Скачать 1.45 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ ФЕДЕРАЦИЯ АЛЬПИНИЗМА РОССИИ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ АЛЬПИНИСТОВ Утверждены Правлением ФАР (протокол № от мая 2007 г.) Москва, 2007 г. Правление Федерации альпинизма России отмечает, что за основу учебной программы для подготовки альпинистов различной квалификации взята Единая классическая система обучения альпинистов, составленная учебно-методической комиссией Федерацией альпинизма СССР под руководством заслуженного тренера РСФСР И.Б. Кудинова. В подготовке данной программы принимали участие известные тренеры и мастера спорта И.А. Мартынов, П.П. Захаров, А.И. Мартынов, Ю.И. Порохня. Выполнение настоящей программы обязательно для всех альпинистских мероприятий (спортивных секций, коллективов физкультуры, спортивных и альпинистских клубов, альпинистских учебно-спортивных баз, передвижных временных лагерей, сборов по подготовке к участию в соревнованиях, круглогодичных мероприятиях), начиная с 2007 г. Введение. Целью настоящей программы является:
Выполнение приведенных ниже учебных планов и программ является обязательным для всех альпинистских мероприятий. Квалификационные уровни как критерии подготовленности. Важнейшим принципом, которым руководствовались авторы при составлении программы, является переход от объема выполненной учебно-тренировочной работы (в рамках этапа обучения) к критерию качества подготовки, определенной категории трудности, что, по существу, и определяет истинную квалификацию альпиниста. Поэтому процесс воспитания и обучения альпиниста следует рассматривать как отдельные уровни квалификации, характеризующиеся комплексной и законченной подготовленностью к преодолению определенных трудностей и сложностей соответствующих восхождений. Каждая ступень обучения характеризуется обязательным объемом знаний и умений, как определяемых самим восхождением, так и имеющих прикладной характер. Эти ступени обучения различаются, прежде всего, задачами обучения или совершенствования, обеспечивающими достижение уровней квалификации с указанными в прилагаемых таблицах знаниями и умениями. В настоящее время ступени обучения могут быть увязаны с выполнением определенных разрядных требований. Квалификационные уровни определяются разрядными требованиями в альпинизме и подразделяются на:
Программа подготовки альпинистов и требования Начальная подготовка (выполнение норм на значок «Альпинист России»)
Начальная подготовка (выполнение норм 3 спортивного разряда по альпинизму)
Спортивная подготовка (начальный этап)
Спортивная подготовка (выполнение норм 2-го спортивного разряда по альпинизму)
Спортивное совершенствование (выполнение норм 1-го спортивного разряда по альпинизму)
Спортивное мастерство
Организация и планирование учебно-тренировочных занятий. Организация занятий. Подготовка альпинистов до выезда в горы проводится в коллективах физкультуры, клубах, секциях и Федерациях альпинизма. К занятиям альпинизмом допускаются мужчины и женщины не моложе 14 лет, допущенные врачом. Участники от 14 до 16 лет допускаются к восхождению под руководством инструктора, проводившего с ними предсезонную физическую и специальную физическую подготовку и при наличии письменного согласия родителей. Занятия альпинизмом проводятся круглогодично и, как правило, подразделяются на подготовительный период (до выезда в горы) и основной период (непосредственно в горах). Для последовательного и планомерного обучения прием в секцию новичков производится в начале подготовительного периода, т.е. осенью. В секциях, расположенных близко к горам, занятия проводятся в течение всего года. Содержание занятий в таких секциях определяется условиями близлежащих высокогорных районов, они проводятся в соответствии с данной программой. Распределение занимающихся по учебным группам в секции устанавливается в соответствии с общим количеством занимающихся, их спортивной подготовленностью и имеющейся материальной базой. Спортивная подготовленность определяется квалификационным уровнем альпиниста. Количество занимающихся, приходящееся на одного тренера, не должно превышать 10-12 человек. Тренерский состав желательно подбирать таким образом, чтобы тренер (инструктор-методист) проводил постоянно работу с одной группой в подготовительный и основной период непосредственно в горах. Особое внимание следует уделять вопросам безопасности и воспитательной работы с занимающимися. Планирование занятий. Учебно-тренировочный процесс планируется отдельно для подготовительного и основного периодов подготовки альпинистов. В средней полосе России он длится 10-11 месяцев в зависимости от местных климатических условий. В ходе первого этапа (сентябрь – ноябрь) основное внимание уделяется повышению уровня всесторонней физической подготовленности, спортивной работоспособности и укреплению здоровья. На этом этапе занимающиеся тренируются и участвуют в соревнованиях по другим видам спорта (скалолазание, спортивное ориентирование на местности, кроссы и т.д.), участвуют в контрольных соревнованиях по физической подготовленности. Во время зимнего этапа подготовки основное внимание уделяется дальнейшему повышению всесторонней физической подготовки, закаливанию организма, а также тренировкам и участию в соревнованиях по другим, в основном – по зимним, видам спорта. В горных районах следует по возможности продолжать тренировку по скалолазанию, организации страховки, хождению по различным видам горного рельефа, совершать учебно-тренировочные походы и восхождения. Весной главная задача – повышение специальной физической подготовленности, дальнейшее развитие общей и специальной выносливости, быстроты, силы, ловкости и других физических качеств, совершенствование навыков, помогающих овладению техникой альпинизма, теоретическая и практическая подготовка, тренировка в скалолазании, участие в туристических походах и соревнованиях по спортивному ориентированию и т.д. Вся учебно-тренировочная работа на альпинистских базах, во время учебно-тренировочных сборов и при проведении других альпинистских мероприятий в течение основного периода подготовки проводятся в соответствии с календарными планами, которые должны учитывать непосредственные условия, обстановку высокогорного района и подготовленности альпинистов. Календарные планы утверждаются на местах руководителями альпинистских мероприятий. Основой для составления календарного плана должен служить учебный план «Единой системы обучения в альпинизме» для каждого контингента занимающихся, с учетом их квалификационного уровня. Общее руководство и контроль за выполнение календарного плана осуществляется заместителем начальника альпинистского мероприятия по учебно-спортивной работе. Выход группы на учебно-тренировочные, учебные и спортивные восхождения разрешается выпускающим тренером в соответствии с «Правилами соревнований и совершения восхождений». Результаты учебно-тренировочной работы во время подготовительного периода заносятся ответственным в секции за подготовку (тренером, инструктором, преподавателем по альпинизму) в «зачетную карточку» и заверяются организацией, осуществляющей подготовку альпиниста. Правом участия в альпинистском мероприятии (получения путевок в альпинистский лагерь, включением в состав участников сбора и т.п.) пользуются спортсмены, активно участвующие в работе секции, участвующие в отборочных соревнованиях и успешно освоившие программу соответствующего квалификационного уровня. Распределение часовой нагрузки в подготовительный период должно соответствовать нормам, принятым во всех видах спорта:
В противном случае невозможно говорить о возрастании подготовленности: занятия 2-3 раза в неделю на этапах СС и СМ позволяют лишь поддерживать набранный уровень, но не дают роста. Основы дифференцированного обучения. Каждый приезда в горы для альпиниста начинается с собеседования, сдачи нормативов по физической подготовленности и зачетов по технике альпинизма. На этих зачетах альпинист должен показать свою всестороннюю подготовленность, и по их результатам определяется квалификационный уровень спортсмена. Индивидуальный квалификационный уровень учитывается при формировании подразделений (отделения или спортивной группы). Тренерский совет альпинистского мероприятия имеет право корректировать и изменять настоящую программу для отдельных альпинистов или групп в зависимости от их квалификационного уровня. За счет интенсификации учебно-тренировочных занятий, в зависимости от индивидуальной подготовленности альпиниста, тренерский совет мероприятия имеет право разрешать отдельным альпинистам или группе совершать дополнительные восхождения в соответствии с их квалификационным уровнем. Например: при начальной подготовке альпинистам, имеющим разряд по скалолазанию и обнаружившим хорошую подготовку по скальной технике, тренерский совет может сократить на несколько часов занятия по теме «Передвижение по скалам». Любые изменения в программе должны быть обоснованы, оформлены соответствующими протоколами, решением тренерского совета и распоряжение по альпинистскому мероприятию. Например: командир отделения считает возможным сократить на несколько часов занятия по скальной технике для своего отделения. В протоколе сдачи зачета по этой теме должны стоять отличные оценки, и командир отделения должен сделать представление командиру отряда, который, в свою очередь, должен доложить свои соображения по этому поводу тренерскому совету. Тренерский совет принимает решение, и на основании протокола тренерского совета старший тренер мероприятия (начальник учебной части) в своем распоряжении отражает решение тренерского совета и составляет новую, сокращенную программу, по которой должна работать данная группа. Пояснения к вышесказанному:
Требования и нормы подготовки альпинистов.
Возраст участников – не моложе 14 лет. Начальная подготовка подразделяется на два этапа:
Первый этап начальной подготовки предъявляет следующие требования к желающим заниматься по этой программе:
Задачи альпинистского мероприятия:
Учебный план для начальной подготовки для сдачи норм на получение значка «Альпинист России» (1-й год обучения). Содержание занятий в подготовительный и основной периоды.
Всего часов: 18 276 294
Всего часов: 13 70 83 Общее количество учебных часов: 377 Программа начальной подготовки альпинистов для выполнения норм на значок «Альпинист России» (1-й год обучения). Содержание занятий до выезда в горы. |
Пояснительная записка Рабочая учебная программа «Общевойсковая начальная военная подготовка» Рабочая учебная программа «Общевойсковая начальная военная подготовка» для кадет 10-го класса составлена на основе программы специальной... |
Учебная программа профессиональной подготовки водителей транспортных... Учебная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В» |
||
Клинические рекомендации «Периоперационное ведение пациентов с артериальной... Неотложные состояния при артериальной гипертензии и гипертонические кризы |
Клинические рекомендации «Периоперационное ведение пациентов с артериальной... Неотложные состояния при артериальной гипертензии и гипертонические кризы |
||
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Учебная программа подготовки персонала по эксплуатации электрических станций и сетей» |
Рабочая Учебная программа дисциплины Практикум Администратор гостиницы Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению (специальности) 071800. 62 «Социально-культурная... |
||
Рабочая учебная программа практики по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих Программа практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) по профессии23. 01.... |
Евгений Викторович Турукин Решение об установке ксенона пришло после годовой эксплуатации авто, желтоватый цвет галогена ближнего света, а птф тем более, не... |
||
Рабочая учебная программа практики по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих Программа практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) по профессии23. 01.... |
Программа туристской подготовки Горный туризм и альпинизм Первая... Свой вклад в работу внесли: Коломин В. Ю., Смолин А. А., Клейн С. В., Мартынов А. Д., Логвинов В. Г., Тулаев Д. Н., Гуляев В. М.,... |
||
Программа туристской подготовки Горный туризм и альпинизм Первая... Свой вклад в работу внесли: Коломин В. Ю., Смолин А. А., Клейн С. В., Мартынов А. Д., Логвинов В. Г., Тулаев Д. Н., Гуляев В. М.,... |
Рабочая учебная программа дисциплины по направлению подготовки магистров... Их применение имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности как отдельной организации, так и экономики в целом, расширения... |
||
Учебно-методический комплекс дисциплины материаловедение направление... Учебная программа обсуждена на заседании кафедры технологии и предпринимательства |
Рабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060101.... Рабочая учебная программа составлена на основании типовой учебной программы по фармакологии для специальности лечебное дело, Федерального... |
||
Программа учебной практики (слесарной) для специальности 13. 02.... Место учебной практики в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: слесарная практика входит в раздел учебная практикапо... |
Рабочая учебная программа профессионального обучения (профессиональной подготовки) Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования краснодарский университет министерства |
Поиск |