Приказ от 28. 07. 1986 г. №169 в целях совершенствования воспитания и обучения, трудо­вой подготовки учащихся приказываю: Утвердить Положение об учебных мастерских общеобразо-вательной школы


Скачать 126.36 Kb.
Название Приказ от 28. 07. 1986 г. №169 в целях совершенствования воспитания и обучения, трудо­вой подготовки учащихся приказываю: Утвердить Положение об учебных мастерских общеобразо-вательной школы
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
Об утверждении Положения об учебных мастерских общеобразовательной школы

Приказ от 28.07.1986 г. № 169

В целях совершенствования воспитания и обучения, трудо­вой подготовки учащихся приказываю:

1. Утвердить Положение об учебных мастерских общеобразо-вательной школы.

2. Министерствам просвещения союзных республик:

довести Положение до сведения работников органов и уч­реждений народного образования; совместно с республиканскими отраслевыми министерства­ми и ведомствами принять меры по созданию учебных ма­-

стерских во всех общеобразовательных школах, а также по улучшению материальной базы имеющихся мастерских, их производственно-санитарного состояния в соответствии с на­стоящим Положением.

3. Считать приказ Министерства просвещения СССР от 29.12.1978 г. № 199 «Об утверждении Типового положения об учебных мастерских общеобразовательной школы» утра­тившим силу.

Ф.Г. ПАНАЧИН Заместитель министра

Положение об учебных мастерских общеобразовательной школы

Утверждено приказом Министерства просвещения СССР от 28.07.1986 г. № 169

Общие положения

1. Учебные мастерские создаются в каждой средней, не­полной средней и начальной школе. Они предназначены для:

трудового обучения учащихся I —VII классов1 в соответст­вии с утвержденными программами;

выполнения слесарных работ учащимися VIII — IX классов, обучающимися по профилям «Автодело» и «Основы агротех­ники и механизация растениеводства»;

организации общественно полезного, производительного труда учащихся;

проведения факультативных занятий по трудовому обуче­нию;

работы технических, художественно-прикладных кружков и клубов по интересам.

В отдельных случаях на базе учебных мастерских школы может осуществляться профессиональное обучение учащихся VIII—IX классов по профилям «Деревообработка», «Ме­таллообработка» и «Швейное производство».

2. В общеобразовательной школе создаются следующие учебные мастерские: для трудового обучения и общественно полезного труда учащихся I—IV классов, по обработке ме­талла, по обработке древесины (или комбинированная ма­стерская по обработке металла и древесины), по обработ­ке тканей, для работ с пищевыми продуктами. В спе­циальных общеобразовательных школах и школах-интерна­тах в соответствии с положениями об этих школах могут соз­даваться учебные мастерские других профилей (картонаж­ные, переплетные и т. п.). В школах, в которых в соот­ветствии с п. 10 постановления Совета Министров СССР от 14 августа 1968 г. № 628 «О мерах по дальнейшему развитию народных художественных промыслов» введено обучение уча­щихся техническим приемам изготовления художественных изделий, создаются мастерские народных художественных промыслов (резьба по дереву, роспись, керамика, чеканка и др.)

3. Количество мастерских, их разновидность и площади в каждой школе принимаются в зависимости от количества и наполняемости классов (классов-комплектов) с учетом Но­менклатуры типов зданий, состава и площадей помещений

общеобразовательных школ, утвержденной Госгражданстроем СССР и согласованной с Министерством просвещения СССР и Госпланом СССР 27 мая 1985 г. (НШ-85-90)2. При необходимости для группы близлежащих школ могут созда­ваться в установленном порядке межшкольные учебные ма­стерские. Кроме того, в дополнение к указанным мастер­ским базовые предприятия (организации) могут создавать учебно-производственные участки для производительного труда учащихся V—VII и других классов на правах своих структурных подразделений.

4. Строительство новых зданий общеобразовательных школ с учебными мастерскими для учащихся I—VII классов и при­стройку недостающих учебных мастерских к существующим зданиям школ следует осуществлять только по действую­щим типовым проектам, разработанным в соответствии с нор­мативными документами по проектированию (НШ-85-90 и СНиП 11-65-73 «Общеобразовательные школы и школы-ин­тернаты»), Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими. Запрещается организация ма­стерских в подвальных и полуподвальных помещениях.

5. Учебные мастерские оснащаются станочным и другим оборудованием, инструментами, приспособлениями, учеб­но-наглядными пособиями, техническими средствами обу­чения в соответствии с действующими Типовыми перечня­ми учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ, утверждаемыми Министер­ством просвещения СССР на каждую пятилетку, а также ди­дактическими материалами, технической и технологической документацией. При наличии свободной площади мастер­ские могут оснащаться также дополнительным станочным и другим оборудованием, приспособлениями и инструмен­тами, необходимыми для общественно полезного, произво­дительного труда учащихся, работы технических кружков, а также профессионального обучения в VIII—IХ классах по профилям, указанным в п. 1. В соответствии с п. 9 Положения о базовом предприятии общеобразовательной школы, ут­вержденного постановлением Совета Министров СССР от 30 августа 1984 г. № 928. в оборудовании учебных мастер­ских школам содействуют их базовые предприятия. Они обеспечивают школы производственными заданиями, предо­ставляют инструменты, материалы, технологическое обору­дование, комплектующие изделия.

Здесь и далее нумерация классов приведена в соответствии с новой структурой общеобразовательной школы.

Утверждены на 1985—1990 гг.


Оборудование, не предусмотренное Типовыми перечнями, в том числе самодельное, устанавливается в мастерских с разрешения технической инспекции труда профсоюзов, что оформляется соответствующими актами.

6. В учебных мастерских оборудуются рабочие места уча­щихся индивидуального и коллективного пользования, рабо­чее место учителя. Конструкция и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с учебными программами, а также учитывать различия антропометрических данных учащихся, требования эргономики, научной организации труда и техни­ческой эстетики. Планировка мастерских, размещение в них рабочих мест, оборудования и мебели должны обеспечи­вать благоприятные и безопасные условия для организации учебно-воспитательного процесса, возможность контроля за действиями каждого учащегося.

7. Рабочее место учащегося для индивидуального поль­зования — верстак или специальный стол с откидным, при­ставным или выдвижным сидением. Конструкция верстака (стола) должна обеспечивать его переналадку в соответствии с ростом учащихся или позволять применять подставки для ног. Рабочее место укомплектовывается постоянно при­меняемыми инструментами и приспособлениями, которые размещаются в укладках различной конструкции.

Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов с учетом деления V—IX классов на подгруппы в соответствии с установленными нормами: в го­родских школах с числом учащихся 25 и более человек, в сельских — 20 и более человек3.

8. Рабочее место учителя в мастерской располагается на возвышении — подиуме размером (примерно) 3600Х2000Х X200 мм. Оно оборудуется столом с емкостью для ТСО (ГОСТ 18313-73, тип. II), классной доской с комплектом классных инструментов и устройством для аварийного обесточивания рабочих мест учащихся. В зоне рабочего места учителя рекомендуется размещать шкафы-секции для хране­ния учебно-наглядных пособий и инструментов. К рабочему месту учителя подводится электропитание напряжением не свыше 42В.

9. В мастерских должны строго соблюдаться требования Положения об организации работы по охране труда в системе Министерства просвещения СССР и Правил по технике без­опасности и производственной санитарии для школьных учеб­ных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных комбинатов, цехов (пролетов, участков) и предприя­тий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся, утвержденных Министерством просвещения СССР. В соответствии с требованиями данных Правил производится осве­щение, отопление, общая и местная вентиляция мастер­ских. Электрические розетки в мастерских маркируются по напряжению.

10. Каждая учебная мастерская оснащается умывальниками со щетками и мылом в количестве 20 % от числа уча­щихся, а также электрополотенцами (полотенцами)4. В спе­циально отведенных местах размещаются емкости для от­ходов, стружки, мусора, обтирочных материалов. В комплект оборудования мастерских входят носилки и универсальная аптечка первой помощи (ТУ 64-7-51-72), а также противо­пожарные средства, включая углекислотный огнетушитель. Около аптечки указываются адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения.

11. Помещения мастерских оформляются стендами, таб­лицами и плакатами постоянного пользования, в том чис-

3 Указанные нормы деления вводятся одновременно со сни­жением наполняемости классов: с 1 сентября 1986 г. начиная с 1 класса по одному классу в год (Инструктивное письмо Министерства просвещения СССР от 22.05.1985 г. № 33-М).

ле — по безопасности труда и производственной санитарии, материаловедению, профессиональной ориентации и други­ми. В мастерских организуются постоянно действующие вы­ставки изделий, изготовленных учащимися, с указанием, кто и когда изготовил экспонаты.

Цвет для окраски стен, инвентаря, оборудования мастер­ских следует подбирать исходя из требований эргономики и технической эстетики с использованием сигнальных цветов и знаков безопасности по ГОСТу 12.4.026-76 «Цвета сигналь­ные и знаки безопасности».

12. Рабочие места учащихся обеспечиваются инструкциями по технике безопасности при выполнении конкретных видов работ, разработанными на основе типовых, утвержденными директором школы и согласованными с профсоюзным ко­митетом. Инструкции пересматриваются по мере необходи­мости, но не реже одного раза в три года.

13. В соответствии с приказом Министерства здравоохране­ния СССР от 10 апреля 1981 г. № 387 к занятиям (работе) в учебных мастерских допускаются школьники, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний к за­нятиям по трудовому обучению. Сведения об учащихся, не допущенных к работе в учебных мастерских, учитель по­лучает у медицинского персонала, закрепленного за школой. Все работы в мастерских учащиеся выполняют в спецодежде (халат, берет, передник, косынка). Коллективное пользование спецодеждой при этом не допускается. К выполнению каж­дого нового вида работ учащиеся допускаются только после проведения инструктажа по технике безопасности.

14. Заключение о пригодности мастерских к проведению занятий дается ежегодно комиссией по приему школы к учебному году и оформляется актом согласно инструктивному письму Министерства просвещения СССР от 15 августа 1977 г. № 54-М «Об акте приема готовности школы к новому учеб­ному году».

15. Организация и режим занятий, условий внешней среды в учебных мастерских определяются с учетом Санитарно-гигиенических требований к организации трудового обучения учащихся I—VII классов, утвержденных Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР 22 фев­раля 1985 г. № 3216—85.

16. Администрация школы принимает меры по модерниза­ции мастерских, систематическому пополнению их оборудо­ванием, инструментами, приспособлениями, улучшению их технического обслуживания, рационализации рабочих мест.

Приказом по школе на учителя (учителей) трудового обу­чения возлагается выполнение обязанностей мастера учебной мастерской (мастерских).

Учитель трудового обучения, выполняющий обязанности мастера учебных мастерских:

совместно с заместителем (помощником) директора по хо­зяйственной части (заведующим хозяйством) выполняет рабо­ту по обеспечению мастерских оборудованием, инструмен­тами, материалами;

планируют работу мастерских; совместно с педагогическим работником школы, осуществляющим организацию общест­венно полезного, производительного труда учащихся, плани­рует изготовление изделий на учебный год;

организует наладку и ремонт техники, оборудования, ин­струментов, приспособлений;

следит за своевременной проверкой электрооборудования, его заземления (зануления), состояния изоляции электропро­водки;

отвечает за безопасное состояние оборудования и сани-тарно-гигиеническое состояние мастерских;

принимает на ответственное хранение имущественно-ма­териальные ценности мастерских, ведет в установленном по­рядке учет.

Учителя трудового обучения, руководители кружков и об-

4 Допускается размещение умывальников в прилегающей к мастерской рекреации.






щественно полезного, производительного труда, работающие в мастерских 5 :

осуществляют подготовку инструментов и приспособлений к занятиям (заточку, наладку);

обеспечивают занятия заготовками, технической документа­цией;

проводят инструктаж учащихся по технике безопасности по каждому виду проводимых работ с регистрацией по ГОСТу 12.0.004-79;

несут ответственность за выполнение учащимися правил тех­ники безопасности, производственной санитарии и за охрану жизни и здоровья учащихся во время работы в школьных учебных мастерских.

Учителя трудового обучения один раз в пять лет проходят курсовую переподготовку по охране труда и аттестацию по знанию правил технической эксплуатации электроустановок напряжением до 1000 В, использующихся в учебных ма­стерских, с присвоением квалификационной группы не ни­же 3-й.

17. Использование учебных мастерских, их оборудования в целях, не предусмотренных настоящим Положением, запре­щается.

Требования к отдельным видам мастерских Мастерская для трудового обучения и общественно полезного труда учащихся I —IV классов

18. В мастерской для трудового обучения и общественно полезного труда учащихся I—IV классов рабочее место ин­дивидуального пользования, как правило, представляет собой стол ученический для кабинетов труда (ГОСТ 22046-76). Стол оснащается съемными укладками, в которых находятся ком­плекты ручных инструментов № 1 и № 2, а также трафареты разметочные и простые карандаши. Высота столов подбирает­ся (примерно) следующая: 50 % столов ростовой группы «Б» (600 мм) и 50 % столов группы «В» (660 мм).

19. Для выполнения отдельных видов работ, предусмотрен­ных программой, а также для различных занятий во вне­урочное время в мастерской оборудуются 6—8 рабочих мест коллективного пользования (покрытие столов пластиковое или линолеумное). Высота столов на рабочих местах коллектив­ного пользования должна соответствовать ростовой группе «Г» (720 мм), так как работа за ними производится в основ­ном стоя. На рабочих местах коллективного пользования устанавливаются тиски с шириной губок 40 мм, оборудова­ние для переплетных работ и работ по древесине, для реза­ния тонкого листового материала и пробивания в нем от­верстий, приборы для выжигания. Рабочие места, предназна­ченные для работ по выжиганию, оборудуются электропита­нием напряжением до 42 В, их рекомендуется оснащать вы­тяжным устройством.

Мастерские по обработке древесины и металла

20. Рабочим местом индивидуального пользования в дан­ных мастерских является столярный, слесарный или комбини­рованный верстак. При отсутствии в мастерских комплекта электроснабжения комбинированного (КЭК) к верстакам мо­жет подводиться электропитание напряжением не выше 42 В для выполнения электротехнических работ.

21. Рабочими местами коллективного пользования в ма­стерских по обработке древесины и металла являются станки, муфельная печь, пресс для штамповки, универсаль­ные приспособления для прокатки и гибки листового металла, проволоки, а также дополнительное оборудование, устанав-

5Дается дополнительно к обязанностям учителей, опре­деленным Уставом общеобразовательной школы, квалифи­кационными характеристиками, Правилами внутреннего тру­дового распорядка для работников общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР и Положени­ем об организации работы по охране труда в системе Ми­нистерства просвещения СССР.

ливаемое базовым предприятием для организации обще­ственно полезного, производительного труда учащихся. Ста­ночные рабочие места оборудуются тумбочками или уклад­ками для размещения измерительных и режущих инстру­ментов, заготовок, готовой продукции и документации. То­карные станки дополнительно укомплектовываются крючками для удаления стружки.

22. Окраска изделий распылением в мастерских должна производиться в специально оборудованном для этих целей вытяжном шкафу. При пайке и выжигании в мастерских ис­пользуются комплекты специального оборудования с отсо­сом воздуха. В случае отсутствия такого комплекта для пай­ки оборудуются специальные места с обязательным устрой­ством местных вентиляционных отсосов.

23. Специальные помещения (инструментальная комната мастера, кладовая для хранения сырья и готовой продукции), предусмотренные в составе мастерских, предназначаются для хранения инструментов, приспособлений, заготовок, ма­териалов, незавершенных работ учащихся, учебно-наглядных пособий, выполнения заготовительных работ.

Эти помещения являются, как правило, смежными с по­мещениями мастерских. Расположение и геометрия помеще­ния кладовой должны обеспечивать возможность разреза­ния на круглопильном станке длинномерных (до 6 м) пило­материалов.

24. Станки: фуговальный школьный СФО-1, круглопильный школьный СКД-1, заточные — относятся к оборудованию, на котором работает только учитель. Эти станки устанавли­ваются в специальных помещениях мастерских. В исключи­тельных случаях они могут устанавливаться непосредствен­но в мастерских около рабочего места учителя, при этом во время занятий с учащимися закрываются запирающими­ся футлярами. Указанные станки, а также токарные станки по дереву и муфельная печь обязательно оборудуются вен­тиляционными отсосами.

25. Рабочее место учителя в мастерских по обработке древесины и металла дополнительно оснащается верстаком для демонстрации приемов выполнения работ.

Мастерские по обработке тканей и кулинарии

26. Мастерские по обработке тканей и кулинарии могут быть раздельными или совмещенными (см. Приложение). В последнем случае для работ с пищевыми продуктами в них выделяется специальная зона (20—25 % площади).

27. Рабочими местами индивидуального пользования в дан­ных мастерских являются универсальные рабочие столы со встроенными швейными машинами типа «Чайка-ЗМ» или «По­дольск», укомплектованными ручным и электрическим приводами, с планшетами для инструкционных карт и уклад­ками с инструментами. Разрешается оборудовать рабо­чие места индивидуального пользования одно-двухместными столами со светлой поверхностью из водоотталкивающего материала с установленными на них бытовыми швейными ма­шинами с электрическим и ручным приводами.

28. Рабочими местами коллективного пользования являют­ся швейные машины 51-А класса (оверлоки), гладильные до­ски, примерочная, электрические (газовые) плиты, мойки, раз­делочные и обеденные столы, а также дополнительное оборудование, устанавливаемое базовым предприятием для организации общественно полезного, производительного тру­да учащихся. При отсутствии универсальных рабочих сто­лов в мастерской по обработке тканей устанавливается так­же стол или съемный щит для раскроя тканей.

29. Места для влажно-тепловой обработки, швейные маши­ны 51-А класса следует располагать в непосредственной близости от рабочего места учителя. К мойкам в мастер­ских подводится горячая и холодная вода. При отсутствии в школе горячего водоснабжения мойки оборудуются на­стенными электрическими или газовыми нагревателями.

30. Рабочее место учителя в мастерской по обработке тканей дополнительно оборудуется манекеном с комплектом чертежей основ швейных изделий.





Похожие:

Приказ от 28. 07. 1986 г. №169 в целях совершенствования воспитания и обучения, трудо­вой подготовки учащихся приказываю: Утвердить Положение об учебных мастерских общеобразо-вательной школы icon Приказ от 28 июля 1986 г. N 169 об утверждении положения об учебных...
В целях совершенствования воспитания и обучения, трудовой подготовки учащихся приказываю
Приказ от 28. 07. 1986 г. №169 в целях совершенствования воспитания и обучения, трудо­вой подготовки учащихся приказываю: Утвердить Положение об учебных мастерских общеобразо-вательной школы icon Документа
В целях совершенствования воспитания и обучения, трудовой подготовки учащихся приказываю
Приказ от 28. 07. 1986 г. №169 в целях совершенствования воспитания и обучения, трудо­вой подготовки учащихся приказываю: Утвердить Положение об учебных мастерских общеобразо-вательной школы icon Учебные мастерские предназначены для: трудового обучения учащихся...
На базе учебных мастерских школы может осуществляться предпрофильное, профильное и профессиональное обучение учащихся 8-11 классов...
Приказ от 28. 07. 1986 г. №169 в целях совершенствования воспитания и обучения, трудо­вой подготовки учащихся приказываю: Утвердить Положение об учебных мастерских общеобразо-вательной школы icon Рожнев Я. А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных...
Окраска «под мрамор». Рожнев Я. А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских: Учеб. Пособие для учащихся пед...
Приказ от 28. 07. 1986 г. №169 в целях совершенствования воспитания и обучения, трудо­вой подготовки учащихся приказываю: Утвердить Положение об учебных мастерских общеобразо-вательной школы icon О соблюдении требований техники безопасности при организации трудовой...
Воспитания подрастающего поколения и необходимости его совершенствования говорится в документах XXVI съезда кпсс, Постановлении ЦК...
Приказ от 28. 07. 1986 г. №169 в целях совершенствования воспитания и обучения, трудо­вой подготовки учащихся приказываю: Утвердить Положение об учебных мастерских общеобразо-вательной школы icon Кабинета кабинет биологии и химии
Учебные кабинеты открывают неограниченные возможности совершенствования методов обучения и воспитания. Организация в школах учебных...
Приказ от 28. 07. 1986 г. №169 в целях совершенствования воспитания и обучения, трудо­вой подготовки учащихся приказываю: Утвердить Положение об учебных мастерских общеобразо-вательной школы icon Утверждено
В отдельных случаях на базе учебных мастерских школы может осуществляться профессиональное обучение учащихся VIII-IX классов по профилям...
Приказ от 28. 07. 1986 г. №169 в целях совершенствования воспитания и обучения, трудо­вой подготовки учащихся приказываю: Утвердить Положение об учебных мастерских общеобразо-вательной школы icon 812 963-04-20 министерство транспорта российской федерации приказ
В целях совершенствования нормативной правовой базы по вопросам квалификационной подготовки специалистов юридических лиц и индивидуальных...
Приказ от 28. 07. 1986 г. №169 в целях совершенствования воспитания и обучения, трудо­вой подготовки учащихся приказываю: Утвердить Положение об учебных мастерских общеобразо-вательной школы icon Приказ от 6 августа 2015 г. N 124н о внесении изменений в приказ...
В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бюджетной деятельности приказываю
Приказ от 28. 07. 1986 г. №169 в целях совершенствования воспитания и обучения, трудо­вой подготовки учащихся приказываю: Утвердить Положение об учебных мастерских общеобразо-вательной школы icon Пояснительная записка дополнительная предпрофессиональная образовательная...
Программа предназначена для подготовки пловцов в группах начальной подготовки (гнп), тренировочных группах (ТГ) и группах совершенствования...
Приказ от 28. 07. 1986 г. №169 в целях совершенствования воспитания и обучения, трудо­вой подготовки учащихся приказываю: Утвердить Положение об учебных мастерских общеобразо-вательной школы icon Пояснительная записка 1 Исторический справка. 2 Цели и задачи организации кадетского класса 4
Центрами кадетского обучения и воспитания ранее были кадетские школы и школы-интернаты. На основании Указа Президента РФ в 2014-2015...
Приказ от 28. 07. 1986 г. №169 в целях совершенствования воспитания и обучения, трудо­вой подготовки учащихся приказываю: Утвердить Положение об учебных мастерских общеобразо-вательной школы icon Приказ от 13 октября 2014 г. N 161 о внесении изменений в приказ...
В целях совершенствования и развития единой системы отчетности о деятельности организаций, входящих в состав Государственной корпорации...
Приказ от 28. 07. 1986 г. №169 в целях совершенствования воспитания и обучения, трудо­вой подготовки учащихся приказываю: Утвердить Положение об учебных мастерских общеобразо-вательной школы icon Приказ от 13 мая 1986 г. N 203 об утверждении инструкции о порядке...
В целях дальнейшего совершенствования дела государственного учета, охраны, использования, реставрации и пропаганды памятников истории...
Приказ от 28. 07. 1986 г. №169 в целях совершенствования воспитания и обучения, трудо­вой подготовки учащихся приказываю: Утвердить Положение об учебных мастерских общеобразо-вательной школы icon «Проектная деятельность по физике как средство обучения и воспитания...
I. Теоретическое исследование проектной деятельности как средство обучения и воспитания школьника
Приказ от 28. 07. 1986 г. №169 в целях совершенствования воспитания и обучения, трудо­вой подготовки учащихся приказываю: Утвердить Положение об учебных мастерских общеобразо-вательной школы icon Об учебных мастерских в мбоу сош с. Крутое
В школе создаются следующие учебные мастерские: для трудового обучения и общественно полезного труда учащихся V-XI классов, по обработке...
Приказ от 28. 07. 1986 г. №169 в целях совершенствования воспитания и обучения, трудо­вой подготовки учащихся приказываю: Утвердить Положение об учебных мастерских общеобразо-вательной школы icon Приказ Минздрава РФ от 9 января 1998 г. N 2 "Об утверждении инструкций по иммуносерологии"
В целях совершенствования системы обеспечения иммунологической безопасности переливания крови и ее компонентов, профилактики посттрансфузионных...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск