Скачать 203.48 Kb.
|
НОРМАТИВЫ МАТЕРИАЛЬНОГО, ГИГИЕНИЧЕСКОГО И ТРУДООХРАННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССАВидные отечественные ученые-педагоги (Э.Д.Новожилов В. М. Казакевич, А. Ф. Ктиторов и др.), рассматривая вопросы связи между содержанием труда на производстве и трудовым обучением в общеобразовательной школе, пришли к выводу, что школа не может, не должна просто копировать содержание труда работников производства. Они высказывают убеждение, что, учитывая особенности подросткового возраста детей, с целью их физического и умственного развития ручной труд в школьных мастерских в определенной мере должен быть сохранен. Добавим, со своей стороны, что существующий разрыв между современными средствами производства и оборудованием, составляющим основу учебно-материальной базы общеобразовательной школы, не может служить оправданием для учителя технологии в вопросах трудовой подготовки школьников. Радикального изменения такого положения в ближайшие годы не предвидится, следовательно, в процессе формирования технологических умений у школьников успех будет зависеть от грамотных научно-методических подходов к организации труда и выбору объектов работы, глубокого технико-педагогического анализа воспитательно-образовательной ценности всей деятельности школьника в учебных мастерских школы. 2. НОРМАТИВЫ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ Вся материальная база трудового обучения — мастерские, кабинеты обслуживающего труда, рабочие комнаты для трудового обучения младших школьников, некоторые кабинеты для проведения трудового обучения в старших классах — может (в зависимости от проекта школы) располагаться непосредственно в здании школы (см. рис. 1), либо в отдельном здании. Второй вариант предпочтительнее, так как неизбежный производственный шум не проникает в классы. С учетом особенностей педагогического процесса и большой физической активности учащихся во время работы площадь рабочего места на одного ученика должна быть увеличена на 25 — 40 % по сравнению с нормой площади рабочего места взрослого рабочего. Установлены следующие нормативные площади на одного обучаемого: в слесарной мастерской — 4 м2; в столярной мастерской — 4...5 м2; в швейной мастерской — 4 м2. Площади увеличиваются при углубленной допрофессиональной подготовке: для токарей — 6...8 м , для фрезеровщиков и шлифовщиков — 9... 12 м2; для электросварщиков — 7,5 м2. Учебно-производственные мастерские могут располагаться на любом этаже здания, за исключением подвального. Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими. Количество мастерских, их разновидность и площади в каждой школе принимаются в зависимости от количества и наполняемости классов (классов-комплектов), но при этом следует ориентироваться на максимальный размер площади. Желательно, чтобы каждая мастерская имела площадь не менее 70 м2. Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов с учетом деления V— IX классов на подгруппы в соответствии с установленными нормами: в городских школах с числом учащихся 25 и более человек, в сельских — 20 и более человек. Мастерские для технического труда также могут быть комбинированными (совмещенными). Вместе с тем в любом случае нормативами предусмотрено наличие инструментальной — для хранения инструментов и приспособлений (не менее 15 —20 м2) и склада — для хранения длинномерных пиломатериалов и металлов, фанеры и др. материалов. Установлены требования к отдельным видам мастерских, которые учителя технологии должны знать. 2.1. МАСТЕРСКИЕ ПО ОБРАБОТКЕ ДРЕВЕСИНЫ И МЕТАЛЛА
Эти помещения являются, как правило, смежными с помещениями мастерских. Расположение и геометрия помещения кладовой должны обеспечивать возможность разрезания на круглопильном станке длинномерных (до 6 м) пиломатериалов.
Р ис. 1. Вариант расположения учебно-производственных помещений в здании школы: Вариант расположения учебно-производственных помещений в здании школыПОМЕЩЕНИЯ
ОБОРУДОВАНИЕ
Комбинированная мастерская с инструментальной по обработке металла, древесины и другим видам труда для мальчиков IV – VIII классов: а – для школ на 8, 10, 12 и 16 классов б – для школ на 8 классов (192 учащихся) Рис. 4 Мастерская по обработке металла Рис. 3 Мастерская по обработке древисины: для школ на 20, 30, 40, 50 классов Рис. 5. Инструментальная — комната мастера: Специальное оборудование (см. рис. 2 - 5): А — станок токарный по дереву настольный РМЦ-500 или ВЦ-150-200 (1330><400х/г) с подставкой; Б — станок сверлильный настольный до 12 мм типа НС-12 (700 х 510 х А) с подставкой; В — точило мокрое песчаниковое с механическим приводом (350 х 500 х Л) с подставкой; Г — станок комбинированный настольный (фуговальный и дисковая пила), диаметр диска 200 мм, длина ножей 150 мм (720х430х/г) с подставкой; Д — клееварка (размещается в секции вытяжного шкафа); Е — станок токарный по металлу ТВ-7 (1220х580х/г) или ТВ-16; Ж — горизонтально-фрезерный станок настольный НГФ-10 (765 х 575 х И) с подставкой; И — муфельная печь средняя (500 х 650 х/г) с подставкой; К — электроточило настольное (500 х 350 х И) с подставкой.
2.2. МАСТЕРСКИЕ ПО ОБРАБОТКЕ ТКАНЕЙ И КУЛИНАРИИ
Особое внимание уделяется примерным нормам расстояний между оборудованием (рис.1 - 2). Рис. 1 Примерные минимальные нормы расстояний между оборудованием. 1 – по фронту; 2 – между тыловыми сторонами; 3 – фронтом друг к другу; 4 – в затылок. Расстояние а: для малогабаритного оборудования – 500 мм, для среднегабаритного – 600 мм, для крупногабаритного – 800 мм. Примерные нормы расстояний, ммШирина проходов между торцами станков или верстаков 800; Ширина проходов между рядами 1200; Ширина проезда в центре мастерской 2000; Расстояние от стены или колонны до тыльной стороны станка 50 Расстояние до другого станка 800— 100С В зависимости от конфигурации помещения и вида освещения применяется фронтальная и линейная расстановка оборудования (рис. 2). Рис. 2. Варианты расстановки оборудования: а — фронтальная расстановка; б — линейная расстановка. Поперечное расположение верстаков к проходу: в — в затылок; г — попарно по фронту Рабочее место учителя в мастерской рекомендуется располагать, а возвышении — подиуме с примерными размерами 3600 х 2000 х 200 мм. Как правило, оно оборудуется классной доской с комплектом классных инструментов и устройством для аварийного обесточивания рабочих мест учащихся. В зоне рабочего места учителя рекомендуется размещать шкафы-секции для хранения учебно-наглядных пособий и инструментов. Во многих случаях учителя технологии модернизируют свои рабочие места там, где это позволяют площади и возможности (см. рис. 3). Рис. 3. План рабочего места учителя: / — подиум; 2 — комбинированный методический шкаф с доской и экраном для проекции; 3 — стол с пультом управления средствами ТСО, подсветкой стендов, освещением класса и т.д.; 4 — демонстрационный верстак на поворотной платформе (при невозможности поворота — оснащается выдвижным зеркалом с наклоном на удобный для просмотра учащимися угол); 5 — выдвижные сиденья для учащихся Подиум выполняется более высоким — с учетом показанных на рисунке выдвижных сидений для учащихся, — а его размеры зависят от габаритов класса. Обычно приемлемый размер 6 х 3 м. Следует особо отметить, что в настоящее время все боль школьных помещений строится по индивидуальным, а не типовым проектам: увеличивается полезная площадь, создаются большие удобства для работающих. В соответствии с нормативами, каждая учебная мастерская оснащается умывальниками (в большинстве случаев допускается их размещение в прилегающих рекреациях) из расчета количества -20 % от числа учащихся, а также электросушилками для рук. В специально отведенных местах размещаются емкости для отходов стружки, мусора, обтирочных материалов. В комплект оборудования мастерских входят носилки и универсальная аптечка скорой помощи, около аптечки указываются адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения, а также размещаются противопожарные средства, включая углекислотный огнетушитель. Кабинет обслуживающих видов труда по обработке тканей и кулинарии для девочек IV—VIII классов: Рис. 3. Кабинет обслуживающих видов труда по обработке тканей и кулинарии для девочек IV—VIII классов: а — для школ на 16, 20, 30, 40; 6 — для школ на 8, 10, 12 классов; в — для школ на 8 классов (192 учащихся) Специальное оборудование (см. рис. 3): А — бытовая универсальная швейная машина с электроприводом на подставке «Тула»; Б — швейная машина с ножным приводом «Чайка-2» на подставке; В — ручная машина с электроприводом ПМЗ (МШ-2) на подставке; Г — плита электрическая четырехконфорочная ЭП-7М; Д — мойка с сушилкой для посуды; Е — холодильник «ЗИЛ» (732 х 640 х 1375); Ж — вытяжка; И — гладильная доска с приставкой, откидная; К — манекен детский 44-го размера; Л — примерочная с трельяжем; М — стол кухонный рабочий (1200x600x800).
3. ТИПОВЫЕ ПЕРЕЧНИ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Одним из важнейших условий и гарантией успешной школьных мастерских является обеспечение учебно-воспитательного процесса необходимыми инструментами(индивидуально и общего пользования), приспособлениями, средствами наглядности и т.п. Существуют нормы оснащения конкретных учебных мастерских обязательным минимумом рабочих верстаков, столов, учебным оборудованием. В соответствии с ними разработаны типовые «Перечни для учебно-производственных мастерских различных типов». Мы приводим ниже содержание таких Перечней для двух наиболее распространенных типов, в которых оговорено все для нормальной организации учебных занятий. Такое комплектование обеспечивает первоначальную базу учебного процесса, и его пополнение производится за счет бюджетных ассигнований, ежегодно выделяемых дополнительно на эти цели. При необходимости уточнить соответствие оснащенности своего кабинета нормативам учитель технологии может обращаться к этим данным. Типовые Перечни разработаны также для мастерских по обработке металла и древесины, кабинетов технологии обработки тканей и пищевых продуктов, для кабинетов автодела, кабинетов по изучению тракторов и сельхозмашин, по основам животноводства, по механизации и электрификации животноводческих ферм и другим направлениям трудовой подготовки Следует особо подчеркнуть, что наполнение учебно-материальной базы для обучения необходимыми инструментами и пособиями (при вполне естественном для учебного процесса износе) является предметом заботы школьного учителя и руководителя учебного заведения. 4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ШКОЛЬНИКОВ Ни одно из многочисленных направлений деятельности учителя технологии не должно соблюдаться так скрупулезно, так пунктуально, как его обязанности, установленные «Положением о службе охраны труда в системе Министерства образования Российской Федерации» (утверждено приказом № 92 от 27 февраля 1995 г.), причем в Положении сделана оговорка, что, хотя в основном употребляется традиционный термин «охрана труда», его содержание применительно к специфике системы образования ближе к понятию «обеспечение безопасности жизнедеятельности». В соответствии с указанным Положением существует установленная номенклатура мероприятий по охране труда, ведущаяся в образовательном учреждении в обязательном порядке. Применимые к учебным мастерским, это следующие мероприятия.
Приведем образец: Министерство образования РФ ___________________________________________ (наименование образовательного учреждения) ЖУРНАЛ инструктажа обучающихся по охране труда Начат:_______________________ Окончен:_______________________
Эти обстоятельства всегда принимаются во внимание в первую очередь при расследовании несчастного случая, происшедшего в учебно-производственных мастерских. Каждый учитель должен помнить, что, согласно законодательству РФ, заведующий мастерскими, учитель технологии или руководитель кружка «несут личную ответственность в соответствии с действующим законодательством за несчастные случаи, происшедшие с учащимися и детьми во время учебно-воспитательного процесса в результате нарушения правил и норм охраны труда». Если такое несчастье все же случилось, процедура его расследования предусмотрена постановлением № 558 — «Положением о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве», принятым Правительством РФ 3 июня 1995 г., которое должны знать работники учебных заведений. Учитель технологии должен следить и за тем, чтобы оборудование и защитные средства в учебных мастерских проходили проверку в соответствии со сроками, установленными Положением (см. табл.). Таблица Сроки проверки оборудования и защитных средств
Следует сделать оговорку, что, хотя напрямую многое из сказанного выше относится к компетенции руководителя образовательного учреждения, фактически контролировать соблюдение установленных сроков, проверять выполнение работ будет учитель технологии. Как государственный служащий, которому доверено обеспечить охрану здоровья и жизни детей при трудовом обучении, он обязан строго соблюдать установленные правила и положения, многие из которых, увы, учитывают горький жизненный опыт. 5. РЕЖИМ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНОГО ФАКТОРАРежим работы учащихся в учебно-производственных мастерских определяется учебным расписанием. Обычно это еженедельные спаренные уроки общей продолжительностью 80 мин. Для учащихся старших классов, а также в том случае, когда программа трудового обучения увеличивается за счет часов школьного или Регионального компонентов, количество занятий в неделю может быть увеличено. Вместе с тем учитель технологии должен понимать, что физическим трудом занимаются подростки, чей организм еще не сформировался полностью, а возможности, в силу большого разброса индивидуальных данных в этом возрасте, весьма различны. Поэтому при организации работы в мастерских необходимо пользоваться научно обоснованными рекомендациями, оговоренными гигиеническими нормами, с тем, чтобы трудовое обучение содействовало всестороннему развитию организма детей, укреплению здоровья, а не приводило к переутомлению. Данные физиологии и гигиены труда свидетельствуют: физический труд, который по своему характеру соответствует возможностям организма подростка выполняется в рекомендуемых условиях, содействует правильному развитию всего организма. Под влиянием труда, отвечающего возрастным особенностям растущего организма, совершенствуется координация движений, укрепляется костная и мышечная структурыры, улучшается работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем Физическая нагрузка усиливает обмен веществ в организме, который происходит интенсивнее, чем на обычных школьных урока. Вместе с тем немаловажное значение имеет, как располагаются уроки технологии в общем расписании занятий по дням и часам. Медики и гигиенисты провели специальные исследования, кото рые выявили пики и спады трудоспособности школьников (с учетом и возраста обучаемых). Так, оказалось, что наилучшим местом для занятий по технологии в расписании для пятиклассников является третий, а для более старших ребят (VI —VII классы) - четвертый уроки. Уроки технологии, первые в расписании, показали их наименьшую трудоспособность, т.е. непродуктивность для всех групп. Неодинакова умственная работоспособность учащихся и в разные дни недели. Ее уровень нарастает к середине недели и относительно низок в начале и в конце. Большое значение имеет и характер выполняемой работы. Однообразная работа, особенно связанная со значительной физической нагрузкой, нерациональна с точки зрения отдачи. Научно обоснованные физиолого-гигиенические рекомендации, адресованные учителям технологии, советуют поступать следующим образом. Наибольший эффект, обеспечивающий поддержание работоспособности на протяжении всего урока, достигается чередованием двух-трех разнообразных операций на одной обрабатываемой детали, когда непрерывная работа учащихся не превышает 10 мин, после чего делается перерыв на 3 — 5 мин для самоконтроля, оценки качества преподавателем, возможно — текущего инструктажа. Действующие гигиенические нормы (СП 2.4.2.782—99) рекомендуют следующие временные интервалы: • длительность практической работы на уроках технологии для учащихся V—VII классов не должна превышать 65 % времени занятий; у •длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для учащихся V—VII классов — не более 10 мин, VI - 12 мин, VII — 16 мин. Учителю технологии нужно знать рекомендацию гигиенистов в отношении оптимальной длительности непрерывного показа фильмов, диапозитивов, кинофильмов и телепередач:
Понятно, что, как и ко всяким рекомендациям, и к этим нужно подходить с учетом личности школьника (уровня физического развития и типа психического темперамента), но как ориентиры для учителя они должны использоваться обязательно. Немаловажное значение для создания оптимального режима работы в мастерских имеет состояние внешней среды, в которой происходит трудовой процесс (микроклимат, освещение, шум и др.). Об этом говорилось выше, и упоминается еще раз, чтобы подчеркнуть многогранность факторов, воздействующих на подростка в процессе работы в мастерских, необходимость учитывать их. Только комплексный подход, учитывающий совокупность всех условий, позволит соблюсти научно-педагогические требования к организации трудовой деятельности школьника. Вопросы и задания для самоконтроля
|
Структура рабочей программы 1 Пояснительная записка. 2 Общая характеристика... Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса |
Руководство по Moodle для преподавателей Оглавление По результатам выполнения учениками заданий, преподаватель может выставлять оценки и давать комментарии. Таким образом, Moodle является... |
||
Отчет по методической работе Методическая работа представляет собой... Основная цель методической работы создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса, повышение... |
Федеральное агентство по образованию Печатная продукция необходима для обеспечения административной деятельности вуза, учебного процесса и научной работы. Начальник рио... |
||
Темы выпуска: ▪ Издательско-образовательная деятельность в фокусе... Он отметил, что помощь родителей «должна быть, во-первых, добровольной, а во-вторых, не касаться обеспечения организации учебного... |
В электронной форме на право заключения договора На поставку измерительных приборов для обеспечения учебного процесса в новоуральском технологическом институте филиале нияу мифи... |
||
Отчет по информатизации за 2008 год г. Ростов-на-дону В педагогическом институте юфу для обеспечения учебного процесса в 2007 году были закуплены и установлены в 2008 году интерактивные... |
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным... ... |
||
Методические рекомендации по созданию учебно-материальной базы образовательного... Методические рекомендации разработаны в целях выполнения в образовательных учреждениях требований федеральных законов |
Утверждаю генеральный директор чуддпо Настоящие Правила внутреннего распорядка имеют целью регулирование отношений внутри автошколы, создание эффективной организации учебного... |
||
Программа информатизации и компьютеризации учебного процесса предусматривает... Для решения обозначенной задачи целесообразно применять в учебном процессе икт, интегрируя их с другими современными образовательными... |
Должностные обязанности заместителя директора по информатизации образовательного процесса Заместитель директора школы по информатизации учебного процесса назначается и освобождается от должности директором школы |
||
Методические рекомендации по преподаванию иностранного языка с учетом... «Организация учебного процесса в базовых школах: особенности преподавании иностранного языка на основной ступени образования» |
Учебно-тематический план Содержание учебного предмета Требования... Рецензент: Преподаватель первой категории мкудод "Светловская детская школа искусств" Салова О. М |
||
Учебная программа для подготовки альпинистов утверждены Правлением фар Целью настоящей программы является: интенсификация и повышение качества учебного процесса; перенесение части учебного материала (теоретического... |
Закон Санкт-Петербурга от 03. 12. 2009 №605-104 «О бюджете Санкт-Петербурга... Санкт-Петербурга на поставку комплекта для обеспечения учебного процесса для нужд гоу сош №531 санкт-петербурга |
Поиск |