном на удобный для просмотра учащимися угол);

5 — выдвижные сиденья для учащихся
Подиум выполняется более высоким — с учетом показанных на рисунке выдвижных сидений для учащихся, — а его размеры зависят от габаритов класса. Обычно приемлемый размер 6 х 3 м.

Следует особо отметить, что в настоящее время все боль школьных помещений строится по индивидуальным, а не типовым проектам: увеличивается полезная площадь, создаются большие удобства для работающих.

В соответствии с нормативами, каждая учебная мастерская оснащается умывальниками (в большинстве случаев допускается их размещение в прилегающих рекреациях) из расчета количества -20 % от числа учащихся, а также электросушилками для рук. В специально отведенных местах размещаются емкости для отходов стружки, мусора, обтирочных материалов. В комплект оборудования мастерских входят носилки и универсальная аптечка скорой помощи, около аптечки указываются адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения, а также размещаются противопожарные средства, включая углекислотный огнетушитель.


Кабинет обслуживающих видов труда по обработке тканей и кулинарии для девочек IV—VIII классов:





Рис. 3. Кабинет обслуживающих видов труда по обработке тканей и кулинарии

для девочек IV—VIII классов:

а — для школ на 16, 20, 30, 40;

6 — для школ на 8, 10, 12 классов;

в — для школ на 8 классов (192 учащихся)

Специальное оборудование (см. рис. 3): А — бытовая универсальная швейная машина с электроприводом на подставке «Тула»; Б — швейная маши­на с ножным приводом «Чайка-2» на подставке; В — ручная машина с электроприводом ПМЗ (МШ-2) на подставке; Г — плита электрическая четырехконфорочная ЭП-7М; Д — мойка с сушилкой для посуды; Е — холодильник «ЗИЛ» (732 х 640 х 1375); Ж — вытяжка; И — гладильная доска с приставкой, откидная; К — манекен детский 44-го размера; Л — примерочная с трельяжем; М — стол кухонный рабочий (1200x600x800).

  1. стол ученический 2-местный с горизонтальной крышкой (1200 х 500 х (450) х 660, 720, 780);

  2. стол учителя (1200 х 600 х 750);

  3. стол универсальный (для сервировки и раскроя) (900... 1800х х 900x720);

  4. подставка для проекционной аппаратуры передвижения (500... 600 х 400 х 1000... 1200);

  5. стул ученический поворотный с изменяемой высотой сидения (370 х *400х360... 480);

  6. стул учителя поворотный (480 х 500x450...760);

  7. шкафы пристенные секционные (6450x450x2100);

  8. то же с навесным шкафом (5250 х 450 х 600);

  9. шкаф пристенный секционный навесной (4800x450x600);

  10. шкаф навесной секционный (2400x450x600);

  11. шкаф пристенный секционный (3300x450x2100);

  12. шкаф пристенный секционный (750x450x2100);

  13. доска классная секционная раздвижная (1б50х 1050);

  14. экран свертывающийся;

  15. штанга для навески досок и таблиц.



3. ТИПОВЫЕ ПЕРЕЧНИ

СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Одним из важнейших условий и гарантией успешной школьных мастерских является обеспечение учебно-воспитательного процесса необходимыми инструментами(индивидуально и общего пользования), приспособлениями, средствами наглядности и т.п. Существуют нормы оснащения конкретных учебных мастерских обязательным минимумом рабочих верстаков, столов, учебным оборудованием. В соответствии с ними разработаны типовые «Перечни для учебно-производственных мастерских различных типов». Мы приводим ниже содержание таких Перечней для двух наиболее распространенных типов, в которых оговорено все для нормальной организации учебных занятий. Такое комплектование обеспечивает первоначальную базу учебного процесса, и его пополнение производится за счет бюджетных ассигнований, ежегодно выделяемых дополнительно на эти цели.

При необходимости уточнить соответствие оснащенности своего кабинета нормативам учитель технологии может обращаться к этим данным. Типовые Перечни разработаны также для мастерских по обработке металла и древесины, кабинетов технологии обработки тканей и пищевых продуктов, для кабинетов автодела, кабинетов по изучению тракторов и сельхозмашин, по основам животноводства, по механизации и электрификации животноводческих ферм и другим направлениям трудовой подготовки

Следует особо подчеркнуть, что наполнение учебно-материальной базы для обучения необходимыми инструментами и пособиями (при вполне естественном для учебного процесса износе) является предметом заботы школьного учителя и руководителя учебного заведения.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ШКОЛЬНИКОВ
Ни одно из многочисленных направлений деятельности учителя технологии не должно соблюдаться так скрупулезно, так пунктуально, как его обязанности, установленные «Положением о службе охраны труда в системе Министерства образования Российской Федерации» (утверждено приказом № 92 от 27 февраля 1995 г.), причем в Положении сделана оговорка, что, хотя в основном употребляется традиционный термин «охрана труда», его содержание применительно к специфике системы образования ближе к понятию «обеспечение безопасности жизнедеятельности».

В соответствии с указанным Положением существует установленная номенклатура мероприятий по охране труда, ведущаяся в образовательном учреждении в обязательном порядке. Применимые к учебным мастерским, это следующие мероприятия.

  1. Акт - разрешение на проведение занятий в учебных мастерских (составляется ежегодно перед началом учебного года).

  2. Акт - разрешение на ввод в эксплуатацию оборудования в иных мастерских, лабораториях (ежегодно и после ремонта).

  1. Приказ по образовательному учреждению о возложении ответственности за состояние охраны труда и должностных обязанностях по охране труда (к началу учебного года).

  2. Должностные инструкции по охране труда работников образовательного учреждения с их личными подписями (доведение под роспись производится ежегодно).

  3. Журнал вводного инструктажа и инструктажей на рабочем месте учащихся. Следует подчеркнуть, что все инструктажи школьников по безопасным приемам труда должны быть соответствующим образом оформлены в журналах по технике безопасности.


Приведем образец:
Министерство образования РФ

___________________________________________

(наименование образовательного учреждения)

ЖУРНАЛ

инструктажа обучающихся по охране труда
Начат:_______________________

Окончен:_______________________


Дата

Ф.И.О.

инструктируемого обучаемого

Класс

Инструкция или ее содержание

Ф.И.О.,

должность инструктора

Подписи











инструкти-руемого

инструкти-рующего























Эти обстоятельства всегда принимаются во внимание в первую очередь при расследовании несчастного случая, происшедшего в учебно-производственных мастерских.

Каждый учитель должен помнить, что, согласно законодательству РФ, заведующий мастерскими, учитель технологии или руководитель кружка «несут личную ответственность в соответствии с действующим законодательством за несчастные случаи, происшедшие с учащимися и детьми во время учебно-воспитательного процесса в результате нарушения правил и норм охраны труда». Если такое несчастье все же случилось, процедура его расследования предусмотрена постановлением № 558 — «Положением о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве», принятым Правительством РФ 3 июня 1995 г., которое должны знать работники учебных заведений.

Учитель технологии должен следить и за тем, чтобы оборудование и защитные средства в учебных мастерских проходили проверку в соответствии со сроками, установленными Положением (см. табл.).

Таблица

Сроки проверки оборудования и защитных средств


Наименование оборудования и защитных средств

Сроки и формы регистрации проверки

Огнетушители (всех типов)

Один раз в год с указанием даты

Сопротивление электросети

Ежегодно. Составляется протокол

Состояние заземления

Ежегодно. Составляется протокол

Фаза-ноль (при кабельном вводе)

1 раз в 5 лет. Составляется протокол

Трансформаторы понижающие (стационарные) 12, 24, 42 В и переносные

1 раз в год

Очистка электроламп от пыли

1 раз в месяц

Очистка стекла от пыли и грязи

Не менее 2 раз в год

Лестницы передвижные (стремянки) деревянные

1 раз в год


Следует сделать оговорку, что, хотя напрямую многое из сказанного выше относится к компетенции руководителя образовательного учреждения, фактически контролировать соблюдение установленных сроков, проверять выполнение работ будет учитель технологии. Как государственный служащий, которому доверено обеспечить охрану здоровья и жизни детей при трудовом обучении, он обязан строго соблюдать установленные правила и положения, многие из которых, увы, учитывают горький жизненный опыт.
5. РЕЖИМ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНОГО ФАКТОРА



Режим работы учащихся в учебно-производственных мастерских определяется учебным расписанием. Обычно это еженедельные спаренные уроки общей продолжительностью 80 мин. Для учащихся старших классов, а также в том случае, когда программа трудового обучения увеличивается за счет часов школьного или Регионального компонентов, количество занятий в неделю может быть увеличено.

Вместе с тем учитель технологии должен понимать, что физическим трудом занимаются подростки, чей организм еще не сформировался полностью, а возможности, в силу большого разброса индивидуальных данных в этом возрасте, весьма различны. Поэтому при организации работы в мастерских необходимо пользоваться научно обоснованными рекомендациями, оговоренными гигиеническими нормами, с тем, чтобы трудовое обучение содействовало всестороннему развитию организма детей, укреплению здоровья, а не приводило к переутомлению. Данные физиологии и гигиены труда свидетельствуют: физический труд, который по своему характеру соответствует возможностям организма подростка выполняется в рекомендуемых условиях, содействует правильному развитию всего организма. Под влиянием труда, отвечающего возрастным особенностям растущего организма, совершенствуется координация движений, укрепляется костная и мышечная структурыры, улучшается работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем Физическая нагрузка усиливает обмен веществ в организме, который происходит интенсивнее, чем на обычных школьных урока.

Вместе с тем немаловажное значение имеет, как располагаются уроки технологии в общем расписании занятий по дням и часам. Медики и гигиенисты провели специальные исследования, кото рые выявили пики и спады трудоспособности школьников (с учетом и возраста обучаемых). Так, оказалось, что наилучшим местом для занятий по технологии в расписании для пятиклассников является третий, а для более старших ребят (VI —VII классы) - четвертый уроки. Уроки технологии, первые в расписании, показали их наименьшую трудоспособность, т.е. непродуктивность для всех групп. Неодинакова умственная работоспособность учащихся и в разные дни недели. Ее уровень нарастает к середине недели и относительно низок в начале и в конце.

Большое значение имеет и характер выполняемой работы. Однообразная работа, особенно связанная со значительной физической нагрузкой, нерациональна с точки зрения отдачи. Научно обоснованные физиолого-гигиенические рекомендации, адресованные учителям технологии, советуют поступать следующим образом. Наибольший эффект, обеспечивающий поддержание работоспособности на протяжении всего урока, достигается чередованием двух-трех разнообразных операций на одной обрабатываемой детали, когда непрерывная работа учащихся не превышает 10 мин, после чего делается перерыв на 3 — 5 мин для самоконтроля, оценки качества преподавателем, возможно — текущего инструктажа.

Действующие гигиенические нормы (СП 2.4.2.782—99) рекомендуют следующие временные интервалы:

• длительность практической работы на уроках технологии для учащихся V—VII классов не должна превышать 65 % времени занятий; у

•длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для учащихся V—VII классов — не более 10 мин, VI - 12 мин, VII — 16 мин.

Учителю технологии нужно знать рекомендацию гигиенистов в отношении оптимальной длительности непрерывного показа фильмов, диапозитивов, кинофильмов и телепередач:

  • для V—VII классов — 20...25 мин;

  • VIII —XI классов — 25...30 мин.

Понятно, что, как и ко всяким рекомендациям, и к этим нужно подходить с учетом личности школьника (уровня физического развития и типа психического темперамента), но как ориентиры для учителя они должны использоваться обязательно.

Немаловажное значение для создания оптимального режима работы в мастерских имеет состояние внешней среды, в которой происходит трудовой процесс (микроклимат, освещение, шум и др.). Об этом говорилось выше, и упоминается еще раз, чтобы подчеркнуть многогранность факторов, воздействующих на подростка в процессе работы в мастерских, необходимость учитывать их. Только комплексный подход, учитывающий совокупность всех условий, позволит соблюсти научно-педагогические требования к организации трудовой деятельности школьника.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Какой документ регламентирует требования к учебным мастерским?

  2. Как определить полноту оснащенности учебной мастерской, кабинета?

  3. Перечислите обязательную номенклатуру мероприятий (актов) по охране труда.

  4. Назовите основные обязанности учителя по соблюдению правила безопасного труда.

  5. Обоснуйте необходимость соблюдения режима работы в школьных мастерских.

  6. Укажите оптимальное время демонстрации аудиовизуальных средств (с учетом класса обучения).

Похожие:

Обеспечения учебного процесса icon Структура рабочей программы 1 Пояснительная записка. 2 Общая характеристика...
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Обеспечения учебного процесса icon Руководство по Moodle для преподавателей Оглавление
По результатам выполнения учениками заданий, преподаватель может выставлять оценки и давать комментарии. Таким образом, Moodle является...
Обеспечения учебного процесса icon Отчет по методической работе Методическая работа представляет собой...
Основная цель методической работы создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса, повышение...
Обеспечения учебного процесса icon Федеральное агентство по образованию
Печатная продукция необходима для обеспечения административной деятельности вуза, учебного процесса и научной работы. Начальник рио...
Обеспечения учебного процесса icon Темы выпуска: ▪ Издательско-образовательная деятельность в фокусе...
Он отметил, что помощь родителей «должна быть, во-первых, добровольной, а во-вторых, не касаться обеспечения организации учебного...
Обеспечения учебного процесса icon В электронной форме на право заключения договора
На поставку измерительных приборов для обеспечения учебного процесса в новоуральском технологическом институте филиале нияу мифи...
Обеспечения учебного процесса icon Отчет по информатизации за 2008 год г. Ростов-на-дону
В педагогическом институте юфу для обеспечения учебного процесса в 2007 году были закуплены и установлены в 2008 году интерактивные...
Обеспечения учебного процесса icon Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным...
...
Обеспечения учебного процесса icon Методические рекомендации по созданию учебно-материальной базы образовательного...
Методические рекомендации разработаны в целях выполнения в образова­тельных учреждениях требований федеральных законов
Обеспечения учебного процесса icon Утверждаю генеральный директор чуддпо
Настоящие Правила внутреннего распорядка имеют целью регулирование отношений внутри автошколы, создание эффективной организации учебного...
Обеспечения учебного процесса icon Программа информатизации и компьютеризации учебного процесса предусматривает...
Для решения обозначенной задачи целесообразно применять в учебном процессе икт, интегрируя их с другими современными образовательными...
Обеспечения учебного процесса icon Должностные обязанности заместителя директора по информатизации образовательного процесса
Заместитель директора школы по информатизации учебного процесса назначается и освобождается от должности директором школы
Обеспечения учебного процесса icon Методические рекомендации по преподаванию иностранного языка с учетом...
«Организация учебного процесса в базовых школах: особенности преподавании иностранного языка на основной ступени образования»
Обеспечения учебного процесса icon Учебно-тематический план Содержание учебного предмета Требования...
Рецензент: Преподаватель первой категории мкудод "Светловская детская школа искусств" Салова О. М
Обеспечения учебного процесса icon Учебная программа для подготовки альпинистов утверждены Правлением фар
Целью настоящей программы является: интенсификация и повышение качества учебного процесса; перенесение части учебного материала (теоретического...
Обеспечения учебного процесса icon Закон Санкт-Петербурга от 03. 12. 2009 №605-104 «О бюджете Санкт-Петербурга...
Санкт-Петербурга на поставку комплекта для обеспечения учебного процесса для нужд гоу сош №531 санкт-петербурга

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск